От 3до 4 лет что читать. Что читать ребенку в три года

Ваш ребенок любит книжки, что же можно почитать малышу в возрасте 3-4 лет? Этим вопросом часто задаются родители маленьких карапузов. Именно поэтому я решила составить полезный список детских книг, которые подходят малышам данного возраста. Проверенно на личном опыте.

Все мы с детства помним, как мамы, папы, а также бабушки и дедушки читали нам книжки про сказочных героев, о веселых приключениях. Мои дети тоже обожают книжки, поэтому я регулярно приобретаю что-то новенькое в книжных магазинах. Конечно, у каждого карапуза имеются свои предпочтения, но можно и немного обобщить. Так какую книгу приобрести трехлетнему малышу, об этом расскажу ниже.

Для полной картины я составила перечень лучших книг, которые очень любили мои дети в возрасте 3-4 лет.

Сказки для детей 3-4 лет Корнея Чуковского

Именно с этого замечательного автора я решила начать свой список. Люблю произведения этого писателя с самого детства, а многие помню наизусть. Вот и детям моим приглянулись герои удивительных сказок в стихах. Доктор Айболит, Мойдодыр, бабушка Федора и другие персонажи учат ребятишек делать только добрые дела, поступать правильно.

Вот самые популярные из них у моих детишек:

  • Мойдодыр;
  • Тараканище;
  • Муха-Цокотуха;
  • Федорино горе;
  • Айболит;
  • Телефон;
  • Бармалей;
  • Путаница и другие.

Все мы выросли на русских сказках о Колобке или про репку. Что может быть лучше, чем народное творчество, проверенное годами. Вот и мои дети в 3 года уже цитировали известные сказки, могли рассказать по картинкам истории персонажей. Дочь у меня до сих пор любит Теремок, Курочку Рябу, знает их наизусть . Сказки хорошо тренируют детскую память, попробуй-ка запомни кто и за кем идет.

Великолепные истории главных героев этих сказок, пришедшие к нам с советских времен, просто завораживают. Дети с удовольствием слушают про приключения маленького мальчика дядю Федора и про сказочного Чебурашку. По этим книгам снята серия мультфильмов, малышам есть с чем сравнить, и есть над чем поразмышлять.

Только благодаря этой книге мой сын научился считать до десяти в 3 года. Книжка очень интересная и забавная, при ее прочтении можно не только обучиться счету до 10, но и заодно вспомнить многих домашних животных. Замечательное произведение для малышей.

В энциклопедиях для детей собраны самые основные моменты обучения малышей. Алфавит, цифры, счет, упражнения на логику, описание животных и растений, стихи и много другое размещено в сборнике для карапузов. Можно все приобрести по отдельности, но моим малышам было интересно рассматривать красочные иллюстрации и каждый раз для чтения выбирать что-то новенькое.

Приятный слог прекрасного русского поэта А.С.Пушкина не оставит равнодушными маленьких детишек. Сказки читаются и слушаются легко, истории сказочных героев интересны. А вот наши самые любимые произведения:

  • Сказка о рыбаке и рыбки
  • Сказка о золотом петушке

Редьярд Киплинг Сказки про животных

Интересные приключения животных описаны в этой книжке. Ребенку автор в шутливой форме рассказывает, как появились первые броненосцы, откуда у слоненка длинный нос, или как кот гулял, где ему вздумается. Даже сами названия сказок не могут не привлечь родителей почитать эти истории.

Зденек Милер, Эдуард Петишка, Гана Доскочилова Истории про кротика для детей младшего возраста

Веселые истории про кротика написаны по чешским мультикам Зденека Милера. Смотреть мультфильм весело, ну а книжку читать еще интереснее. В нашу Большую книгу входят следующие истории:

  • Кротик и штанишки
  • Кротик и телевизор
  • Кротик и автомобильчик
  • Кротик и ракета

Детям нравятся все, нет какой-то лучше или хуже. Истории поучительны, увлекательны и интересны: занимайся делом, а не смотри целый день телевизор, хочешь красивые штанишки, потрудись.

