Качество личности честолюбие что такое честолюбие. Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов

, знания или власть . В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие - предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

Восприятие честолюбия

В христианстве

По Канту

Психологическая и педагогическая перспектива

В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация . В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности , выносливость и трудолюбие .

Честолюбие с научно-политической точки зрения

Политолог Джозеф А. Шлезингер выделил в 1966 году три типа честолюбия в политике:

  • Под прогрессивным честолюбием он понимал стремление политического деятеля к более высокому посту, нежели он в настоящее время занимает.
  • Статическим честолюбием он назвал стремление политического деятеля, как можно дольше держать должность, которую он сейчас занимает, .
  • Дискретное честолюбие - это стремление политика достигнуть конкретной политической цели или должности, не рассчитывая многократно ее обретать.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

  • Уильям Шекспир : Макбет (Англия, 1606)
  • Стендаль : Красное и чёрное (Франция, 1830)
  • Ги де Мопассан : Милый друг (Франция, 1885)
  • Генрик Ибсен : Гедда Габлер (Норвегия, 1890)
  • Клаус Манн : Мефисто (Германия, 1956)

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

  • Мордашка (США, 1933)
  • Гражданин Кейн (США, 1941)
  • Вся королевская рать (США, 1949)
  • Самая красивая (Италия, 1951)
  • Все о Еве (США, 1951)
  • Бекет (Великобритания, 1963)
  • Черный лебедь (США, 2010)
  • Одержимость (США, 2014)

Напишите отзыв о статье "Честолюбие"

Литература

  • Иосиф Райххолф (Josef H. Reichholf): Почему мы хотим побед . Спортивное честолюбие в качестве движущей силы в эволюции человека. Fischer Taschenbuch, Франкфурт 2009, .

Примечания

Отрывок, характеризующий Честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Многогранны качества души, внутренний мир человека так разнообразен и полон различными свойствами и оттенками. Верующему человеку надлежит тщательно ухаживать за собственной душой, как за драгоценным садом и развивать только лучшие качества. Поэтому актуально знать все оттенки души, дабы иметь возможность точно выбрать для себя лучшее. Далее рассмотрим такое понятие, как честолюбивый человек, хорошо это или не совсем. Разберем такое свойство, исходя из православной веры.

Как правило, наиболее ярко мы можем увидеть, что такое честолюбие, если обратимся к художественной литературе или биографиям различных известных личностей.

Этим качеством обладали и обладают различные амбициозные предприниматели и дельцы, люди, которые хотели стать в чем-то лучшими, превзойти остальных, остаться в памяти других.

Наверное, хорошим примером будет идеал так называемой американской мечты, для которой честолюбие является фактически основой.

Если кратко, то в этой концепции Америка воспринимается как страна безграничных возможностей, где каждый может добиться всего своими усилиями. Только для этого нужно много трудиться и действовать в рамках здоровой конкуренции, ставить свои цели превыше всего. Такая концепция более свойственна ответвлениям христианства лютеранству и протестантизму, где восхваляются практическая выгода и труд.

Для того чтобы лучше уловить смысл и значение, к слову честолюбивый следует подобрать такие синонимы:

  • целеустремленный;
  • нацеленный на лидерство;
  • тщеславный;
  • стремящийся быть лучшим;
  • карьерист;
  • перфекционист;
  • амбициозный и самолюбивый.

Также следует выбрать и возможный антоним для этого слова:

  • безалаберный;
  • безынициативный;
  • не амбициозный;
  • вялый;
  • конформист;
  • последователь (не лидер);
  • разгильдяй.

Также противоположностью могут выступать и такие термины, как смиренный, эмпатичный, чуткий, спокойный, альтруист. Соответственно, речь не всегда идет об однозначно негативных и позитивных коннотациях. Как видно, и синоним и антоним к рассматриваемому термину может быть и положительным, и отрицательным.

Полезное видео: честолюбие

Для того чтобы лучше разобраться, действует ли такое качество плохо на душу или является положительным, нужно снова посмотреть на различные ветви христианства. Более новые учения, такие как лютеранство и особенно протестантизм, указывают на священность любого труда.

