Краткое содержание даргомыжский. Александр сергеевич даргомыжский биография

Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей.

Музыка - именно та область, где он раскрывал свой талант, а затем дарил миру великие произведения.

Детство

Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.

В 1817 году Даргомыжские переезжают в Петербург. Его отец получил там должность в канцелярии. А Александр начинает свое музыкальное образование. Тогда он впервые сел за фортепиано. Страсть к различным видам искусства ему прививали дома. Его мать, Мария Борисовна, тесно соприкасалась с литературой. Атмосфера в доме располагала к творчеству. Вечерами дети устраивали спектакли, а в дневное время занимались гуманитарными предметами: и поэзией, и иностранными языками, и историей.

Его первая учительница музыки - Луиза Вольгенборн. Прозанимавшись с ним два года, она дала ему мало знаний на этом поприще. Поэтому преподавателя пришлось сменить. С 1821 года Александр начинает занятия с А.Т. Данилевским, уже известным человеком в музыкальных кругах. После нескольких занятий с ним Даргомыжский делает успехи. Помимо регулярных уроков с педагогом, мальчик пробовал сам сочинять мелодии.

Творческая деятельность не вызвала одобрения у строгого педагога. Он считал неприличным дворянину посвящать время сочинительству. В эту же пору у будущего композитора появляется второй преподаватель - крепостной Воронцов, который обучал мальчика игре на скрипке. В отличие от Данилевского, он поощрял творческие эксперименты Александра. Чтобы добавить сыну концертной практики, его родители пригласили пианиста Франца Шоберлехнера. Они прозанимались с 1828 по 1831 годы. За это время Даргомыжский отточил свое мастерство до такой степени, что уже в 30-е годы был знаменит на весь Петербург. Помимо игры на музыкальных инструментах, Александр имел тягу к пению. Он занимался с педагогом по вокалу Бенедиктом Цейбихом, который стал последним учителем композитора. После занятий с ним Даргомыжский самостоятельно продолжил свой музыкальный путь.

Зрелые годы

В 1827 году Александр начинает работать в канцелярии. На службе он имел значительные успехи. Однако его жизнь все еще неразрывно связана с музыкой и с сочинительством. В 1835 году его близким знакомым становится М. Глинка, с которым он занимался музицированием. Опера этого композитора - «Жизнь за царя» - вдохновила Даргомыжского на написание собственного большого произведения.

Сюжет для оперы он взял по книге Гюго «Лукреция Борджиа». Однако впоследствии он отказался от этой драмы и обратился к «Собору Парижской Богоматери». В 1841 году он закончил работу, назвав ее «Эсмеральда». Однако опера не имела успеха. Сначала она пролежала долгих 8 лет в столе композитора, а затем после пары лет постановок в Большом театре в Москве совсем забылась. Подавленный музыкант, тем временем, не опускал руки и продолжал писать романсы, а также давать уроки по вокалу.

В 1843 году он выходит в отставку и отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с известными музыкантами. Спустя два года он возвращается на родину, и все время посвящает изучению фольклора и написанию произведений на его основе. Главным музыкальным творением, в котором четко прослеживались фольклорные элементы, была «Русалка». Первый раз на сцене ее показали в 1856 году. Она долгое время держалась в репертуаре театров.

В обществе он приблизился к кругу писателей, придерживающихся демократических взглядов. Он даже участвует в выпуске журнала «Искра». В 1859 году Александр становится одним из руководителей Русского музыкального общества. В это же время он ищет новый сюжет. Отвергнув несколько Пушкинских «трагедий», он останавливается на «Каменном госте». Однако возникший у него творческий кризис, в связи с пренебрежением к нему юных композиторов, мешал написанию музыки. Тогда Даргомыжский вновь отправляется за границу.

Большим открытием для него стало то, что его произведения пользуются популярностью у иностранцев. Вдохновлённый этим, он вновь обретает веру в себя и возвращается в Россию, чтобы закончить своего «Каменного гостя». Но многочисленные неудачи и непризнание уже сыграли свое дело. Здоровье композитора подорвано. Александр не успевает дописать оперу и поручает закончить ее Цезарю Кюи. Даргомыжский умирает в 1869 году 5/17.02. в возрасте 55 лет в одиночестве: жены и детей у знаменитого композитора не было.

