Как развить в себе логику мышления. Различают три вида логического мышления

Задачи на логику с ответами. Развитие мышления. Бесплатно. Без СМС

Задачи на соответствие

Тренируйте свои мозги задачами на соответствие. Это поможет вам в жизни в многих ситуациях

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

В психологии мышление определяется как психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями.

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Развитие мышления возможно с помощью задач на логическое мышление , которые мы вам предлагаем. Они способствуют:

  • увеличению скорости мышления
  • осмысленности мышления
  • повышению гибкости мышления
  • увеличению глубины мышления
  • развитию свободы и эффективности мышления

Взрослые также могут тренировать мышление с помощью игр на развитие мышления и задач на логическое мышление . Ведь возрастные проблемы с памятью и логикой - это результат бездействия и отсутствия умственных упражнений: человек либо использует свой мозг, либо деградирует.

Для определения уровня развития и качественных характеристик вашего мышления предлагаем пройти тест на логическое мышление. Качество мышления определяется следующими характеристиками:

  • быстрота мышления — это способность находить правильные решения в условиях недостатка времени
  • гибкость мышления характеризует умение изменить намеченный порядок действий при смене обстоятельств
  • глубина мышления — это степень проникновения в суть ситуации или явления и способность уловить и выявить логические связи между объектами задачи.

Эти качества в разной степени присутствуют у всех людей. Некоторые из них более значимы для решения теоретических задач, другие - для решения практических вопросов.

В процессе роста человека, при вхождении его в социальную жизнь развитие мышления происходит последовательно в несколько стадий:

  • предметно-действенное мышление, характерное для возраста от 1 до 3 лет - это мышление в виде практических действий. Дети в этом возрасте познают окружающий мир, пробуя предметы на вкус и запах, трогая руками, разбирая их и ломая.
  • наглядно-образное мышление более развито в возрасте от 4 до 7 лет, но присутствует и у взрослых людей в виде наглядных образов и представлений: зрительных, слуховых, тактильных. Наиболее развит такой тип мышления у людей творческих профессий (художников, музыкантов и т. п.).
  • абстрактно-логическое или отвлеченное мышление представлено в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. К примеру, математические термины «интеграл» и «производная» - это абстрактные понятия, которые не могут восприниматься органами чувств человека.

Процесс мышления включается, как правило, при возникновении какой-либо проблемы или задачи, решение которой может осуществляться различными способами в зависимости от уровня развития логического мышления. Самый примитивный приём — метод проб и ошибок, в процессе которого не происходит даже осознания проблемы, не говоря уже о построении тактики ее решения и проверки гипотез. У взрослых людей логическое мышление перерастает в умение исследовать поставленные задачи и определять цели, создавать план и способы достижения цели. Развитое мышление - это способность думать творчески, не пользоваться шаблонными знаниями, а изобретать и выдумывать что-то новое. Решение логических задач и игры на развитие мышления развивают не только логику, но и интеллект, фантазию, воображение.

Процесс логического мышления при решении задач включает несколько операций:

  • Сравнение - установление сходства и различия объектов.
  • Анализ - разделение элементов объекта на составляющие.
  • Синтез - объединение отдельных элементов в целое.
  • Обобщение - выделение общих признаков на основе сходства.
  • Абстрагирование - выделение какой-либо особенности объекта или явления, не существующей по отдельности от него.
  • Конкретизация - подчеркивание частного признака предмета.
  • Систематизация - мысленная классификация объектов и явлений по группам.

При решении задач на логическое мышление или в играх на развитие мышления соблюдайте этапность:

  • Мотивация, то есть желание победить.
  • Анализ условий задачи или игровой ситуации.
  • Поиск решения задачи на основе логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приёмов. В играх на развитие мышления иногда победе способствует простое озарение.
  • Доказательство и обоснование правильности решения.
  • Проверка решения; при необходимости - его коррекция.

Мышление - это способность человека рассуждать,

представляющая собою процесс отражения

объективной действительности

в представлениях, суждениях, понятиях.

Ожегов С.И.

Мышление - это новое сотворение мира.

Альбер Камю (1913— 1960),

французский писатель и философ.

Мышление — это внутреннее воссоздание мира.

Виктор Кротов

Сама по себе логика не является данным от рождения умением человека, ей обучаются в течение всей жизни, получая ценные уроки. Подобный инструмент познания мира не близок эмоциональной человеческой натуре, поэтому люди предпочитают думать и делать так, как им привычнее. Однако эта наука лежит в основе большинства законов Вселенной. Способность мыслить и рассуждать последовательно, непротиворечиво полезно при решении многих задач. Будь то построение бизнес-проектов, убеждение оппонентов или покупка в магазине. И сразу возникает вопрос: «Как развить логическое мышление и жить максимально эффективно?». Ответ на него рассмотрим в статье ниже.

Люди часто совершают противоречащие логике ошибки. Они думают, что достаточно руководствоваться здравым смыслом и полученным опытом, игнорируя законы и специальные приемы формальной логики. Однако этого может быть достаточно лишь при высказывании элементарных суждений и решении несложных задач, при совершении масштабных операций потребуются определенные знания, которые не позволят совершить ошибочные действия.

Что такое логика

Для того чтобы понять, что это такое, нужно более широко объяснить это явление, разделив его на составляющие.

Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой информации, и установление причинно-следственных связей между предметами, событиями и явлениями окружающего мира.

Логикой называют науку о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности. Ее особенность состоит в том, что знания получаются не из чувственного опыта, а в процессе анализа полученных ранее данных, выводное знание.

Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, заставляющий человека использовать логические конструкции и понятия, основываясь на доказательствах, рассудительности и гибкости мышления. Основная цель – получить максимально обоснованный вывод из имеющихся данных.

В основе логических законов лежит эмпирическое познание мира через опыт. То есть человек делает вывод исходя из создания или участия в определенной ситуации и впоследствии осознании ее конкретных последствий.

Тренировки

Развитие креативного мышления и логики возможно только в том случае, если ум привык работать в разных направлениях. Развитие логического мышления необходимо тренировать, вот некоторые практические советы:

  • Изучение естественных наук

Возьмитесь за изучение науки, близкой вам по духу, которое вы оттягивали.
Физика, химия или история, другие точные науки прекрасно стимулируют гибкость мышления. Они учат выстраивать причинно-следственные цепочки.