Отдельно хочется выделить сказки из советских мультфильмов. Любимые персонажи моего детства до сих популяры и среди наших детишек возраста 3-4 лет. Истории про кота Леопольда или про хитрую ворону не останутся не замеченными. Ну а если книга оснащена еще и звуковыми кнопками, читать будет на много веселее.

Истории и сказки из современных мультфильмов

Героев популярных мультфильмов 21 века особенно любит вся детвора. Мультики про Фиксиков, свинку Пепу, щенячий патруль и другие смотрит практически каждый ребенок. Ну а если про них еще и говорится в книгах – в два раза интереснее. Моя дочь любит книжки, журналы, связанные с известными персонажами. А в современных книжках можно еще и найти какую-нибудь развивающую игру или ребус, очень познавательно.

Вера Комолова
Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой

Примерный перечень литературы для чтения и рассказывания детям по ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Раннего возраста (1-2 года)

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Большие ноги.», «Водичка, водичка.», «Баю-бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел, кот под мосток. ,».

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», "Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. -Баиньки».

Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. *Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. –«Цыпленок».

Художественная литература для детей

Первой младшей группы (2-3 года)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра.»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел.»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».! из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.

Художественная литература для детей

Второй младшей группы (3-4 года)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички, «Пальчик-мальчик.», «Заинька, попляши.», «Ночь пришла,.», «Сорока, сорока., «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом.»; «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи».», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенъка.», «Заря-заряница.»; «Травка-муравка. ,.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка. ,», «Радуга-дуга.», .

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук.», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила.», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь». Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», -Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо.»; «Таня знала буквы.»; «У Вари был чиж,.», «Пришла весна.»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. -Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», ~ер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В ле-:v», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки», пер.. чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой. Примерный список для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Огуречик, огуречик.», «Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Художественная литература для детей

Средней группы (4-5 лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел.»-; «Зайчишка-трусишка.»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси.»; «Ножки, ножки, где вы были?.». «Сидит, сидит зайка. >, «Кот на печку пошел.», «Сегодня день целый.», «Барашеньки.», «Идет лисичка по мосту.», «Солнышко- ведрышко.», «Иди, весна, иди, красна.».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет.» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает.»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором.» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история». Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить.».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги, пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Художественная литература для детей

Старшей группы (5-6лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок.»; «Никоденька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу.»; «Как у бабушки козел.»; «Ты мороз, мороз, мороз.»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру.»: «Грачи-киричи.»;«Уж ты, пташечка, ты залетная.»; «Ласточка- ласточка.»: «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка.».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена). Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка». Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть «По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»; Э. Успенский. «Разгром». Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки». Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов». Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с грубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал,.»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта». Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Художественная литература для детей

Подготовительной к школе группе (6-7лет)

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор.

Песенки. «Лиса рожью шла.»; «Чигарики-чок-чигарок.»; «Зима пришла.»; «Идет матушка весна.»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет.». Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда.»; «Коляда, коляда, ты подай пирога.»; «Как пошла коляда.»; «Как на масляной неделе.»; «Тин-тин-ка.»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы.»; «Федул, что губы надул?.»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель - тут и сел»; «Глупый Иван.»; «Сбил-сколотил – вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не клюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок.», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя.» (из романа «Евгений Онегин», «Птичка,»; П. Соловьева. «Денъиночь»;Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память». А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик- годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по- своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга.», «Жил-был старичок из Винчестера.», «Жила на горе старушонка.», «Один старикашка с косого.», пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки. Х. -К Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок» пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; C.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Для заучивания наизусть (по выбору воспитателей) Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой.»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

Для чтения в лицах К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкиндом» (отрывки). Дополнительная литература

Сказки. «Белая уточка», рус, из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное.», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы.» (из поэмы «Пытаны»); А. Фет. «Что за вечер.» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Э. Успенский. «Память»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «ИванТоропышкин»;М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа. Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с фран. И. Кузнецовой.

Сложно однозначно ответить на вопрос, какие книжки лучше читать с малышом трех лет, ведь дети даже в этом возрасте не только имеют разные интересы, но и отличаются друг от друга интеллектуальным развитием. Кто-то способен уже усваивать достаточно длинные рассказы и повести, кому-то не интересны даже короткие сказки и стихи.

