Духовная культура как составная часть культуры общества. Что входит в понятие «духовная культура»

Духовная культура общества

«В мире есть только два владыки - меч и дух. И в конце концов дух всегда одерживает победу над мечом.»

Наполеон Бонапарт

Культурная деятельность общества во всех ее проявлениях и формах социальных объединений от микро до макросоциальных общностей делится на две основные сферы: 1.материальную (связанную с воспроизводством физического существования человека) и духовную (связанную с воспроизводством общественного сознания). Соответственно этим двум формам культурной деятельности различают духовную и материальную культуру.

Структура духовной культуры общества

Духовная культура - это форма деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Для характеристики духовной культуры общества необходимо проанализировать ее структуру. Различают субстратную структуру и видовую структуру духовной культуры.

Рассмотрим субстратную структуру духовной культуры общества. Она включает в себя в качестве основных элементов ценности, нормы и языки культуры.

Ценности относятся к одним из основных элементов культуры. На уровне обыденного сознания понятие ценности связано с оцениванием продуктов результатов человеческой деятельности с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия. Под ценностью понимается общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая служит эталоном и идеалом, не подвергается сомнению и имеет приоритетное значение в жизни людей. Американский социолог Т. Парсонс отмечал, что ценность - это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы.

Система ценностей придает обществу упорядоченность и предсказуемость. Культурная жизнь вне ценностей невозможна, именно через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Предметы культуры, лишенные ценностной компоненты, превращаются просто в физические объекты. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит фундаментом всякой культуры.

Ценности можно разделить на

- предметные , имеющие своего носителя (природные богатства, научные истины, культурное наследие прошлого, художественные произведения, предметы религиозного поклонения и т.д.);

- ценности сознания (общественные установки, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, справедливости и т.д.)

В зависимости от доминирования тех или иных ценностей, П. Сорокин выделяет следующие типы социокультурных суперсистем: идеациональный, чувственный, идеалистический. В различных культурах существуют собственные специфические ценности. Так, к фундаментальным ценностям в соответствии с традицией православия относятся социальная справедливость, сочувствие и сострадание к обиженным, готовность к самопожертвованию во имя высокой цели, патриотизм. Важные ценности западной культуры - свобода и права личности, персональный успех, трудовая деятельность и образование.

Ценности находят свое выражение в артефактах культуры: мифологии, письменности, религиозных догмах, объектах искусства и т.д. Иногда ценности определенной культуры, заключены в объектах, которые сами по себе не имеют какой-либо цены. Так, во многих традиционных культурах ценность представляют разные природные объекты («чуринги» камни, куски дерева), в которых якобы заключены зародыши будущих жизней.

Однако есть универсальные общечеловеческие культурные ценности, нашедшие отражение во всех культурах, разделяемые всеми людьми, независимо от их национальной принадлежности, вероисповедания, социального положения. Они формируются в результате осмысления многовекового опыта общественного развития и объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей. Ценности духовной культуры в большей мере более универсальны по своей сути, нежели ценности материальные.

Существуя в пространственно-временном континууме, они, в отличие от материальных, не привязаны к конкретике повседневности и не могут быть выражены посредством денежного эквивалента. Фундаментальным основанием любой культуры являются позитивные ценности, выраженные такими понятиями как любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и т.д. Так, нет культуры, в которой бы позитивно оценивалось убийство, предательство, ложь, воровство, сексуальное насилие.

Ценности являются фундаментальным внутренним регулятором на уровне личности. Человек, не научившийся рассматривать объекты познания с аксиологических позиций, не может быть представлен как личность. Причем ценностные предпочтения индивида не вполне адекватно отражают иерархию ценностей культуры общества или социальной группы.

Так, в советский период социокультурные ценности общества воплощались в таких понятиях-лозунгах как «искусство социалистического реализма», «моральный кодекс строителя коммунизма» и т.д. Ценности же множества отдельных людей концентрировались в понятиях, отражающих более приватную, интимную сторону жизни (любовь, семья, дети, творчество и т.д.)

С изменением общественных условий жизни, социальных отношений, сознания людей, с развитием культуры изменяется система ценностей. Разрушение прежней системы ценностей и формирование новой характеризует кризисный период культуры. Для обозначения ценносто-культурного вакуума французский социолог Э.Дюркгейм ввел понятие «аномия». Так, с разрушением греческого полиса ценностные ориентации общества и личности смещаются в сторону большего индивидуализма. В наше время важное влияние на формирование ценностей той или иной культуры оказывает глобализация. В этой ситуации необходимым условием для выработки путей и вариантов является выявление универсальных ценностей и распознавание их природы.

Важнейшими элементами духовной культуры являются нормы. Нормы – это правила, регулирующие поведение людей, их взаимодействие в процессе общения. Культурные нормы служат образцами поведения, вызванными особенностями жизнедеятельности того или иного общества. Можно выделить следующие типы культурных норм: -привычки ; - манеры ;

-обычаи (традиционно установленный порядок поведения, связанный с определенным способом удовлетворения важнейших жизненных потребностей); -традиции (привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому); -обряд как совокупность действий, установленных обычаем, имеет массовый характер, выражает религиозные представления или бытовые традиции; -церемония (последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию общезначимых событий или дат; -ритуал (сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, имеющих символический смысл); -нравы (особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий, отражающие моральные ценности); -табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет).

