Уровень культурный. Уровни и формы социально-культурной деятельности

Выделяют три уровня культуры .

1. Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу - профессиональными творцами. Это «высокая литература», «кино не для всех» и т.д. Она ориентирована на подготовленную аудиторию - высокообразованную часть общества: литературоведов, киноведов, завсегдатаев музеев и выставок, писателей, художников. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

2. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это сказки, легенды, народные песни и танцы, народные промыслы, тосты, анекдоты и т.д. Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Зачастую произведения народного творчества существуют и передаются устно из поколения в поколение. Этот уровень культуры адресован широким слоям населения.

3. Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Это телесериалы, книги популярных авторов, цирк, блокбастеры, комедии и т.д. Этот уровень культуры адресован всем слоям населения. Потребление продуктов массовой культуры не требует специальной подготовки. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры .

1. Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

2. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей,. Н например, национальная, молодежная, религиозная.

3. Контркультура - вид субкультуры, которая противостоит доминирующей, например: хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство.

Основные направления искусства:

· музыка;

· живопись, скульптура;

· архитектура;

· литература и фольклор;

· театр и кино;

· спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.


Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ).

СМИ - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т.д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. Но законодательство налагает определенные запреты на эту свободу.

Запрещается:

1) использование в программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей;

2) пропаганда порнографии, насилия и жестокости, национальной розни;

3) распространение информации о способах разработки и местах приобретения наркотиков и психотропных препаратов;

4) использование СМИ в целях совершения уголовных преступлений;

5) разглашение сведений, содержащих государственную тайну.

Для более широкого представления о сущности реабилитационного процесса в отношении лиц с ограниченными возможностями принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия, как «социально-культурная среда».

В социологическом анализе среда рассматривается, прежде всего, как «социальная среда». В современной социологии социальная среда рассматривается как внешние условия в особой системе связей между людьми, то есть когда система связей в социуме характеризует взаимодействие между людьми, социальными группами, в ходе которого и возникают определённые общественные отношения. В результате этого взаимодействия происходят изменения и преобразования действительности. Здесь можно оперировать формулой «человек – окружающие условия», что позволит увидеть в явлении взаимодействие, которое выражает воздействие одного на другое и определяет восприятие такого воздействия. Последнее должно проявиться в социальных преобразованиях, носящих проявление индивидуальности человека в его взаимодействии с окружающей средой.

Понятие «среда» вошло в культурологические науки сравнительно недавно. В отечественной науке разработана теория «среды». Культурологический термин «среда» означает устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект (личность, группа, класс, общество) и которые оказывают влияние на его деятельность по созданию и освоению духовных ценностей и благ, на его духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры. Это определение позволяло ввести уточняющее понятие «социокультурная среда». Следовательно, под социокультурной средой понимается определённая система «среда-личность», так как в ней существует внутренняя связь условий и деятельности, их взаимопроникновение. Таким образом, социально-культурная среда выступает как сфера реализации общественных функций культуры, направленных на духовное формирование и социализацию личности, в том числе и инвалида. При этом социализация понимается как процесс объединения людей, а культурная направленность выступает как содержание объединения.



Вещественную сторону социально-культурной среды следует рассматривать как совокупность определённых культурных ценностей в данном социуме и их использования в деятельности инвалида, включённого в данную среду. Следовательно, сюда следует отнести также характер организации и механизм функционирования духовных ценностей. В перечень общечеловеческих ценностей среды необходимым составляющим включается и толерантность, как принцип построения взаимоотношений между членами социума. И от того, как будет сформулирована ценностная модель толерантного отношения между субъектами, зависит уровень результативности.

Личностная сторона среды – это люди, окружающие личность, воздействующие (положительно или отрицательно) на её формирование, складывание духовных потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций. Категории «социокультурная среда» и «личность» тесно связаны друг с другом. Личность без среды не существует, но понятие социально-культурной среды становится бессмысленным, если мы не соотносим его с личностью.

Личностная сфера социокультурной среды дифференцируется в зависимости от следующих аспектов: во-первых, от уровней воздействия среды на личность. В данном аспекте различают макросреду и микросреду. Под «макросредой» понимают само общество и социальные группы, информационное пространство. Под «микросредой» понимают среду ближайшего окружения. «Макросреда» состоит из множества «микросред». Культурное взаимодействие макросреды и личности осуществляется посредством межличностных контактов и приобретённым индивидуальным опытом. Именно, своеобразие различных уровней социокультурной среды во многом определяют формирование общих (типовых) и особенных (индивидуальных) признаков личности инвалида.