Творчество Даргомыжского

Необычные музыкальные решения сделали Александра новатором в классической музыке. Так, например, его опера «Русалка» была первой в своем роде психологической драмой с элементами фольклора. А знаменитый «Каменный гость» был основан на «мелодических речитативах», положенных на музыку. Композитор считал себя писателем «драматической правды» и старался воспроизводить пение человека таким образом, чтобы в нем отражались всевозможные эмоциональные оттенки.

Если ранние работы музыканта полны лирического начала, то в поздних все чаще встречается драматизм и яркая страсть. В своих произведениях он старался отобразить исключительно напряженные моменты, конфликты человеческой жизни, наполненной как положительными, так и отрицательными эмоциями. Спокойствие в музыке было чуждо для него.

Знаменитые произведения Даргомыжского

  • «Эсмеральда» (1841)
  • «Торжество Вакха» (1848)
  • «Русалка» (1855)
  • «Казачок» (1864)
  • «Каменный гость» (1869)
  • После отмены крепостного права был одним из тех помещиков, кто отпустил крестьян на волю.
  • Не был женат, но в обществе ходили слухи о его романтической связи со своей ученицей Любовью Миллер.
  • Преподавал вокал певцам совершенно бесплатно.
  • Всю жизнь прожил с родителями.
  • При жизни к произведениям композитора проявляли не слишком большой интерес. Только спустя десятилетия после его смерти, музыка Даргомыжского была оценена потомками по достоинству. Будучи основоположником реализма в музыке, он оказал огромное влияние на музыкантов последующих поколений.

Где дети получают возможность творческого развития. А кто такой Даргомыжский и каким образом он связан с Вяземской землей, можно узнать, познакомившись с его биографией.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – русский композитор, который оставил значимый след в развитии музыки, создавая одно из новых направлений - реалистичное. Даргомыжский Александр Сергеевич в автобиографическом письме писал как-то: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» и это у него прекрасно получалось, ведь не зря же его Мусоргский назвал «учителем музыкальной правды».

Александр Сергеевич Даргомыжский краткая биография

Начинается жизненный путь Даргомыжского и его краткая биография с рождения. Это произошло в феврале 1913 года. Именно тогда мир увидел маленький мальчик, который родился в семье дворян, а назвали его Александром, славная биография которого началась в Троицком селе Тульской области. Сразу, как войска Наполеона были изгнаны с территории России, Даргомыжские селятся в имении, что досталось по наследству матери Даргомыжского, в имении Твердуново, в Вяземском районе. Там прошли первые четыре года будущего композитора, после чего все семейство, переезжает в Петербург. Там Александр Сергеевич Даргомыжский занимается музыкальным образованием. Он учится игре на скрипке, фортепиано, учится пению, пробовал себя в написании первых своих романсов, пьес для фортепиано.

Среди его знакомых, было много литераторов, среди которых был Лев Пушкин, Жуковский Василий, Петр Вяземский. Большую роль в судьбе Даргомыжского сыграла встреча и знакомство с Глинкой.

Александр Сергеевич Даргомыжский создавал музыку и первая его большая работа была работа над оперой «Эсмеральда», которую не сразу поставили на сцене, а когда автор добился ее выхода, то после премьеры и вовсе быстро сошла со сцены и редко ставилась. Такая неудача болью и переживаниями отразилась на душевном состоянии Даргомыжского, но он продолжает создавать и пишет ряд романсов.

Русалка история создания

Композитор Даргомыжский уезжает за границу, так сказать, для вдохновения. Там знакомится с музыковедами, мировыми композиторами, а вернувшись на родину, Александр стал увлекаться фольклором, чьи отзвуки прослеживаются во многих его работах, в том числе в знаменитом его произведении, которое принесло автору большую популярность. И это работа Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» на сюжет трагедии Пушкина «Русалка». Если говорить о работе Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» и его истории создания, то стоит сказать, что для написания произведения композитора ушло около семи лет. Начал ее писать в 1848 году, а завершил работу в 1855 году.

Следующая опера, которую задумал Даргомыжский, была опера «Каменный гость», но пишется она медленно из-за испытываемого автором творческого кризиса, который был вызван выходом из репертуара театров его работы «Русалка». Опять за вдохновением Даргомыжский едет за границу. По прибытии берется вновь за «Каменного гостя», но завершить его не смог.