Казалось бы, вполне нормальная концепция, даже положительная, ведь и в православии верующим советуют занять свои будни праведным трудом, однако есть некоторые отличия, на которые указывают и самые доступные порталы – Википедия и другие.

Протестанты видят богатство и состоятельность даже вполне приемлемым делом. Представители этой конфессии, как правило, являются самыми богатыми христианами.

Обратите внимание! В православии честолюбие считается однозначно негативным, так как в некоторой степени противоречит концепции любви к ближнему и заботы. Оно воспринимается как пагубный порок, не соответствующий учению Христа, который был идеалом смирения и абсолютно не честолюбивым.

Тем не менее, протестанты одобряют вообще практически любой труд, и ростовщичество в том числе как разновидность деятельности. Напомним, в православии такая деятельность является неприемлемой и связана с грехом лихоимства и сребролюбия. В этой тонкости есть существенные отличия.

Когда, к примеру, протестант ставит перед собой честолюбивые цели достичь финансового благополучия, он в целом видит в своей деятельность праведный путь и использует разнообразные мирские методы для того, чтобы прийти к нужному итогу. Православный в свою очередь чутко рассматривает каждый вариант получения дохода, оценивает, не противоречит ли он вере и не вредит ли душе. Таким образом, нетрудно понять, почему искренне православные верующие не всегда могут похвастаться чрезмерным богатством, а представители других конфессий могут даже спокойно кичиться этим.

Если рассматривать глобально, то это хорошо или не особенно хорошо, люди решают, исходя из собственной веры и базовой мировоззренческой концепции. Для кого-то «идти по головам» ради собственной цели и ставить свои интересы в центр мира является не просто приемлемым, но и идеальным. Для православного такой честолюбивый человек выглядит не совсем нормальным, особенно если качество проявляется в наиболее негативных аспектах.

Как избавиться от честолюбия

Православная вера говорит об идеале смирения, как говорится, «кто унижает себя, тот возвысится». Конечно, речь не идет о каком-то ментальном или физическом мазохизме и подобных болезненных наклонностях. Подразумевается способность:

  • не выгораживать собственное эго;
  • не ставить себя над другими;
  • не стремиться унизить других, дабы себя возвысить;
  • не искать поводов для самохвальства;
  • не искать возможностей намеренно оказаться лучше других;
  • не впадать в чрезмерную соревновательность и конкуренцию с другими;
  • не искать в других худших качеств, которые позволяют чувствовать себя лучшим, чем они.

Святые подвижники в православии являли собой эти идеалы смирения. Серафим Саровский, вероятнее всего, не хотел стать лучшим в мире святым и установить рекорд по длительности молитвы на камне или построить женский монастырь лучше, чем другие. Лука Крымский вряд ли стремился стать самым известны доктором или продвинуться повыше в церковной иерархии.

Можно привести и массу других примеров, так или иначе, все эти подвижники знали, что значит честолюбивый, и старались искоренить в себе подобные помыслы. Как видно из этих примеров, для того чтобы чего-то достичь (особенно на поприще веры) совсем не требуется иметь чрезмерную амбициозность и намерение стать лучше других. Конечно, определенное дерзновение нужно, но оно всегда идет в комплекте со смирением и готовностью унизиться.

Простому верующему полезно следовать этим примерам, понять, что означает слово, рассматриваемое здесь, и в чем негативные стороны этого свойства. В современном мире трудно обрести смирение, особенно если приходится действовать в условиях, где каждый конкурирует с другим, где все действуют только в своих интересах. Тем не менее, личное определение настоящего верующего и заключается в том, чтобы делать поведенческий выбор, исходя из веры, а не мнения большинства.

Обратите внимание! В некоторых сферах деятельности частично честолюбие может быть допустимо и приносить некоторые положительные результаты. К примеру, руководителю полезно быть честолюбивым в том, чтобы заботиться о своих подчиненных и собственной подвластной структуре.

Полезное видео: честолюбие замена таланту или потребность в бессмертии?

