Притчи китайская как однажды вложившись обеспечишь себя. Китайские притчи

by tatiana on Вс, 01/31/2016 - 16:30

Рассказ о том, как змее подрисовали ноги

В древнем царстве Чу жил был один аристократ. В Китае есть такой обычай: после обряда поминания предков следовало угощать всех страждущих жертвенным вином. Он поступил также. Нищие, собравшиеся у его дома, договаривались: если все будут пить вино, то его не хватит; а если вино будет пить один человек, то его будет слишком много на одного. В конце концов, они приняли такое решение: пить вино будет тот, кто первым нарисует змею.

Когда один из них нарисовал змею, он осмотрелся и увидел, что все вокруг еще не закончили. Тогда он взял чайник с вином и, делая самодовольный вид, продолжал дорисовывать. «Посмотрите, у меня даже осталось время на то, чтобы подрисовать змее ноги»,--воскликнул он. Пока он рисовал ноги, другой спорщик закончил рисунок. Он отнял чайник с вином со словами: «Ведь у змеи нет ног, поэтому ты нарисовал не змею!» Сказав это, он залпом выпил вино. Итак, тот, кто нарисовал змее ноги, утратил вино, которое должно было предназначаться для него.

Эта притча говорит о том, что, выполняя задачу, необходимо знать все условия и видеть перед собой ясные цели. Надо стремиться к поставленной цели с трезвой головой и твердой волей. А не позволять легкой победе вскружить себе голову.

Рассказ о яшме рода Хэ

Однажды Бянь Хэ, который жил в царстве Чу, на горе Чушань нашел драгоценный нефрит. Он преподнес нефрит князю из Чу по имени Ли-ван. Ли-ван приказал мастерам-камнерезам определить, настоящий ли это нефрит или подделка. Прошло немного времени, и был получен ответ: это не драгоценный нефрит, а простая стекляшка. Ли-ван решил, что Бянь Хэ замыслил обмануть его и приказал отрубить ему левую ногу.

После смерти Ли-вана престол наследовал У-ван. Бянь Хэ снова преподнес нефрит правителю. И снова случилась та же история: У-ван тоже посчитал Бянь Хэ обманщиком. Так Бянь Хэ отрубили и правую ногу.

После У-вана правил Вэнь-ван. С нефритом за пазухой Бянь Хэ стенал у подножия горы Чушань трое суток. Когда его слезы иссякли, и в глазах появились капли крови. Узнав об этом, Вэнь-ван отправил слугу спросить у Бянь Хэ: «В стране много безногих, почему же он так отчаянно рыдает?» Бянь Хэ ответил, что он вовсе не опечален потерей обеих ног. Он объяснил, что суть его страданий заключается в том, что в государстве драгоценный нефрит уже не нефрит, а честный человек-уже не честный человек, а мошенник. Услышав это, Вэнь-ван приказал камнерезам тщательно отшлифовать камень, в результате шлифовки и огранки получился нефрит редкой красоты, который люди начали называть как нефрит рода Хэ.

Автор этой притчи-Хань Фэй-известный древнекитайский мыслитель. В этом рассказе воплотилась судьба и самого автора. В свое время правитель не принял политических убеждений Хань Фэя. Из этой притчи можно сделать вывод: камнерезы должны знать, какой из себя нефрит, а правители-понимать, какой перед ними человек. Люди, которые жертвуют самое драгоценное для других, должны быть готовы пострадать от этого.

Рассказ о том, как Бянь Цюе лечил Цай Хуань-гуна

Однажды известный врач Бянь Цюе приехал навестить правителя Цай Хуань-гуна. Он осмотрел Хунь-гуна и сказал: «Я вижу, что вы страдаете кожной болезнью. Если вы не обратитесь немедленно к врачу, боюсь, что вирус болезни проникнет глубоко в тело». Хуань-гун не обратил внимания на слова Бянь Цюе. Он ответил: «У меня все в порядке». Услышав речь князя, врач Бянь Цюе попрощался с ним и удалился. А Хуань-гун объяснил своему окружению, что врачи часто лечат людей, у которых нет никаких болезней. Таким образом, эти врачи присваивают себе заслуги и претендуют на награды.

Через десять дней Бянь Цюе снова посетил князя. Он сказал Цай Хуань-гуну, что его болезнь уже перешла в мускулы. Если он не будет лечиться, то болезнь будет протекать особенно остро. Хуань-гун опять не послушался Бянь Цюе. Ведь он не признавал докторов.

Спустя десять дней, во время третьей встречи с князем Бянь Цюе сказал, что болезнь уже достигла кишечника и желудка. И если князь будет по-прежнему упорствовать, и не вступит в самую тяжелую фазу. Но князь по-прежнему был равнодушным к совету врача.

Через десять дней, когда Бянь Цюе в далеке увидел Цай Хуань-гуна, он в страхе обратился в бегство. Князь послал к нему слугу, чтобы спросить, почему он, не говоря ни слова, бежал. Врач ответил, что эту кожную болезнь сначала можно было лечить только с помощью отвара из целебных трав, согревающего компресса и прижигания. А когда болезнь достигает мускулов, ее можно лечить иглоукалыванием. Если заражены кишечник и желудок, то их можно лечить, выпив отвар из целебных трав. А когда болезнь перейдет в косный мозг, то во всем виноват сам больной, и никакой врач уже не поможет.

Через пять дней после этой встречи князь почувствовал боль во всем теле. В это же время он вспомнил слова Бянь Цюе. Однако врач давно уже скрылся в неизвестном направлении.

Этот рассказ учит тому, что человек должен немедленно исправлять свои ошибки и промахи. А если он упорствует и распускается, это приводит к плачевным результатам.

Рассказ о том, как красовался Цзоу Цзи

Первый министр царства Ци по имени Цзоу Цзи был очень хорошо сложен и красив лицом. Однажды утром он нарядился в свою лучшую одежду и посмотрел в зеркало и спросил свою жену: «Как ты думаешь, кто красивее, я или господин Сюй, который живет на северной окраине города?» Жена ответила: «Конечно, вы, мой супруг, гораздо красивее Сюя. Как же можно сравнивать Сюя и вас?»

А господин Сюй был известным красавцем княжества Ци. Цзоу Цзи не смог полностью довериться жене, поэтому он задал тот же вопрос и совей наложнице. Она ответила так же, как и его жена.

Спустя один день к Цзоу Цзи приехал гость. Цзоу Цзи тогда спросил и гостя: «Как ты считаешь, кто красивее, я или Сюй?» Гость ответил: «Конечно, господин Цзоу, вы красивее!»

Через некоторое время Цзоу Цзи посетил господина Сюя. Он внимательно осмотрел лицо, фигуру и жесты Сюя. Красивый облик Сюя произвел на Цзоу Цзи глубокое впечатление. Он укрепился в мысли, что Сюй краше его. Потом он посмотрел на себя в зеркало: «Да, все-таки Сюй намного краше меня»,--задумчиво произнес он.

Вечером в постели мысль о том, кто краше, не оставляла Цзоу Цзи. И тут он наконец понял, почему все говорили, что он краше Сюя. Ведь жена заискивает перед ним, наложница боится его, а гостю нужна от него помощь.

Эта притча говорит о том, что человек сам должен знать свои возможности. Не следует слепо верить льстивым речам тех, кто ищет выгоду в отношениях, и потому хвалит тебя.

Рассказ о лягушке, которая жила в колодце

В одном колодце жила была лягушка. И была у нее что ни на есть веселая жизнь. Однажды она стала рассказывать черепахе, которая прибыла к ней из Восточно-китайского моря про свое житье-бытье: «Здесь, в колодце, я что хочу-то и делаю: могу играть в палочки на поверхности воды в колодце, могу и отдыхать в дыре, выбитой в стене колодца. Когда я попадаю в ил, грязь заливает только мои лапки. Смотри вон на крабов и головастиков, у них совсем другая жизнь, им тяжело приходится жить там, в иле. Кроме того, здесь в колодце я живу одна и сама себе хозяйка, могу делать, что хочу. Это просто рай! А почему ты не хочешь осмотреть мой дом?»

