Чем сказка отличается от былины? Былина и сказка. Сравнительная характеристика Чем отличаются героические сказки от былины




Сходство: 1.И сказка, и былина существовали в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времен. 1.Сказка – прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта сказки – вымысел. 3.Сказки создаются в прозаической форме. 4.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом). 2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах. 3.Былины обладают песенно- стихотворной формой. 4.Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей. Сказка Былина













Своеобразие художественного мира былин: Былина включает в себя определённого типа «формулы» («поле чистое», «шатры белые», «копьё острое», «конь добрый», «башня наугольная», «скатерти браные», «тетивочка шелковая», «облакоходячее»), на основе которых во многом строится былинный стих: Зачин (указывает на время и место действия) Концовка Повторы Преувеличения (гипербола) Рифма отсутствует (затрудняет естественное течение речи)






1. Ответьте на вопросы предложенного вам теста (см. раздаточный материал). 2. Напишите мини сочинение (по картине В.М. Васнецова «Богатыри») «Былинные богатыри как выражение национального представления о героях». 3. Составьте цитатный план былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник», опираясь на её структурные части. Отъезд Ильи Муромца из Мурома в Киев Победа в первом бою Рассказ черниговцев о Соловье-разбойнике Встреча с Соловьём-разбойником Победа Ильи Муромца Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром Сомнения князя Владимира Два приказа Соловью-разбойнику Расправа с Соловьём-разбойником



    Былина и богатырская сказка отличаются друг от друга формой изложения. Так, былина - это не просто текст, а песня, имеющая стихотворную форму (изначально - это дактиль и хорей, позже былины состояли из анапестов). В ней хоть и нет рифмы, но звучит она напевно, гармонично.

    В качестве главных героев былина использует не только богатырей, но и других героев (например, купец Садко в одноименной былине).

    Богатырские сказки же по сути своей просто сказки, которые рассказывают о подвигах богатырей. С былинами общее лишь то, что фигурируют богатыри с одними и теми же именами, хоть при этом в сказке им могут приписываться новые качества, новые подвиги, невиданные ранее. Суть сказок - разумеется, в первую очередь развлекательная.

    Былина это народная песня-сказ, эпическая песня о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо реальное героическое событие, примечательный эпизод русской истории... В самом корне названия слово быль , т. е. рассказ о действительном событии. В былине допускается только некоторое приукрашивание, но не более

    А богатырская сказка основывается тоже на реальном событии или на реальном персонаже, но в нее вводятся сказочные, вымышленные персонажи , или реальные персонажи наделяются невероятными свойствами и способностями

    Как сказал поэт: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

    Если можно так охарактеризовать основное различие между сказкой и былиной, как жанрами народной литературы, то сказка - это произведение развлекательного жанра, имеющая своей целью позабавить слушателя, в ней очень часто используется ирония и иносказания, зачастую сказки высмеивают определенные человеческие пороки. Былина же произведение серьезное, это героический эпос, который призван вызывать в слушателях если не благоговение перед подвигами героев-богатырей, то хотя бы служить воспитательным целям. Не все былины имеют в своей основе реальные исторические события, а если и имеют, то эти события также передаются в преувеличенном виде, но совершенно серьезно.

    Начнм с того, любая былина и любая сказка - это принципиально разные литературные жанры. Не будем сейчас цитировать определения того и другого. Они прекрасно известны. Сконцентрируем ответ на тех различиях, которые можно обнаружить при анализе былин и богатырских сказок:

    1. Сказка развлекательна. Былина - нет.

    2. Образ сказочного богатыря полностью абстрактен. Имя персонажа может сохраняться историческим, а образ абстрагируется. В былинах он более конкретен.

    3. Богатырская сказка во многом волшебна. В былине же элемент неправдоподобности заключается, в основном, в том, что сила богатырей резко преувеличена. Так же, как и преувеличен негатив их соперников.

    4. У богатырских сказок и былин совершенно разные художественно-стилистические характеристики.

    Былина и богатырская сказка - два абсолютно разных жанра. И отличий у них много. Как правило, былина рассказывает о реальных событиях или хотя бы реально возможных, просто там могут быть преувеличения. Сказка же - чаще всего волшебство, нереальной событие, его не было и реально оно не возможно. Былина основана на фактах, сказка - вымысел.

    Сказка ложь, а в ней намек на правду, то есть что-то могло бы быть, если бы не вмешательство волшебных сил. А в былинах рассказывается о настоящих чудесах, совершаемых настоящими русскими богатырями, былина рассказывает о том, что было.

    Герои в былинах существовали на самом деле - Владимир Святославович, Владимир Мономах, Садко, Тугоркан, Батый..