Как дети воспринимают книги в 3 года?

Как правило, разное восприятие трехлетними детьми книжек зависит от нескольких факторов:

  • Насколько ребенок привык проводить время с родителями и с какой пользой совместные занятия с мамой и папой проходят для малыша
  • Насколько ребенок психологически готов к восприятию книг
  • Насколько родители постарались привить своему малышу любовь к чтению.

Ситуации бывают разные, так же как и степень готовности ребенка к совместному чтению. Главное для родителей не сравнивать свое чадо с другими («Женя уже слушает «Буратино» а мой даже «Репкой» не интересуется»), а помнить, что у каждого ребенка свой темп развития. Но это не значит, что родителям надо опустить руки и просто ждать, пока ребенок сам захочет. В любом случае, нужно заниматься с малышом, начиная с коротких стишков, веселых сказок. При этом основной целью нужно ставить не «осиливание» определенного объема литературы, а сделать все, чтобы привить ребенку интерес к чтению .

Зачем нужно читать ребенку?

При развитии современной техники часто можно услышать вопрос: «А зачем читать ребенку?» Конечно, и телевизор, и компьютер с развивающими программами – дело неплохое. Но с книжкой, прочитанной родителями их все равно не сравнить, прежде всего по следующим причинам:

  • Воспитательный момент : мама или папа, читая книгу, акцентируют внимание ребенка на эпизодах, которые важны в воспитательном плане именно для их малыша;
  • Общение с родителями , при котором формируется не только отношение ребенка к окружающему миру, но и умение общаться с другими людьми;
  • Формирование эмоциональной сферы : реакция на интонации голоса читающего родителя помогают сформировать у ребенка умение сопереживать, благородство, умение воспринимать мир на чувственном уровне;
  • Развитие фантазии и грамотной речи , расширение кругозора.

Что говорят психологи?

Конечно, каждый малыш – индивидуален, и его восприятие чтения книг будет индивидуальным. Тем не менее, психологи выделяют несколько общих рекомендаций, которые помогут родителям сделать совместное чтение не только приятным, но и продуктивным:

  • Читая книги малышу, особое внимание уделяйте интонациям, мимике, жестам : в трехлетнем возрасте ребенку важен не столько сюжет, сколько действия и переживания действующих персонажей, малыш учится правильно реагировать на жизненные ситуации.
  • Четко определять хорошие и плохие поступки в сказке, выделять хороших и плохих героев . В возрасте трех лет ребенок четко делит мир на черное и белое, и с помощью сказки малыш сейчас разбирается в жизни, учится правильно себя вести.
  • Стихи – важный элемент в совместном чтении. Они развивают речь, расширяют словарный запас ребенка.
  • Среди огромного разнообразия книг в магазинах не все подходят для малыша. Выбирая книгу, обращайте внимание на то, несет ли книга моральную нагрузку, есть ли в книге поучающий подтекст . Лучше всего покупать уже опробованные, хорошо зарекомендовавшие себя книги.

10 лучших книг для детей в возрасте 3 года

1. Сборник русских народных сказок «Жили-были…»
Это чудесная красочная книга, которая придется по вкусу не только деткам, но и их родителям. В книгу включены не только пятнадцать самых любимых малышами русских сказок, но так же народные загадки, потешки, песенки, скороговорки.
Мир, который познает ребенок через отношения сказочных героев русского фольклора, становится для него не только понятнее и красочнее, но и добрее, справедливее.
В книгу вошли следующие сказки: «Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Верлиока», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Три медведя» (Л. Толстой), «Кот, петух и лиса».
Отзывы родителей о сборнике русских народных сказок «Жили-были»

Инна

Эта книга – самое хорошее издание известных русских сказок, которое мне встречалось. Старшая дочка (ей три года) сразу полюбила книжку за чудесные красочные иллюстрации.
Сказки изложены в максимально фольклорном варианте, что так же привлекает. Кроме текста сказок приведены потешки, скороговорки, загадки и поговорки. Очень рекомендую всем родителям.