Черепаха хотела было спуститься в колодец. Но вход в колодец был слишком узким для ее панциря. Поэтому, так и не войдя в колодец, черепаха стала рассказывать лягушке о мире: «Вот, посмотри, ты, например, считаешь тысячу ли огромным расстоянием, да? Но ведь море еще больше! Ты считаешь вершину в тысячу ли высочайшей, да? Но ведь море намного глубже! Во время правления Юя произошло 9 наводнений, которые длились в течение целого десятилетия, море от того не стало больше. Во время правления Тана случилось 7 засух в течение целых 8 лет, а море не уменьшилось. Море, оно вечно. Оно ни растет, ни убывает. Вот в чем радость жизни в море».

Услышав эти слова черепахи, лягушка встревожилась. Ее большие зеленые глаза потеряли вою живость, и она почувствовала себя мленькой-премаленькой.

Эта притча говорит о том, что человек не должен быть самодовольным и, не зная мира, упрямо отстаивать свою позицию.

Притча о лисе, которая важничала за спиной у тигра

Однажды тигр сильно проголодался, рыскал по всему лесу в поисках пищи. Как раз в то время по дороге ему попалась лиса. Тигр уже было приготовился хорошенько полакомиться, а лиса и говорит ему: «Ты не смеешь съесть меня. Я послана на землю самим Небесным Императором. Именно он назначил меня начальником мира зверей. Если ты съешь меня, то этим прогневаешь самого Небесного Императора».

Услышав эти слова, тигр стал колебаться. Однако желудок его не переставал урчать. «Как же мне поступить?»-подумал тигр. Увидев замешательство тигра, лиса продолжала: «Ты, наверное, думаешь, что я обманываю тебя? Тогда следуй за мной, и ты увидишь, как все звери будут при виде меня в страхе разбегаться. Было бы очень странно, если произойдет иначе».

Эти слова показались тигру разумными, и он пошел вслед за лисой. И действительно, звери при виде их, моментально разбегались в разные стороны. Тигру было невдомек, что звери боялись его, тигра, а не хитрую лисицу. Кто же ее боится?

Эта притча учит нас тому, что в жизни надо уметь различать подлинное от ложного. Надо уметь не обольщаться внешними данными, вникать в суть вещей. Если не сумеешь различить правду от лжи, то очень возможно, что будешь обманут такими людьми, как эта хитрая лисица.

Эта басня предостерегает людей не быть глупыми и не важничать, добившись легкой победы.

Юй Гун передвигает горы

"Юй Гун передвигает горы"--это рассказ, не имеющий под собой реальной истории. Он содержится в книге "Ле Цзы", и автором которой является философ Ле Юйкоу, живший вIV -- V вв. до н. э.

В рассказе "Юй Гун передвигает горы" говорится, что в прежние времена жил старик по имени Юй Гун (в дословном переводе-«глупый старик»). Перед его домом стояли две огромные горы-Тайхан и Ванъу, которые преграждали подходы к его дому. Это было очень неудобно.

И вот однажды Юй Гун собрал всю семью и сказал, что горы Тайхан и Ванъу преграждают подходы к дому. "Как вы думаете, сроем ли мы эти две горы?" –спросил старик.

Сыновья и внуки Юй Гуна сразу согласились и сказали:"Давайте начнем работу с завтрашнего дня!" Однако, жена Юй Гуна выразила сомнение. Она сказала:" Мы живем здесь уже несколько лет, поэтому мы можем продолжать жить тут невзирая на эти горы. Тем более, горы очень высоки, и куда мы сложим камни и почву, взятые из гор?"

Куда положить камни и почву? После обсуждения среди членов семьи решили сбрасывать их в море.

На другой день вся семья Юй Гуна принялась дробить горную породу мотыгами. Сын соседа Юй Гуна также пришел помогать срывать горы, хотя ему еще не исполнилось восьми лет. Орудия труда у них были очень простыми--только мотыги и корзинки. От гор до моря было значительное расстояние. Поэтому спустя месяц трудов, горы все еще выглядели по-прежнему.

Был такой старик по имени Чжи Соу (что в дословном переводе означает «умный старик»). Узнав об этой истории, он стал высмеивать Юй Гуна и назвал его глупым. Чжи Соу сказал, что горы очень высоки, а силы человека ничтожны, поэтому невозможно передвинуть эти две огромные горы, и действия Юй Гуна очень смешны и нелепы.

Юй Гун ответил так: «Хотя горы высоки, но они не растут, так что если я и мои сыновья каждый день будем отнимать от горы понемножку, а потом мои внуки, а затем и правнуки продолжат наше дело, то в конце концов мы сдвинем эти горы!» Его слова ошеломили Чжи Соу, и тот примолк.

А семья Юй Гуна продолжала срывать горы каждый день. Их упорство тронуло небесного владыку, и он послал на землю двух фей, которые перенесли горы подальше от дома Юй Гуна. Это древнее предание говорит нам о том, что если у людей сильная воля, то они сумеют преодолеть любые трудности и добиться успеха.

История Лаошаньского даоса

Жил был некогда один ленивый человек по имени Ван Ци. Хотя Ван Ци ничего не умел, однако он страстно желал научиться какому-либо волшебству. Узнав, что близ моря, на горе Лаошань, живет даос, которого люди прозвали «даосом с горы Лаошань», и что он умеет творить чудеса, Ван Ци решил поступить в ученики к этому даосу и попросить его научить ученика волшебству. Поэтому Ван Ци покинул семью и пошел к Лаошаньскому даосу. Прибыв на гору Лаошань, Ван Ци нашел Лаошаньского даоса и высказал ему свою просьбу. Даос понял, что Ван Ци очень ленив, и отказал ему. Однако Ван Ци просил настойчиво, и, в конце концов, даос согласился взять Ван Ци в ученики.

Ван Ци думал, что он сумеет научиться волшебству очень скоро, и обрадовался. На другой день Ван Ци, окрыленный, поспешил к даосу. Неожиданно даос дал ему топор и приказал нарубить дров. Хотя Ван Ци не хотел рубить дрова, но ему пришлось делать так, как указал даос, чтобы тот не отказался учить его волшебству. Ван Ци целый день рубил дрова на горе и очень устал; Он был очень не доволен.

Прошел месяц, а Ван Ци все рубил дрова. Каждый день работать дровосеком и не учиться волшебству-с такой жизнь он не мог смириться и надумал вернуться домой. И именно в тот момент он увидел своими глазами, как его учитель-- Лаошаньский даос-- проявил свое умение творить волшебства. Однажды вечером Лаошаньский даос пил вино с двумя друзьями. Даос наливал вино из бутылки рюмку за рюмкой, а бутылка по-прежнему оставалась полной. Затем даос превратил свои палочки для еды в красавицу, которая стала петь и танцевать для гостей, а после банкета вновь превратилась в палочки. Все это слишком удивило Ван Ци, и он решил все же остаться на горе, чтобы научиться волшебству.

Прошел еще одни месяц, а Лаошаньский даос по-прежнему ничему не учил Ван Ци. На этот раз ленивый Ван Ци разволновался. Он пошел к даосу и сказал: "Я уже устал рубить дрова. Ведь я пришел сюда, чтобы учиться магии и волшебству, и прошу вас об этом, иначе я зря прибыл сюда". Даос засмеялся и спросил его, какому волшебству он хочет научиться. Ван Ци сказал: "Я часто видел, как вы проходите сквозь стены; именно такому волшебству я и хочу учиться." Даос опять засмеялся и согласился. Он сообщил Ван Ци заклинание, с помощь которого можно проходить сквозь стены, и велел Ван Ци попробовать. Ван Ци попробовал и успешно проник сквозь стену. Он тут же обрадовался и пожелал вернуться домой. Перед тем, как Ван Ци отправился домой, Лаошаньский даос сказал ему, что необходимо быть честным и скромным человеком, иначе волшебство потеряет силу.