    Сказка придумана от начала до конца и в ней обязательно будет напутствие, намек на правду или ложь. Сказки, рассказанные народом выявляют отношение народа к происходящему в те времена событиям.

    Сюжетом былины обычно является какое-либо историческое событие, которое действительно происходило раньше. Они обычно писались или запоминались, передавались из уст в уста в стихотворной форме. Для того, чтобы их можно было петь. В былинах описываются подвиги героев и богатырей, но всегда основой является событие, которое происходило на самом деле.

    В богатырских сказках сюжет, события и герои вымышленные. И написаны они в прозе

    Разница есть, она в том, что былина это сильно искажнная версия того, что реально было в далком прошлом, поэтому принимать былину как серьзный факт не стоит. А богатырская сказка это чистый вымысел, то есть такая же сказочная история как и сказки на другие темы. Оба варианта сказания детьми воспринимаются как сказки.

    Былина это эпическая песня о богатырях. Она несет в себе серьезные сказания о подвигах этих самых богатырей.

    Сказка же выдуманные событие. Которая может нести в себе развлекательную тему. О всем на свете пусть это будет колобок или же зверек какой нибудь.

    Былина-это история которая была реальностью в древности.Былина всегда идет короткими предложениями в стихотворной форме.

    Богатырские сказки поболее отличаются от былин - это подвиги различных богатырей плюс преувеличенные автором.В основе богатырских сказок показаны подвиги богатырей.

    По моему, ответ лежит на поверхности. Былина повествует о некоем событии, которое действительно имело место в прошлом. Былина бывает немного приукрашена, но она всегда основана на фактах. А богатырская сказка, это сказка про богатырей, то есть вымышленная история.

Былина и сказка представляют собой разные виды народного творчества. Мы неоднократно имели случай убедиться, что эпос обладает свойствами, сразу отличающими его от всех других видов народной поэзии, и в том числе от сказки. Сказка и былина охватывают разные области народной культуры, отвечают разным эстетическим потребностям. Лучше многих других разницу между сказкой и эпосом определил В. Г. Белинский. Белинский пишет: «Есть большая разница между поэмою или рапсодом и между сказкою. В поэме поэт как бы уважает свой предмет, ставит его выше себя и хочет в других возбудить к нему благоговение; в сказке поэт себе на уме: цель его - занять праздное внимание, рассеять скуку, позабавить других. Отсюда происходит большая разница в тоне того и другого рода произведений: в первом - важность, увлечение, иногда возвышающееся до пафоса, отсутствие иронии, а тем более - пошлых шуток; в основании второго всегда заметна задняя мысль; заметно, что рассказчик сам не верит тому, что рассказывает, и внутренне смеется над собственным рассказом. Это особенно относится к русским сказкам».

Это определение Белинского следует признать чрезвычайно тонким и проницательным. Сказка определяется тем, что ее эстетика основана на вымысле, нарочито подчеркнутом именно как вымысел. В этом вся прелесть сказки. М. Горький подчеркивал значение ее как «выдумки». Сам народ определяет это поговоркой: «Сказка - складка, песня - быль». В действительность происходящих в сказке событий не верят, и они никогда не выдаются за действительность. Из этого проистекает добродушный юмор, легкая насмешка, столь характерная, как отметил Белинский, именно для русской сказки. Это, конечно, не значит, что сказка оторвана от действительности. В ней вымысел именно как вымысел определяется исторической действительностью, и задача исследователя сказки состоит в том, чтобы эту связь установить. Юмор и насмешка, свойственные сказке, делают ее прекрасным средством сатиры.

В эпосе отношение к изображаемому иное. Если спросить певца, верит ли он в то, о чем поет, большинство из певцов ответит непоколебимой уверенностью в действительности воспеваемых событий. «Песня - быль». Самое слово «былина» выдает это отношение, равно как и слово «старина», которым народ обозначает былины и которое означает, что все, о чем поется, действительно было, хотя и в глубокую старину.



Правда, исследователь не может всецело доверять всем показаниям певцов. Когда собиратели или исследователи спрашивают исполнителя, верит ли он в действительность воспеваемых событий, то вопрос поставлен неправильно. Исполнитель верит в жизненную и художественную правду исполняемого, в то, что песня не лжет. Это он и выражает словами - «все было так, как поется».

По этой причине сказка лучше сохраняет доисторическую старину, чем былина, она архаичнее ее. То, что уже невозможно как действительность, возможно как интересная выдумка. Поэтому, например, в эпосе змей сменяется историческими врагами Руси, в сказке этого не происходит. По этой же причине в сказке сохраняются древнейшие тотемические представления (супруг-животное, талисманы и пр.), в эпосе эти представления исчезают.

