Определение культурной картины мира. Цель культуры и её значение

Понятие картины мира строится на изучении представлений человека о мире. Если мир - это среда и человек в их взаимодействии, то картина мира есть результат переработки информации о среде и человеке. Картина мира - это не зеркальное отражение мира, а некоторая интерпретация мира, осуществляемая отдельными субъектами, которые отличаются друг от друга. Картина мира - динамичное явление: она постоянно уточняется. Картину мира можно трактовать как ментальную репрезентацию культуры. Картине мира во многом свойственны характеристики, присущие и культуре как феномену: целостность, комплексность, многоаспектность, историчность, многообразие, полиинтерпретируемость, способность к эксплицированию, способность к эволюции и др. Картина мира может быть представлена с помощью пространственных (верх - низ, правый - левый, восток - запад, далекий - близкий), временных (день - ночь, зима - лето), количественных, этических и других параметров. Слово можно сравнить с кусочком мозаики. У разных языков эти кусочки складываются в разные картины. Понятие, один и тот же кусочек реальности имеет разные формы языкового выражения в разных языках. Слова разных языков, обозначающие одно и то же понятие, могут различаться семантической емкостью, могут покрывать разные кусочки реальности. Языковая картина мира - всегда субъективна, она фиксирует восприятие, осмысление и понимание мира конкретным этносом. Национальная культурная картина мира. В каждой национальной культуре имеется целый ряд базовых понятий, которые оказали самое существенное воздействие на формирование данной культуры, которые аккумулируют в себе суть данной культуры, восходят к самым ее истокам и составляют основу данной культуры во все времена ее существования. Концепты культуры можно разделить на две группы: «космические, философские категории, которые он называет универсальными категориями культуры (время, пространство, причина, изменение, движение) и социальные категории, так называемые культурные категории (свобода, право, справедливость, труд, богатство, собственность. Национальную культуру не следует смешивать с культурой нации в целом. Ибо культура нации в целом включает в себя не только этические, национально-специфические, но и межэтнические, общечеловеческие компоненты культуры. Практически все специализированные области культуры имеют в той или иной мере национальную специфику. При этом на многие специализированные области культуры оказывают сильное воздействие этнические традиции, верования, народное творчество, этнический менталитет. Язык - сокровищница национальной культуры народа, говорящего на этом языке. Весь жизненный опыт и все достижения культуры фиксируются в языке, находят в нем зеркальное отражение. Национальный компонент значения обнаруживается в единицах всех уровней языка, но особенно четко он прослеживается в лексике, фразеологии, афористике, правилах речевого этикета, текстах и т.д. Поэтому при изучении любого языка, особенно народного, необходимо учесть один нюанс: любой язык имеет национальное выражение, т.е. проявляется в виде конкретного национального языка, выражающего национальный дух и отражающего национальную культуру народа - носителя этого языка. Усвоение национальной языковой картины мира другого народа в свою очередь способствует формированию языковой личности, т.е. личности, не просто владеющей языком как кодом, а усвоившей нравы, обычаи, культуру - менталитет народа - носителя языка. Национальная языковая картина мира является отображением в языке (на всех уровнях) элементов специфического национального способа мировидения, модели мира, присущей данной культуре. Национальная языковая картина мира является понятием, характерным только для естественных языков, так как искусственным языкам не соответствует мировоззрение конкретного народа-носителя, которое могло бы находить в них отображение. Описание языковых картин мира в контрастивном аспекте - это своего рода показ различий определенной национальной личности на фоне сходств с другой и осознание единства различий этих языковых культур. Национальная языковая картина мира, по нашему мнению является отображением в языке (на всех уровнях) элементов специфического национального способа мировидения, модели мира, присущей данной культуре. Таким образом, рассмотренные выше виды картин мира являются составляющими национальной языковой картины мира. Итак, следует отметить, что указанные выше виды картин мира и их разделение является условным, хотя в целом они представляют собой одно объемное понятие, вобравшее в себя все компоненты. Данные виды картин мира существуют параллельно, влияют друг на друга, находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимосвязаны друг с другом. С картиной мира связывают исходные предпосылки рассмотрения мира, содержательно-онтологические построения научного знания, глубинные структуры, лежащие в основе научно-познавательной деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что на современном этапе развития лингвистики, языковые модели мира становятся объектом описания и интерпретации в рамках комплекса наук о человеке. Для восточной культуры на первом уровне располагаются такие ценности, как: материнство, иерархия, мужественность, мощь государства, мир, скромность, карма, уважение к старшим, святость пахотной земли. Для мусульманской культуры на первом уровне находятся: иерархия, мужественность, коллективная ответственность, уважение к старшим, религиозность авторитаризм. На втором уровне в восточной культуре находятся: уважение к молодежи, образование. На втором уровне в мусульманской культуре находятся: материнство, деньги, образование. На третьем уровне в восточной культуре располагаются: индивидуальность, деньги, пунктуальность. На третьем уровне в мусульманской культуре располагаются: эффективность, пунктуальность, качество жизни. На четвертом уровне в восточной культуре характерны такие ценности как: спасение других, помощь другим, первенство. На четвертом уровне в мусульманской культуре представлены такие ценности как: индивидуальность, мир, первенство, сохранение окружающей среды, равенство женщины с мужчиной.