Опера А.С.Даргомыжского Русалка

Александр Сергеевич Даргомыжский музыка

Даргомыжский - Мельник, ноты

Меланхолический вальс А. Даргомыжский

В 1869 году Даргомыжский покидает наш мир. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств.

Александр Сергеевич Даргомыжский интересные факты из жизни

Изучая биографию Александра Сергеевича Даргомыжского, можно отметить такой интересный факт его жизни, как завершение оперы «Каменный гость», которую закончил Цезарь Кюи.
После себя Даргомыжский оставил множество произведений, а это и оперы, и камерно-вокальные произведения, и песни социально-бытового содержания, и романсы, и произведения для фортепиано.

За свою жизнь Даргомыжский так и не встретил ту единственную, с которой он бы создал семью и воспитал детей. В Вязьме, рядом со школой искусств, А.С. Даргомыжскому установлен памятник, и недавно появилась .

Ну а вам предлагаем познакомиться ближе с композитором. Посмотрев фото Даргомыжского Александра Сергеевича, а также можете прикоснуться к творчеству Александра Сергеевича Даргомыжского, слушая его произведения.

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье. Здесь прошли его ранние детские годы. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином. Мать, Мария Борисовна Козловская, являлась урожденной княжной. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, вошли в сборник: «Подарок моей дочери» («Детский альманах», Санкт-Петербург, 1827).

В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора. Александр до 5 лет вообще не разговаривал, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда хрипловатым и писклявым, что, впрочем, не мешало ему впоследствии трогать до слез художественностью и выразительностью вокального исполнения.

Александр Сергеевич никогда не обучался ни в одном учебном заведении, но получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Творческие способности у него проявились еще в раннем возрасте. Музыка была его страстью. В 1822 году мальчика начали учить игре на скрипке, а позже и на фортепиано. Уже в одиннадцать лет Даргомыжский предпочитал собственные пьесы. Закончив обучение фортепьянной игре у известного в свое время музыканта Ф.Шоберлехнера, в семнадцати лет Даргомыжский стал известен петербургской публике как музыкант-виртуоз. Помимо этого, он обучался пению у Б.Л. Цейбиха и скрипичной игре у П.Г. Воронцова, участвуя уже с 14-летнего возраста в квартетном ансамбле.

К восемнадцати годам своей жизни Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах. В 1830-х годах Даргомыжский был известен в музыкальных кругах Петербурга как «сильный пианист», а также как автор нескольких фортепианных пьес блестящего салонного стиля и романсов: «Каюсь, дядя» , «Дева и роза» , «Oh, ma charmante» и других, мало отличающихся от стиля романсов Верстовского, Алябьева и Варламова, с примесью французского влияния. Многие из музыкальных произведений молодого композитора были напечатаны.

В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора. Однако он не забывает о занятиях музыкой. В 1834 году он познакомился с М.И. Глинкой. Это знакомстов сыграло решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского. Именно Глинка убедил его серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. Советы Глинки помогли Даргомыжскому овладеть композиторской техникой. Произведения, написанные им в 1830-х годах свидетельствуют о самобытном претворении им музыкальных традиций Глинки. В 1830-40-е годы было написано множество романсов и песен, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина:«Свадьба» , «Я вас любил» , «Ветроград» , «Ночной зефир» , «Слеза» , «Юноша и дева» , «В крови горит огонь желанья» , имевшие большой успех у публики. В связи с этим в 1843 году они были выпущены отдельным собранием.

В 1839 году Даргомыжским была написана его первая опера «Эсмеральда» . Опера получилась слабой и несовершенной. Однако уже в этом произведении были заметны особенности Даргомыжского: стремление к выразительности вокального стиля, драматизм. Поставлена была «Эсмеральда» только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. «Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность», - пишет Даргомыжский. Не очень яркая по музыке, «Эсмеральда» на сцене не удержалась. Эта неудача приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов, которые были изданы в 1844 году.

В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

После поездки за границу в 1844-1845 годах Даргомыжский жил в Петербурге. В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина «Торжество Вакха» . Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге в 1846 году, но в постановке ее в виде оперы автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 году) она была поставлена в Москве. Огорченный отказом в постановке «Вакха», Даргомыжский замкнулся в тесный круг своих поклонников и поклонниц, продолжая сочинять небольшие вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) и романсы, тогда же изданные и сделавшиеся популярными.

