Визуальное мышление. Визуальное мышление — творческое решение проблем

Мыслить можно по-разному, когда мы используем суждения, то мыслим логически, а если применяются мысленные образы, то это уже визуальное мышление . Оно выступает путем образного моделирования.

Основой визуального мышления является наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, где при упоминании слова корова в первую очередь всплывает ее образ, а не понятие, раскрывающее смысл данного термина.

В развитой форме подобный вид мышления характерен для творческих людей: художников, модельеров, архитекторов, дизайнеров, скульпторов.

Так, например, с Востока пришла к нам мудрость: «Что нужно сначала сделать, чтобы нарисовать животное? Следует сначала его представить себе». Это значит, что древние мудрецы Востока, в отличие от западных ученых, знали о практической значимости визуального мышления.

На Западе же долгое время считалось, что воображение не является частью , но сегодня доказано обратное.

Так, если задать ситуацию, что сейчас время – 3 часа 50 минут, сколько было времени 20 минут назад, то большинство, конечно же, начнет производить математические вычисления (50 – 20=30) и получат время 3 часа 30 минут.

Но творчески мыслящие люди просто представляют циферблат и визуально (мысленно) переводят стрелки на четыре деления, равных в общей сложности 20 минутам и получают 3 часа 30 минут.

Получается, что одну и ту же задачу можно решить логически, а можно получить ответ на нее путем образного мышления.

Стоит отметить, что животные, в отличие от нас, не знакомы с открытыми нами математическими, физическими формулами, но прекрасно при этом определяют расстоянии и величину необходимой силы, которую стоит приложить в определенных условиях.

Так, кошка, перед прыжком на шкаф не побежит за инструментами, чтобы измерить все величины, а просто визуально определит необходимую для преодоления дистанцию и прыгнет с необходимой силой.

Если бы человек так же развивал свое визуальное мышление , а не придумывал все более сложные приспособления, то сегодня мы бы лучше ориентировались в пространстве и не блуждали в трех соснах.

Подобное мышление практически применимо в любой деятельности, где требуется творческий, нестандартный подход.

Так, например, в бизнесе при собственном производстве, изготовлении упаковок, .

И если ваше визуальное мышление достаточно развито, то вы сможете создавать яркие образы, представляя конечный результат ваших усилий в мельчайших деталях, подробностях.

То же самое относится к этапу создания бизнеса. Мысленно можно продумать ваш бизнес-план: его оформление, структуру, детализацию тоже можно представить посредством визуального мышления.

Речь, конечно, идет не о бумажной форме, а о конкретном предприятии. То есть о подразделениях, отделах, дизайне помещений, необходимом оборудовании, униформе сотрудников, логотипе, корпоративной символике.

Можно создать сначала устойчивый образ вашего кафе, ресторана, салона красоты, торговой точки, а потом стараться воплотить этот визуальный план, материализовав его.

Сегодня визуальное мышление может быть реализовано и практически применимо не только для творческих людей, но и для всех, кто ищет .

А предпринимательство – это как раз та среда, где раскрываются способности, реализуются возможности и используются креативность и оригинальность.

Наши читатели первыми познакомятся с… картинками из книги Дэна Роэма «Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем» (в оригинале: «Unfolding the Napkin. The Hands-On Method for Solving Complex Problems with Simple Pictures»), которая вскоре выйдет в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Вы не умеете рисовать? Это не повод проигнорировать книгу о том, как с помощью рисунков генерировать идеи, принимать решения, общаться с коллегами, обучать сотрудников и др.

К сожалению, сам я, будучи специалистом по работе с информацией и знаниями, долго отгораживался от визуальных инструментов, которые могли мне помочь делать свое дело быстрее и лучше. Хотя, время от времени, и отмечал периферийным зрением: визуальное мышление – одна из «горячих», обсуждаемых тем.

Но я же не умею рисовать!