Исследование процесса культурогенеза однозначно показывает, что человечество, единое по своим корням, в процессе развития «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Поэтому, рассматривая культуру как сложную систему, следует помнить, что каждая из культур, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Результатом этого специфического видения мира, в котором обитает человек, является культурная картина мира -- система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Понятие культурной картины мира. Культура в самом общем виде представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако при этом каждая группа существует в своих специфических условиях -- климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. В исторической практике культура предстает как множество культур разных эпох и регионов, а внутри них в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными (или этническими) культурами. Одни локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются породившие их условия. Во всем многообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая отдельная культура воплощает специфический жизненный опыт какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты, определяет ее уникальность.

Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности -- в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые -- двух- этажные, а третьи -- деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин -- научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др. культура мир норма язык

Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность- онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.

Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культуре ментальность -- общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.

Ментальность всегда отражает специфические особенности конкретной культуры, иными словами, она всегда культурно зависима, ее содержание целиком определяется культурой данного народа. Это исторически обусловленный феномен, поэтому ментальность, являясь в целом устойчивой и консервативной, все же меняется, хотя и очень медленно. Ментальность формируется у каждого человека в детстве, в процессе инкультурации, и входит в структуру индивидуальной психики, укореняясь в бессознательном. Можно утверждать, что менталитет народа -- это одновременно и ментальность отдельною человека. Поэтому ментальность личности определяется типом общества, особенностями этнической и национальной культуры, а также тех субкультур, в которые входит этот человек.

Таким образом, культурная картина мира - это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой.

Понятие «культурная картина мира» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, способы восприятия времени и пространства, очевидные, но недоказанные утверждения, вне научные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают также и научные знания.

Культурная картина мира

Культурная картина мира - это условный термин, объединяющий систему культурных миропредставлений исследуемого общества (2, с.252-253), наиболее общее, целостное понятие о мире и месте человека в нем. Картина мира складывается на уровне отдельного народа, сообщества, культуры. Картина мира формируется, исходя из рациональной, мифологической, политической либо другой системы представлений о мировой целостности.

Картина мира - это логико – словесный конструкт, который выстраивается в процессе осознания человеком, сообществом, народом окружающей действительности. В методологической литературе бытует понятие «физическая картина мира», можно говорить о «математической» или «мифологической», или иных картинах мира.

В структурно - семиотической школе для реконструкции культурной целостности используется прикладное понятиемодель мира (ММ )1. Оба понятия (картина мира, модель мира), условны и относительны как абстрактный исследовательский или познавательный прием.

Так, для архаических и традиционных обществ характерна мифологическая картина мира. Наскальнальная графика палеолитического периода повествует о самой древней картине мира. Она показывает трехмерное членение мира на верхний, средний и нижний (подземный). Верхний мир наполнен знаками птиц и светил; в среднем расположены люди и животные; в нижнем: земноводные и рыбы. Такое разделение мирового пространства показывают нам древнерусские вышивки, изображения трех ярусов мирового пространства, или «дерева мира», на прялках, росписи на дереве, использовавшиеся в российском обиходе вплоть до середины двадцатого века.

Картина мира в средневековье оформляет мировое пространство вокруг Божества, подчиняет его Богу, обосновывает «тварность» и самого мира, и человека. Совершенно по - иному выстраивает картину мира человек Нового времени. Для него светила, земля и человек на ней – это своеобразные механизмы, подчиненные физическим законам, познаваемым и разумным (соответственно, классическая, рациональная, неклассическая, пост - неклассическая картины мира).