  • Используйте аргументированный спор

Вместо стандартного желания ответить «потому что я главный» или «так надо», пытайтесь донести до оппонента свою точку зрения без эмоций, конструктивно. Используйте логическое, а также креативное мышление, вариантов диалога может быть огромное множество, избавляйтесь от привычных фраз и реакций.
Особенно интересен способ подведения собеседника к необходимому выводу путем косвенных утверждений, с которыми он изначально согласен.

  • Играйте в шахматы, нарды, шашки и карточные игры

Это потрясающая возможность для развития логического мышления. Ведь происходит обучение причинно-следственным связям, просчитывание ходов соперника заранее. Тренируется извлечение уроков даже из поражений. Таким образом, человек постепенно убирает из своей жизни негативное мышление.

  • Найдите иные способы использования предметов

Данное упражнение способствует отличному развитию креативного мышления у взрослых. Выберете один предмет, будь то коробка спичек или табурет. И найдите все возможные способы использования предмета не по прямому назначению. На спичках можно считать, выкладывать рисунки, а табурет использовать как подставку для елки. Креативьте.

  • Игра в ассоциации

Используйте противоположные смыслы возникающим ассоциациям к конкретным словам. Допустим, твердая вата, мягкое стекло, горячий лед. Это помогает нашему мозгу настроиться на иной лад, убрать негативное мышление.

  • Читайте книги с конца

Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы. Наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.

  • Расширяйте словарный запас

Услышав незнакомое слово, смотрите его значение в словаре. А также: какова история возникновения, изначальное значение и использование сейчас. Это поможет более многогранно смотреть на мир.

  • Слова наоборот

Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз! Это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.

  • Придумайте то, чего не существует

Упражнение заключается в том, чтобы придумать животное или предмет, имя, которое не существует в природе. Леопанцыря или птицелиса, например. И в деталях все это представить или изобразить. Суть состоит в том, что очень тяжело придумать то, чего нет. Мозг все равно пытается свести все к знакомым формам, особенно у взрослых.

Порой негативное мышление берет верх, становится тяжело выполнить такое задание, которое кажется абсурдным. Умение абстрагироваться от знакомых форм и понятий, концентрироваться на еще малоизученных фактах, создавать принципиально новые вещи, станет полезным в любой профессии.

  • Разгадывайте анаграммы

Из перемешанных букв нужно составить слово. Развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.

  • Используйте другую руку

Если вы правша – левую, если наоборот – правую. Во время выполнения обыденных дел смените руку. Это стимулирует работу обоих полушарий, улучшая концентрацию, активизируя новые нейронные связи, таким образом, стимулируя логическое и креативное мышление.

Кому нужно развивать логику

Логическое мышление необходимо любому человеку, независимо от его целей. Ведь имея гибкость мышления каждому из нас можно:

  • найти оптимально выгодное решение проблемной ситуации;
  • всегда находиться на несколько шагов впереди врагов или конкурентов, рассчитывая их возможные действия;
  • подобрать нужный способ достижения поставленной цели;
  • выражать свои мысли в понятной для всех форме;
  • достаточно легко находить аргументы для склонения оппонентов в свою сторону;
  • не допускать совершения профессиональных и жизненных ошибок;
  • справляться с софистикой и демагогией;
  • уметь быстро формулировать ответ на поставленный вопрос, избегая выпаливания первой пришедшей в голову мысли, которая может сильно навредить потом;
  • четко видеть манипуляции со стороны других людей, не стать жертвой их обмана;
  • осознавать сделанные другими людьми или собой ошибки, быстро и легко их устранять.

Для чего нужно развивать логику

Как развить мышление? У каждого человека оно развито в той или иной мере. Но для лучшего понимания действительности и умения ей оперировать необходимо логическое мышление, развитое на достаточно высоком уровне. Научиться этому можно исключительно через тренировки.

Креативное мышление можно развить, а негативное мышление устранить. Мозг тренируется не в меньшей степени, чем мышцы, возможно, больше. Постоянно тренируя мышление и память, человек может развиваться всю свою жизнь, методично улучшая свои показатели. Развитие интеллектуальных способностей – гарант эффективного самосовершенствования.

Благодаря умению мыслить логически, человек приобретает способность креативного мышления, ведь открывается совершенно иное понимание действительности, дающее много преимуществ.

Принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Креативное восприятие действительности является основной для творчества. Это вовсе не означает необходимость негативного мышления, которое отличается концентрацией исключительно на плохом. Наоборот, оно позволяет натренировать мозг, очистить его от стереотипов и мешающих установок, посмотреть на все со стороны. Так открываются совершенные горизонты. Как следствие, умение решать проблемы нестандартным способом, находить ранее невозможные пути.

Все знают, что такое логическое мышление, но сформулировать эту концепцию не всегда просто. Мысленная активность - это увлекательное и многоплановое движение вперед. Логика необходима человеку, это своеобразный механизм для изучения, в первую очередь, себя и окружающего мира. Помощниками в этом нелегком труде выступают органы чувств, а также работа мысли.

Без логического мышления невозможно сформировать умственный процесс так, чтобы исходя из реального восприятия действительности получить истинные заключения. Логика по сути изучает и законы умственного развития и рассуждения, а также формирует их.

Виды логического мышления

Словесно-логическое

Словесно-логический вид мышления дает возможность правильно мыслить, уметь грамотно говорить, виртуозно владеть своим языком и речью. Он помогает при ведении дискуссий и даже споров.

Пожалуй, каждый человек хотя бы один раз в жизни попадал в ситуацию, когда не мог выразить те чувства и мысли, которые красиво выстраивались в голове. Выходит, что развитие работы мысли и слова - это не роскошь, а средство общения в информационном веке.

Абстрактно-логическое

Абстрактно-логическое мышление стоит выше чувственного опыта. Оно, опираясь лишь на рассудок, пытается определить сущность объективной реальности. Уровень впечатлений, воззрений и оценок серьезно не рассматривается. Другими словами - это кульминационная форма познания окружающего мира.

Образно-логическое

Образно-логическое мышление обусловливается воображением, которое помогает наиболее явно и толково восстановить параметры предмета или действия. Оно формируется в детстве, начиная с полутора года.

Важно! Приемы логического познания мира развивают логику, изобретательность и так далее. Упражнения, помогающие развить словесно-логического мышления дают возможность держать связь между речью и мышлением.

Таких мастер-классов великое множество, особенно в интернете.

Для тренировки памяти необходима:

  • обобщенность;
  • опосредованность.

Получается, что развитие логического мышления зависит от процесса суммированного и опосредованного (посредством умозаключений) отображения сущности. Суть мышления заключается во взаимодействии мыслительных процессов с представлениями во внутренней картине мира. Такие упражнения позволяют сооружать меняющийся образ мира.