Даргомыжский много занимался частной музыкально-педагогической деятельностью, преподавал пение. Среди его учеников выделялись Л.Н. Беленицына, М.В. Шиловская, Гирс, Билибина, Павлова, Бартенева, А.Н. Пургольт, княгиня Манвелова.

В 1848 году Даргомыжский начал работу над лирико-драматической оперой «Русалка» , на текст Пушкина, и продолжалась 8 лет. Стоит отметить, что эту оперу он задумал еще в 1843 году, но сочинение продвигалось чрезвычайно медленно. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки. Ее отличают психологическая глубина, точность в обрисовке характеров. Даргомыжский впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности. П.И. Чайковский высоко оценил это произведение, считая, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки. В апреле 1853 года в зале Дворянского собрания в Петербурге Даргомыжский дает большой концерт своих произведений, восторженно принятый публикой, а в 1855 году была завершена «Русалка».

В мае 1956 года состоялось первое представление «Русалки» в Мариинском театре в Петербурге под управлением К.Лядова, однако успеха не имело. Опера выдержала до 1861 года всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор считается одной из любимейших русских опер. В Москве «Русалка» была впервые поставлена в 1858 году. В этой опере Даргомыжский сознательно культивировал русский музыкальный стиль, созданный Глинкой. Известно, после первоначального провала «Русалки» Даргомыжский впал в депрессию. По рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать их автору, якобы для исправления, спас партитуры от уничтожения. В эти годы Даргомыжский много писал романсы на стихи Пушкина. Но появились и другие жанры: романсы лирического монолога, комедийные сценки.

Последний период творчества Даргомыжского был, пожалуй, наиболее значительным и оригинальным. Его начало ознаменовывается появлением ряда оригинальных вокальных пьес, отличающихся своим комизмом («Титулярный советник», 1859), драматизмом («Старый капрал» , 1858; «Паладин» , 1859), тонкой иронией («Червяк» , на текст Беранже-Курочкина, 1858) и всегда замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Эти вокальные пьесы были новым шагом вперед в истории русского романса после Глинки и послужили образцами для вокальных шедевров Мусоргского, написавшего на одном из них посвящение Даргомыжскому - «великому учителю музыкальной правды». Комическая жилка Даргомыжского проявилась и в области оркестрового сочинения. К тому же периоду относятся его оркестровые фантазии: «Баба-Яга, или С Волги nаch Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), навеянный «Камаринской» Глинки, и «Фантазия на Финские темы» («Чухонская фантазия» , 1867).

Новый вокальный стих Даргомыжского оказал влияние на выработку вокального стиля молодых композиторов, что особенно сказалось на творчестве Кюи и Мусоргского. На Римского-Корсакова и Бородина особенно подействовали новые оперные приемы Даргомыжского, явившиеся осуществлением на практике тезиса, высказанного им в письме (1857) к Кармалиной: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды». Эти слова Даргомыжского стали его творческим кредо.

В начале 1860-х годов Даргомыжский принялся за волшебно-комическую оперу «Рогдана» , но написал всего пять номеров. Чуть позже он задумал оперу «Мазепа» , на сюжет «Полтавы» Пушкина, но, написав дуэт Орлика с Кочубеем («Опять ты здесь, презренный человек» ), на нем и остановился. Не хватало решимости затрачивать силы на большое сочинение, в судьбе которого не был уверен.

В период с 1864 по1865 года Даргомыжский совершил очередное путешествие за границу. Он посетил Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж. Концертное исполнение его произведений вызывает неописуемый восторг публики. Но главный толчок к необыкновенному пробуждению творчества дали Даргомыжскому его молодые товарищи, композиторы «балакиревского кружка», особенности талантов которых он быстро оценил. Даргомыжский сыграл очень важную роль в их формировании, оказал большое влияние на их дальнейшее творчество (особенно на М.П. Мусоргского), став «крестным отцом» «Могучей кучки». Молодые композиторы, особенно Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков, вместе обсуждали идеи оперной реформы. Их энергия сообщилась и самому Даргомыжскому; он решил смело вступить на путь оперной реформы и затянул (по его выражению) лебединую песню, принявшись с необыкновенным рвением за сочинение последней своей оперы - «Каменного гостя» , поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный текст литературного произведения, не изменяя ни единой строки пушкинского текста и не прибавляя к нему ни единого слова.

