«Новая азбука. Аз, буки, веди… на детском языке Лев николаевич толстой азбука

Яснополянская школа - начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч.

Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В школе работало четыре учителя. В планы преподавания, которые они составляли, обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников».

В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий.

По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке.

Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию.museum
.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12714.

История создания "Азбуки" Льва Толстого


Вышедшую в 1872 г. «Азбуку» Толстого можно рассматривать как продолжение его педагогического журнала «Ясная Поляна» (1862). Свою книгу писатель воспринимал как исполнение долга перед народом. Толстой мечтал, что по его «Азбуке» «будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Толстой не публиковал ее частями в журналах, как, например, начало нового романа «Война и мир» в журнале «Русский вестник». Он отказался от публикации отрывков, чтобы журналисты до выхода в свет целой книги «Азбуки» не «растащили» статьи по хрестоматиям, уговаривая «дать что-нибудь» в их издание. Лишь два рассказа он отдал в печать: «Бог правду видит» в «Беседу» (1872, № 3) и «Кавказский пленник» в «Зарю» (1872, № 2), где сотрудничал Н. Н. Страхов, которому Толстой объяснял: «Если будет какое-нибудь достоинство в статьях Азбуки, то оно будет заключаться в простоте и ясности рисунка и штриха, т. е. языка; а в журнале это странно и неприятно будет, точно не доконченное, как в картинной галерее, какой бы ни было, рисунки карандашом без теней» (из письма 15 апреля 1872 г.). Предложение поместить один из рассказов в «Семейных вечерах» Кашперовой Толстой уже отвергает.

Но вопреки опасениям Толстого, в 1872 г. выходит «Большая Азбука», как называет ее Н. Н. Гусев.

Известный педагог, профессор Московского университета С. А. Рачинский был одним из первых ценителей «Азбуки», он отметил в своей «Сельской школе», что всякому образованному человеку необходимо знать детские книги графа Толстого потому, что, отдав несколько лет своей жизни обучению детей в сельской школе, он многому научился и сам; что для Толстого это стало жизненным делом, а не прихотью. Ничего подобного, по его мнению, в европейской литературе больше не существует.

В период создания «Азбуки» Толстой вновь занимался с крестьянскими детьми, пригласил учителей народных школ, чтобы апробировать свою систему обучения грамоте.

«Азбука» состоит из четырех частей, сброшюрованных в одну объемную книгу (почти 700 страниц). Тщательно продуман отдел русского чтения, в каждой книге «Азбуки» помещен и большой отдел славянского чтения: славянский язык входил в программу народных училищ; крестьяне настаивали на обучении церковнославянской грамоте, да и древняя русская литература была излюбленным чтением яснополянских школьников. Кроме того, изучению языков Толстой всегда придавал большое значение, считая, что «есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным, - это язык или языки, искусство выражать и понимать всякие и во всякой форме мысли, и математика».

Славянский текст начинается с отрывков из летописи Нестора, затем следуют выдержки из Четьи-Минеи, библейские истории, отрывки из Ветхого Завета о сотворении мира, о первых людях, о всемирном потопе, история Иосифа с братьями, всегда трогавшая Толстого, главы из Евангелия, Нагорная проповедь, с детства произведшая на него «огромное» впечатление, молитва «Отче наш», Символ веры, десять заповедей Моисея и три псалма. Из Четьи-Минеи выбраны отрывки поучительного содержания. В «Житии Сергия Радонежского» Толстого привлек ответ Сергия митрополиту, намеревавшемуся надеть на него золотой крест: «От юности не был златоносцем, в старости же в особенности желаю в нищете пребывать», а также решительный отказ Сергия занять митрополичью кафедру: «аки твердый адамант непреклонен пребысть». Внушали Толстому уважение и правила общежития, установленные Сергием в его монастыре: «Ничего для себя никому не приобретать, ни своим что-нибудь называть, но все общим иметь - по заповедям святых отцов».