В исторических реконструкциях культурных эпох, наряду с понятием картина мира или модель мира , применяются понятия программа жизни , или сценарий жизни . Программа и сценарий жизни, как правило, вписаны в соответствующую картину мира или модель мира.

Программа жизни, соответствующая мифологической картине мира средневековой Руси – это традиционные действия, соответствующие рождению – отрочеству – зрелости – старости. Каждому этапу этого биологического в своей основе ряда соответствует свой сценарий, нарушать который нельзя. Последовательность программы жизни на основе соответствующей традиции, вписана в мировую целостность (картину илимодель мира ).

Современные общества европейского типа предполагают определенную самостоятельность в формировании программы жизни, её сценариев, вписывании их в соответствующую картину мира. Так, европейская культура предполагает длительной период социализации (отрочества), возможно отсутствие старости (затянутая зрелость, юность, детство). Общества классического модерна допускают оформление собственной картины мира, внутри которой пребывает субъект культуры (индивид или группа). Современный европейский город предполагает наличие множества культурных сообществ, каждое из которых оформляет свои программы и сценарии, взаимодействующие внутри городского пространства в процессе межкультурной коммуникации.

Картина мира сословий, групп, сообществ прошедших эпох, не оставивших пространственных культурных текстов, может быть реконструирована с большой долей условности на основании археологических данных (картина мира кочевых народов).

Литература:

1. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Петрухинцев. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст]: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 492 с.

8.4 Менталитет культуры

В культурологической литературе теперь часто используется понятие «менталитет» («ментальность»). Говорят о ментальности разных эпох, разных народов, разных культур. Что же означает это понятие? Менталитет (от латинского mentalis – умственный, духовный, психический) – это духовный облик, способ мышления, совокупность психологических и поведенческих установок, определяющих своеобразие и самобытность мировосприятия, образа жизни людей данной культуры. По определению П.С. Гуревича, «ментальность (или менталитет) – это относительная целостность мыслей, верований, навыков духа, которая создаёт картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого нибудь сообщества» .

Менталитет формируется на психическом уровне в глубинах подсознания под воздействием природной среды обитания, традиций, социального опыта и соединяет развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Он отражает «глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, ценности и установки. определяющие действия, мысли и чувства людей» . Словом, фиксирует не только осознаваемые людьми типы собственного мышления и чувствования, но и процессы, протекающие бессознательно, существующие на уровне социальной психологии.

Таким образом, ментальность – это то общее целостное мироощущение, которое рождается из единства природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, общественного и индивидуального и раскрывает представление о жизненном мире людей данной культуры, присущий им способ восприятия действительности. А.Я. Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов» .

Ментальности обнаруживаются в вырабатываемых веками эмоциональных психических реакциях, доведенных до автоматизма, т.е. исполняются людьми почти механически. Не случайно, что первыми исследователями природы ментальностей были специалисты по исторической психологии (корифеи известной французской школы «Анналов» и их последователи). Ими же и было введено в обществознание понятие «менталитет».

Как самостоятельный феномен ментальность следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций, идеологии. Общественные настроения переменчивы, зыбки. Ментальность выражает нечто более устойчивое, привычки, пристрастия, коллективные эмоциональные шаблоны. Черты, характеризующие ментальность, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями, что позволяет определять этническое или национальное своеобразие культуры. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.



Ментальность включает в себя ценностные ориентации, но не исчерпывается ими. Ценности осознаваемы, они выражают жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Ментальность же характеризует собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, восходит к бессознательному. Носители ментальности далеко не всегда могут выразить её словесно, наглядно, поэтому она чаще всего обнаруживается исследовательским путем сопоставления с другой ментальностью.

Также различаются между собой ментальность и идеология. Идеология более аналитична, она формируется сознанием. Ментальность, как и идеология, мотивирует образ действий, но далеко не всегда предлагает отчетливые схемы поведения, опираясь в большей степени не на сознание, а на стихийные, полуосознанные схемы поведения.

Феномен ментальности специфичен также тем, что в отличие от других поведенческо-эмоциональных стереотипов культуры характеризуется отсутствием сословной дифференциации, т.е. это одна из немногих черт, объединяющая дворянина и крестьянина в качестве представителей одного этноса.

