Радоваться вместе с найком борзовым. Интервью найк борзов Борзов интервью

9 октября гостем утреннего шоу «Подъёмники» стал Найк Борзов. Если лень читать — ниже можно послушать аудиоверсию интервью.

14 октября альбому «Головоломка» исполняется 20 лет и по этому случаю будет концерт. Найк, расскажи, что там будет?

Там будет концерт. Я буду играть – а вы будете слушать. Я сыграю альбом «Головоломка» полностью. Ну, и добавится несколько треков с других моих альбомов. Включая пару треков, которые я никогда не играл на концертах. Например, из альбома «Закрыто» 1994 года будет сыграна песня, которая ни разу не исполнялась в связи с тем, что в оригинале она длится 11-12 минут и в принципе, не каждый это может выдержать. Но в этот раз я решил, что неважно – пусть будет.

Скажи Найк к слову о хронометраже. А у тебя есть какой-то стандарт? Ты вот когда записываешь песню – ты пытаешься уместиться в какой-то хронометраж или для тебя это неважно?

Сейчас человечество пришло к 30 секундам. Буквально недавно, лет 10 назад – это еще было 2 минуты с копейками внимания и восприятия чего-то нового у человека. А сейчас это 30 секунд. Поэтому мы живем в такое время превью, то есть в первые 30 секунд нужно засунуть что-то такое, что зацепит человека, и он будет продолжать смотреть видео, либо слушать музыку. А я, честно говоря, очень люблю длинные пространственные вещи. Желательно с каким-нибудь вступлением, с драматургией, со всеми пирогами. Ну, и как сказать – не то чтобы я не заморачиваюсь. Конечно, специально я не делаю, чтобы песню растянуть или сделать ее длинней, либо наоборот выкинуть какие-то куплеты. Но со многими вещами, уже после записи – я могу поступить очень жестоко. Их полностью порезать и сократить.

Соцсети у меня есть – на своих личных я пишу сам, а на официальных пишет пресс-атташе. А что касается критики в соцсетях – я понимаю людей. Людям нечего делать и, собственно говоря, самоутверждение, еще какие-то комплексы – я отношусь совершенно спокойно. Если это конструктивно, действительно человек объясняет свою точку зрения, как-то мотивирует – то это нормально. Даже интересно почитать. А когда это «пошел ты туда-то» или «идиот», то это, как говорится – «кто обзывается, тот сам так и называется».

На НАШ мобильный портал пришло много вопросов – например: «Найк, если бы вы были дверью, то куда бы вы вели?».

В светлое будущее!

А как ты вообще относишься к таким вопросам? Они для тебя из области философии или человек просто умничает? Хотел бы ты избегать таких вопросов?

По-разному бывает. Не часто, но бывает, когда я собираю в своих соцсетях вопросы от людей, которые они хотели бы мне задать. Отвечаю на них и делаю такие передачки условно. В видео формате. И бывают очень интересные. Один вопрос мне даже помог дописать новую песню. То есть был задан вопрос, и вытекающий ответ меня натолкнул на две фразы, которые я использовал в песне, которых мне очень долгое время не хватало. То есть у меня была написана песня, и вот было два пустых пробела. Вот этих фраз не хватало.

Была очень похожая история в одной из серий «Доктора Хауса». Ты, кстати, сериалы смотришь или считаешь это пустой тратой времени?

Да нет, почему? Бывает! Сериалы даже удобней – потому что бывает, когда ты приезжаешь домой или в гостиницу с концерта – и у тебя минут 15 прежде чем тебя вырубает. И вот эти маленькие серии, ты не зависаешь на 2,5 часа, как фильм какой-нибудь. И тебя это не увлекает особо сильно и ты можешь уснуть через 20-25 минут. Мне это нравится.

А что из последнего смотрел?

Мне очень понравился сериал «Американские боги». Забавный. И он прям по книге сделан. Вот вышел новый Star Trek: Discovery. Там пара серий – очень неплохо. Начало войны с клингонами. У нас с дочерью, ну не то чтобы конфликт, но она за «Звездные войны», а я за Star Trek.

А сколько вашей дочери лет? Вы понимаете друг друга?

Нет-нет. Мы совершенно на одной волне. Никаких напрягов (тьфу-тьфу-тьфу) с переходным возрастом нет, хотя он присутствует.

А какую музыку она слушает?

Она увлечена именно музыкой. Поэтому такой дури чем бы заняться и прочее у нее нет. Она очень любит петь и поет круто. Она случает в основном девочек – Уитни Хьюстон, Ариана Гранде. Таких, у которых очень широкий диапазон и у которых много мелизматики, скажем так. Ей нравится петь именно такие песни. И вот недавно запала даже на парочку моих вещей. Все время ходит, поет. И я даже хочу сделать более современные аранжировки, чтобы она спела. Ей на день рождения, которое было 27 сентября, я подарил микрофон крутой. Теперь она как настоящий профессиональный вокалист со своим микрофоном.

Мы сегодня говорили о прошедших выходных – была хорошая погода, за окном настоящая осень. Скажи, а вот как на тебя влияет это время года?

Чудесно! Я сейчас сижу в студии – пишут новый альбом. Много песен пишу. Я даже в свитере сегодня фанатском пришел. У меня тут все осенние цвета практически. Мне очень нравится это время года. Ну, это как тоталитаризм, грубо говоря, появляется очень мощное андеграундное искусство, развивается где-то в подполье. И так же и осень – внутри человека провоцирует какой-то подъём даже. Потому что мы еще живы и так далее. Есть что-то в этом прекрасное, и я очень люблю осень.

А любите ли вы книги и что последнее читали?

