Изобретения римлян. Что подарил нам Древний Рим? Архитектурные достижения древнего рима

Цивилизация древнего Рима не стала культурой технической, хотя в области аграрного производства римляне достигли известного технического прогресса.
Среди причин, не позволивших развивать технику, науку обычно называют ограниченное применение источников энергии - воды, ветра, пара и др. Даже мускульная энергия животных не использовалась в должной мере. Основным средством передвижения и перевозки тяжестей оставались бычьи упряжки, ослы, мулы. Лошадей широко не применяли ввиду того, что не знали стремени. Оно появилось только в VIII в. н. э. Оглоблевая телега оставалась неизвестной вплоть до III в. н. э. Следствием этого была высокая стоимость и неэффективность наземного транспорта, что не способствовало развитию мануфактуры.

Техника использовалась в непроизводственной сфере, для развлечений, в военном деле. И здесь римлянам приходилось многому учиться у греков. Наука, философия также были заимствованы и пришли слишком поздно, чтобы получить оригинальные формы развития. Виной этому обычно называют рабство. Но и в соседней Греции также использовали труд рабов, но тем не менее здесь развилась глубоко оригинальная и научная, и философская мысль.
В наиболее концентрированном виде античная культура выражается в политическом мышлении. Политика - вот единственно достойное занятие для гражданина, свободного человека - так считали и римляне, и греки.

Полис оставил после себя три идеи.
Первая идея - идея гражданства - членства в полисе, городе-государстве. Отсюда сопричастность всей жизни полиса, цивитас.
Вторая идея - демократия - народовластие, народоправство - сопричастность гражданина к управлению жизнью полиса, участию в делах государства.
Третья идея - идея республики - общего дела, а значит, возможность путём выбора занять своё место в "общем деле". Отсюда развитие выборного начала, сменяемость полководцев, их подотчётность сенату, коллегиальность в решениях.

Если культура Греции исчерпала себя этими идеями, то античный Рим пошёл дальше - в кризисный момент он утвердил идею единого, централизованного государства. Таким образом, он создал условия для распространения единой, унифицированной культуры. Более того, Рим пошёл ещё дальше, к идее империи - неограниченной, неразделённой власти главы государства. И это продлило жизнь культуры Рима по отношению к культуре Греции ещё почти на пять столетий, но всё же не спасло её: римляне в IV в. н. э. разучились воевать и даже защищаться. Достаточно вспомнить, что после разорения Рима вандалами в 455 г. римляне обсуждали, не как восстановить город, а как устроить цирковое представление; на большее они уже не были способны. А вождю герулов Одоакру они подчинились в 476 г. без сопротивления.
Наиболее полно и завершённо культура проявляется в нравственности, в моральном кодексе, который каждый народ разрабатывает для себя. Моральные нормы, разработанные римлянами, богаче, чем нормы античного греческого полиса. Если греки свели все добродетели к четырём - справедливости, мудрости, мужеству, умеренности, то римляне не ограничивали их число, так же как и количество богов. Человек ценился не по отдельным своим качествам, достоинствам, а по их совокупности: сумма всех нравственных качеств и составляла новую цельность - virtus, доблесть. Но, в отличие от греческого полиса, где нормы исходили от гражданского общества, в Риме их утверждающим началом являлось государство. Сами добродетели приобрели независимое от человека существование, навязывались ему в виде государственных, сакральных персоналий, олицетворялись в богах и императорах. Concordia (согласие), Fides (верность), Honor (честь), Clementia (кротость), Virtus (доблесть) - плюральные нормы и качества, приписываемые императорам, но это - и отдельные божества. Римская религия была государственной, и чиновник был и главным служителем - понтификом. Сложилась определенная иерархия ценностей. Гай Луциллий дал такую схему:
На первом месте стоят деяния на благо отчизны и качества человека, их обеспечивающие, например, патриотизм.
Затем идут ценности, направленные на благо родных - семья.
На последнем месте стояли ценности, в которых выражалась забота о собственном благе - эгоизм, индивидуализм.
Или, как выражено в поэтической форме:

"Надо сначала о благе отчизны подумать,
После - о благе семьи и потом уже только -
- о нашем"

(Луциний, I в. до н. э.)

