Танец трайбл: стиль смелых и уверенных в себе. Итак, что же такое трайбл

Трайбл — это отдельный вид, жанр в современном танце, который соединяет в себе множество направлений. По-английски tribe — племя, а tribal означает племенной, свойственный какому-то племени. Танец постоянно развивается, преображается и обновляется. Определяющими понятиями являются точные выверенные движения, узнаваемые костюмы и, главное, дух «племенного сестринства».

Некоторые ошибочно объединяют трайбл с беллидансом, но между ними принципиальное отличие: первый демонстрирует женскую и силу, гордость, независимость, в то время как второй носит соблазнительный, кокетливый характер. Трайбл действительно имеет общие корни с традиционными восточными танцами, но в процессе своего становления он многое перенял от танцев цыган, а также фламенко и катхака — гордую осанку, ровную постановку спины, гордый подбородок, уверенную силу рук, экспрессивную пластику движений.

История

Все действительно началось с танца живота, который жители США наблюдали во время Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. На то время нескрываемый эротизм этого танца, экзотические откровенные костюмы помешали увидеть в нем искусство и богатый символический язык. Долго на Западе восточный танец считали чем-то вроде стриптиза и исполняли только в кабаре или барах.

Увлеченные и преданные танцу всей душой танцовщицы предпринимали попытки вывести этот глубокий танец-обряд на более высокий уровень. Первой, кому это удалось, стала Джамила Салимпур, ее и считают основоположницей стиля трайбл. Наблюдая за движениями танцовщиц, слушая рассказы очевидцев и просматривая фильмы о Востоке, Джамила начала составление масштабного перечня-классификации движений. Название трайбл появилось позднее, поначалу Джамила Салимпур преподавала танец живота, но, поскольку сама не училась у мастеров, многое привнесла в танец от себя лично, а ученицы повторяли ее технику.

Еще одна знаковая фигура в истории трайбла Маша Арчер, ученица и последовательница Джамилы Салимпур. Ей удалось наконец перевести танец живота (в их с Джамилой прочтении) из категории красивой фоновой картинки для посетителей баров в разряд высокого искусства. Дело в манере исполнения Маши Арчер, по сути, в ее гордом и независимом характере. Она к тому же отказалась от исключительно арабского колорита танца, изменив костюмы и музыку, создав неповторимый эклектичный фольклорный образ.

Третья «мать-основательница» трайбла — Каролина Нерикко. Она долгое время училась у Маши Арчер, но 1987 году ушла, чтобы создать собственную труппу. Ее стиль сочетает в себе отдельные элементы техники Джамилы Салимпур и Маши Арчер, но он очень самобытен в то же время. Каролина Нерикко по праву считается основательницей того танцевального течения, которое сейчас называют «трайбл-данс».

Черты, особенности, характер трайбла

Важная оотличительная особенность трайбла перед танцем живота — групповая импровизация, при которой все участники делают одинаковые движения. По меткому сравнению самой Каролины Нерикко, группа танцоров напоминает стайку рыбок или птиц.

В то же время трайбл — это танец-демонстрация женской силы, такова его цель и смысловая основа. Это сближает его с фламенко, что видно по гордой осанке, подчеркнуто прямой спине и сильному положению рук.

Во время танца очень четко прослеживается серия изолированных движений: сохраняя осанку и неподвижный подбородок исполнительница производит удары и круговые движения бедрами и грудью.

Для трайбла подойдет практически любая музыка, он очень многогранен и пластичен, не допускается только легкомыслие, поверхностное кокетство, а в остальном полная свобода, от классики до электро, чаще всего, конечно, это вариации тему этнической музыки.

Костюмы

Визуальное восприятие у большинства людей превалирует перед остальными органами чувств, так что костюм чрезвычайно важен для танцора. Задачей, которая встала перед трайблом было подчеркнуть свою самобытность, отделиться от узкого направления танца живота. Поэтому наряды шьют из плотной непрозрачной ткани приглушенных оттенков. Синкретизм и этническое происхождение породили массу интересных элементов и оставляют простор для фантазии. В костюме для трайбла просматриваются черты Среднего Востока, Индии, Северной Африки, Центральной Азии.

Обязательными являются просторные шаровары, длинная юбка-клеш, длинный пояс с помпонами и кистями, платок на пояс, расшитый монетами, бисером, ракушками.

Открытый лиф четкого кроя и чоли (блуза, пришедшая из индийского национального костюма) служат основой верхней части костюма. Важной его составляющей являются также ожерелья, браслеты на руках и ногах, серьги, кольца, пирсинг. Все украшения обязательно должны быть крупными, массивными, их преувеличенно много, но они странным образом гармонируют между собой.

На голову иногда надевают тюрбан либо делают замысловатую прическу с цветами и нитями бусин. Основной макияж предполагает светлый тон лица и очень интенсивно выделенный темным глаза. Помада тоже используется темно-красная.

Своеобразным дополнением костюма часто бывают татуировки, как настоящие, так и сделанные хной. Их стилизуют под этнические рисунки племен Северной Африки.

Мужской костюм не так строго регламентирован, его создают для конкретного направления трайбла индивидуально.

Направления

Существует два главных направления — American Tribal Style (ATS) и Tribal Fusion.

