На одном дыхании. Самоучитель по медитации в современном мире

Как часто можно услышать фразу: «Время - деньги!». Но время - это значительно больше, чем деньги. Время - это жизнь .

Наша редакция получила огромное количество комментариев от читателей, которые с нетерпением ждут анонсов новых книг издательства Манн, Иванов и Фебер . Вы дождались! Сегодня познакомимся с совершенно особенным персонажем. Ему 91, Тит Нат Хан - дзен-буддийский монах. Он является автором множества чудесных книг, но лишь некоторые были переведены на русский язык.

Тит Нат Хан

Самый большой страх любого человека - умереть. Размышления о том, что тело когда-нибудь подведет, постареет, заболеет, самые тягостные и неприятные.

Все мы боимся смерти в возможном будущем, следовательно, боимся будущего. Каждого из нас пугает неизвестность, потому мы находимся в напряжении и постоянном ожидании чего-то воистину ужасного. Тит Нат Хан дает 5 важных напоминаний , которые помогут преодолеть наши глубинные страхи.

Глубоко вдохни и произнеси про себя каждое из этих важных напоминаний. С выдохом ты почувствуешь, как изменилась жизнь.

Как освободиться от страха перед будущим


Мы всей редакцией в восторге от мудрости монаха Тит Нат Хана. Нашли потрясающий видеоролик с его участием! Вьетнамский монах рассказывает маленькой девочке о том, как избавиться от гнева…

Книгу «Бесстрашие» можно и нужно перечитывать. Возникло ли у тебя желание ознакомиться с произведением? Пиши в комментариях ниже! Завершить этот пост хочется еще одним изречением монаха:

«Занимаясь мытьем посуды, вы, наверное, думаете об ожидающем вас чае, стараясь сделать работу как можно быстрее, чтобы сесть и выпить чай. Но это значит, что вы не в состоянии жить, пока вы моете посуду. Пока вы моете посуду, самое важное - это вымыть посуду. Точно так же, когда вы пьете чай, самое важное - это чай».

Его считают одним из самых влиятельных духовных лидеров современности. Мартин Лютер Кинг выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама». Речь о Тит Нат Хан - буддийском вьетнамском монахе.

Тит Нат Хан родился во Вьетнаме в 1926 году и в 16 лет принял монашество. Всего через восемь лет он стал сооснователем Ан-Куанга - буддийского института, центра духовной жизни Южного Вьетнама. Тит Нат Хан в 1961 году ездил в США, чтобы преподавать сравнительное религиоведение в Кодумбийском и Пристонском университетах, но вскоре уехал обратно на родину, чтобы вместе с вьетнамскими монахами противостоять разразившейся войне.

Тит Нат Хан был руководителем мирного движения сопротивления и основателем «маленького корпуса Мира». Он возглавил вьетнамскую буддийскую делегацию на переговорах в Париже и добился подписания мирного договора. После этого ему запретили посещать Вьетнам, но несмотря на это, по всей стране и по всему миру распространялись копии его книг. Тит Нат Хан посвятил свою жизнь просвещению и продолжал свою миротворческую миссию. Он написал более 100 книг по дзэн-буддизму, одни из популярных среди них - «Мир в каждом шаге» и «Тишина» .

Вот несколько советов от Тит Нат Хана:

Путь к осознанности

Грязная посуда, красный свет светофора, дорожные пробки и звонящий телефон - все эти и другие повседневные события могут помочь вам пройти путь к осознанности - подлинному сознательному присутствию в текущем моменте и реальности.

Помните, что ощущения счастья, гармонии и полноты жизни находятся буквально на расстоянии вытянутой руки, они всегда с нами.

Сохранять осознанность - это наука, -

Осознанное дыхание

Это упражнение легко усвоить и повторить любому человеку. Оно, как и любое дыхательное упражнение, важно для достижения осознанности, счастья, гармонии с собой и окружающим миром:

Вдыхая, концентрируйтесь на вдохе и говорите себе: «Вдыхая, я знаю, что вдыхаю». Выдыхая, концентрируйтесь на выдохе и говорите: «Выдыхая, я знаю, что выдыхаю».