Индивид, групповое сознание, взгляды, представления, чувства, установившиеся традиции, культура речевого общения и средства массовой коммуникации, составляют духовную атмосферу и отражают сущностные характеристики отношений (инвалида со средой, среды к инвалиду). Как предметная среда, так и духовная атмосфера представляет непосредственное окружение личности, определяя её ценностные ориентации и установки, нормы и правила поведения её в той или иной бытовой общности.

Среда ближайшего окружения неоднородна, может включать в себя и положительные и отрицательные элементы.

Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны представить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «Обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако, на практике такое «обживание», как правило, сводится к освоению предложенных кем-то извне и реализованных идей и проектов.

Среда - это по существу испытательный «полигон», в рамках которого отрабатываются и осваиваются различные по назначению и показаниям социально-культурные реабилитационные методы и технологии.

Информационно-познавательная, просветительная составляющая характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего их мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни.

Досугово-творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самостоятельное культуротворческое начало.

Создавая новые условия функционирования социокультурной среды, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и к целям и методам их реализации.

Социально-культурная среда – конкретное непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных условий его жизнедеятельности и социального поведения, это – его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это – конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Значение социально-культурной среды в процессе динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как она создаёт условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества.

Но на теоретическом уровне сущность социально-культурной среды как социального феномена не вполне осознана, что является препятствием к её формированию как социологической категории и созданию дополнительных возможностей для развития различных видов и форм социально-культурной деятельности в границах социально-культурной среды.

Первые попытки теоретического анализа социальной среды можно отнести к началу 1980 года, когда в работах М.В. Лашиной и ряда других учёных была исследована сущность этой категории.

Для лучшего понимания специфики категории «Социально-культурная среда», в которую включаются различные феномены социальной и культурной жизни, отечественные социологи и культурологи предлагают рассматривать исходные понятия «социум» и «культура» как относительно автономные реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также социальных взаимодействий, отношений.

Культура, как результат человеческой деятельности, представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих социальную принадлежность, индивидуальное самоопределение личности.

«Социальное» и «культурное» тесно переплетены, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Сущность социума – делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры – способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению её социальноролевой ограниченности в процессе ценностно-ориентированной активности.

Анализируя различия между культурной и социальной системами, можно рассматривать их не просто как отдельные и взаимозависимые, но и как взаимопроникающие системы. Определённые аспекты культурной сферы не могут быть понятны безотносительно к фактам социальной сферы, и наоборот, социальная сфера не может анализироваться без её соотнесения к культуре. В этом смысле культурная и социальная системы не могут быть отделены друг от друга, хотя и могут трактоваться как аналитически независимые.

Уровень культуры, в том числе и нравственной, определяется тем, какие базовые потребности доминируют в жизни данного человека, данной группы людей. Каждая цивилизация в своем развитии порождает те или иные нравственные ценности, вырабатывая нормы и формы отношений между людьми (традиционные, ритуальные, этикетные и т. д.) в которых реализуется добро. Наполнение этих культурных форм происходит в разных жизненных ситуациях, в живом поле культуры.

Низший уровень культуры, ниже которого развитое общество не дает опуститься ни индивиду, ни группе, определен тем, что главными в жизни являются потребности и ценности своего материально-вещного существования и комфорта. Человеку этого уровня известно различие между добром и злом, он знает, что добро значимо, во всяком случае добро в отношении к нему самому. Он может вести себя в соответствии с известными нравственными нормами, делая выбор в жизненных ситуациях в пользу добра, потому что так принято в обществе. Мотивы его поступков определяются не столько желанием делать добро, потому что он добр, или чувством долга, сколько внешней в отношении к нему нормой поведения, действующей в данном обществе и привычной ему. Человек этого уровня совершает добрый поступок потому, что полагает - он «зачтется» или в настоящей жизни, или в посмертном существовании. Ведь общество старается блокировать проявления зла, безнравственность осуждается, а если человека осуждают там, где он живет и действует, то ему и живется труднее. А для него очень важны условия своей материально-вещной обеспеченности, нормальность отношений, свой душевный покой и покой людей, которые с ним непосредственно связаны: его близкие родственники и его приятели. Добро и в отношении к ним реализуется в основном в сфере материально-вещных отношений. Делать добро при этом значит обеспечить, одеть, обуть, накормить, поддержать материально.