Наградой за virtus, то есть за развитие нравственной культуры как высшей ценности был почёт, Honor, всенародное одобрение, признание. Рим утвердил целый перечень почётных выборных должностей, cursus honorum, на которые выбирались в награду за проявленную virtus.
Деяния мужественных людей обеспечивали римлян свободой. Свобода была тесно связана с независимостью, зависимый человек не мог быть свободным. Поэтому считалось, что должность, выполняемая за деньги, не может считаться свободной: "Жалованье делает человека рабом", - считали римляне. Поэтому на должности продвигались люди богатые.

Позднее, когда междоусобные, гражданские войны стали раздирать римское общество, стали утверждаться новые ценности - humanitas (гуманность), а ещё позднее, в период империи - urbanitas (изящество, обходительность). Таким образом, гуманизм - не исходная ценность культуры. Пока культура развивается и её собственные противоречия не достигли развитой формы, общество не ценит гуманизма, заботы о конкретном человеке, не культивирует его. Всё затмевает собой долг, обязанность, необходимость, исходящие от государства, коллектива, общества, то есть организующего, рационального начала. По мере их разложения, центр мотивации переносится на самого человека, он становится высшей ценностью, мерилом оценок, целью культуры. Хотя культуры Рима и Греции развивались синхронно во времени и пространстве, ценности, которые признавались ими, были различны. Это различие вызывало интерес ещё у мыслителей древности. Так, Корнелий Непот, знаменитый римский писатель, обратил внимание на различия, имеющиеся в культуре римлян и греков. Непот отмечал, что "найдутся многие люди, которые сочтут сочинения подобного рода легкомысленными и не слишком достойными своих важных героев, коль скоро они прочтут сообщение о том, кто учил музыке Эпаминонда, или в перечне его добродетелей встретят упоминание о том, что он "изящно танцевал и умело играл на флейте"". Итак, для римских читателей Непота занятия музыкой, танцы, игра на флейте - занятия "легкомысленные" и не достойны "важных героев". Это будут читатели, отмечал Непот, "чуждые греческой образованности, которые считают правильным только то, что согласуется с их понятиями. Если же они узнают, что все народы понимают достойное и позорное не одинаково, но судят обо всем по обычаям своих предков, то не станут удивляться, что я рассказываю о доблести греков, сообразуясь с их нравами.

Не стыдно было, например, великому афинскому гражданину Кимону взять в жёны родную сестру, поскольку сограждане его придерживались такого же правила; по нашим обычаям это считается нечестивым
...Во всей почти Греции большой честью считалось быть провозглашённым победителем на Олимпийских играх, и во всех племенах ни для кого не считалось позорным выступать на сцене, теша зрелищем народ; а у нас такие занятия расцениваются либо как позорные, либо как низкие и не совместимые с достоинством.
И, напротив, многое из того, что считается по нашим обычаям пристойным, кажется для греков постыдным. Например, кто из римлян постесняется привести на пир жену? Или чья мать семейства не занимает почетнейшего места в доме и не бывает в обществе?

В Греции... к столу женщина приглашается только в том случае, если собирается родня, и пребывает она постоянно только во внутренней части дома, именуемой гинекеем, куда нет доступа никому, кроме близких её родственников." И далее Непот делает вывод: "Все эти утехи (то есть занятия музыкой, танцами, пением, философией) по нашим понятиям пусты и, пожалуй, достойны презрения, но в Греции, особенно в те времена, они почитались весьма высоко... У нашей знати не принято заниматься музыкой, а танцы у нас почитаются пороком. У греков же эти занятия считаются приятными и почтенными.".
По мере обострения противоречий - экономических, политических, социальных, разлагалась и культура Рима, обеспечивавшая долгие столетия его единство и целостность. Сами римские мыслители отмечали определённый регресс своей культуры, но сделать ничего не могли. Тацит, знаменитый римский историк, передавал слова правоведа эпохи ранней империи Гая Кассия Лонгина: "Меры, которые принимались в старину в любой области, были лучше и мудрее, а те, что впоследствии менялись, менялись к худшему". Известный поэт Гораций ту же мысль выразил в художественной форме:

"Чего не портит пагубный бег времён?

Ведь хуже дедов наши родители,

Мы хуже их, а наши будут

дети и внуки ещё порочнее."

Обнаружив следы упадка культуры, римское общество смирилось с этим, приняло это, как фатальную неизбежность, и не нашло в себе силы найти Ответ на Вызов истории. Его будут искать другие народы.