Ван Ци вернулся домой и похвастал жене, что он умеет проходить сквозь стены. Однако жена не поверила ему. Ван Ци начал произносить заклинание и пошел к стене. Оказалось, что он не способен пройти сквозь нее. Он стукнулся головой стену и упал. Жена посмеялась над ним и сказала: "Если в мире и существуют волшебства, им нельзя научиться за два-три месяца"! А Ван Ци подумал, что Лаошаньский даос обманул его, и принялся ругать святого отшельника. Так уж сложилось, что Ван Ци по-прежнему ничего не умеет.

Господин Дунго и волк

В мире широко известна сказка «Рыбак и дух» из собрания арабских сказок "Тысяча и одна ночь". В Китае также существует нравоучительная история про "Учителя Дунго и волка". Эта история известна по «Дунтянь чжуань»; автор этого труда Ма Чжунси, живший в XIII в. , в эпоху династии Мин.

Итак, жил некогда такой педантичный кабинетный ученый, которого звали учитель (господин) Дунго. Однажды, Дунго, неся мешок книг на спине и погоняя осла, пошел в местечко под названием Чжуншаньго по своим делам. По дороге встретился ему волк, которого преследовали охотники, и этот волк попросил Дунго спасти его. Господину Дунго стало жаль волка, и он согласился. Дунго велел ему свернуться клубком, связал зверя веревкой, чтобы волк уместился в мешке и спрятался там.

Едва господин Дунго запихнул волка в мешок, как к нему приблизились охотники. Они спросили, видел ли Дунго волка и куда тот побежал. Дунго обманул охотников, сказав, что волк побежал в другую сторону. Охотники приняли слова господина Дунго на веру и погнались за волком в другом направлении. Волк в мешке услышал, что охотники ушли, и попросил господина Дунго развязать и выпускать его. Дунго согласился. Неожиданно, волк, выскочив из мешка, набросился на Дунго, желая съесть его. Волк крикнул: "Ты, добрый человек, спас меня, однако, сейчас я очень голоден, а посему будь добр опять и позволь мне съесть тебя." Дунго испугался и стал ругать волка за его неблагодарность. В этот момент мимо проходил крестьянин с мотыгой на плече. Господин Дунго остановил крестьянина и рассказал ему о том, как было дело. Он попросил крестьянина решить, кто прав, а кто виноват. Но волк отрицал тот факт, что учитель Дунго спас его. Крестьянин подумал и сказал: "Обоим вам я не верю, поскольку этот мешок слишком мал, чтобы вместить такого крупного волка. Я не поверю вашим словам, пока своими глазами не увижу, как волк помещается в этом мешке". Волк согласился и вновь свернулся клубком. Господин Дунго вновь связал волка веревкой и засунул зверя в мешок. Крестьянин мгновенно завязал мешок и сказал господину Дунго: "Волк никогда не изменит своей людоедской натуры. Ты поступил очень глупо, что проявил доброту по отношению к волку". И крестьянин хлопнул по мешку и убил волка мотыгой.

Когда в наши дни упоминают о господине Дунго, имеют в виду тех, кто по-доброму относится к врагам. А под "чжуншаньским волком" подразумевают неблагодарных людей.

"Колея на юг, а оглобли на север" («запрягать коня хвостом вперед»; «ставить телегу впереди лошади»)

В эпоху Воюющих царств (V -- III вв. до н.э.) Китай был разделен на многие царства, которые непрерывно воевали между собой. В каждом царстве были советники, которые специально служили для того, чтобы давать императору советы относительно методов и способов управления. Эти советники, убеждая, умели пользоваться образными выражениями, сравнениями и метафорами, так чтобы императоры сознательно принимали их советы и предложения. «Запрягать коня хвостом вперед»--это история о советнике царства Вэй Ди Ляне. Вот что он однажды придумал, чтобы убедить императора Вэй изменить принятое решение.

Царство Вэй было в те времена более сильным, чем царство Чжао, поэтому император Вэй решил атаковать столицу царства Чжао Ханьдань и подчинить себе царство Чжао. Узнав об этом, Ди Лян очень разволновался и решил убедить императора изменить это решение.

Император царства Вэй обсуждал с военачальниками план нападения на царство Чжао, когда внезапно пришел Ди Лян. Ди Лян сказал императору:

Только что на пути сюда я видел странное явление...

Какое?-- спросил император.

Я видел лошадь, которая шла на север. Я спросил человека в повозке: «Куда ты направляешься? ». Он ответил: «Я еду в царство Чу ». Я удивился: ведь царство Чу находится на юге, а он едет на север. Однако он засмеялся и даже бровью не повел. Он сказал: «У меня хватит денег на дорогу, у меня хорошая лошадь и хороший возница, поэтому я все равно сумею доехать до Чу». Я никак не мог понять: деньги, хорошая лошадь и прекрасный возница. Да ведь это не поможет, коли он едет в неправильном направлении. Он никогда не сможет доехать до Чу. Чем дальше он ехал, тем все более удалялся от царства Чу. Однако я не сумел отговорить его изменить направление, и он ехал себе вперед.

Услышав слова Ди Ляна, император царства Вэй рассмеялся оттого, что тот человек был таким глупым. Ди Лян продолжал:

Ваше величество! Если Вы хотите стать императором этих царств, то сначала Вы должны получить доверие этих стран. А агрессия против царства Чжао, которое слабее чем наше царство, снизит Ваш престиж и удалит вас от цели!

Только тут император Вэй понял истинный смысл примера, приведенного Ди Ляном, и отменил свои агрессивные планы в отношении царства Чжао.

Сегодня фразеологизм "Колея на юг, а оглобли на север" означает "Поступать в полном противоречии с поставленной целью"

Приобретение наложницы путём измерения земли

Один юноша, не достигший ещё совершеннолетия, но весьма смышлёный, рано лишился обоих родителей и жил под опекой своего дяди. Однажды юноша заметил, что у дяди очень обеспокоенный вид. Он стал расспрашивать о причинах этого. Дядя отвечал, что тревожится о том, что у него нет сына. Чтобы позаботиться о мужском потомстве, следовало бы взять в дом наложницу, но этого не хочет его супруга. Потому он и озабочен.

Юноша немного подумал, а затем сказал:

Дядя, не печалься более. Я вижу способ добиться от тёти согласия.

Вряд ли у тебя что-нибудь получится, - недоверчиво проговорил дядя.

На следующий день с утра юноша взял портновскую линейку и стал мерить ею землю, начиная от двери дядиного дома, и занимался этим так упорно, что тётка выглянула из дома.

Что это ты тут делаешь? - спросила она.

Я обмеряю участок, - хладнокровно отвечал юноша и продолжал своё занятие.

Что? Обмеряешь участок? - воскликнула тётка. - Что это ты волнуешься о нашем добре?

На это юноша с самоуверенной миной пояснил:

Тётушка, это же само собой разумеется. Я готовлюсь к будущему. Вы с дядей уже немолоды, а сыновей у вас нет. Поэтому, конечно, ваш дом останется мне, вот я и хочу его обмерить, потому что собираюсь впоследствии перестраивать.

Тётка, раздражённая и разгневанная, не смогла ни слова вымолвить. Она побежала в дом, разбудила мужа и начала умолять его, чтобы он как можно скорее взял наложницу.

Китайские стратагемы

Притча о круговороте судьбы.

У одного человека умерла жена, и сосед пришел выразить ему свое соболезнование. Каково же было его удивление, когда он увидел, что вдовец сидит на корточках и распевает песни. Сосед обратился к вдовцу: - Как не стыдно тебе! Ты прожил столько лет с женой. И вместо того чтобы оплакивать ее, ты поешь песни!