Но Белинский подчеркивает еще другое различие между сказкой и эпосом: различие в содержании. В былине поэт «благоговеет перед предметом своих песен». Эпос выражает высочайшие идеалы народа и стремится эти идеалы передать слушателям: певец «хочет в других возбудить благоговение».

Выше мы уже видели, что идейным содержанием эпоса является кровная связь человека с родиной, служение ей. В сказке, преимущественно в волшебной сказке, содержание может быть иным. Если в эпосе герой побивает змея и тем спасает Киев от бедствия, то сказочный герой побеждает змея, чтобы жениться на освобожденной им девушке.

События классической былины происходят всегда на Руси. События сказки могут локализоваться «в некотором царстве», «в некотором государстве». И хотя в конечном итоге события русской волшебной сказки также происходят на Руси, не это подчеркивается в ней. Идейное содержание сказки - моральный облик русского человека, его жизненные, бытовые идеалы, его борьба не только с врагами родины, но со злом во всех его видах. Художественными воплощениями этого зла служат как самые фантастические существа, вроде ведьм, кощеев, змей, так и самые реалистические, как поп, помещик и царь. Но борьба со злом, борьба за правду, справедливость, составляет также и содержание эпоса, хотя в основном сказка и былина охватывают разные виды борьбы. Из этого следует, что при всем различии между сказкой и былиной между ними может иметься близость, может происходить сближение в народной среде, и этим объясняется, что в числе былин русского эпоса имеются такие, которым свойственна сказочная окраска, которые имеют сказочный характер.

Степень близости между былиной и сказкой может быть различной. Рассмотренные нами былины, в особенности ранние, как песни о Садко или о Потыке, до некоторой степени тоже имели сказочный характер. Но есть группа былин, которые стоят к сказке еще ближе, чем былины, уже рассмотренные нами. Со сказкой их сближает то, что тон большинства из них - полушуточный, слегка иронический. В рассмотренных нами былинах торжествовала идея Киевского государства, Киевской Руси; в былинах рассматриваемой группы вопрос так не стоит. Киевской Руси в них не угрожают ни змей, ни Тугарин, ни Идолище, герои не подвергаются опасности со стороны разных чаровниц. Колдуний на Руси уже нет, и они туда не проникают. Но такие «отравщицы» есть еще в далеких странах, куда едет, например, Глеб Володьевич. В былинах этой группы часто разрешаются сложные вопросы семейного и личного порядка, как в былине об Илье Муромце и сыне, о Ставре Годиновиче и его жене и г. д. В них как и в сказке, герой проявляет свои высокие моральные качества, свою находчивость, силу и смелость. От близости со сказкой былина приобретает развлекательный характер. Исполнение ее давало отдых от тяжелого крестьянского труда, вносило в трудную жизнь струю праздничности и иногда веселья. Но и в этих случаях былина не служила развлечением для развлечения. В ней высказана народная мысль и мораль, народная оценка человеческих характеров и поступков.

Все это показывает, что такие былины, хотя они и прекрасны в художественном отношении, все же не типичны для собственно героического эпоса. Из них только одна отличается суровостью и монументальностью: это былина о бое Ильи с сыном. Она из всех былин промежуточного характера наиболее близка к собственно героическим песням, хотя не менее близка она и к сказкам. Сказочный характер остальных выражен более ярко. Все это дает исследователю героического эпоса право рассматривать их менее обстоятельно, чем собственно героические былины.

Былины сказочного характера в меньшей степени подвержены изменениям, чем собственно героические былины.

Вследствие указанных свойств былин данной группы датировка их, даже в том условном смысле, в каком это оговорено выше, весьма трудна. В огромном большинстве случаев сюжеты таких былин весьма древние. Часто они восходят еще к общинно-родовому строю. Такие сюжеты, как сюжет мужа на свадьбе своей жены («Добрыня и Алеша»), боя отца с сыном («Илья и Сокольник») относятся к древнейшим русским сюжетам. Это дает право утверждать, что они имелись в русской народной поэзии уже в самом начале образования Киевской Руси. Та же можно сказать и о других былинно-сказочных сюжетах. Все они чрезвычайно древние и с этой стороны относятся к ранним русским былинам. Обработка же их и некоторые детали относятся к более позднему времени, что должно устанавливаться в каждом случае отдельно. Но все это не колеблет утверждения о раннем образовании этих былин в репертуаре русского эпоса. Наряду с этими ранними сказочными былинами имеется ряд поздних былин сказочного содержания, представляющих, собственно, уже не столько былины, сколько сказки в былинной метрической форме.