Если бы не случай – я так бы и не узнал: чтобы овладеть методом Дэна Роэма Visual Thinking, вовсе не нужно уметь рисовать! Как видите, и сам гуру визуального мышления – далеко не мастер изобразительного искусства. Более того, по наблюдениям Роэма, люди, утверждающие, что совершенно не умеют рисовать, часто создают наиболее глубокие, проникающие в самую суть вещей визуальные образы.

Другими словами, если вы способны нарисовать квадратик, кружок, стрелку и самого простого, схематичного человечка – значит, в состоянии овладеть Visual Thinking. Ибо карандаш и лист бумаги (авторучка и салфетка, фломастер и флип-чарт) – это только инструменты стимулирования собственного мышления и коммуникаций с другими людьми. Если знать, как ими пользоваться в этом качестве.

Книга «Практика визуального мышления» – продолжение бестселлера «Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов» (в оригинале: «The Back of The Napkin. Solving Problems and Selling Ideas with Pictures»), изданного на 25 языках, признанного журналом Fast Company лучшей деловой книгой 2008 года и выбранного журналом Business Week книгой года в области инноваций и дизайна. Используя описанный в ней метод, Дэн Роэм помогал решать проблемы лидерам компаний Microsoft, Google, Wal-Mart, Boeing и др, а также американского Сената.

Первая книга («Визуальное мышление») была посвящена описанию и обучению методу Visual Thinking, основанному на естественной способности человека видеть суть вещей не только глазами, но и внутренним взором. Книга помогает освоить два главных инструмента визуального мышления («Правило 6х6» и SQVID), а также научиться трем вещам: а) находить новые идеи; б) быстро развивать и проверять идеи; в) объяснять свои идеи так, чтобы окружающие их быстро понимали и принимали. Причем, как доказывает в своих книгах Дэн Роэм, нет более мощного, быстрого и эффективного способа добиться этих трех вещей, как нарисовать простую картинку.

Вторая книга («Практика визуального мышления») – курс занятий по визуальному решению проблем. За четыре дня Дэн Роэм берется провести думающих, увлеченных и терпеливых читателей из точки: «Я не умею рисовать!» – в точку: «Кажется, моя картинка может изменить мир!» Инструменты те же, что и в первой книге – но вторая книга позволяет их освоить шаг за шагом на примерах решения реальных бизнес-задач.

Если теория и практика визуального мышления вас по-настоящему увлекут, могу рекомендовать знакомство и с третьей книгой Роэма: «Бла-бла-бла или Что делать, когда слова не работают» . Она рассказывает, как объединить для решения проблем инструменты визуального и вербального мышления, простые картинки и простые слова, точно отражающие суть проблемы.

Чтобы словам было тесно, а картинкам – просторно в моей рецензии, предлагаю вашему вниманию небольшой изо-дайджест из книг Роэма с короткими комментариями. Пусть визуальные образы сами расскажут о методе визуального мышления.

Итак, нарисованный ниже «швейцарский армейский нож» – метод Visual Thinking целиком на одной картинке. Здесь и три базовых инструмента визуального мышления, которые всегда с вами (глаза, внутреннее зрение, руки), и четыре этапа Visual Thinking (посмотреть, увидеть, вообразить, показать другим), и пять вопросов инструмента SQVID (просто или детально? качественно или количественно? видение или исполнение? индивидуальные характеристики или сравнение? изменения или статус-кво?) и шесть способов восприятия образов нашим мозгом, которым соответствуют шесть типов изображений (типа: «кто/что», «сколько», «где», «когда», «как», «почему/зачем»).