Да, вот книги я люблю читать больше, чем смотреть сериалы. Сейчас я читаю трехтомник – автора зовут Николай Губенков. В принципе он совершенно неизвестный автор. Сам автор мне эти книги свои подарил. Так-то он каскадер. Жанр книги – это соединение реальности и вымысла. Какой-то такой сюрреализм и психоделия. Плюс еще замесы на всяких мифических и мистических заморочках. Забавный замес, мне очень понравилось, и я сейчас взахлеб читаю. У меня тут было время, когда нечего было делать. Я поехал отдыхать, и у меня прям опять появилась любовь к чтению. Не то, что появилось время, обычно ты садишься в самолет, успеваешь прочитать три-четыре страницы и самолет уже сел, либо вырубило тебя. А здесь прям с удовольствием и хорошая книга. Она называется «Аннунак».

А где ты отдыхал?

Я отдыхал на Черноморском побережье, скажем так. Я особо не купаюсь. Почему-то в последнее время мне не очень нравится в море купаться. Вот в океане мне нравится, а в море даже входить не хочется. Плюс еще много слухов о том, что все очень плохо с людьми после купания. И я как-то так решил, что я лучше книжечку почитаю, чем буду придаваться вот этому всеобщему курортному угару.

Найк, а как вы относитесь к брендам? Телефоны, одежда и прочее?

В принципе, ровно. Мне нравится, конечно, iPhone в отличие от Android тем, что в него вирусы не попадают, он простой и удобный. Не надо заморачиваться с этим программным обеспечением. То есть это с чистой точки зрения удобства. Поэтому я покупаю себе такой телефон. Но сейчас я вообще нахожусь в оригинале – я сейчас хожу со старой кнопочной Nokia. Я когда путешествую по миру – там постоянно нужно покупать местные телефоны с местными сим-картами. У меня вот дома просто коробка с этими телефонами, и я просто беру себе телефон по цвету. Исходя из обуви или пальто, и вот под цвет одежды подбираю себе телефон и вставляю в него симку.

В твоем репертуаре есть песни, благодаря которым ты стал массово популярен – я сейчас про «Три слова» и «Лошадку». Ты не устал их исполнять?

У меня в принципе немало известных и популярных песен – поэтому я иногда что-то убираю, что-то вставляю. Иногда забываю что-то вставить, и мне напоминают. «Лошадка» и «Три слова» присутствуют практически во всех концертах. Где-то даже не исполняю «Три слова» и никто на это не обращает внимания.
Было ли такое, что тебя приглашают на «заказник» и просят спеть ту же «Лошадку» три раза подряд и все?
У меня такого не было. Но, наверное, это часто бывает у других исполнителей. Я даже видел, это было начало или середина нулевых, и я не помню, как называется группа – песня про батарейку. Был концерт – сборная солянка и весь зал скандировал: «Батарейка! Батарейка!». И они решили, что будут весь свой сет петь эту песню, и они исполнили ее раз семь или восемь. Даже я запомнил ее.

А как ты относишься к кавер-группам?

Найк, вы сыграли Курта Кобейна в спектакле. Хотели бы Вы повторить этот опыт и кого бы вы сыграли сейчас?

Да, было дело, играл в спектакле. В принципе, опыт понравился, но продолжать эту историю, сейчас по крайней мере – я не планирую. Сейчас мне нравится писать музыку, записывать ее, играть концерты. Но действительно – игра в театре мне понравилась больше, чем сниматься в кино. Потому что это все происходит здесь и сейчас, у тебя нет возможности переснять десять раз свою эмоцию. Ты вот как выходишь на сцену … Это похоже на концерт – ты выходишь и обо всем забываешь. Погружаешься в это состояние, в эту роль или еще что-то. И выныриваешь только в конце – по прошествии полутора-двух часов. И это здорово! И вот эти вот поклоны, когда ты ходишь от края сцены к началу. Да и сам спектакль был интересный. Юра (прим. редакции: Юрий Грымов) его так построил. Так интересно, конструктивно, авангардно. То есть весь второй акт, мы играли вообще в пене, которая заполняла всю сцену и с этой пеной взаимодействовали. У нас даже пена исполняла роли ребенка. Там было непонятно где все происходит – то есть из одного состояние в другое, из другого в третье. Сам спектакль мне очень понравился – я его смотрел. Он есть снятый на видео и как-то был момент, что-то мы там монтировали. В 2010 году у меня вышел вместе с альбомом «Изнутри» маленький автофильм, который называется «Наблюдатель» и вот в него я вставил небольшой кусок из этой «Нирваны» и просмотрел весь спектакль. И реально вставил очень круто и интересно.

А ты как-то готовился к роли?

Ну, конечно. Меня снабдили литературой и дали кучу дисков и кассет с его документалистикой. Я ознакомился, конечно, но и до этого я знал, что- то о самой группе, вернее о музыке этой группы. Мне очень нравился альбом In Utero. По-моему 1993 год и по-моему последний из альбом.

Спасибо большое, что пришел, Найк. И до встречи на концерте в «тоннах».

Рецепты на каждый день

Рецепты со всего мира

С того на этот берег

Найк Борзов и почти космическая одиссея по творчеству музыканта во всех его проявлениях.

Автор и исполнитель песен Найк Борзов — желанный гость в Краснодаре. Да и ему, кажется, у нас нравится: был с концертами дважды в прошлом году, один из которых — в рамках тура «45 лет в космосе», и планирует следующий осенью-2018. В ожидании выступления мы и поговорили о вкусе к творчеству в земных и космических масштабах.

О названии тура

«Космос — сложная и огромная структура. Никто даже не замечает, существуем мы или нет. Наши история, заслуги и достижения, регалии и ордена не имеют значения. Но при этом сама жизнь складывается из, казалось бы, незначимых мелочей. Так что для меня космос — гармония всего вокруг. Поэтому я решил обозначить таким сложным понятием большой тур, в котором играл лучшее из написанного на протяжении жизни».