Былина - это эпическая древнерусская песня народа, которая повествует о реальных событиях в истории относящихся к XI–XVI векам. Главной целью былины является рассказать читателю о богатырях и героях Древней Руси.

Примеры былин

    Слово о полку Игореве.

    Добрыня и Змей.

    Калин-царь и Илья Муромец.

    Русские Богатыри.

Сказка - это вымышленная история с фантастическим, героическим или бытовым характером. Сюжет сказки как правило никогда не происходил в реальности. Главной целью сказки является поучение молодого поколения и привитие нравственных и моральных норм через вымышленную историю.

Примеры сказок

    Сказка о попе и работнике Балде.

  • Про белого бычка.

    Царевна-лягушка.

Отличие сказки от былины

    Стиль повествования в былине стихотворный, обычно читается под струнный аккомпанемент торжественным речитативом. Слова и части стиха идут в строгой последовательности.

    « Сел на бел-горюч камень
    И играет в гусельки яровчаты.
    Как тут-то в озерце водица всколыбалася,
    Показался, вышел царь морской»

    Сказка написана и повествуется обычно в разговорной манере и имеет свободный стиль изложения.

    «Мал, мала моя избушка, - говорит зайчик. - Одному прыгнуть некуда. Как тебя пущу-то лисоньку? Не пустил зайка лисоньку в дом. Явилась лиса другой раз и ходить начала. Заладила каждый день к заиньке ходить.»

    В былине часто используются такие приемы как троекратные повторения, гиперболы, слова-синонимы, частые эпитеты.

    За те за дела твои за великие, За твою-то игру-то за нежную-то, нежнейшую.

    В сказках как правило используются традиционные тропы. Шаблонные начала. (Жили-были. В некотором царстве. Баба-Яга костяная нога. Тянут потянут.)

    Былина чаще всего написана в жанре народной эпической песни.

    Сказка обычно является повествовательным эпическим жанром.

    В былине как правило персонаж и событие действительно были списаны с ранее живших героев. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

    Сказка всегда описывает вымышленную историю, событие или персонажа. Часто сказка имеет абсолютно фантастический характер. (Царевна-лягушка, Летучий корабль, Конек-горбунок.

Сказка является волшебной историей, которая учит читателя только положительному. Сказки чаще всего написаны в прозе. Героями сказки часто становятся необычные герои, на пути которых появляются волшебные злые силы. В сказках добро всегда побеждает зло.

Былина представляет собой народную песнь о приключениях богатырей. В былинах часто присутствует рифмовка. Отличительной чертой былин является яркое описание национального колорита и исторических событий из прошлого. Основа сюжета былины - героические поступки и подвиги богатырей.

Былина и сказка являются жанрами фольклорными, в отличие от рассказа, являющегося жанром собственно литературным. Это значит, что ни былина, ни сказка не имеют автора как такового. Автором в этом случае считается сознание; это некий обобщенный образ автора. Рассказу же неизменно сопутствует автор. Например, Чехова «Архиерей» или рассказ Эдгара По «Маска красной смерти».

Рассказ и сказка это эпические. Былина же, несмотря на эпический сюжет, все же не теряет связи с лирикой, так как представлена в стихотворной форме.

Время, изображаемое в былине, всегда прошлое. Рассказ допускает помещение сюжета в любое время. Пространство сказки вневременно, универсально.

Герой былины богатырь. Но это образ собирательный, в нем запечатлен облик всего народа. Герои сказки это также образы собирательные. Об этом может свидетельствовать отсутствие какого-либо точного указания на время и место (хронотоп) действия, которое описано . Кроме того, имена героев «кочуют» из сказки в , именам героев сказок о животных сопутствуют постоянные эпитеты. То есть герои сказки просто переносятся народным сознанием из одного сюжетного пространства в другое. Герой рассказа уникален (преимущественно), эпизод именно из его конкретной жизни становится сюжетообразующим.

В былине находят отражение те или иные исторические события и даже герои (в основном это фигура князя), но с преобладающей долей вымысла, потому что, несмотря на историческую с виду подоплеку, эта составляющая реальной истории народа переосмысляется. Здесь былина частично пересекается с рассказом, в котором также могут найти отражение реальные факты (как современные, так и отдаленные во времени), знакомые автору. В остальном же рассказ, будучи жанром литературы как особого вида искусства, это вымысел, иная реальность, пересекающаяся, конечно, с действительностью, но достаточно слабо (иначе суть искусства как вида деятельности исчезает). В этом к нему примыкает сказка, которая представляет собой ирреальность в чистом виде и которая противостоит былине, допускающей в себя «реальность».