Все последние годы жизни Даргомыжский работал над «Каменным гостем». В этой опере нет ни арий, ни хоров, она состоит исключительно из талантливых и оригинальных мелодических речитативов. Цель их не только в воспроизведении психологической правды, но и в художественном воспроизведении с помощью музыки человеческой речи со всеми ее оттенками. Не останавливала творчества и болезнь Даргомыжского (быстро развивавшийся аневризм и грыжа). В последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. Молодые друзья, собираясь у больного, исполняли сцену за сценой оперы по мере ее создания и своим энтузиазмом давали угасавшему композитору новые силы. Даргомыжский не прекращал работы, опера была почти окончена. Смерть композитора помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам. По завещанию Даргомыжского докончил «Каменного гостя» Кюи; он же написал вступление к опере, заимствовав из нее тематический материал, а оркестровал оперу Римский-Корсаков. Стараниями молодых друзей Даргомыжского, участников «Могучей кучки», опера «Каменный гость» была поставлена в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 года и возобновлена в 1876 году. «Каменный гость» был принят холодно, показался слишком сложным и сухим. Однако значение «Каменного гостя», логически завершающего реформаторские идеи Даргомыжского, невозможно переоценить.

Александр Сергеевич Даргомыжский является одним из основоположников русской классической композиторской школы, создатель лирической оперной драмы. Умер он 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

(1813-1869) русский композитор

Современник Пушкина и Лермонтова, друг Глинки и Варламова, старший коллега Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Александр Даргомыжский был блестящим пианистом и скрипачом, в тяжелые времена подрабатывал учителем пения, сотрудничал с журналом «Искра», был председателем Петербургского отделения Русского музыкального общества. Но для нас он прежде всего композитор, один из основоположников классической русской музыки.

А.Даргомыжский родился в тяжелое для России время: шла Отечественная война 1812 года. Их семья тогда жила в Тульской губернии у родственников. Вернувшись домой, отец Даргомыжского с головой ушел в дела. В мае 1816 года была создана комиссия по расследованию злоупотреблений при распределении правительственного пособия разоренной Смоленской губернии. Участие в этой комиссии принесло С.Даргомыжскому не только уважение и благодарность земляков, но и чин коллежского секретаря и орден св.Анны третьей степени. Затем последовало приглашение на службу в Петербург - в Государственный коммерческий банк. На новом месте Сергей Николаевич продвинулся до чина надворного советника, однако в 1826 году без каких-либо объяснений был уволен. После долгой волокиты он получил место чиновника по особым поручениям при министерстве императорского двора.

Скромного жалованья, конечно, не хватало на содержание большой семьи и обучение детей, но помогали доходы от имений жены и ее брата. Мать Даргомыжского происходила из семьи князей Козловских. Это была умная женщина, наделенная живым и веселым характером, добрым и любящим сердцем. Она получила обычное по тому времени домашнее воспитание, имела склонность к литературе, сочиняла стихи, которые даже публиковались в журналах и альманахах (одно из них в 1825 году было помещено в альманахе А.Дельвига «Северные цветы»).

Родители ревностно пеклись о судьбе своих детей и стремились дать им разностороннее образование. По рекомендации знакомых в дом приглашались лучшие учителя, и отец никогда не жалел на это денег. Большое внимание в семье Даргомыжских уделяли музыке. Брат играл на скрипке, сестра - на арфе. В 1819 году Сашу начали учить игре на фортепиано. Заметив склонности ребенка к музыке, родители пригласили более опытного преподавателя.

Помимо того, что дети Даргомыжских изучали литературу, историю, иностранные языки, родители побуждали их к сочинению стихов, к переводам с французского. Детские литературные альбомы пестрели баснями, притчами, эпиграммами. Мать писала небольшие пьески, которые и разыгрывались всем семейством.

В течение трех лет, с 1828 по 1831 год, Саша занимался с австрийским музыкантом Шоберлехнером. Уже в тридцатые годы Даргомыжский считался в Петербурге очень сильным пианистом. Хотя отец не без основания опасался, что музыкальные занятия сына, даже самые успешные, не смогут обеспечить его материально. Поэтому он начал рано беспокоиться о его служебной карьере.