Возможно, этот ощетинившийся инструмент вам слегка напомнил ветвистые «деревья» ментальных карт? На самом деле, подобие случайно: между двумя методами нет ничего общего. Вот совершенно другой пример (с которого, к слову, и родился метод Visual Thinking). В свое время Дэна Роэма, сотрудника консалтинговой компании в Нью-Йорке, попросили в пожарном порядке выступить вместо коллеги в Шеффилде (Англия) на совещании по развитию удаленного образования. Должны были присутствовать важные персоны, включая премьер-министра Великобритании Тони Блэра – а времени на подготовку лекции и презентации PowerPoint уже не оставалось (встреча предстояла на следующее утро). Уже в вагоне-ресторане поезда Лондон-Шеффилд Роэм нарисовал на салфетке вот эту картинку. Она объяснила высокопоставленным чиновникам от образования все, что действительно имело значение в обсуждаемой теме, а также помогла структурировать дискуссию и сделать совещание продуктивным. Выступление самого Роэма прошло на «ура».

Ниже – сведены на одном листе основные инструменты визуального мышления: метод SQVID и «Правило 6х6». В итоге получилось некое подобие визуальной «таблицы Менделева»: все возможные варианты типов рисунков для решения любого из шести существующих в мире проблем (типа «кто/что», «сколько» и др.). Шпаргалка по эффективному использованию метода Visual Thinking, которая будет всегда под рукой.

«Правило 6х6» из книги «Визуальное мышление» сведено ниже в одну таблицу с инструментом «Живой Лес» из книги «Бла-бла-бла». Столкнувшись с проблемой определенного типа, вы сможете прояснить ее суть для себя и других людей как с помощью рисунков, так и с помощью слов, не тратя время и внимание на лишние, пустые детали.

Напоследок — тренировочное упражнение из книги «Практика визуального мышления». Рисуйте и получайте удовольствие!

Думать «глазами»: визуальное мышление

Изучая формы мышления, логика давно в качестве основных выделила следующие: понятие, суждение, умозаключение. «Формы мышления - это все те формы, в которых протекает познавательная и мыслительная деятельность человека, все формы деятельности и общественного субъекта в идеальном плане, направленные на воспроизведение в содержании мышления закономерностей и свойств объективной реальности и заданные индивиду предшествующим развитием совокупной духовной культуры человечества». Не останавливаясь подробно на формах вербального мышления, отметим только, что понятия, суждения и умозаключения различны по своей функции. Суждение служит для строгой фиксации определенного результата в процессе мышления, понятие подводит итог предшествующего познания путем свертывания многочисленных суждений в одно целое. Умозаключение является формой движения от одних суждений и понятий к другим, выражает процесс получения новых результатов в мышлении.

Следует отметить, что в настоящее время в философской литературе продолжает господствовать тенденция, сводящая процесс опосредованного и обобщенного отражения субъектом существенных связей и отношений лишь к вербализованному мышления. «Мысли людей могут возникнуть и существовать только на базе языкового материала в форме отдельных слов и их сочетаний». «Мышление… происходит только на основе и при помощи языка». «Мысль не существует до ее словесного оформления». В известных границах такая абстракция мышления оправданна. Как писал В.И. Ленин: «Всякое слово (речь) уже обобщает. Чувства показывают реальность; мысль и слово - общее». И далее: «В языке есть только общее». В наиболее концентрированном виде отвлеченное от частных признаков общее действительно фиксируется в понятии, объектированном в слове. Но вместе с тем, считая эталоном мышления вообще вербальное мышление, не следует гипостазировать последнее и приписывать его особенности рациональному познанию в целом.

Существует и иные, невербализованные способы обнаружения скрытых от непосредственного чувственного созерцания связей явлений, не соединенные прямо с оперированием понятиями. В свое время этот феномен был отмечен великим русским физиологом И. М. Сеченовым: «У всех народов всех веков, всех племен и всех ступеней умственного развития словесный образ мысли в наипростейшим виде сводится на наше трехчленное предложение. Благодаря именно этому, мы одинаково легко понимаем мысль древнего человека, оставленную в письменных памятниках, мысль дикаря и мысль современника. Благодаря тому же, мы можем утверждать с полной уверенностью, что те внутренние скрытые от нас процессы, из которых возникает бессловесная мысль, у всех народов, всех людей одинаковы и производятся такими орудиями, которые действуют неизменно, как звенья какой-нибудь машины». Важно отметить: когда И.М. Сеченов говорит о трехчленном предложении. Имея в виду субъективно-предикативное суждение, он подчеркивает, что оно является наипростейшим видом. Как бы ни были многообразны формы суждения (с развитием науки открываются их новые формы), вместе они лишь относительно могут охватить всю гамму реальных связей и отношений действительности, оставляя место для внесловесного мышления.

