Дикие племена африки размножение на русском. Дикие племена африки

Мечтаете побывать в национальных парках Африки, увидеть диких животных в их естественной среде обитания и насладиться последними нетронутыми уголками нашей планеты? Сафари в Танзании — незабываемое путешествие по африканской саванне!

Основная часть народностей Африки включает в себя группы, состоящие из нескольких тысяч, а иногда и сотен человек, но при этом – не превышает 10% от общей численности населения этого континента. Как правило, такие малочисленные этносы являются самыми дикими племенами.

Именно к такой группе относится, например, и племя Мурси.

Эфиопское племя Мурси — самая агрессивная этническая группа

Эфиопия — древнейшая страна в мире. Именно Эфиопию считают прародительницей человечества, именно здесь нашли останки нашего предка, скромно названного Люси.
На территории страны проживает более 80 этнических групп.

Проживающее на территории юго-западной Эфиопии, на границе с Кенией и Суданом, обосновавшееся в парке Маго, племя мурси отличается необычайно жесткими обычаями. Их, по праву, можно номинировать на звание самой агрессивной этнической группы.

Склонны к частому потреблению алкоголя и неконтролируемому применению оружия. В повседневной жизни главным оружием мужчин племени является автомат Калашникова, который они покупают в Судане.

В драках они часто могут забивать друг друга практически до предсмертного состояния, пытаясь доказать своё главенство в племени.

Учёные относят это племя к мутировавшей негроидной расе, с отличительными особенностями в виде низкого роста, широкой кости и кривых ног, низких и сильно сжатых лбов, сплющенных носов и накачанных коротких шей.

Женские тела у мурси часто выглядят дряблыми и болезненными, животы и груди отвисшие, а спины сутуловатые. Волос практически нет, что часто скрывалось под замысловатыми головными уборами очень фантазийного вида, с применением в качестве материала всего, что можно подобрать или поймать рядом: грубых кож, веток, высохших плодов, болотных моллюсков, чьих-то хвостов, мёртвых насекомых и даже непонятной вонючей падали.

Самой знаменитой особенностью племени Мурси является традиция вставлять тарелки в губы девушкам.

У более публичных, вступающих в контакт с цивилизацией, мурси не всегда можно увидеть все эти характерные атрибуты, но экзотический вид их нижней губы — это визитная карточка племени.

Тарелки изготавливают разного размера из дерева или глины, форма может быть круглой или трапециевидной, иногда с отверстием посередине. Для красоты тарелки покрываются узором.

Нижняя губа разрезается ещё в детстве, туда вставляют деревяшки, постепенно увеличивая их диаметр.

Девушки мурси начинают носить тарелки в возрасте 20 лет за полгода до брака. Нижняя губа прокалывается и в неё вставляется небольшой диск, после того как губа растянется, диск заменяется на больший и так до того момента пока не будет нужного диаметра (до 30-ти сантиметров!!) .

Размер тарелки имеет значение: чем больше диаметр, тем больше ценится девушка и тем больше скота заплатит за неё жених. Девушки должны носить эти тарелки постоянно за исключением времени сна и приёма пищи, также они могут их вынуть, если поблизости нет мужчин племени.

Когда тарелку вытаскивают, губа отвисает длинным круглым жгутом. Почти у всех мурси отсутствуют передние зубы, язык — потрескавшийся до крови.

Вторым странным и устрашающим украшением женщин-мурси являются мониста, которые набраны из человеческих фаланг пальцев (нэк). У одного человека на руках всего 28 таких костей. Каждое ожерелье обычно состоит из фаланг пяти-шести кистей, у некоторых любительниц «бижутерии» мониста обвивают шею в несколько рядов

Жирно блестит и издает сладковатый гниющий запах топлёного человеческого жира, ежедневно натирается каждая косточка. Источник для бус никогда не оскудевает: жрица племени почти за каждый проступок готова лишать кистей рук мужчину нарушившего законы.

У этого племени принято делать скарификацию (нанесение шрамов).

Мужчины могут себе позволить шрамирование только после первого убийства кого-нибудь из своих врагов или недоброжелателей. Если они убивают мужчину, то украшают правую руку, если женщину, то левую.