Своеобразие познания заключается в следующем:

  • оно позволяет глубоко понять законы существующего мира;
  • вникает в меняющийся, динамичный мир;
  • угадывает будущее, строит планы;
  • опирается на знания, накопленные в течение жизни;
  • истекает из живого наблюдения, но не сливается с ним.

Различают три вида логического мышления:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие - это ничто иное, как особый механизм ума, мысли. Суждение - это базис на который основывается работа мысли, в свою очередь, либо объединяющая, либо нет предметы и явления. Суждения могут быть:

  • правильными;
  • ошибочными;
  • тотальными;
  • индивидуальными;
  • нехарактерными.

Важно! Умозаключение - вывод, обобщение, которое человек извлекает из предыдущих рассуждений.

Развиваем логику и мышление

Полагается также классифицировать способы познания по характерным чертам:

  • степени формирования;
  • направления задач;
  • по доскональности;
  • по нетривиальности;
  • по образу и ;

Важно! Степень развития зависит от образа, действия, логики и абстрактной логики. Умственный процесс наглядно проявляет себя как в теории, так и на практике. Доскональный (развернутый) процесс работы мысли зависит от степени дискурсивности (аналитичности) и интуитивности.

Аналитичность - это, в первую очередь, рассуждение, которое имеет четкую последовательность во времени. Интуитивность базируется на эмоциональных восприятиях, не имеет четких периодов, быстро проходит и так далее.

По степени непривычности и экзотичности различают два вида развития мысли:

  • репродуктивное:
  • творческое или продуктивное.

Репродуктивный или самовоспроизводящий образ мысли невозможно представить без образов и представлений, которые берутся из реальных источников. Творческая работа мысли базируется на изобретательном воображении.

По степени достижения мышление бывает:

  • наглядное;
  • вербальное.

Наглядное полагается на внешний вид и свои представления, а вербальное действует абстрактными схемами, конструкциями.

По своим действиям умственный процесс разделяется на:

  • критичный;
  • творческий.

Запомните! Критичный направлен на выявление недостатков во взглядах других людей. Творческая работа мысли открывает неизвестные знания. Это формирование собственных идей, а не осуждение чужих оценок и соображений.

Развитие логического мышления (упражнения для тренировки)

Каждый член общества мыслит по-своему, индивидуально, в этом проявляется его особенность, а также это зависит от:

  • плодотворности ума;
  • независимости;
  • размаха;
  • масштабности;
  • сговорчивости;
  • стремительности;
  • созидания;
  • критичности;
  • смекалистости.

И это еще не все критерии. Многие задают вопросы как развить логическое мышление. Для этого как нельзя лучше подходит начать самостоятельно мыслить. По сути совершенствование логики подвластно умению заметить, различить, поставить себе задачу и решить ее собственными силами.

Гибкость умственного познания заключается в способности принять новое решение, поменять заранее намеченный путь, если в этом есть необходимость. Инертность мыслительного процесса проявляется в склонности использовать штампы, привычные ходы действия. При инертном развитии ума, бывает трудно переключиться от одной системы действия к другой.

Стремительность, с какой совершенствуется логика, зависит от тех упражнений, которые необходимы для ее тренировки. Масштабность ума охватывает огромный круг проблем. А вот глубина умственного познания зависит от умения взглянуть в корень предметов, явлений, действий и так далее.

Для того чтобы выдерживать порядок в мыслях необходимо развивать последовательность мышления. Критичность - это особый вид мышления, который дает возможность реально и даже более чем дать оценку результата умственной деятельности. Критичность находит слабые и сильные стороны умственной деятельности, может обосновать истинность собственных суждений и так далее.

Устойчивость мышления базируется на уже известных законах и регулярности. Все эти качества формируются и меняются с течением жизни. Зная свои индивидуальные способности можно их корректировать и развивать.

Важно! Каждый, кто виртуозно применяет особые приемы для развития логики становится более внимательным, мыслит ясно и четко.

Для таких людей не трудно сконцентрировать внимание, усвоить суть материала. Они посвящают тренировке памяти много времени, им легче добиться собственной цели, работать. Вывод следующий: развиваем логику - живем полноценно и творчески.

Логика не является врожденным качеством человеческой личности - мы обучаемся ей в течении жизни. Этот инструмент познания мира скорее чужд, нежели близок нам, поэтому люди старательно увиливают от логических умозаключений, пытаясь думать так, как им выгоднее и удобнее. При этом без нее человечество не смогло бы выжить, ведь базисом для создания большинства законов жизни является все же логика. Парадокс? Да, их в этой многоликой науке немало.

Сегодня мы поговорим о логике как науке и как системе мышления, о том, зачем она нужна и как развить способность логически мыслить , о гранях добра и зла, скрывающихся в запутанных лабиринтах умозаключений.

Как зародилась логика? Корнем логических законов является эмпирическое, то есть опытное познание мира: человек создал или стал свидетелем события, а затем увидел его последствия. После нескольких повторяющихся причинно-следственных ситуаций он запомнил их и сделал определенный вывод. Таким образом получается, что законы логики, как и других наук, были выведены при помощи эксперимента.

Существуют логические аксиомы, которые обязан знать каждый из нас. Отклонение от следования им считается признаком расстройства психики. Но при этом имеется немало законов логики, которые можно перекрутить так, как захочется человеку - а все дело в том, что в этой науке, как и в любой другой, существуют погрешности и исключения.

Для начала рассмотрим, какие базисы своенравной науки подведены под человеческую жизнь. Итак, логические аксиомы, которые являются основой нашего мировоззрения:

1. Векторная направленность времени из прошлого в будущее, его линейность и необратимость. Человек с раннего детства изучает понятия «вчера», «сегодня», «завтра», начинает понимать, что такое прошлое, настоящее и будущее, принимать данность произошедшего как того, что уже не изменишь.

2. Причинно-следственные связи и их односторонняя направленность.

3. К логике относятся понятия меньшего и большого , а также возможности вместить одно в другое (и не только в буквальном, но и в абстрактном смысле); смежности и взаимозаменяемости понятий и наоборот, их несовместимости и невозможности сосуществования в одном временном промежутке.

Например, женщина не может одновременно быть беременной и зачать второго ребенка, человек не может одновременно быть мертвым и живым, больной не может чувствовать себя здоровым, а при плюсовой температуре не замерзает вода.

