Доколумбовые цивилизации америки кратко. Искусство доколумбовой Америки

Продолжим знакомиться с доколумбовыми цивилизациями Южной Америки. Сегодня познакомимся с такими цивилизациями как чибча, наска и викус.

Племена языковой семьи чибча населяли до вторжения испанцев область от границ нынешних государств Коста-Рика и Никарагуа до северного Эквадора. Наиболее развитыми из племен всей семьи были обитатели долины р. Богота и окружающего нагорья вокруг современного г. Богота, столицы Колумбии; как и у народов Мексики, Юкатана и Перу, у них образовалось классовое общество и раннее государство; их самобытная культура представляет большой интерес.
Кроме названия чибча, связанного с именем бога-покровителя Чиб- чачум, они именовали себя также муиска (буквально люди). Поэтому, в отличие от других племен языковой семьи чибча, создателей древней высокой культуры называют чибча-муиска, или муиска.
Близкие к ним племена чибча - таирона, кимбайя и многие другие - жили на территории нынешней Колумбии, в горной части страны, где Анды веерообразно расходятся к северу (Береговая, Западная, Центральная и Восточная Кордильеры), на склонах гор, а также в перерезавших, горные хребты долинах рек Магдалены с притоком Каукой, Атрато и Сину.
Абсолютной хронологии для археологических культур Колумбии пока не установлено. Сан-Агустин считается древнейшим центром культуры племен этой страны. Здесь найдены в большом количестве (около 120) каменные фигуры огромных размеров (до 4 м сверх пьедестала), грубо отесанные, изображающие людей, фантастические существа и животных. Найдены неолитические каменные орудия из андезита и других твердых пород: полированные топоры, резцы, скребки, большие и малые ножи, тесаки - очевидно все это был инвентарь резчиков по камню. Встречаются также каменные ступки с пестами. Найдены поделки из золота. Имеется разнообразная керамика: круглодонные сосуды и чаши, горшки на ножках. Некоторые раскрашены в два тона - черный и красный; другие орнаментированы нарезкой, заполненной белой пастой. Но большинство- из неокрашенной глины без орнамента. Простая посуда имеет следы употребления, раскрашенная очевидно служила для культовых целей.
Наличие многочисленных скульптур явно культового назначения, со следами жертвоприношений перед ними, позволяет считать Сан-Августин религиозным центром. Возможно, это было святилище предков племенных вождей.
Способы погребения и соответствующие церемонии отличались разнообразием. Где-то извлекали внутренности покойника и наполняли тело драгоценностями. В других местах выставляли усопшего на ветер, чтобы он мумифицировался, или даже с той же целью сушили на слабом огне. Иногда мертвецов бросали в воду.
Большой интерес представляют памятники культуры кимбайя. Здесь в могильниках типа шахт, иногда с подземными камерами и поддерживающими своды колоннами, найдены металлические и керамические поделки. Для кимбайи характерно преобладание золота; чистое серебро встречается редко, медь без примесей отсутствует. Кроме золота, много поделок из сплава золота с медью, так называемого тумбага. Имеются массивные золотые отливки и золотые поделки, отлитые способом расплавления восковой формы, а также обработанные с подкладкой барельефа из камня или дерева. Найдены золотые маски для мумий, разнообразные украшения, сосуды и вазы, идолы. Массивные золотые жезлы украшены отлитыми человеческими, птичьими или звериными головками. Некоторые предметы спаяны из нескольких частей; мелкие детали припаяны к основным фигурам. По обработке золота и тонкости отделки культура кимбайя стоит в ряду наиболее высоких в Америке. В областях Кимбайя и Тайрона испанские завоеватели захватили огромное количество золота. В сохранившемся в Мадриде собрании трофеев из Кимбайи имеются золотые статуэтки около 30 см высоты, весом до 1150 г с содержанием 70-80% чистого золота. Из могильников Сину (нынешний департамент Болйвар) испанские завоеватели вывезли золота больше, чем из какого-либо другого места Латинской Америки.
Керамика в Кимбайе представлена обильно. Однако, несмотря на разнообразие, в художественном отношении керамическое искусство было развито слабо.
Наибольший интерес представляют памятники культуры муиска из раскопок в долине р. Богота и в верховьях р. Согамосо (нынешние департаменты Кундинамарка и Баяка). Археологические данные этой культуры более богаты, чем другие; они пополняют очень скудные, немногочисленные и отрывочные сообщения испанских хронистов XVI в., но в целом источники неудовлетворительны и позволяют составить лишь приблизительное представление о культуре древних чибча-муиска.
Имея в виду многократные сообщения о большей плотности населения в стране муиска, можно полагать, что численность его к моменту вторжения испанцев была не менее численности современного сельского населения в этой же области, а именно - не менее 850 тыс.; есть основания думать, что эта цифра приближалась к миллиону