Исследователи по различным критериям выделяют различные типы ментальностей. В зависимости от исторической эпохи, в которой живет и действует человек, различают такие формы исторического менталитета, как первобытную ментальность (это понятие особенно активно использовалось при анализе архаических структур, мифологического сознания первобытности, а потом приобрело расширительный смысл при рассмотрении различных типов общностей), античную ментальность, средневековую ментальность, ментальность Нового и Новейшего времени.

Выделяют также этнонациональную ментальность – глубинные структуры, определяющие этническое или национальное своеобразие народа и являющиеся очень устойчивым и стабильным образованием.

На формирование этнонационального менталитета значительное влияние оказывают природные (ландшафт, климат) факторы, тип хозяйственной жизни, тип государственности, взаимоотношения с другими народами, а также архетипы (глубинные, устойчивые и неосознанные культурные установки «коллективного бессознательного»), выражающие основополагающие свойства этноса и в значительной степени определяющие особенности мировоззрения, характера, обычаев, традиций. Этот тип ментальности помогает проводить различие между европейской и американской, западной и африканскими культурами.

Кроме вышеназванных, ученые выделяют и другие типы ментальностей, характерных для различных эпох и народов. Понятие менталитета разрабатывается в настоящее время французской гуманитаристикой, активно используется в психоанализе, социологии.

Исследование процесса культурогенеза однозначно показывает, что человечество, единое по своим корням, в процессе развития «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Поэтому, рассматривая культуру как сложную систему, следует помнить, что каждая из культур, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формируетсвое мировидение. Результатом этого специфического видения мира, в котором обитает человек, является культурная картина мира — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Понятие культурной картины мира

В самом общем виде представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее , единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако при этом каждая группа существует в своих специфических условиях — климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. В исторической практике культура предстает как множество культур разных эпох и регионов, а внутри них в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными (или этническими) культурами. Одни локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются породившие их условия. Во всем многообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая отдельная культура воплощает специфический жизненный опыт какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты, определяет ее уникальность.

Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности — в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов. народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много вековживут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двух- этажные, а третьи — деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин — научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др.

Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность-онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.

Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культурементальность — общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.

Ментальность всегда отражает специфические особенности конкретной культуры, иными словами, она всегда культурно зависима, ее содержание целиком определяется культурой данного народа. Это исторически обусловленный феномен, поэтому ментальность, являясь в целом устойчивой и консервативной, все же меняется, хотя и очень медленно. Ментальность формируется у каждого человека в детстве, в процессе инкультурации, и входит в структуру индивидуальной психики, укореняясь в бессознательном. Можно утверждать, что менталитет народа — это одновременно и ментальность отдельною человека. Поэтому ментальность личности определяется типом общества, особенностями этнической и национальной культуры, а также тех субкультур, в которые входит этот человек.

Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная система формируется в результате совместного длительного проживания людей на определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни, манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.

Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет «набор правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле.

Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждая культура имеет специфические черты, отличающие ее от культур других народов. Вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), культура разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Все богатство бытия культуры, вся целостность существования народа определяет способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира.

Культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры, включает в себя представления о личности, о ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Культурная картина мира передается из поколения в поколение, трансформируется в ходе развития общества, она неисчерпаема по содержанию и служит основанием человеческого поведения.

Особенности культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеческой жизни: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.

Культурная картина формируется в зависимости от значения мира для человека, живущего в нем. И даже самые примитивные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным образом.


Серьезные культурные отличия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, форм проявления внимания к гостю и т.д. Утоляя голод или жажду, человек следует устоявшимся традициям, характерным для его культуры: он использует определенную утварь, определенные процедуры приготовления и ритуалы приема пищи. Трапеза, таким образом, обретает для человека особое обрядовое и символическое значение.

Так, русские, по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу, что удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято.

Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры фиксируются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, правилами, являющимися значимыми компонентами культуры, регулирующими временные и пространственные процессы человеческой жизнедеятельности.

Часто народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые двухэтажные, а третьи – деревянные дома.

Человеческая жизнь неисчерпаемо богата, разнопланова и многослойна. Некоторые из ее моментов, особенно те, что связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества реализоваться в этом мире, не подлежат рациональному контролю и возникают неосознанно. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.