Их вероисповедание — анимизм, заслуживает более длинного и шокирующего рассказа.
Коротко: женщины — это жрицы смерти , поэтому они ежедневно дают своим мужьям наркотические вещества и яды.

Антидоты раздаёт Верховная Жрица, но иногда спасение приходит не ко всем. В таких случаях, на тарелочке вдовы рисуется белый крест, и она становится очень уважаемым членом племени, которого не съедают после смерти, а хоронят в стволах специальных ритуальных деревьев. Почёт положен таким жрицам по причине выполнения главной миссии — воли Бога Смерти Ямда, которую они смогли выполнить, разрушив физическое тело и освободив высшую духовную Сущность из своего мужчины.

Остальных покойников ждёт коллективное поедание всем племенем. Мягкие ткани разваривают в котле, кости используют для украшений-амулетов и бросают на топях, для обозначения опасных мест.

То, что кажется очень диким для европейца, для мурси — обыденность и традиция.

Племя Бушмены

Африканские бушмены — это самые древние представители человеческой расы. И это совсем не предположения, а научно доказанный факт. Кто же они, эти древние люди?

Бушменами называется группа охотничьих племен Южной Африки. Сейчас это уже остатки от многочисленного древнего африканского населения. Бушмены отличаются невысоким ростом, широкими скулами, узким разрезом глаз и намного припухшими веками. Настоящий цвет кожи у них определить сложно, ведь в Калахари тратить воду на мытье не разрешают. Но можно заметить, что они гораздо светлее своих соседей. Оттенок их кожи немного желтоватый, что более характерно для жителей Южной Азии.

Юные бушменки считаются самыми красивыми среди женского населения Африки.

Но как только они достигают половой зрелости и становятся мамами, этих красавиц просто не узнать. У женщин-бушменок чрезмерно развиты бедра и ягодицы, а живот постоянно раздут. Это следствие неправильного питания.

Чтобы отличить беременную бушменку от остальных женщин племени, ее обмазывают золой или охрой, так как по внешнему виду это сделать очень трудно. Бушменские мужчины уже к 35 годам становятся похожими на восьмидесятилетних, из-за того, что их кожа обвисает и тело покрывается глубокими морщинами.

Жизнь в Калахаре очень сурова, но даже здесь существуют свои законы и правила. Самое главное богатство в пустыне — это вода. В племени есть старики, которые умеют находить воду. На том месте, которое они укажут представители племени или роют колодцы или выводят воду с помощью стеблей растений.

Каждое бушменское племя имеет секретный колодец, который тщательно заложен камнями или засыпан песком. В сезон засухи бушмены выкапывают яму на дне пересохшего колодца, берут стебель растения, через него высасывают воду, набирая в рот, а потом выплевывают ее в скорлупу страусиного яйца

Южноафриканское племя бушменов – единственный народ на Земле, у мужчин которого наблюдается постоянная эрекция, Этот феномен не доставляет каких-либо неприятных ощущений или неудобств, исключая тот факт, что во время пешей охоты мужчинам приходится прикреплять половой член к поясу, чтобы не цепляться им за ветки.

Бушмены не знают, что такое частная собственность. Все животные и растения, растущие на их территории, считаются общими. Поэтому они охотятся и на диких зверей и на фермерских коров. За это их очень часто карали и уничтожали целыми племенами. Никто не желает таких соседей.

Среди бушменских племен очень популярен шаманизм. У них нет вождей, но есть старейшины и знахари, которые не только лечат болезни, но и общаются с духами. Бушмены очень боятся умерших, и свято верят в загробную жизнь. Молятся они солнцу, луне, звездам. Но просят не здоровья или счастья, а успеха в охоте.

Бушменские племена говорят на койсанских языках, которые очень трудны для произношения европейцами. Характерная черта этих языков — щелкающие согласные. Говорят представители племени между собой очень тихо. Это давняя привычка охотников — чтобы не вспугнуть дичь.

Есть подтвержденные данные, что еще сто лет назад они занимались рисованием. В пещерах до сих пор находят наскальные рисунки, изображающие людей и разных животных: буйволов, газелей, птиц, страусов, антилоп, крокодилов.

В их рисунках есть и необычные сказочные персонажи: люди-обезьяны, ушастые змеи, люди с мордой крокодила. В пустыне есть целая галерея под открытым небом, которая представляет эти изумительные рисунки неизвестных художников.