4. Индукция и дедукция. Индуктивный метод умозаключений ведет от частного к общему и опирается на сходные характеристики различных объектов. Дедуктивный метод, наоборот, ведет от общего к частному и опирается на логический закон.

Дедукция: Когда идет дождь, трава становится мокрой.

Индукция: Трава на улице мокрая, асфальт тоже мокрый, дом и его крыша мокрые - следовательно, идет дождь.

В методе дедукции правдивость предпосылки всегда является залогом правдивости умозаключения, если же результат не соответствует предпосылке, значит, между ними находится разделяющий фактор.

Идет дождь, но трава сухая. Трава находится под навесом.

Проще говоря, метод дедукции дает 100% правдивый ответ. А вот в методе индукции умозаключение, основанное на верных предпосылках, обладает 90% истинности, оно имеет погрешность. Вспомним пример про дождь - если трава, асфальт и дом мокрые, можно с 90% уверенности говорить, что прошел дождь. Но это может быть и роса, и сломавшаяся поливочная машина, которая окатила все вокруг водой.

К индукции относится обобщение результатов повторяющихся событий. Например, если вы подбросите мяч вверх, то он упадет вниз. Если вы сделаете так во второй раз, он снова упадет. После третьего падения вы придете к выводу, что все подброшенные вверх предметы падают вниз - и на этом основан закон притяжения. Но не забывайте, что сейчас мы находимся в поле логики, и у индуктивных умозаключений есть погрешность. Кто знает, может вы сто раз подбросите мяч вверх и он упадет, а на сто первый - застрянет на дереве или окажется на шкафу? А если вы находитесь в невесомости? Конечно, он не упадет вниз.

Поэтому дедукция является более точным методом, а индукция позволяет лишь предполагать с большой долей вероятности.

5. Последовательность действий. Если совершить ряд действий в определенном порядке, мы получим ожидаемый результат. Но если нарушить этот порядок, то результат может оказаться совсем иным или же его не будет совсем. При этом существует немало ситуаций, когда результат не зависит от того, в каком порядке мы выполняем нужные действия. Одним словом это называется алгоритм.

Логика имеет крепкую связь с другими науками. В основе вышеперечисленных правил лежат законы математики, физики, биологии, химии, но именно понимание взаимосвязей является главным столпом логического мышления. Все, что есть вокруг нас, имеет две стороны - положительную и отрицательную. Не существует ни одного явления, имеющего только одну из сторон. Это же касается логики - несмотря на всю видимую пользу от нее, не стоит слишком увлекаться этой наукой: при неправильном применении она может причинить немало вреда.

Логика может быть орудием зла

Почему человека, который живет исключительно логикой, никто не любит и не одобряет?

Холодный расчет и логика не оставляют места милосердию, любви и самопожертвованию, на которых до сих пор держится наш мир. Логические умозаключения позволяют видеть на несколько шагов вперед, но, как говорится, пути господни неисповедимы - где-то может закрасться погрешность, и четкая логическая система рассыплется, как карточный домик. Таким образом логику и медицину побеждают раковые больные, сумевшие непостижимым образом вылечиться, или женщины, родившие здоровых детей, несмотря на запреты врачей.

Как выглядел бы мир, основанный исключительно на логике? Скорее всего, он был бы благополучным и жестоким - в нем не было бы слабых и больных, бедных и безработных; все люди, не несущие пользу, просто уничтожались бы. Но потому мы и являемся такими, какие есть: когда на поле боя вступают эмоции и чувства, логика терпит поражение. Из-за этого в мире немало бед, но немало и добра - люди помогают друг другу, прощают недостатки своим близким и спасают тех, кого, казалось бы, спасти невозможно.

Логические умозаключения иногда могут идти в разрез с этикой, моралью и даже уголовным кодексом. Не зря ведь маньякам и убийцам кажется, что они поступают вполне логично.
Люди - крайне нелогичные существа

Как мы умудряемся делать неверные логические выводы? Как два человека, имеющие одинаковые предпосылки, приходят к разным умозаключениям?

Как уже говорилось, логика - наука, и как всякая наука она не совершенна, поэтому уступает реальной жизни в истинности. Из всякого правила есть исключение, и в таких случаях логика бессильна. Кроме того, наша психика имеет склонность изворачиваться и хитрить, если умозаключение ей не на руку.

Например: Парень ведет себя отчужденно, не звонит, совсем не обращает на меня внимания. Наверное, я ему безразлична.

Так бы сказала девушка, опирающаяся исключительно на логическое мышление, и все было бы просто - она постарается забыть о своем холодном принце, а он никогда и не узнает, что был объектом ее воздыханий. Но не тут-то то было! В бой вступают эмоции и 10% погрешности индуктивного метода.

Отчуждение, безразличие и отсутствие внимания в 90% случаях свидетельствуют о незаинтересованности в отношениях. Но ведь возможно, что он слишком стеснителен или горд, а может, вбил себе в голову, что симпатии нужно демонстрировать именно таким образом? Мало ли у людей «тараканов в голове»?

В таких случаях логика становится орудием эмоций, и под знаменем ошибочных умозаключений совершается немало глупых поступков. Чтобы этого не происходило, нужно различать тонкую грань между истинными логическими умозаключениями и ложными. Для этого и развивается логическое мышление.

Как развить логическое мышление?

В определенной мере у каждого из нас оно развито - этого требует общество и его уклад. Но для лучшего понимания законов действительности и умения оперировать ими необходимо обладать умением логически мыслить на более высоком уровне, чем рядовые земляне.

Хорошо развитое логическое мышление помогает достигать большего успеха в своей работе, совершать меньше ошибок в житейских ситуациях.

Как же научиться этому? Мозг, как и мышцы, нужно постоянно тренировать . Существует ложный миф о том, что все люди рождаются с предварительно заложенными в них умственными способностями и не смогут стать умнее или глупее, чем дано природой. Это неправда - регулярно тренируя мышление и память, человек постоянно улучшает свои показатели, он может развиваться до конца своих дней. Поэтому регулярная зарядка для ума и развитие интеллектуальных способностей - один из важнейших помощников на пути к самосовершенствованию.

Развлекайтесь с пользой

1. Начните с логических задачек для детей и взрослых - ребусов, упражнений «найди 10 отличий», загадок на внимание и поиск логических ошибок. Их с легкостью можно найти в интернете.

Для примера разгадайте пару задачек:

«Как получается, что мой знакомый сбривает бороду по десять раз в день, но при этом все равно остается бородатым?»

«Ваши друзья использует его чаще, чем вы, притом что оно является вашим. Что это?»