Это упражнение позволит очистить разум и душу от негатива, ваша злость уйдет, вы станете более осознанным человеком. Дополнительным эффектом будет более четкая концентрация на чем-то одном - том, что вы делаете всегда в один момент без потери связанности слов, действий и мыслей, как это часто бывает у современного человека.

Начинайте день с улыбки

Если вы потеряли улыбку, но способны заметить, что ее для вас сохранил одуванчик, еще не все потеряно. У вас достаточно внимательности, чтобы заметить у него вашу улыбку.

Тит Нат Хан утверждает, что тот, кто начинает свой день с улыбки, способен сделать счастливым не только себя, но и весь окружающий его мир. Ведь улыбка для человека - одна из наибольших ценностей, не имеющая «осязаемой цены» - она стоит много и ничего.


Искренняя улыбка поможет осознанности, -

Это упражнение, как и предыдущее, достаточно легко выполнить. Оно направлено на то, чтобы вы привыкли начинать свой день с улыбки. Для того, чтобы это вошло в привычку, сделайте следующее.

Повесьте на видном месте воодушевляющую картинку или листок с ободряющими словами. В скором времени одно только пробуждение, ласковые лучи солнца или заливистая трель птиц будет вызывать у вас улыбку.

Если ваша улыбка пропала, знайте: все вокруг, включая одуванчик, может ее вернуть. Вам нужно только заметить, что ее хранят для вас.

Медитируйте при ходьбе

Следующий урок Тит Нат Хана для достижения осознанности и счастья - медитация при ходьбе. Сама по себе медитация - это способ восстановить внутренне равновесие, насладиться тишиной в своей голове (а не жужжание роящихся в ней мыслей).

Осознанная медитация способна сконцентрировать ваше внимание на прекрасном, важном моменте: красивом пении соловья, забористый смех детей на площадке, бесконечно красивый пейзаж заката. Медитация при ходьбе позволит вам проникнуться вглубь себя и подарить Матушке-Земле свое спокойствие и гармонию:

Прочувствуйте контакт подошв с Землей. Идите, словно целуя ногами Землю. Мы принесли Земле столько страданий - пришла пора позаботиться о ней. Мир и спокойствие, выращенные внутри нас, мы приносим на поверхность Земли.


Не вините других

Если вы посадили салат, и он не вырос, вы же не будете винить его в этом? Вы разбираетесь в причинах неудачи: возможно, салату не хватило солнца или не была удобрена почва. Но вам и в голову не приходит обвинять в этом сам салат.

Тогда почему, когда у вас проблемы с родными или друзьями, первым делом вы вините их? Такой подход никогда не приведет к хорошему результату. Перестаньте обвинять и упрекать. Вместо этого научитесь заботиться о людях.

Вглядитесь в человека, чтобы увидеть и понять его. В чем его потребности, проблемы? Какие у него желания и мечты? Когда вы поймете, почему человек ведет себя так или иначе, вы просто не сможете дать выход негативным эмоциям.

Смотрите на все живое с состраданием. Тогда вы разовьете в себе способность понимать других, и ваши отношения с людьми будут налаживаться.

Тит Нат Хан - один из духовных лидеров современного мира, чьё влияние безоговорочно признано мировым сообществом. В 1967 году сам Мартин Лютер Кинг выдвинул его кандидатуру на получение премии мира от Нобеля, отметив при этом, что считает данного вьетнамского монаха самым смиренным и самым достойным почетного звания. Легендарный буддийский монах Тит Нан Хан раскрыл своим последователям 5 секретов о том, как наполнить себя внутренней силой в книгах «Тишина » и «Мир в каждом шаге ».