Первый — американский племенной стиль сформировался в 70-80 годы в работе Каролины Нерикко. Классическая система ATS включает в себя более 100 разных движений, каждое из которых имеет свое устоявшееся название и «ключ» — движение подсказку, не заметное для зрителей, но понятное другим танцорам в группе. Таким образом достигается фантастический эффект какого-то тайного братства (собственно, племени), ведь танцоры могут исполнять номер вместе с поразительной синхронностью без предварительной репетиции. Его истоки — гавейзи, катхака и фламенко. Этот стиль предназначен только для группового исполнения, большое значение придается правильной технике исполнения движений, которая и обеспечивает идеальную синхронизацию.

ATS выходит за рамки танцевального шоу: это мастерская импровизация, колоссальное внимание, быстрая реакция. Это искусство, требующее большого мастерства.

Второе направление — трайбл фьюжн происходит от ATS, но несколько изменен, перестроен, индивидуализирован. Как правило, его танцуют соло или группой, но заранее планируя, как постановку. Так что ключи ATS в трайбл фьюжн не используются или используются крайне редко. Изначально фьюжн возник из-за вынужденного отъезда одной из учениц Каролины Нерикко. Прекратив работу в группе, она приспособила движения ATS к номеру-соло и придала им больше экспрессии и яркости, чтобы сделать более зрелищными.

Внутри фьюжн-направления существует множество более узких ответвлений:

1. Gotic Tribal-fusion — интересное смешение техники трайбла с эстетикой готического субкультурного направления. Печальный и мистический настрой очень органично ложится на трайбл-движения, его можно хорошо раскрыть в костюме, поэтому готическое направление снискало себе много приверженцев.

2. Vintage tribal-fusion — еще одно распространенное течение. Внутри него существует масса более частных направлений, самое популярное — стилизация под 20-30 годы ХХ века. Изменения, как правило, чисто внешние (костюм, музыка), а движения сохраняются в неизменном виде. Встречаются сюжетные постановки в стиле немого кино.

3. Balkanian Tribal-fusion — трайбл с ноткой «цыганщины»: экспрессивный, яркий, страстный. Наряды и аксессуары в цыганском стиле, пестрые, многослойные. Собственно, трайбл изначально многое заимствует у танцев цыган или у классического фламенко, так что речь скорее об избирательном усилении тех или иных «корней».

4. Indian Tribal-fusion — индийский колорит и некоторые движения из традиционных индийских танцев.

Обучение

Распространенной ошибкой является изучение трайбла самостоятельно по видеозаписям чьих-то выступлений. Этот танец сам по себе очень индивидуален, исполнение сильно зависит от танцора, а уж если речь идет о трайбл-фьюжн, тем более — каждый номер — это неповторимое произведение искусства.

Для эффективного освоения трайбла необходимо первоначально изучить базовые движения, азбуку. Только после этого можно приступать к самостоятельным импровизациям.

Изучение чужого стиля исполнения полезно, когда есть твердые знания классических движений, чтобы видеть границу между техникой и последующими «наслоениями».

Итак, трайбл достаточно молодое танцевальное течение. Секрет его популярности заключается в синкретичности, собирательности, как технических элементов, базы движений, так и костюмов. А также, наверное, в привлекательном «менталитете» этого танца: трайбл — это демонстрация женской силы и независимости, но без отрицания самой женской природы, без уклона в «маскулинность». Язык танца — один из самых понятных и универсальных в общении между людьми, и трайбл предоставляет женщине возможность выразить свой взгляд на мир.

4 Replies to “Танец трайбл”

    Довольно интересный стиль. Особенно если в трайбл добавить элементы из других стилей танца. Для меня самой известной в России танцовщицей трайбла является Алиса Аралова. Вот она даёт жару. Она как раз привносит своё видение в этот стиль, и получается зрелищный танец. В интернете много видео с её танцами.

    Занималась восточными танцами, но преподаватель увлекался трайблом и поэтому нас тоже привлек к этому течению. Начинали мы обучение не с изучения основ движения, а с умения отбивать такт сагатами. Сагаты (или еще их называют цимбалы) это две маленькие металлические тарелочки, которые одевают на большой и средний палец и отбивают ими такт с танцем. Это с начала кажется невыполнимо, но постепенно привыкаешь и даже учишься двигаться с ними.
    Трайбл — очень завораживающий и эффектный танец.

    Познавательная статья. Интересный стиль, роскошные костюмы, женская философия. Но самое приятное, женщины с несовершенной фигурой держатся с царским достоинством. Если все это дает танец, то стоит обратить на него более пристальное внимание.

    Занималась до беременности. Помимо самого танца огромное удовольствие приносит расшивание костюмов. Для зрителя интересно когда это не просто набор номеров, а некое представление: отдельные танцы связаны между собой сюжетом. Очень нравится трайбл-фламенко и балканский трайбл.

Истоки

Джамила Салимпур и Бал-Анат

Джамила Салимпур училась танцевать по рассказам своего отца, которому не раз доводилось смотреть представления Гавейзи во время службы в Египте . Многое ей объясняла их египетская домовладелица, другие знания Джамила черпала из фильмов. В начале 1950-х она стала преподавать танец живота сама, но будучи самоучкой, она не знала что и как давать, так что все сводилось к тому, что ученицы просто заучивали её танец. В 1960-х Джамила переехала в Сан-Франциско и стала совладелицей кабаре «Багдад» на Бродвее . У танцовщиц из Средней Азии , нанятых для работы в заведении, она многому научилась и сумела каталогизировать движения, которые они использовали в своих представлениях. Так Джамила заложила основу трайбла.