2. Играйте с друзьями в игры на внимание и логику. Ну и что, что вам по тридцать и вы являетесь менеджерами и предпринимателями? Поверьте, куда приятнее в пятничный вечер не бездумно курсировать по барам, а играть в крокодила или ассоциации у кого-нибудь на кухне. В интернете немало таких игр, нужно только поискать - и тогда ваши праздники и выходные наполнятся новым смыслом.

3. Проходите тесты на IQ. Сложно сказать, насколько правдивы интернет-тесты этого жанра, но поломать голову придется основательно. Кроме проверки IQ есть немало других тестов на мышление и логику. Если нечем заняться, отложите в сторону пасьянс и напрягите свои извилины.

Занимайтесь самообразованием

1. Возьмитесь за штудирование какой-либо науки , близкой вам, но такой, до которой ранее не доходили руки. Это может быть химия, физика или история - изучая их, вы попутно развиваете умение логически мыслить. Почему Наполеон напал на Россию? Почему рухнула Римская империя? Почему при соединении двух химических компонентов происходит именно такая химическая реакция, а не иная? Отвечая на эти вопросы, вы учитесь связывать события логическими цепочками - это то, что нужно.

2. Изучите дедукцию и индукцию , а также формулы к ним. Когда происходящая с вами ситуация кажется запутанной, переводите ее в задачу и решайте.

3. Учитесь спорить аргументированно . Когда в следующий раз вам захочется выкрикнуть: «Потому что я так сказал!» или «Ой, все!» - попробуйте вместо этого донести свою позицию до оппонента без лишних эмоций с помощью аргументов. Особенно хорош метод подведения собеседника к необходимому умозаключению с помощью косвенных вопросов, с ответами на которые он согласен.

— Ты же знаешь, что женщина является зеркалом успешности своего мужа?

— Ну да.

— То есть у успешного мужчины должна быть шикарная жена.

— Согласен.

— А разве может шикарная жена ходить в старом пуховике?

— Я понимаю куда ты клонишь… Ладно, купим мы тебе шубу.

4. Читайте хорошие детективы. Они помогают тренировать мозг своим запутанным сюжетом и в то же время развлекают. Лучшими представителями этого жанра можно назвать Агату Кристи, Артура Конан Дойля и Бориса Акунина.

5. Играйте в шахматы . Вот где простор для развития логических способностей. Пытаясь просчитать все возможные ходы противника, человек развивает умение видеть причинно-следственные связи. Не любите шахматы? Играйте в нарды или преферанс.

И последнее. Научитесь доверять интуиции. Странно, да? Но в действительности интуиция является результатом подсознательных умозаключений, когда человек, сам того не осознавая, делает выводы из информации, предоставленной окружающим миром. Обычно это выглядит так: «Всегда, когда у меня такое ощущение, это плохо заканчивается». Если же копнуть глубже, это всего лишь память прошлых опытов, когда ситуации были оформлены сходным образом. Дрожащий голос собеседника, его бегающие глаза и попытки отвлечь внимание оппонента от главной мысли разговора - мы уже давно забыли, как вел себя мошенник, прежде чем обмануть, а вот подсознание все прекрасно помнит.

Умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью работы любого успешного человека - от этого в прямом смысле зависит его благополучие. Поэтому, развивая ум, мы делаем прямые инвестиции в свое будущее, наполненное достижениями. Но не забывайте о том, что логика может быть коварной - будьте благоразумны и милосердны.

P.S.: Вы разгадали задачки, приведенные в статье? Вот правильные ответы:

Бородатый знакомый - это цирюльник , который ежедневно бреет других людей. А наша собственность, которой друзья пользуются чаще, чем мы - это имя , ведь мы сами редко произносим его.

http://constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-logicheskogo-myshleniya.html#more-19512

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Итак, вопросов по предыдущей я так и не дождался. Хотя именно вопросы говорят о том, что тема затронула человека, и он хочет что-то прояснить для себя.

Думаю, что по сегодняшней теме вопросов будет очень много. С удовольствием отвечу.

Как часто нам не хватает умения логично излагать свои мысли, особенно если для нас важен результат этого изложения. Именно в этот момент нас переполняют эмоции, и наша неспособность аргументировать ведет лишь к накалу страстей, переходящему к повышенным тонам. Но поскольку и это не ведет к результату, то часто вступают в действие оскорбления, далее переходящие в угрозы или даже в драку.

Взаимопонимание так и не состоялось. А причина – неумение грамотно строить свои мысли и вести обсуждение.

Думаю, многим знакома описанная ситуация. Почти ежедневно мы можем наблюдать нечто подобное и в жизни, а еще чаще с экранов телевизоров.

Споры, в которых мало логики, но много эмоций и агрессивности.

Считается, что 70 % конфликтов возникает именно при общении. А как нам правильно общаться, если эмоциональная компетентность у нас не развита (о чем я писал ), а логике высказываний и способности логического мышления нас никто не учил.

Развитие логики и мышления

На что обычно делается акцент, когда речь заходит о развитии мышления?

Основной акцент смещен на развитие творческого мышления. Для решения творческих задач, поиска новых решений, генерации идей, безусловно, требуется нешаблонное мышление.

И этому развитию посвящена основная масса литературы.

Это модно – мыслить нестандартно. Правда иногда эта нестандартность становится слишком эпатажной и ради привлечения внимания пренебрегается элементарная логика.

Плеснуть на холст ведром краски и назвать это произведением искусства, возможно, что это и так, но тогда стоит определиться в терминах, — что такое искусство.

Спорить по этому поводу бессмысленно, пока не введены определения и понятия, чем собственно и занимается логика.

Хотя многие думают, что Логика – это умение решать логические ребусы. В первую очередь, логика – это наука о правильном мышлении . Непротиворечивом, последовательном, обоснованном.

Согласимся, что нам не хватает логического мышления . Все же в жизни чаще требуется именно оно. Делать открытия и генерировать идеи приходится не так уж часто, а вот общаться, убеждать, доказывать, размышлять приходится каждый день.

Есть люди, которых сложно понять, — в их рассуждениях нет логики. И таких, к сожалению, становится все больше. Достаточно послушать любое ток-шоу.

Поэтому сегодня поговорим о развитии логического мышления и о Логике , как науке и ее применении в повседневной жизни.

Можно ли логично рассуждать, не зная основ логики ?

Да можно, ведь можно же прилично говорить и писать, не зная грамматики. Но изучая логику, мы повышаем уровень нашего мышления. Учимся более четко и последовательно излагать наши мысли.