Но сейчас бушмены не занимаются живописью, они великолепны в танце музыке, пантомиме и сказаниях.

ВИДЕО: Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов. Часть 1

Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов. Часть 2

На берегах реки Мэйхи обитает дикое племя Пираху, насчитывающее около трёхсот человек. Выживают туземцы за счёт охоты и собирательства. Особенностью этого племени является их уникальный язык: в нём отсутствуют слова, обозначающие оттенки цветов, нет косвенной речи, а ещё интересный факт, в нем нет числительных слов (индейцы считают – один, два и много). У них нет преданий о сотворении мира, нет календаря, но при всём этом у народа Пираху не обнаружено качеств сниженного интеллекта.

Видео: Код Амазонки. В глухих джунглях реки Амазонка живет дикое племя пираха. Христианский миссионер Дэниел Эверетт пришел к ним нести слово божье, но в результате знакомства с их культурой стал атеистом. Но куда интереснее этого открытие относящиеся, к языку племени пираха.

Ещё известно одно дикое племя Бразилии – Синта ларга, численностью около полутора тысяч человек. Раньше это племя обитало в каучуковых джунглях, однако, из-за их вырубки Синта ларга стало кочующим племенем. Индейцы занимаются рыбалкой, охотой и земледелием. В племени существует патриархат, т.е. мужчина может иметь несколько жён. Также за всю жизнь мужчина Синта ларга получает несколько имён, в зависимости от индивидуальных особенностей или определённых событий в его жизни, но существует одно особое имя, которое хранится в секрете и его знают лишь самые близкие.

А в западной части долины реки Амазонки обитает очень агрессивное племя Корубо. Главным занятием индейцев этого племени является охота и набеги на соседние поселения. Причём в набегах участвуют как мужчины, так и женщины, вооружённые отравленными дротиками и дубинками. Существуют данные, что в племени Корубо встречаются случаи каннибализма.

Видео: Леонид Круглов: GEO: Непознанный мир: Земля. Тайны нового мира. «Великая река Амазонок». «Инцидент Корубо».

Все эти племена представляют собой уникальную находку для антропологов и эволюционистов. Изучая их быт и культуру, язык, верования можно лучше понять все этапы развития человечества. И очень важно сохранить это достояние истории в своём первобытном виде. В Бразилии создана специальная правительственная организация (Национальный индейский фонд), занимающаяся делами таких племен. Основная задача этой организации – оградить эти племена от любых вмешательств современной цивилизации.

Магия приключений — Яномами.

Фильм: Амазония / IMAX — Amazon HD.

В джунглях Амазонии обнаружено 68 оторванных от цивилизации групп индейских племен. В то время, когда человечество штурмует пространство интернета, осваивает потенциал ядерной и других видов энергии, исследует глубины Мирового океана и космоса, представители этих племен ведут образ жизни, который был свойственен предкам большинства народов Земли десятки и сотни тысяч лет назад.

Самые загадочные

Индейцы племени каяпо, обитающие на берегу реки Хенгу в восточной части бассейна реки Амазонки на территории Бразилии, являются одними из самых загадочных аборигенов Южной Америки.Их около трех тысяч человек, занимаются они собирательством, охотой и рыбалкой.

У каяпо высоко ценится знание целебных свойств трав и растений, которые используются в колдовстве и целительстве. Местные шаманы знают, как при помощи трав лечить женское бесплодие и улучшать мужскую потенцию.Но самое таинственное явление племени каяпо отражается в их преданиях, которые повествуют о том, что в незапамятные времена ими управляли пришельцы с небес, а их первый вождь прилетел с вихрем и был полностью закутан в подобие кокона.

И действительно, в ритуалах этого племени до сих пор используются предметы, по своим очертаниям похожие на скафандры космонавтов и летательные аппараты.Если верить легендам каяпо, сошедший с неба вождь прожил с племенем несколько лет, а потом улетел на небо опять.

Очень удивительно то, что древний бог им представляется одетым в некий комбинезон с головным убором, напоминающим шлем, а в их различных ритуалах участвует божество, сплетенное из пальмовых листьев и одетое в причудливый «скафандр». В то время как сами каяпо ходят полностью обнаженными, не понимая, для чего нужна одежда.