Толстой помещает в «Азбуке» рассказы, былины, притчи, в которых восхваляется всякий физический труд: «Не потрудиться да не поработать - ничто на свете не радует». Размышляя над темой рассказа, зачастую Толстой задает вопросы и на морально-этические темы, ответы на которые предлагается дать самому ученику.
Форма вопросов и ответов - излюбленный прием и Толстого-публициста.

Включая в «Азбуку» целый ряд рассказов и статей из жизни животных и птиц, Толстой стремился познакомить детей с причинами происходящих природных явлений и объяснить их, задавая простые, казалось бы, вопросы: «Для чего ветер?», «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Отчего в мороз трещат деревья?», «Лед, вода и пар». (Очень жаль, что намеченная Толстым статья «Как Коперник догадался, что земля вертится» осталась незавершенной.)

В «Азбуку» Толстой включил «Общие замечания для учителя»; делясь секретами обучения детей, отметил главное качество, которое делает учителя совершенным, - это любовь. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет много лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам».

На основании своего педагогического опыта Толстой определяет условия, необходимые для того, чтобы ученик учился охотно. Это заветное пожелание Толстого-педагога, столь необходимое сегодня нашей системе образования**.

Толстой признавался неоднократно, что «Азбука» - «это одно дело моей жизни важное» (Т. 62, с. 9). «Пишу я эти последние года Азбуку и теперь печатаю. Рассказывать, что для меня такое этот труд многих лет - азбука, очень трудно Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей… написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». И еще: «Азбука не идет, и ее разбранили в “Петербургских ведомостях”; но меня почти не интересует, я так уверен, что я памятник воздвиг этой Азбукой» (Т. 61, c. 349).

Письмо М. Н. Каткову, редактору «Русского вестника», печатающего «Анну Каренину», тоже содержит высокую оценку Толстым своего труда: «Об одобрении я не говорю - гречневая каша сама себя хвалит, так и моя Азбука. Такой Азбуки не было и нет не только в России, но и нигде! И каждая страничка ее стоила мне и больше труда и имеет больше значения, чем все те писания, за которые так незаслуженно хвалят» (Т. 62, с. 185).

Новую форму письма Толстой называл «рисунок без теней». Редактор журнала «Всемирная иллюстрация» К. К. Случевский отметил достоинства «Азбуки» в своей статье: простота, ясность языка. По его мнению, самоотверженность - так можно назвать отказ графа Льва Толстого от привычных приемов в творчестве, которые привлекали читателей, и пойти на что-то совсем новое.

Толстой на основании своего педагогического опыта определяет условия, необходимые для того, чтобы ученик учился охотно. Это одно из самых заветных пожеланий Толстого-педагога, которое столь необходимо сегодня и нашей современной системе образования*.

В начале 1873 г. на заседании Академии наук по предложению И. И. Срезневского Толстой был избран членом-корреспондентом не столько как автор «Войны и мира», сколько как автор «Азбуки». В ноябре 1874 г. Толстой взялся за переработку «Азбуки», назвав ее в печати «Новая азбука», и отдельно - «Русские книги для чтения» в 4-х частях.

До сих пор дети получают первые поэтические впечатления о жизни из произведений Толстого, включенных в его «Азбуку». Особенное внимание читателей и критиков привлекают написанные для «Азбуки» рассказ «Кавказский пленник» и рассказ-притча «Бог правду видит, да не скоро скажет», в основе которого изложенная Платоном Каратаевым история о невинно пострадавшем купце, о просветленном душевном состоянии человека, простившего виновника его страданий. Рассказы «Филипок», «Косточка» стали классикой детской литературы, на которой воспитывается каждое новое поколение.

Класс:

Учитель. Уважаемы ребята, гости! Приглашаю вас на очередное занятие в “Литературной гостиной”, на котором мы познакомимся с историей создания “Азбуки” Льва Николаевича Толстого.