Общество требует от любого человека проявлений честности и справедливости. Человек низшего уровня культуры будет ограниченно честным, порядочным, справедливым, но лишь постольку, поскольку это полезно для него. Ведь если его поймают, скажем на обмане, то станут плохо относиться, а тогда его материально-вещный и душевный комфорт оказываются под угрозой. Человеку этого уровня могут быть свойственны и чувства жалости и порывы милосердия. Но и жалость и милосердие и прочие нравственные движения души у этих людей неустойчивы и проявляются зачастую в грубой форме, порой даже оскорбительной. Потому что деликатность, такт – это слишком тонкие для них материи. Человек бывает уверен, что если он пожалел, проявил милосердие (в какой бы форме это ни выразилось), тот, кого пожалели, должен быть благодарен. Вообще ощущение долга других по отношению к себе на этом уровне развито. А вот ощущение своего долга ограничено. Во-первых тем, в отношении к кому, к чему именно у человека есть долг. Обычно речь идет о близких: долг отца, материнский долг, сыновний, дочерний. Во-вторых, свой долг ограничен гранью, за которой он начинает противоречить пользе, выгоде, корысти. Когда у человека низшего уровня культуры возникает конфликт между его долгом и его пользой, долгу не выстоять.

Стыд, совесть, как внутренние регуляторы отношений и поведения, могут проявиться на этом уровне культуры, но в ослабленном виде, и сравнительно легко преодолеваются. От мучений совести стараются так или иначе избавиться оправдывая себя, ища других виноватых, или даже ставя под сомнение ценность самой совести.

Люди этого уровня культуры не свободны от собственного нравственного лицемерия. Оно проявляется в формах излишней заботы о нравственности других людей и подчеркнутого соблюдения самим человеком всех правил приличия, простейших моральных норм. В действительности же для него реален лишь минимум нравственности. Он соблюдает правила приличия, хорошего тона, не бывает чрезмерно жесток, или, если жесток, то якобы справедливо и обоснованно. Он даже бывает добр в меру. А если и нарушает какие-то нормы нравственности, то не разрушительно для своего общества. А нарушения конечно есть Это может проявляться не вообще, а в отдельных сферах и моментах человеческих взаимоотношений, например, в сексуальных взаимоотношениях. Нарушения морали обычно стараются скрыть, спрятать, потому что, как правило, общество осуждает такие проявления. Если же речь идет не об обывателях, а о преступном мире, то в нем свои представления о добре и зле, чести, порядочности, свои правила нравственного поведения. Преступники, их группы и слои, своеобразно, но тоже реализуют минимум нравственности в отношениях, находясь на низшем уровне культуры, граничащем с ее полным отсутствием. И доминантой их жизненных потребностей также является свой практический интерес, своя польза (за исключением патологических случаев).

В целом, на низшем уровне культуры нравственная окультуренность жизни выступает как некоторая “оформленность”, “обработанность”, нормированность отношений между людьми в плане морали. Оформленность эта не вполне устойчива, преимущественно внешняя, всегда с минимумом действительно нравственного содержания.

На более высоком, следующем уровне, высшими ценностями жизни и культуры могут выступить именно нравственные ценности. Для человека этого уровня характерно развитое нравственное сознание. И свое поведение и поведение других людей нравственно оцениваются. Как правило, оценки эти концентрируются в том или ином виде проповеди истинно нравственного образа жизни. Такой человек на самом деле стремится прежде всего делать и всячески утверждать добро, даже путем самопожертвования. Это путь альтруизма. Существующие нормы нравственности для человека этого уровня культуры не внешни, если он их принимает, то всем сердцем. Но еще важнее, чем нормы – чувство долга в отношении не только к близким, родным, но и ко всем людям.

Человек этого уровня нравственной культуры старается быть предельно честным перед собой и перед другими, бескомпромиссно справедливым. Он действительно сочувствует и пытается помогать другим, но его забота порой бывает навязчивой. При этом и сам он считает и окружающим кажется, что для него самая высокая ценность – другой человек. Но это не совсем так, потому что для него нравственность, идеал нравственной жизни, нравственный долг выше всякого конкретного человека.

Абсолютизация нравственности вообще и конкретной морали в частности приводят к трагическим конфликтам в реальной жизненной ситуации. Примером этому может быть позиция «непротивления злу насилием», при которой важно не отступить от идеалов добра, даже если зло побеждает и другие люди в жизненной ситуации оказываются беззащитными перед ним. Абсолютизация норм, заповедей, требований, принципов морали проявляется в непреодолимом искушении навязать другим людям определенный тип нравственности, которая считается всечеловеческой, а на деле характерна лишь для определенного поколения, общественного слоя или группы. Такая настойчивость приводит к парадоксальным результатам. Абсолютизируемое добро может, время от времени, оборачиваться злом: духовным насилием, насилием себя, нечуткостью, внутренней изломаностью личности.

