Где находится картина дубовая роща. Сочинение по картине И

Тема: Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща».

Устное сочинение.

Цель: Создать все условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили сочинение-описание по картине. Задействовать различные умения учеников: определение основной мысли текста, составление плана текста, подбор названия к тексту, умение проверять орфограммы.

Задачи урока:

познавательные : Познакомить с жизнью и творчеством И.И.Шишкина; Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине; Обогатить словарный запас учащихся; Повторить сведения о научном и художественном описаниях;

развивающие: Способность развитию связной устной и письменной речи учащихся; Способность развитию навыков выразительного чтения, умения анализировать.

воспитательные : Привить любовь к русскому языку; приобщить учащихся к искусству, к миру живописи, воспитать чувство восхищения живописью.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

- отличие научного текста от художественного.

Уметь:

Составлять рассказ по картине

Метапредметные и личностные (УУД):

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать.

Коммуникативные: адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента). Вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками.

Учебно - методическое обеспечение : У-2:с.88-89

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места.

2. Целепологание .

У вас на партах карточка с картинами ваша задача вместе с товарищем по парте простым карандашом соотнести картину с названием и автором.

На выполнение задания у вас 1 мин. (Ответы детей)

Давайте проверим, правильно ли все вправились с заданием, ни кто из вас не забыл картины, с которыми мы уже знакомы.

(1 слайд)

Одна картина у вас осталась без названия, как вы думаете почему?

( Потому что мы еще не знакомы с этой картиной и незнаем как она называется и кто ее автор )

Может, кто ни будь, знает, как называется эта картина, ну или может, догадываетесь? (Ответы детей)

Посмотрите внимательно, какие деревья изображены на картине?

(Ответы детей «Дубы»)

А как называются дубовые насаждения?

(«Дубовая роща»)

Это картина Ивана Шишкина, а называется она «Дубовая роща».

(2 слайд)

О чем мы будем сегодня говорить?

(Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Шишкина, с его картиной «»Дубовая роща)

Так же мы попробуем составить план для устного сочинения и по этому плану попытаемся составить устное сочинение. Сочинение мы будем составлять устно, поэтому ваша задача - все мысли, услышанные сегодня, запомнить.

Тема нашего урока Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща».

Устное сочинение.

(3 слайд)

3. Работа по теме урока.

Откройте 2 часть учебника русского языка на стр. 88

Нам предлагается в «музейном доме» найти картину Шишкина «Дубовая роща»

Картина Ивана Ивановича Шишкина «Дубовая роща» была написана в 1887году. На холсте, маслом.

Почему я сказала, что в художниках сочетаются талант и писателя, и ученого?

( Мне кажется потому, что художник с точностью изобразил, как старые деревья, так и молодые. На старых деревьях видно, что кора на стволах уже треснувшая. А у молодых деревьев кора гладкая, ровная).

А что происходит с ветвями деревьев? (Чем старше дерево, тем его ветви больше раскинуты в стороны. Дерево становится более крупным, а ветви более толстыми, изогнутыми).

У вас на столах лежат лупы, возьмите их, давайте рассмотрим картину внимательно, заглянем в каждый уголок этой дубовой рощи.

- Рассматривание репродукции картины, беседа по ней с.89 №37- Расскажите о дубах, которые изобразил художник? (Дубы, большие, могущественные, создают впечатление таинственности)

Как ты думаешь, почему художника заинтересовали именно эти деревья: ведь в лесу много молодняка? (Старые деревья большие, могучие они многое пережили, что у каждого дерева есть своя история. Старые деревья хранят память о прошлом)

Можно ли сказать, что в лесу Ивана Шишкина интересуют только деревья? Что еще привлекло его внимание? (Художник изобразил у подножия дубов лесные кустарники, травы, цветы. Справа на первом плане картины можно разглядеть небольшой лесной пруд.

Художник не изобразил солнца. Что же помогает нам его увидеть? (Солнечные блики на стволах деревьев, на траве и земле.)

Анишит Йокоповна сказала, что в картине дважды использован прием контраста. Ты догадываешься, что она имела в виду?

Учитывай размеры предметов и освещение. (контраст освещенных солнцем и находящихся в тени стволов деревьев и участков земли, а также контраст огромных старых деревьев и мелких лесных цветов на первом плане картины.)