Создание Бал-Анат можно отнести к 1968 г. Тогда ученики Джамилы стали уезжать на проходившую тогда в Северной Калифорнии «Ярмарку Возрождения» («Renaissance Pleasure Faire»оф. сайт , чтобы выступать там с импровизированными сольными номерами. Это подтолкнуло Джамилу к организации труппы под названием Бал-Анат для подготовленных выступлений своих учеников. Это было варьете, где американские студенты Джамилы представляли танцы и музыку Египта, Марокко, Турции, танец Улед Найль (Алжир). В 1973 к труппе присоединился юный Джон Комптон. Он исполнял мужской танец с подносом.

Маша Арчер

В 1970 г. Маша Арчер покинула Джамилу, отучившись у неё 2,5 года, чтобы создать собственную труппу - San Francisco Classic Dance Troupe. Её взгляды на танец, его стиль и подачу отличались от общественного мнения о восточных танцах. Маша считала, что сам танец и женщины, его исполняющие, достойны большего, но в то время ей приходилось мириться с неуважением к танцовщицам со стороны владельцев клубов. В течение 7 лет Каролина Нериккио обучалась у Маши Арчер в шутку называя её стиль танца живота «трайбл Ар-Нуво» из-за своеобразных костюмов, которые по задумке Маши отражали связь с европейским искусством. Её труппа выглядела необычно, напоминая разные восточные племена. Маша отказалась от использования сугубо арабской музыки и выступлений в ресторанах, предпочитая разные культурные события и разнообразную музыку, как фольклорную, так и классическую.

Каролина Нериккио и FCBD®

Каролина занималась у Маши Арчер с 14 лет. В 1987 г. она организовала собственную труппу, которую назвала Fat Chance Belly Dance®. Каролина взяла у Джамилы концепцию племенного танца, когда танцоры стоят в хоре в форме полумесяца и спонтанно выходят в центр, чтобы выступить, а у Маши концепцию единообразия костюмов для выступающих одновременно. Кроме того высоко поднятая грудь танцовщицы также отсылает к Маше Арчер. Каролина использует в основном музыку народов Северной Африки и Средней Азии, а движения танца сохраняет практически в оригинальном виде. В статье об истории АТС Каролина отметила, что хотела бы видеть танцовщиц на большой сцене в достойных условиях, но она понимает, что в этом случае определенная часть танца будет утеряна, то есть важной составляющей АТС всегда было взаимодействие со зрителями.

Современный АТС

Стилистику танца можно охарактеризовать как смесь египетского танца живота, традиционных индийский танцев и фламенко. Основополагающий принцип исполнения - это синхронная импровизация. Танец исполняется танцовщицами в группах от 2 до 4 человек. Группы спонтанно формируются из стоящего позади хора. В солирующей группе впереди слева находится ведущая танцовщица. Существует довольно обширный словарь движений и перестроений, который знает каждая танцовщица. Синхронность действий достигается постоянной невербальной коммуникацией между выступающими. Поэтому часто со стороны это выглядит, как постановка. К сожалению, от зрителя ускользает этот вдохновляющий момент, когда понимаешь партнера по одному только взгляду.

Тот, кто утверждает, что для исполнения трайбла необязательно знать ATS® - не понимает сути трайбла. Такой человек танцует что угодно, но не трайбл.

Музыкальное сопровождение

В качестве аккомпанемента используются сагаты и фольклорная, а также современная музыка. Чаще всего одновременно, иногда только сагаты. Существует несколько базовых ритмов, некоторые из которых исполняются только с определенным движением из танцевального словаря. Сагаты также иногда используются в Трайбл Фьюжн.

Костюм для ATS®

Костюм танцовщицы:

  • Две юбки, каждая в 25 ярдов (22,8 метров) по подолу;
  • Широкие шаровары с кокеткой;
  • Черное бархатное или яркое раджастанское чоли;
  • Пояс с помпонами;
  • Набедренный платок;
  • Лиф, расшитый монетами и цепями завязывающийся на шее;
  • Обилие массивных украшений на руках, шее и голове;
  • Красивая прическа с цветами

Многие танцовщицы делают масштабные яркие татуировки и тянут небольшие тоннели.
Гипюровое чоли, чоли сделанное из сетки, сетчатые рукава на запястьях относятся к костюму трайбл фьюжн.

Преподаватели FCBD®

Каролина Нериккио
Руководитель студии и ведущий преподаватель АТС

Вэнди Аллен
Помощник руководителя и преподаватель

Кристин Адамс
Преподаватель
Любит путешествовать и фотографировать. Собирается совершить кругосветное путешествие, останавливаясь у танцовщиц АТС, чтобы по возвращению написать книгу о том, как Трайбл распространился за время своего существования.блог Кристин

Каэ Монтгомери
Преподаватель
Каэ покинула свою родину, Японию, весной 2007 г., чтобы изучать АТС в студии FCBD в Сан-Франциско. Уже через год она стала членом Red Lotus, группы лучших студентов студии, а с 2009 г. входит в основной состав FCBD.
В студии также преподают Анита Лавани, Сэнди Болл, Марша Полин, Сюзанн Элиот и Стефани Кэлли.