Считается, что космос бесконечен, но у него есть начало. Поговорим о начале вашей истории. Родители разделяли культуру хиппи, мама увлекалась духовными практиками, папа был музыкантом. Все так?

Да, дома всегда был какой-то праздник, все цветное, яркие краски, музыка странная, не та, что звучала тогда по телевизору. Но были в этом, конечно же, и минусы. Помню, как еще ребенком в очередной раз сидел в такой компании, мне дико хотелось посмотреть продолжение мультфильма в передаче «Спокойной ночи, малыши», а телевизор находился в комнате, где шла вечеринка. Было так шумно и дымно, что я не мог посмотреть мультфильм. До сих пор помню тот момент и другие подобные. Но в целом было весело. И люди собирались творческие: художники, скульпторы, музыканты. Последних было особенно много из-за пристрастия родителей к музыке.

Какой инструмент вы освоили первым?

Акустическую гитару. Мне нравилось звучание. Мама рассказывала, что я еще ходить не умел, но уже перебирал струны отцовской гитары. Подползал, ложился ухом на деку и бренчал «ми-си-соль-ре-ля-ми». Эта вибрация завораживала. До сих пор, когда играю на гитаре, часто прикладываю к ней голову — послушать. Мне нравится, как тело с инструментом входят в резонанс: идеи и энергии сплетаются, создавая нечто органичное.

Знаменитая песня «Лошадка» была написана Найком в 1993 году, записана — в 1997-м, а в 2000-м прославила автора на всю страну, буквально сделала из андерграундного исполнителя представителя мейнстрима.

Когда вы почувствовали себя музыкантом?

Не отмечаю таких моментов. Предпочитаю думать, что музыка была со мной всегда и я — всегда в музыке. Это естественное состояние.

Найк Борзов был участником музыкальных групп «Бобры-мутанты», Killer Honda, «Гравитационная сингулярность».
В 2003 году играл роль Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова «Нирвана». Озвучил книгу Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и написал к ней саундтрек.

Было время, когда вы пропали с телеэкранов на 8 лет. Не каждый артист может позволить себе такой перерыв, а после вернуться и вновь стать популярным. В чем секрет?

Может в том, что песни красивые пишу? (Смеется.)

Однозначно. И все-таки?

В том, что я не пропадал. Меня не было в теле- и радиоэфире, но я осваивал интернет, который в нулевых у музыкантов не был популярен. Был занят проектами, имевшими к коммерции или мейнстриму отдаленное отношение. Можно ли считать это исчезновением? В каком-то смысле — да. Как уйти и потом вернуться, сохранив популярность? Вот уж не знаю. Видимо, надо писать качественные композиции. А я этим и занимаюсь, даже когда работаю в как бы несвойственном мне, по мнению большинства, «психоделик-трансе».

О закромах и сусеках

«В 1980-х я расписал в нескольких тетрадях по
96 листов свою карьеру, дискографию, песни буквально по годам, вплоть до 2000-го. Каждый альбом составлял от 8 до 20 песен, если двойная пластинка намечалась. Что-то оттуда иногда вспоминаю и даже думаю собрать сборник из песен, написанных до 1990-х годов. Это как тетрадка с рецептами, которые собираешь, чтобы потом что-нибудь приготовить. Из того же периода — акустический альбом «Диалог со стеной», я его нигде не выкладывал. Может быть, когда меня не станет, его найдут и издадут».

Это было временное увлечение?

В космосе нет ничего постоянного и вечного: ни проектов, ни людей. Если проект завораживает, то не думаешь о времени, просто наслаждаешься моментом. В целом я живу настоящим. Бывает, строю планы, фантазирую. Прошлое воспринимаю как некую цепь связанных событий. У меня очень много нитей с прошлым. Часто в схожих ситуациях обращаюсь к себе тому, каким был когда-то, и уже с высоты прошедших лет и опыта делаю выводы. Но все-таки жить мне нравится здесь и сейчас.

«Сейчас максимум времени уходит на запись нового альбома. Рассчитываю им порадовать в конце этого года или в начале следующего. Параллельно с записью готовых песен пишу новые, но определенной концепции пока нет. Каждый момент все может измениться. Пока это — конструктор».

Какой проект считаете наиболее значимым в карьере?

Сольное творчество. Оно началось раньше «Инфекции» и прочих групп, большая часть которых — для развлечения. Это как, скажем, когда ешь здоровую еду или сидишь на диете, а потом съедаешь что-нибудь дико вредное, но чуть-чуть. Проекты все разные, непохожие на то, что я делаю как сольный исполнитель. И от этого еще интереснее.

В 14 лет, в 1986 году, Найк Борзов создал музыкальную группу «Инфекция», которая была известна как первый в Советском Союзе проект в стиле треш-панк.

Разнообразие необходимо — как в питании, чтобы не приедалось. Или как командировки, когда начинаешь скучать по людям, от которых уехал. Но, признаю, 8 лет — слишком большая пауза. Повторять не буду.

11 студийных альбомов у Найка Борзова вышли с 1992 года. Самый свежий релиз — «Кислотный бог» — в 2018 году.


Кстати, мы недавно с удивлением узнали, что вы принимали участие в кулинарных программах на телевидении. Какие у вас отношения с едой?

Очень теплые. Мы любим друг друга. Питание важно. Ты — то, что и как ты ешь. Этот закон работает.

А какие воспоминания о еде наиболее теплые?

О пельменях моей бабушки. Они были потрясающими. После того как она умерла, пельмени я не ем, потому что такого вкуса больше не встречал и такого кайфа от этого блюда не получал. Еще мандарины и, пожалуй, советская жвачка — кофейная, апельсиновая, мятная. Мы скидывались с друзьями и покупали на несколько человек одну пачку. Иногда доставалось по половинке каждому, иногда — по целой.

