Конспект беседы по ИЗО в разновозрастной группе «Мир живописи. Конспект занятия в разновозрастной группе по нетрадиционному рисованию во второй младшей и средней группах

Цель:

Учить детей строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях;

Учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы;

Развивать умение пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

Вызвать у детей желание создавать коллективную композицию из нарисованных снежинок.

Материалы:

демонстрационный - фланелеграф, конверт с изображением снежинок, чистый макет снежинки.

раздаточный - чистый макет снежинки на каждого ребёнка, гуашь белого цвета, тонкая кисточка, салфетка, непроливайка, подставка для кисточки.

Ход занятия

1. Организация детей.

Дети, к нам на занятие пришли гости и хотят посмотреть, как вы умеете рисовать красивые узоры. Сядьте тихо за столы, руки положите на стол.

2. Основная часть.

Ребята, утром, когда я шла на работу, у ворот нашего детского сада меня встретил снеговик. У него за плечами была сумка с письмами, и он передал одно из них мне. Задерживать я его не стала, уж очень он торопился. Посмотрела я на конверт и догадалась от кого оно. Думаю, что вы тоже внимательно посмотрите на конверт и скажете от кого. (Дети рассматривают конверт и высказывают своё мнение )

Скажу вам по секрету это письмо от Дед Мороза, давайте вместе посмотрим, что же он нам прислал. (Воспитатель открывает конверт и достает макет снежинки. Показывает её детям.)

Да это снежинка. Думаю, что Дед Мороз услышал как мы старательно готовимся к Новому году и выучили стихотворение о снежинке. Давайте его вспомним. (Дети читают стихотворение. )

С. Есенин. «Снежинка»

Светло-пушистая снежинка белая

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною легко проносится

Не в высь лазурную, на землю просится.

Но вот кончается дорога дальняя

Земли касается звезда хрустальная.

Лежит пушистая снежинка смелая

Какая чистая, какая белая

Подождите ребята, а в конверте еще что то есть. Странно, что же это может быть (воспитатель достает пустую чистую снежинку ). Наверное, это подсказка от Дед Мороза. Эта снежинка с шестью уголками, давайте их посчитаем. (Дети считают уголки. Если счет правильный детей похвалить, если ошибаются – поправить. )

Мы с вами сейчас нарисуем необычные морозные кружева.

Снежинка какого цвета? (ответы детей ).

Рисовать будем тонкими-тонкими кисточками, используя белую гуашевую краску в работе по темному фону.

Давайте вспомним с чего начнем рисовать что бы снежинка получилась красивой (ответы детей ).

Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму (воспитатель показывает рисунок снежинки – основу шесть лучей, расходящихся из одной точки) .

Показываю приём рисования, ребята, будьте внимательными: ставлю точку посередине и провожу шесть лучей, один луч вверх, один луч вниз, два луча влево и два луча вправо – это основа снежинки. Теперь соединяю лучи: рисую круги – один вокруг точки, второй дальше (воспитатель показывает приемы рисования. )

Теперь ее нужно превратить в волшебное кружево – это могут быть точки, завиточки, листочки, пятнышки, ягодки, ветки и все, что захотите. Посмотрите - снежинка тонкая легкая, изящная. Давайте вспомним, как мы рисуем тонкие линии? (Ответы детей. Если дети затрудняются, то воспитатель напоминает приемы рисования.)

Это ведь совсем не трудно, да и Дед Мороз для вас прислал подсказки в виде снежинок (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое конверта ) Видите, дети какой дед Мороз заботливый он не только снежинки прислал, но и подсказал как их правильно рисовать. Мы уж его не подведем, нарисуем красиво и свои снежинки ему отошлем. (Воспитатель убирает образцы. )

Дети приступают к работе!

После выполнения работы воспитатель предлагает детям отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика

«Мы сегодня рисовали, (гладим руки, пальчики)

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут (встряхиваем кисти рук)

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведем (локти за спину)

Снова рисовать начнем.