Трайбл Фьюжн

Танцевальный стиль, основанный на АТС. Идея ТФ в том, что исполнительница выражает себя, смешивая элементы и стилистику близких ей стилей танца с базой АТС. Fusion - с англ. «смесь». ТФ - это огромное поле для творчества, но первостепенным остается Трайбл. Отличительными чертами ТФ от стилизованного под него шоу-бэллиданса считаются обязательное знание базы движений, характерная постановка корпуса и рук. Включает как индивидуальную импровизацию (в том числе соло под живые барабаны) и постановку, так и групповую постановку.

Направления ТФ

Существует несколько основных направлений Трайбл Фьюжн:

Индийский ТФ
Фьюжн с Бхаратанатьям , Кучипуди , Одисси и др. классических индийских танцев.

Трайблеск
Фьюжн с элементами образов, характерных для водевиля и оперетт в стиле Бурлеск . В хореографии или образе часто присутствует небольшая комическая история.

Трабарет
Фьюжн с кабаре-бэллидансом, Ракс Шарки. Движения более расслабленные. В отделке костюма могут использоваться стразы, пайетки и др. атрибуты костюмы для классического танца живота.

Трайбл-фламенко
Фьюжн с элементами фламенко.

Винтаж трайбл
Чаще всего узнаваемая стилистика 20-х годов.

Славянский, украинский и белорусский трайбл
Фьюжн с элементами русских, украинских, белорусских народных танцев. Первопроходцами считаются коллективы «Серебряная ночь», «Уйбаба», "Джа Сурья".

Импровизационный трайбл, Improvisational Tribal Style, Group Improvisation Stile
ITS (произносится «АйТиЭс») - это фьюжн базы АТС с личным стилем исполняющего коллектива. Суть в том, что отдельный коллектив разрабатывает собственный словарь движений, может дополнять правила перестроений на основе словаря и правил ATS, изменять костюмы ATS вплоть до Трайбл Фьюжн. В данном стиле, в отличие от ATS, не обязательно играть на сагатах. Импровизировать таким образом возможно только в своей группе! Существует множество первооткрывателей данного стиля. Наибольшую популярность приобрели такие коллективы, как «Унмата», коллектив Каджиры Джумани, "Wild Card" и т.д.

Трайбл в России

В 2008 г. Российская Федерация Трайбла (рук. Светлана Дворецкая) провела Первый фестиваль трайбла в Москве.
В 2009 г. Каролина Нериккио провела в Хельсинки обучающий интенсив преподавателей АТС, состоящий из 3 этапов: Tribal Pura, General Skills и Teacher Training. Трайбл-сообщество России обрело двоих сертифицированных Каролиной преподавателей АТС: Оксана Песляк (СПб) и Светлана Дворецкая (Москва).
В 2009 г. сообществом 5 танцовщиц организована "Трайбл Мафия". Основным стилем изучения является Аmerican Тribal Style®, но это не мешает участникам коллектива развиваться и в других направлениях трайбла.
В 2010 г. Российская Федерация Трайбла присвоило Центру Трайбл-культуры в С-Пб (рук. Оксана Песляк) звание "Трайбл-школа 2010" .
С тех пор в разных городах было проведено несколько фестивалей, включающих обучающие сессии, мастерклассы по АТС и Трайбл Фьюжн, в том числе с участием членов FCBD, иностранных звезд ТФ, таких как Шэрон Кихара, Рэйчел Брайс, Манса Павли и др. Подробно об этих событиях можно будет прочитать несколько позже.
В январе 2012 г. Россию впервые посетили преподаватели FatChanceBellyDance© Kae Montgomery и Kristine Adams. Организатор мероприятия - Трайбл Мафия. Kae Montgomery и Kristine Adams завершали программу "Большого концерта".
В 2012 г. Трайбл Мафия получила статус FatChanceBellyDance© Sister Studio. пройдя General Skills и Teacher Training. Этому предшествовали посещение ведущим педагогом и основателем Трайбл Мафии Екатериной Деминой в марте 2011 года General Skills Carolena Nericcio, коллективная поездка в Рим в октябре 2011-го на мастер-классы педагогов FCBD Sandi Ball и Wendy Allen, и, конечно же, организация мастер-классов Kae Montgomery и Kristine Adams, педагогов FCBD, в январе 2012-го.
В сентябре 2012 г. состоялся V ежегодный фестиваль Tribal Cafe, организованный Трайбл Мафией . Специальным гостем фестиваля стал Иллан Ривьер, звездный танцор трайбла из Франции . Сюрпризом фестиваля стало трайбл-шоу "Впусти меня", совместное творение Трайбл Мафии, Леляны Станишевской, Полины Шандариной, Татьяны Левыкиной и многих других звезд трайбла России, Белоруссии и Украины.
В 2012 году Тиана Фролкина и Роксана Башкирова основали Санкт-Петербургскую Федерацию Трайбла и провели Первый Санкт-Петербургский Трайбл Фестиваль Solaris (http://tribalfest.spb.ru/) с приглашенной американской звездой - Sherri Wheatley http://www.youtube.com/watch?v=Xob8SRdUPJM&feature=player_embedded В вгусте 2012 году стартовал уникальный для Санкт-Петербурга проект - Танцевальное Пространство "Трайбл Атмосфера". Руководитель проекта - Тиана.