Когда Александру исполнилось четырнадцать лет, его определили на государственную службу. В сентябре 1827 года юный чиновник приступил к своим обязанностям в канцелярии, сначала без денежного вознаграждения - жалованье ему начали платить лишь через два года. Правда, эта служба была для Даргомыжского не слишком обременительной. Он служил под началом хороших знакомых отца, к тому же они были большие любители музыки и не мешали Александру заниматься искусством. В послужных списках отмечалось усердие молодого канцеляриста, и его регулярно повышали в должности: в 1829 году Даргомыжский стал коллежским регистратором, через три года - губернским секретарем, а потом - младшим помощником контролера. После этого он перешел в ведомство министерства финансов - канцелярским чиновником Государственного казначейства, Закончил он службу в 1843 году, выйдя в отставку в чине титулярного советника.

В тридцатые годы в семье Даргомыжских случилась беда: погибли два сына и зять, через несколько лет умерла дочь и ее ребенок. Из-за этих печальных событий Даргомыжские почти никого не принимали, и потому повзрослевший Александр, с детства привыкший к домашним концертам, зачастил в литературные и музыкальные салоны знакомых. С интересом наблюдая столичную жизнь, молодой Даргомыжский все больше сближался с кругом творческой интеллигенции Петербурга. Он посещал дома поэта И.Козлова, В.Одоевского, бывал в литературном салоне писателя и историка Н.М.Карамзина, где блистательные собрания вели его вдова и дочери. Здесь он играл на фортепиано и пел вместе с дочерью Карамзина свои романсы, аккомпанировал. Считают, что здесь он мог познакомиться и с Лермонтовым, стихи которого очень любил. Огромную роль в творческой жизни Даргомыжского сыграла многолетняя дружба с М.И.Глинкой.

Долгие беседы с Глинкой и другими композиторами укрепили Даргомыжского в его решении писать онеру, и он принялся за работу. Свою первую оперу «Эсмеральда» он писал около четырех лет и завершил работу над ней в 1842 году, но поставили ее в Москве в Большом театре лишь спустя пять лет. Надо сказать, что композитор и сам был не очень доволен своей музыкой.

В 1844 году Даргомыжский впервые отправился за границу. Он побывал в Берлине, затем поехал в Брюссель, в Париж, играл здесь отрывки из своей оперы, романсы, фортепианные произведения. Вернувшись на родину, музыкант снова погрузился в работу. В это время он написал много романсов, давал благотворительные концерты в память своего друга композитора А.Варламова, чтобы поддержать его семью. Но главной для него была работа над новой оперой «Русалка». В 1855 году Даргомыжский закончил писать оперу, а 4 мая 1856 года состоялась ее премьера. Правда, и на этот раз композитор был недоволен постановкой своего произведения, звучанием оркестра.

В конце 50-х - начале 60-х годов он стал сотрудничать в демократическом журнале «Искра». У него обнаружился дар сатирика, и он в основном писал фельетоны в соавторстве с кем-либо из журналистов. В эти годы Даргомыжский задумал писать сатирический роман «Исповедь либерала». Однако эта работа осталась незавершенной, известна лишь начальная страница романа.

В 1864 году случилось очередное несчастье: скончался отец Даргомыжского, его опора и главный советчик. Не имея собственной семьи, композитор всю жизнь прожил бок о бок с отцом, которого очень любил и уважал. Отец вел хозяйственные и денежные дела сына, на нем лежала забота и по управлению имением покойной жены, откуда семья получала основные средства к существованию.

Последние годы своей жизни композитор усиленно работал над оперой «Каменный гость», полностью сохранив текст А.С.Пушкина. Но он уже чувствовал себя неважно и не раз говорил друзьям, что желал бы передать «Каменного гостя» для завершения и постановки Цезарю Антоновичу Кюи. Инструментовать оперу он просил Римского-Корсакова.

Трезво оценивая состояние больного, друзья все же не теряли надежды на то, что Даргомыжский успеет завершить работу. В какие-то моменты ему становилось лучше, и тогда в квартире композитора снова играли и пели, причем не только произведения хозяина дома. Так, в ноябре 1868 года Мусоргский познакомил друзей с фрагментами из новой оперы «Борис Годунов», которую Даргомыжский принял с живым интересом и говорил, что Мусоргский в этой опере идет гораздо дальше его. Особенно ему понравились сцены у Новодевичьего монастыря и в корчме.