1. Вдохновение тишиной

Вместо того чтобы испытывать страх перед тишиной, необходимо ее полюбить и осознать необходимость ее присутствия в нашей жизни. Современный человек привык постоянно наполнять себя разными вещами и делами - чтением, просмотром фильмов или интернет сайтов. Даже в то время, когда простой обыватель сидит на стуле, в его голове прокручивается бесконечный внутренний диалог, заменяющий внешние раздражители. Порой мысли загоняют нас в бесконечный круг.

Необходимо осознать, что никакой речи о глубоком самопознании и развитии быть не может до тех пор, пока вы не проникнитесь тишиной, не придете к ее пониманию . Внутрь вас должно придти вместе с тишиной спокойствие, без которого вы никогда не сможете почувствовать и испытать собственную силу. Пытаться улучшить свою жизнь без тишины, это все равно, что красить фасад сломанной машины в надежде, что она от этого начнет лучше ездить.

2. Осознание дыхания

Каждый день хотя бы 5 минут посвящайте тому, чтобы просто посидеть в тишине и осознанно послушать дыхание своего тела . Некоторые считают это занятие пустой и непозволительной тратой времени, совершенно не понимая, что это и есть сама жизнь . Потратить время на то, чтобы осознать свое дыхание - значит потратить время на улучшение качества собственной жизни .

Позвольте себе эти 5 минут в день, в течение которых вы можете побыть наедине с самим собой . Дышите как можно медленней, чувствуя каждый свой шаг, каждый вдох и выдох. Постарайтесь во время вдоха отпустить все мысли, которые крутятся у вас в голове. Если не получается, повторяйте снова и снова шаг за шагом, пока мыслительный процесс не остановится, пока в мыслях не наступит покой и тишина. Результат вы обязательно почувствуете своим сердцем. Жизнь в покое и тишине вовсе не принуждает ничего не говорить и не делать. Она означает лишь то, что мы победили своего главного врага - внутреннюю изматывающую болтовню.

Регулярное осознанное дыхание достигается путем практических тренировок и приводит к полному контролю над разумом, усиливает эффективность мозговой деятельности и дает возможность легко и незаметно вливаться в состояние потока.

3. Доверие голосу сердца

Снаружи и изнутри каждый день нас атакует множество сигналов. Однако следует научиться отбрасывать их все в сторону и прежде всего, слушать собственное сердце. Только ему ведомы ваши сокровенные желания . Чтобы услышать голос сердца не обязательно принимать монашество и удаляться в горы или лес. Просто каждый день учитесь находить внутри себя тишину, в которой можно услышать истинного себя и осознать, кто вы есть, и какие цели желаете достичь . Доверие голосу сердца приводит к ясному пониманию своего пути и дарит неиссякаемый внутренний источник силы, который нигде и никогда не покинет вас.

4. Медитация во время ходьбы

Медитативные практики направлены на достижение внутреннего равновесия. Тит Нан Хан рекомендует медитировать во время ходьбы, чтобы получить удовольствие от тишины в собственных мыслях . Путем осознанной медитации фокусируйте ваше внимание на важных прекрасных моментах жизни - детском смехе, пении птиц, незабываемых закатах и рассветах, на чудесах природы. Медитируя в процессе ходьбы, вы сможете проникнуть вглубь своего подсознания и разделить с окружающей вас вселенной ее спокойствие и величественную гармонию.

Постарайтесь контактировать как можно чаще подошвами с землей, представляя, будто вы целуете своими ногами землю. Взращивая внутри себя спокойствие, вы заботитесь о нашей матушке-земле и приносите ей благо.

5. Сознательный уход от обвинений

Запомните одну простую истину: окружающие люди не нуждаются в упреках и обвинениях, они остро нуждаются во внимании и заботе . Как только вы перестанете упрекать в проблемах и неудачах друзей и близких, случится настоящее чудо - вы научитесь понимать всех и каждого . А значит, вас ждет совершенно иной результат действий! Не торопитесь с кем-то спорить и сокрушаться, вглядитесь внимательно в человека, постарайтесь вникнуть в его проблемы и потребности, рассмотреть его мечты и желания. Только таким путем вы сможете научиться определять истинные мотивы поведения людей, вместо того, чтобы выплескивать свои негативные эмоции и получать нежелательные результаты.