Л.С. Выготский, писал, что «речевое мышление не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи. Есть большая часть мышления, которая не будет иметь непосредственного отношения к речевому мышлению. Сюда следует отнести раньше всего, как указывает Бюлер, инструментальное и техническое мышление и вообще всю область так называемого практического интеллекта, которая только в последнее время становится предметом усиленного исследования». Касаясь обсуждаемой проблемы, А.В. Славин отмечает: «Есть все основания полагать, что значительная часть информации, которой обладает субъект, до определенного момента не поддается словесному осмыслению и словесной формулировке, т.е. остается, как говорят психологи, инвербализованной». Сравнивая между собой различные типы мышления, Б.А. Серебренников делает вывод: «Мышление без слов так же возможно, как и мышление на базе слов. Словесное мышление - это только один из типов мышления». Конечно, мышление осуществляется главным образом посредством внешней и внутренней речи, но далеко не все содержание мысли выражается в словесно развернутой, синтаксически расчлененной форме множества высказываний.

Традиции, соотносящие мышление лишь с вербальной формой, давние, и отказаться от них трудно. Ещё в начале XX века формы «практического» или «наглядно-действенного и наглядно-образного» интеллекта рассматривались как подготовительные стадии в развитии мышления или как примитивные его формы. Однако в настоящее время в психологии при изучении сложной мыслительной деятельности, опирающейся на конкретные пространственные, силовые и т.п. представления и протекающей в виде действия с внешними объектами (схемами, макетами конструкций, разного рода динамическими предметными ситуациями), с необходимостью признано сосуществование различных форм высокоразвитого мышления, нередко теснейшим образом переплетающихся и переходящих друг в друга. Как отметил А.Н. Леонтьев, «принципиальное значение такой «полиморфности» мыслительных процессов для общей теории мышления состоит в том, что оно ведет к фактическому преодолению абсолютного противопоставления внутренней теоретической деятельности и деятельности чувственной, мысли и практического действия». Между абстрактно-логическим вербальным мышлением и практическим целеполаганием постепенно обнаруживаются реальные опосредующие звенья, имеющие сложный чувственно-рациональный характер.

В начале 60-х годов М. Газанига и Р. Сперри - американские психофизиологии - получили данные, согласно которым основное различие между двумя типами мышления и постижения мира (логико-знаковым, вербальным, преимущественно связанным с активностью левого полушария нашего мозга, и пространственно-образным, связанным с активностью правого полушария) состоит не в характере отражаемого материала, а в принципах контекстуальной связи между словами и образами. Логико-знаковое мышление так организует используемый материал (неважно, вербальный или невербальный), что создает однозначный контекст, необходимый для социального общения. При этом из всех реальных связей между предметами и явлениями отбираются только некоторые, наиболее существенные для анализа и упорядоченного отражения действительности. Отличительной же особенностью правополушарного, пространственно-образного мышления является одномоментное «схватывание» всех имеющихся связей, что обеспечивает восприятие реальности во всем ее многообразии такой, какой она является сама по себе. Здесь отдельные свойства образов, их «грани», взаимодействуют друг с другом сразу во многих смысловых плоскостях, что определяет многозначность образа.