Надо признать, что даже развитое нравственное сознание человека описываемого уровня культуры не гарантирует ему безупречность поступков. Свойственный ему перекос в сторону долженствования добра, когда самоценность человека оказывается зауженной, неизбежно приводит его к страданию.

На высшем уровне нравственной культуры безусловной и высшей ценностью для человека является другой человек, а не идеалы «истины, добра, красоты». Это утверждение другого в качестве доминирующей ценности происходит не за счет жертвенной самоотдачи, не за счет альтруизма. Это происходит потому, что для человека высшего уровня нравственной культуры это совершенно естественно. В его поведении отсутствуют ригоризм и стремление проповедовать свою истину. Существенным здесь является не убеждение, что надо творить добро, а желание его творить и умение делать это. Причем делать «не вообще», а в отношении к конкретному другому человеку. Для этого уровня нравственной культуры характерно осторожное и избирательное, с учетом своеобразия реальных ситуаций, отношение к нарушениям норм, правил. И такое же отношение к долгу. Особенно это касается оценок действий других людей, общения с ними по поводу их нравственности или безнравственности. Главными во взаимоотношении с людьми оказываются деликатность, такт, не позволяющие напрасно оскорбить другого своим нравственным якобы превосходством.

Милосердие такого человека, его забота о других – не обременительны, не обидны, чаще всего просто незаметны. Человек при этом более болезненно относится к своим слабостям, своим нарушениям нравственности, чем к тому, когда это делают другие. До значительного предела он терпим к человеческим слабостям и умеет прощать, ибо не считает себя и свою нравственность совершенными.

У человека высшего уровня культуры меньше внутренних конфликтов, у него нет противопоставления моральных ценностей иным столь же высоким ценностям. Такой человек не просто нравствен, он – полноценно культурен. Для этого уровня не характерна позиция «непротивления злу насилием». Нравственная культура высшей пробы не изолирована от других сфер культуры. Полноценна эта культура именно потому, что идеалы «истины, добра, красоты», в данном случае, суть проявления человечности человека. А ее то и надо отстаивать!

По публикации:

В.П. Большаков, док. филос. наук, профессор

Культура как форма человечности

Инструкция

Расширяйте свой кругозор всеми доступными средствами, впитывайте как можно больше различной информации. Чем больше вы знаете, тем интереснее вы как личность для окружающих. Но не переусердствуйте и не распыляйтесь, знать все невозможно. Гораздо сосредоточиться на нескольких областях знаний, которые вам действительно интересны.

Совершенствуйте навыки общения, и вы станете самым желанным собеседником. Понятие личностной культуры весьма обширно, оно включает в себя не только знания и умение применять их в повседневной жизни, но и то, как человек ведет себя в общем. И часто даже много знающего можно назвать бескультурным только лишь потому, что он не умеет общаться или совершает поступки, которые неприемлемы.

Старайтесь создавать свой круг общения из людей более высокого уровня культуры. Тогда у вас всегда будет стимул для собственного самосовершенствования. Обратная ситуация значительно опаснее, не каждый сможет противостоять и удержаться на своем высоком уровне.

Совершенствуйте знания родного и старайтесь исключить из речи нелитературные выражения. Сегодня достаточно сложно обходиться без хорошего знания иностранных языков, потому изучайте и расширяйте свои познания в языках других народов и их культуре.

Сегодняшние средства массовой информации, в основном, дают готовые знания, которые не нужно находить, обрабатывать. На лекциях преподаватель тоже дает новые знания, часто уже в готовой форме. Перечитайте дома полученный на занятиях материал, поставьте к нему вопросы. Даже если вы не зададите их преподавателю, вы заставите работать свое мышление, а может быть, даже появится интерес разобраться, это знание появилось. Можете вопрос: «Зачем эти знания нужны на практике? Где конкретно я смогу их применить?».

Для тренировки ума, вспомните сложные, не разрешенные ранее ситуации, которые можно будет обсудить на практических занятиях по теме подготовки. Интеллект удерживает неразрешенные задачи в памяти, не давая возможности заняться чем-то новым, развивающим. Развитие интеллекта как бы останавливается, «буксует» на одном месте. Поэтому, при встрече со , постарайтесь эти ситуации вспомнить и решить их совместно.

