Что объединяет театр российской армии. Театр Красной армии

Поразительное архитектурное решение, грандиозные размеры здания и главного зала, впечатляющие возможности сцены и особая организация мероприятий - под контролем Министерства обороны РФ. Все озвученное - Центральный в Москве.

О театре

Театр тогда еще Красной Армии начал свою славную деятельность в 1930 г. Его домом решено было сделать поразительный шедевр сталинского ампира - здание формы громадной пятиконечной звезды, спроектированное В. Н. Симбирцевым и К. С. Алабяном. В эксплуатацию оно было введено десять лет спустя - в 1940 г.

Если посмотреть на схему Большого зала Театра Российской Армии, то не придется сомневаться в том, что он признан самым масштабным среди всех залов мировых драмтеатров. Высотой в 6 этажей, рассчитанный более чем на 1,5 тыс. зрителей, он запоминается всем побывавшим здесь. Отдельного внимания заслуживает и сцена, признанная самой большой в Европе, здесь возможно и развернуть натуральную сцену баталии, и выстроиться целому воинскому подразделению, и даже свободно ездить на автомобиле.

Купить билеты на спектакли, представления, концерты и иные мероприятия можно как в кассах театра, так и онлайн на его официальном сайте и в виртуальных билетных кассах.

Схема Большого зала Театра Российской Армии дополнительно свидетельствует о его масштабности и грандиозности. Но самая большая гордость - это труппа, коллектив режиссеров-постановщиков.

Бывают театры абсурда, бывают — оперы и балета, бывают — комедии и трагедии. И таких существует великое множество. А вот Театр Российской Армии один — самый большой в Европе театр, где на сцене воспроизводились сражения с участием танков! Diletant . media решил сегодня вспомнить историю уникального театра.

Театр Красной армии

В се началось в 1929 году, когда в Москве был создан Центральный театр Красной армии, куда отправились призванные к военной службе актеры. Днем рождения театра принято считать 6 февраля 1930 года.

В Москве в 1929 году был создан Центральный театр Красной армии


Именно тогда на сцене был показан первый спектакль «К.В.Ж.Д.». С этого дня началась работа выездного театра: труппа разъезжала по всей стране от Ленинграда до Дальнего Востока и организовывала культурный досуг воинских частей. В 1937 году был основан филиал Театра Армии — Драматический театр Восточного военного округа в Уссурийске.

Гигантская звезда

В 1934 решено было отпраздновать пятилетие театра постройкой нового здания. Объявили конкурс, в котором победил проект архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. Проект был выполнен со свойственной тому времени масштабностью: у здания 10 этажей! Отчетливо видны черты сталинского ампира: здание обрамляют 96 колонн по 18 метров в высоту и по 3 метра в диаметре. Театр имеет форму пятиконечной звезды. Каждый луч указывает направление на самые крупные транспортные узлы Москвы, а пятый устремлен к центру города.

Удобным расположением лучей театра пользовались немецкие летчики


Говорят, этим удобным расположением лучей пользовались немецкие летчики, бомбившие столицу во время Великой отечественной войны. Здание строилось долгих 6 лет, и лишь в 1940 оно было закончено. Но первоначальный проект все-таки был выполнен не до конца: по одной версии, здание должна была венчать огромная скульптура красноармейца, по другой — Ленина. Как бы то ни было, война расстроила планы архитекторов.

Проект театра

Больше только Ла Скала

Внутри театр также поражает размерами: Большая сцена Театра Армии уступает разве что сцене театра Ла Скала. Правда, во время реконструкции в 70-х годах размеры немного уменьшились, но, тем не менее, на сцене может спокойно уместиться тысяча человек и даже легкая бронетехника!

На сцене театра может уместиться тысяча человек и легкая бронетехника


Именно из-за огромных размеров сцена Театра Армии была выбрана немецким режиссером Питером Штайном для постановки в 94 году спектакля «Орестея» по трагедии Эсхила. Удивляет и техническое оснащение сцены, созданное инженером Мальциным. Со времен постройки оно работает практически без ремонта.