3. Анализ.

Ну а теперь посмотрите на свои снежинки, какие они у нас красивые. Аккуратно встаем и кладем снежинки на мой стол. Посмотрите повнимательней: чьи же снежинки имеют наиболее тонкие линии и красивый узор. (Коллективное обсуждение работ. )

Мы наши работа соберём, и, положив их в конверт, отправим Дед Морозу. Пусть увидит - какие мы мастера и то же чуть-чуть волшебники.

А теперь, ребята, скажите, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей.) Мы научились строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучах. Повторили и закрепили приёмы работы с кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Я думаю, вам понравилось быть сказочными художника, а Дед Морозу понравятся ваши снежинки.

Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
(ознакомление с окружающим миром)
в разновозрастной группе (4-6 лет)
Тема: «Воздух».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:
Образовательные:
— обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
— познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивающие:
— развивать навыки проведения опытов;
— расширять и активизировать словарь детей;
— развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитательная
— воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материалы : миски, пластиковые стаканчики, свечки, стеклянный стакан, литровая банка, камешки, кирпичики, картинки для рассказа детей.


1.Организационный момент
.
Разминка под музыку С. и Е. Железновых (трек № 18 «Червячки»)
Круг приветствий и хорошего настроения.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь мы поздороваемся друг, с другом передавая свечку.

2. Ход занятия:

Воспитатель : — Сегодня я приготовила вам сюрприз. Он находится внутри этого шарика. — Подставляйте ладошки (из шарика выпускается воздух), что же это за сюрприз? Как вы думаете, что это?
Дети: Воздух.

Воспитатель : Да это воздух. Только мы не смогли его удержать. А почему?
Дети: Он не уловим.

Воспитатель : Удержать его руками нельзя, но зато можно поймать с помощью целлофанового пакета.

Эксперимент:
Воспитатель : Дети, возьмите по пакету и наберите в него воздух, затем закрутите пакет, чтобы он не выходил. (Дети дуют в пакет и закручивают его)
Что находится внутри пакета?
Дети : Воздух

Воспит . Какого он цвета?
Дети: Он прозрачный у него нет цвета.
Воспит. Какой он по весу?
Дети : Лёгкий.

Воспит . А как вы думаете, у воздуха есть запах?
Дети: Нет запаха
Воспит. А давайте проверим. Выпустите из пакетов воздух и понюхайте пахнет он или нет.
Дети: Воздух ничем не пахнет.

Появляется из-за ширмы петрушка.

Петрушка : Привет ребята! А что это вы такое интересное делаете?
Дети. Мы эксперименты с воздухом делаем.
Петрушка: А я тоже люблю разные эксперименты делать. А что вы узнали
Дети: Мы узнали, что воздух прозрачный, лёгкий и у него нет запаха.
Петрушка : А я ещё люблю загадки отгадывать, я в этом мастер, что не загадают, всё отгадаю. Загадайте мне загадки про воздух.

Дети:
1. Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь.

2. Без рук, без ног,
А ворота открывает.

3. Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.

4. Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.

Воспитатель: Петрушка, а хочешь с нами ещё узнать о воздухе?
Петрушка: Да конечно, очень хочу.
Воспитатель: Но для начала мы поиграем. Повторяйте за мной движения.

Ветер тихо всех качает.
Вправо-влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Нас крутил юлою он.
Ветер стих и тишина
Успокоится пора.
Руки к верху поднимаем.
Мы вдыхаем выдыхаем.
Тихо руки опускаем.

Воспитатель: Ребята давайте Петрушке расскажем, что ещё мы знаем о воздухе.
Маша Н Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода.
Денис Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.
Настя Ос. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли.