Ты не прав, - ответил вдовец. - Когда она умерла, я поначалу опечалился. Но потом я задумался о том, чем она была до того, как родилась. Я понял, что она была рассеяна в пустоте хаоса. Потом она стала дыханием. Дыхание превратилось - и она стала телом. Тело превратилось - и она родилась. Теперь настало новое превращение - и она умерла. Все это меняло друг друга, как чередуются времена года. Человек же схоронен в бездне превращений, словно в покоях огромного дома. Плакать и причитать над ним - значит не понимать судьбы. Вот почему я начал петь, вместо того чтобы плакать.

Мораль: жизнь души бесконечна

Притча о разговорчивом человеке.

Лао-цзы каждый день по утрам ходил в сопровождении своего соседа на прогулку. Сосед знал, что Лао-цзы немногословен. В течение многих лет он в полном молчании сопровождал его на утренних прогулках, и тот никогда ничего не говорил. Однажды у него в доме был гость, который тоже захотел пойти на прогулку с Лао-цзы. Сосед сказал: «Хорошо, только ты не должен разговаривать. Лао-цзы этого не терпит. Запомни: ничего нельзя говорить!»

Было великолепное тихое утро, только пение птиц нарушало тишину. Гость сказал: «Как прекрасно!» Это было единственное, что он сказал за часовую прогулку, но Лао-цзы посмотрел на него так, будто тот совершил грех.

После прогулки Лао-цзы сказал соседу: «Никогда не приводи еще кого-нибудь! Да и сам больше никогда не приходи! Этот человек, похоже, очень разговорчив. Утро было прекрасным, оно было таким тихим. Этот человек все испортил».

Мораль: слова излишни. Кстати, у нас тоже есть хорошая пословица на этот счет: «молчание – золото».

Притча о зеркале и собаке.

Притча о зеркале и собаке.

Давным-давно один король построил огромный дворец. Это был дворец с миллионами зеркал.Абсолютно все стены, полы и потолки дворца были покрыты зеркалами. Как-то во дворец забежала собака. Оглядевшись, она увидела множество собак вокруг себя. Собаки были повсюду. Будучи весьма разумной собакой, она оскалилась, чтобы на всякий случай защитить себя от этих миллионов окруживших её собак и испугать их. Все собаки оскалились в ответ. Она зарычала - они с угрозой ответили ей.

Теперь собака была уверена, что жизнь её в опасности, и стала лаять. Ей пришлось напрячься, она стала лаять изо всех сил, очень отчаянно. Но когда она залаяла, те миллионы собак тоже начали лаять. И, чем больше она лаяла, тем больше отвечали ей они.

Утром эту несчастную собаку нашли мёртвой. А она находилась там одна, в том дворце были лишь миллионы зеркал. Никто не дрался с нею, вообще не было никого, кто мог бы драться, но она увидела саму себя в зеркалах и испугалась. И, когда она начала сражаться, отражения в зеркалах тоже вступили в борьбу. Она погибла в борьбе с миллионами собственных отражений, окружающих её.

Мораль: окружающий мир – отражение нас самих. Будь спокоен и излучай позитив, Вселенная ответит тебе взаимностью!

Притча о счастье.

Жил когда-то человек, который высекал камни из утеса. Его труд был тяжел, и он был недоволен. Однажды камнотес в сердцах воскликнул: «Ах, если бы я был богатым!» И о чудо! Его желание исполнилось.

Спустя какое-то время в город, где он жил, приехал император. Увидев правителя, над головой которого слуги держали золотой зонт, богач почувствовал зависть. В сердцах он воскликнул: «Ах, если бы я был императором!» И его желание исполнилось.

Как-то раз он отправился в поход. Солнце палило так, что даже золотой зонт не в силах был уберечь императора от обжигающих лучей. И он подумал: «Ах, если бы я был солнцем!» Его желание исполнилось и на этот раз.

Но однажды солнечный свет затмило облако. Тогда солнце воскликнуло: «Ах, если бы я было облаком!» И был он облаком, и проливался дождем, и вода заполняла все уголки мира. Но вот беда! Капли дождя отчаянно бились об утес, но никак не могли сокрушить его. Дождь воскликнул: «Ах, если бы я был утесом!»

Но пришел камнотес, занес свою кирку над скалой и поработил ее. И утес воскликнул: «Ах, если бы я был камнотесом!»

В тот же миг он вновь стал собой и понял, что ни богатство, ни власть не дадут ему радости.

Мораль: если вдруг кто не догадался, то к люч к счастью, описанный в этой притче, - уметь радоваться тому, что имеешь.

Эта история случилась в Китае, во времена Лао-цзы. В селении жил очень бедный старик, но даже монархи завидовали ему, потому что у старика был прекрасный белый конь. Цари предлагали за коня сказочную цену, но старик всегда отвечал отказом.

Однажды утром коня не оказалось в конюшне. Собралось всё селение, люди сочувствовали:

Глупый старик. Уж мы-то знали, что однажды коня украдут. Лучше было бы продать его. Какое несчастье!

Старик, смеясь, ответил:

Не торопитесь с выводами. Просто скажите, что коня нет в конюшне - это факт. Не знаю, несчастье это или благословение, да и кто знает, что последует дальше?

Через пару недель конь вернулся. Он не был украден, просто вырвался на волю. И не просто вернулся, а привёл с собой дюжину диких коней из леса.

Сбежавшиеся соседи наперебой твердили:

Ты был прав, старик. Прости нас, нам неведомы пути Господни, но ты оказался более прозорлив. Это не несчастье, это благословение.

Старик усмехнулся:

Снова вы заходите слишком далеко. Просто скажите, что конь вернулся. Никто не знает, что произойдёт завтра.

На этот раз люди уже не говорили много, но в душе каждый посчитал, что старик ошибается. Ведь пришло целых двенадцать коней! Сын старика стал объезжать диких лошадей, и случилось так, что одна из них его сбросила. Юноша сломал обе ноги. Снова собрались люди и стали судачить.

Они говорили:

Ты опять оказался прав! Это несчастье. Твой единственный сын сломал ноги, а ведь он твоя опора на старости лет. Теперь ты беднее, чем был.

Старик отвечал:

И опять вы пустились в рассуждения. Не заходите далеко. Скажите просто, что мой сын сломал ноги. Никто не знает, беда это или удача. Жизнь - лишь череда событий и будущее неизвестно.

Случилось так, что через несколько дней после этого страна вступила в войну и все молодые мужчины были мобилизованы. Остался только сын старика, ставший калекой. Все стенали в ожидании жаркой битвы, сознавая, что большинство юношей никогда не вернуться домой. Люди пришли к старику, сетуя:

Ты опять прав старик, это было благословение. Хотя твой сын и изувечен, он всё же с тобой. А наши сыновья ушли навсегда.

Старик снова сказал:

Вы опять судите. Никто не знает. Скажите только, что ваших детей взяли в армию, а мой сын остался дома.

Мораль сей притчи: не стоит интерпретировать события своей жизни, нам не дано увидеть их во всей полноте. Однажды вы осознаете, что всё прекрасно.



Молодой человек растерялся:
- Но я ничего не заметил!
Тогда учитель сказал:


Ученик ответил:




Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику:

Пожалуйста, осмотри эту комнату и попытайся найти в ней все, что имеет коричневый цвет. Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, книжные переплеты и еще множество разных мелочей.
- А теперь закрой глаза и перечисли все предметы... голубого цвета, - попросил учитель.
Молодой человек растерялся:
- Но я ничего не заметил!
Тогда учитель сказал:
- Открой глаза. Посмотри только какое здесь множество голубых предметов!!!
Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер...
Ученик ответил:
- Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы!
Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся:
- Именно это я и хотел тебе показать! Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни: ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь из виду все хорошее!
- Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не произойдет, то меня ожидает приятный сюрприз. Ну, а если я всегда буду надеется на лучшее, то подвергну себя риску разочарования!
- Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь искать во всем что-то положительное!