Театр во время Великой отечественной войны

Оформляли здание театра знаменитые художники: над фресками потолка трудился Лев Бруни, железный занавес-портал воспроизводили по проектам графиков Фаворских. Плафоны над буфетами в амфитеатре расписывали сами Александр Дейнека и Илья Фейнберг! Мраморные лестницы украшены панно работы Соколова-Скаля и Александра Герасимова.


Театр Попова

Здание театра было открыто постановкой «Полководца Суворова», а через две недели на сцене появились «Мещане» Чехова. С тех пор в театре было поставлено почти 45 тысяч спектаклей. За время работы на сцене Театра Армии в разное время появлялись известные актеры Александр Хохлов, Петр Константинов, Любовь Добржанская, Андрей Попов, Нина Сазонова, Борис Ситко и Даниил Сагал. Воспитывал труппу Алексей Дмитриевич Попов, руководивший театром вплоть до 1958 года. Он отлично умел распоряжаться пространством сцены, с особой простотой показывать сложные сюжетные перипетии. Именно Попов поставил «Полководца Суворова», «Давным-давно», «Флаг адмирала», «Сталинградцев», «Фронт» и «Степь широкуб», ставших по-настоящему классическими. Затем бразды правления взял в свои руки его сын Андрей, народный артист СССР.


Алексей Дмитриевич Попов

От классики до современности

Руководители менялись, а слава театра оставалась неизменной. Зрители Театра Армии смогли увидеть множество замечательных спектаклей: «Учитель танцев», «Океан», «Святая святых», «Барабанщица», «Смерть Иоанна Грозного», «Павел I», «Мандат», «Деревья умирают стоя». На сцене встречались классика и современность. Нашлось место Чехову, Достоевскому, Островскому, Шекспиру, Мольеру, Бальзаку, Драйзеру и даже Брехту. Залы никогда не пустовали.



Спектакль «Гамлет» на сцене Театра Российской Армии

Сегодня главным режиссером Театра Армии является Борис Морозов. Он сосредоточил свое внимание на мировой классике, которая с успехом идет на сцене. В 1998 театр Российской армии получил престижную премию «Хрустальная Турандот» за спектакль «На дне». К тому же, недавно в театре появился 3D мюзикл «Пола Негри», который привез в Россию режиссер из Польши Януш Юзефович.

Екатерина Астафьева

Здание Центрального Академического театра российской армии является ярким памятником архитектуры "Сталинского ампира". Наряду с высотками "Семью сёстрами" является наверное самым узнаваемым зданием этого периода в Москве. Сооружение имеет в плане форму пятиконечной звезды - это очень необычно. К тому же сцена театра считается одной из самых больших, на ней могут устраиваться представления с участием военной техники и кавалерии. Сегодня посмотрим на здание с точки зрения архитектуры. Тем более совсем недавно его фасад стал экраном для видеопроекции на тему 70-и летия Победы.

Здание театра возвели в период с 1934 по 1940 год. Вот уникальное фото со строительства. Надпись "Строим ЦТКА". Это аббревиатура означает Центральный Театр Красной армии.

Архитекторами проекта выступили К. Алабян и В. Симбирцев. Они же, кстати тоже в соавторстве, были авторам не реализованного Дворца Советов. А после войны в 40-е 50-е годы занимались восстановлением Сталинграда. Очень серьезные и востребованные архитекторы.

Масштаб, конечно поражает.

А вот проект, судя по этому эскизу, должен был быть еще масштабнее. Колонны на первом этаже должны были быть переменного сечения, в нижней части 10 угольные, и пятиугольные выше. Над первым ярусом на концах звезды планировалось разместить скульптуры красноармейцев, над входом тоже, над вторым ярусом скульптуры поменьше. И венчать все должна была скульптура красноармейца, держащего в вытянутой руке красную звезду. Чем то напоминает статую Свободы.