Зачем нам это надо?

Мы так привыкли к практическому результату от наших усилий, а для изучения логики усилия потребуются. Поэтому остановлюсь на этом вопросе более подробно.

Хотя как обычно бывает, — ага, думает читатель – заголовок – «Развитие логического мышления», сейчас заскочу на 20 сек (кстати, таких посетителей более 60 %), — увижу перечень действий из 10 пунктов, — и стану логически мыслить.

И такими мотивирующими алгоритмами, состоящими из 7-10 шагов наполнен весь Интернет. Но пробежав поверхностно одну методику, другую, человек разочаровывается – как же так, а где те Великие изменения , которые обещаны. Детский сад, одним словом ….

К сожалению – это не работает, мотивация проходит через час, в лучшем случае и требуется очередной мотивационный пинок. Мотив, что-либо сделать, должен быть устойчивый, осознанный, как необходимость, а не как простое удовлетворение любопытства. Нужен эмоциональный вектор , если сказать «проще».

Поэтому для начала приведу несколько плюсов изучения логики:

1. Логика учит ясно мыслить и четко излагать мысли. Бессвязная речь, когда человек не может и двух слов связать встречается часто.

2. Формируется умение убеждать и отстаивать свою точку зрения. Требуется убедительная логически построенная речь.

3. Изучение логики вырабатывает привычку анализировать свои и чужие суждения. А также находить в них ошибки и бороться с демагогией. Ведь часто кроме как «сам дурак» и возразить-то нечем.

4. Логика учит спорить. И не доводить спор до перебранки и драки. Помогает находить компромиссы, опровергать ложные рассуждения.

5. Логика вообще вырабатывает умение думать. Иметь свои мысли, а не мысли, навязанные внешним источником.

Думаю, даже этого достаточно для того, чтобы дочитать статью до конца. А вдруг что-то пригодится.

Хотя как сказал Бертран Рассел «Многие люди скорее умрут, чем начнут думать. И умирают, так и не начав ».

Думаю, что к моим читателям это не относится.

Немного из истории изучения логики

До революции 1917 г логику изучали в гимназиях. Но после революции логика была объявлена буржуазным предметом, и исключена из школьной программы.

ЦК ВКП (б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года счел необходимым ввести, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

Был такой знаменитый учебник логики Виноградова 1954 года.

Но в 1956 году преподавание логики в средней школе отменили. Вот так….

Сейчас Логика изучается лишь в отдельных ВУЗах.

И еще немного о грустном .

Не всегда изучение формальной логики способствует развитию мышления. Можно изучить логические операции, работу с суждениями итд, но вот применить это в жизни не всем удается. Изучавшие логику просто не знают, как это сделать.

Проблема большинства учебников по логике в абстрактных примерах: все комары — насекомые, если наступает осень, опадают листья и тд. Логично, да логично, но какие-то нежизненные примеры, поэтому сложно перейти на реальные ситуации.

Еще сложнее использовать законы логики или как применить семантику языка логики предикатов. Это, какое же нужно иметь желание разобраться со всем этим?

Как же развивать способность к логическому мышлению?

Конечно не путем решения логических головоломок и кроссвордов. Самое большое что можно получить от этих занятий– это повысить способность решать головоломки, не более того. И хотя это безусловно полезно для мозга, но все же цель — научиться грамотно строить свои мысли, и упражнения должны быть иного рода.

В первую очередь приближенные к тем ситуациям, когда возникает такая необходимость: доказать, убедить, обсудить и тд.

Именно в реальных условиях можно приобрести опыт, а не изучая теоретические законы логики. Вот чему нужно учиться, — так это как теорию применять на практике.

А для этого для начала следует выяснить для себя — когда же возникает необходимость логических мыслей. Выше я упомянул пять таких ситуаций, но их гораздо больше.

Чтобы понять в общих чертах, что же изучает Логика, рассмотрим основные ее разделы:
1. Понятия.
2. Определения.
3. Суждения.
4. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания.
5. Индуктивные умозаключения
6. Дедуктивные умозаключения.
7. Аналогии, гипотезы, доказательства.

Добавим основные приёмы логического мышления — сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Вот собственно и все разделы.

Подход к обучению

Проблема в том, как перевести знание формальной логики в практическую логику.
Я предложу один подход, который возможно вам будет интересен. В своей книге « » я его упоминал.

Петр Спиридонович Агафошин (1874—1950 гг) – известный русский гитарист. В книге «Школа шестиструнной гитары» он так описывал один из основных принципов обучения:

Учащийся должен учиться играть играя . Т.е. приобретать необходимые навыки игры не на сухом учебно-тренировочном материале типа упражнений и этюдов, а на умело подобранном высокохудожественном материале, воспитывающим вкус и приносящим вместе с практическими и техническими навыками также и эстетическое удовлетворение.

Почему бы и здесь не использовать этот принцип, т.е. решать практические мыслительные задачи, возникающие в реальности, где требуется применение логики. Это не учебные кейсы, которые решаются в идеальных условиях, а жизненные ситуации, где есть место неожиданностям и проявлениям эмоций.

Например, обсуждения/спор .

Чтобы различные дискуссии, споры и просто обсуждения носили логически культурный характер важно, чтобы участники одинаково понимали точное значение терминов, участвующих в этом обсуждении.

Например, сложно понять человека — о чем он говорит, если он не дал определения по предмету своего разговора. Не уточнив понятия и определения, каждый участник разговора/спора может понимать под этим понятием что-то свое (в меру своих знаний). Вот и непонятно о чем собственно идет спор.

И если ученый спор касается понятий – бесконечность, материя, пространство и тд, то в рабочих обсуждениях фигурируют более прозаичные вещи: например, маржа, стратегия, маркетинг, а в житейских ситуациях — число обсуждаемых вещей намного больше.

Поэтому первое правило логики: основные термины высказывания, тезисы должны быть четко определены, вне зависимости знают их другие или нет. Важно единообразие в понимании.

Отсюда первый навык практической логики умение оперировать понятиями .

Зная важность этого, можно более детально изучить теоретическую часть раздела логики — «Определения ». Вот его подразделы (например, по учебнику Виноградова):

1. Содержание и объём понятий.
2. Соотношение между содержанием и объёмом понятия.
3. Ограничение и обобщение понятия.
4. Родовые и видовые понятия.
5. Основные классы понятий.
6. Отношения между понятиями.
7. Сущность определения понятия.
8. Правила определения.
9. Генетическое определение.
10. Номинальное определение.
11. Значение определений.
12. Приёмы, заменяющие определение.
13. Сущность деления понятия.
14. Правила деления.
15. Дихотомическое деление.
16. Приёмы, сходные с делением.
17. Классификация.