Как рассказывают каяпо, бог-пришелец научил их племя земледелию. Он ловил рыбу и ходил на охоту вместе с другими, хотя сам никогда не ел обычную пищу, которой питались все.Он женился на одной из девушек племени каяпо, но и его дети тоже отличались от всех местных, являясь более умными и сильными.Каяпо боялись его и однажды решили прогнать. его. И тогда он с шумом и грохотом, сметая все на своем пути, исчез в ужасающем пламени и дыме.

Живущие вне времени

Племя амондава живет в джунглях, не зная, что такое время. В их языке нет даже такого слова - «время». Равно как и обозначений его периодов - «месяц», «год».Это открытие вызвало споры, поэтому ученые продолжают исследования, чтобы выяснить, применимо ли оно и к языкам других индейских племен бассейна Амазонки.

Цивилизация впервые пришла к индейцам амондава в 1986 году, и теперь британские ученые из Университета Портсмута вместе со своими бразильскими коллегами из Федерального университета Рондониа начали работать над проблемой отображения времени в их языке.«Мы бы не сказали, что это «люди без времени» или «за пределами времени». Амондава, как и любые другие, могут говорить о событиях в их последовательности», - пояснил профессор психологии языка Университета Портсмута Крис Синха.

Люди амондава не упоминают своих возрастов. Просто, переходя из одного периода своей жизни в другой или меняя свой статус в племени, индеец амондава меняет имя.Но самым интригующим представляется отсутствие в языке амондава отображения течения времени пространственными средствами. Проще говоря, носители многих языков мира употребляют такие выражения, как «это событие осталось позади» или «перед этим» (именно во временном значении, то есть в значении «до этого»). Но в языке амондава подобные конструкции отсутствуют.

По мнению ученых, практическое отсутствие в языке индейцев понятия о времени объясняется отсутствием измерителей времени в их быту: системы календаря, часов. Маленькие языковые группы, проживающие на ограниченном пространстве, такие как амондава, обычно используют общие термины для обозначения частностей. Например, им незачем общее слово «река», ведь они не знают других рек, кроме той реки, возле которой живут и которой присвоили свое, понятное им имя.

Иными словами, амондава вполне могут осознавать себя движущимися во времени и одновременно перемещающимися в пространстве, но их язык не обязан отражать это теми средствами, к которым мы привыкли.

Счастливые без Бога

Племя пираха стало известно благодаря христианскому миссионеру Дэниэлу Эверетту, который, пожив с этими индейцами в джунглях бразильской Амазонии, вместо проповедования религии сам стал атеистом. Племя пираха живет в районе реки Майси, притока Амазонки.

Впервые Эверетт встретился с ним в 1977 году. Чтобы донести до туземцев слово Божье, он начал учить их язык и очень быстро достиг значительных успехов. Но чем глубже оказывались его познания, тем сильнее он удивлялся. По сравнению с другими языками язык пираха кажется более чем странным.

В этом языке отсутствуют элементы, без которых эффективная коммуникация кажется невозможной. Поразительно, но пираха не знают цифр, также в их языке нет четкого различия между единственным и множественным числом. Данный феномен Эверетт объясняет тем, что пираха живут "здесь и сейчас". Их мышление и ощущения ориентируется на непосредственные переживания. То, чего они не видят сами или не слышат от очевидцев, для них не существует. Прошлое для них также не имеет практически никакого значения.

К тому же народу пираха не известна частная собственность. Пираха не делают запасов: выловленная рыба, охотничья добыча или собранные плоды всегда съедаются сразу. Никакого хранения и никаких планов на будущее. Можно считать народ пираха примитивным, но Эверетт настаивает на другой точке зрения. Поскольку культура этого племени по существу ограничивается сегодняшним днем и тем полезным, что они имеют, пираха практически не знакомы с заботами и страхами, которые мучают большинство населения нашей планеты. Это очень счастливый народ. Такие люди не нуждаются в Боге.

Убивающие непрошенных гостей

Синта ларга – еще одно необычное племя, проживающее в джунглях бразильской Амазонии.В нем существует патриархально-полигамный семейный уклад, согласно которому мужчины живут в своих домах с несколькими женами и детьми, занимаясь охотой, рыбалкой и земледелием.