История Древнего Рима охватывает период с VIII века до нашей эры по V век н.э.

Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистичекий портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства.

Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но вырасло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит к III тысячелетию до н.э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.

Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.

В свою очередь, римская культура в пору расцвета оказала влияние на последующее развитие Европы.

Рим создал свою цивилизацию, основанную на особой системе ценностей.

По преданию, после гибели Трои в Италию пришел потомок иллирийского царя Дардана троянский герой Эней с сыном Асканием, победил в войне племена италиков, женился на дочери царя Латина Лавинии и основал город, названный ее именем.

Подробно сохранился миф об основании Рима: близнецы Рем и Ромул были по приказу царя Амулия положены в корзину и брошены в Тибр. Но, когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Воспитанные пастухом и его женой, они выросли и узнали о своем происхождении и основали город на том месте, где их нашли. Поссорившись с Ремом, Ромул убил его и стал первым царем Рима. Наряду с влиянием этрусков, свои традиции в искусстве создавали италики.

Раскопки показывают дату возникновения Рима. По преданию, он был основан 21 апреля, в день праздника пастушеской богини Палее, в 753 году до нашей эры. И действительно, первые следы поселения датируются археологами VIII веком до н.э.

Искусство Древнего Рима прошло долгий и сложный путь развития, изменяя свой характер и границы распространения.

Древнейшие памятники на территории Италии относятся к периоду палеолита.

В VI веке до н.э. сооружается храм Юпитера Капитолийского.

В Республиканский период (конец VI века до н.э.- 1 век до н.э.) начинается подъем искусства Рима. Широко развивается архитектура, около Рима созданы крепостная стена, Апиев водопровод, Апиева дорога.

Центром общественной жизни стал Форум – площадь, созданная в болотистой долине, осушенной каналом.

В период Республики формируется искусство точного скульптурного портрета.

Завоевание в III веке до н.э.греческих городов на юге Италии дало толчок к широкому проникновению в искусство Рима греческой художественной культуры. Старые традиции римского искусства сочетались с искусством новых провинций.

В период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши, направление. В Римской архитектуре складываются типы парадно-триумфальных сооружений (арки, колонны).

В строительстве широко используются купола, крестовые своды. В изобразительном искусстве достигаются небывалые в Древнем мире острота портретной индивидуальности, богатство, сложность в передаче пейзажа.

Усиление Рима как средиземноморского государства обусловило расцвет

монументального зодчества. Создается Форум Мира, строятся Колизей, Арка Тита, а также огромный стадион на Марсовом поле.

Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин величественно возвышается амфитеатр Флавия под названием «Колизей».

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. на месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием «Золотой Дом».

Предание гласит, что римляне были очень довольны строительством этого монументального сооружения, поскольку не любили дом тирана.

В 60 году при Тите Флавии состоялась пышная церемония открытия, по случаю которого были объявлены стодневные игры, во время которых бились несколько тысяч гладиаторов.

Завершенный в значительной мере при императоре Домициане и отреставрированный в эпоху Септимия Севера, Колизей в течение многих веков продолжал оставаться символом величия и мощи Рима.

Как уже говорилось выше, в период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши и пышности, направление. Распространившись по всей Римской империи, оно служило целям пропаганды и утверждения существующего строя. Создаются предназначенные для людских масс монументальные постройки с величественными фасадами, огромными внутренними помещениями (форумы, термы,театры,цирки).

С началом кризиса Римской рабовладельческой системы развитие архитектуры приостанавливается. Скульптура преобретает новые черты. Особое развитие преобретает портрет, в котором с психологической глубиной и точностью раскрывается духовный мир человека.

К V веку в искусстве Рима со всей отчетливостью сказался распад античной культуры. Под воздействием христианской идеологии утрачивается представление о цельности человеческого образа, в котором главную роль начинает играть духовное содержание.

Реалистические принципы античного искусства вытесняются средневековой условностью, жизненные образы – каноническими изображениями святых.

Искусство Древнего Рима сыграло огромную роль в истории художественной культуры многих стран Европы, Азии и Африки. Историческое значение искусства Рима заключается в создании реалистического портрета и в больших успехах архитектуры: римскими зодчими были созданы новые типы домов и общественных зданий, предназначенных для огромного количества народа, введены новые декоративные приемы. К искусству Древнего Рима неоднократно обращались художники последующих времен.Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды римской мифологии. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Неплохо сохранились фрески некоторых вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувий.В отличие от Греции, искусство Рима использовалось не для выражения возвышенных чувств и идей, а для демонстрации богатства и престижа.