Вывод

Нужно осознавать, где честолюбие полезно, а где является чрезмерным, и соблюдать нормы религиозной морали. Отказ от честолюбия совсем не означает бездействия или какой-то пассивности. Отказ от этого порока означает выбор более тяжелого, но верного пути, когда другие люди не воспринимаются как конкуренты, которых нужно превзойти, а мирская слава и признание – как высшие цели бытия. Такой трудный путь доступен только искренне и глубоко верующему человеку.

Каждый индивид имеет своё представление о плохих и хороших чертах характера. Одни качества определённая личность может оценить как положительные, другие – как отрицательные. В то время как другая личность даст этим понятиям совсем другую характеристику. Все мы сами решаем, что для нас плохо, а что хорошо, и нельзя дать точную дефиницию понятию «честь» или «честолюбие».

Определение термина честолюбие

Википедия даёт нам следующее определение термину «честолюбие»: закреплённое в характере стремление личности достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. Таким образом, честолюбие – это желание индивида добиться определённых успехов. Можно сделать вывод, что это качество является положительным по своему характеру, ведь нельзя посчитать желание индивида достичь высот отрицательным качеством личности. Однако многие психологи придерживаются обратной точки зрения.

Честолюбивая личность в психологии – это индивид, который находится в постоянном поиске почитания, уважения со стороны других людей. Ему нравится, когда люди буквально «смотрят ему в рот», восхищаясь его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить и в сказке, и в реальной жизни. Приведём пример из литературы. Персонаж по имени Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Сент-Экзюпери во всей красе представляет индивида в «Маленьком принце», который хочет, чтобы все восхищались им и подражали ему.

Признаки честолюбивой личности

Термин «честолюбие» можно разбить на два слова: честь и любить. Словосочетание «любить честь» звучит положительно только в том случае, если индивид, жаждущий чести, действительно делает хорошие поступки и добивается успехов на пути к поставленной цели. Другая сторона этого аспекта – желание добиться поставленных целей несмотря ни на что, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя собственную персону выше других. Это в психологии является показателем эгоистичного поведения, что не является положительным качеством личности. Многие великие психологи говорили о том, что эгоизм – это грех человеческой души.

Существует несколько признаков, по которым можно узнать честолюбивую личность.

  1. Эгоизм – это первый признак эгоистичного индивида. Личность, стремящаяся к почитанию - это эгоист. В этике существует понятие «эксплуататорской ориентации», согласно которой личность пользуется окружающими людьми для достижения собственных целей. Такие люди не воспринимаются обществом, им тяжело завести друзей и знакомых. Для честолюбивой личности честь – это лишь мираж, который они хотят создать, чтобы подняться в глазах окружающих.
  2. Амбиции у честолюбивых людей обычно завышены, однако не оправданы. Индивид может поставить слишком много целей, которых он не может достичь как физически, так и эмоционально. Честолюбивая личность может соврать об объёме работы, который он в состоянии выполнить. Такой индивид может с лёгкостью врать для своей выгоды.
  3. Гордыня – это один из признаков, отличающих честолюбивую личность. Её ни в коем случае нельзя путать с гордостью. Гордыня является одним из смертных грехов. У таких людей обычно завышенная самооценка, они высокого мнения о себе и о своих возможностях. Такие люди также не принимаются обществом, отвергаются им.
  4. Острое реагирование на критику – это довольно распространённый признак, встречающийся у честолюбивых людей. При формировании личности возникает два пути – принимать критику и адекватно её оценивать или отвергать критику и остро на неё реагировать. Люди, которые желают чести, обычно не могут адекватно воспринимать критику и реагируют агрессивно и раздражительно.

Как избавиться от честолюбия

Корни этого качества лежат в детстве. Если ребёнка всегда учили быть первым, получать отличные оценки, преуспевать во всех видах деятельности и делать всё «лучше всех», в нём может развиться желание получать почести и похвалу за проделанную работу. Стоит помнить, что честолюбие – отрицательное и положительное качество, которое имеет свои преимущества и недостатки. Если же индивид почувствовал, что хочет от него избавиться, стоит поискать причины возникновения такой черты характера в раннем детстве.

Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют бороться с честолюбием.