Вот отличное фото. тут видно, что над первым ярусом была площадка, по которой можно было прогуляться. Сейчас форму кровли поменяли и площадки там нет. После того, как посмотришь на эскиз, кажется, как будто здание не доделано.

Обратите внимание, какие маленькие деревца в парке.


Внезапно пальмы. Наверное летом в кадках выставляли.

Года не прошло с открытия театра и наступила Великая Отечественная война. Театр, как и все узнаваемые здания Москвы замаскировали, нанеся раскраску, имитирующую жилые дома. Рядом на площади разместились артиллеристы.

Тоже самое и зимой. Около театра была развернута батарея 76-мм зенитных орудий. Удивительно, но во время бомбежек театр не был разрушен.

А это уже послевоенное фото.

1. Театр прекрасно видно издали, например от спорткомплекса Олимпийский.

2. А самый лучший вид открывается из сквера на площади Суворова. Поглядите, как тут все заросло деревьями и кустарником.

3. Собственно сам Суворов смотрит на здание театра и поражается его крутостью.

4.

5. Классический вид.

6. Колонны имеют в сечении профиль пятиконечной звезды. В крыше в конце звезды круглый проем. Есть мнение, что внизу должны были быть фонтаны, бьющие на всю высоту колонн. Нечто подобное можно увидеть перед павильоном "Узбекистан" на ВДНХ.

7. Кстати еще одна интересная особенность. Театр стоит как бы на возвышении и ко входу ведет лестница. Классический прием.

8. Красивый балкончик наверху.

9.

10. Даже решетки, закрывающие окошки цокольного этажа и те со звездами.

11. Немного геометрии. Кстати по периметру здания установлено 80 колонн.

12. Неожиданно выкинули какие то декорации.

13. А вот тут видимо ворота, через которые подают крупногабаритные декорации.

14. По всему периметру есть входные двери.

15. А вот входная группа украшена побогаче. Тут еще очень симпатичные светильники.

16. Очень круто, что перед зданием просторная площадь, можно отойти подальше и рассмотреть все.

17.

18. Ну и еще один весенний вид.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Грандиозное сооружение было первым теат­ральным зданием, построенным в советской Москве. За строительством Центрального теат­ра Красной Армии (так он назывался до 1951 года) наблюдал лично маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов. Существует легенда, что необычная форма здания возникла из-за того, что на встрече с архитектором Каро Семеновичем Алабяном маршал взял со стола свою пепельницу в форме звезды, положил на бумагу, обвел и предложил сделать такой проект. И Алабян вместе с коллегой Василием Николаевичем Симбирцевым взялись это осуществить. Если смотреть на театр сверху, то он строго соответствует форме пятиконечной звезды. Говорят, что во время Великой Отечественной войны германские летчики использовали строение как ориентир: три луча из пяти указывают на московские вокзалы, один — на Комсомольскую площадь, а один — на центральную часть столицы.


Возведенное в 1940 году, здание театра было на тот момент одним из самых высоких в Моск­­ве. Кстати, кроме десяти этажей над поверхностью земли, у него есть еще десять подземных. Большой зрительный зал рассчитан на 1500 человек. Малый зал — на 450. Из-за того что архитекторы поставили во главу угла следование форме, возникли проблемы с размещением основных театральных помещений. Традиционно композиция театральных зданий, если смотреть на план, строится вдоль продольной оси симметрии: вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка. Алабяну и Симбирцеву предстояло создать новую объемно-пространственную форму, что было очень сложно. Ядром планировки стал зрительный зал, вокруг которого расположены фойе и залы. В лучах звезды — буфеты и артистические комнаты. Над зрительным залом находится репетиционный, который также служит Малой сценой.

Большой зрительный зал веерного типа — самый вместительный в мире зал драматического театра. Места делятся на сектора, похожие в плане на веер. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами.

Большой зал Театра Российской армии — крупнейший в Европе, он расcчитан на 1500 зрителей. Фото: PhotoXPress

Сцена для танка

Заказы для строительства театра, которое шло шесть лет, выполняли около 40 заводов. В его оформлении принимали участие лучшие ху­­дожники-монументалисты. фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделали по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновья Никита и Иван. Плафоны над буфетами в амфитеатре создал Александр Дейнека. Парадные мраморные лестницы украсили живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Гераси­­мова. Вся мебель была изготовлена на заказ.


