Сценарий экскурсии в школьный музей "русская изба". Сценарий экскурсии по мини музею "русская изба"

Галина Трофимова

Программное содержание: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа.

Рассматривание мордовских национальных костюмов.

Рассматривание книг – альбомов и презентаций: «Мой край», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».

Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

НОД по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Отгадывание загадок.

Заучивание пословиц, потешек, закличек.

Слушание национальной мордовской музыки.

Проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Экспонаты в мини-музее «Мордовская изба», альбомные листы 15*15 на каждого ребенка, цветные карандаши. Фонограмма с мордовскими песнями.

Ход экскурсии.

В: Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем саду. Но перед тем как идти туда давайте вспомним правила поведения в музее:

1. Предметы, находящиеся в музее старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.

2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем не озоровать, не толкаться и не кричать.

Дети с воспитателем заходят в избу.

В: Давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)

Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужно была печь в избе? (Ответы детей)

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».

Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)

Воспитатель задает загадки:

1. Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.

В: Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.

Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.

В: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская подвижная игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

В: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Правильно на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

В: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей) Молодцы.

В. Я предлагаю разместиться за большим столом и разукрасить вот эти салфетки мордовскими узорами.

Дети проходят за стол и приступают к выполнению задания.

Итог занятия:

В: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Мордовская изба».

Вам понравилось? (Ответ детей).

Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Публикации по теме:

«Был великий День Победы много лет тому назад. День Победы помнят деды, знает каждый из внучат.» МКОУ Касьяновская СОШ Детский сад.

Целью нашей экскурсии является:Вызвать у детей желание узнать о прошлом наших предков. Воспитание духовно -патриотических чувств. Сегодня.

Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом,.

Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.

Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» Подготовительная группа, Логвинова О. А задачи: Образовательные: познакомить детей с историей.

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)

« Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях»

МИР РУССКОЙ ИЗБЫ

Конспект Экскурсии по музею «Русская горница». Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Зиновьева В.В. – музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области.

Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности. Задачи:

познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам, мастерам;

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Предварительная работа : знакомство с экспонатами музея, заучивание текста экскурсии, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игра на ложках и детских музыкальных инструментах.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, дошкольников;

игровой: направлен на развитие у дошкольников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Оборудование: все экспонаты музея, баян, магнитофон, записи народных песен.

Ход экскурсии:

М.р. В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Итак, в детском саду была создана предметно – развивающая среда музей русской старины «Горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Музей «Русская горница» направляет подрастающее поколение в русло нравственности, укрепление памяти предков. Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,

Такой и видишься, Россия, ты наяву мне и во сне.

Слава нашей стороне, слава нашей старине.

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.

Проходите, гости дорогие, в наш музей истории крестьянского быта, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших праотцов, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. Наши экскурсоводы вам расскажут об экспонатах музея, об устройстве жилища старинного времени. Гости входят в горницу.

Дети: Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Милости просим в нашу «Горенку»!

М.р . Гости у нас интересные и далекие, и наши местные!

Все: Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!

М.р. Ребята, как называется наша страна?

Ребенок. Наша страна называется Россия.

М.р . Правильно, Россия – большая, красивая, богатая страна, но в старину ее называли?

Все: Русь.

М.Р. Ребята, а знаете ли вы законы русского гостеприимства?

Все: А как же!

Дети: 1.По старинной русской традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да добрым словом привечают. (д евочка выносит хлеб-соль)

2.Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

М.р . Гостей своих мы рады приветить: Дети: 1. Добрым словом! 2. Ласковым взглядом! 3. Вкусными угощениями! 4. И веселой песней!

Карагод « Во горенке, во новой» р. н. п .

М. Р. Что же представляет собой наш музей?

Ребенок: Наш музей – это экспозиция русской избы. Мы ласково называем«Горенкой». М. Р. Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, из чего строили дома?

Ребенок: Избы рубили топорами из дерева.

М.Р. Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду. Избы в старой России обычно рубились из дерева (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели). Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.

Дети: 3. Главный в «Горенке» – «Красный угол». Здесь расположены иконы, православная литература, выставка «Хлеб всему голова».

М.р. Сажая гостя в красный угол, говорили:

Все: «Встречай не с лестью, а с честью».

Дети : 4.Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (печь) . Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

М. Р . Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

5. Рядом с нею стоит сват – злой да рогатый ухват!Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла (машет рукой). А здесь их дочь лопатка – красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

6.Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло, а домовенок Кузька наклоняется и с ним забавляется.