Основным источником существования племен древней Колумбии было земледелие. Развитию земледелия у чибча благоприятствовало то, что частые дожди освобождали от забот об орошении. Землю обрабатывали самыми примитивными мотыгами - палками с сучьями. Большое место занимала кукуруза; в верхнем поясе преобладали картофель и киноа (Chenopodium quinoa), в нижнем выращивали кукурузу, маниоку, батат, фасоль, тыкву, томат, а также некоторые фрукты. Культивировали и хлопчатник, но часть хлопка-сырца получали от соседей - панче. Сажали также кустарник коку (Erythroxylon coca) и табак.
Домашних животных не было, за исключением собак.
Широко развито было рыболовство. Большое значение имела охота как единственный источник мясной пищи. Охота на оленей, диких кабанов и другую крупную дичь была привилегией знатных и воинов. Простолюдины могли только с разрешения господ охотиться на кроликов и птиц; они употребляли в пищу также крыс и пресмыкающихся.
Орудия труда у муиска были деревянные или каменные. Найдены каменные полированные топоры, жернова, каменные пряслица, раскрашенные или украшенные нарезкой. Все режущие орудия были из твердых пород камня- андезита и т. п. Из оружия у муиска наиболее распространенным была копье длиною в 1,2-2 м с обожженным наконечником из твердого дерева, насаженным на древко из камыша. Копье посылалось при помощи копье- металки. Употреблялась праща. Рукопашный бой вели деревянными палицами четырехгранной формы. Имелись небольшие деревянные прямоугольные щиты.
Из металлов муиска применяли главным образом золото. Им были известны многие способы его обработки: массивная отливка в сплошной форме и отливка с формообразующим воском, металлопластика, штампование, плющение, сварка, накладка листами. Из золота изготовлялись украшения, мелкие предметы обихода и культовые фигурки.
Характерной особенностью золотых поделок чибча-муиска было плоскостное изображение предметов, например фигуры людей и животных изображались пластинками соответствующих форм. Применялся прием передачи деталей тонкой проволокой - филигранью. В человеческих фигурках черты лица - нос, глаза, рот,- затем руки и ноги передавались в этой условной манере. Пристрастие к применению филиграни составляет отличительную черту ювелирной техники муиска.
Муиска умели сплавлять золото с серебром и с медью в разных пропорциях. Не все предметы, выглядевшие золотыми, отливались из чистого золота. Чибча изобрели оригинальный способ получения золоченой поверхности предметов из сплава тумбага: они обрабатывали предмет растительными кислотами, которые выедали медь и оставляли на поверхности тонкий золотой слой.
Плавка железа вовсе не была известна чибча, хотя на территории их расселения, в центральной Колумбии, имеются значительные запасы железной руды.

Керамические поделки, в том числе и посуда, большей частью не раскрашивались. Часть украшалась насечкой, пунктиром, штампом. Редко применявшийся орнамент - красный на натуральном фоне глины или на белом - имел геометрические формы. Встречаются стилизованные изображения людей или животных.
В некоторых могильниках, помещавшихся в сухих пещерах, сохранились остатки тканей муиска. Муиска пряли хлопковое волокно и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки, нанося узор керамическими роликовыми или плоскими штампами или Щеткой. Излюбленными тонами были красный и черный.
Одежда состояла из двух широких хлопчатобумажных полотнищ; одно полотнище обвертывали вокруг бедер, а второе набрасывали на плечи как плащ, скрепляя на груди булавкой. Члены каждой общественной группы носили определенный костюм и не имели права надевать другой.
Дома муиска были прямоугольными или круглыми в плане; соответственно крыша воздвигалась двускатной или конической формы. Муиска не применяли для жилищ ни камня, ни кирпича. Как жилища основной массы населения, так и дворцы и храмы сооружались из дерева или из камыша, обмазанного глиной. Они возводились на сваях и окружались палисадами с камышовой оградой между деревянными столбами.

В хозяйстве муиска большую роль играл обмен. В области муиска не было богатых месторождений золота, они не добывали его сами ни в рудниках, ни в реках. Муиска получали золото из провинции Нейва от племени пуана в обмен на ископаемые и продукты сельского хозяйства, а также в качестве дани от покоренных соседей - племени панче.
Область муиска была богата изумрудами, высоко ценившимися благодаря отличающему их красивому цвету. Не меньшую ценность составляла соль. Муиска добывали каменную соль, а также выпаривали ее из воды расположенных здесь многих соляных озер.
уиска выменивали и полотно, хотя большую часть хлопка-сырца они сами получали у соседей - племени панче. Муиска вывозили соль, изумруды и полотно в селения, расположенные на берегу р. Магдалены, в верхнем ее течении, между нынешними городами Нейва и Коэльо, и в среднем течении у г. Велес, а также в местности Сорокота нар. Суарес. Здесь происходил обмен. Очевидно, на эти базары многие племена свозили золото, которое намывали в верховьях рек или добывали в самородках. Особенно интересно сообщение испанских хронистов, что золото выменивалось в определенной мере - в дисках. Где и кем изготовлялись эти диски, хронисты не сообщают. Вероятно, наиболее богатые золотом и более развитые в отношении техники племена, например кимбайя, первыми пустили в ход золото как всеобщий эквивалент.
Меновой единицей служило и полотнище хлопчатобумажной ткани. По сообщению хрониста, жители царства Тунха «за пачку хлопка-сырца, который они покупали в Сагамосо, платили полотнище хорошего качества. Количества хлопка в такой пачке хватало на то, чтобы изготовить хорошее большое полотнище и четыре маленьких, а также нитки, чтобы их сшить. Они платили за пачку листьев коки два хороших полотнища и одно низшего качества, и на рынке в Тунхе они продавали эту пачку за двойное количеств о полотнищ».
Именно широкое развитие обмена привлекло в первую очередь внимание испанцев к индейцам муиска. Когда Хименес де Кесада в 1536 г. поднимался со своим отрядом вверх по р. Магдалене, он встретил у г. Велес лодки, груженные солью и раскрашенным полотном, которые муиска везли на обмен. Кесада услышал также, что эти продукты меняют на золото; это и привело его в страну муиска.
Во всех крупных центрах страны муиска - Сипакира, Турмеже, Тунха - каждые четыре дня были открыты базары. Сюда приносили на обмен и разные съестные припасы. Несмотря на развитие обмена, весы и меры веса отсутствовали, по крайней мере они не дошли до нас и о них не сообщается.