Но проект был воплощен в жизнь далеко не полностью. По плану на верхней башне здания должна была возвышаться гигантская фигура красноармейца, над центральным фронтоном — скульптурная композиция «Октябрь», а на пяти верхних углах строения — скульптуры, олицетворяющие различные виды войск. На крыше планировалось разбить сад с цветниками и газонами, обустроить там ресторан, танцевальную площадку и кинотеатр, а зимой — зали­­вать каток.

Большой зал театра, спроектированный инженером Иваном Мальцевым, занимает шесть этажей. Сцена состоит из большого вращающегося барабана диаметром 26 м, внутри которого находится малый барабан вдвое меньшего размера, и неподвижных частей. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков, на сцене установлены так называемые столы, которые способны подниматься на высоту 2,5 м и опускаться на глубину 2 м. Всего 19 столов, с помощью которых можно было создать гигантский амфитеатр для съездов. Для таких случаев были предусмотрены специальные щиты, закрывающие оркестровую яму. На сцене

есть даже танковый въезд. Планировалось, что в спектаклях будет участвовать настоящая военная техника. Но говорят, что пол сцены не выдержал веса танка, и машина провалилась вниз на технические этажи. На этих этажах размещены сценические механизмы, кабели, электромоторы и даже собственная электроподстанция, так как театру необходимо очень много энергии. Одних только световых точек в здании около 10 000.

Над большим и малым залами расположена художественная мастерская, в которой изготавливают огромные живописные декорации. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают вниз, на сцены, через специальный люк.

Владимир Зельдин и все-все-все

Театр открылся 14 сентября 1940 года спектак­лем «Полководец Суворов». С тех пор на этой сцене состоялось более 300 премьер и прошло около 45 000 спектаклей. Театр Красной Армии был создан еще в 1929 году для обслуживания войск, и десять лет, пока не получил постоянного помещения, выездная труппа кочевала по воинским частям и гарнизонам. В этом году театр отмечает 85-летие. Среди постановок есть и спектакли-долгожители: «Учитель танцев» Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, был сыгран более 1900 раз, а премьера 1942 года «Давным-давно» Александра Гладкова — около 1200 раз. В театре служили и служат такие звезды, как Фаина Раневская, Любовь Добр­­жанская, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин,

Лариса Голубкина, Александр Дик и другие. Так как театр ведомственный, многие актеры проходили на его сцене срочную службу.

Настоящей легендой ЦАТРА стал Владимир Михайлович Зельдин — один из ведущих актеров театра, которому в следующем году должно исполниться 100 лет. Владимир Михайлович служит здесь с 1945 года. Главную роль в спектакле «Учитель танцев» он играл на протяжении почти 30 лет. Зельдина можно увидеть в спектаклях «Танцы с учителем» и «Человек из Ламанчи».

Центральный театр Российской армии

Адрес: Суворовская пл., 2 (м. Достоевская)

Здание самого патриотического театра страны было возведено на площади Коммуны к 1940 году, с тех пор и театр Красной Армии, и площадь Коммуны успели поменять названия, а гигантская пятиконечная звезда была и остаётся выдающимся памятником архитектуры. Большинство москвичей, рождённых в СССР, помнят его как театр Советской Армии.

Театр Красной Армии был организован в 1929 году по инициативе Политуправления РККА в целях патриотического воспитания, а днём его рождения считается 6 февраля 1930 года. В этот день было показано первое представление «К.В.Ж.Д.» по реальным событиям советско-китайского военного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге. Своего здания у театра тогда не было, труппа гастролировала по воинским частям и гарнизонам по всему СССР, а в Москве выступала на сцене ЦДКА.