Наблюдения за больными, у которых было перерезано мозолистое тело, соединяющее две половины мозга человека, показали, что разделение полушарий создает две независимых сферы сознания в одном мозгу. То, что левое полушарие способно «производить» и «понимать» речь, а правое нет, приводит некоторых советских исследователей к такому выводу: мыслительные процессы в левом полушарии могут быть представлены в словесной форме непосредственно, а происходящие в правом - только после передачи соответствующих сигналов в левое и преобразования там в речь. Данные, полученные относительно функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга человека, указывают на диссоциацию и последующую ассоциацию чувственно-образных и абстрактно-логических составляющих мыслительного процесса. Нейродинамические системы, ответственные за те субъективные состояния, которые протекают на несловесном уровне, обладают относительной автономией. Речь идет не только о субъективных состояниях в форме непосредственных чувственных образов, но и о синтетических образах несловесного мышления.

Основную функцию визуального мышления психологи усматривают в его способности упорядочивать значения образов. Так, американский эстетик и психолог Рудольф Арнхейм полагает, что никакую информацию о предмете не удастся непосредственно передать наблюдателю, пока этот предмет не будет представлен в структурно ясной форме. «В ходе такого мыслительного процесса запутанная и бессвязная ситуация с неопределенными отношениями структурно перестраивается, организуется и упрощается, пока наградой разума за его труд не станет образ, который делает значение видимым».

Такого рода восприятия схватывают абстрактные черты предмета, а визуальное мышление, по Р. Арнхейму, и опирается, прежде всего на них (не на слова). Вот что он пишет по данному поводу: «Если у человека имеется общее представление о кристалле или земном шаре, то на его представление не будет оказывать какого-либо влияния точка восприятия этого объекта. Это бесспорно, так как визуальное понятие об объекте в основном базируется на всеобщности восприятия со всевозможных сторон. Однако это есть визуальное понятие, а не словесное описание, полученное в результате мыслительного абстрагирования от знания, приобретаемого посредством перцептивного опыта. Интеллектуальное познание помогает иногда сформулировать визуальное понятие, но лишь в той степени, в какой понятия могут быть переведены в атрибуты зрительного восприятия». В философском смысле это означает, что визуальное мышление в той форме, в какой оно понимается Р. Арнхеймом, позволяет онтологизировать результаты абстрактно-вербального мышления.

Появился ряд работ в области психологии, где визуальное мышление относят к наглядно-образному мышлению. Что же представляет собой наглядно-образное мышление? Особенности форм мышления получили основательное освещение в онтогенетических исследованиях детского мышления, которые дают весьма ценный материал для восстановления филогенеза мышления и сознания. Выделяется наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление.

Основной признак наглядно-действенного мышления - тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с действиями, преобразующими познавательный предмет, принципиальная невозможность решить поставленную задачу, не совершая практических действий. «Наглядно-действенное мышление направлено на выявление наиболее близко лежащих к «поверхности», но все же скрытых свойств предметов и явлений. Восприятие здесь уже бессильно».

В ходе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для более сложной формы - наглядно-образного мышления, когда решение определенных задач может быть осуществлено субъектом без участия практических действий. «Стадия наглядно-действенного мышления сменяется стадией интеллекта, который представляет собой форму наглядно-образного мышления». В ряде исследований, проведенных советскими учеными (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.Н. Шемякин, И.С. Якиманская и др.), убедительно доказана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении практических и познавательных задач. Наглядно-образное мышление является не только предпосылкой понятийного мышления, но выполняет и специфические функции, которые не могут быть осуществлены другими формами мышления. При понятийном мышлении сущность объекта воспроизводится посредством оперирования понятиями, где главную роль играют различного рода вербализованные суждения, умозаключения и т.д.