Важный пункт в любом из таких упражнений – это определение самооценки индивида и правильный анализ. Самооценка может быть:

  • адекватной;
  • неадекватной;
  • средней;
  • высокой;
  • низкой.

Идеальный показатель – это средняя адекватная самооценка. При адекватном анализе люди, стремящиеся к почитанию, замечают, что их самооценка высокая и неадекватная. В некоторых случаях честолюбивые люди имеют высокую адекватную самооценку.

Честолюбивые люди в некоторых случаях действительно добиваются больших успехов. Яркий примерСтив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику. Таким образом, каждый индивид сам решает, является честолюбие положительным или отрицательным качеством личности, а затем принимает решение, стоит ли избавляться от этого качества или, наоборот, развивать его.

Доброго времени суток, дорогой читатель. В данной статье Вы узнаете, что такое честолюбие, значение этого слова. Вам станет известно, какими чертами обладает честолюбивая личность. Выясните, как бороться с данным качеством, если оно имеет негативные проявления.

Общие сведения

Честолюбивый человек – это личность, которая хочет быть лучше всех. Такой индивид жаждет власти, хочет показать свое превосходство. Однако, при умеренном проявлении данного качества, честолюбие является здоровым желанием совершенствовать себя и свои возможности. Оно помогает индивиду ставить перед собой определенные цели и добиваться их, несмотря на возникающие трудности. Такой индивид по своей натуре победитель.

Слово честолюбие описывает качество характера, проявляемое выраженными целями личности, желанием достичь первенства, необходимость быть признанным в своей сфере деятельности.

Порядочный человек может быть честолюбивым, при этом данное качество подтверждается его благородством, правдивостью. Честолюбие у такой личности не уничтожает человечность. У такой особы будет доброе сердце и чистый разум.

Данное качество развивается при потребности индивида доказать всем и самому себе собственную значимость. Честолюбие больше характерно для мужского пола. Мужчина, обладающий здравым честолюбием, будет стремиться добиться большего, продвинуться по карьерной лестнице, ведь он должен заботиться не только о себе, но и о своей партнерше, и о детях.

Честолюбие, как психологическая составляющая личности человека, является этическим качеством и определяется взаимодействием индивида с социумом.

Если данное качество встречается у доброй личности, оно имеет положительные проявления, не вредит окружению. Если у плохого человека, то, будучи во власти деструктивной личности, данное качество может негативно сказываться на ближнем окружении, особенно если у личности имеется власть.

У честолюбия есть два недруга: победы других людей и несбывшаяся мечта. Например, ситуация, когда индивид излишне самонадеянный, выявляет что у него недостаточно таланта. Тогда мечта, к которой он хотел стремиться, останется таковой до конца его дней.

Плюсы и минусы

Честолюбие может иметь, как положительные, так и отрицательные стороны. Считается, что многие достижения человечества не свершились бы без этого качества. Оно позволяет двигаться дальше, создавать новые открытия. Плодами честолюбия являются:

  • научно-технические разработки;
  • произведения искусства;
  • открытия в медицине, позволяющие противостоять серьезным заболеваниям.

Стоит учитывать, что тут речь идет об умеренном проявлении честолюбия. Однако, в ситуации, когда удовлетворение своих потребностей, своего эго выдвигается на первое место, а благо общества на второе, то ничего хорошего от такой личности ждать не приходится. У человека присутствует деструктивный комплекс из ненависти, и высокого самомнения, которые приводят к духовному надлому.

Если при наличии честолюбия отсутствуют другие положительные качества, то оно проявляется негативно. Если же наравне с ним присутствует решимость, ответственность, целеустремленность и настойчивость, то обладателю этих качеств, все под силу. Имея здоровое честолюбие, индивид может направить все свои силы на то, чтобы достичь поставленной цели. Если имеет место гипертрофированное честолюбие, которое не подкрепляется своей значимостью, то оно по своим проявлениям приближается к тщеславию . У человека возникает неудовлетворенность своей жизнью, присутствуют переживания, зависть.