Учитель. Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910).

150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны.

Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

(Показ репродукции картины Б.М. Кустодиев “ Школа в Московской Руси”, 1912)

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.

Учитель показывает репродукцию картины Н.П. Богданова - Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”(1895).

На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.

На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

Выступление фольклорного ансамбля. Хоровод “ Ходит царь в круг нова города”, “Млада”.

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”.

Вышла она в 1872 году. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”. Несколько позже были изданы четыре тома “Русских книг для чтения”. Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др.

“Новая азбука” учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк.

Дети читают рассказы “Спала кошка на крыше”, “Таня знала буквы”, “У Груши не было куклы”.

– “Новая азбука” обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы.

Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.

Возьмём, например, книгу рассказов “Скучен день до вечера, коли делать нечего ”. Рассказы эти необычны, они написаны на русские пословицы, в каждом в образной форме раскрывается смысл той или иной пословицы.

Дети читают рассказы “Скучен день до вечера, коли делать нечего”, “И пчела не на себя работает”, “На сердитых воду возят”.

– Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.

Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок
По лавкам скок-скок
И се в уголок. Веник.

Без ног, без рук,
Рубашки просит. Подушка.

На дворе горой,
А в избе водой. Снег.

Летит зверёк
Через божий домок
Летит, говорит:
“Моя сила горит…” Пчела.

Лежит – ниже кота,
Встанет – выше коня. Дуга.

Скручен, связан,
По избе пляшет. Веник.

Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. Дождь, земля, трава.

Учитель. Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.

Ученик рассказывает наизусть басню “Муравей и голубка”.

Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятна детям, живой и конкретной.

Ученик рассказывает наизусть басню “Два товарища”.

Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

Ученик рассказывает наизусть басню “Старый дед и внучёк”.

Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:

“В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая”.

Из сказки “Три медведя”.

Учитель. В сказке “Три медведя” писатель изобразил девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.

Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогает усваивать географические понятия.

Ученица рассказывает сказку “Шат и Дон”.

Вспомним ещё одну сказку.

Инсценировка сказки “Тетерев и лиса”.

– Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”.

Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве.

“Сел рой на куст. Дядя его снял, снёс в улей. И стал у него мёд целый год”.

“Слушай меня, мой пёс: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй”.

Учитель. Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ “Какая бывает роса на траве ”.

Ученица читает рассказ наизусть.

Учитель. Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера.

Ученик читает рассказ “Хотела галка пить…”.

– Сообразительность и находчивость галки легко запоминается маленькими детьми. Считая детство важным периодом жизни, Толстой много внимания уделяет образам детей. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие.

Ученик читает рассказ “У бабки была внучка”.

– В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье.

Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, её жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят.

Случай из жизни деревенского мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе.

Инсценировка рассказа “Филиппок”.

У. Как случилось, что Филиппок отправился в школу?

Д. Он захотел учиться.

У. Каким был его путь к школе?

Д. Трудным, с опасностями.

У. Почему он поначалу не решался войти в школу?

Д. Боялся, там уже занимались.

У. Как его встретил учитель?

Д. Приветливо.

Учитель. Рассказы Толстого, посвящённые детям, ярко подмечают поведение детей.

Ученики читают наизусть рассказы “Косточка”, “Правду сказал”.

IV. Заключение.

У. С какой книгой Льва Николаевича Толстого мы познакомились?

Д. С “Азбукой”.

У. Для чего писатель создал эту книгу?

У. Кого и где Толстой обучал?

Д. Крестьянских детей в своей усадьбе Ясная Поляна.

У. Чем его школа отличалась от других школ того времени?

Д. Детей там не били.

У. Произведения каких жанров встречаются в “Азбуке”?

Д. Рассказы, басни, сказки.

Учитель. Молодцы! Вы хорошо запомнили всё, что я вам рассказала.