Разновидностью норм являются законы.

Итак, культурные нормы – это предписания, требования, ожидания, пожелания поведения, одобряемого в данном обществе.

Совокупность различных норм образует нормативную систему культуры, в которой все элементы должны быть согласованы.

Третьим структурным компонентом духовной культуры общества является языки культуры – система знаков и символов, в которых опредмечивается, выражается определенное культурное содержание. Посредством языка осуществляется сохранение и трансляция духовной культуры, а также культурная коммуникация. Культурные явления не существуют вне языка культуры. Язык – способ существования явлений духовной культуры.

Языки культуры образуетсложную многоуровневую знаковую систему. Знак – это материальный предмет, явление, событие, которое выступает в качестве объективного заменителя другого события, явления, и используется для приобретения, хранения, обработки и передачи культурной информации. Знак является основной формой фиксации и трансляции культурной информации. Благодаря знакам становится возможной коммуникация между людьми, совместное целеполагание.

По характеру отношения означающего к означаемому Ч.С. Пирс выделил три основных вида знаков: 1.иконические (образные) знаки, в которых означающее и означаемое обладают какими-то чертами сходства друг с другом; 2. знаки-индексы , в которых означающее и означаемое тем или иным образом связаны между собой по смежности; чаще всего эта связь носит причинно-следственный и/или указательный характер – так, след указывает на того, кто его оставил, а дым – на огонь, от которого он проистекает; 3.знаки-символы или символические знаки, в которых означающее и означаемое связаны лишь принятым в данном обществе и/или данной культуре условным соглашением.

Особого рода знаком является символ . От простого знака символ отличает то, что он не подразумевает прямого указания на предмет означивания. Символ в культуре - универсальная категория, раск­рывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, кото­рым служил simbolon (греч.) - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Его означаемое – это отвлеченное значение или целый спектр значений, конвенционально связываемый с тем или иным объектом. Например, рыба в христианстве символизирует Иисуса Христа, голубь – Святой Дух, роза – Бога-Отца. Символ более глубок и сложен по своей внутренней структуре, чем простой знак. Он предполагает бесконечную интерпретацию и многозначность, неисчерпаемость смысла. Концепция символических форм культуры была предложена немецким философом и культурологом Э. Кассирером. По Кассиреру, символ – это ключ к природе человека. Человек взаимодействует с реальностью не «напрямую», а через символическую сеть, которая является продуктом символической функции человеческого духа. По ходу развития человечества символическая сеть культуры становится «тоньше, но прочнее». К символическим формам относятся язык, мифология, философия, религия, наука. Наиболее ярко способность людей к продуцированию символов проявляется в искусстве, где доминирует образ Система знаков, воплощающая определенную культуру, образует язык этой культуры. К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков: - естественные языки, как основное и исторически первич­ное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.); - искусственные языки - это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования; - вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естествен­но-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

В языке культуры выделяют также культурный код . Код– это совокупность правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или какой-либо знаковой системы. Код конвенционален, т.е. разделяется и принимается всеми членами того или иного коммуникативного сообщества. Коды создают своеобразный каркас, благодаря которому знаки получают смысл.

Код культуры – определенный конкретный набор знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), а также правил их интерпретации и трансляции, характеризующий культуру определенного конкретного исторического субъекта (типа социальной общности). Для характеристики культурного кода М.К. Петровым была предложена теория социокода. Социокод – это способ аккумуляции, хранения и передачи культурно значимой информации. Петров выделяет в истории человеческой культуры три типа социокода: 1.лично-именной код – знание фрагментируется и фиксируется в отдельных именах. За каждым именем стоит определенная социальная роль. Через именование в процессе инициации передается знание о функции человека в сообществе. Такой тип социокода характерен для примитивных культур; 2.профессионально-именной код – знание фрагментируется по профессиям, основной транслятор профессионального знания – семья. Этот код возникает в традиционных обществах, в которых впервые появляются профессиональные группы; 3.универсально-понятийный код – знание принимает универсальный характер, абстрагируется от конкретных носителей и воплощается в текстах. Такой код формируется в Новое время, благодаря развитию теоретического понятийного мышления. Основным социокультурным институтом трансляции знания становится образование.

Согласно канадскому социологу Г.М. Маклюэну, в основе различий культурных кодов лежит различие в способах и средствах коммуникации. На этой основе он выделяет три типа культуры: 1.дописьменный – господствуют устные способы коммуникации, поэтому главный орган – это ухо (архаические культуры); 2.письменный – господствуют визуальные способы передачи информации (письмо), поэтому главный орган – глаз (начиная с первых письменных цивилизаций и до формирования информационного общества времени); 3.экранный – господствуют электронные способы связи, которые сворачивают пространство и время, превращая мир в «глобальную деревню».