Умственная деятельность неоднородна: она может протекать как в процессе оперирования словами, так и оперирования пространственными структурированными схемами; интервал между предельно символизированными вербальными средствами наглядно-иконическими изображениями заполнен самыми разнообразными промежуточными знаковыми формами. Сейчас психологи говорят о существовании двух полярных типов внутренних умственных действий. Первый тип - умственные действия, являющиеся результатом интериозации устойчиво повторяющихся практических действий и проявляющиеся как логические операции. Что касается второго типа, то, согласно утверждению С.Л. Рубинштейна, «всякая внешняя материальная деятельность человека уже содержит внутри себя психические компоненты… посредством которых осуществляется ее регуляция». Развивая эту мысль, можно предположить, что в процессе построения внешнего действия одновременно формируется и определенное внутреннее действие, которое не только управляет внешним действием, но и объединяет отдельные операции последнего в целостную систему. Внешнее действие - это система операций, объединяемая внутренней схемой. То есть, второй тип - это умственные действия, формирующиеся одновременно и в тесной связи с внешними действиями как управляющее ими звено. Причем не представляется возможным определить, являются ли внутренние действия этого типа следствием прямой интериоризации практики. Этот второй тип внутренних умственных действий «существенно отличается от внешней предметной, предметно-чувственной деятельности как по содержанию, так и по структуре».

Дело в том, что второй тип умственных действий формируется под влиянием двух факторов - его чувственно-модальный «материал» является своеобразно редуцированной предметной чувственностью. Схематически напоминающей восприятие внешних предметов, но вместе с тем данный материал структурно компонуется так, что перестает непосредственно походить на то, что в данный момент воспринимается извне. Такая трансформация детерминирована ранее накопленным интеллектуальным опытом, знаниями об окружающем мире в целом, понятийными структурами. Примерами могут служить физико-теоретические образы мирового эфира или волнового пакета, сопряженные с понятиями абсолютно неподвижного пространства и волновой функции. Именно указанный тип умственных действий, обусловленный, с одной стороны, непосредственным созерцанием, а с другой - абстрактно-логическим мышлением, и составляет основу визуального мышления. С его помощью продуцируются наглядные образы скрытых от непосредственного взора наблюдателя связей и отношений предметов, на нем зиждется творческое воображение ученого, художника, инженера.

Таким образом, за происхождение визуального и вербального мышления ответственны разные типы умственных действий и средств, которые в своем взаимодействии и взаимопроникновении обеспечивают целостность и разносторонность рациональной формы мышления.

Среди предложенных в психологической литературе определений обсуждаемого слоя слабо вербализованной субъективной реальности наиболее адекватным представляется следующее: «Визуальное мышление - это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия».

Визуальное мышление выполняет специфические познавательные функции, которые диалектически дополняют понятийное исследование объекта. При этом оно способно эффективно отражать практически любые категориальные отношения реальности (пространственно-временные, атрибутивные, каузальные, телеологические, экзистенциальные и др.), но не через обозначение этих отношений словом, а через их воплощение в пространственно-временной структуре, в трансформациях и динамике чувственных образов.

Визуальное мышление имеет синтетический характер: оно возникает на основе вербального мышления, но за счет соединения с трансформированными чувственным материалом во многом теряет свой вербализованный характер. Психологические эксперименты свидетельствуют, что конструкторский образ, как правило, являет собой органический сплав из 60-80% зрительной информации и 4-20% вербальных определений, причем зрительная информация нередко соотносима с умозрительными конструкциями, не имеющими прямых аналогов в существующей практике. Вместе с тем, как было отмечено раннее, невербализованное знание в образах визуального мышления при определенных условиях может быть вербализовано.

язык мышление визуальный

Визуальное мышление – это метод творческого решения задач в плане экспрессивной имитации. Базисом является наглядно-действенное мышление. Такой вид мышления свойственен архитекторам и дизайнерам. Такие мысли напрямую связаны со зрением. Развивать этот тип мышления обозначает видеть больше, нежели предстает перед глазами.

Визуальное мышление: что это такое

Визуальное мышление – это умственное деяние, в основе которого лежит манипулирование примитивными графиками. Это метод креативного решения проблематичных задач в плане моделирования.