Конкурсы в трайбле

Философия трайбла не приемлет конкурсы в любых проявлениях. Они ведут к разобщению и шаблонности.

Хоссам Рамзи о конкурсах в танце живота:

Конкурсы - это машина для привлечения денег и поле столкновения интересов организаторов и тех, кого они наметили в свои противники. Остальные люди не при чем. Никто не может вам запретить соревноваться. Идите! Но всегда помните, что конкурсы не имеют к искусству никакого отношения.

Фотогалерея

Примечания

Литература

  • Kajira Djoumahna The Tribal Bible, Exploring The Phenomenon That Is American Tribal Style Bellydance. - Santa Rosa, 2003. - ISBN 0-972-84860-6
  • Carolena Nericcio The Art of Bellydance. - Washington: Bellevue, 2004. - ISBN 1-932855-04-1
  • Anthony Shay & Barbara Sellers-Young (Hrsg.) Belly Dance: Orientalism, Transnationalism & Harem Fantasy. - Коста-Меса, Калифорния, 2005. - ISBN 1-56859-183-7
  • Arzo-Carina Renz Tribal Signs, Stile und Techniken im Tribal Syle Dance. - Braunschweig, 2008. -

Трайбл фьюжн (tribal fusion) – один из самых эффектных танцевальных стилей. Он сочетает в себе зрелищность, основанную на иллюзии, виртуозное владение телом, небанальное музыкальное оформление и яркость танцевальных образов.

Это танец, который не скучно смотреть. Он увлекает зрителя в мир тайн и загадок, пластичности женского тела, волн и изоляций, невероятных открытий о человеческих возможностях и красоты, которая восхищает.

У трайбл фьюжн мало границ. Имея в основе Американский трайбл стиль, он расширяется, впитывая в себя лучшие наработки различных танцевальных направлений. Зрелищность и свобода самовыражения делают трайбл фьюжн основой для ярких постановок, позволяя раскрыть свой потенциал каждому и самому стать героем невероятной истории, рассказанной танцем.

Техническую базу трайбл фьюжн составляют: характерная постановка рук и корпуса (basic posture), волны (waves), скольжения (slides), скручивания (twists), круги (circles), восьмерки (figures 8), тряски (shimmies), замки (locks), некоторые другие виды фиксаций и изоляций. Многие движения в трайбл фьюжн – это видоизмененный словарь Американского трайбл стиля. Особенно это актуально для old style tribal fusion.

Если вы взялись за обучение трайбл фьюжн, стоит отметить основы , на которых стоится этот танец.

  1. Королевская осанка. Самое главное в трайбл фьюжн – это постановка корпуса. Хорошее определение ей дала признанная звезда стиля – Шэрон Кихара: двигаться в танце вы должны так, словно идет королева, руки которой опущены на загривки двух больших тигров чуть впереди нее. Отсюда и второй принцип:
  2. Изолированность движений (попробуйте начать дергаться, когда ваши руки в опасной близости от диких животных!). Движение каждой частью тела выполняется отдельно от другой. Здесь действует принцип изоляции соседних частей тела. Например, двигая грудной клеткой, мы изолируем бедра и плечи.
  3. Плавность и текучесть. Каждое движение плавно и незаметно переходит в другое.
  4. Смена ритмов. Для трайбл фьюжн характерны частые смены ритмов – медленного и быстрого. Отсюда и большое внимание к замедлению (растягиванию) и ускорению движений.
  5. Наложения. После освоения основ трайбл фьюжн и отработкой базовых элементов движения начинают наслаивать друг на друга, создавая иллюзию новых элементов и демонстрируя фантастические возможности тела. Овладение техникой наложений требует подготовки.

На формирование стиля оказали большое влияние такие танцевальные направления, как беллиданс, брейкданс, индийский танец, фламенко, джаз и конечно, Американский трайбл стиль. При этом сам трайбл фьюжн не стал смешением этих стилей, — а превратился в самостоятельное направление, спутать которое ни с чем не возможно. Музыка для трайбл фьюжн может быть самой разнообразной, но в основе своей использует электронную, еще раз подчеркивая новизну направления. Но следует заметить, что выбирается электронная музыка только высокого качества, чтобы лучше продемонстрировать скрупулезную работу над самой мелкой техникой. Жестких музыкальных границ при этом у стиля нет. В зависимости от того, на какие смешения танцевальных стилей делается акцент, будет и направлен выбор музыки: будь то этника, нью эйдж, классика, готик рок и т.д.

Характерные для трайбл фьюжн музыкальные исполнители: Amon Tobin, Pentaphobe, Solace, Maduro, Beats Antique, Helm, Djinn, August Hoerr…

Мировыми иконами трайбл фьюжн являются Рэйчел Брайс, Шэрон Кихара, Мория Чеппел, Ками Лиддл, Марди Лав, Зое Джейкс, – все эти имена изначально связаны с шоу-коллективами Bellydance Superstars и Indigo Bellydance, благодаря работе которых трайбл фьюжн приобрел огромную популярность во всем мире.