Видео по теме

Обратите внимание

Для повышения интеллектуального уровня важно иметь мотивацию, т.е. внутреннюю потребность к деятельности. Если повышение квалификации действительно необходимо вам для продвижения по службе, или от этого зависит ваш заработок, или есть желание повысить свой статус в глазах коллег и сотрудников, то сила интереса к курсам возрастает, интеллект становится активным.

Полезный совет

Для того чтобы интеллект человека развивался, необходимо «включать» его с самого утра с помощью любой интеллектуальной зарядки: заучивание слов, разгадывание профессиональных кроссвордов, заучивание стихов, прозы – того, что наиболее приятно и, может быть, даже необходимо для работы. 15-20 минут - и на весь день обеспечен интеллектуальный интерес, что, безусловно, повлияет на ваше развитие.

Некоторые люди страдают от слишком низкой самооценки. Они не уверены в себе, считают себя бесполезными и никому не нужными. Такие чувства мешают обычной жизнедеятельности, поэтому с ними нужно бороться.

Одной из основных потребностей духовного развития человека является осознание им чувства собственной значимости. Оказывается, потребность человека чувствовать свою необходимость и важность, находится на уровень выше даже его потребности во сне или в еде. Чувство своей собственной значимости по своей силе иногда превышает инстинкт самосохранения, и тогда человек готов идти на все, чтобы самому себе доказать, что он не является бесполезным.

Что же такое чувство собственной значимости?

На самом деле, обрести чувство своей значимости человек пытается на протяжении практически всей своей сознательной жизни. Для начала, он поступает в престижный ВУЗ, устраивается на высокооплачиваемую работу и старается активно участвовать в делах фирмы. Все это происходит по одной единственной причине - человек пытается чувствовать себя нужным и важным. Он старается сравнивать себя с другими людьми и быть на голову выше. Чем больше он успеет, чем больше совершит полезных дел, тем выше будет его значимость.

Как люди повышают свою значимость

При условии, когда у человека нет своего собственного и интересного дела, он пытается повысить чувство собственной значимости любыми возможными для этого способами. У такого человека не прекращается поиск и смена своих сексуальных партнеров, он пытается поучать и учить всех вокруг, к тому же пытается регулярно выяснять отношения с родными, постоянные семейные ссоры и скандалы, все это является патологической компенсацией отсутствия собственной значимости человека.

Такие варианты самовыражения строятся исключительно на деструктивном методе, однако это не позволяет должным образом выразить свою личность. Человек при этом думает, что, приобщившись к чужому, отдавая себя полностью в культурное, финансово-материальное руководителей или любых других людей, он получает то долгожданное спокойствие и уверенность в себе, имея при этом возможность самовыражения.

Однако такие ощущения являются ошибочными. Для повышения чувства собственной значимости важно саморазвитие.

Нужно помнить, что работая на не свою идею, не в своей системе и совершенно на чужих людей, нет возможности проявить себя и стать по-настоящему сильным человеком. А ощущение уверенности, полученное при этом, является мнимым.

Прекрасным вариантом является открытие нового бизнеса, который будет востребован или же занятие благотворительностью. Люди начнут уважать и ценить вас, тогда вы сами поймете, насколько важны для окружающих.
Если вы мечтаете повысить свою значимость, займитесь чем-то таким, что действительно принесет обществу пользу.

Сложность некоторых терминов заключается в огромном количестве толкований, каждое из которых в какой-то степени верно, но не отображает общей картины. Именно это и происходит с культурой — это слово используется до такой степени часто, что возникает иллюзия абсолютно прозрачного понимания. Как определить уровень культуры, чтобы можно было признать его достаточным или же, напротив, признать необходимость тщательной работы по его повышению? Если оставить академические определения культурологам, то любой человек может назвать некие общие понятия, относящиеся именно к этой жизненной сфере.

Происхождение и толкование термина

Если изучать лингвистическую структуру слова «культура», то можно смело утверждать, что речь идёт о системе удаления всего лишнего, о запретах и ограничениях. Латинское слово culter, которое лежит в основе самого понятия, переводится как «нож» или любое другое орудие, которое отрезает лишнее. Получается, что уровень культуры чего-либо - это избавленное от лишнего, ненужного и даже опасного, некое идеальное или приближённое к идеалу явление.