Многие произведения искусства представляли собой прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинских произведений искусства.

Общими характеристиками древнеримского искусства являются : отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности.

Постепенно образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

Быт древних римлян был абсолютно современным – водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы - праобраз канализации.

Римкий театр, в отличии от греческого – это уже отдельное здание, впервые в нем появляется сцена. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Очень важной декоративной частью римского дома были мозаичные полы, от простых, использующих белую гальку, до тончайших мозаик.

Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых жила городская беднота на узких, густонаселенных улочках, в домах, имевших до 5 этажей.

Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме.

Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.

Вконтакте

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.);
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.);
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.

Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Древнеримское наследие

Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:

  • Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
  • Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
  • Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
  • Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти . Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
  • Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.

Искусство

Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.

Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.

Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .

Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.

Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.

В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.

Архитектура Древнего Рима

Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.

Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .

Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.

Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.

Культурные традиции

Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Специфика

Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.

Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.

Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.

Музыкальная культура

Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.

Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима

Культура и история Древнего Рима кратко

Вывод

Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.

Вопреки устоявшемуся мнению, водопровод изобрели не в Древнем Риме. Системы для подвода (водопровод) и отвода (канализация) воды были в Древнем Египте, Вавилоне. Впрочем, тут нужно определиться, что именно считать водопроводом. Специалисты относят к системам, проводящим воду, не только акведуки и трубы, но и колодцы с оросительными каналами, которые общественное мнение относит, скорее, к системам ирригации. Тем не менее, вся система транспортировки воды к потребителю формально относится к водопроводной, и поэтому мы вынуждены отказать Риму в этом великом изобретении.

Но римляне в изобретённую не ими систему внесли массу усовершенствований. Именно в Риме была создана самая мощная индустрия производства воды для питьевых и бытовых целей. Впрочем, в миллионном городе иначе и быть не могло. Любопытно, что на одного римского жителя эпохи императора Августа приходилось до тонны воды в сутки, что втрое превышает водопотребление в современном Риме.

Римский водопровод представлял из себя систему многокилометровых акведуков, огромных очистных сооружений и глиняных трубопроводов, доставлявших воду по всему городу – в термы, частные виллы, фонтаны, искусственные пруды для разведения рыбы… Если что и считать чисто римским «изобретением» в этой области, то исключительно масштабность решённой римлянами задачи.

А подлинно римскими изобретениями, которые мы используем по сей день, были вещи, не менее важные, чем водопровод.

Изобретения Древного Рима :

1. Бетон .

2. Арка , точнее говоря, замковый камень, который позволяет арке не осыпаться вниз.

3. Освещаемые туннели . Римляне прорубали в горах туннели, чтобы не делать кружных путей, причём, порой туннели довольно длинные – под Неаполем был туннель длиной 1300 метров. И были специальные люди, оплачиваемые из казны, которые заправляли в лампы казённое масло и следили за тем, чтобы в туннеле круглосуточно был свет.

4. Батальонный (манипулярный) принцип построения армии . Применялся и применяется по сей день, за исключением ракетных войск.

5. Пешеходная зебра . Пешеходы переходили через дорогу по длинным камням, а дождевые потоки текли между камней. Колёса телег тоже ехали между ними.

6. Центральное отопление . Оно использовалось в общественных банях для нагрева воды, стен и пола. Подогрев шёл с помощью горячего воздуха, который поступал по глиняным трубам-воздухопроводам.

7. Дороги в современном понимании этого слова (с подушкой и твёрдым покрытием). Справка: Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала ХХ века. Дороги действительно делались на века. Сначала роется траншея глубиной примерно метр – метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои – крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка… «Слоёный пирог» заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладётся собственно дорожное покрытие – каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населённых пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. Сердцевина империи, на которую приходили поглядеть досужие древние туристы. Любопытная деталь: вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник (artemisia absinthium) – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.

8. Рыбный соус . Его делали из внутренностей чуть протухшей рыбы, смешивая их со специями.

9. Соломенная шляпа (похожая на сомбреро, но без загнутых полей).