Copyright © 2001 Editions Dangles, Saint-Jean-De-Braye (France) and Copyright

© 2001 by Unifed Buddhist Church. All rights reserved. No part of this book may be reproduced by any means, electronic or mechanical, or by any information storage and retrieval system, without permission in writing from the Unifed Buddhist Church, Inc.

© Табенкин М. Л., текст, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Мы вечно спешим в бурном, постоянно меняющемся мире, стараемся все успеть, уследить за новостями, освоить новейшие технологии. И не находим времени на близких, красоту природы, маленькие радости жизни и даже само счастье – настолько мы заняты.

Именно поэтому учение Тит Нат Хана актуально сейчас как никогда. С этой книгой вы освоите медитативные практики, которые помогут:

ощутить прелесть простых радостей жизни;

научиться делать каждый вдох и каждый шаг осознанно;

обрести умиротворение и покой;

перестать все время торопиться;

не пропустить важнейшие события собственной жизни…

«Тит Нат Хан раскрывает связь между внутренним миром каждого человека и миром на Земле».

Его святейшество Далай Лама

«Учение Тит Нат Хана перевернуло всю мою жизнь. Для меня было большой честью принимать участие в работе над фильмом «Walk with Me», посвященному ему».

Бенедикт Камбербэтч, британский актер

ТИТ НАТ ХАН

Спокойный человек в неспокойном мире

Предисловие к русскому изданию

Тихий предвечерний туман начинал исследовать горные и лесные ландшафты Центрального Вьетнама. Небольшая фигура медленно двигалась вниз вдоль бурной реки. Путь от города до монастыря был неблизкий, но решение принято – огромное желание постичь истину с каждым днем приобретало более яркие цвета. Как же было хорошо после долгого пути оказаться в малоосвещенном, наполненном ароматом благовоний зале, где в вечном медитативном спокойствии восседал золотой Будда. Тогда юноша с проницательным взглядом и тихим голосом и представить себе не мог, что уготовано ему судьбой. Что его имя станет в Европе символом человеколюбия, спокойствия, осознанности и духовной силы. Что он напишет более 100 книг, которые разойдутся по миру многомиллионными тиражами. Что он покинет родину и никогда уже не сможет вернуться.

Будущий мировой духовный лидер Тит Нат Хан (в миру Нгуен Сан Бао) пришел во вьетнамский монастырь Цзу Хиё в шестнадцать лет. Знакомство с монастырской жизнью началось с труда. Будучи «шраманерой» – новичком, – он помогал монахам в повседневных делах и обучался основным правилам поведения. Каждый день ему вместе с другим учеником приходилось собирать сухие ветки и иголки на поросших соснами холмах, для того чтобы развести костер, подогреть воду и вымыть сотни мисок после приема пищи. В то время не было ни водопровода (о горячей воде и мечтать было нельзя), ни мыла. Из чистящих средств под рукой были только пепел, рисовая шелуха и кожура кокоса вместо моющей губки. Именно эта простая работа и помогла понять Тит Нат Хану основы человеческого бытия, дала возможность осознать удивительную природу обычных вещей, научила его, всякий раз наливая воду в чашу, чтобы помыть овощи или посуду, видеть, как вода течет с высоких гор или из глубин земли. Несколько лет Тит Нат Хан шел по пути постижения дзен, проводил время в медитациях и созерцаниях. Вставал в четыре часа утра от звука колокольчика «бао чунг», работал в саду и на кухне, читал «Краткое руководство практики», данное ему местным монахом. Был период, когда он вел совсем отшельническую жизнь, не выходя из своего кока (хижины).

Слабый свет лампы задрожал и забившийся в окно мотылек прервал монотонное чтение сутр. Тит Нат Хан лег на кровать, жесткость которой давно перестала беспокоить тело. Воспоминания детства разом нахлынули на него.