Ольга

Очень добрые сказки в чудесном изложении. До этой книги никак не могла заставить сынулю послушать русские народные сказки, пока не купили эту книгу.

2. В. Бианки «Сказки малышам»

Деткам в три года очень нравятся рассказы и сказки В. Бианки. Вряд ли найдется малыш, который бы не любил животных, и книжки Бианки будут поэтому не просто интересны, но и очень познавательны: ребенок узнает много интересных фактов о природе и животных.

Сказки Бианки о животных не просто интересны: они учат добру, учат дружить и помогать друзьям в трудной ситуации.

Отзывы родителей о книге В. Бианки «Сказки малышам»

Лариса

Сынок очень любит всяких жучков-паучков. Решили попробовать почитать ему сказку про муравьишку, который спешил домой. Боялась, что не будет слушать – он вообще непоседа, но как ни странно выслушал всю сказку целиком. Сейчас эта книжка у нас любимая. Читаем на одной-две сказки в день, особенно нравится ему сказка «Синичкин календарь».

Валерия

Очень удачная книга на мой взгляд – хорошая подборка сказок, чудесные иллюстрации.

3. Книга сказок В. Сутеева

Наверное, нет такого человека, который бы не знал сказок В. Сутеева. Эта книга – одна из самых полных подборок, которые издавались.

Книга разбита на три раздела:

1. В.Сутеев — автор и художник (включены его сказки-картинки и сказки, написанные и проиллюстрированные им)
2. По сценариям В.Сутеева
3. Сказки с иллюстрациями Сутеева. (К.Чуковский, М.Пляцковский, И.Кипниса).
Отзывы родителей о книге сказок Сутеева

Мария

Долго выбирала, какое именно издание сказок Сутеева выбрать. Остановилась все-таки на этой книге, прежде всего потому, что в сборник включено много разных сказок, не только самого Сутеева, но и других авторов с его иллюстрациями. Очень порадовало, что в книгу включены сказки Кипниса. Чудесная книга, замечательно оформление, очень рекомендую всем!

4. Корней Чуковский «Семь лучших сказок малышам»

Имя Корнея Чуковского говорит само за себя. В это издание входят самые известные сказки автора, на котором выросло не одно поколение деток. Книга большая по формату, хорошо и красочно оформленная, иллюстрации очень яркие и занимательные. Она обязательно придется по вкусу маленькому читателю.

Отзывы родителей о Семи лучших сказок малышам Корнея Чуковского

Галина

Всегда нравились произведения Чуковского – они легко запоминаются, очень яркие и образные. После уже двух прочтений дочка начала цитировать целые куски из сказок наизусть (до этого никак учить наизусть не хотели).

5. Г. Остер, М. Пляцковский «Котенок по имени Гав и другие сказки»

Мультфильм про котенка по имени Гав любим многими детьми. Тем интереснее малышам будет читать эту книжку.
Книга объединяет под своей обложкой сказки двух авторов – Г. Остера («Котенок по имени Гав») и М. Пляцковского с рисунками В. Сутеева.
Не смотря на то, что иллюстрации отличаются от образов мультфильма, подборка сказок понравится детям.
Отзывы родителей о книге «Котенок по имени Гав и другие сказки»

Евгения

Очень любим этот мультфильм, поэтому и книжка у нас пошла на «ура». И дочка, и сын любят героев сказок. Небольшие рассказы они обожают цитировать наизусть (дочкой любим «Секретный язык», сынуля предпочитает «Дрыг и прыг»). Иллюстрации, хоть и отличаются от мультика, тоже пришлись детям по вкусу.

Анна:

Сказки Пляцковского про утенка Крячика и других зверят стали для деток открытием, читаем все сказки с удовольствием. Отмечу удобный формат книжки – всегда берем ее в дорогу.

6. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

Яркая и красочная книжка познакомит вашего ребенка с детской классикой. Художественный язык сказок Мамина-Сибиряка отличается красочностью, богатством и образностью.