Американский культурный антрополог М. Мид предложила разделять культуры по характеру межпоколенных отношений. Она выделила: 1.постфигуративный тип культур, в которых дети учатся у взрослых; 2.кофигуративный – где дети и взрослые учатся у равных, сверстников: 3.префигуративный – где взрослые могут учиться у своих детей. Через анализ конкретных культур М. Мид показала, что кроме прямой линейной трансляции знания, в истории культуры возможна одновременная и обратная трансляция.

Рассматривая субстратную структуру духовной культуры, многие ученые задаются вопросом, а существуют ли на самом деле так называемые культурные универсалии.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед учеными встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии?

Очевидно, существование универсалий не должно вызывать сомнений, поскольку биологически все люди в целом одинаковы и уже в этом смысле часть культур будет идентичной. Например, рассматривая наскальные рисунки человека первобытных людей и сравнивая их с рисунками маленьких детей (примерно в возрасте до пяти лет), мы видим общие черты нарисованного человека: голова, туловище, две ноги, две руки. Так же можно найти общее в пропорциях древнегреческих скульптур и современных: реальность, пропорции здорового человеческого тела. Таким образом, признавая наличие культурных универсалий, мы должны вывести определение культурных универсалий.

Культурные универсалии – такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Совместная жизнь приводит к появлению разделения труда, танцев, игр, приветствий и т.п.

Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 культурных универсалий – общих для всех культур элементов. В их числе – возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.


Понятие культуры и ее многообразие

Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. Культура через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы деятельности; поведения и общения людей. Они обеспечивают воспроизводство многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей.

Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, и все, что является результатом производства, будет являться вещественной формой культуры. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

Культура неотделима от человека. Накопление культурных ценностей связано с передачей от поколения к поколению духовного опыта, традиций и основных достижений человечества. Оно наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре.

В рамках определенной исторической эпохи существует различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

Когда культура характеризуется с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни, то выделяются следующие формы культуры:

Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе.

Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.

В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье.

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки.

Политико-правовая культура касается сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами.

Экологическая культура предполагает признание единства системы "человек-природа", причем определяющим является не только воздействие на развитие общества географической среды и народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Физическая культура, в центре которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества и др.

Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют специальной подготовки, - это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков.

Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур.

Совокупность непосредственных отношений и связей, складывающихся между различными культурами, их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений и составляют сущность диалога культур. Выделяют следующие уровни диалога культур:

1) личностный, который связан с формированием или изменением человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций и норм;

2) этнический, присущий для отношений между различными локальными социальными общностями, зачастую в рамках единого социума;

3) межнациональный, характеризующийся разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований, их политических элит;

4) цивилизационный, базирующийся на встрече принципиально различных типов социальности, систем, ценностей и форм культурного творчества.

В процессе диалога культур принято выделять культуру-донора, которая больше отдает, чем получает, и культуру-реципиента, которая выступает принимающей стороной. В течение длительных исторических периодов времени эти роли могут меняться в соответствии с темпами и тенденциями развития каждого из участников.

Духовная жизнь общества: характеристика, структура

Духовная жизнь - относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.

Духовная культура формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

Духовный мир человека - это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

Духовность - это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

Бездуховность, - это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

Причины духовности и бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире.



Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.

Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура - это все, созданные человеком вещи. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура - это нормы, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания - в книгах, научные теории - в экспериментальных моделях и так далее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти - время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные (Связанные с категориями добра и зла - долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба). Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
  • Эстетические (Красота, высокие ценности);
  • Религиозные (Любовь, вера, смирение).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

  • народная

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

  • элитарная

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

  • массовая

Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать .
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Духовная культура – это культура, объектами которой являются идеология, мораль,духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы - несомненных продуктов духовной культуры.

Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры.

Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение. Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.

Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это проективный вид деятельности, который предлагает идеальные модели будущих конструкций, имеющий величайшую культурную ценность. Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования может выступать и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества.

Сегодня проективная деятельность существует как специализи-рованная, она разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы - природных, социальных или человеческих. Таким образом, выделяют следующие виды проектирования:

Техническое (инженерное) - неразрывно связано с научно-техничсским прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом становится мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;

Социальное - связано с созданием моделей общественных явлений - новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;

Педагогическое - ориентировано на формирование моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые создаются родителями и учителями.

Вторая сфера духовной культуры, охватывает способы познавательной деятельности человека, и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку, - практическое, мифологическое и игровое познание.

Практические знания всегда имели и имеют конкретный характер, связаны с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетены в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно.

Мифологическое знание хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа.

Игровое знание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни - как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.

Третья сфера духовной культуры, связанна с ценностно- ориентированной деятельностью. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Мир человека-это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.

Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами:

Моральная культура. Дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.;

Художественная культура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляющаяся система, элементами которой являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление.

Следует отметить, что в искусстве, как и в других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно - ориентированная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов – художественных образов;

Религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).

Четвертая сфера духовной культуры направлена на духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Душевный контакт между двумя партнерами, в ходе которого происходит обмен информацией, является в данном случае высокой культурной ценностью.

Общение также возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений.

Духовное общение может происходить не только на личностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речах, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», становятся достоянием сознания людей.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей - образов общественного сознания.