10. Капюшон . В знак траура на голову накидывалась часть тоги, которая обычно лежала на спине. Получался не ярко выраженный капюшон, который потом эволюционировал до отдельного причиндала.

11. Трансформируемая арена (аналогичные теперь используются в цирке и театре). Римская арена была сложным техническим сооружением – её могли заливать водой, чтобы устраивать морские бои. Арена Колизея обладала скрытыми ходами и лифтами для подъёма животных прямо в центр арены.

12. Складные столики и стулья (у римлян они были деревянные и бронзовые).

Александр Никонов

Введение

Понятие «цивилизация » возникло в XVIII в. в связи с понятием «культура ». Оно происходит от латинского «civilus» - гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» - исторически определенному уровню развития общества и человека. Понятие «цивилизация» употребляется для характеристики материального и духовного уровней развития определенных исторических эпох, которые, в свою очередь, можно назвать цивилизациями.

Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» взаимно дополняют друг друга. Античной цивилизацией или культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима. Период возникновения античной цивилизации относится к XXV в. до н. э.

Закончилась эпоха античности в 476 г. н. э. – после распада Римской империи.

Античная культура является праматерью других культур: византийской, европейской, русской.

В своей работе я бы хотела рассмотреть основные достижения античной цивилизации, в том числе духовного и материального порядка.

Культура Древней Греции и ее достижения.

В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тысячелетия до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. От этого периода найдены остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, росписные сосуды.

На рубеже III – II тысячелетия до н.э. на Кикладских островах появляются первые города. Центром сформировавшейся минойской цивилизации становится остров Крит.

Жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцов - лабиринтов, украшенных настенной росписью – фресками. В жизни минойцев огромную роль играли религия и теократия – особая форма царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежали одному человеку.

К середине XIV в. до н. э. остров Крит был завоеван греками – ахейцами.

Ахейская (микенская) культура переняла у своей предшественницы фресковую живопись, строительство водопровода, а также пантеон богов и фасоны одежд. Изменился тип усыпальниц: на смену шахтным гробницам пришел толос – купольная гробница.

Главным достижением ахейцев является линейное слоговое письмо Б, произошедшее от линейного слового письма А.

Крито-микенская цивилизация прекратила свое существование в XIII в. до н. э., когда начался железный век.

Следующий период в истории Древней Греции – Гомеровский период : великий Гомер создал знаменитые поэмы: «Илиада» и «Одиссея», которые являются одними из величайших литературных памятников человечества. Других памятников этой эпохи до нас дошло мало, в основном, вазы и терракотовые статуэтки.

Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. до н.э.

В это время проходила Великая колонизация, в результате которой греческий мир перестал быть в изоляции. Греки начали активно взаимодействовать с другими цивилизациями. В греческой культуре появляются новшества, позаимствованные из других культур: алфавитное письмо – у финикийцев, чеканка монет – у лидийцев.

В этот период происходит Великое разделение труда , то есть отделение умственного труда от физического, которое стало возможным благодаря росту производительности труда, увеличению прибавочного продукта за счет применения более дешевых и эффективных железных орудий. Создавшиеся экономические условия позволили части свободных граждан заниматься философией, искусством, мифологией, политикой, путешествиями, историей.

На зарождение и развитие древнегреческой науки оказали большое влияние науки Древнего Египта и Вавилона. Развиваются астрономия, геометрия, математика (Пифагор). Зарождаются историография, география (Аристотель, Эратосфен, Птолемей).

Возникает первая философская система – натурфилософия .

На древнегреческое искусство того периода сильно воздействовали египетская и ближневосточная культура и архитектура. Элементы этих и других чужих культур были творчески переработаны греками и органично вошли в древнегреческую культуру.

В литературе эпохи архаики ведущая роль переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт); к концу 6 в. до н.э. как особый жанр оформляется басня (Эзоп).

В VIII в. до н.э. появился первый театр , из хора было выделено действующее лицоактер .

К VI в. до н.э. оформляется архитектурный ордер (колонна) в его дорическом и ионическом стилях.

Также в период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри храмов ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

В искусстве этого периода появляются одиночные скульптуры двух типов: куроса – обнаженного юноши и коры - задрапированной женщины. Для этого периода характерны скульптурные многофигурные композиции и рельефы.

Основным памятником является древнегреческая керамика: коринфские вазы, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы.