В узком смысле в культурную картину мира обычно включают первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.

Культурная картина мира специфична и отличается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Кроме того, каждая историческая эпоха имеет свою картину мира, причем все они не похожи одна на другую.

В то же время можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу – жизни, а черное – отрицательному началу – смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными.

Картина мира у каждой личности тоже будет своя, и зависеть она будет прежде всего от характера: у сангвиника она одна, у флегматика – совершенно другая.

Следует также иметь в виду, что картина мира зависит от языка, на котором говорят его носители, и, наоборот, основные моменты картины мира всегда закрепляются в языке. Конечно, культурная картина мира полнее, глубже и богаче языковой картины мира. К тому же, культурная картина мира первична по отношению к языковой, но, именно в языке вербализуется, реализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Язык способен описать все, что есть в культурной картине мира: особенности географии, климата, истории, условий жизни и т.д.

Вот типичный пример из области взаимодействия языков. Как в разных языках обозначаются цвета? Известно, что сетчатка человеческого глаза, за исключением индивидуальных патологических отклонений, фиксирует цвет совершено одинаково, независимо от того, чей глаз воспринимает цвет – араба, еврея, чукчи, русского, китайца или немца. Но каждый язык установил свою цветовую систему, и эти системы нередко разнятся между собой. Так, например, в языке эскимосов для обозначения разных оттенков и видов снега существует 14-20 (по разным данным) синонимов слова белый . Говорящий по-английски человек не различает цветов голубой и синий, в отличие от говорящего по-русски, и видит только blue.

Но такие различия касаются, естественно, не только цветовой гаммы, но и других предметов и явлений окружающей действительности. В арабском языке существует несколько обозначений для слова верблюд: есть отдельные наименования для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т.п.

Язык навязывает человеку определенное видение мира. Усваивая родной язык, англоязычный ребенок видит два предмета: foot и leg там, где русскоязычный видит только один – ногу.

В русском языке, по вполне очевидным причинам, есть и пурга, и метель, и буран, и снежная буря, и вьюга, и поземка, и все это связано со снегом и зимой, а в английском это разнообразие выражается словом snowstorm, которого вполне достаточно для описания всех снежных проявлений в англоязычном мире.

Практически в каждой культуре есть подобные примеры. Так, в языке хинди существуют многочисленные наименования определенного вида орехов. Объясняется это той ролью, которую в общей культуре и субкультурах Индостанского полуострова играют плоды арековой пальмы (areca catechu), твердые орешки «супари».

Индия ежегодно потребляет более 200 тысяч тонн таких орешков: арековые пальмы произрастают в жарком влажном климате, прежде всего вдоль Аравийского моря, в Конкане. Плоды собирают недозрелыми, зрелыми и перезревшими; их высушивают на солнце, в тени или на ветру; отваривают в молоке, воде или поджаривают на масле, выжатом из других орехов, – изменение технологии влечет немедленное изменение вкусовых качеств, а каждый новый вариант обладает своим названием и имеет свое предназначение. Среди индусских ритуалов – регулярных, календарных и экстраординарных – не существует такого, где можно было бы обойтись без плодов арековой пальмы».

Наличие теснейшей связи и взаимозависимости между языком и его носителями не вызывает сомнений. Язык неразрывно связан с жизнью и развитием того речевого коллектива, который им пользуется как средством общения.

Общественная природа языка проявляется как во внешних условиях его функционирования в данном обществе, так и в самой структуре языка, в его синтаксисе, грамматике. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и постигает мир с помощью органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка.

Язык как способ выразить мысль и передать ее от человека к человеку теснейшим образом связан с мышлением. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению неодинаков у разных народов,что обусловлено отличиями истории, географии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, различиями развития их общественного сознания. Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями и т.п.), так и индивидуально (специфическим восприятием мира, свойственным данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающему человека .

Но язык – это не единственная составляющая культурной картины мира, она формируется также из тематически понятных, осознанных и несомненных содержаний артефактов и бессознательных смыслов и личностных значений, а также опытов, переживаний, оценок. Вследствие этого с содержательно-тематической точки зрения обычно выделяются научная, эстетическая, религиозная, этическая, правовая и другие аналогичные картины мира, с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Появлению этих картин предшествует появление другой картины мира – картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.

Развитие связей между культурами приводит к исчезновению уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.