Костюмы для трайбл фьюжн очень разнообразны. Они всегда выполнены качественно и используют лучшую фурнитуру и ткани для того, чтобы досконально передать образ танца и помочь продемонстрировать все нюансы положений тела. Здесь не место дешевизне, трайбл фьюжн – для гурманов, предпочитающих лучшее в танце, в музыке, в костюме.

В Минске трайбл-фьюжн активно развивается, проводятся специализированные фестивали, вечеринки. Исполнители трайбл-фьюжн востребованы на мероприятиях республиканского масштаба и получают интернациональное признание. Тон в обучении этому стилю задают несколько крупных школ, среди которых школа танца и саморазвития «Нимфея» занимает одно из ведущих мест.

Истоки

Джамила Салимпур и Бал-Анат

Джамила Салимпур училась танцевать по рассказам своего отца, которому не раз доводилось смотреть представления Гавейзи во время службы в Египте . Многое ей объясняла их египетская домовладелица, другие знания Джамила черпала из фильмов. В начале 1950-х она стала преподавать танец живота сама, но будучи самоучкой, она не знала что и как давать, так что все сводилось к тому, что ученицы просто заучивали её танец. В 1960-х Джамила переехала в Сан-Франциско и стала совладелицей кабаре «Багдад» на Бродвее . У танцовщиц из Средней Азии , нанятых для работы в заведении, она многому научилась и сумела каталогизировать движения, которые они использовали в своих представлениях. Так Джамила заложила основу трайбла.

Создание Бал-Анат можно отнести к 1968 г. Тогда ученики Джамилы стали уезжать на проходившую тогда в Северной Калифорнии «Ярмарку Возрождения» («Renaissance Pleasure Faire»оф. сайт , чтобы выступать там с импровизированными сольными номерами. Это подтолкнуло Джамилу к организации труппы под названием Бал-Анат для подготовленных выступлений своих учеников. Это было варьете, где американские студенты Джамилы представляли танцы и музыку Египта, Марокко, Турции, танец Улед Найль (Алжир). В 1973 к труппе присоединился юный Джон Комптон. Он исполнял мужской танец с подносом.

Маша Арчер

В 1970 г. Маша Арчер покинула Джамилу, отучившись у неё 2,5 года, чтобы создать собственную труппу - San Francisco Classic Dance Troupe. Её взгляды на танец, его стиль и подачу отличались от общественного мнения о восточных танцах. Маша считала, что сам танец и женщины, его исполняющие, достойны большего, но в то время ей приходилось мириться с неуважением к танцовщицам со стороны владельцев клубов. В течение 7 лет Каролина Нериккио обучалась у Маши Арчер в шутку называя её стиль танца живота «трайбл Ар-Нуво» из-за своеобразных костюмов, которые по задумке Маши отражали связь с европейским искусством. Её труппа выглядела необычно, напоминая разные восточные племена. Маша отказалась от использования сугубо арабской музыки и выступлений в ресторанах, предпочитая разные культурные события и разнообразную музыку, как фольклорную, так и классическую.

Каролина Нериккио и FCBD®

Каролина занималась у Маши Арчер с 14 лет. В 1987 г. она организовала собственную труппу, которую назвала Fat Chance Belly Dance®. Каролина взяла у Джамилы концепцию племенного танца, когда танцоры стоят в хоре в форме полумесяца и спонтанно выходят в центр, чтобы выступить, а у Маши концепцию единообразия костюмов для выступающих одновременно. Кроме того высоко поднятая грудь танцовщицы также отсылает к Маше Арчер. Каролина использует в основном музыку народов Северной Африки и Средней Азии, а движения танца сохраняет практически в оригинальном виде. В статье об истории АТС Каролина отметила, что хотела бы видеть танцовщиц на большой сцене в достойных условиях, но она понимает, что в этом случае определенная часть танца будет утеряна, то есть важной составляющей АТС всегда было взаимодействие со зрителями.

Современный АТС

Стилистику танца можно охарактеризовать как смесь египетского танца живота, традиционных индийский танцев и фламенко. Основополагающий принцип исполнения - это синхронная импровизация. Танец исполняется танцовщицами в группах от 2 до 4 человек. Группы спонтанно формируются из стоящего позади хора. В солирующей группе впереди слева находится ведущая танцовщица. Существует довольно обширный словарь движений и перестроений, который знает каждая танцовщица. Синхронность действий достигается постоянной невербальной коммуникацией между выступающими. Поэтому часто со стороны это выглядит, как постановка. К сожалению, от зрителя ускользает этот вдохновляющий момент, когда понимаешь партнера по одному только взгляду.

Тот, кто утверждает, что для исполнения трайбла необязательно знать ATS® - не понимает сути трайбла. Такой человек танцует что угодно, но не трайбл.

Музыкальное сопровождение

В качестве аккомпанемента используются сагаты и фольклорная, а также современная музыка. Чаще всего одновременно, иногда только сагаты. Существует несколько базовых ритмов, некоторые из которых исполняются только с определенным движением из танцевального словаря. Сагаты также иногда используются в Трайбл Фьюжн.