Окультуривание — приведение из дикого состояния в облагороженное, удобное, приятное и красивое. Культивация (родственный термин из сельского хозяйства) — целенаправленное выращивание чего-то полезного в необходимом качестве и количестве. Следовательно, уровни развития культуры - это стремление человека улучшить и облагородить свою жизнь методом создания правил, устранения лишнего. Стоит признать, что культура в широком смысле слова делает жизнь безопаснее, удобнее и приятнее. В бытовом приложении, например, гораздо спокойнее сосуществовать с людьми, которые взаимно соблюдают внимательны к собеседнику, не позволяют себе диких выходок, неопрятности и так далее.

Как определить свой уровень культуры в бытовом смысле?

Если учесть, что фраза «культурный человек» сама по себе обладает положительной эмоциональной окраской, то хочется действительно соответствовать высоким стандартам, чтобы получать сопутствующие социальные бонусы. Как определить, являетесь ли вы достаточно приличным в данном смысле человеком, чтобы гордиться собой и считать достойным общения с другими, не менее культурными людьми? Вот тут мы попадаем в стандартную ловушку, ведь объективно высокий уровень культуры включает в себя огромное количество факторов, которое субъективной оценке поддаётся с огромным трудом. Тем не менее каждый считает себя вправе объявить своё личное оценочное мнение эталонным.

Как в бытовом смысле определить уровень культуры человека? Есть нужно полным комплектом столовых приборов, вилкой и ножом, нельзя облизывать пальцы, шмыгать носом, чихать, не прикрывая рот рукой. А лучше вообще не чихать. Поэтому у озабоченных собственным реноме молодых людей возникают вполне резонные вопросы по части этикета. Можно ли, например, высморкаться в носовой платок, при этом находясь в обществе? Вопрос не праздный и достаточно сложный, ведь шмыгать носом нельзя, вытирать его рукой нельзя, насморк не отменить по мановению волшебной палочки. А издавать физиологические звуки в платочек тоже кажется неприличным.

Разные уровни культуры в обществе часто соприкасаются именно с этикетом, умением вести себя согласно правилам, установленным именно в этом конкретном собрании людей. На это опирается и такое явление, как субкультуры. Получается, что одни и те же действия могут быть объявлены бескультурными, допустимыми (извинительными) или одобряемыми, в зависимости от возрастной, профессиональной, досуговой или мировоззренческой направленности членов группы.

Основные виды культуры

Данное понятие принято делить на две главные категории — материальную и духовную. При этом вряд ли можно жёстко их разделить, потому что в них существует взаимопроникновение. Например, к относятся всевозможные материальные объекты, которые составляют собой жизнь человека, от жилища, транспорта и одежды, до всевозможных профессиональных и ремесленных отраслей. Но одним наличием материальной единицы сложно ограничиться, поэтому духовная культура неизбежно просачивается во все перечисленные сферы жизни.

Если речь идёт о жилище, то мы стремимся сделать его красивым и привлекательным с помощью всевозможных приёмов, пробуждающих положительные эмоции. Дизайн помещений в какой-то мере можно считать частью духовной культуры, поскольку в данном случае художник-дизайнер создаёт некий образ и восприятие пространства, используя материальные предметы утилитарного назначения. Замечательным примером можно считать высокую моду, которая кажется многим людям странной, непонятной и совершенно непрактичной. Однако на самом деле не ставит перед собой целью подарить миру новый вид юбки или костюма. Это художественные образы и эмоциональные духовные культурные явления, воплощённые с помощью одежды, так же как живописец орудует красками или карандашами.

Уровень культуры в духовном смысле - это сложное сочетание нематериальных произведений, которые, естественно, создаются с помощью вещественных вспомогательных средств. Музыка совершенно лишена материального воплощения, её нельзя пощупать, взвесить и измерить, но чтобы написать, исполнить и дать послушать другим, необходимо использовать инструменты, соответствующую технику.

Социум

В обществе воспитанным человеком чаще всего называют того, кто соблюдает требования этикета. Действительно, какие качества характеризуют уровень общей культуры в социуме? Если взять в качестве примера современность, то это духовность, толерантность и отсутствие предвзятости, отзывчивость и эмпатия по отношению к другим людям, честность, ответственность и прочие положительные общечеловеческие качества, которые заботливые родители стараются привить своим детям буквально с первых лет жизни. Вспомните: кидаться песком нельзя, отнимать совочек и ведёрко некрасиво, бить девочек и драться — вообще ужасно.