В марте 1994 года в Туле вышла “Азбука Льва Толстого”. Она включает в себя материал двух книг великого писателя-Азбуки и Новой Азбуки, сохраняя верность толстовским текстам.

Произведения Толстого - это образец того, как нужно писать для детей.

Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. “Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

1.Познакомить детей с историей создания “Азбуки” Льва Толстого.

2.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

3. Развитие интереса к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.

4. Знакомство со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой.

5. Воспитывать интерес к литературному наследию.

Оформление.

1.Плакаты:

“Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

“Чтобы поверить в добро, надо начать делать его”

Л.Н. Толстой

2. Портрет Л.Н.Толстого

3. Выставка книг Л.Н.Толстого

4. Набор открыток “Ясная Поляна”.

5. Репродукции картин:

М. Кустодиев “Школа В Московской Руси”.

Н.П. Богданов – Бельский “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”.

Класс оборудован в стиле толстовской школы (лавки, столы)

Выставка старинных предметов (рушники, посуда и т.д.)

Дети одеты в русские одежды.

«Азбука» Толстого - книга особенная, свидетельствующая о готовности Толстого, известного писателя, "выйти за пределы художественной литературы".*

Вышедшую в 1872 г. «Азбуку» Толстого можно рассматривать как продолжение его педагогического журнала «Ясная Поляна» (1862). Свою книгу писатель воспринимал как исполнение долга перед народом. Толстой мечтал, что по его «Азбуке» «будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Толстой не публиковал ее частями в журналах, как, например, начало нового романа «Война и мир» в журнале «Русский вестник». Он отказался от публикации отрывков, чтобы журналисты до выхода в свет целой книги «Азбуки» не «растащили» статьи по хрестоматиям, уговаривая «дать что-нибудь» в их издание. Лишь два рассказа он отдал в печать: «Бог правду видит» в «Беседу» (1872, № 3) и «Кавказский пленник» в «Зарю» (1872, № 2), где сотрудничал Н. Н. Страхов, которому Толстой объяснял: «Если будет какое-нибудь достоинство в статьях Азбуки, то оно будет заключаться в простоте и ясности рисунка и штриха, т. е. языка; а в журнале это странно и неприятно будет, точно не доконченное, как в картинной галерее, какой бы ни было, рисунки карандашом без теней» (из письма 15 апреля 1872 г.). Предложение поместить один из рассказов в «Семейных вечерах» Кашперовой Толстой уже отвергает.

Но вопреки опасениям Толстого, в 1872 г. выходит «Большая Азбука», как называет ее Н. Н. Гусев.

Известный педагог, профессор Московского университета С. А. Рачинский был одним из первых ценителей «Азбуки», он отметил в своей «Сельской школе», что всякому образованному человеку необходимо знать детские книги графа Толстого потому, что, отдав несколько лет своей жизни обучению детей в сельской школе, он многому научился и сам; что для Толстого это стало жизненным делом, а не прихотью. Ничего подобного, по его мнению, в европейской литературе больше не существует.

В период создания «Азбуки» Толстой вновь занимался с крестьянскими детьми, пригласил учителей народных школ, чтобы апробировать свою систему обучения грамоте.


«Азбука» состоит из четырех частей, сброшюрованных в одну объемную книгу (почти 700 страниц). Тщательно продуман отдел русского чтения, в каждой книге «Азбуки» помещен и большой отдел славянского чтения: славянский язык входил в программу народных училищ; крестьяне настаивали на обучении церковнославянской грамоте, да и древняя русская литература была излюбленным чтением яснополянских школьников. Кроме того, изучению языков Толстой всегда придавал большое значение, считая, что «есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным, – это язык или языки, искусство выражать и понимать всякие и во всякой форме мысли, и математика».