Ваня М Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить.
Маша М. Мы вдыхаем воздух с кислородом, а выдыхаем – углекислый газ. А растения – наоборот, вдыхают листьями углекислый газ, а выдыхают кислород, которым мы с вами дышим. Они очищают воздух.
Настя К. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. (Демонстрируются рисунки)

Воспитатель: Предлагаю теперь провести эксперимент для того, что бы убедится на самом ли деле:
-можно ли увидеть воздух,
-если в камнях воздух,
-в каких сосудах дольше будет гореть свечка.
Для начала вспомним правила о безопасном проведении опытов.
— Не дотрагиваемся до рассматриваемых предметов, не брать в рот,
не получив разрешения взрослого.
— Соблюдать чистоту и порядок на своём рабочем месте.
— Стоять или сидеть на расстоянии от наблюдаемого объекта.

Подойдите к своим столам и приступайте к эксперименту, по окончании работы мы будем подходить к каждому столу и выслушивать ваши выводы. А ты Петрушка можешь выбрать любой экспериментальный стол.

Проведение опытов по подгруппам.

1подгруппа: «Можно ли увидеть воздух» Перед каждым ребёнком на столе стоит по одной мисочке с питьевой водой и пластиковому стаканчику. Дети опускают в миску с водой пластиковый стаканчик и медленно его наклоняют, что бы пошли пузыри. Производят наблюдения. Что появляется в воде? Откуда взялись пузыри?

2Подгруппа: «В кирпичах и камнях есть воздух» На столе стоит большая миска с водой и камушки с кирпичиками по количеству детей. Дети берут камушки и кирпичики, и опускают их в воду. Производят наблюдения. Что выходит из камней и кирпичиков? Что это означает?

3Подгруппа: «В каких сосудах дольше будет гореть свечка» На столе лежат две свечи, стакан и литровая банка. Воспитатель зажигает свечи, а двое из детей накрывают свечи сосудами. Производят наблюдения. Что происходит с пламенем свечи? Почему одна свеча горела дольше, чем другая?

После проведения опытов
Воспитатель: А теперь предлагаю подойти по очереди к экспериментальным столикам. Начнём с первого стола. Что вы узнали?
Дети: В воде можно увидеть пузыри воздуха.
Дети: Из камней и кирпичиков выходят пузырьки, значит, в них есть воздух
Дети: Под банкой свечка прогорела дольше, чем под стаканом, потому что в банке воздуха больше.

Воспитатель: Ребята наше экспериментирование подошло к концу. Хочу спросить у нашего гостя, Петрушка, что тебе понравилось?
Петрушка: Мне понравились эксперименты и как вы рассказывали о воздухе. Я узнал много интересного. А сейчас мне пора идти к своим друзьям и рассказать им, о чем я сегодня у вас узнал.
А вам ребята, что понравилось? (ответы детей)
Спасибо всем за работу! До свидания!

Название: Конспект НОД «Воздух»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, Разновозрастная (4-6 лет) группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад №83 «Подсолнушки»
Месторасположение: город Одинцово, Московская область

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе « Встреча с весёлым волшебником»

Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад№7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный конспект занятия будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений

Цель: Развитие творческих способностей детей
Задачи:
- Закреплять знания детей о частях тела человека
- Учить понимать настроение человека, активизировать в речи детей слова: радость, грусть, злость.
- Развивать умение детей украшать плоскость листа (квадрата) геометрическими формами, составлять узор, выделяя середину, стороны, углы. Развивать речь детей, умение рассуждать.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление сделать им приятное, воспитывать вежливое общение.

Предварительная работа:
Рассматривание схем настроения человека – радость, грусть, злость.
Игра с зеркалом «Покажи своё отражение лица» (радость, грусть, злость)
Игровые ситуации

Ход занятия:

Приветствие: Дети встают в круг. (Круг- это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников)
Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один мы друг за друга,
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить!

Дети садятся на свои места. Стук в дверь и почтальон вручает детям посылку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас опять подарок от нашего таинственного друга. Вы любите получать подарки? (да) А что вы чувствуете, когда получаете подарок? (радость)
Давайте посмотрим что там!
Воспитатель открывает посылку, достает письмо и читает:

«Мои маленькие друзья! Дарю вам волшебные фломастеры.
Если вы потрете их тряпочкой,
Увидите мой фокус!»