Как ваши вкусовые пристрастия отражены в райдере?

Там прописаны простые правила, адекватные для здоровья музыканта. Частые переезды, смена продуктов и воды — организм находится в определенном стрессе из-за этого. Поэтому правильное питание — часть контракта. На гастролях у нас с едой все в порядке. Мы не питаемся комплексными обедами, не едим в забегаловках, не перекусываем на ходу.

Но ведь наверняка так было не всегда. Каким было питание в период молодости, пика популярности и затяжных гастролей?

Да, не всегда. Лет 20 назад во время гастролей мог и вовсе остаться без ужина. Организаторы фестивалей, в которых я участвовал, случалось, пропадали сразу после выступления. Да и о здоровом питании тогда особо не задумывались.

Раньше у меня была традиция: приезжая в Питер, съедать шаверму на вокзале. Там был ларек, в котором продавали лучшую шаверму в городе. Ел ее каждый раз там во время гастролей. А потом подсел на солянку.

И однажды, в том же Питере, куда приехал просто к друзьям в гости, я ее переел. Вот буквально до дичайшей изжоги. После этого солянку больше не ем.

Шавермой называют шаурму чаще всего именно
в Санкт-Петербурге. На деле это одно и то же блюдо. Классика арабской кухни — мясо (предпочтительно курятина, баранина или говядина), овощи и соус, завернутые в тонкий лаваш. Но варианты могут быть разные: вегетарианская, грибная, сладкая, например фруктовая или с шоколадной пастой. Возможны эксперименты не только с начинкой — вместо тонкого лаваша может быть пита. Ближайшие «родственники»: турецкий донер, мексиканская энчилада, греческий гиро.

В противовес фастфуду мне сегодня ближе философия здорового, разнообразного и полезного питания. И за это я должен сказать спасибо моей жене. Вот уже лет десять как сбалансированное здоровое питание — часть моей жизни. Она удивительно легко все настроила и внедрила, так что теперь это для меня естественно.

«Везде, где бываю, ем томатный суп на овощном бульоне. Вообще, частенько становлюсь на какое-то время фанатом конкретных блюд. Как когда-то — шавермы и солянки. Сегодня это — томатный суп».

Холодный томатный суп гаспачо в рамках испанской кулинарной традиции отлично насыщает жарким летним днем и при этом утоляет жажду. Благодаря простой основе и легкому приготовлению с этим блюдом любят экспериментировать на профессиональных и домашних кухнях. Красный гаспачо начали готовить только пару веков назад, когда в Европе появились томаты. Для классического томатного супа используют черствый хлеб, томаты, огурцы, сладкий перец, уксус, соль, оливковое масло и зелень.

Увлечение здоровой едой — это часть превращения из плохого парня в хорошего? Кефир и смузи не вписываются в образ рок-музыканта. Или этот стереотип устарел?

Я всегда был хорошим парнем (смеется). Старался, по крайней мере. И вовремя понял, что совсем не хочу умереть молодым. Никому не нужны эксперименты над собой, которые могут плохо кончиться. Важно учиться и на чужих ошибках, а не только на своих. Для меня мода на алкоголь и прочие рок-н-ролльные стереотипы сейчас неинтересны и устарели, на мой взгляд.

Существует ли сегодня понятие «русский рок »? По крайней мере, ваше имя часто с ним связывают.

Да, он есть. Радиостанция «Наше радио» сегодня крутит русский рок. Но я бы не стал рассуждать на тему, какой он, чтобы никого не обидеть. Ассоциирую ли я себя с ним? Ну разве что с позиции: я русский и играю рок-музыку.

Музыка идеально передает чувства. А способна ли на это еда? Что из блюд для вас воплощает страсть, что — нежность, а что — слабость?

Сложный вопрос. Слабость, наверное, фастфуд. Иногда хочется, и ты поддаешься слабости. Ну и фастфуд бывает разный, конечно. Например, в Греции совсем не высокая кухня, а мне нравятся их закуски, дзадзыки, хлеб — вкусно, и это слабость, да.

Страсть, это когда блюдо в ресторане выглядит так, что понимаешь: повар, который его готовил, такой же художник, музыкант, как и ты. Недавно мы были в Уфе и после выступления ужинали в ресторане. Каждое блюдо там было как произведение искусства — и по вкусу, и по оформлению. Мы чуть пальцы не съели, а потом попросили выйти к нам шеф-повара, чтобы поблагодарить. Такая еда — страсть. А нежность — это то, что готовит моя жена.

Есть любимое место или традиции, связанные с семейным обедом? Где любите обедать с супругой?

Если говорить о ресторанах, мы постоянно ищем новые места, просим рекомендации у друзей, смотрим и читаем рецензии или проезжаем мимо и решаем, куда сходить сейчас или через какое-то время. А дома, как правило, вместе едим только один раз — обедаем или ужинаем. Чаще встречаться за столом график не позволяет. Бывает, ем и на ходу, есть такой грешок.

Коснулось ли вас увлечение , продуктами с чудо-свойствами?

Да, бывает такое у нас в меню. Моя жена — фанат этих полезных заморочек. Если бы не она, я бы и не знал об их существовании.

Отличная физическая форма — это генетический подарок или результат усилий?

И то и другое. И генетика хорошая, и усилия все-таки прикладывать приходится. В первую очередь, конечно, нужно думать о том, что и сколько ешь.


В современной гастрономии есть понятие «комфорт-фуд » (comfort food). Простая и привычная еда для поднятия настроения, то, что всегда радует. У вас есть такая? Поделитесь, пожалуйста, рецептом.