Костюм для ATS®

Костюм танцовщицы:

  • Две юбки, каждая в 25 ярдов (22,8 метров) по подолу;
  • Широкие шаровары с кокеткой;
  • Черное бархатное или яркое раджастанское чоли;
  • Пояс с помпонами;
  • Набедренный платок;
  • Лиф, расшитый монетами и цепями завязывающийся на шее;
  • Обилие массивных украшений на руках, шее и голове;
  • Красивая прическа с цветами

Многие танцовщицы делают масштабные яркие татуировки и тянут небольшие тоннели.
Гипюровое чоли, чоли сделанное из сетки, сетчатые рукава на запястьях относятся к костюму трайбл фьюжн.

Преподаватели FCBD®

Каролина Нериккио
Руководитель студии и ведущий преподаватель АТС

Вэнди Аллен
Помощник руководителя и преподаватель

Кристин Адамс
Преподаватель
Любит путешествовать и фотографировать. Собирается совершить кругосветное путешествие, останавливаясь у танцовщиц АТС, чтобы по возвращению написать книгу о том, как Трайбл распространился за время своего существования.блог Кристин

Каэ Монтгомери
Преподаватель
Каэ покинула свою родину, Японию, весной 2007 г., чтобы изучать АТС в студии FCBD в Сан-Франциско. Уже через год она стала членом Red Lotus, группы лучших студентов студии, а с 2009 г. входит в основной состав FCBD.
В студии также преподают Анита Лавани, Сэнди Болл, Марша Полин, Сюзанн Элиот и Стефани Кэлли.

Трайбл Фьюжн

Танцевальный стиль, основанный на АТС. Идея ТФ в том, что исполнительница выражает себя, смешивая элементы и стилистику близких ей стилей танца с базой АТС. Fusion - с англ. «смесь». ТФ - это огромное поле для творчества, но первостепенным остается Трайбл. Отличительными чертами ТФ от стилизованного под него шоу-бэллиданса считаются обязательное знание базы движений, характерная постановка корпуса и рук. Включает как индивидуальную импровизацию (в том числе соло под живые барабаны) и постановку, так и групповую постановку.

Направления ТФ

Существует несколько основных направлений Трайбл Фьюжн:

Индийский ТФ
Фьюжн с Бхаратанатьям , Кучипуди , Одисси и др. классических индийских танцев.

Трайблеск
Фьюжн с элементами образов, характерных для водевиля и оперетт в стиле Бурлеск . В хореографии или образе часто присутствует небольшая комическая история.

Трабарет
Фьюжн с кабаре-бэллидансом, Ракс Шарки. Движения более расслабленные. В отделке костюма могут использоваться стразы, пайетки и др. атрибуты костюмы для классического танца живота.

Трайбл-фламенко
Фьюжн с элементами фламенко.

Винтаж трайбл
Чаще всего узнаваемая стилистика 20-х годов.

Славянский, украинский и белорусский трайбл
Фьюжн с элементами русских, украинских, белорусских народных танцев. Первопроходцами считаются коллективы «Серебряная ночь», «Уйбаба», "Джа Сурья".

Импровизационный трайбл, Improvisational Tribal Style, Group Improvisation Stile
ITS (произносится «АйТиЭс») - это фьюжн базы АТС с личным стилем исполняющего коллектива. Суть в том, что отдельный коллектив разрабатывает собственный словарь движений, может дополнять правила перестроений на основе словаря и правил ATS, изменять костюмы ATS вплоть до Трайбл Фьюжн. В данном стиле, в отличие от ATS, не обязательно играть на сагатах. Импровизировать таким образом возможно только в своей группе! Существует множество первооткрывателей данного стиля. Наибольшую популярность приобрели такие коллективы, как «Унмата», коллектив Каджиры Джумани, "Wild Card" и т.д.

Трайбл в России

В 2008 г. Российская Федерация Трайбла (рук. Светлана Дворецкая) провела Первый фестиваль трайбла в Москве.
В 2009 г. Каролина Нериккио провела в Хельсинки обучающий интенсив преподавателей АТС, состоящий из 3 этапов: Tribal Pura, General Skills и Teacher Training. Трайбл-сообщество России обрело двоих сертифицированных Каролиной преподавателей АТС: Оксана Песляк (СПб) и Светлана Дворецкая (Москва).
В 2009 г. сообществом 5 танцовщиц организована "Трайбл Мафия". Основным стилем изучения является Аmerican Тribal Style®, но это не мешает участникам коллектива развиваться и в других направлениях трайбла.
В 2010 г. Российская Федерация Трайбла присвоило Центру Трайбл-культуры в С-Пб (рук. Оксана Песляк) звание "Трайбл-школа 2010" .
С тех пор в разных городах было проведено несколько фестивалей, включающих обучающие сессии, мастерклассы по АТС и Трайбл Фьюжн, в том числе с участием членов FCBD, иностранных звезд ТФ, таких как Шэрон Кихара, Рэйчел Брайс, Манса Павли и др. Подробно об этих событиях можно будет прочитать несколько позже.
В январе 2012 г. Россию впервые посетили преподаватели FatChanceBellyDance© Kae Montgomery и Kristine Adams. Организатор мероприятия - Трайбл Мафия. Kae Montgomery и Kristine Adams завершали программу "Большого концерта".
В 2012 г. Трайбл Мафия получила статус FatChanceBellyDance© Sister Studio. пройдя General Skills и Teacher Training. Этому предшествовали посещение ведущим педагогом и основателем Трайбл Мафии Екатериной Деминой в марте 2011 года General Skills Carolena Nericcio, коллективная поездка в Рим в октябре 2011-го на мастер-классы педагогов FCBD Sandi Ball и Wendy Allen, и, конечно же, организация мастер-классов Kae Montgomery и Kristine Adams, педагогов FCBD, в январе 2012-го.
В сентябре 2012 г. состоялся V ежегодный фестиваль Tribal Cafe, организованный Трайбл Мафией . Специальным гостем фестиваля стал Иллан Ривьер, звездный танцор трайбла из Франции . Сюрпризом фестиваля стало трайбл-шоу "Впусти меня", совместное творение Трайбл Мафии, Леляны Станишевской, Полины Шандариной, Татьяны Левыкиной и многих других звезд трайбла России, Белоруссии и Украины.
В 2012 году Тиана Фролкина и Роксана Башкирова основали Санкт-Петербургскую Федерацию Трайбла и провели Первый Санкт-Петербургский Трайбл Фестиваль Solaris (http://tribalfest.spb.ru/) с приглашенной американской звездой - Sherri Wheatley http://www.youtube.com/watch?v=Xob8SRdUPJM&feature=player_embedded В вгусте 2012 году стартовал уникальный для Санкт-Петербурга проект - Танцевальное Пространство "Трайбл Атмосфера". Руководитель проекта - Тиана.