Воспитатель раздаёт детям фломастеры и приглашает их к столу, на котором находится всё необходимое для проведения эксперимента.


Дети натирают фломастеры тряпочкой и они притягивают маленькие бумажки (геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги)


Воспитатель: Ребята, а какие геометрические фигуры ваш волшебный фломастер притянул к себе?
Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал
Воспитатель: А давайте из этих геометрических фигур составим узор на большом квадрате белой бумаги, приклеим его и затем подарим его нашему таинственному другу.

Дети составляют узор из геометрических фигур, приклеивают его, украшая углы, середину и стороны.
Воспитатель: Ребята, подарки наши готовы,. Работы получились интересные и самые разнообразные, .но что-то наш таинственный друг не появился. Кому же мы их будем дарить? Наверное он с нами продолжает играть. Может он прячется где-то у нас в группе?

Проводится игра «Прятки».

Дети ищут и находят в группе еще одно письмо в большом конверте. Вместе с воспитателем открывают конверт и читают:

«Если знать хотите кто я,
Так подумайте немного.
Появлюсь я лишь тогда,
Если сложите меня,
Из этих форм бумажных,
Самых разнообразных!»

Дети достают из большого конверта части тела человека и составляют из них человека на ковролине.



Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто это у нас получился?
Дети: Волшебник, фокусник, сказочник.
Воспитатель: А чего не хватает в его изображении?
Дети: Лица.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у меня карточек с изображением лиц. Давайте подберем лицо нашему волшебнику.
Показывает детям пиктограммы с эмоциональным состоянием лица


Воспитатель: О чем нам говорит это выражение лица? (злость) Как вы думаете может быть наш волшебник злым? Почему вы так думаете? Что бы было, если бы он был злым?
Ответы детей.
Воспитатель: А о чем говорит это выражение лица? (грусть) Может ли быть наш волшебник грустным? Почему вы так думаете? Что было бы, если бы он был грустным?
Ответы детей.
Воспитатель: А о чем говорит нам это выражение лица? (радость). Может ли быть наш волшебник радостным, веселым? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Дети оставляют это выражение лица на ковролине.
Воспитатель: Вот наш веселый друг-волшебник и появился.

Давайте с ним поздороваемся.
Дети здороваются.
Воспитатель: А сейчас давайте поблагодарим его за волшебные подарки, которые он нам подарил.
Дети говорят слова благодарности.
Воспитатель: А теперь давайте подарим ему наши узоры и пригласим остаться играть с нами в группе.

Залесова Ольга
Конспект беседы по ИЗО в разновозрастной группе «Мир живописи»

Конспект НОД беседа по ИЗО в разновозрастной группе .

Тема : «Мир живописи » Цель : закрепление пройденного материала; формирование духовно-нравственных качеств. Задачи : образовательные : развивать детей отвечать на вопросы; расширять и углублять познания мира, его красоту; развивающие : развивать речь, мышление, память; развивать чувство прекрасного, способности художественного восприятия картин; воспитательные : обогащать нравственные чувства, воспитывать художественный вкус. Программное содержание : Словарная работа : активизация : живопись , пейзаж, натюрморт, портрет, художник; обогащение : репродукции. Оборудование : репродукции картин, натюрморт А. Герасимова «Розы» . Предполагаемый результат : у детей развивается речь, умение отвечать на поставленные вопросы; дети узнают красоту окружающего мира.