Славянский текст начинается с отрывков из летописи Нестора, затем следуют выдержки из Четьи-Минеи, библейские истории, отрывки из Ветхого Завета о сотворении мира, о первых людях, о всемирном потопе, история Иосифа с братьями, всегда трогавшая Толстого, главы из Евангелия, Нагорная проповедь, с детства произведшая на него «огромное» впечатление, молитва «Отче наш», Символ веры, десять заповедей Моисея и три псалма. Из Четьи-Минеи выбраны отрывки поучительного содержания. В «Житии Сергия Радонежского» Толстого привлек ответ Сергия митрополиту, намеревавшемуся надеть на него золотой крест: «От юности не был златоносцем, в старости же в особенности желаю в нищете пребывать», а также решительный отказ Сергия занять митрополичью кафедру: «аки твердый адамант непреклонен пребысть». Внушали Толстому уважение и правила общежития, установленные Сергием в его монастыре: «Ничего для себя никому не приобретать, ни своим что-нибудь называть, но все общим иметь – по заповедям святых отцов».

Толстой помещает в «Азбуке» рассказы, былины, притчи, в которых восхваляется всякий физический труд: «Не потрудиться да не поработать – ничто на свете не радует». Размышляя над темой рассказа, зачастую Толстой задает вопросы и на морально-этические темы, ответы на которые предлагается дать самому ученику.
Форма вопросов и ответов – излюбленный прием и Толстого-публициста.

Включая в «Азбуку» целый ряд рассказов и статей из жизни животных и птиц, Толстой стремился познакомить детей с причинами происходящих природных явлений и объяснить их, задавая простые, казалось бы, вопросы: «Для чего ветер?», «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Отчего в мороз трещат деревья?», «Лед, вода и пар». (Очень жаль, что намеченная Толстым статья «Как Коперник догадался, что земля вертится» осталась незавершенной.)

В «Азбуку» Толстой включил «Общие замечания для учителя»; делясь секретами обучения детей, отметил главное качество, которое делает учителя совершенным, – это любовь. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет много лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам».


На основании своего педагогического опыта Толстой определяет условия, необходимые для того, чтобы ученик учился охотно. Это заветное пожелание Толстого-педагога, столь необходимое сегодня нашей системе образования**.


Толстой признавался неоднократно, что «Азбука» – «это одно дело моей жизни важное» (Т. 62, с. 9). «Пишу я эти последние года Азбуку и теперь печатаю. Рассказывать, что для меня такое этот труд многих лет – азбука, очень трудно <…> Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей… написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». И еще: «Азбука не идет, и ее разбранили в “Петербургских ведомостях”; но меня почти не интересует, я так уверен, что я памятник воздвиг этой Азбукой» (Т. 61, c. 349).

Письмо М. Н. Каткову, редактору «Русского вестника», печатающего «Анну Каренину», тоже содержит высокую оценку Толстым своего труда: «Об одобрении я не говорю – гречневая каша сама себя хвалит, так и моя Азбука. Такой Азбуки не было и нет не только в России, но и нигде! И каждая страничка ее стоила мне и больше труда и имеет больше значения, чем все те писания, за которые так незаслуженно хвалят» (Т. 62, с. 185).

Новую форму письма Толстой называл «рисунок без теней». Редактор журнала «Всемирная иллюстрация» К. К. Случевский отметил достоинства «Азбуки» в своей статье: простота, ясность языка. По его мнению, самоотверженность – так можно назвать отказ графа Льва Толстого от привычных приемов в творчестве, которые привлекали читателей, и пойти на что-то совсем новое.

Толстой на основании своего педагогического опыта определяет условия, необходимые для того, чтобы ученик учился охотно. Это одно из самых заветных пожеланий Толстого-педагога, которое столь необходимо сегодня и нашей современной системе образования*.

В начале 1873 г. на заседании Академии наук по предложению И. И. Срезневского Толстой был избран членом-корреспондентом не столько как автор «Войны и мира», сколько как автор «Азбуки». В ноябре 1874 г. Толстой взялся за переработку «Азбуки», назвав ее в печати «Новая азбука», и отдельно – «Русские книги для чтения» в 4-х частях.