Жила-была женщина, и у нее был любовник. Однажды ночью их застал муж. Он убил любовника, а сам убежал. Женщина тотчас сварила труп, сделала из него похлебку и скормила ее свиньям. Так все и обошлось. Через некоторое время муж вернулся и с удивлением узнал, что дело осталось без последствий...
Читать полностью -->

Корова с отрезанным языком

В уезде Танчансянь у крестьянина Ху Сы была корова. И была она ну прямо как «домашняя драгоценность»: поле пахать – на ней, поклажу возить – опять же на ней. И каждое утро Ху Сы сам кормил и поил ее.

Пошел однажды Ху Сы кормить корову, глядь, а в стойле все перевернуто. Присмотрелся повнимательнее: у коровы изо рта кровь капает...
Читать полностью -->

Ученый и крестьянин

Один крестьянин всю жизнь работал на своем поле. Как-то раз он заметил, что посевы его хиреют, и понес на поле удобрения. Навстречу ему шел ученый; он шагал в своих прекрасных одеждах, задрав голову и ничего вокруг не замечая, – да и столкнулся с крестьянином. Вонючие удобрения вылились прямо на него. Оба стали ругаться и требовать возмещения убытков. Спорили, спорили, ни к чему не пришли и отправились к судье...
Читать полностью -->

Качество, а не количество

У одного высокого китайского чиновника был единственный сын. Рос он неглупым мальчиком, но был неусидчивым, и чему бы его ни пытались научить, он ни в чем не проявлял усердия, и знания его были лишь поверхностны. Он умел рисовать и играть на флейте, но безыскусно; изучал законы, но даже писцы знали больше него...
Читать полностью -->

Зачем человеку память

Одного чиновника назначили судьей. Уселся он в зале и начал разбирать судебное дело. Истец и обвиняемый стали приводить свои доводы.

Есть тибетская пословица: любая беда может стать хорошей возможностью. Даже трагедия таит в себе возможности. Смысл еще одной тибетской пословицы в том, что истинную природу счастья возможно разглядеть лишь в свете болезненного опыта. Только резкий контраст с болезненными переживаниями учит ценить мгновения радости. Почему - объясняют Далай-лама и архиепископ Десмонд Туту в «Книге радости» . Публикуем отрывок.

Притча о крестьянине

Никогда не знаешь, чем обернутся наши страдания и беды, что в жизни к лучшему, а что к худшему. Есть известная китайская притча о крестьянине, у которого сбежала лошадь.

Соседи тут же начали рассуждать, как ему не повезло. А крестьянин ответил, что никто не может знать: возможно, это и к лучшему. Лошадь вернулась и привела с собой необъезженного скакуна. Соседи снова стали судачить: на этот раз рассуждая, как крестьянину повезло. Но тот снова ответил, что никому не известно, хорошо это или плохо. И вот сын крестьянина ломает ногу, пытаясь оседлать скакуна. Тут уж соседи не сомневаются: это неудача!

Но снова слышат в ответ, что никто не знает, к лучшему это или нет. Начинается война, и всех здоровых мужчин призывают в армию, кроме сына крестьянина, который остается дома из-за больной ноги.

Радость вопреки

Многие считают страдания чем-то плохим, - сказал Далай-лама. - Но на самом деле это возможность, которую вам подбрасывает судьба. Несмотря на трудности и мучения, человек может сохранять твердость и самообладание.


Далай-лама пережил много. И знает, о говорит, - .

Понятно, что имеет в виду Далай-лама. Но как перестать противиться страданию и воспринимать его как возможность, находясь в гуще событий? Говорить легко, а вот делать… Джинпа упоминал, что в тибетском духовном учении «Тренировка ума по семи пунктам» выделяются три категории людей, на которые следует обратить особое внимание, так как именно с ними складываются особо сложные отношения: члены семьи, учителя и враги.

«Три объекта особого внимания, три яда и три корня добродетели». Джинпа объяснил значение загадочной и интригующей фразы: «Ежедневное общение с этими тремя объектами особого внимания рождает три яда: привязанность, гнев и заблуждение. Именно они становятся причиной самых сильных страданий. Но когда мы начинаем взаимодействие с членами семьи, учителями и врагами поможет постигнуть три корня добродетели - непривязанность, сострадание и мудрость».

Многие тибетцы, - продолжал Далай-лама, - годами сидели в китайских трудовых лагерях, где их пытали и заставляли заниматься тяжелым трудом. Потом они признались, что это была хорошая проверка внутреннего стержня, показавшая, кто из них действительно сильная личность. Одни теряли надежду. Другие не унывали. Образование почти не влияло на выживаемость. В конце концов важнее всего оказались сила духа и доброта.


А я-то ожидал услышать, что главными будут непреклонная решимость и твердость. С каким же изумлением узнал, что пережить ужас лагерей людям помогли сила духа и

Если нет в жизни трудностей и ты все время расслаблен, то и жалуешься больше.

Кажется, секрет радости рождался в ходе странных алхимических преобразований ума и материи. Дорога к радости не уходила в сторону от невзгод и страданий, а пролегала через них. Как сказал архиепископ, без страданий невозможно создать красоту.

Воспитание жизнью

Люди уже не раз убеждались, что для раскрытия щедрости духа мы должны пройти через унижения и испытать разочарование. Можете усомниться в этом, но в мире очень мало людей, чья жизнь от рождения до смерти протекает гладко. Люди нуждаются в воспитании.

Что именно в людях требует воспитания?

Естественная реакция человека - ответить ударом на удар. Но если дух прошел закалку, ему захочется узнать, что другого человека вынудило ударить. Так мы оказываемся в шкуре противника. Это почти аксиома: щедрые духом прошли через унижение, чтобы избавиться от шлака.


Избавиться от духовного шлака и научиться становиться на место другого человека. Почти во всех случаях для воспитания духа требуется пережить если не муки, то, во всяком случае, разочарования, натолкнуться на препятствие, мешающее идти выбранной дорогой.

Ни один сильный духом никогда не ходил прямой дорогой, лишенной препятствий.

«Всегда было что-то, вынуждающее свернуть с пути, а затем пойти обратно». - Архиепископ указал на свою тонкую, слабую правую руку, парализованную в детстве после заболевания полиомиелитом. Яркий пример страданий, которые он пережил еще ребенком.

Дух как мышцы. Если хотите поддерживать их тонус, нужно давать мышцам сопротивление. Тогда сила будет увеличиваться.

в тексте сохранена орфография первоисточника

Рассказ о том, как змее подрисовали ноги

В древнем царстве Чу жил был один аристократ. В Китае есть такой обычай: после обряда поминания предков следовало угощать всех страждущих жертвенным вином. Он поступил также. Нищие, собравшиеся у его дома, договаривались: если все будут пить вино, то его не хватит; а если вино будет пить один человек, то его будет слишком много на одного. В конце концов, они приняли такое решение: пить вино будет тот, кто первым нарисует змею.

Когда один из них нарисовал змею, он осмотрелся и увидел, что все вокруг еще не закончили. Тогда он взял чайник с вином и, делая самодовольный вид, продолжал дорисовывать. «Посмотрите, у меня даже осталось время на то, чтобы подрисовать змее ноги»,--воскликнул он. Пока он рисовал ноги, другой спорщик закончил рисунок. Он отнял чайник с вином со словами: «Ведь у змеи нет ног, поэтому ты нарисовал не змею!» Сказав это, он залпом выпил вино. Итак, тот, кто нарисовал змее ноги, утратил вино, которое должно было предназначаться для него.

Эта притча говорит о том, что, выполняя задачу, необходимо знать все условия и видеть перед собой ясные цели. Надо стремиться к поставленной цели с трезвой головой и твердой волей. А не позволять легкой победе вскружить себе голову.