Понравилась ли вам репродукция? Объясните чем. Словесно иллюстрируя высказываниями описательного типа. (Мне очень понравилась картина Ивана Шишкина «Дубовая роща». В картине художник изобразил могучие дубы, которые хранят свою историю, картина яркая солнечная, но солнца не видно, но мы можем это понять при помощи солнечного блика, который художник изобразил на деревьях, траве и земле.)

Определите основную мысль, которую надо раскрыть в сочинении. (Художник восхищается красотой природы).

Какие чувства рождает картина у зрителя? (радость, тепло, спокойствие, таинственность).

Опишите с помощью слов-прилагательных уголок леса, представленный на картине. Придумайте и назовите сравнения

Небо – бездонное, синее, ясное, малооблачное.

Дубы - стройные, величавые, могучие, гордо застыли.

Вершины – пышные, словно замерли под солнцем.

Тишина – глубокая, молчаливая, задумчивая, торжественная.

Цветочки – маленькие, хрупкие, тонкие, нежные

Солнце – летнее, жаркое, ласковое, смеющееся.

Стволы – шершавые, грубые, морщинистые.

Картина – теплая, радостная, ощущение приподнятого настроения.

О чем это говорит? (Это говорит нам о том, что талант художника сочетается со знаниями о природе.)

Вы соглашаешься с тем, что Иван Шишкин – настоящий знаток природы? Как вы это подтвердите? (Иван Шишкин очень внимательно и точно передает облик, как больших старых деревьев, так и каждого лесного растения и цветка.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Обсуждение содержания сочинения. Лексическая подготовка.

Так о чем мы можем рассказать в сочинении? (самое первое мы должны сказать о художнике, о том, как называется его картина, что на ней изображено.)

Верно, как мы можем назвать эту первую часть сочинения.

1. Опушка дубовой рощи.

2.Величественные дубы.

3.Нежные цветочки.

Что еще мы видим на картине помимо дубов, цветов. Что делает нашу картину яркой? (Еще мы видим блики яркого летнего солнца на деревьях, траве.)

Как можно назвать эту часть сочинения?

4.Теплое летнее солнце.

И в заключении мы должны сказать о любви художника к картине, ведь он так точно изобразил природу.

Как можно назвать эту часть сочинения?

5.Любовь художника к природе.

Кто попробует рассказать по первому пункту плана.

На картине Ивана Шишкина "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовой роще. Скорее всего, это опушка леса. Так как солнце очень яркое.

Мощные, развесистые дубы, вековые свидетели, которые поражают своим могуществом и спокойствием. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.
- Маленькие, нежные цветочки кажутся еще меньше и беззащитнее рядом с огромными деревьями, но все равно от этого на картине не теряют своей красоты

Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о лете.
-Вся красота и точность с которой художник передал нам природу дубовой рощи, говорит о том, что Шишкин любил природу и мог передать эту любовь на картине.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видео фрагмент и если вдруг вы, где ни - будь когда, ни -будь, встретите картины Ивана Шишкина, то сможете их отличить, а может быть даже вспомните названия.

( Видео фрагмент о картинах Шишкина )

Итог урока. Рефлексия.

С картиной какого художника мы сегодня познакомились?

(И. Шишкин «Дубовая роща»)

Какие картины писал Иван Шишкин? (Картины о природе.Пейзажи)

Домашнее задание: Найти фамилии художников, которые тоже, как И.И.Шишкин рисовал природу.

Нельзя посчитать, сколько прекрасных творений написано в любви и преданности Родине. Эта тема высветлена в творчестве великого русского художника, что подняло пейзажное направление на недосягаемую высь. Каждая его картина говорит зрителю о том, какая прекрасная, широкая и раздольная наша страна.

Даже запечатленные на полотнах луга и равнины, опушки леса и перелесков поражают вас необычной радугой красок из дальних экзотических стран. Они во много раз милее нашему уму, потому что Отчизна - это самое дорогое, что бывает у людей, ведь здесь же находится родной дом, близкие люди, здесь мы умеем любить, радоваться и печалиться.

Каждый из вас стоит в этой жизни на избранном пути, то же относится и к художникам, которые определяют область применения своего таланта. И.Шишкиным сделан свой выбор в училище живописи, так как ничто не привлекает его так сильно, как картина природы, а поэтому в своих пейзажах он вкладывает всю свою любовь к краю, поражавшего глубиной чистоты его коллег и наших современников.