До сих пор дети получают первые поэтические впечатления о жизни из произведений Толстого, включенных в его «Азбуку». Особенное внимание читателей и критиков привлекают написанные для «Азбуки» рассказ «Кавказский пленник» и рассказ-притча «Бог правду видит, да не скоро скажет», в основе которого изложенная Платоном Каратаевым история о невинно пострадавшем купце, о просветленном душевном состоянии человека, простившего виновника его страданий. Рассказы «Филипок», «Косточка» стали классикой детской литературы, на которой воспитывается каждое новое поколение.

ПСС, т. 22.

* См.: Бабаев Э. Г. Большая Азбука, или Ощущение счастья // Бабаев Э. Г. «Высокий мир аудиторий...» Лекции и статьи по истории русской литературы / Сост. Е. Э. Бабаева, И. В. Петровицкая. Под общ. ред. проф. Т. Ф. Пирожковой. – М.: МедиаМир, 2008. – С. 364-374.
** Белая книга. Единый государственный экзамен / Сост. проф. В. Я. Линков, проф. В. А. Недзвецкий, ст. преп. И. В. Петровицкая /
Предисловие чл.-корр-та РАО А. М. Абрамова. – М.: Ф-т журналистики МГУ, 2008;
ЕГЭ и судьба российского образования. Белая книга. План-проспект. Послесловие А. М. Абрамова. «ЕГЭ в России больше чем ЕГЭ». – М.: Ф-т журналистики МГУ, 2009; сайт ф-та журналистики и И. В. Петровицкой http://petrovitskaya.lifeware.ru.

Беседа: Открой книгу, и чудеса начинаются по книге « АЗБУКА» - Л.Н.Толстого.

Цель:

1.Познакомить детей с историей создания “Азбуки” Льва Толстого.

2.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

3. Развитие интереса к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.

4. Знакомство со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой.

5. Воспитывать интерес к литературному наследию.

Слайд

Библиотекарь. Мы сегодня познакомимся с историей создания книги “Азбуки” Льва Николаевича Толстого.

Слайд 2

Прочитаем и обсудим рассказы из « Азбуки», послушаем отрывки из аудио книги, посмотрим видео - клип о великом писателе Л.Н. Толстом.

Слайд 3,4

Библиотекарь. Под городом Тулой есть усадьба Ясная Поляна, где жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). В те далекие времена, а это 150 лет назад в стране было очень мало школ. Лев Николаевич Толстой решил открыть школу Ясной Поляне для детей.

Слайд 5,6 (Показ репродукции картины Б.М. Кустодиев “ Школа в Московской Руси”, 1912).

Слайд 7

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу.

Библиотекарь показывает репродукцию картины Н.П. Богданова - Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”(1895).

Слайд 8,9

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”. Вышла она в 1872 году (142 года тому назад). Вот так выглядела Азбука - обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы

Слайд 10; Слайд 11; Слайд 12; Слайд 13

Дети читают рассказы вслух “ У Маши ноги были босы ”, “ Я веду Таню за руку”, “У меня шесть кур”, «Моему брату Матюшки»

Слайд 14

Давайте, прослушивание аудио рассказ « Филипок» и обсудим его.

Случай из жизни мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе. Слайд 15

У. Зачем Филиппок отправился в школу?

Д. Он захотел учиться.

У. Каким был его путь к школе?

Д. Трудным, с опасностями.(Выскачила Жучка, а за ней большая собака. Филипок бросился бежать, собаки за ним.

Кто спас Филипка в этой ситуации?

Мужик, отогнал собак и сказал:» Куда ты, пострелёнок один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Куда бежал Филипок?

У. Почему он поначалу не решался войти в школу?

Д. Боялся, там уже занимались.

У. Как его встретил учитель?

Д. Приветливо.

Учитель. Рассказы Толстого, посвящённые детям, ярко подмечают поведение детей.