Цивилизация Наска

Наска - доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, южнее цивилизации Мочика, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город - Кауачи с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас.
Южное побережье Перу - самый засушливый район страны. Здесь никогда не бывает дождей. И именно здесь, в этом выжженном солнцем краю, в долинах Наска и Ика, немецкий ученый Макс Уле, основатель перуанской научной археологии, на рубеже XIX–XX вв. обнаружил следы одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки.
Первыми находками Уле стали погребения - множество погребений, в которых он нашел ярко расписанные сосуды, ткани, золото, предметы из дерева. Эти могилы принадлежали двум культурам: поздней (IX–XVI вв.), получившей впоследствии название ика, и ранней - наска (III в. до н. э. - VI в. н. э.).
Культура наска получила свое название по одноименной долине Наска, расположенной в 80 км от побережья Тихого океана и отделенной от него пустыней. Эта культура не оставила после себя памятников монументальной архитектуры - от нее до нас дошли лишь следы небольших сельских поселений. Тем не менее жители Наски - искусные гончары и ткачи - занимали исключительное место среди современных им обитателей Американского континента. Мастерам из Наски были известны вышивка, производство ковров и парчи, а также другие виды ткацкой техники. Чтобы составить представление о великолепии древних тканей Наски, достаточно упомянуть, что при их производстве применялась широчайшая цветовая гамма, включавшая в себя 150 основных цветов и второстепенных оттенков. При этом помимо хлопка и шерсти материалом для их изготовления служили человеческие волосы.

Люди Наска возвели ряд строений и пирамид (более 30 в окрестностях Коауачи), используя довольно сложные конструкционные решения. Они изобрели конические глиняные кирпичи, что защищало от разрушения землетрясениями. Это было теократическое общество, подвергшееся влиянию таких близлежащих цивилизаций, как Паракас. В конечном итоге они были подчинены культуре Вари из южных Анд, которая модифицировала перенятые у Наска узоры на керамике и текстиле.
Уникальны и крытые каналы Наски. Некоторые специалисты сравнивают их с аналогичными сооружениями в Иране и Северной Африке. Они были предназначены для стока горных вод в населенные долины. В Наске, судя по всему, не было архитекторов, возводивших храмы, но зато были опытные строители гидравлических сооружений.
Керамика наска отличается тонкой и яркой многоцветной росписью. Сейчас в распоряжении археологов оказалось очень много сосудов этой культуры. Очевидно, эта посуда предназначалась для погребальных обрядов. Сравнивая найденные сосуды, ученым удалось выяснить, как изменялись во времени их форма и декор. В ряде случаев специалисты способны даже определить, что один из сосудов изготовлен позже или раньше другого с точностью до 25–50 лет. При этом на раннем этапе развития культуры наска сосуды несколько отличались в зависимости от того, где они были сделаны. Позднее на всей территории наска распространяется стиль, характерный для Кауачи - главного культурного центра страны.

Известно, что в техническом отношении оно было более примитивно, чем другие цивилизации Анд. Индейцы наска не знали металла, не пользовались гончарным кругом. Свою великолепную посуду они лепили вручную, обжигая ее в груде горячих углей, а стены своих домов складывали из глиняных комьев. И все же общество наска нельзя назвать примитивным. Об этом, в частности, свидетельствуют руины Кауачи - главного центра этой культуры. Они занимают площадь около одного квадратного километра, а главный храм-пирамида Кауачи вполне сопоставима с постройками Тиауанако. Так что о культуре наска можно уверенно говорить как еще об одной цивилизации доколумбовой Америки. И, конечно, нельзя обойти молчанием самую большую загадку этой цивилизации - знаменитые рисунки в пустыне Наска.
Это наиболее масштабное произведение искусства в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых творений человека было мало кому известно до 1939 года. В этом году пилоты, пролетавшие над пустынной долиной на маленьком аэроплане, обратили внимание на странный узор из беспорядочно пересекающихся длинных прямых линий, перемежающихся с диковинными извилинами и загогулинами, который был заметен при определенном освещении.
Открытие летчиков вызвало большой интерес. Первоначально археологи предположили, что это остатки древней ирригационной системы. Для их исследования в Перу выехал археолог Пол Косок из университета в Лонг-Айленде (США).

В 1946 году Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немецкому математику, интересующейся древними обсерваториями, с именем которой связана практически вся история исследования загадочных рисунков пустыни Наска. Мария Райхе, ставшая самым крупным в мире специалистом по проблеме Наска, работая практически в одиночку, узнала много нового о способах, какими были сделаны эти картины, спеша зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили туристы и автомашины.