В 776 г. до н.э. возникли Олимпийские игры .

В 449 г. до н.э. начинается новый период в развитии греческой культуры – классический , сыгравший значительную роль в развитии античной цивилизации.

В эту эпоху наибольшего расцвета достигли: медицина (Гиппократ, V в. до н.э.), философия (Демокрит, Сократ, создавший софистскую школу); в литературе основными жанрами становятся трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан).

Повсеместно становятся распространенными образовательные учреждения : школы, палестры, гимнасии, эфебии. Формой высшего образования можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков).

Достигает расцвета реалистическая скульптура , выполнявшаяся из мрамора и бронзы. Творчество великих скульпторов V в. до н.э. отличают монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей: Фидия (статуи: «Афина – воительница», «Афина – Парфенос», «Зевс»), Мирона (статуя «Дискобол»), Поликлета (статуи: «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка»).

Среди живописцев того времени следует отметить Полигната и Аполлодора , открывших игру светотеней. Но их живопись не сохранилась.

Основной памятник того времени – вазовая роспись.

В классическую эпоху оформился коринфский стиль ордера, было построено много храмов и сооружений (храм Зевса в Олимпии, Ансамбль Акрополя, включающий в себя Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос, Парфенон и Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид).

В эпоху кризиса (IV в. до н.э.) – в период упадка общественной жизни – в Древней Греции стала популярной киническая школа философии (Антисфен и Диоген Синопский). Известным философом этого периода был и Платон, основавший собственную школу – Академию, просуществовавшую почти тысячу лет.

Получили развитие естественные науки, история (Ксенофонт) и риторика – наука об ораторском искусстве (Исократ, Демосфен)

В архитектуре начинают преобладать декоративные элементы, коринфский стиль, сооружения круглой формы.

Основными достижениями этой эпохи можно считать архитектуру (каменные театры в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе) и скульптуру (Пракситель – «Афродита Книдская», Скопас – «Геракл» и «Вакханка», Лисипп – «Анаксиомен», «Геракл», «Гермес»). Лисипп также создал скульптурные портреты Сократа, Александра Македонского.

Последней эпохой греческой цивилизации стал эллинизм. В эту эпоху наибольшее развитие получили математика, механика, астрономия, георафия, естествознание, философия, и это развитие было связано с такими именами, как Архимед (школа перипатетиков), Евклид (элементарная геометрия), Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх Александрийский (астрономия), Герон Александрийский (механика), Герофил и Эрасистрат (медицина).

В этот период были созданы библиотеки , самые известные из которых – Александрийская и Пергамская.

Наиболее яркими представителями литературы того времени являются: Аполоний Родосский, Каллимах и Феокрит, писавший в новом поэтическом жанре – идиллическом , впоследствии переродившемся в буколическую поэзию, Менандр, создавший реалистическую бытовую комедию .

Широкое распространение в эпоху эллинизма получили мимы – краткие сценки. Их автором был Герод.

Философия в эпоху эллинизма обладала рядом особенностей: эклектизмом (стремлением сочетать элементы различных школ), эпической направленностью . Наиболее известными были философские направления: эпикуреизм (основатель школы – Эпикур) и кинизм, от которого отделился при Зеноне стоицизм. Для философии того периода характерен религиозный уклон.

Наиболее интересными памятниками того времени являются Фаросский маяк, Башня ветров, рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена; не дошедший до нас бронзовый Родосский колосс высотой 35 м.

Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих общих чертах дошла греческая система образования.

Значение древнегреческой культуры столь велико, что ее называют «золотым веком» человечества. Эта культура самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество.

Культура Древнего Рима и ее достижения

Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и внести новое, присущее только римскому государству.

Древняя Греция во II – I вв. до н.э. была завоевана Римом, и центр античной культуры сместился в Италию.

Родоначальницей Римской цивилизации считают этрусскую цивилизацию , находившуюся на Аппенинском полуострове. Этруски создали свою систему счета со своеобразными цифрами, а также письменность, впоследствии позаимствованные римлянами.

Архитектурные сооружения у этрусков были каменными, они первыми стали строить здания с купольным сводом. Культурными памятниками являются гробницы, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия.