Да, есть. Берете кабачок, половинку, например. И много зелени — петрушку, укроп, лук репчатый по вкусу. Чеснока зубчик. Все это нарезаете произвольно и закидываете в блендер, наливаете туда же литр кефира. Соль, перец — не много. И доводите до однородной массы. Смузи или огородный коктейль — как хотите, называйте. И бодрит, и есть не хочется долго после него, и можно много выпить. Не грузит. Отлично подойдет хоть на завтрак, хоть на ужин. В любое время года.

Можно как раз под вашу музыку.

Да. Под что-нибудь веселое. Попробуйте под «Верхом на звезде», «Три слова» или «День как день». Должно понравиться.

Сайт: naikborzov.com

Подготовила Ирина Дибижева

Rock Cult : После записи альбома Заноза ты не выпускал сольных работ 8 лет. Испытывал ли ты новые ощущения при создании альбома Изнутри?

Найк Борзов : Да нет. Но я решил попробовать новую для себя студию, и мне она понравилась. Я записал там три пластинки: Изнутри 2010-го, Везде И Нигде 2014-го и Молекула 2016-го. А перерыв был действительно большим, потому что надо мне было понять, что я хочу дальше делать и как я хочу это делать. Плюс у меня было много других дел: дочка родилась, в театре поиграл, аудиокниги озвучивал.

Одним словом, это был андеграундный период. Я создавал проекты, которые не вписывались в пространство мейнстрима нулевых годов с бесконечными Фабриками Звёзд и прочим трэшем. Но как только я понял, что ничего хорошего не происходит и музыки хорошей никто не делает, решил записать альбом Изнутри , который, по большому счёту, тоже стал культовым.

Rock Cult : Ты был одним из немногих рок-музыкантов России, которых показывали по MTV. Но потом MTV стало узкопрофильным и стало показывать, как ты выразился ранее, трэш, потом оно вовсе перестало быть музыкальным телевидением и стало телеканалом Пятница. Нет ностальгии по былым временам?

Найк : Мы сейчас с тобой на примере канала MTV проследили историю нашей страны: как за эти 16 лет мы пришли к вечной пятнице. Всем плевать на всё, лишь бы только угорать и ни о чём не думать. В нашей стране народ раскачан так, что процентов семьдесят готовы бегом броситься в бой. Ну, после того, как допьют пивасик, конечно же. А ностальгии по MTV нет, однако, чувствуется отсутствие музыкальных каналов, которые бы крутили нормальную музыку. Но я телевизор не смотрю и тогда не смотрел. Помню, однажды в 80-90-х посмотрел зарубежное MTV. Вот там ставили нечто прекрасное. Целую ночь крутили андеграунд – Sonic Youth, My Bloody Valentine, а в следующий раз целый вечер крутили блэк-металл. В эфире находилось место разной музыке. А теперь мы получаем либо силиконовые сиськи, либо приторных мальчиков с какими-то фрикаделическими фенечками. И всё. Включи любой музыкальный канал — там одни п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Может быть дело в том, что сейчас все превратилось в низкопробный поп?

Найк : Ну, я и говорю – п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Некоторые любят вспоминать, что рок — музыка протестная. Как ты считаешь, неужели всем рок-музыкантам на роду написано вести авантюрный образ жизни и пихать в себя что попало — от таблеток до самогона?

Найк : Это условно то же самое, что ребёнок должен раскручивать кармические узлы своих родителей. То есть родители навешивают на своих детей всё то, что они не смогли в своей жизни реализовать, и ребёнок живёт не своей жизнью. Я считаю, что это неправильно. А рок сегодня абсолютно беззубый. Постоянно об этом слушая, мне пришла в голову идея записать альбом социального рока, который я выпустил в этом году с группой Инфекция. Пластинка о том, что происходит сейчас в обществе и к чему мы пришли за счёт своего легкомыслия. Остро, красиво и музыкально — вот, пожалуйста, не беззубый рок.


Rock Cult : Если воспринимать Инфекцию как первую твою группу, судя по сольному творчеству можно сказать, что ты стал намного спокойнее?

Найк : Инфекция — не первая моя группа. Это Википедия отмечает 30 лет моей творческой деятельности. Можете верить ей, мне всё равно. До Инфекции у меня была одна романтическо-некрофилическая история, которая длилась чёрт знает сколько лет. В 84-м году я записал акустический альбом Диалог со стеной . У меня даже записи моих концертов до Инфекции сохранились, но я их пока не выкладывал нигде. Тем не менее записи очень смешные. Возможно, что среди них даже шлягеры есть.

Rock Cult : В какой-то рецензии было также сказано, что та же пресловутая Лошадка была сочинена в формате Инфекции, потом переписана и перезаписана для сольного проекта.

Найк : Я её просто вставил в альбом Инфекции, а до этого она года три лежала в черновиках, и я на неё даже внимания не обращал. Написана эта песня где-то в 1993-м году, первый раз она вышла на юбилейном альбоме в честь 10-летия группы Инфекция. Я его записал один, сам играл на всех инструментах. Альбом называется Возьми Свою Суку На Руки . И когда Лошадку стали крутить в Питере по радио, я понял, что песня крутая. Многие друзья говорили, что надо её в сольник вставить, а я как раз записывал альбом Головоломка и решил сделать более акустическую версию, которая начала крутиться на всех радиостанциях. А в 2000-м я её перезаписал в том виде, в котором её знает страна.

Rock Cult : А чем спровоцировано такое творчество, которое представлено в Инфекции? Это попытка быть похожим на своих отвязных кумиров, или ты хотел что-то сказать?

Найк : Вообще ничего не хотел говорить. Это всегда был прикол. Моя мама очень любит литературу, Пушкин — её любимый поэт. И вся его срамная лирика была мне очень хорошо известна с детства. В моей семье никто не ограничивал себя в подобной лексике, и в один момент мы с друзьями очень увлеклись этой срамной лирикой. Саня Лаэртский со своим Волосатым Стеклом матерился, Летов и Гражданская Оборона тоже. Я подумал, что это прикольно. Так мы на кривых гитарах и писали альбомы Инфекции на магнитофон. Просто так, ни для чего. Записали альбом, послушали его пару раз, дали послушать паре друзей и прямо на эту же катушку записали следующий.