Как установила Райхе, рисунки были изготовлены достаточно простым способом: на желтоватой земле был линиями выложен тонкий слой темных камней. Но, хотя физически такая работа не представляется тяжелой, проект был крайне сложен.
Райхе считает, что авторами рисунков использовалась фиксированная единица измерения, равная 0,66 см. Фигуры выкладывались по специально построенному плану в масштабе, который был перенесен на поверхность земли с помощью веревок, прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно видеть и сегодня: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы, - пишет Райхе. - Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки: отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей, как единственное сокровище, которое нельзя похитить».
Шумную славу рисункам Наска принесли всевозможные искатели следов «космических пришельцев». Пустыню они объявили ничем иным, как древним «космодромом», а рисунки - своеобразными навигационными знаками для кораблей пришельцев. Другая версия гласила, что рисунки в пустыне являются картой звездного неба, а в самой пустыне некогда существовала грандиозная древняя обсерватория.

На территории Эстакерии, как и по всей области распространения культуры Наска, обнаружено много могил. В могильниках найдены фрагменты одежды. Это широкие и длинные накидки, украшенные каймой. В ходу у насканцев были и классические южноамериканские пончо - прямоугольные полотна с прорезью посередине. Цветовая гамма тканей наска насчитывает до 150 оттенков. Народ Наска, как и их предшественники, использовали практику деформации черепов и их прижизненной трепанации, но уже в меньших масштабах. Такие люди пользовались особым отношением окружающих. Когда они умирали, их головы отделяли от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой. Головы же захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Часто в погребениях наска находят отрезанные человеческие головы, прикрепленные к шнурам на поясе, - по-видимому, военные трофеи.

До сегодняшнего дня частично уцелела и созданная ими сеть подземных акведуков. Наиболее заметной частью всей системы являются спиралеобразные отверстия. На поверхности земли ширина их конуса составляет в среднем 15 метров. А в нижней части ширина равна один или два метра. Кроме предоставления доступа к воде в подземных туннелях, спирали также служили входами в эти туннели для их очистки и технического обслуживания. Местные жители продолжают делать это до сегодняшнего дня.
Закат культуры Наска и последующее исчезновение, вероятно, вызван постоянными засухами из-за феномена течения Эль Ниньо, которому подвержено побережье Перу, даже в большей степени, вторжениями и конфликтами с соседними этническими группами.

Культура Викус, просуществовавшая на северном побережье приблизительно с V века до н. э по V век н. э., считается малоизученной и все еще загадочной. Она получила свое название по названию отдельно стоящей горы в андских Кордильерах (департамент Пьюра, примерно в 1000 км от столицы Перу).
Памятники культуры расположены на территории речной террасы, порытой негустым лесом у подножия горы. Климат здесь сухой и очень жаркий, отличающийся продолжительными засухами и сильными ливнями. Дожди каждый раз поднимают уровень реки и затапливают окрестности. Археологами подмечено удивительное стилистическое сходство с культурой Толита, расположенной достаточно далеко – в 700 км к северу от Викус, на побережье Эквадора.
До 60-х годов XX века археологических работ в этих местах не проводилось, а обнаруживаемые случайно памятники приписывались инкам. Даже многочисленные золотые предметы великолепного качества, украденные в 1956 году из погребения неподалеку от селения Фриас, а затем изъятые и сданные в музей, мало что изменили в наших знаниях о культуре Викус.
Что же представляли собой центры Викус? Это были комплексы из платформ и пирамид с лестницами. Отчасти они даже напоминали мезоамериканские постройки. Впрочем, этот тип сооружений оказался характерным для всего Нового Света. Для строительства викуссцы использовали сырцовые кирпичи – адобы.
Погребения Викус впервые были обнаружены, как обычно, грабителями – уакерос, которые до этого успели уже добраться до огромных могильников культуры Сикан. Сверху могилы Викус выглядели как обычные песчаные холмы, и потому им удалось какое-то время оставаться вне поля зрения "черных археологов".

В 60-е годы, с началом раскопок, было обнаружено около 50 погребений в одном только могильнике Иекала. Все они, если судить по радиоуглеродному анализу, относились к периоду с 300 по 600 год.
Под песчаными холмами археологам открывались прямоугольные шахты, вырытые в песке. Внизу, на глубине от 3 до 9 м, шахта вдруг уходила в сторону, расширялась, создавая достаточно высокое погребальное помещение, основание которого было узким и вытянутым, наподобие галереи. Иногда глубина могла быть и большей – в одном случае она превышает 15 м.
Несмотря на столь изощренную и глубокую могилу, климат достаточно быстро разрушал останки. Поэтому от покойников сохранилась лишь зубная эмаль.
Рядом с умершим помещали, как обычно, разные полезные для него предметы. Обычно в каждой могиле их было ровно девять. В основном в инвентарь входили керамические сосуды, металлические изделия, двустворчатые раковины.
Керамика отличалась большой изысканностью – двойные сосуды с общей ручкой или высоким узким горлышком иногда выполнялись в виде фигурок, а также украшались негативным орнаментом. Наиболее характерные образы – кошачьи, обезьяны, птицы, рыбы, антропоморфные существа, гибриды.
Но были и богатые погребения. Одно из них совсем недавно раскопали Карлос Гусман и Хосе Касафранка. Оно представляет собой камеру на глубине 9,5 м, заполненную сотнями (!) предметов, в основном из бронзы. Трудно передать радость археологов, обнаруживших здесь головные уборы, маски, кольца для носа (золотые и серебряные), нагрудники, пояса, скипетры, топоры, наконечники, бирюзовые ожерелья, остатки тканей, а также голову из дерева с инкрустацией перламутром. От самого покойника сохранились лишь фрагменты черепа. Предполагается, что трупы были кремированы, а пепел, заворачивали в ткань и закладывали в гробницы.