И не стоит дивиться тому, что художник в одном запечатлевает в своих картинах старца, лицо которого с глубокими морщинами от прожитых лет, даря взамен опытность и мудрость, а в другом с той же страстью изображает растительное царство, где исполины много повидали на своем веку.

Известно то, что дубы живут весьма долго, являются некими свидетелями перемены веков и поколений. Однако не нужно искать ту часть дубов-исполинов, которых изобразил вы их не найдете, это скорее собирательность образа, созданного по крохам на основании многолетнего опыта с этюдами.

Интересно то, что от замысла о будущей картине, который возник у живописца и наметился в первом пейзаже, до воплощения в реальность прошел промежуток времени в 30 лет.

Картине «Дубовая роща» предначертано было появиться в 1887 году, когда ее автор ее уже постиг творческой зрелости, и поэтому он сумел воссоздать монументальное произведение, поразившее зрителей тщательностью проработки до мельчайшей детали.

Сказать, что на полотне изображен летний денек, значит, ничего не сказать. Картину художник буквально соткал из тепла и света, ведь ярко освещаются стволы могучих дубов, солнечные лучи проскальзывают по траве.

При взгляде на картину душа зрителя наполняется жизненной энергией, красотой и гармонией. Вас манит прохлада леса, хочется сесть на сочной зеленой траве под одним из дубов и слушать шелест зеленых листьев, повествующих о минувшем событии, свидетелями которого они были в растительном мире.

Время наградило кору деревьев сеткой морщин, некоторые места ее пересекают трещины, отдельные ветки даже усохли, согнувшись. Однако дубы еще полны силы для противостояния буре и невзгоде. Кроны же зеленые и пышные, а значит, проживут еще много сотен лет, предоставляя приют людям в летний полдень.



1887 г., х.м., 125 х 193 см., Государственный музей русского искусства, Киев, Украина

[ дубы, лесной пейзаж, Oak grove ]

Картина Ивана Шишкина "Дубовая роща"

Особенной по атмосфере и настроению является картина, работы потрясающего художника-пейзажиста Ивана Шишкина «Дубовая роща». Полотно написано в 1887 году и в настоящее время хранится в Киевском государственном музее русского искусства.

Пейзаж «Дубовая роща» очень явственный, ощутимый, чувственно-воспринимаемый. Дубы выписаны с потрясающей фактурой, особым образом раскрывающейся в данной световоздушной среде. Свет лежит на деревьях скользящими "пересветами", не прямым световым потоком, а отдельными солнечными просветами с неровным сиянием, что вылепливает объём самих деревьев.

Композиционный строй картины составляет изображение плотной, густо разросшейся и кажущейся исполински возвышенной и необъятной дубовой рощи. Благодаря освещению создаётся особое, немного даже волшебное ощущение, как будто это совсем не реальный лес, а сказочный, таинственно-прекрасный лес, наделённый загадочной сущностью. Создаётся такое впечатление, что сам свет заигрывает с нами, беспокоит и уводит наши мысли, заставляя забыть все возможные печали, окунувшись всецело в бескрайнюю и волшебную красоту и прелесть рощи.

Само изображение дубов получилось крупным, захватывающим наше не только визуальное, но и всё чувственное восприятие, позволяя полностью погрузиться и стать частичкой этого пейзажа, этой чудесной дубовой рощи, такой одновременно похожей на реальность и не похожей; одновременно являющейся частью нашего мира и отчасти заколдованной.

Полотно написано изумительным, характерным для ясной чёткой изобразительной школы девятнадцатого века, «почерком». Всё это усиливает ощущение живого, настоящего пейзажа.

Пейзаж наполнен сильным природным духом, силой и энергией самой природы, летним чистым воздухом и свежестью. Компоновка рисунка напоминает сделанный случайно фотокадр, настолько непосредственным, живым и дышащим теплотой воздуха и красок получился пейзаж.

Волшебную обстановку поддерживают отношения тени и света. Сгустки теней и тёмных, контрастных участков придают полотну биение и пульсацию, совсем как у живого существа.

Ветви у дубов выписаны искривлёнными линиями, что добавляет динамику данному изображению. Дубовая роща смотрится пышно, в ней как будто кипит жизнь, она сама и есть жизнь.