Рассказ о яшме рода Хэ

Однажды Бянь Хэ, который жил в царстве Чу, на горе Чушань нашел драгоценный нефрит. Он преподнес нефрит князю из Чу по имени Ли-ван. Ли-ван приказал мастерам-камнерезам определить, настоящий ли это нефрит или подделка. Прошло немного времени, и был получен ответ: это не драгоценный нефрит, а простая стекляшка. Ли-ван решил, что Бянь Хэ замыслил обмануть его и приказал отрубить ему левую ногу.

После смерти Ли-вана престол наследовал У-ван. Бянь Хэ снова преподнес нефрит правителю. И снова случилась та же история: У-ван тоже посчитал Бянь Хэ обманщиком. Так Бянь Хэ отрубили и правую ногу.

После У-вана правил Вэнь-ван. С нефритом за пазухой Бянь Хэ стенал у подножия горы Чушань трое суток. Когда его слезы иссякли, и в глазах появились капли крови. Узнав об этом, Вэнь-ван отправил слугу спросить у Бянь Хэ: «В стране много безногих, почему же он так отчаянно рыдает?» Бянь Хэ ответил, что он вовсе не опечален потерей обеих ног. Он объяснил, что суть его страданий заключается в том, что в государстве драгоценный нефрит уже не нефрит, а честный человек—уже не честный человек, а мошенник. Услышав это, Вэнь-ван приказал камнерезам тщательно отшлифовать камень, в результате шлифовки и огранки получился нефрит редкой красоты, который люди начали называть как нефрит рода Хэ.

Автор этой притчи—Хань Фэй—известный древнекитайский мыслитель. В этом рассказе воплотилась судьба и самого автора. В свое время правитель не принял политических убеждений Хань Фэя. Из этой притчи можно сделать вывод: камнерезы должны знать, какой из себя нефрит, а правители—понимать, какой перед ними человек. Люди, которые жертвуют самое драгоценное для других, должны быть готовы пострадать от этого.

Рассказ о том, как Бянь Цюе лечил Цай Хуань-гуна

Однажды известный врач Бянь Цюе приехал навестить правителя Цай Хуань-гуна. Он осмотрел Хунь-гуна и сказал: «Я вижу, что вы страдаете кожной болезнью. Если вы не обратитесь немедленно к врачу, боюсь, что вирус болезни проникнет глубоко в тело». Хуань-гун не обратил внимания на слова Бянь Цюе. Он ответил: «У меня все в порядке». Услышав речь князя, врач Бянь Цюе попрощался с ним и удалился. А Хуань-гун объяснил своему окружению, что врачи часто лечат людей, у которых нет никаких болезней. Таким образом, эти врачи присваивают себе заслуги и претендуют на награды.

Через десять дней Бянь Цюе снова посетил князя. Он сказал Цай Хуань-гуну, что его болезнь уже перешла в мускулы. Если он не будет лечиться, то болезнь будет протекать особенно остро. Хуань-гун опять не послушался Бянь Цюе. Ведь он не признавал докторов.

Спустя десять дней, во время третьей встречи с князем Бянь Цюе сказал, что болезнь уже достигла кишечника и желудка. И если князь будет по-прежнему упорствовать, и не вступит в самую тяжелую фазу. Но князь по-прежнему был равнодушным к совету врача.

Через десять дней, когда Бянь Цюе в далеке увидел Цай Хуань-гуна, он в страхе обратился в бегство. Князь послал к нему слугу, чтобы спросить, почему он, не говоря ни слова, бежал. Врач ответил, что эту кожную болезнь сначала можно было лечить только с помощью отвара из целебных трав, согревающего компресса и прижигания. А когда болезнь достигает мускулов, ее можно лечить иглоукалыванием. Если заражены кишечник и желудок, то их можно лечить, выпив отвар из целебных трав. А когда болезнь перейдет в косный мозг, то во всем виноват сам больной, и никакой врач уже не поможет.

Через пять дней после этой встречи князь почувствовал боль во всем теле. В это же время он вспомнил слова Бянь Цюе. Однако врач давно уже скрылся в неизвестном направлении.

Этот рассказ учит тому, что человек должен немедленно исправлять свои ошибки и промахи. А если он упорствует и распускается, это приводит к плачевным результатам.

Рассказ о том, как красовался Цзоу Цзи

Первый министр царства Ци по имени Цзоу Цзи был очень хорошо сложен и красив лицом. Однажды утром он нарядился в свою лучшую одежду и посмотрел в зеркало и спросил свою жену: «Как ты думаешь, кто красивее, я или господин Сюй, который живет на северной окраине города?» Жена ответила: «Конечно, вы, мой супруг, гораздо красивее Сюя. Как же можно сравнивать Сюя и вас?»

А господин Сюй был известным красавцем княжества Ци. Цзоу Цзи не смог полностью довериться жене, поэтому он задал тот же вопрос и совей наложнице. Она ответила так же, как и его жена.

Спустя один день к Цзоу Цзи приехал гость. Цзоу Цзи тогда спросил и гостя: «Как ты считаешь, кто красивее, я или Сюй?» Гость ответил: «Конечно, господин Цзоу, вы красивее!»

Через некоторое время Цзоу Цзи посетил господина Сюя. Он внимательно осмотрел лицо, фигуру и жесты Сюя. Красивый облик Сюя произвел на Цзоу Цзи глубокое впечатление. Он укрепился в мысли, что Сюй краше его. Потом он посмотрел на себя в зеркало: «Да, все-таки Сюй намного краше меня»,--задумчиво произнес он.

Вечером в постели мысль о том, кто краше, не оставляла Цзоу Цзи. И тут он наконец понял, почему все говорили, что он краше Сюя. Ведь жена заискивает перед ним, наложница боится его, а гостю нужна от него помощь.

Эта притча говорит о том, что человек сам должен знать свои возможности. Не следует слепо верить льстивым речам тех, кто ищет выгоду в отношениях, и потому хвалит тебя.

Рассказ о лягушке, которая жила в колодце

В одном колодце жила была лягушка. И была у нее что ни на есть веселая жизнь. Однажды она стала рассказывать черепахе, которая прибыла к ней из Восточно-китайского моря про свое житье-бытье: «Здесь, в колодце, я что хочу—то и делаю: могу играть в палочки на поверхности воды в колодце, могу и отдыхать в дыре, выбитой в стене колодца. Когда я попадаю в ил, грязь заливает только мои лапки. Смотри вон на крабов и головастиков, у них совсем другая жизнь, им тяжело приходится жить там, в иле. Кроме того, здесь в колодце я живу одна и сама себе хозяйка, могу делать, что хочу. Это просто рай! А почему ты не хочешь осмотреть мой дом?»

Черепаха хотела было спуститься в колодец. Но вход в колодец был слишком узким для ее панциря. Поэтому, так и не войдя в колодец, черепаха стала рассказывать лягушке о мире: «Вот, посмотри, ты, например, считаешь тысячу ли огромным расстоянием, да? Но ведь море еще больше! Ты считаешь вершину в тысячу ли высочайшей, да? Но ведь море намного глубже! Во время правления Юя произошло 9 наводнений, которые длились в течение целого десятилетия, море от того не стало больше. Во время правления Тана случилось 7 засух в течение целых 8 лет, а море не уменьшилось. Море, оно вечно. Оно ни растет, ни убывает. Вот в чем радость жизни в море».

Услышав эти слова черепахи, лягушка встревожилась. Ее большие зеленые глаза потеряли вою живость, и она почувствовала себя мленькой-премаленькой.

Эта притча говорит о том, что человек не должен быть самодовольным и, не зная мира, упрямо отстаивать свою позицию.

Притча о лисе, которая важничала за спиной у тигра

Однажды тигр сильно проголодался, рыскал по всему лесу в поисках пищи. Как раз в то время по дороге ему попалась лиса. Тигр уже было приготовился хорошенько полакомиться, а лиса и говорит ему: «Ты не смеешь съесть меня. Я послана на землю самим Небесным Императором. Именно он назначил меня начальником мира зверей. Если ты съешь меня, то этим прогневаешь самого Небесного Императора».