Само мышление непосредственно связано со зрением. Зрение – это самый важный метод получения нужной информации. Ребенок может иметь отличное зрение, но не различать визуальные сигналы. Именно поэтому ребенку необходимо помочь научиться замечать таковые сигналы.

Этот вид мыслей – это применение образов. Визуализация улучшается тогда, когда родитель просит ребенка во что-то вглядываться и что-либо представлять. Совершенствование визуального мышления позволяет развивать творческие умения малыша.

Многие профессии нуждаются в хорошо совершенствованном визуальном мышлении. К ним относят:

  • дизайн;
  • архитектура;
  • инженерия;
  • ботаника;
  • навигация и другие.

Такой вид мыслей необходим в том случае, если необходимо что-либо вообразить. Например, когда люди шьют, играют в шахматы, вяжут, собирают модель.

В процесс совершенствования данного типа мышления включают:

  • стимул;
  • реакцию;
  • вывод.

Как и любой другой вид мыслей, визуализация развивается тогда, когда ее используют. Начать его применять можно дома. Ребенок появляется на свет, смотрит вокруг и замечает разные проявления окружающей среды. Глаза ребенка и его мозг со временем начинают различать цвета, размер и формы, соотношение предметов между собой.

Задачей родителей в предоставлении малышу как можно больше подобных впечатлений. Необходимо над кроваткой повесить мобиль, купить яркие разноцветные игрушки, показывать цветные картинки. Ежедневно ребенку необходимо показывать что-то новое и интересное.

Для развития этого типа мыслей необходимо не только зрение, но и мелкая моторика рук. Например, малыш должен не просто смотреть на яркие картинки, но и пробовать самостоятельно их рисовать. Очень полезно пробовать собирать конструктор, прорисовывать узоры из мелких деталей.

Некоторым малышам крайне трудно общаться, поэтому они предпочитают рисовать рисунки. Другие малыши любят слушать, читать либо разговаривать и при этом ненавидят рисование. Вне зависимости от того, что именно предпочитают дети, необходимо предоставить им возможность развития визуального мышления.

Существует несколько методов развития:

  1. Интеллект-карты . Важно обогащение словесной базы. Интеллект-карта строится на основе ассоциативных связей, которые оформляются в виде в любых направлениях.
  2. Визуальное мышление . В основе данного метода лежит нахождение новых идей, их развитие и проверка. После этого важно преподнести свои идеи остальным так, чтобы они были понятны.
  3. Визуальные истории . По-другому данный способ называется метод создания убеждающих претензий. Необходимо изменить формат обычных претензий на визуальные истории.
  4. Мгновенное фото . Развить мысль можно прогуливаясь на улице. Для этого бросить короткий взгляд на мимо проходящего человека, затем закрыть свои глаза и попытаться восстановить картинку в течение 2-7 секунд. При закрытии глаз можно продолжать идти. Со временем появится возможность делать мгновенное фото и удерживать его в голове столько, сколько нужно. После тренировок с закрытыми глазами можно начать тренироваться с открытыми глазами.
  5. Живая фотография . Необходимо присесть где-то на лавочке, сделать мгновенное фото, но в воображении попытаться не останавливать ситуацию. Нужно попробовать с закрытыми глазами увидеть, что будет делать человек и куда будет двигаться. Спустя пару недель можно будет значительно уменьшить количество ошибок.

В развитии визуализации очень помогает вырезание картинок и составление их в коллаж. Удовольствие получат, как родители, так и дети. Составлять коллажи можно на отдельные тематики.

К традиционным методам развития относят:

  1. Обогащение запаса разных представлений через получение опыта. Это могут быть путешествия, чтение, общение с другими людьми.
  2. Развитие умения сосредотачиваться на каком-либо предмете.
  3. Регулярное выполнение упражнений, которые развивают не только образное, но и словесное мышление.

Важно! Развивая себя, можно начать наслаждаться полноценной, качественной и успешной жизнью. Главным правилом является систематическое выполнение всех упражнений.

Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно Шереметьев Константин

Визуальное мышление

Визуальное мышление

Визуальное мышление – это использование способности нашего зрения проводить предварительную обработку зрительной информации. Поэтому в мозг поступает не исходная видимая картинка, как в фотоаппарате, а уже обработанная. В обработанной картинке выявляются определенные объекты.

Например, на рисунке изображены три кружочка и три линии. Но наш глаз видит два треугольника. Причем если на левом рисунке еще можно отвлечься от треугольника, то на правом это сделать сложнее.

Кружки и линии

Эту особенность зрения можно использовать для быстрого выявления в ситуации ключевых моментов. В простых случаях задача решается сама собой.

Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому рекомендуется начинать анализ ситуации именно с визуального анализа. Визуальное мышление – это скоростное мышление.

Для этого нужно переводить данные в визуальную форму:

Строить графики;

Рисовать диаграммы;

Создавать ментальные карты;

Использовать фотографии;

Применять инфографику.

Для развития визуального мышления в момент решения проблемы начните рисовать. Навыков рисования иметь не нужно, более того, детали будут уводить в сторону. Вы должны набросать некоторый визуальный образ задачи. В этот момент обычно приходит другое видение и задача решается.

Но визуальное мышление имеет ограничения. Если проблема сложная и многоуровневая, оно не поможет. Тогда переходите к абстрактно-логическим видам мышления.

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

МЫШЛЕНИЕ Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.Мышление как

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Визуальное наложение якорей, или Шоколад Леди Годива Я его слепила из того, что было, А потом, что было, - то и полюбило. Песня Алены Апиной Иногда нам с вами доводится делать что-то такое, что не очень плохо, но и не очень нравится.Мыть посуду, гладить брюки, стирать носки, у

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

МЫШЛЕНИЕ Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Мышление В этой области категоризация предполагает: 1) наличие исключительно стереотипных проблем, и/или 2) использование исключительно стереотипных техник для решения этих проблем, и/или 3) наличие набора готовых решений и ответов. Эти три тенденции практически

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

МЫШЛЕНИЕ Мозг циклотимика обладает удивительным талантом к восприятию реальности. Как великий стратег, он видит вехи жизни, ее стремительность и краткость. И, как великий тактик, он подмечает каждую мелочь, каждый блик солнца, так же как и каждый оттенок патологии,

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

МЫШЛЕНИЕ Представителям этого характера далеко до изощренного интеллекта шизоида, тонкого и умного астеника, сверкающего циклотимика, на лету усваивающего информацию и мгновенно ее анализирующего. Мышление эпилептоида более неповоротливо.Однако здоровый подросток

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

МЫШЛЕНИЕ Особенностями мышления эпилептоида являются невысокий интеллект, отсутствие гибкости, трудность переключения, замедленность мыслительных процессов, легкость образования сверхценных идей.Психика его достаточно неповоротлива, ригидна. Она словно вырублена из

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

МЫШЛЕНИЕ Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

МЫШЛЕНИЕ Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии - суперэго (социальные нормы) и подсознание.Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

МЫШЛЕНИЕ Как правило, для мышления истероида присущи выраженная комформность, недостаток логики, отсутствие глубины, оригинальности. Крепелин пишет: «Их мышлению не хватает планомерности, порядка и связности, суждениям - зрелости и обстоятельности, и всему их

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Мышление О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Ф.

Из книги автора

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Из книги автора

Мышление При движении по стереотипу мышление не нужно. Достаточно осознать ситуацию, чтобы приступить к действию. Но возможна ситуация, когда осознание сталкивается с противоречивой ситуацией. Нужно идти на улицу, а там дождь. Как поступить в этом случае?Столкновение

Из книги автора

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Из книги автора

4.5. Мышление Понятие мышления. Познание окружающего мира идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин).Ощущения, восприятие, память – это первая, присущая

Из книги автора

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и