Основание Рима (753 г. до н.э.) является началом создания Римской империи. Город Рим сложился как город греческого типа. Римляне обнесли его каменной стеной, построили канализацию и водопровод, создали первый цирк для гладиаторских боев. Многое в своей культуре римляне позаимствовали из древнегреческой и этрусской культур. Первый в Риме храм – храм Юпитера – был построен этрусскими мастерами.

В IV – III вв. до н.э. Рим становится республикой, на территории которой начинают распространяться греческий язык и греческие обычаи. Происходит замена этрусской письменности на греческую (латиницу). Возникает ораторское искусство (Цицерон). Создается театр .

Наиболее известным представителями литературы того времени были: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Катон Старший, Варрон, Цицерон.

Философских систем в Риме создано не было. Наиболее известными были греческие школы стоиков и эпикурейцев.

Развивалась архитектура : римляне широко применяли в строительстве арки, своды, купола, столбы, пилястры, бетон, триумфальные арки, акведуки, мосты, базилики и амфитеатры.

В скульптуре римляне придерживались греческих канонов, однако возникло два новых стиля: портретные статуи (бюсты) и тогатус – статуи, изображавшие ораторов в тоге.

Из наук большое развитие получила юриспруденция – наука о праве.

Последняя эпоха римской цивилизации – имперская (31 г. до н.э. – 395г н.э.) закончилась распадом Римской империи на Западную империю – с центром в Риме, и Восточную империю – с центром в Константинополе.

Такие города, как Рим, Александрия, Афины, Карфаген, становятся крупнейшими центрами науки: географии (Страбон, Птолемей), медицины (Плиний Младший, Гален), астрономии, историографии (Тит Ливий, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит).

Одним из высочайших достижений всей римской культуры является литература раннего имперского периода (конец I в. до н.э. – II в. н.э.), представленная Апулеем («Метаморфозы» или «Золотой осел»), Плинием Младшим; сатириками Ювеналом, Петронием, Лукианом; поэтами Вергилием, Горацием, Овидием.

К этому периоду относится и создание таких архитектурных памятников, как Колизей и Пантеон.

В поздний имперский период римской цивилизации (III – IV вв. н.э.) не было создано ничего нового. Произошел кризис античной культуры , обусловленный низким уровнем грамотности, огрублением нравов, пессимизма, широким распространением христианства.

История культуры позднего имперского периода проходит в борьбе с разлагающимися традициями античной цивилизации и новыми, христианскими принципами.

В первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине этого же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Христианские храмы строятся по подобию базилик.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте.

Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г.. Этот год считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Таким образом, влияние культурного наследия Древнего Рима прослеживается во многих европейских языках,в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культурысохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.

Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Заключение

Главное достижение античной цивилизации - расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода.

Крупнейшим новшеством того периода стало рождение первосистемы абстрактных наук – философии (которая приобрела всеобъемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, юриспруденции, экономики. Возникли школы философов: Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей (мусеион). Сложилась система образова­ния.

Развитие духовной сферы в период античной цивилизации привело к возникновению мировых религий, переходу от политеизма к монотеизму.

Сложился строй общественно-политических отношений - демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления со­общества свободных людей.

Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов - независимых, самоуправляемых городов – государств со многими признаками общины.

В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие ло­кальные рамки, впервые возникли мировые империи.

Античная цивилизация внесла огромный вклад в развитие экономики (термин «Экономика» был придуман Аристотелем) (возникли разнообразные формы организации производства, собственности, обмена, финансово-кредитных и денежных отношении и т.п.).

В эту эпоху впервые сложилось (особенно в период расцвета Римской империи) многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок.

Кроме того, в Древней Греции в V в. до н.э. возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент.

Таким образом, именно античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, оставив после себя культурное наследие, повлиявшее на культуру Средневековья, Возрождения и Нового времени.

Список литературы

    Вальяно М.В. основы философии: учебник. – М.: Издат. «Дело и Сервис», 1999;

    Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие – М.: Гардарики, 2003;

    Зольева Л.В. Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. М.: Олма - Пресс, 2001;

    История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М.: РГГУ, 1998;

    Маркова А.Н. Культурология. ЮНИТИ – ДАНА, 2006;

    Петров М.К. Античная культура. – М.:, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997;

    Уколова В.И. Античность в литературе и искусстве. Средневековая литература. – М.. 1989;

    Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие для студентов вузов гуманитарноог профиля. 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.