Услышав эти слова, тигр стал колебаться. Однако желудок его не переставал урчать. «Как же мне поступить?»—подумал тигр. Увидев замешательство тигра, лиса продолжала: «Ты, наверное, думаешь, что я обманываю тебя? Тогда следуй за мной, и ты увидишь, как все звери будут при виде меня в страхе разбегаться. Было бы очень странно, если произойдет иначе».

Эти слова показались тигру разумными, и он пошел вслед за лисой. И действительно, звери при виде их, моментально разбегались в разные стороны. Тигру было невдомек, что звери боялись его, тигра, а не хитрую лисицу. Кто же ее боится?

Эта притча учит нас тому, что в жизни надо уметь различать подлинное от ложного. Надо уметь не обольщаться внешними данными, вникать в суть вещей. Если не сумеешь различить правду от лжи, то очень возможно, что будешь обманут такими людьми, как эта хитрая лисица.

Эта басня предостерегает людей не быть глупыми и не важничать, добившись легкой победы.

Юй Гун передвигает горы

"Юй Гун передвигает горы"--это рассказ, не имеющий под собой реальной истории. Он содержится в книге "Ле Цзы", и автором которой является философ Ле Юйкоу, живший вIV -- V вв. до н. э.

В рассказе "Юй Гун передвигает горы" говорится, что в прежние времена жил старик по имени Юй Гун (в дословном переводе—«глупый старик»). Перед его домом стояли две огромные горы—Тайхан и Ванъу, которые преграждали подходы к его дому. Это было очень неудобно.

И вот однажды Юй Гун собрал всю семью и сказал, что горы Тайхан и Ванъу преграждают подходы к дому. "Как вы думаете, сроем ли мы эти две горы?" -спросил старик.

Сыновья и внуки Юй Гуна сразу согласились и сказали:"Давайте начнем работу с завтрашнего дня!" Однако, жена Юй Гуна выразила сомнение. Она сказала:" Мы живем здесь уже несколько лет, поэтому мы можем продолжать жить тут невзирая на эти горы. Тем более, горы очень высоки, и куда мы сложим камни и почву, взятые из гор?"

Куда положить камни и почву? После обсуждения среди членов семьи решили сбрасывать их в море.

На другой день вся семья Юй Гуна принялась дробить горную породу мотыгами. Сын соседа Юй Гуна также пришел помогать срывать горы, хотя ему еще не исполнилось восьми лет. Орудия труда у них были очень простыми--только мотыги и корзинки. От гор до моря было значительное расстояние. Поэтому спустя месяц трудов, горы все еще выглядели по-прежнему.

Был такой старик по имени Чжи Соу (что в дословном переводе означает «умный старик»). Узнав об этой истории, он стал высмеивать Юй Гуна и назвал его глупым. Чжи Соу сказал, что горы очень высоки, а силы человека ничтожны, поэтому невозможно передвинуть эти две огромные горы, и действия Юй Гуна очень смешны и нелепы.

Юй Гун ответил так: «Хотя горы высоки, но они не растут, так что если я и мои сыновья каждый день будем отнимать от горы понемножку, а потом мои внуки, а затем и правнуки продолжат наше дело, то в конце концов мы сдвинем эти горы!» Его слова ошеломили Чжи Соу, и тот примолк.

А семья Юй Гуна продолжала срывать горы каждый день. Их упорство тронуло небесного владыку, и он послал на землю двух фей, которые перенесли горы подальше от дома Юй Гуна. Это древнее предание говорит нам о том, что если у людей сильная воля, то они сумеют преодолеть любые трудности и добиться успеха.

История Лаошаньского даоса

Жил был некогда один ленивый человек по имени Ван Ци. Хотя Ван Ци ничего не умел, однако он страстно желал научиться какому-либо волшебству. Узнав, что близ моря, на горе Лаошань, живет даос, которого люди прозвали «даосом с горы Лаошань», и что он умеет творить чудеса, Ван Ци решил поступить в ученики к этому даосу и попросить его научить ученика волшебству. Поэтому Ван Ци покинул семью и пошел к Лаошаньскому даосу. Прибыв на гору Лаошань, Ван Ци нашел Лаошаньского даоса и высказал ему свою просьбу. Даос понял, что Ван Ци очень ленив, и отказал ему. Однако Ван Ци просил настойчиво, и, в конце концов, даос согласился взять Ван Ци в ученики.

Ван Ци думал, что он сумеет научиться волшебству очень скоро, и обрадовался. На другой день Ван Ци, окрыленный, поспешил к даосу. Неожиданно даос дал ему топор и приказал нарубить дров. Хотя Ван Ци не хотел рубить дрова, но ему пришлось делать так, как указал даос, чтобы тот не отказался учить его волшебству. Ван Ци целый день рубил дрова на горе и очень устал; Он был очень не доволен.

Прошел месяц, а Ван Ци все рубил дрова. Каждый день работать дровосеком и не учиться волшебству—с такой жизнь он не мог смириться и надумал вернуться домой. И именно в тот момент он увидел своими глазами, как его учитель-- Лаошаньский даос-- проявил свое умение творить волшебства. Однажды вечером Лаошаньский даос пил вино с двумя друзьями. Даос наливал вино из бутылки рюмку за рюмкой, а бутылка по-прежнему оставалась полной. Затем даос превратил свои палочки для еды в красавицу, которая стала петь и танцевать для гостей, а после банкета вновь превратилась в палочки. Все это слишком удивило Ван Ци, и он решил все же остаться на горе, чтобы научиться волшебству.

Прошел еще одни месяц, а Лаошаньский даос по-прежнему ничему не учил Ван Ци. На этот раз ленивый Ван Ци разволновался. Он пошел к даосу и сказал: "Я уже устал рубить дрова. Ведь я пришел сюда, чтобы учиться магии и волшебству, и прошу вас об этом, иначе я зря прибыл сюда". Даос засмеялся и спросил его, какому волшебству он хочет научиться. Ван Ци сказал: "Я часто видел, как вы проходите сквозь стены; именно такому волшебству я и хочу учиться." Даос опять засмеялся и согласился. Он сообщил Ван Ци заклинание, с помощь которого можно проходить сквозь стены, и велел Ван Ци попробовать. Ван Ци попробовал и успешно проник сквозь стену. Он тут же обрадовался и пожелал вернуться домой. Перед тем, как Ван Ци отправился домой, Лаошаньский даос сказал ему, что необходимо быть честным и скромным человеком, иначе волшебство потеряет силу.

Ван Ци вернулся домой и похвастал жене, что он умеет проходить сквозь стены. Однако жена не поверила ему. Ван Ци начал произносить заклинание и пошел к стене. Оказалось, что он не способен пройти сквозь нее. Он стукнулся головой стену и упал. Жена посмеялась над ним и сказала: "Если в мире и существуют волшебства, им нельзя научиться за два-три месяца"! А Ван Ци подумал, что Лаошаньский даос обманул его, и принялся ругать святого отшельника. Так уж сложилось, что Ван Ци по-прежнему ничего не умеет.

Господин Дунго и волк

В мире широко известна сказка «Рыбак и дух» из собрания арабских сказок "Тысяча и одна ночь". В Китае также существует нравоучительная история про "Учителя Дунго и волка". Эта история известна по «Дунтянь чжуань»; автор этого труда Ма Чжунси, живший в XIII в. , в эпоху династии Мин.

Итак, жил некогда такой педантичный кабинетный ученый, которого звали учитель (господин) Дунго. Однажды, Дунго, неся мешок книг на спине и погоняя осла, пошел в местечко под названием Чжуншаньго по своим делам. По дороге встретился ему волк, которого преследовали охотники, и этот волк попросил Дунго спасти его. Господину Дунго стало жаль волка, и он согласился. Дунго велел ему свернуться клубком, связал зверя веревкой, чтобы волк уместился в мешке и спрятался там.