Керамические сосуды викус часто выполнялись в виде фигурок. И если судить по этим фигуркам, народ викус был достаточно веселым. На одном сосуде мы видим, как человек с улыбающейся физиономией и зажмуренными глазками играет на "флейте Пана". На другом, двойном, сосуде не менее веселый музыкант сидит в своем домике под двускатной крышей. Фигурки на навершии церемониального ножа изображают двух танцующих человечков с руками за спиной. Рты изображены улыбающимися от уха до уха. Но самые замечательные творения викусцев – это фигурки-сосуды, реалистично изображающие животных: оленей, сов, хищников. Любимым персонажем был, безусловно, кошачий хищник.
Вообще, следует заметить, что слой Викус оказывается перекрытым и сверху, и снизу – это и Мочика, и Сикан, и Чиму-инка. Наверное, поэтому саму культуру бывает очень трудно выделить среди более известных соседей.
Не приходится сомневаться, что в целом культурный уровень викусцев был ниже, чем у создателей цивилизаций мочика или рекуай. Однако в одном отношении викус превосходит едва ли не все перуанские культуры I тыс. н. э.: могилы в долине Пьюры отличаются удивительным изобилием и разнообразием металлических изделий.
Подобного богатства нет больше нигде в доколумбовой Америке. В Викусе земля усеяна кусками меди. Здесь найдены разнообразные украшения, навершия палиц, крючки, булавки и многое другое Больше всего археологов удивила находка массивных проушных топоров из литой меди. Ранее считалось, что такие орудия (или, точнее, оружие, ибо топоры были скорее всего боевыми) употребляли лишь жители Старого Света.
Откуда же у бедных варваров такое изобилие металла и столь высокая техника его обработки? Похоже, что дело здесь опять же в связях с Древней Колумбией, бывшей одним из очагов древне-американской металлургии. Вполне возможно, что где-нибудь в горах на крайнем севере Перу, в Эквадоре или Южной Колумбии будут в дальнейшем найдены и другие неизвестные пока центры добычи и обработки меди.
Однако находки в долине Пьюры стали сенсацией не только из-за открытия неизвестной ранее культуры викус с ее высокоразвитой медной металлургией. Уже в первых партиях местных древностей, с которыми познакомились коллекционеры, наряду с предметами нового стиля, были раннемочикские. В 1969 г., через 8 лет после начала разграбления Викуса, был обнаружен новый могильник. Его нашли поблизости от Викуса, в урочище Лома Негра. Грабители разнесли могильник до основания за несколько месяцев. Он целиком принадлежал людям, культура которых была близка ранней мочике. И снова обилие металла, причем не только меди. Золотые и серебряные вещи из Лома Негра - шедевры искусства индейских ювелиров.
К сожалению, помимо предметов из меди, золота и серебра, в погребениях Лома Негра были найдены лишь немногочисленные неорнаментированные сосуды, которые трудно сравнивать с фигурной керамикой, обнаруженной в других местах. Поэтому чтобы определить, к какому этапу в развитии культуры мочика относятся вещи из этого могильника, приходится искать сходные признаки у глиняных и металлических изделий, а это легко может привести к ошибочным заключениям.
Находка древнего культурного центра в Пьюре, вне области распространения ранее известных перуанских цивилизаций I тыс. до н. э. - I тыс. н. э., заставила по-иному взглянуть на значение контактов этих цивилизаций с другими районами Южной Америки. Высокоразвитая древнеперуанская металлургия явно возникла не без влияния мастеров, работавших в Эквадоре и Колумбии.

К тому времени, когда Колумб "открыл" Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Мезоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы; последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности, именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций; развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита -примерно 30-20 тысяч лет назад - и шло из Северно-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в 1 тыс. до н. э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос - носитель (название "ольмекская" является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т. д.

Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н. э. населявшие Вераскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые "ритуальные центры", они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В 1 веке до н. э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах.континента.

Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н. э. и существовали до XVI века н. э. - до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний, или классический (I тыс. н. э.), и поздний, или постклассический (X - XVI века н. э.).

К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская, возникшая е Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана - столицы одноименной цивилизации - свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60 - 120 тысяч человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и "дипломатов". Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг- проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток - безымянный проспект длиной до 4 км.

На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромных силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение - Пирамида Солнца (высота 64, 5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана - "Цитадель", представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них - реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в Храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III -V1I веках широкое распространение получают изделия из керамики - цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом - и терракотовые статуэтки.

Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII века н. э. Однако уже в конце того же века пре­красный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих лор остаются невыясненными - скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики. Культура ацтеков

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междоусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми - сначала с чичемеками, а затем теночки-аитеками - в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Тепочтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI века превратился в одну из самых мощных держав Америки - знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Сама столица - Теночтитлан - стала большим городом с населением 120 - 300, тысяч жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами "священный участок", внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры; они являются авторами слова "томаты". На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: "Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы".

Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в которых обучалось мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-творец Ометекутли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог Солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль - покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кеиалькоатль. Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатекухали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

Весьма успешно развивалась наука. В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь, учитывающий положение и движение звезд на небе.

Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы, великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем, что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

В 80-е годы нашего века, в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков - "Темпло Майор". Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койолыыаухки - сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т. д. Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI века. Однако вскоре этому цветению был положен коней. Испанцы захватили Теночтитлан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город - Мехико, ставший центром колониальных владений европейских завоевателей.

Лекция. Цивилизация майя

Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I - XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя "самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки".

Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения - труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

В классический период (I - IX века н. э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде - до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает Храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя, подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыто иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией; на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

В VI --I веках наивысших успехов достигают монументальная скульптура и живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика - особенно небольшие статуэтки.

Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т. д.

В IX - X веках большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI веке культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маялан.

Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана - "Пернатого змея" в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еше одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем - изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

Весьма оригинальной является также пирамида "Храм волшебника" в Ушмале. Она отличается от всех других тем. что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

К середине XV; в"ека культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI века в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и Цивилизации остаются загадкой.

Цивилизации доколумбовой Америки отличались значительным своеобразием, они развивались в иной естественно-географической среде. Ограниченность культурного пространства, отсутствие внутриконтинентальных морей не создали стимула к развитию сухопутных и морских средств коммуникации.

Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская. Ольмеки населяли область Табаско на территории нынешней Мексики. Уже во II тыс. до н.э. они знали развитое земледелие, строили поселения.

Первой значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя принадлежали к майяской языковой семье, они занимали большую часть территории нынешней Мексики. Уже к VIII в. майя создали сильное централизованное государство.

Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п Майя пользовались двадцатиричной системой счета, заимствованной у ольмеков; они знали число "ноль". Майя разработали совершенный календарь, в котором учитывались циклы Солнца, Луны и Венеры. В X в. цивилизация майя столкнулась с внешними вторжениями. В 917 г. Чичен-Ица была занята племенами науа. В 987 г. этот культовый центр оказался под властью тольтеков; майя низведены до положения несвободных..

Другой значительной цивилизацией Южной Америки стала инкская. Инки принадлежали к языковой группе кечуа и занимали территорию Перу, отчасти Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора. Созданное ими государство достигло наивысшего расцвета в XIV-XV в. Официальным названием инкского государства было "Тауантинсуйу", "четыре соединенных стороны света". Столицей был легендарный город Куско.

Инкская экономика носила такой же характер, как и майяская: отсутствовала частная собственность, не было денег. Однако была развита меновая торговля. Инки делали тростниковые лодки и уампу, плоты с крытыми постройками, мачтами и квадратными парусами. Они совершали плавания в океан.

У инков было два типа письма: кипу, предназначенное для передачи административно-экономической информации, и килька - для передачи традиций и ритуала; первый тип письма был "узелковым", использовались шнуры разной длины и разного цвета, на которых завязывались десятки видов узлов; второй тип письма - "рисунчатый". Большое внимание уделялось образованию и наукам. В Куско в середине XV в. была открыта высшая школа - ячауаси, первый университет Древней Америки.

Инкская цивилизация просуществовала до 20-х г. XVI в., до завоевания испанским конкистодором Франсиско Писарро. Он захватил и разграбил Куско, пленил последнего сапа инку Атауальпу.

Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. В X в. в Мезоамерике появились тольтеки, принадлежавшие к языковой семье науа. В XI в. от тольтеков отделился вождь Меши, образовался род мешиков, который двинулся в сторону озера Тескоко. В 1247 г. вождем этого рода был избран Теноч, с этого времени тольтекский род стал называться теночками. Они вели полукочевой образ жизни, отличались воинственностью, знали обработку металлов. В 1325 г. мешики-теночки поселились на островах озеро Тескоко. Так возник город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи. Во главе государства стоял тлатоани. Его власть была абсолютной и передавалась по наследству.

Ацтекам была известна пиктографическая письменность. Они умели изготавливать кодексы, рисунчатые книги (тлакуилос). Они использовали два календаря - ритуальный, известный только жрецам, и общий, включавший 365 дней. В 1519 г. в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 г. был взят Мешико-Теночтитлан, последний тлатоани Моктесума II Шокойоцин был убит. Так завершилась история тольтекско-ацтекской цивилизации.

Таким образом, цивилизации доколумбовой Америки отличались значительным многообразием. Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская.

Первой действительно значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п. В X в. цивилизация майя столкнулась с внешними вторжениями и погибла.

Другой значительной цивилизацией Южной Америки стала инкская. Инки принадлежали к языковой группе кечуа и занимали территорию Перу, отчасти Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора. Созданное ими государство достигло наивысшего расцвета в XIV-XV в. Инкская цивилизация просуществовала до 20-х г. XVI в., до завоевания испанским конкистодором Франсиско Писарро. Он захватил и разграбил Куско, пленил последнего сапа инку Атауальпу.

Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. Ее столицей стал город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи.

В 1519 г. в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 г. был взят Мешико-Теночтитлан, последний правитель атцеков Моктесума II был убит.

В 1532 г. испанские конкистадоры вторглись в пределы империи инков, протянувшейся вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки от непроходимых лесов Колумбии до пустыни Атакама в Чили. Сокровища, награбленные ими, превзошли самые смелые ожидания, но неутолённая жажда золота продолжала гнать завоевателей всё дальше и дальше, в амазонские джунгли.

Блеск творения народов, населявших империю Солнца, так ослепил европейцев, что в течение нескольких веков после испанского завоевания о доинкских цивилизациях не было известно практически ничего. Немалая заслуга в этом принадлежит и официальной историографии инков, согласно которой до прихода в мир «детей Солнца», там царили дикость и варварство. Первые испанские хронисты, оставившие описания многих величественных руин, не сомневались в том, что имеют дело с творениями инков, или же, опять таки следуя инкской традиции, приписывали их создание неким допотопным гигантам.

Между тем страна, хранила в своих недрах огромные богатства. Повсюду путешественникам представали таинственные руины прошлых эпох, развалины безымянных поселений, курганы и погребальные древние святыни - «уака» на языке кечуа. Профессиональные грабители могил - уакерос на свой страх и риск раскапывали древние руины в поисках сокровищ. Долгие годы добытые ими предметы продавались на чёрном рынке и оседали в частных коллекциях, ничего не добавляя в копилку знаний о доколумбовых цивилизациях Южной Америки. Только с началом регулярных археологических раскопок в Перу и Боливии стало ясно, что эти страны можно назвать археологическим эльдорадо.

Исследователи XIX в. - А. фон Гумбольдт, А. Д. Д"Орбиньи, Э. Дж Скуайер и др. - внимательно осматривали и зарисовывали древние памятники, но относили их к периоду инкской империи. Чтобы развенчать «чёрную» легенду о дикости доинкских народов Перу и Боливии, понадобились усилия нескольких поколений учёных. «Отцом перуанской археологии» стал немец Макс Уле. Его раскопки в бассейне озера Титикака и на побережье Перу увенчались и . Целая плеяда археологов: француз А. Банделье, швед Э. Норденшельд, североамериканцы А. Л. Кребер, У. К. Беннет и Дж. X. Роу, немцы Г. Убеллоде-Деринг и М. Райхе, перуанцы X. С. Тельо, Р. Л. Ойле и Л. Валькар-сель, боливиец Д. Э. Ибарра-Грассо - продолжили исследования Уле. Сегодня уже никто не сомневается, что до прихода инков на их землях процветали могущественные царства, а своё государство инки построили на прочном фундаменте предшествовавших культур, возникших на западных склонах и в горных долинах Анд.

Какой была Америка до момента ее официального открытия? Многоликой, загадочной и очень необычной.

1. Ученые считают, что предки первых индейцев поселились в Америке 30 тысяч лет назад. Сегодня принято говорить, что населяли материк более 20 племен, которые проживали в разных ее частях.

2. Самые воинственные племена индейцев – ирокезы – жили по собственной Конституции, которая была «записана» при помощи ракушек и бусин.

3. Прическа «скальповая прядь» не была такой «пышненькой» как современный ирокез. Голову индейцы гладко брили, оставляя лишь на затылке завязанный в тугой узел клочок волос.

4. Ритуальные маски ирокезов – уникальны. Двух одинаковых не найдется. Единственная «характерная черта» - нос крючком. Именно таким профилем обладал великан из индейских легенд, который поклялся защищать северный народ.

5. При всей брутальности ирокезов-мужчин женщины племени владели землей, а, соответственно, и могли ей распоряжаться, а также избирали вождя, которого при желании могли и сместить. Считается, что именно в одном из ирокезских племен - сенека - и берет начало феминистическое движение.

6. Могавки – еще одно племя ирокезов – славились своей смелостью, а также уникальной способностью – отсутствием акрофобии. Из-за отсутствия страха высоты позднее именно этих коренных жителей привлекли к строительству нью-йоркских небоскребов.

7. Дороги, построенные инками, превосходили по качеству римские и европейские. А уж российские, видимо, и подавно.

8. Мапуче не были каннибалами, хотя свято чтили традицию – оглушить пленника дубинкой, вырезать его сердце и съесть. Считалось, что именно так отвага и храбрость побежденного воина обретет «новый дом».

9. Споры вокруг уникального языка индейцев аймара с запада Южной Америки не прекращаются до сих пор. Грамматика времен перевернута у них с ног на голову. Когда они говорят о будущем, то указывают назад, а когда размышляют о прошлом, то описывают ситуацию, которую мы воспринимаем как будущее. В общем, в попытке понять, что же там происходит в их сознании, легко замутить собственное.

10. Названное испанцами озеро Титикака на языке племен аймара и кечуа называлось «Мамакота» - «Мать вода». На одном из многочисленных островов озера можно найти остатки погребальных башен – чульпас – высотой до 12 метров. Их авторы – аймары, жившие в доинкскую эпоху.