М.Р . В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой – его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

7. Впереди притаились, стоят две толстушки деревянные брюшки, а зовут их ступки Марфушки да толкачи – Илюшки.

8. Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто. Гаврюшкой зовут его. С маслобойкой Дуняшкой стоят, о чем-то тихо говорят, чтобы пральник с доской стиральной их не услыхали.

9. В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня

Обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком) Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.

10. На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой… Одним словом – «Бабий кут».

М.р. Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки. (показ). А мастера умельцы расписывали их.

Ребенок. А вот ложка расписная была у царя такая – Из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей! А мы на ложках играем веселей! В нашей горенке 12 лет работает кружок ансамбля ложкарей «Русский сувенир».

«Коробейники» р.н.м .,исполняет ансамбль ложкарей «Русский сувенир».

МР . Здесь – макет домашнего полворья занимает уголок. Родители сшили и связали из ниток домашних животных и птиц.

11 .Ой, что это за свалка?

12. Да это же наша прялка! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки.

М.Р . Ну, а здесь смотрите сами: ножницы, весы, серпы, лампы, шило, одним словом, домашняя утварь. – Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге – жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX – начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.

13. А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

М.Р . Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке.

14.Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «Сундук с приданым».

М . Р . Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). В нашей «Горенке» есть старинная женская одежда: кофта-холодайка, юбка-понева, самотканые пояса, кокошник-сорока. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные павло-посадские платки. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству. – Все это делалось своими руками (шитье, вышивка) – экспозиция «Льняные смотрины» рассказывает о том:

Кружева, связанные Троицкими мастерицами крючком и спицами. Славятся своей красотой вологодские кружева, а плетут их «коклюшками»- маленькие деревянные палочки (от 8 до 200 штук).

На стенде «От льняного семечка до тканого полотенца» мы знакомимся с последовательностью обработки льна, узнаем, «как рубашка в поле выросла».

Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

– Ой, кто же там плачет?

15. Это внученька Дашенька лежит в кроватке – люлькой называется… Когда малыша укладывали спать, ему пели «люли-люли»…

16. А дедова кровать железная, лоскутным одеялом застлана, подузорник вышитый гладью, подушки – в накидушках, ковер суконный красками нарисованный.

17. Посреди стол дубовый стоит, скатертью – самобранкой покрыт. А вокруг стоят лавки Ерошки – на четырех ножках.

18. На столе живет толстячок – подбоченившись бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар – то Гошка.

« Чайные частушки» р.н.п.

19. Экспозиция «Мой дом - Россия!» знакомит с ветеранами-односельчанами ВОВ, материал о полководцах страны. Здесь собраны фотоматериалы о п. Троицком, г. Губкине, о святынях белгородчины.

20. Экспозиция «Благословенный край судьбы моей» представляет макет п. Троицкий, летопись об истории поселка, альбом «Трудовая слава детского сада», «Моя родословная» – рассказывают о прошлом, ныне живущих и тех, кто совсем недавно был с нами.

М.Р . Посмотрите, там, у окошка экспозиция «Народные промыслы». Древние образы в современных народных игрушках: Каргопольская игрушка, Дымковская игрушка, образцы мастеров Палеха, Хохломы, Жостова, Гжели, матрешки Загорских мастеров, свистульки сестер Гончаровых позволяют увидеть творение рук человеческих.

М.Р . А здесь тетка Акулинка с куклами-самокрутками карагод завела. Выставка «Забавы для дитяти» рассказывает об игрушках наших прабабушек: кукла-скрутка, соломенное чудо, тряпичная кукла. Дети узнают, что тряпичные куклы существуют с древних времен. Они связаны с почитанием женского божества, плодородия, домашнего очага.

21. В экспозиции «Делу время – потехе час…»: гармонь, балалайки, гусли, патефон стоят всех гостей веселят. Люди в прошлые времена не только работали. Не зря в народе говорится:

Дети: «Кончил дело – гуляй смело!»

Пляска «Барыня» р.н. м .