Rock Cult : В последнее время набирает обороты российская андеграундная сцена. Ты себя с ними ассоциируешь?

Найк : Да я себя вообще ни с кем не ассоциирую. Я не люблю субкультуры, и участия в них не принимаю. Но мне нравится за этим наблюдать. Круто, что появляется нео-психоделическая волна, и что эти ребята увлекаются музыкой современных направлений, которая нравится и мне. Там, конечно, пока всё содрано с других артистов и своего ничего нет, но я уверен, что даже из тех групп, которых мы называли хипстерами, появится что-нибудь интересное и самобытное. Например, первый альбом Blur записан в типичном стиле манчестерской волны. Но следующие их работы изменили историю. Альбом 13 я считаю кульминацией творчества Blur, например. На западе это частое явление, а у нас такое – редкость. Но я уверен, что рано или поздно и из нашего андерграунда вырастет нечто самобытное и уникальное, стоящее на собственной планете.



Rock Cult : Философский вопрос: наша солнечная система движется в бесконечной вселенной, а что будет, если на полной скорости она достигнет границы реальности? Солнечная система срикошетит, или будет уничтожена?

Найк : Да при столкновении всему конец придёт, так что об этом бессмысленно думать вообще. Оно, конечно, может отскочить как мячик по каким-нибудь законам физики, но законы физики, которые мы знаем, работают только в пределах нашей планеты. Как только мы вылетаем в атмосферу, сразу же время замедляется. Оно теряет весь смысл и перестаёт быть линейным. Мы воспринимаем лишь крохотную часть реальности, а она более многомерная, чем то, что позволяют нам осознать наши десять процентов мозга.

Rock Cult : Если следовать этой логике, то для познания всей реальности не стоит судить по своим меркам и считать сеья центром вселенной?

Найк : А всех устраивает такая модель поведения.

Rock Cult : Как ты себя чувствуешь в обществе, где такая модель поведения считается нормой и все судят себя по собственному мировоззрению?

Найк : Критические выпады в мою сторону очень забавные. Но последнее время меня ни в чём не обвиняют, потому что я давно всем всё разжевал и в рот положил. Я, можно сказать, пошёл наперекор себе и стал объяснять свои тексты, чем никогда не занимался и не буду заниматься впредь. Объяснять смысл текста песни глупо – всё равно каждый воспринимает его в меру своей испорченности. Каждый воспринимает этот мир таким, каким является сам. Но в принципе и мира-то нет, а есть хаос. И основная задача человека – упорядочить хаос в своей собственной галактике. Если разобраться, то каждый человек является собственной вселенной, богом и дьяволом, и никто ни в чём не виноват. Порядка в хаосе невозможно достигнуть, можно в нём только раствориться. Становясь частью хаоса, ты подчиняешь его себе, и всё. Хотя, это сложно даже осознавать.

Rock Cult : Ты помнишь момент, когда впервые стал сочинять песни?

Найк : Творчеством я занимаюсь с тех пор, когда ещё говорить не умел. Я просто пел, потому что очень люблю музыку, и она была всегда. В детстве я очень любил The Beatles, Jefferson Airplane, Velvet Underground – кстати, одна из моих любимых групп до сих пор. Когда я начал говорить, то выдавал стихами некоторые фразы. А когда научился писать, то начал писать тексты. Так что я не помню, в какой конкретно момент я начал заниматься музыкой. А вот Инфекция — это уже юношеское безумие и максимализм, учитывая, что у нас все песни были про секс, сиськи, насилие, женщин в пьяном виде. Я брал любую фантазию, доводил её до абсурда, и это становилось песней группы Инфекция. Так происходит до сих пор, кстати. В сольном творчестве всё по-другому, там другая концепция, тексты строятся по-другому и по-другому переживаются.



Rock Cult : Инфекция — это не особенно глубоко и духовно осмысленный материал?

Найк : Это как будто я в гости приехал, а там все угарают, и я вписался в коллектив. Но я знаю, что это закончится, я поеду домой, где уже моё сольное творчество. Инфекция – адская вечеринка, где угарают до смерти. Это отдушина такая. Как только материал накапливается, мы записываем альбом. Это может происходить раз в десять лет, а может, и раз в два года.

Rock Cult : Это своего рода психотерапия?

Найк : Есть песни, которые не могут найти отражения в моём сольном творчестве. Но чтобы не убивать их, а давать им жизнь, я делаю разного рода проекты.

Rock Cult : А чем вдохновлено сольное творчество?

Найк : Точно не социумом и не социальными потрясениями. Скорее, это о моих переживаниях и вещах менее реальных, чем то, о чём поёт Инфекция. Не люблю бытописательство.

Rock Cult : Оглядываясь назад, чувствуешь ли ты перемены в себе?

Найк : И да, и нет. В чём-то я остался прежним, и ничего вообще не изменилось, а в чём-то я действительно изменил свои взгляды. Но вдаваться в подробности уже не хочется. Важно сохранить то, что было с тобой с самого начала и не растерять, а преобразовывать накопленный опыт в практические знания для себя современного. Когда ты забываешь свои корни, то ты не имеешь будущего.


12 декабря выходит Ваша новая пластинка «Найк Борзов. Избранное», куда войдут хиты из семи альбомов. Материала немало, расскажите, по какому принципу выбирали, какие именно треки попадут в новый альбом?

Мои менеджеры предложили мне идею, выпустить сборник лучших песен, учитывая, что у меня никогда не было такого сборника и я никогда серьезно на эту тему не задумывался.