Когда земля в деревне становится менее плодородной и из лесов уходит дичь, они снимаются с места и ищут новый участок для дома. При переезде синта ларга меняют свои имена, но «истинное» имя, которое знают только мать и отец, каждый член племени держит в секрете.На их беду, в недрах их земли в 21 тысячу квадратных километров были обнаружены самые богатые на континенте месторождения олова, алмазов и золота. Поэтому на территории этого этноса стали посягать чужаки. Но синта ларга воинственны и агрессивны.

В результате в 2004 году на территории этого племени были зверски убиты 29 старателей. Виновники этого преступления до сих пор находятся на свободе. В настоящее время на территории синта ларга создана резервация площадью 2,5 млн га.

Самые дикие

В 2011 году в Бразилии было обнаружено племя из двухсот человек, которое живет совершенно обособленно от цивилизации, о чем сообщили люди, совершившие в места его обитания экспедицию на вертолете. Власти Бразилии, проведя разведку с воздуха, подтвердили: в джунглях, рядом с границей с Перу обособленно живет примерно 200 человек.

Их жилища и отдельных представителей удалось сфотографировать, - сообщает британская газета The Daily Mail. Индейцы сильно удивились «пришельцам», о чем показали жестами. Наверное, такой была бы и наша реакция, если бы мы увидели над собой зависшую летающую тарелку с представителями внеземной цивилизации.

Самые беззащитные

В Бразилии делами подобных племен занимается специальная правительственная организация - Национальный индейский фонд (National Indian Foundation - FUNAI). В основном она старается оградить их от постороннего вмешательства и от возможных посягательств на занимаемые земли со стороны браконьеров, миссионеров, фермеров, нефтедобытчиков, заготовителей леса и тех, кто выращивает наркотические растения. Но пока, несмотря на все опасности, большая часть бразильских племен-изолятов сохраняет свой родной язык и традиции.

В Бразилии живет около тысячи индейцев, которые до сих пор не вступали в контакт с цивилизацией. Многие племена долго боролись за сохранение контроля над землями, на которых они традиционно жили. В 1988 году они, наконец, получили на них законные права, утвержденные в Конституции Бразилии. С тех пор 11% территории страны и 22% Амазонии находятся во владении аборигенов.

Когда речь заходит о рождении ребенка, в первую очередь на ум приходит обычная поликлиника, затем - роддом, ну и так далее. Но в отдаленных уголках планеты, где жизнь до сих пор мало отличается от того, что было сто или двести лет назад, сохранились обряды, сопровождающие роды в естественных условиях. Основательница научно-творческого проекта Wild Born путешествует по миру и снимает красоту этого чисто женского дела - таинства вынашивания и рождения ребенка.

(Всего 11 фото + 1 видео)

«Женщины в индейских племенах обладают широкими традиционными познаниями в области природы, что способствует здоровым беременности и родам. Женщины племени косуа готовят углубление с кипяченой водой, подогреваемой камнями, и бросают туда сбор из хинного дерева, кореньев и трав. Потом они садятся поверх этого углубления, позволяя пару окутать их тело и снять боль, помочь расслабиться и восстановиться после родов».

Участники проекта поставили себе целью изучить социокультурные, экологические и экономические аспекты традиций и обрядов естественного деторождения у женщин из различных аборигенных племен, оказавшихся на грани исчезновения из-за влияния цивилизации.

Проект был основан фотографом Алегрой Элли в 2011 году. Она хотела изучить и запечатлеть традиционные способы и священные обряды, связанные с беременностью и деторождением, а также то, как они меняются со временем. На снимках, сделанных в ходе экспедиций, изучается роль древнего знания в деторождении, повивальных бабок, экологии, местной флоры и фауны для совершения обрядов, обезболивания и питания.

Девочка из племени таут бату, Палаван (Филиппины).

Каждые семь лет это племя совершает обряд по очищению мира и восстановлению космического баланса.

В 2011 и 2012 годах экспедиция отправилась в Папуа - Новую Гвинею, чтобы узнать, каково это - рожать в джунглях. На следующий год активисты побывали на Палаване, Филиппины. В 2014 году они прошли путь от беременности до родов с племенем химба в Намибии, а в этом году будут наблюдать за тем, как справляются с рождением детей женщины на Ямале.