М.р . Мы показали вам то, что есть в нашей «Русской горнице». А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? (ответы). Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Перехватова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Плешановский детский сад № 1"
Населённый пункт: с. Донское, Красногвардейский район, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Экскурсия в мини- музей "Русская изба"
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Экскурсия в мини- музей «Русская изба»для детей старшей

группы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
«Познавательное развитие»
ЗАНЯТИЕ:
Формирование целостной картины мира.
ВИД ЗАНЯТИЯ:
Ознакомление с социальным окружением.
ИНТЕГРАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОБЛАСТЕЙ:
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное». «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое».
ЦЕЛЬ:
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:
- Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. - Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. - Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).
2. Развивающие:
- Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов; народных игр. - Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
3.Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА:
знакомство с экспонатами музея, заучивание текстов загадок, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта, русской избе. Повторение правил поведения в музее.
СЛОВАРНАЯ

РАБОТА:
Изба, иконы,печь, рубаха, порты, сарафан, кочерга, чугунок, лапти, валенки.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-
Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. - Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. - Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
ХОД ЗАНЯТИЯ

Хозяюшка (воспитатель):
Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая Да красивая какая! Проходите хорошо всё обглядите. Я приглашаю вас в наш музей. А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
Хозяюшка:
Музей – это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для
того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. В нашей группе собран уголок русской старины. Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли! - Первое помещение в доме – сени. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать «на прохладе». А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
Ребенок:
Похлёбкой, кашей, пирогами Красна ты, русская изба, Да ткаными половиками Гостей встречаешь ты всегда.
Хозяюшка:
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: занимала печь основное пространство избы. В народе говорили: Без печи хата – не хата.
Хозяюшка:
А как вы думаете, для чего нужна печка?
Дети:
Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме, чтобы спать на ней.
Хозяюшка:
Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Ребенок.
Вот печь! Полдома занимает! Такую, где теперь найдёшь? Чугун со щами вынимают - За уши впрямь не оторвёшь! А на печи ещё лежанка: Болеешь - так погрей бока.
Хозяюшка:
Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись, то есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек.А ещё в ней сушили продукты и одежду. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли болезни, например, простудные заболевания.
Хозяюшка:
А кто из вас больше пословиц про печку и русское гостеприимство знает? - Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся. - Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи! - Что есть в печи, все на стол мечи. - Гости на печь глядят, видно, каши хотят. - Около печи нельзя не нагреться. - Словно с печи свалился.
Хозяюшка:
Печь делила избу на три части: «Красный угол», «Бабий кут» (женская часть избы) и «Конник» (мужской угол). В правом от печки углу командовала хозяйка. Здесь всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печки угол назывался
красный,
т. е. красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Вот как об этом говорят русские пословицы:
- Что есть в печи – всё на стол мечи. - Не красна изба углами, а красна пирогами. - Умей в гости звать, умей угощать. Сажая гостей в красный угол, говорили: Встречайте не с лестью, а с честью. Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник - короткую широкую лавку. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты.
Хозяюшка:
Ребята, в нашем музее можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Отгадайте загадки о музейных экспонатах: Наша толстая Федора Наедается не скоро А зато, когда сыта От Федоры теплота (печь). Книзу узок, верх широк Не кастрюля – а …(чугунок). Не бык, а с рогами, Не ест, а еду хватает, А что схватит - отдает? (ухват).
Хозяюшка:
Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает? (Дети по желанию вынимают из печки чугунок)
Хозяюшка:
У меня для вас есть еще загадка: Деревянная подружка, Без нее мы как без рук, На досуге - веселушка, И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает.
Дети:
ложка.
Хозяюшка:
А вот и ложки расписные. Посмотрите, какие они все разные и по форме и по раскраске. Из какого материала они сделаны? (ответы детей)
Хозяюшка:
А это чашки, миски. Из чего они сделаны? Чем они отличались от современной посуды?
Хозяюшка:
Да, раньше посуду делали из дерева или из глины.
Хозяюшка:
А это старинная одежда. Рассмотрим ее. Как называются предметы одежды, из какой ткани их шили, чем украшали, чем отличалась повседневная одежда от праздничной? Кто шил такую одежду? (дети отвечают).
Хозяюшка:
Ну, а раз оделся ты И в рубаху и порты – Надо обувь одевать И на праздник поспешать!
Хозяюшка:
Посмотрите, что это? (обращает внимание детей на старинную обувь – лапти, валенки). Назовите эту обувь.
Дети:
Валенки и лапти.
Хозяюшка:
Как вы думаете, какая обувь для холодного времени года, а какая для теплого?
Дети:
Зимой - валенки носили, а летом – лапти.
Хозяюшка:
Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная, Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Хозяюшка:
А для чего пряжа нужна была?
Дети:
Чтобы вязать носки, одежду.
Хозяюшка:
Женщины и девушки ткали половики, шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?
Игра (народная) «Ремешок».
Дети садятся на корточки в круг. За кругом ходит водящий с ремешком (ленточкой) и говорит: Прячу, прячу ремешок, под камышевый кусток, А кто зореньку проспит, того бить, колотить! С этими словами он кладет ремешок за одним из играющих, тот должен поднять ремешок и бежать за ведущим. Ведущий, обежав круг садится на место играющего. Если его догнали, меняются ролями.
Хозяюшка:
Сегодня, дети, вы в первый раз пришли в избу, и я вижу, вам не терпится все поближе увидеть. Не стесняйтесь, проходите, да всё поближе рассмотрите.
Итог:
О каких предметах русской горницы мы сегодня говорили? На какие части делится русская изба? Что находится в красном углу? Как называлась женская часть избы? Как называлась мужская часть избы?