11. Пальпа - пустынное плато на юге Перу - привлекает всех любителей мировых загадок уникальной коллекцией геоглифов – огромных рисунков, которые видны лишь с высоты птичьего полета. Существует более 200 версий их происхождения. По одной из них, «планировку рельефа» провел народ паракас, который жил на территории современного Перу в доинковскую эру. Они научились бальзамировать усопших задолго до египтян, но не изобрели письменность, поэтому сведения о них чрезвычайно скудны.

12. Буквально название еще одного ирокезоязычного пелемени – тускарора, когда-то жившего на территории современной Восточной Каролины, – означает «сборщики конопли».

13. Социальную иерархию в доколумбовской Америке встретишь не часто. Например, в племени натчей. Каждое утро вождь Большое Солнце выходил из своего роскошного дома и указывал небесному брату Солнцу, какой путь ему проделать – с востока на запад. Большую честь времени «король» возлежал на ложе и «руководил» мичмичгули – «смердящими». Так «господа» называли своих соплеменников.

14. Каждую зиму при полной луне индейцы нутка, жившие на северо-западе Америки, проводили «кульвану» - обряд посвящения молодых воинов. Юноши облачались в волков и проходили сложные испытания на ловкость и мужество.

15. Татемные куклы качина, которые испокон веков мастерят хопи, обязательно встретятся современным путешественникам по северо-востоку Аризоны. По легенде, именно духи качины спасли предков хопи с тонущей Атлантины, перенеся их на «летающих щитах» (внешне очень напоминающих половины тыквы) на южные берега Америки.

16. Исчезающее племя ваорани, живущее в джунглях Амазонии, и сегодня охотится при помощи оружия предков – копья и духовой трубки, «выплевывая» из нее яд кураре, приготовленный по собственному рецепту. Ваорани верят, что их народ произошел от ягуара, поэтому охота на эту кошку всегда была табуирована.

17. Одно из самых могущественных племен Северной Америки – гуроны – полностью утратило свой язык. Их предки каждое новое десятилетие начинали с «пира мертвых», кульминацией которого становился перенос общей могилы предков, скончавшихся за последние десять лет, на новое место.

18. Родовые вожди могикан – сахемы – наследовали власть по материнской линии. При определении военных вождей действовал более демократичный способ – выборы.

19. Команчи почти не наказывали своих детей, считая, что они – дар Великого Духа. Для усмирения озорников у них были специальные люди – «мужчины-привидения», которые старательно изображали рассерженных духов. Срабатывала ли подобная педагогическая методика, к сожалению, не известно.

20. Геральдическим символом одного из самых многочисленных народов северной части доколумбовой Америки – племени оджибве - является орёл.

21. Одним из самых зловещих ритуалов индейцев шуар и ачуар являлся «тсантса» - высушивание головы противника до размера кулака. Цель? Лишить сил мстительную душу. Процесс был задокументирован на видео лишь однажды – в 1961 году.

22. На протяжении 10 тысяч лет современную территорию штата Висконсин населяли меномини. Управление племенем выполняли представители пяти братств. Медведи решали гражданские споры, Орлы – военные, Волки добывали пропитание, Журавли занимались строительством, в том числе мастерили каноэ и капканы. Наконец, Лоси выращивали, собирали и хранили рис.

23. Индейское племя крики, проживающее до колонизации на юго-востоке США, выигрышно отличалось от северо-американских народов статной фигурой и высоким ростом.

24. На севере полуострова Флорида жили тимукуа. Мужчины этого племени носили высокие прически, чтобы, по мнению исследователей, зрительно увеличить свой рост. Тела тимукуа, в том числе и детские, украшали многочисленные татуировки, каждая из которых наносилась за определенный поступок.

25. Ольмеки - одна из древнейших цивилизаций доколумбовой Америки исчезла за полторы тысячи лет до появления ацтеков. Считается, что именно от ольмеков пошли все другие великие народы доколониальной эпохи: тольтеки, ацтеки, майя, сапотеки. Одной из главных загадок ольмеков считаются «каменные головы». Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не удается точно установить, где цивилизация зародилась и как именно развивалась.

26. Многие доколумбовые народы Анд поклонялись сотворителю мира по имени Виракоча.

27. По одной из легенд Виракоча устроил потоп Уну-Пачакути, в результате которого были уничтожены все живущие у озера Титикака. В живых осталось только двое. Именно они и стали прародителями новой цивилизации. Ничего не напоминает?

28. Вдоль русел рек, тянущихся на востоке, севере и в центре будущих Соединенных штатов в 200-500 годах н.э. пролегала, так называемая, Хоупвеллская система обмена – маршрут, который позволял различным индейским племенам успешно торговать.

29. Одна из крупнейших исторических культур Могольон находилась на юго-западе современных США. По мнению ученых, их потомками вполне могут быть индейцы хопи.

30. Доисторическая индейская культура Анасази предположительно возникла в 12 веке до н.э. До настоящего времени сохранилось селение Таос (штат Нью-Мексико), построенное в период с 1000 по 1450 гг. н.э. Община Таос и сегодня не жалует чужаков и славится консервативными взглядами. Так, в домах не разрешается использовать электричество и водопровод.