Краткой энциклопедией социальной культуры можно назвать поэму Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Простые рифмованные строчки прекрасно объясняют, что следует считать приемлемым, а какие качества однозначно порицаются воспитанными людьми и не могут считаться предметом подражания.

Как повысить социальный уровень культуры, если он чаще всего формируется за счёт основной массы населения? Получается, что мнение общества в целом становится определяющим фактором, и если большинство решит, что некое явление не соответствует требованиям духовности, то оно подлежит искоренению. Общество может ополчиться на что угодно, поскольку агрессивными гонителями выступают чаще всего умелые манипуляторы, за которыми идут массы, не берущие на себя труд самостоятельно думать. Объективность и непредвзятость в этом случае, к сожалению, не срабатывают, поскольку противоречат примитивному желанию оградить «своих» от «чужаков».

Физическая культура

Возможно, воспеванием здорового тренированного тела мы обязаны Древней Греции. Так или иначе, физической культурой называют стремление к гармоничному развитию методом активного времяпрепровождения. Уроки из школьной программы как раз должны быть на это направлены — у детей формируется правильная осанка, умеренная физическая активность помогает усваивать новые знания, способствует более полному отдыху. Стоит отметить, что сейчас уровень физической культуры многие пытаются подменить спортивными достижениями, но спорт сам по себе считается отдельной категорией. В нём слишком много направленности на чистый результат, соревновательность, рекорды, а если учесть коммерческую составляющую, то мы имеем активность исключительно ради самой активности как замкнутую систему.

Хорошо известный лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» можно признать несколько устаревшим, особенно если учесть всевозможные виды физической культуры. Можно иметь не идеально здоровое тело, потерять ноги или руки, но при этом обладать неукротимым духом. Существует лечебная и коррекционная физкультура, как раз позволяющая людям с ограниченными возможностями доказать в первую очередь себе, что они могут полноценно радоваться жизни. Более того, параолимпийские игры стали источником вдохновения для многих совершенно здоровых людей. Потрясающей силы мотивация возникает у тех, кто восхищается спортивными достижениями тех, кого принято считать инвалидами — они смогли преодолеть свои проблемы, добиться впечатляющих результатов. Мотивационный эффект в данном случае размывает рамки, разграничивающие спорт и физическую культуру, и переходит в категорию настоящих ценностей, вдохновляющих на свершения и духовный рост в том числе.

Профессиональная этика

В любой сфере человеческой деятельности существует набор этических и духовных качеств, которые необходимо соблюдать. Часто говорят про уровни преподавателей, поскольку требовательность к представителям этой профессии с каждым годом повышается. Это неудивительно, ведь каких-то полтора века назад дети представляли собой ценность другого порядка. Преподаватель мог прибегать к физическим наказаниям, за ним признавалось право морального давления. По большому счёту, авторитет преподавателя считался непререкаемым и недосягаемым, особенно на фоне низкого уровня образования населения. Сейчас возможности гораздо шире, как и права ребёнка. Невозможно считать профессионалом преподавателя, который позволяет себе ударить ученика.

Можно сказать, что с этим тесно связны уровни правовой культуры, то есть степень понимания своих прав. Профессиональная этика одной группы людей всегда будет граничить с обыденным уровнем другой, например, как преподаватели и ученики в описанном выше примере, медики и пациенты, продавцы и покупатели.

Культура как симбиоз направлений искусства

Возможно, самый обширный и привычный смысл данного термина - это искусство: музыка, живопись, скульптура, танец, литература и так далее. Многообразие прекрасного создаёт некий ореол недосягаемости, однако даже в искусстве есть свои уровни развития культуры.

В первую очередь это, конечно, массовое или популярное направление. «Поп-звезда» — понятие как раз из этой области. Популярная культура в подавляющем большинстве случаев имеет коммерческое направление, нуждается в поддержке СМИ и является, по сути, выгодным предприятием. А вот элитный уровень подразумевает развитие фундаментальных видов искусства — академический вокал, балет, То есть направление традиционных классических видов искусства. Есть мнение, что это направление может быть только бесплатным или очень дорогим, потому что невозможно «делать на коленке» высокое искусство, пробавляясь крошками. Этим нужно заниматься либо профессионально за большие деньги, либо по велению души и таланта, при этом одно не исключает другое.

Наконец, существует также народное творчество, которое тоже нельзя сбрасывать со счетов. Его сложно популяризировать, при этом оно больше относится к фундаментальной части. Также имеется определённый уровень культуры, который является антагонистом общепринятых канонов. Это так называемая контркультура, к которой относится, например, андеграунд.