Приложение.
Экспонаты мини – музея «Русская изба» Экскурсию проводит Хозяюшка (воспитатель)«Русской избы».

Перечень экспонатов

Мини – музея «Русская изба».

Перечень экспонатов. Мини – музей «Русская изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства.

Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы – стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы.

Русская изба – так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами. В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, чтобы зимой теплее было. А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтобы богатым стать, шерсть для тепла, а ладан для святости.

Красный угол – красный – значит «красивый». Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь стояли стол и скамейки, а в углу на особой полочке стояли иконы. Это было особое место в доме. Здесь и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные вопросы решали.

Печь – её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь не только избу обогревала, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи. «Когда в печи жарко – тогда и варко».

Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.

На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

Бабий кут – правый от печки угол. Здесь хозяйничали женщины дома. Здесь находились небольшой стол и стенная полка, где размещались немногочисленные предметы кухонной утвари. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка.

Рукомойник – это ёмкость для мытья рук, её можно использовать для мытья посуды.

Ухват – предмет кухонной утвари. Представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов. При помощи ухвата ставили в печь и доставали из неё горшки и чугунки.

Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей.

Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка, но выполненная из чугуна. Использовалась для приготовления щей, каши, варки картофеля.

Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали из дерева своими руками.

Ступа – деревянная долбленная колода с высокими стенками, в котором пестом толкут, измельчают зерно.

Стол, лавки - делались из дерева своими руками.

Керосиновая лампа – в темные зимние вечера освещали избу.

Коромысло – деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведёр. С помощью коромысла носили вёдра с водой.

Прялка – приспособление для прядения пряжи.

Веретено - приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу.

Сундук – использовали для хранения вещей. Сундук мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место.

Подзоры – кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.

Балалайка – русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.

Лапти – обувь, сплетённая из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали.

Самовар - Самовар изобрели очень давно в городе Туле. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Она была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, мёд, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье.

Кукла Кузя – Домовёнок, который оберегает дом.

Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбил, того из дома выживает.

Забор – дом огорожен забором.

уголка народного быта в группе детского сада.

1.​ Прялка – 1 шт.

2.​ Печка – 1 шт.

3.​ Сундук – 1 шт.

4.​ Волшебный ларец – 1 шт.

5.​ Кукла в национальном костюме – 1 шт.

6.​ Домовенок Кузя – 1 шт.

7.​ Хохломская посуда (ложки, миска, стаканчик)

8.​ Глиняная посуда (кувшин, миска, горшок»

9.​ Чугунок -2 шт.

10.​ Стол – 1 шт.

11.​ Лавка – 1 шт.

12.​ Керосиновая лампа – 1 шт.

13.​ Фонарь – 1 шт.

14.​ Коромысло – 1шт.

15.​ Веретено – 1 шт.

16.​ Люлька – 1 шт.

17.​ Самовар – 2 шт.

18.​ Матрешки – 5 шт.

19.​ Плетеная корзиночка – 1 шт.

20.​ Короб – 1 шт.

21.​ Ухват – 1 шт.

22.​ Сарафаны – 8 шт.

23.​ Рубахи – 8 шт.

Дидактические игры

1.​ «Одень куклу».

2.​ «Славянские узоры».

3.​ «Как рубашка в поле выросла».

4.​ « В деревенской избе».

5.​ «Как жили люди на Руси».

1.​ «Предания старины глубокой».

2.​ «Русские народные костюмы».

3.​ «Приглашение к столу».

4.​ «Народные промыслы»

5.​ «Ремесла на Руси».

6.​ «Славянская семья».