Ход занятия:

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Приемы и методы

Вводная Беседа об изобразительном искусстве. В : “Все прекрасное, что мы видим вокруг себя, все, что нас окружает, мы можем изобразить, передать в рисунке, запечатлеть на долгие годы. Изобразительное искусство позволяет нам развивать свою фантазию, развивать чувство прекрасного. Скажите мне, а на каких занятиях в детском саду вы знакомитесь с изобразительным искусством?” В : “Правильно. На этих занятиях вы знакомитесь и сами приобщаетесь к изобразительному искусству. В рисунках вы передаете свое отношение к окружающему миру, изображаете его таким, каким вы его видите. Но так как вы еще маленькие, ваши рисунки не всегда получаются. Скажите мне, а кто же создает картины, которыми мы можем любоваться долгие годы?” “Кто такие художники?” “О чем пишут, рассказывают они в своих произведениях?” “Как художники создают свои произведения?” В “Молодцы. А с каким видом изобразительного искусства вы знакомы?” “Что такое живопись ?” “Какие жанры живописи вы знаете ?” “Что изображают художники на пейзажах”. “Правильно. Что такое натюрморт и что изображают на натюрморте? “И что же изображают на портретах?” В “Молодцы. Вы ответили на все вопросы” “А сейчас я приглашаю вас на выставку картин”. Объясняю детям, что настоящие картины художников можно увидеть в музеях, а у нас мы можем рассматривать репродукции, то есть уменьшенные копии картин. В “К какому жанру живописи относятся эти картины? Что изобразили художники на картинах?” Беседа о временах года , их признаках. В : “А вот как поэты воспевают в своих произведениях времена года”.Читаю стихи. А. Плещеев А. Фет Осень. Зима Скучная картина! Чудная картина, Тучи без конца, Как ты мне родна : Дождик так и льется, Белая равнина, Лужи у крыльца. Полная луна, Чахлая рябина Свет небес высоких, Мокнет под окном. И блестящий снег, Смотрит деревушка И саней далеких Сереньким пятном. Одинокий бег. Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! А. Плещеев Я. Аким Весна. Лето. Уж тает снег, бегут ручьи, Хочешь поглядеть на лето? В окно повеяло весною. В лес пускают без билета,Засвищут скоро соловьи, Приходи! И лес оденется листвою! Грибов и ягод Чиста небесная лазурь, Столько –Теплей и ярче солнце стало, Не собрать и за год! Пора метелей злых и бурь А у речки, а у речки Опять надолго миновала. С удочками человечки. Дети стоят полукругом.

Ответы детей : развитие речи, лепка, рисование, аппликация.

Ответы детей : “Художники”. “Художники – это люди, которые создают красивые вещи – картины, рисунки в книжках, придумывают рисунки посуды, тканей, расписывают игрушки”. “ О природе, о людях, животных , птицах, сценках из жизни, то есть о том, что их окружает”. “Думают, наблюдают, изучают, вспоминают, то, что видели, фантазируют”. Ответ детей : “Живопись” . “Живопись – создание художественных образов с помощью красок”. “Пейзаж, натюрморт, портрет” “На пейзаже художники изображают природу”. Ответ детей : “Натюрморт – “мертвая натура”, изображение неодушевленных предметов. На таких картинах изображают вещи и предметы, которые окружают человека” Ответы детей : “На портретах художники изображают людей. Это могут быть композиторы, поэты, летчики, рабочие”. Дети подходят к картинам с изображением пейзажа, рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя. Ответы детей : “Это пейзаж. Художники на своих картинах изобразили времена года”.

Дети слушают.

Вопросы Побуть отвечать полным ответом.

Худож. слово.