Мне всегда импонирует заниматься новым материалом, нежели ворошить старое, но, тем не менее, интерес к этому есть, и когда, мне озвучили это предложение, я подумал, почему бы не сделать этот сборник чем-то более оригинальным, нежели просто набор шлягеров.

И поэтому на сайте мы объявили конкурс, где каждый присылал по три варианта своих любимых песен для этого сборника. И когда начали приходить варианты этих треков, я подумал, что сборник будет отлично назвать «Избранное», учитывая, что его выбрали люди, это избранное людей, которые его будут слушать. И мне кажется это прекрасно.

Связан ли выход этого альбома с ностальгией по прошлому или это своеобразный итог Вашего предыдущего творчества?

Я не воспринимаю это как черту, но что-то в этом есть, что-то, что меня будет отделять от того, что было до этого сборника, и что будет после. Просто сейчас я уже работаю над новым материалом и могу видеть будущее.

В каком формате выйдет новый альбом? Будет ли он еще и на кассетах и виниле?

Мои директора хотят это сделать – выпустить альбом на компакт-кассетах, учитывая, что я сам болел этой идеей совсем недавно, но не по отношению к этому сборнику, а по отношению к своему новому альбому, который называется «Везде и нигде». Но тем менее, сначала, 9 декабря, альбом выйдет на iTunes, к 12 декабря, как раз к концерту в Москве, будет готов двойной CD. И, наверное, где-то после Нового года нас ожидает тройной винил этого альбома.

Откуда черпаете новый материал?

Из воздуха, из мозга, из наблюдений, из всего, что меня наполняет и что меня окружает. В общем-то, всё это становится песнями.

Подходит к концу 2014 год, каким он был для Вас?

В целом, год прошел плодотворно и активно. Мы съездили в тур с альбомом «Везде и нигде», он длился где-то 2,5 месяца. Был большой концерт в Москве, который мы записали и сняли. И сейчас занимаемся монтажом этого концерта, думаю, до Нового года будет готово.

Расскажите, какими еще проектами Вы занимаетесь?

В 2013 году образовалась группа Killer Honda , где я играю на барабанах, пою, сочиняю, в общем, нас трое, у нас коллективное творчество. Это такой гаражный рок, с элементами стонера. Мы записали альбом в 2013 году, выпустили его в интернете и на виниле, сыграли кучу концертов, съездили в Европу, наснимали клипов.

Какие у Вас планы на будущее?

Я и свои клипы снимаю. Вот сейчас идёт работа над клипом на песню из нового альбома «Сейчас и здесь», над которым трудится интернациональная команда: художник — итальянец, режиссёр – украинец и я – русский. Вот такая дружба народов.

Также сейчас работаю над новым акустическим, не буду пока ничего рассказывать – это будет немного другая история, но, думаю, она многим понравится. Мы даже с ребятами придумали новое название для этой темы - этно-техно.

А как вы относитесь к цензуре и ненормативной лексике?

Мне кажется, надо воспитывать в людях внутреннюю цензуру, чувство меры, а не запрещать им что-то делать. А что касается крепких слов, то да, я люблю ругаться. Но не всегда, сейчас, например, не люблю. Стараюсь не использовать этих слов вообще, мне как-то поднадоело, и со всеми матершинными проектами я сейчас завязал. А так, это всегда было весело, тем более, когда начался «ХЗ», люди просто катались под столом от сочетания музыки, текстов, исполнения. Это было забавно и это захватило, конечно, но учитывая, что это не основная моя история, мне все-таки нравится писать песни, которые я всегда писал ещё до «Инфекции» и «ХЗ» и я продолжаю это делать. А вообще, любая фраза, которая преподнесена такими словами, она будет звучать в десять раз крепче, чем если сказать словами обычными, и поэтому, конечно, это не могло не увлечь. У меня мама любительница Пушкина.

А срамной поэзией и Пушкин увлекался, и дружки его того времени.

И у меня всегда были эти пластинки, записи, так что, у меня в семье не было запрещено ругаться матом, и сейчас не запрещено, каждый говорит, как он хочет. Ну, понятное дело, при детях, и при тех, кому это неприятно я ругаться не буду.

А Вы сами, какую музыку слушаете? На концерт какой группы хотели бы сходить?

Сейчас никакую не слушаю, потому что пишу свою. А когда пишу свою, стараюсь не думать о чужой музыке и получать меньше лишней информации извне. А так, понравился новый альбом Роберта Планта. Очень люблю группу Dead Can Dance, Диаманду Галас люблю слушать. На те группы, на которые я хотел сходить, я сходил. Возможно, мне хотелось бы побывать на концертах тех групп, которых уже не существует, вот именно в том составе, который был, когда меня ещё на свете не было.

Вы не считаете нужным создавать себе скандальный образ, привлекать к себе внимание каким-то нестандартным, неординарным имиджем?

У нас фриков полно, а среди кучи фриков нормальный человек уже фрик.

А хотели бы сняться в кино?

Почему бы и нет? Хотел бы. Интересно бы было сыграть каких-то нечеловеческих персонажей, например, Голлума из «Властелина колец» или что-то подобное. Чтобы это было иной формы и содержания.

16 Марта в Школе радио, диджеинга и звукозаписи Umaker прошел открытый паблик-ток с известным музыкантом Найком Борзовым. Уже за полчаса до начала мероприятия было трудно отыскать свободное место. Желающих воочию пообщаться с Найком оказалось довольно много. Главное темой паблик-тока стала, конечно же, грядущая презентация этно-техно альбома “Молекула”. Каждый из присутствующих мог задать музыканту абсолютно любой вопрос. В конце беседы Найк сам выбрал несколько участников с наиболее интересными вопросами и вручил им по диску с автографом. Час пролетел незаметно, и многие еще долго не отпускали музыканта, продолжая спрашивать о чем-то, фотографироваться и благодарить за чудесный атмосферный вечер!