Контркультура противопоставляет себя доминирующему направлению, при этом с течением времени может аккуратно в него вплетаться, обогащая таким образом общий интеллектуальный и духовный багаж человечества. Всевозможные субкультурные течения, отрицающие, бунтарские и даже откровенно агрессивные, могут полностью исчезать или менять направление. Так произошло, например, с хиппи или панками. Всё неустойчивое и временное отсеялось, и теперь данные субкультуры обогатили нас, добавив новые грани восприятия.

Деструктивные течения, которые проповедуют разрушение культурных ценностей, не могут существовать достаточно долго. Во-первых, человек по своей натуре творец, и только разрушать он не может. Во-вторых, всё созданное конечно — когда больше нечего разрушать, приходится созидать, пусть даже и на обломках. Стремление «разрушить до основания» прослеживалось в большевистской морали, и с точки зрения сохранения культурных ценностей это было, конечно, деструктивное течение временного характера.

Повышение уровня культуры общества

При анализе некоторых негативных явлений можно в качестве объяснений услышать такой аргумент, как «низкий уровень культуры общества». И это действительно так. В погоне за экономическим развитием многие направления просто потеряли финансирование, и это повлекло за собой вполне логичные последствия. Высокий уровень культуры не достаётся по умолчанию, над ним необходимо работать, продвигать, буквально преподавать гражданам. В Советском Союзе имелось такое явление, как культурно-просветительский отдел, который занимался именно продвижением всевозможного искусства в массы. Сейчас это не настолько заметно, и многие творческие люди искренне полагают, что им дают недостаточно возможностей для развития, следовательно, и общество имеет всё меньше шансов поднять свой культурный уровень.

Трагично и то, что люди предпочитают развлекательное искусство, популярное, при этом не обращая внимания на фундаментальное, которое требует осмысления, прочтения, раскрытия подтекста. Отсутствует баланс, и поэтому культурный уровень среднего человека начинает формироваться на развлекательном контенте. Тем не менее с возрастом многие открывают для себя и фундаментальное направление, причём искренне удивляются, что оно оказывается не таким скучным, как казалось под модные ритмы популярных песенок.

Культурные ценности

Это расхожее выражение в большинстве случаев объединяет в себе всевозможные произведения искусства, от архитектурных памятников и ювелирных украшений до песен, танцев и литературных произведений. Это совокупность всего, что влияет на уровень общей культуры, формирующее некий эталон восприятия. При этом какая-то одна ценность не может считаться абсолютным эталоном, поэтому речь идёт именно о восприятии, о чувствах, которые она вызывает. Считается, что культура должна вызывать душевный подъём, который при этом может быть окрашен разными чувствами и ощущениями — печаль является такой же равноправной эмоцией, как и радость. Нельзя требовать, чтобы вызывало только позитивные эмоции, иначе неизбежно появится перекос, отдающий искусственностью и неискренностью.

Именно способностью воспринимать и чувствовать посыл и определяется уровень воспитанности и образованности человека. Отсутствие однозначного шаблона даёт возможность развиваться, появляются новые культурные ценности, которые могут противоречить друг другу. Стремление прослыть возвышенным человеком по указанному параметру может привести к желанию притвориться понимающим, но стоит помнить о том, что любое произведение искусства неоднозначно, ведь оно действует на эмоциональную часть личности, и восприятие является индивидуальным, вплоть до непонимания и отторжения.

Самостоятельное образование

Не обязательно тщательно изучать культурологию, чтобы при этом по праву считать себя образованным в данном смысле человеком. Это как раз та сфера жизни, в которой можно и нужно заниматься самообразованием. Повышение уровня культуры заключается не только в изучении и выполнении требований, которые предъявляет этикет. Необходимо помнить о субъективности восприятия, и если что-то кажется вам не соответствующим эталону, но при этом не нарушает общепринятые правила, то не стоит сразу объявлять явление вопиющим.

Не может опираться только на материальные ценности, иначе за этим последует неизбежный упадок и хаос. Духовный рост каждого отдельного человека в конечном итоге помогает формировать сильную и плодотворную цивилизацию, в которой уровень образования, культуры и традиций не противоречит экономическому росту и материальному благополучию. Путь у каждого человека может быть собственным, отличным от других: всевозможные направления искусства или религия, как духовные ценности, или материальная культура, без которой очень сложно создавать нечто эфемерное, затрагивающее эмоции и пробуждающее прекрасные душевные порывы.