Временное улучшение, однако, вскоре сменилось новым наступлением болезни, которая в конце концов приковала композитора к постели. Теперь он писал лежа, едва удерживая слабыми руками непослушный карандаш, страдая от невыносимой боли в груди: как он сам говорил, всякое дыхание «резало ножом». И тем не менее он продолжал писать, торопясь закончить свое последнее сочинение.

Композитор скончался в самом начале 1869 года. 9 января в Семеновской церкви на Моховой улице состоялась панихида, на которую собрался весь музыкальный Петербург: композиторы, коллеги Даргомыжского по Русскому музыкальному обществу, его ученики - студенты консерватории, друзья, артисты и просто почитатели таланта композитора. Похоронили Даргомыжского в Александро-Не-вской лавре.

Исполняя его волю, композиторы Ц.Кюи и Н.Римский-Корсаков в сентябре 1869 года завершили его оперу «Каменный гость». Затем Кюи предложил дирекции Мариинс-кого театра поставить оперу в том составе исполнителей, каким его хотел видеть сам автор. Эта опера стала вершиной творчества талантливого композитора, в ней ярко прослеживается стремление автора создать прочный сплав музыки и текста, искать новые оперные формы, и прежде всего особый, мелодический речитатив.

Оценивая всю работу последнего года жизни Даргомыжского, русский музыкальный критик Стасов писал: «Эта победа духа над телом, это торжество духа над самыми невыносимыми страданиями, эта беспредельная преданность делу, которым одним только и полна душа, - это ли еще не величие! И действительно, такие колоссальные создания, как «Каменный гость», могут исходить из головы только того, для кого создание его творческого духа - все, вся жизнь, вся любовь, все существование его».

С тех пор музыка Даргомыжского, которого Мусоргский назвал «великим учителем музыкальной правды», составляет одну из лучших страниц русской классической культуры.

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии . Отец ‑ Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов, в коммерческом банке.
Мать ‑ Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене . Одна из них ‑ "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества".

Всего в семье было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии . Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке. Первым его учителем была Луиза Вольгенборн . В 1821‑1828 годах Даргомыжский учился у Адриана Данилевского, который был противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период Даргомыжский начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.

В 1827 Даргомыжский был зачислен канцеляристом (без жалованья) в штат министерства Двора.

C 1828 по 1831 год учителем композитора стал Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Даргомыжский занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.

В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано ("Марш", "Контрданс", "Меланхолический вальс", "Казачок") и некоторые романсы и песни ("Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный", "Я вас любил", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Вертоград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья").

Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.

В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

В 1837 году Даргомыжский начинает работу над оперой "Лукреция Борджиа", по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эта работа была оставлена и начато сочинение новой оперы "Эсмеральда" также на сюжет Гюго. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.

В 1844‑1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями (Шарль Берио, Анри Вьётан, Гаэтано Доницетти).

В 1849 году начата работа над оперой "Русалка" по одноименному произведению Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке.

Даргомыжский в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ "интонационный реализм". Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи . В 40‑50‑е годы 19 века Даргомыжским были написаны романсы и песни ("Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно", "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и др.)

Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение "Могучая кучка".

С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии : "Баба‑Яга", "Украинский (Малароссийский) казачок" и "Фантазия на финские темы" ("Чухонская фантазия"). В эти годы композитор работал над камерно‑вокальными произведениями "Я помню глубоко", "Как часто слушаю", "Расстались гордо мы", "Что в имени тебе моём", "Мне всё равно". Ориентальная лирика, представленная ранее романсами "Вертоград" и "Восточный романс", пополнилась арией "О, дева роза, я в оковах". Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания "Старый капрал","Червяк", "Титулярный советник".

В 1864‑1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене ("Малороссийский казачок", увертюра к опере "Русалка").

В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина), но не успел её закончить. По завещанию автора, первую картину дописал Цезарь Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Николай Римский‑Корсаков.

С 1859 года Даргомыжский был избран в состав Русского музыкального общества (РМО).

С 1867 года Даргомыжский входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.

17 (5 по старому стилю) января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1. Федор Шаляпин исполняет "Арию Мельника" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

2. Федор Шаляпин в сцене "Ария Мельника и князя" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

3. Тамара Синявская исполняет песню Лауры из оперы Даргомыжского "Каменный гость". Оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижер — Марк Эрмлер. 1977 год.