После окончания паблик-тока отзывчивый Найк любезно согласился побеседовать с журналом Eatmusic.

ЕМ: Найк, в декабре 2015 года успешно прошла презентация первой части твоего этно-техно альбома “Молекула”. Уже совсем скоро, 22 апреля, состоится релиз его второй части. Почему решил выпустить их по-отдельности?

Найк Борзов: Привет, Eatmusic! Сейчас выходит весь альбом полностью. А первую часть я воспринимаю так: в момент работы еще не готовую до конца версию альбома кто-то взял и украл из студии, а затем выложил в сеть. Ну, понятное дело, что этот кто-то – я (смеется). Это был такой подарок всем на Новый Год. А теперь эти девять песен я полностью пересвёл, и они будут звучать чуть-чуть иначе, будут отличаться от тех версий, которые уже доступны в сети. Поэтому Вас ждет уже совершенно новый альбом, и он двойной, тут нет частей. Тут есть просто сторона А и сторона В.

ЕМ: Презентация альбома будет проходить в Центральном Доме Художника (концертный зал). Почему ты выбрал столь необычное место?

Найк Борзов: Во-первых, ЦДХ находится не так далеко от Красной площади, так что, сразу после демонстрации в честь Дня Рождения Ленина (22 апреля родился вождь пролетариата) можно отправиться ко мне на концерт (смеется). А вообще, будет совершенно атмосферная обстановка. Найдем время, чтобы и помедитировать, и поплясать, и улететь в неизведанное, не вставая с кресла.

ЕМ: Наверное, и наряды гостей тоже должны быть ососбенными? Для девушек платья в пол, горжетки, бокал шампанского в руке?

Найк Борзов: И в паре с каким-нибудь сказочным карликом обязательно (смеется).

ЕМ: Недавно прошли съемки твоего нового клипа на песню “Ева”. Не секрет, что иногда ты сам выступаешь в роли режиссера и придумываешь сценарии. Что тебя вдохновляет?

Найк Борзов: Честно говоря, я не особо люблю сниматься в клипах. Но если я придумываю идею сам и мне интересно, что из этого получится, тогда я готов даже терпеть все эти бесконечные дубли и моменты ожидания. Для меня в съемках самое сложное – это сидеть и ждать. Это больше всего напрягает, ведь все это время ты просто ничего не делаешь и занимаешься какой-нибудь фигней. Поэтому я и начал сам писать сценарии и снимать. Когда снимаешь по своей идее, тебе всегда нравится в этом участвовать, а когда снимаешься в какой-то ерунде…хотя, у меня таких клипов нет! Это просто было бы мне не интересно.

ЕМ: Если бы ты не стал музыкантом, не вступил на творческий путь, то какой бы могла быть твоя альтернативная жизнь?

Найк Борзов: Я пытался сам свернуть от этого, уйти в какие-то серьезные занятия, например, в профессиональный спорт. Но творчество меня обратно всасывало и не отпускало. И в какой-то момент я просто понял, что это мое, расслабился и перестал сопротивляться.

ЕМ: Кстати, о спорте. Сейчас в тренде вести здоровый образ жизни, все в спортзалах, все качаются. А как ты к этому относишься? Найк и спорт – это две параллели, которым никогда не суждено пересечься? Или, все-таки, есть шанс?

Найк Борзов: Я не занимаюсь спортом. Мне больше близка физкультура, как одна из форм получения удовольствия. Я езжу на велосипеде, поплавать люблю. У меня турник дома висит, подтягиваюсь иногда. Мимо проходил, повисел – сразу отлично себя почувствовал! Еще профессия у меня такая, что приходится часто сидеть, играя на гитаре, или долго стоять, записываясь в студии. Поэтому нужно как-то немного двигаться, позвоночник растягивать. Но я спорт не люблю, потому что это больше из разряда фанатизма, а фанатизм в любом деле – это плохо.

ЕМ: Найк, ты веришь в реинкарнацию?

Найк Борзов: Я надеюсь, что скоро вырвусь уже, наконец, из этого бесконечного круга смертей и перерождений и войду в свою нирвану!

ЕМ: Через пару месяцев у тебя День Рождения (23 мая). Какой бы самый необычный подарок ты хотел получить?

Найк Борзов: Вряд ли мне кто-то такой подарит, поэтому даже озвучивать не буду (улыбается).

ЕМ: Теперь предлагаю тебе поучаствовать в опросе под названием “Если бы я был…”.

…фильмом

Найк Борзов: По эмоциям и по динамике был бы таким, как качели. Только ты привыкаешь к одному состоянию, фигак - резко оно меняется, и ты начинаешь быть совершенно другим, тебя несет совсем в иную сторону. И так бесконечно!

…песней

Найк Борзов: Очень длинной и динамичной. Таким гимном – мантрой, который может играть весь день.

…женщиной

Найк Борзов: Матерью, женой, сестрой…Но я бы, все равно, стал певицей! Однозначно! Это было бы прикольно

…городом

Найк Борзов: Я бы был таким маленьким городом, который только-только приближается к этому статусу, но очень приятным, по-любому

…музыкальным инструментом

Найк Борзов: Очень простым и при этом очень вставляющим. Я даже не знаю, какой такой инструмент должен быть.

ЕМ: Скажи, пожалуйста, несколько слов для читателей журнала Eatmusic.

Найк Борзов: Приглашаю всех на мой концерт. Будет весело, интересно и круто! Будет много абсолютно разных эмоций, как на качелях. Большой концерт (20 песен), большой состав, все очень классные, красивые и добрые, а музыка – светлая. А главное напоминание о моем концерте – День Рождения Ленина. Как только поймете, что этот день настал, значит вечером надо идти на концерт Найка Борзова!

ЕМ: Спасибо за интервью!