Характерные признаки

На то, что рядом оказался честолюбец, могут указывать определенные проявления:

  • излишние амбиции, при наличии скромных возможностей — человек ставит слишком высокие цели;
  • гордыня – мнение, что он занимает важное место в обществе, а все остальные должны пресмыкаться;
  • жажда славы — нередко приводит к провалу;
  • душевная черствость и эгоизм – такой человек не считается с чужим мнением, готов переступать через людей;
  • присутствует сильная боязнь провала;
  • критика воспринимается очень болезненно, бьет по самооценке честолюбивого человека;
  • полная уверенность в том, что все люди ему завидуют;
  • такая личность может не осознавать, что пытается все контролировать, раздает всем указания.

Как бороться с честолюбием

Корни зацикленности на своей персоне берут свое начало из детства. Малыш хочет быть лучше всех, старается учиться на «отлично», ждет похвалы родителей. В такой момент крайне важно, чтоб мама с папой донесли до ребенка, что не станут любить его меньше, если он в чем-то ошибется и потерпит неудачу. Необходимо, чтоб малыш осознал, что не нужно всегда стремиться быть лучшим, чтоб добиться успеха.

  1. Нужно осознать, что Вы не являетесь всемогущей личностью и неидеальны. Нет людей, у которых были бы только достоинства и отсутствовали недостатки.
  2. Научитесь ставить перед собой цели, до которых реально дотянуться с течением времени. Причем, для начала лучше ставить такие цели, достичь которых можно за день – два.
  3. Необходимо продолжать заниматься саморазвитием, но при этом важно учитывать мнение окружающих Вас людей, их интересы.

Общество должно воспитывать в человеке карьерное и профессиональное честолюбие, здоровое его проявление. Так данное качество позволит иметь продуктивную социальную деятельность. Если человек сумеет развить в себе честолюбие, при этом станет использовать его умеренно, то сможет многого добиться.

Теперь Вы знаете, что значит честолюбивый человек. Как видите, такая личность может быть вполне успешной, достигать больших высот. Однако, при патологическом проявлении честолюбия, его обладатель вредит и себе и своему окружению.

Что такое Честолюбие? Значение и толкование слова chestoljubie, определение термина

1) Честолюбие - - любовь к чествованию, принятию почестей. К честности имеет достаточно отдаленное отношение.

2) Честолюбие - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов.

3) Честолюбие - - социальное чувство, проявляющееся как мо тив действий, к-рые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в к.-л. сфере общественной жизни. Во мн. сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия Ч. связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Ч. приобретает значение морального качества личности. Ч. получает распространение в об-ве с возникновением социального неравенства людей. Буржуазная мораль считает Ч. одним из гл. двигателей общественной активности человека. В социалистическом об-ве, где уничтожена частная собственность, корни Ч. в значительной мере подорваны, однако оно еще не устранено полностью, поскольку сохраняются различия в материальном и общественном положении людей. Ч. как потребность в общественном признании может в отдельных случаях играть объективно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но оно является индивидуалистическим по своему характеру мотивом и поэтому противоречит коммунистической нравственности, к-рая противопоставляет Ч. подлинную коммунистическую сознательность. Непримиримо она относится к крайней форме Ч.- карьеризму.

Честолюбие

Любовь к чествованию, принятию почестей. К честности имеет достаточно отдаленное отношение.

выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов.

Социальное чувство, проявляющееся как мо тив действий, к-рые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в к.-л. сфере общественной жизни. Во мн. сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия Ч. связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Ч. приобретает значение морального качества личности. Ч. получает распространение в об-ве с возникновением социального неравенства людей. Буржуазная мораль считает Ч. одним из гл. двигателей общественной активности человека. В социалистическом об-ве, где уничтожена частная собственность, корни Ч. в значительной мере подорваны, однако оно еще не устранено полностью, поскольку сохраняются различия в материальном и общественном положении людей. Ч. как потребность в общественном признании может в отдельных случаях играть объективно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но оно является индивидуалистическим по своему характеру мотивом и поэтому противоречит коммунистической нравственности, к-рая противопоставляет Ч. подлинную коммунистическую сознательность. Непримиримо она относится к крайней форме Ч.- карьеризму.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...