Литературные жанры и роды: признаки и классификация. Литературный род: драма, эпос, лирика

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов : эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

Художник Whendell Souza L.

Литературный род - это категория систематики литературоведения, объединяющая и различающая произведения по излагаемым в них предметам познаваемого или изображаемого объекта, а также по речевой организации первых. Исходя из этого определения, в литературе исследователями усматривается три основных рода: эпос, лирика и драма, основное отличие которых в функциональном назначении речи произведения (то, как изображается объект). Прежде, чем я остановлюсь на каждом из этих родов подробнее, расскажу о истории формирования литературных родов, что поможет понять их суть.

Основных причин деления литературы на рода было две. В-первых, усложнение культуры как целого, и человека как единичной её части, осознанной независимой - индивида, выделило и его различия от других представителей. Так персонажи различных литературных произведений отличались: один осуществляет своё бытие и бесстрастно взирает на окружающую действительность, второй, напротив, усматривает неровности в этой действительности, осмысливает их, беспокоится о этом, а третий вступает в активное противоборство с усмотренным или упущенным вторым, чтобы выровнять к созерцаемому образу первого. Эти трое уже непохожи не только по содержанию, но и по форме, что требует от авторов при попытке их словесного изображения соответствующего полиморфизма, который и выразился в литературном роде. В-вторых, деление по сочетаемости с другими видами искусства в их демонстрации, например, драма сочетается с театральным действием, лирика с музыкой и пением, а эпические сцены (эпос) прекрасно иллюстрируются графическим изображением; и если посмотреть в культуру прошлого, да и настоящего тоже, то актов такого сочетания великое множество, что является не только доказательством сказанного, но и аргументом в пользу должных оснований в выделении литературных родов. А теперь расскажу о каждом из них подробнее.

Эпос

Эпос - литературный род, который описывает объективные события отстранённо, то есть с стороны, излагая всю их полноту и насыщенность, сохраняя при этом пространственно-временную причастность и последовательность первых. События, описываемые эпосом, носят эпитет эпические, а также им соответствует обозначение "сюжет" как описание хода событий. Но, несмотря на объективное описание происходящего, автор-рассказчик (называемый повествователь) может выражать персонально своё отношение. А в большой форме, где формальный признак объём произведения, таком как роман, рамки ограничений становятся куда шире. И вообще роман едва ли не самый свободный вид литературного произведения, несмотря на свою родовую принадлежность к эпосу. Эпос или эпическое произведение не зря именуется повествовательным, так как автор-рассказчик повествует о происходящих или уже прошедших событиях, описывает местность, где они разворачивались, словесно иллюстрирует обстановку предметами быта и подобным, а также может прибегать к рассуждениям о описанном, его причинно-следственным связям, итогам и делать на основании этого выводы, не обязательно дидактического (поучительного) характера; то есть, организует гармоничное изложение информации, пусть и художественной.

Лирика

Лирика - род литературы, концентрирующийся на восприятии и осмыслении событий неким субъектом, без должного внимания объективности происходящего. То есть, лирика изображает мысли разумного существа, не обязательно персонажа-человека, на основе воспринятого им, либо из окружающей объективной действительности, либо вспомненного. Как верно отметил Георг Гегель: в произведении, принадлежащем лирическому роду литературы, объект и субъект объединяются в одном персонаже или лице. Если эпос повествует о понятных почти каждому событиях и их следствиях, то лирика изображает душевные терзания, беспокойства и осмысления сложного или кажущегося таковым, так же понятные читателю, а ещё этот род литературы передаёт эмоциональную окраску знакомящемуся с ним, что можно назвать основным свойством лирики: передавать настроение, увлекать теми же эмоциями. Благодаря этому в лирических произведениях прошлого были пронесены через века и даже тысячелетия проблемы, чаяния, мысли существующие, актуальные и понятные и в настоящем. Однако, следует понимать, что лирика не ограничивается изображением только своего основного предмета - субъективного осмысления, напротив, прочее к нему не относящееся явно, например, заведомо неразумные объекты бытовой обстановки, дополняют, раскрывают, дополнительно иллюстрируют основной предмет - эти душевные терзания. Описанное выше характерно вообще для любого рода литературы и является известным и широко применяемым как приём.

Драма

Чтобы лучше понять содержание драмы, следует знать, что изначально она появилась как улучшение театральной постановки, где актёры перешли от пантомимы к произнесению реплик, что само по себе является сочетанием действия и субъективной оценки или описания первого. Таким образом, драма - это сочетание объективно протекающих событий и их восприятия субъектами, с осмыслением и ответным действием последних, то есть можно сказать "эпическая лирика". Драма как род литературы, в наглядном примере, - это как диалоговое изображение событий, которое одновременно повествует о самом событии, а так же может отражать отношение говорящего к первому, так и непосредственное объективное действие как событие, ситуация. Наиболее наглядный пример драмы, известный обывателю, это так называемый "боевик"; при этом трагедия - драма, а также комедия тоже драма; всякое произведение может быть как простым, так и весьма сложным, независимо от своей родовой, видовой или жанровой принадлежности (исключая пословицы и другие миниатюры). Более того, помимо драмы как литературный род, есть драма как литературный вид, но о этом в соответствующей статье по ссылке.

декабрь 4714

Роды литературы
ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Виды (жанры) литературы
КОМЕДИЯ - вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА - вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
ОЧЕРК - самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ - самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
ПОВЕСТЬ - средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОЭМА - вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ - малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
ТРАГЕДИЯ - вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ - произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Литературные роды и литературные жанры - мощнейшее средство, позволяющее обеспечить единство и преемственность литературного процесса. Они касаются характерных черт ведения повествования, сюжета, авторской позиции и отношений рассказчика с читателем.

Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос;
  • Лирика;
  • Драма.

Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте - само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия .

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках - кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр .

Эпос (с греческого - «повествование») Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) Драма (с греческого - «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие - чувство и то, как оно повлияло на героя. Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

Литературные жанры

Жанр - это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное - вид . Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) - жанрами.

Пример: род - эпический, вид - рассказ, жанр - святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица .

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая;
  • Воинская;
  • Сказочно-легендарная;
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический;
  • фантастический;
  • авантюрный;
  • роман-притча;
  • утопический;
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть;
  • рассказ;
  • новелла;
  • басня;
  • притча;
  • баллада;
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений;
  • характеров;
  • масок;
  • философская;
  • социальная;
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы - лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой - описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора .

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность .

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман - самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев - 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные - второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк - это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода - торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия - стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира - язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия - стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал - небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание - стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет - строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме - его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир .

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс — жанры драмы.

В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором - сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс - это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль - лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения - отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода:драма , эпос , лирика . Между всеми родами литературы, а их насчитывается три - эпос, лирика и драма - много общего. Прежде всего, у них общий предмет изображения - человек.Литература - все ее роды - отличается от других родов и видов искусства тем, что она обладает единственным средством изображения - словом.Взаимная близость всех трех родов литературы состоит и в том, что каждый из них как бы проникает в другой. Драма обладает рядом признаков эпоса и лирики, лирика зачастую обладает рядом признаков драмы, эпос тоже обладает рядом признаков драмы и лирики. Эпос - слово древнегреческое. Оно означает - «песня». Эпос восходит к древним временам, когда не было письменности и когда исторические повествования о прошлом, связанные чаще всего с военными подвигами, сохранялись в памяти народа в мифах, вспоминались в песнях. Эпические песни древности знают, однако, и любовную, трудовую и даже спортивную тематику.Предметом изображения эпоса является тот или иной насыщен­ный значительными событиями период общественного развития.Как и во всех других случаях,- в искусстве вообще и в литера­туре, в частности,- время изображается не абстрактно, а через героев, через человека.

Итак, эпос воплощает в героях образ эпохи. Вспомним наи­более известные эпические произведения современности. Напри­мер, шолоховский «Тихий Дон». Термин «лирика» происходит также от древнегреческого слова, от названия струнного инструмента «лира». Лирика, в отличие от эпоса, создает преимущественно образ внутреннего состояния человека, изображает переживание, как правило, одномоментное, которое человек испытывает в данный момент.Вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». В нем изображено определенное состояние души, которое мы узнаем, потому что каждый из нас, вероятно, испыты­вал подобное философское настроение,У драмы много общего и с эпосом, и с лирикой. Драма, как и эпос, изображает человека в ту или иную эпоху, создает образ времени. Но при этом драма имеет существенные отличия от эпоса и свои специфические особенности. Во-первых, драма в принципе лишена речи повествователя, авторских характеристик, авторских комментариев, авторских портретов. Это правило знает известные исключения. Например, в современной драматургии все чаще появ­ляется лицо от автора - ведущий, который берет на себя автор­ский комментарий к событиям, характеристику героев, где ведущий определяет композиционную структуру.

Билет 3

В. Действие – основное выразительное средство театра и зрелищного искусства. Элементы действия.

Действие – это психо-физический акт, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. Отличие сценического действия от действия в жизни: --время – динамичность,-действие может перемещаться и во времени и в пространстве,- сценическое действие – это толчок чувств.Цель действия на сцене.

1. Внести изменения в окружающую среду.

2. Изменить внутренний мир.

Физическое действие – это действие, которое имеет целью внести то или иное изменение в окружающую человека материальную среду, в тот или иной предмет.Психологическое действие - это действие, которое направлено на психику человека воздействием на чувства, сознание и волю. Может быть направлено и на партнёра и на себя. Есть мимическое действие – это взгляд, движение руки, направлены на психику.Словесное действие – по принципу не могу молчать.Сценическое внимание – сосредоточение на объекте. Его можно воспитать. Бывает произвольное на сцене, непроизвольное – в жизни.Получение информации – оцениваю – принимаю решение – приспособление – начинаем действовать.Наше внимание подвержено ротации и воображению. Бывает внешнее на внешний объект, и внутреннее- на себя. Объекты внимания: партнёр, зритель, я сам. Круги внимания: малый –на себя, средний – на партнёра, декорации и сценическую площадку, и большой – зрительный зал и кулисы.Действие-конфликт в его развитии. Единство действия. Действие-основное выразительное средство зрелищного искусства. Сценическое действие воплощается в актере. Источник наших действий те обстоятельства, в которые мы попадаем. В поэтическом материале все действие должно быть условно, никакого бытового решения! Четкие мизансцены. Условный прием организации действия- -Сконцентрированность мыслей, чувств, настроений-Сжатость лаконичность сюжета и изложения мыслей. В композиционном эффекте эффектен прием перевертыша, когда исход ситуации в финале меняется на 180 градусов.

Характерность персонажей должна быть заострена. И внешняя и внутренняя И в пластическом и в речевом варианте персонажей мы идем на преувеличение.

Темподействие должно быть стремительно.ритм напряжен.

Наиболее выразителны резкие контрасты в развитии действия, конрасты в эмоциональном состоянии актеров. Масочность, гратесковость.

Элементы действия.

Работа органов чувств

Память на ощущение

Создание образных видений

Деятельность воображения

Логика и последовательность действия мыслей и чувств

Физическое и словесное взаимодействие с объектом.