Здесь нет ярких, обманывающе прекрасных красок, здесь только настоящий свет, настоящие краски, искренность самой жизни, вечная и тихая правда природы.

Свет и тень здесь на равных правах, совместно существуя и воплощаясь в разнообразных воплощениях, образах и ассоциациях они и составляют отдельные частицы в целое, в единый, заведомо прекрасный бытийно, реально существующий образ. Свет и тень - это и многоцветные пейзажи, и графичные образы, и лёгкие небрежные этюдные работы. Рисовать самим светом, и так его тонко чувствовать и ощущать его малейшие изменения и перепады могут лишь истинные, гениальные творцы, чувствующие не только, как правильно действовать кистью, но и умеющие увидеть главное в жизни и верно передать это видение и понимание мира через свои живописные произведения.

«Дубовая роща» - это сердце всей русской природы. И это сердце большое, прекрасное и чистое, от него исходит тепло и струится жизнь, оно никогда неизбудет. Если есть русская природа - значит есть и наша жизнь, значит всё ещё продолжается, продолжает дуть ветер, светить солнце, продолжает расти и разрастаться чудесная дубовая роща.

Леушина Ольга, 2013 г.

Загружено: VolkovaMarina

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Невозможно подсчитать, сколько прекрасных произведений – песен, рассказов, стихов написано о любви к Родине. Этой теме посвящено и творчество величайшего русского художника – И.И. Шишкина, поднявшего пейзажную живопись на недосягаемую высоту. Каждое его полотно рассказывает зрителю о том, как прекрасна, широка и раздольна родная страна, и хотя запечатленные на картинах луга и поля, опушки и перелески не поражают нас феерической радугой красок далеких экзотических стран, они во сто крат милее нашему сердцу, потому что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, ведь здесь находится наш дом, самые близкие люди, тут мы пускаем свои корни, любим, радуемся и печалимся.

Деревья как люди

Каждый из нас идет в этой жизни по избранному пути, то же относится и к творческим людям, которые определяют для себя область приложения своего таланта. Шишкин сделал свой выбор еще в училище живописи, поскольку ничто не привлекало его с такой силой, как картины природы, а потому в свои пейзажи он вкладывал всю любовь к родному краю, поражавшую глубиной и чистотой не только его соотечественников, но и наших современников.

И стоит ли удивляться, что один художник запечатлевает на своих полотнах старца, лицо которого избороздили глубокими морщинами прожитые годы, подарив взамен опыт и мудрость, а другой с такой же страстью изображает исполинов растительного царства, много повидавших на своем веку?

Под сенью дубовой рощи

Всем известно, что дубы живут долго, являясь немыми свидетелями смены веков и поколений. Однако не стоит искать ту самую группу дубов-исполинов, которые запечатлены на картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» - вы их не найдете, ведь это скорее собирательный образ, созданный по крупицам на основании кропотливой многолетней работы с этюдами.

Интересно, что замысел будущей картины, возникший у живописца и намеченный в первом пейзаже, отделяет от воплощения промежуток длиной в 30 лет! Но, видимо, картине «Дубовая роща» суждено было появиться на свет лишь в 1887 году, когда и автор ее уже достиг творческой зрелости, а потому сумел создать поистине монументальное полотно, поражающее зрителя тщательной проработкой мельчайших деталей.

Сказать, что на картине изображен солнечный летний день, значит, не сказать ничего, ведь она буквально соткана из тепла и света, им лучится все вокруг – ярко освещены стволы могучих великанов, солнечные пятна проглядывают в траве. При взгляде на полотно душу зрителя наполняет жизнеутверждающая энергия красоты и гармонии. Нас манит своей прохладой лес, хочется присесть на сочную зеленую траву под одним из красавцев-дубов и слушать шелест зеленой листвы, повествующей о давно минувших событиях, свидетелями которых были эти крепкие старцы растительного мира. Время избороздило кору дубов сетью морщин, в некоторых местах ее пересекают даже глубокие трещины, отдельные ветви уже усохли, причудливо изогнувшись, но великаны еще полны сил, чтобы противостоять бурям и невзгодам. Кроны их все так же зелены и пышны, а значит, проживут они еще не одну сотню лет, давая приют всему живому в жаркий летний полдень.