Расцвет театра связан с именем режиссёра Алексея Попова, он возглавил театр в 1935 году и принялся разнообразить военно-патриотический репертуар классическими постановками. Попов считал необходимым не только показывать будни армии, но и просвещать, поднимать культурный уровень солдат и командиров. «Есть Родина, которую мы любим, и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди ее защищают - во многом зависит от нас. Как мы, мы - театр, их воспитываем, такими они и будут», - писал Попов.

Так на сцене армейского театра появились персонажи шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Укрощение строптивой». В дальнейшем в репертуаре театре стала преобладать отечественная и зарубежная классика: «Чайка», «Гамлет», «Севильский цирюльник», «Похождения бравого солдата Швейка», «Много шума из ничего», «На дне», «Севастопольский марш», «Сердце не камень», «Дама с камелиями» и ещё десятки постановок. В годы Великой Отечественной войны артисты выезжали выступать перед бойцами в составе фронтовых концертных бригад, дав около 1000 концертов. В военные годы Алексей Попов поставил патриотические спектакли «Давным-давно», «Бессмертный», «Сталинградцы». Увы, ведомственная принадлежность ограничивала режиссёрскую свободу и в 1960 году под давлением генералов Главного политуправления Алексей Попов был вынужден уйти.

Но вернёмся в 1934 год, когда в Москве прошёл конкурс на лучший проект театрального здания и по его итогам был одобрен проект архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. Они задумали величественное здание в виде пятиконечной звезды, не имеющее аналогов не только по архитектуре, но и по техническому оснащению сцены. По первоначальному замыслу купол театра должна была украшать скульптура красноармейца с винтовкой, по углам планировалось установить скульптурные композиции с бойцами из разных родов войск, а над парадным входом - композицию «Единение трудящихся».

Строительство театра. 1937 год: https://pastvu.com/p/5425

Десять этажей на поверхности это только видимая половина айсберга, под землёй скрыто ещё столько же этажей, насыщенных театральной машинерией. Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным до наших дней работает практически без ремонта - в центре вращаются два огромных круга, а двенадцать подъёмных платформ помогают режиссёрам и художникам экспериментировать со сценографией спектаклей. Это самая большая в Европе сценическая площадка. Многие источники упоминают об участии в каких-то спектаклях настоящих танков и кавалерии, но достоверно это не подтверждено.

В оформлении интерьеров принимали участие лучшие художники-монументалисты - фрески на потолке расписывал Лев Бруни, занавес-портал был сделан по эскизам графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал - на 400 мест.

По городской легенде, расположение лучей пятиконечной звезды, указывающих на Белорусский, Савёловский, Рижский вокзалы, Комсомольскую площадь и Кремль, помогало немецким бомбардировщикам ориентироваться в небе над столицей во время авианалётов. В этом случае архитекторы-вредители наверняка были бы расстреляны за пособничество врагу, но в 1941 году Симбирцев был назначен главным архитектором и инженером оборонительного строительства в Москве, а Алабян хоть и оказался под ударом, это случилось уже после войны из-за конфликта с Берией. На самом деле театр был замаскирован, а вокруг установлены зенитные батареи.

14 сентября 1940 года новое здание театра открылось спектаклем «Полководец Суворов» И.Бахтерева и А.Разумовского в Большом зале. Через две недели на Малой сцене зрители увидели «Мещан» Максима Горького. Свыше 300 премьер, около сорока пяти тысяч спектаклей - итог работы театра за всю его историю. На сцене Театра Красной (Советской) Армии разных лет блистали Фаина Раневская, Любовь Добржанская, Виктор Пестовский, Марк Перцовский, Михаил Майоров, Николай Коновалов, Людмила Фетисова, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.

С 1995 года главным режиссёром Центрального академического театра Российской армии (такое название носит театр с 1993 года) является Борис Морозов.

Театр Советской Армии. 1950-1960-е годы: https://pastvu.com/p/196931

Театр Красной Армии (1930-1951)

Театр Советской Армии (1951-1993)

Центральный академический театр Российской Армии

Москва, Суворовская площадь, дом 2