Начало 30-х было для Вьетнама непростым временем: экономический кризис, забастовки, восстания против французских колонизаторов… Образы тревожного прошлого – голод и отчаяние людей – не давали покоя Тит Нат Хану. Он помнил все очень хорошо, хоть и был тогда еще очень маленьким. Впереди страну ожидали не менее страшные потрясения: несколько десятилетий войн, восстаний и переворотов. Может, именно поэтому Тит Нат Хан захотел стать монахом? Уйти, скрыться от всего. Популярный в то время во Вьетнаме дзен-буддизм («тхиен»), пришедший на эти земли еще в VI столетии, как нельзя лучше подходил для побега от реальности. Учение, основанное на идеях духовного совершенствования, иррационального восприятия мира, просветления, давало успокоение и надежду в мире, охваченном военным безумием…

Человек, решивший стать буддистом, должен понимать, к чему приведет его выбор. В традиции буддизма есть два основных направления: махаяна и тхеравада. Одним из главных различий между ними является конечная цель архата (адепта школы). Приверженцы тхеравады ищут освобождения только для себя, в то время как последователи махаяны стремятся не только к достижению собственного просветления и постижению нирваны, но и к освобождению всех живых существ на планете. Для Тит Нат Хана выбор был очевиден. Разве удастся избавиться от страдания, скрывшись в безопасных комнатах монастыря?! Он все чаще возвращался к мысли о совмещении монашества и общественной деятельности, пытался понять, насколько велика власть слова, можно ли остановить кровопролитие, обращая умы противников к вечным ценностям. Как во время войны должен поступать человек, наделенный разумом и сердцем? Да, он может скрыться от мира, посвятить себя молитвам и самосовершенствованию. А может занять активную жизненную позицию – стать миротворцем, волонтером, врачом, странствующим проповедником. И Тит Нат Хану удается совместить, казалось бы, несовместимое. Он отказывается от монашеского уединения и вступает в ряды людей, небезразличных к бедам других, становится буддистом «с активной жизненной позицией». Благодаря ему появляется такое понятие, как «деятельный буддизм» – движение, целью которого стали социальное служение и волонтерская деятельность.

В 1961 году Тит Нат Хан едет в США, чтобы учиться в Принстонском университете и преподавать сравнительное религиоведение, однако уже через два года возвращается на родину, чтобы противостоять новой войне, которая началась после убийства президента Нго Динь Зьема.

В 1964 году Тит Нат Хан совместно со студентами и преподавателями университета основывает «Молодежную школу общественного служения». На протяжении долгого времени буддийские монахи, юноши и девушки, помогали мирному населению, пострадавшему от военных действий, восстанавливали разрушенные деревни, учили детей, создавали пункты медицинской помощи. В первые годы существования Школы на ее учеников совершались нападения, многие последователи учения были взяты в плен и убиты. Кто бы мог подумать, что жестокость может ввергнуть мир в хаос, изуродовать лицо человеческой души!

«Учитель, – часто спрашивали у Тит Нат Хана, – когда же закончится эта кровопролитная война? Разве люди не понимают, насколько ценна человеческая жизнь? Не осознают, что они не враги друг другу, что ненависть порождают идеология и страх?»

Учитель молчал.

Он прекрасно понимал, что именно заставляет человека брать в руки оружие. С самого начала Тит Нат Хан проповедовал идеи пацифизма и примирения, ведь две враждующие стороны – всего лишь две тени единого целого.

Деятельность Тит Нат Хана привлекла внимание антивоенную организацию за пределами Вьетнама. В 1966 году Содружество Примирения (Fellowship of Reconciliation) совместно с Корнеллским университетом приглашает его совершить турне по Соединенным Штатам и рассказать об истинных стремлениях вьетнамского народа, о боли, которая уже многие годы преследует его соотечественников. Там он встречается с такими влиятельными личностями, как Мартин Лютер Кинг, министр обороны США Роберт Макнамара, сенатор Роберт Кеннеди, поэт, католический богослов и общественный деятель Томас Мертон.