Едва господин Дунго запихнул волка в мешок, как к нему приблизились охотники. Они спросили, видел ли Дунго волка и куда тот побежал. Дунго обманул охотников, сказав, что волк побежал в другую сторону. Охотники приняли слова господина Дунго на веру и погнались за волком в другом направлении. Волк в мешке услышал, что охотники ушли, и попросил господина Дунго развязать и выпускать его. Дунго согласился. Неожиданно, волк, выскочив из мешка, набросился на Дунго, желая съесть его. Волк крикнул: "Ты, добрый человек, спас меня, однако, сейчас я очень голоден, а посему будь добр опять и позволь мне съесть тебя." Дунго испугался и стал ругать волка за его неблагодарность. В этот момент мимо проходил крестьянин с мотыгой на плече. Господин Дунго остановил крестьянина и рассказал ему о том, как было дело. Он попросил крестьянина решить, кто прав, а кто виноват. Но волк отрицал тот факт, что учитель Дунго спас его. Крестьянин подумал и сказал: "Обоим вам я не верю, поскольку этот мешок слишком мал, чтобы вместить такого крупного волка. Я не поверю вашим словам, пока своими глазами не увижу, как волк помещается в этом мешке". Волк согласился и вновь свернулся клубком. Господин Дунго вновь связал волка веревкой и засунул зверя в мешок. Крестьянин мгновенно завязал мешок и сказал господину Дунго: "Волк никогда не изменит своей людоедской натуры. Ты поступил очень глупо, что проявил доброту по отношению к волку". И крестьянин хлопнул по мешку и убил волка мотыгой.

Когда в наши дни упоминают о господине Дунго, имеют в виду тех, кто по-доброму относится к врагам. А под "чжуншаньским волком" подразумевают неблагодарных людей.

"Колея на юг, а оглобли на север" («запрягать коня хвостом вперед»; «ставить телегу впереди лошади»)

В эпоху Воюющих царств (V -- III вв. до н.э.) Китай был разделен на многие царства, которые непрерывно воевали между собой. В каждом царстве были советники, которые специально служили для того, чтобы давать императору советы относительно методов и способов управления. Эти советники, убеждая, умели пользоваться образными выражениями, сравнениями и метафорами, так чтобы императоры сознательно принимали их советы и предложения. «Запрягать коня хвостом вперед»--это история о советнике царства Вэй Ди Ляне. Вот что он однажды придумал, чтобы убедить императора Вэй изменить принятое решение.

Царство Вэй было в те времена более сильным, чем царство Чжао, поэтому император Вэй решил атаковать столицу царства Чжао Ханьдань и подчинить себе царство Чжао. Узнав об этом, Ди Лян очень разволновался и решил убедить императора изменить это решение.

Император царства Вэй обсуждал с военачальниками план нападения на царство Чжао, когда внезапно пришел Ди Лян. Ди Лян сказал императору:

Только что на пути сюда я видел странное явление...

Какое?-- спросил император.

Я видел лошадь, которая шла на север. Я спросил человека в повозке: «Куда ты направляешься? ». Он ответил: «Я еду в царство Чу ». Я удивился: ведь царство Чу находится на юге, а он едет на север. Однако он засмеялся и даже бровью не повел. Он сказал: «У меня хватит денег на дорогу, у меня хорошая лошадь и хороший возница, поэтому я все равно сумею доехать до Чу». Я никак не мог понять: деньги, хорошая лошадь и прекрасный возница. Да ведь это не поможет, коли он едет в неправильном направлении. Он никогда не сможет доехать до Чу. Чем дальше он ехал, тем все более удалялся от царства Чу. Однако я не сумел отговорить его изменить направление, и он ехал себе вперед.

Услышав слова Ди Ляна, император царства Вэй рассмеялся оттого, что тот человек был таким глупым. Ди Лян продолжал:

Ваше величество! Если Вы хотите стать императором этих царств, то сначала Вы должны получить доверие этих стран. А агрессия против царства Чжао, которое слабее чем наше царство, снизит Ваш престиж и удалит вас от цели!

Только тут император Вэй понял истинный смысл примера, приведенного Ди Ляном, и отменил свои агрессивные планы в отношении царства Чжао.

Сегодня фразеологизм "Колея на юг, а оглобли на север" означает "Поступать в полном противоречии с поставленной целью"

Проект АБИРУС

Жил когда-то бедный крестьянин. Он жил со своим молодым сыном на выселках, и была у него одна лошадь, на которой он пахал свое поле. Лошадь эта была великолепна - настолько, что однажды, когда мимо проезжал император, он предложил крестьянину за нее значительную сумму. Но крестьянин отказался ее Продавать, В ту же ночь лошадь ускакала.

Наутро вокруг нашего героя собрались селяне, которые говорили:

Какой ужас! Как же тебе не повезло! Теперь у тебя нет ни лошади, ни денег императора!

Крестьянин отвечал:

Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моя лошадь ускакала, и я не получил денег от императора.

Прошло несколько дней, и однажды утром великолепная белая лошадь вернулась, приведя с собой шесть других прекрасных, но диких лошадей одна лучше другой, особенно если их объездить и выдрессировать.

Селяне снова собрались и сказали:

Как здорово! Как же тебе повезло! Ты скоро станешь очень богатым!

Крестьянин на это ответил:

Может быть, это хорошо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моя лошадь вернулась и привела с собой шесть других лошадей.

Вскоре после возвращения лошади сын нашего крестьянина упал с одной из этих диких лошадей и сломал обе ноги.

Селяне опять собрались, и вот что они говорили на этот раз:

Какое горе! Сам ты никогда не объездишь этих лошадей, и теперь никто не сможет помочь тебе с урожаем, вы разоритесь, а может быть, и вовсе будете голодать.

Крестьянин отвечал:

Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что мой сын упал с лошади и сломал обе ноги.

На следующий день в деревню вернулся император. Теперь он вел своих воинов на жестокую битву с войском соседней страны, ему были нужны новые солдаты, большинству из которых суждено было погибнуть. На сына нашего крестьянина из-за его переломов никто не обратил внимания.

На этот раз селяне, которых переполняло чувство горя от потери собственных сыновей, прибежали к нашему герою со словами:

Над твоим сыном сжалились! Тебе повезло! Хорошо, что он упал с лошади и сломал обе ноги. Он не умрет, как остальные парни из нашей деревни.

Крестьянин отвечал:

Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моему сыну не пришлось идти за императором на эту битву.

Хотя история на этом заканчивается, нетрудно представить, что жизнь этого крестьянина так же протекала и дальше.

Если мы будем вести себя подобно селянам из этой истории, мы рискуем потратить драгоценную энергию на поиск хорошего или же чего-либо, что будет противодействовать плохому. Именно постоянный поиск высот, радость достижения которых приносит лишь временное наслаждение, приводит нас к падениям.

Возьмем в качестве примера экономику.

Представим, что во время каждого экономического кризиса государство принимает решение напечатать гору новых денег и раздать их всем нуждающимся. Что произойдет? Сначала все будут в восторге, потому что теперь у них будут деньги, хотя всего минуту назад они были нищими. Но что потом? При введении в обращение всех этих новых денег без поддержки сильной экономики стоимость товаров и услуг резко возрастет. К чему это всех приведет? К еще более трудному положению. Почему? Потому что теперь те же товары и услуги станут еще дороже, сделав истинную стоимость денег еще более низкой. Именно это происходит, когда мы пытаемся улучшить экономическую ситуацию - или свое душевное состояние - искусственными методами. В обоих случаях мы создаем временный, искусственный подъем, который в конечном итоге приводит к краху. С другой стороны, когда мы, идя по жизни, не определяем события как положительные или отрицательные, а просто принимаем их как есть, мы уничтожаем потребность в имитации подъемов или эмоционального наполнения. Вместо этого мы получаем именно то, что нам нужно - радостную, счастливую, наполненную Светом жизнь.

Из книги Йегуды Берга