Эти яркие снимки напоминают о том, что нужно бережно относиться к обычаям и традициям, стараться сохранить богатство и многообразие культур, а также о том, что рождение детей - это, пожалуй, самый естественный и в то же время самый таинственный процесс, который только можно наблюдать.

На этом видео опытная повитуха из племени химба в Намибии массирует живот беременной за несколько часов до родов.

Перед рождением ребенка.

Новорожденный племени химба.

«На пути к становлению женщиной. Я была свидетельницей нескольких социальных обрядов, пока жила среди племени химба, в том числе обряда инициации девочки. Достигнув пубертата, девочка покидает деревню, пока в ходе обряда ее не приведут к новому социальному статусу. При поддержке женщин из общины девочку приводят в специальное помещение, где ее духовно защищают во время первой менструации. В это время она получает много подарков, а как только ее представят духу, смена статуса становится официальной и ей на голову надевают традиционную кожаную корону в знак того, что на ней можно жениться. На фото девочки собрались в маленькой временной палатке, которую соорудили для обряда инициации, чтобы присвоить им статус женщин с началом менструального цикла. В рамках церемонии и на регулярной основе женщины жгут различные коренья, чтобы получить ароматный дым, который используется как духи для тела».

В наш век становится все сложнее найти уголок земного шара, не тронутый цивилизацией. Конечно, кое-где так называемый национальный колорит все еще остается главной приманкой для туристов. Но все это по большей части экзотика напускная, искусственная. Взять, к примеру, грозных масаев - визитную карточку Кении. Заслышав звук мотора приближающегося автобуса, представители этого племени прячут подальше телевизоры, телефоны и джинсы и срочно придают себе первобытный вид. Совсем другое дело химба - небольшое племя на севере Намибии. Они сохранили в своем быту традиции каменного века не ради туристов, а потому, что не желают жить иначе.


Климат провинции Кунене, по которой кочуют химба, мягким не назовешь. Днем столбик термометра неумолимо стремится к отметке +60°, ночью иной раз выпадает иней. Сказывается дыхание самой старой пустыни на планете - Намиба.



Химба переселились на север Намибии около нескольких сот лет назад из Восточной Африки. Когда-то это было большое племя, но в середине XIX века оно разделилось. Большая его часть перекочевала южнее, в область более богатую водой. Отколовшиеся от химба люди стали называться гереро. Они вступили в контакт с европейцами, что их, в конечном счете, и погубило.



Несколько десятков лет назад в Намибии спохватились: коренного населения, сохранившего быт и верования предков, оставалось немного. В общем, химба решили оставить в покое и позволили им жить так, как они хотят. Любые законы Намибии на их территории вступают в силу только после одобрения племенным вождем, которого называют королем.



Как и сотни лет назад, племя ведет полукочевую жизнь. Основное занятие - разведение коров, коз и овец. Количество коров определяет социальный статус, буренки же служат и платежным средством. Деньги химба практически не интересуют, потому что никакие промышленные товары в быту они не используют. Исключение составляют пластиковые канистры для хранения и переноски воды и различные мелочи, случайно попавшие в руки.



Живут химба в краалях, имеющих круговую планировку. В середине расположен скотный двор, окруженный плетеным забором. Вокруг - круглые или квадратные хижины. Их строят из жердей, вкопанных в землю и скрепленных кожаными ремешками. Каркас обмазывают глиной, а крышу покрывают соломой или тростником. Пол в хижинах земляной, мебели нет. Спят химба на матрасах, набитых соломой. У входа в хижину располагается очаг, который топят по-черному.



По мере истощения пастбищ они разбирают хижины и перекочевывают. Воду химба раньше добывали, выкапывая в песке глубокие ямки, а подходящие для этого места находили одним им ведомым способом. Крааль они никогда не ставят близко от источника, чтобы посторонние не могли подглядеть, где берется вода. Не так давно по распоряжению правительства на кочевых маршрутах вырыли артезианские скважины. Но аборигены эту воду не пьют, разве что поят ею стада.



Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают ее в одном-единственном месте - на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому.



Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин химба идеальная. При помощи той же мази делают традиционную прическу: чужие волосы − обычно мужские, чаще всего от отца семейства - вплетают в свои, создавая на голове «дреды».



Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и крупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать свое имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трех классов оканчивают единицы - для продолжения обучения нужно ехать в город.



Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят.



Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль - вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин химба. Постоянная обязанность представителей сильного пола - добыча той самой красноватой породы, которая идет на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины.



Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних очень удобно сооружать фантастические прически, которыми славятся женщины химба. Они, между прочим, считаются эталоном красоты на Африканском континенте.



К 12-14 годам у каждого химба недостает четырех нижних зубов. Это следствие обряда инициации. Зубы выбивают камнем. Хочешь быть взрослым - терпи. К 14 годам химба разрешается вступать в брак, но свадьбы случаются нечасто, так как за невесту надо платить большой выкуп.



Свадебный обряд весьма оригинален. Новобрачные ночуют в хижине семьи невесты. Утром они в сопровождении подруг будущей жены покидают родительский дом, выбираясь на улицу непременно на четвереньках. Затем все поднимаются на ноги и, взяв друг друга за набедренные повязки, направляются в сторону «священного огня», где для совершения церемонии молодых уже ожидает вождь. Если кто-то из процессии оступится, обряд придется повторить, но не ранее чем через несколько недель.



Участники церемонии усаживаются вокруг огня, а вождю подносят три сосуда с молоком − по одному из хижин жениха, невесты и самого вождя. Он снимает пробу, после чего к сосудам по очереди прикладываются остальные члены племени. После этого все присутствующие направляются к хижине вождя, где молодоженам предстоит провести три дня. Чтобы первая брачная ночь прошла успешно, перед хижиной жених и невеста снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки.



Даже если мужчина и женщина химба состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны. Каждый химба может иметь столько жен, сколько в состоянии прокормить. Женами можно меняться, а если мужчина отправляется в дальнее путешествие, то пристраивает свою супругу жить с кем-то из знакомых.



Такая свобода нравов беспокоит местные власти. Более 20% населения Намибии больны СПИДом, так что химба - своего рода группа риска. Однако в племени к медицинским проблемам относятся философски. Боги дают жизнь, они же ее могут и забрать, говорят химба. А вообще они долгожители: почти все доживают до 70 лет, а некоторые и до ста.



Интересна и система правосудия химба. Если, к примеру, муж убивает жену или кого-то из ее родственников, то должен выплатить компенсацию в 45 коров. Если жена или кто-то из ее родственников убивает мужа, то никакой выкуп не предусмотрен. Власти Намибии химба никак не наказывают, считая все это их внутренним делом.



Химба считают, что их племя произошло от прародителя Мукуру, который вместе со своей женой вышел из священного дерева Омумборомбонго. Мукуру создал все сущее и наделил души умерших предков химба сверхъестественными способностями. Но потом враги выгнали племя с его исконных земель и захватили дерево. Когда-нибудь химба вернутся туда. Между прочим, не имея никакого представления о географии, любой глава рода покажет рукой направление, где стоит искать Омумборомбонго.



В середине XIX века химба чуть было не исчезли с лица земли. На них напало самое крупное и могущественное племя Намибии - нама. В результате жестоких набегов химба потеряли все свои стада и бежали в горы. Там им пришлось заниматься охотой, однако такая жизнь была им не по нраву, и они ушли на север, в Анголу.



Некоторое время считалось, что химба вымерли или смешались с другими племенами, как они вдруг снова появились на старом месте. Произошло это в 1903 году, когда нама подняли восстание против немецких колонизаторов. Европейские войска быстро разбили нама и союзных им гереро, после чего устроили самый настоящий геноцид. В результате оба племени практически прекратили свое существование. Не обошли «вниманием» немцы и химба. Почти все химба были убиты либо схвачены и отправлены в лагеря для чернокожих. К счастью, после Первой мировой войны колонии у Германии забрали. И если гереро с нама так и не оправились от удара, то химба «восстали», словно птица феникс из пепла.



В третий раз их посчитали вымершими в середине 1980-х годов. Ужасная многолетняя засуха уничтожила 90% поголовья скота, и в 1988 году погас последний очаг в последнем краале химба. Оставшиеся люди племени были переселены в город Опуво как беженцы. Но в начале 1990-х химба вернулись. Теперь их насчитывают чуть меньше 50 тысяч, и население растет. При этом живут они точно так же, как их предки сотни лет назад.