Изучая теоретически этот вопрос, вы уже представляете, как эти знания могут быть использованы на практике.

Другой важный навык – умение задавать вопросы . Как я уже говорил ранее, наше мышление состоит из вопросов и поиска на них ответов.

Но чтобы правильно поставить вопросы и отвечать на них необходимо знать, что такое правильно поставленный вопрос. Это уже к области Логики.

У любого вопроса есть предпосылка вопроса, т.е. информация об объекте, по поводу которого возник вопрос.

Например: вопрос — нравятся ли вам статьи на моем благе?
Вопрос предполагает наличие блога и статей, размещенных на нем, а также автора. Т.е. предпосылку.

Что же такое правильно заданный вопрос ?

Во-первых, требуется наличие необходимого объема информации и возможность этой информацией воспользоваться.

Также необходимо проверить все предпосылки вопроса, — они должны быть истинны, если хоть одна предпосылка ложна, то вопрос неправильный.

Например, если на блоге только одна статья, а вопрос касается «статей». Предпосылка не истинна, следовательно вопрос — неверный.

В общем виде – вопрос правильный, если на него в принципе, может существовать ответ.

Ведь есть и такое: «один дурак может задать вопрос на который и сто мудрецов не найдут ответ ».

Зная, что вопрос должен удовлетворять формальным правилам логики, более внимательно изучаем эту часть Логики.

Рассмотрим еще одну логическую форму – рассуждения .

Рассуждения – это мыслительная деятельность (т.е. наше мышление), когда происходит взаимодействие отдельных суждений и на их основе появляются новые суждения. Весь этот процесс – рассуждение.

Можно говорить о структуре рассуждений: т.е. одни суждения нам известны, другие – нет. Их связывает между собой логическая операция.

Существует несколько видов рассуждений. Если из известного суждения (называется предпосылка ) выходит неизвестное ранее суждение (заключение ), то это называется умозаключени е.

Известны дедуктивные рассуждения и индуктивные рассуждения.

По каким логическим законам строится рассуждение также можно узнать из учебника логики.

Но лучше это сделать после того как наглядно, в реальной ситуации выделить рассуждение и попытаться понять, как оно строится сейчас, без знания формальной логики. Затем уже обратиться к учебнику.

Итак, последовательность такая:

1. Знакомимся с основными разделами Логики .
Для этого вам потребуются навыки чтения сложной деловой литературы, которые я описал в книге « », в частности синоптическое чтение и приемы при чтении деловой литературы.
Результат: общее представление о формальной логике.

2. Области применения . Вы уже знаете области где будет полезна логика. Мы это определили выше, в общих чертах.
Следующее, что можно сделать – это постепенно вводить логические формы в эти ситуации, т.е. практически использовать отдельные элементы теории Логики.

Для начала ситуации следует выбирать не слишком критичные для вас, — ведь еще нет опыта. Учимся на простых бытовых ситуациях, где неудача не скажется на вас лично. Постепенно сложность ситуация увеличиваем.
Таких возможностей в жизни масса – начиная от магазина, заканчивая – посещением госучреждений.

Бывает полезно подмечать логические уловки, которые возникают на нашем пути. Например, реклама «Сегодня – в кредит, завтра – за наличные». Требуется устранить логическую неопределенность: сегодня- это когда, а завтра – когда? Узнайте у рекламодателя – почему нарушены законы логики. И таких примеров масса.

3. Логические формы вводим постепенно, поэтапно, поэлементно.

Задача: разбирать отдельные логические формы и пытаться использовать их на практике.
Сначала вводим определения и понятия. Т.е. начиная любое обсуждение – определяемся c понятиями в нем участвующими. Для этого внимательно изучаем теоретическую часть логики – Определения и Понятия.

При любом общении старайтесь найти предмет обсуждения, формулируйте определения и старайтесь применить полученные знания.

Затем – формулировка вопросов. Пробуем задавать правильно вопросы.

Затем пытаемся рассуждать. Изучаем теорию рассуждений. И так далее, включаем остальные элементы логики.

В какой-то степени, можно говорить, что в данном подходе используются логические приемы мышления, такие анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.

С помощью анализа мы выделили отдельные части Логики. Изучили, применили.

Абстрагирование помогло нам исключить второстепенные, неважные особенности логических форм. С помощью синтеза и обобщения – соединили отдельные части в единое. И теперь можем использовать в нашем общении все логические элементы.

Вот так постепенно двигаясь от простого к сложному, Логика займет важное место в вашем мышлении.

Одновременно изучаем не только теоретическую, но и популярную литературу по Логике.
Главное начать.

Не обязательно становиться великим математиком, у которого математическая логика на первом месте. Достаточно уровня логического мышления, необходимого в обычной жизни.

Можно бесконечно долго рассказывать о логике, но в одной статье всего не охватишь.

Поэтому предложу вам список литературы для изучения, но это предмет не из легких.

Теорию лучше изучать по учебникам, причем по старым учебникам. Все же предыдущее поколение лучше владело Логикой. Поэтому список может быть такой:

1. В.Г. Челпанов. Учебник логики. 1915 г.
2. В.Ф. Асмус. Логика. 1947 г.
3. С.Н.Виноградов, А.Ф. Кузьмин. Логика. Учебник для средней школы. 1954 г
4. А. Д. Гетманова. Учебник по логике. 1995 г
5. Д.А Гусев. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. 2003 г
6. В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 2008 г
7. А.Л. Никифоров. Книга по логике. 1998 г
8. Д. Халперн. Психология критического мышления. 2000 г

И еще полезные книги :

9. А.И Уемов. Логические ошибки. Как они мешают правильно думать. 1958 г
10. Ю.А.Петров. Азбука логичного мышления. 1991 г
11. А.А. Ивин. Искусство правильно мыслить. 1986 г

Можно познакомиться с книгой М.Коэн, Э. Нагель. Введение в логику и научный метод. 2010 г. (656 страниц). Долгое время это был основной учебник для ВУЗов в США.

Можно изучить и Аристотеля — родоначальника формальной логики. Его Органон .

Органон (инструмент, метод) - традиционное название философских сочинений Аристотеля, посвящённых логике.