Основная Подходим к картинам – натюрмортам. К какому жанру живописи относятся эти картины? Что на них изображено? Ребята, мы словно попали в небольшой сад. Как много вокруг цветов. Они прекраснее всего, Что нам дает природа на земле : То – дар ее бесценный, Для всех искусств цветок –Образчик неизменный. Вот как пишет о цветах поэт Жак Демиль. Так красиво звучат строчки : цветы – это бесценный дар природы, то есть не имеющий цены. И, действительно, художники и поэты, музыканты и артисты не раз обращались к красоте цветов, их хрупкости и недолговечности. Цветы – без души, неодушевленные, но человек наделяет их красотой своей души. - Где растут цветы? “Приятно любоваться цветами в поле, в лесу, в саду. Хочется их принести домой, подарить друзьям, но полевые и лесные цветы рвать не стоит. А вот садовые – специально выращивают для срезки. Цветы подбирают по цвету, названию, высоте и составляют разные букеты . Цветы в букетах в определенное время выглядят по-разному” . Предлагаю более подробно познакомиться с натюрмортом. А. Герасимова “Розы”. “Как называются цветы, изображенные на картине?” “Какие они? Опишите их” “Сколько букетов вы видите на картине? Сколько букетов на самом деле?” “На этой картине мы встречаемся с игрой зеркала, которое создает впечатление, – в натюрморте не один букет, а два”. Читаю фрагмент стихотворения И. Мятлева “Розы” Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Как я берег, как я лелеял младость Моих цветов заветных, дорогих, Казалось мне – в них расцветала радость, Казалось мне – любовь дышала в них. В“Кто восхищается цветами?” “Какие слова поэт говорит о розах, какие они?” “Где росли розы? Как ухаживали за этими розами?” Подходим к картинам – портретам. В “Какой жанр живописи перед нами ?” “Кто изображен на портретах?” “Кто такой П. И. Чайковский? Включаю для прослушивания произведение Чайковского “Лебединое озеро” “Что вы слышали? Что сейчас звучало? В : “Музыка – это тоже вид искусства, как и живопись . Она создается человеком (композитором) и для человека. Музыка имеет свою интонацию, так же как и голос человека, поэтому часто говорят, что музыка рассказывает. Звучащая музыка дает возможность общаться людям, высказывать свои чувства. Исполнитель исполняет музыкальное произведение, а слушатели переживают услышанную музыку”. “Кто такой Н. Носов. И с какими его произведениями вы знакомы?” “Ну, а кто – же К. Чуковский?” “Рассматривая портреты, скажите, можно определить настроение человека?” “Что еще может рассказать о настроении человека?” Молодцы, вы ответили на все вопросы. И на этом наша экскурсия закончилась, в заключение давайте еще раз скажем, что такое пейзаж, натюрморт, портрет. Дети читают стихотворение А. Кушнера “Что я узнал”:

Дети подходят к картинам рассматривают.

Дети : “Это натюрморты. Художники на своих картинах изобразили цветы”.

Ответ детей : “В лесу, в поле, в саду, в парке, на клумбе, в оранжереях”.

Дети : “Розы”.

Дети рассказывают о розах.

Ответы детей.

Ответ детей : “Поэт” Дети : “Как хороши, как свежи они, значит, красивы”.

Ответы детей : “Розы росли в саду. Их оберегали от морозов и холодов”.

Дети : “Портреты”. Ответы детей : “П. И. Чайковский, Н. Носов, К. Чуковский”. Ответ детей : “Композитор. Композитор – это человек, который пишет музыку”. Ответ детей : “Прозвучала музыка”.

Ответы детей : “Носов – детский писатель. Его произведения : “Живая шляпа”, “Мишкина каша”, “Фантазеры” и др. ”.

Ответ детей : “Это тоже детский писатель. Его произведения : “Краденое солнце”, “Мойдодыр”, “Айболит” и др. ”.

Ответы детей : “Да, можно. По выражению лица, по выражению глаз, губ, бровей”. Дети : “Его походка, движения”. Дети читают стихотворение А. Кушнера “Что я узнал”: Если видишь : на картинеНарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется – пейзаж. Если видишь на картинеЧашку кофе на столе,Или морс в большом графине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это – натюрморт. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном,Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картинаНазывается – портрет. Худож. слово

Заключительная В : “Ребята, рассказывая сегодня о живописи , мы затронули и другие виды искусства – музыку, литературу. Все они учат нас сопереживать, передают чувства, эмоции, то есть все то, что переполняет душу человека” .- Где мы с вами сегодня побывали? - Что вы видели на выставке? - Вам понравилась наша экскурсия?

И в заключение предлогаю детям в свободной деятельности изобразить один из жанров живописи : натюрморт, пейзаж или портрет (маму, папу, себя) Дети делятца впичатлениями. отвеча Вопросы.