Конкурсы в трайбле

Философия трайбла не приемлет конкурсы в любых проявлениях. Они ведут к разобщению и шаблонности.

Хоссам Рамзи о конкурсах в танце живота:

Конкурсы - это машина для привлечения денег и поле столкновения интересов организаторов и тех, кого они наметили в свои противники. Остальные люди не при чем. Никто не может вам запретить соревноваться. Идите! Но всегда помните, что конкурсы не имеют к искусству никакого отношения.

Фотогалерея

Примечания

Литература

  • Kajira Djoumahna The Tribal Bible, Exploring The Phenomenon That Is American Tribal Style Bellydance. - Santa Rosa, 2003. - ISBN 0-972-84860-6
  • Carolena Nericcio The Art of Bellydance. - Washington: Bellevue, 2004. - ISBN 1-932855-04-1
  • Anthony Shay & Barbara Sellers-Young (Hrsg.) Belly Dance: Orientalism, Transnationalism & Harem Fantasy. - Коста-Меса, Калифорния, 2005. - ISBN 1-56859-183-7
  • Arzo-Carina Renz Tribal Signs, Stile und Techniken im Tribal Syle Dance. - Braunschweig, 2008. -

Трайбл является собирательным названием огромного танцевального направления современности.

Основой этого танца является Американский стиль трайбла. Это синтетический стиль, который был основан в 70-ых годах двадцатого века Каролиной Нериккио. Базой для создания этого стиля стали танец индийский, танец живота, а также танец фламенко. Этот стиль включает в себя множество направлений. Трайбл является одной из уникальных систем группового танца, которая позволяет танцовщицам исполнять групповые номера без репетиций и предварительной подготовки.

В систему АТС (American Tribal Style) входят движения (более ста) хореография с четко определенной техникой. Танцовщицы могут понять суть танца и движения при помощи специальных названий - ключей, которые называются на английском языке.

Группа АТС таким образом заранее не изучает танцы. Танец создается прямо на сцене. Контакт происходит при помощи специального танцевального языка.

Это не только танец, но и специфическая игра на проверку реакции с четкими правилами, также это тренинг с использованием невербального процесса общения. Также трайбл учит прекрасной импровизации. Стиль представляет собой зрелищность, вызывая интерес его участников. Просмотр танца в стиле трайбл может напоминать просмотр какой-нибудь игры. Знатоки техники танца будут понимать происходящее гораздо глубже.

Плюсы этой системы танца в том, что зная технику движений можно танцевать совершенно синхронно. При этом не нужно специально знакомиться и предварительно репетировать. Танцующие могут быть представителями разных стран, танцевать при этом очень синхронно и очень слаженно. Поэтому произвольное изменение движений просто невозможно.

Уже более десятка лет танцовщицами создаются разнообразные стили танца трайбл. Появились новые понятия и названия трайбла. Это трайбл данс, трайбл фьюжн данс. Последнее направление является смесью АТС с иными танцевальными направлениями, варьете, двигательными техниками. Трайбл- фьюжн смешивает в себе множество танцевальных стилей.

Очень примечателен например стиль готического трайбла, который смешивает в себе АТС и эстетику готической кльтуры. Общий вид номера при этом будет наполнен специфической стилистикой и соответствующими эмоциями. Используются мрачные образы, которые характеризуют готический стиль. Этот стиль образован достаточно давно и очень популярен.

Есть и другие направления такие как импровизационный стиль трайбла, который основан на синхронной импровизации, классический трайбл, старая школа трайбла и многое другое.

Видео: трайбл в исполнении разных танцовщиц

Какой бы из стилей не заинтересовал ценителя танца, ощущения в любом случае будут только положительные. Трайбл хорошо развивает гибкость, способность владеть своим телом. Помогает расслабиться и приобрести уверенность в себе. Этот стиль очень популярен и постоянно наполняется новыми техниками, что не может не привлекать внимание ценителей трайбл-культуры.