В состав Органона входят:
1. Категории.
2. Об истолковании.
3. Первая аналитика.
4. Вторая аналитика.
5. Топика.
6. Софистические опровержения.

Аристотель называет логику «Аналитикой », и в трактате «Аналитик» (Первой и Второй), он изложил ее основные учения: об умозаключении и о доказательстве.

На этом думаю, будет достаточно. В следующий раз мы продолжим рассматривать другие подходы к развитию мышления.

Жду Ваших комментариев и вопросов .

Если статья понравилась, нажмите, пожалуйста, на социальные кнопки. Спасибо!

С уважением, Медведев Николай.

6 комментариев к записи “Формирование логического мышления”

    Удивительные особенности российского образования: спрашивать то, чему не учили. На егэ по русскому языку даже в критерии сочинения включили логическую связность текста, кто бы этому ещё выпускника научил. Только талантливый педагог совместит весьма поверхностно обучение своему предмету и логике. Поэтому детям, кроме крика, нечему учиться у взрослых, и порой стыдно смотреть передачи дискуссионного замысла.

    А теперь вопрос:"Почему исключили изучение логики и психологии в школах и не изучают в некоторых вузах? Сколько обид от непонимания собеседниками надо получить, чтобы приобрести навыки логического мышления, или они даны природой и передаются по наследству?" Спасибо за Ваш материал,он очень важен.

    • Спасибо Лана за комментарий!

      Почему исключили логику из школьной программы?

      Официальная версия — борьба с перегрузками школьников. В это время происходило много изменений в системе образования, переписывались учебники, менялась система управления и тд.

      Логику хотя и вводили в 1948 г, но уровень преподавания — ? Кто преподавал, как правило это были не специально подготовленные учителя, а чаще преподаватели литературы.

      Аналогично и сейчас — преподавание основ религии под вопросом — а кто будет преподавать эту дисциплину.

      Навыки логического мышления к сожалению по наследству не передаются. На уровне бытовой логики мы учимся на примерах из жизни.

      Но этого мало. Кроме того логичность мышления это не только знание логических форм, но и общий кругозор. Без него просто нечего будет соединять логически.

    Где логика в том, что не преподают Логику?

    После смены царского режима отмена Логики диктовалась, скорее всего, как замена ее на кодекс строителя коммунизма и это была недооценка ее значимости в повседневной жизни. Сейчас же ее отсутствие — это результат бездумной реформы образования под влиянием запада.

    Не только Аристотеля читать одно удовольствие, а любую античную книгу, в которых нет двойного смысла, ненужных усложнений речи, а все излагается просто и понятно. На земле нет более волшебного и насыщенного смыслом языка, чем русский, от которого собственно и произошли остальные языки, что нетрудно заметить на примере английского, если внимательно относится к словам. Легкость чтения античной литературы говорит и полном понимании автором того, что он пишет, в отличие от современных книг и особенно учебников (все, что пишет автор этого блога Медведев, сюда не относится), наполненных совершенно ненужной сложностью изложения, исходящей от недостаточного понимания предмета. И вот возьмите русское слово «сложно», что оно означает? Сложно = ложно. И, наоборот, — «просто, как все гениальное». Учась в школе в 60-70 годах, я очень не любил писать сочинения, хотя с русским языком было все на отлично. И, взяв как-то у матери — преподавательнице русского языка старые учебники — довоенные и послевоенные, я был поражен насколько они были лучше наших — так просто и доступно в них все объяснялось. Эти учебники были для меня находкой, по ним сочинения писать было милое дело. А уже в тех, по которым я учился началось повсеместное превалирование формализации над простотой и ясностью изложения. На зачем нам формализация, тем более детям? Мы же дома говорим с ними не формализованным языком, а простым. И вспомните, чем брал Ленин на своих выступлениях. Он говорил с людьми на понятном, доступном для простых людей языке, хотя в то время теория марксизма-ленинизма считалась очень сложной и мало, кто мог ее понять. Кстати, в библиотеке, где я был постоянным еженедельным посетителем мне как-то попалась статья Ленина о правильной организации труда. Иначе, как гениальной ее не назовешь, до сих пор жалею, что не переписал ее тогда.

    Самым важным значением логики я вижу способность создавать собственное мнение по любому вопросу, а не пользоваться умственными «жвачками» других людей. А главное свойство логики я понимаю, как последовательность мыслей для достижения определенного результата, в которой каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Т.е. логика — это структура, согласно которой мы упорядочиваем свои мысли для достижения конкретной цели.

    Например, мне нужно создать свое мнение о предмете, явлении или ситуации. Я начинаю собирать информацию, затем отделяю факты, объективную информацию от субъективной. Рассматриваю предмет изучения в его развитии, эволюции, определяя закономерности и тенденции развития. И, основываясь на этих объективных факторах, строю свое мнение. Если мое мнение отлично от другого, то я буду стараться определить, на чем основано другое мнение, на каких предпосылках, фактах или субъективных вещах.

    Именно эту главную черту логики — последовательность мыслей и использовал знаменитый Сократ в своих спорах и убеждениях, когда, оттолкнувшись от какого-то неоспоримого факта, признаваемого обеими сторонами, начинал последовательное движение от одного бесспорного утверждения к другому, приходя, в конце концов, своего оппонента к убеждению в своей правоте.

    Сегодня я тоже, используя логику, а именно, показывая сотруднику банка на отсутствие последовательности между их декларациями о хорошем обслуживании и реальным положением дел, убедил его в необходимости принятия соответствующих мер.

    Спасибо, Николай, за хорошую, актуальную тему и, как всегда, интересную статью!

    • Спасибо Константин за отличное продолжение статьи!

      В одной из своих статьей я упоминал 10 вопросов системного подхода к изучению предмета, поэтому полностью согласен с Вами по технологии создания своего мнения о предмете, которую вы описали.

      Я тоже предпочитаю более ранние издания, и читаю обычно создателей идей, учений, а не их последующие трактовки и «разжевывания».

      В следующей статье я приведу практические советы по использованию логических форм. Поговорим о критическом мышлении, особенно важного для настоящего времени.

      Уже вижу, что настоящая статья слишком объемная, поэтому возьму за основу формат 3 000 знаков (в этой 17 000 знаков).

      Также добавлю несколько старых изданий по организации труда, а раньше организовывать умели:

      1. Г.Ф. Попов. Техника личной работы.

      2. А.К. Гастев. Как надо работать. 1972 г

      3. П.М. Керженцев. Принципы организации. 1968 г

      4. М.А. Штремель. Инженер в лаборатории. Организация труда.1983 г