Слайд 16

Ученики слушают аудио рассказ и обсуждают рассказы “Косточка”.

Давайте обсудим рассказ, который называется « Косточка»

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? (О косточки сливы)

Фрагмент рассказа

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.

Фрагмент рассказа.

Когда никого не было в горнице, Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел?

Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:- А что, дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?

Почему мама сосчитала сливы, о чем это говорит?

Догадались ли родители, кто съел сливу?

Фрагмент рассказа.

Все сказали, нет. Ваня покраснел, как рак, и тоже сказал нет, я не ел.

Как вы думаете, что ответят дети? Хватит ли мужества признаться Вани.

Тогда отец сказал. Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в этом беда. Беда в том, что сливах есть косточка, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:- Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Знал ли отец, кто съел сливу? Какие слова из текста подтверждают, что он все понял? Да. Ваня покраснел как рак.

Как чувствовал Ваня, почему он побледнел? Почему он заплакал, ведь его никто не ругал? Сталостыдно ему. Рассказ учит вас не брать тайком, а говорить об этом взрослым.

Слайд 17

Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.

Дети.

1.Летом вырастают,

а осенью опадают. Листья

Слайд 18

2. На дворе горой,
А в избе водой. Снег.

Слайд 19

3. Хоть не огонь, а жжется Крапива

Слайд 20

4. Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый бархатный Арбуз

Слайд 21

5. Скручен, связан,
По избе пляшет. Веник

Библиотекарь. Толстой в « Азбуке» широко использовал всем понятный и доступный жанр произведения басня. Басня - краткий рассказ сатирического характера. Цель любой басни осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.

Слайд 22

Библиотекарь читает басню “Два товарища”. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошел. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеется: -Ну, что, -говорит, -медведь тебе на ухо говорил? -А он сказал мне, что- плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Ребята, давайте поговорим о поступке. Хорошо поступил его друг, когда он бросил его в трудную минуту? В басни Л.Н.Толстой осмеял дурное товарищество, трусость и малодушие.

Слайд 23

Библиотекарь читает басню “Тетерев и лисица”. Вопрос: Ребята, в чем намек этой басни? Ответ: Не нужно хитрить.

Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятна детям, живой и конкретной. В баснях заключены « намеки» из которых надо уметь извлечь добрые, полезные, нравственные уроки. В баснях поощряются и восхваляются: ум, благоразумие, трудолюбие, скромность, товарищество, дружба, честность, правдивость, смелость, бескорыстие.

Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

Слайд 24, 25

Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:

“В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая”.

Ответ детей.

Из сказки “Три медведя”.

Библиотекарь. В сказке “Три медведя” писатель изобразил девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.

Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогает усваивать географические понятия.

Слайд 26

Библиотекарь. Рассказы Толстого, посвящённые детям, эти рассказы ярко подмечают поведение детей. Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. “Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

IV. Заключение.

Б. С какой книгой Льва Николаевича Толстого мы познакомились?

Д. С “Азбукой”.

Б. Для чего писатель создал эту книгу?

Б. Кого и где Толстой обучал?

Д. Крестьянских детей в своей усадьбе Ясная Поляна.

Б . Произведения каких жанров встречаются в “Азбуке”?

Д . Рассказы, басни, сказки, загадки.

Учитель . Молодцы! Вы хорошо запомнили всё, что я вам рассказала.

Слайд 27

Ребята, давайте посмотрим видео- клип о Л.Н.Толстом. В марте 1994 года в Туле вышла “Азбука Льва Толстого”. Она включает в себя материал двух книг великого писателя-Азбуки и Новой Азбуки, сохраняя верность толстовским текстам.

Произведения Толстого - это образец того, как нужно писать для детей.

Оформление.

1.Плакаты:

“Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

Л.Н. Толстой

2. Портрет Л.Н.Толстого

5. Репродукции картин:

М. Кустодиев “Школа В Московской Руси”.

Н.П. Богданов – Бельский “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”.