В сборник включены четыре сказки цикла «Сказочка про Козявочку», «Сказка про храброго зайца», «Сказка про Комара-Комаровича» и «Сказочка про Воронушку-Черную головушку».


Развивающие книги для детей 3 — 4 лет

Напоминаю, что развивающие книги для детей помладше можно найти здесь: , . А полная подборка наших книг на разные возраста здесь:

Итак, позвольте мне представить список самых интересных, по моему мнению, развивающих книг для детей 3-4 лет. Под развивающими я понимаю книги, которые помогут ребенку узнать много нового об устройстве нашего мира и о его обитателях, поспособствуют развитию речи, научат его рассуждать.

1. Л.Стовелл «Секреты человека» (Ozon , My-shop )

После того, как дочь начала задавать вопросы про то, куда проваливается еда внутри нас и что такое кости, я сразу бросилась искать книги о строении человека, но естественно натыкалась в основном на довольно сложные анатомические энциклопедии, никак не подходящие для трехлетки. Когда я, наконец, открыла для себя «Секреты человека», весь тираж книги уже был распродан во всех известных мне магазинах. Купить книгу пришлось на каком-то забытом Богом сайте по двойной цене. И я все-таки счастлива, что сделала это, потому что трудно представить себе книгу, которая бы столь же доходчиво удовлетворила жажду знаний по анатомии у трехлетнего ребенка!

Удивительно, как такую сложную информацию о строении человека и о процессах, происходящих в теле, авторы смогли подать в столь доступной игровой манере. Конечно, открывающиеся створки способны преобразить даже самую неудачную книгу, но когда еще содержание превосходно, то книга сразу становится хитом у ребенка. И как же радостно, когда ребенок не выпускает из рук такую полезную развивающую книгу.

После этой книги дочь шокировала всех окружающих фразами вроде «Мама, мой желудок уже подает сигналы мозгу о том, что голоден»

Из книги ребенок узнает о том, как проходит путешествие еды по нашему организму, как мы дышим, зачем нужны кости, получит первое представление о работе мозга и органов чувств, да и много чего еще. Посмотреть все развороты книги можно на видео.

2. Р.Л. Джонс «Секреты машин » (Ozon , My-shop ), «Открой тайны транспорта » (Ozon , My-shop ), «Секреты аэропорта » (Ozon , My-shop )

В серии «Волшебные створки » хочется выделить еще вот эти три великолепные книги. Несмотря на то, что на них стоят совершенно разные ограничения по возрасту, я считаю, все они отлично подходят для детей от 3 лет. Хочется отметить и то, что присутствие в названиях слов «транспорт» и «машины» вовсе не значит, что книги только для мальчиков. Девочкам будет тоже очень интересно разобраться, как и что устроено вокруг нас. Ну а открывающиеся окошки автоматически переведут эти книги в разряд любимых.

Перед покупкой я переживала, что книги «Секреты машин » и «Открой тайны транспорта » будут пересекаться по содержанию, но они оказались совершенно разными. «Секреты машин» рассказывают в основном про жизненный цикл машин: как их собирают на конвейере, как ремонтируют в мастерской, как отвозят на свалку и др.

А в «Тайнах транспорта» больше внимания уделяется видам транспорта, здесь можно заглянуть внутрь поезда, самолета, круизного лайнера и т.п. Если выбирать из этих двух книг, то я, наверно, все-таки остановилась бы на первой, но если есть возможность купить обе, то знайте, что они прекрасно дополняют друг друга.

Ну а «Секреты аэропорта » крайне полезное приобретение, если вам предстоит путешествие на самолете (ну и в целом для развития кругозора, конечно же). Здесь подробно рассказывается, что и зачем люди делают в аэропорту, какие процедуры проходят, куда уезжает их багаж по движущейся ленте и т.д.


Посмотреть все развороты книг можно на видео.

​3. И. Карпова. Серия «Кем быть?» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

После прочтения этой серии Таисия стала регулярно играть в спасателей, с еще большим энтузиазмом принялась помогать мне в готовке и определилась, что хочет стать художником Действительно, мне кажется, серия не оставит равнодушным ни одного ребенка, потому что в ней очень доступно, в ярких интересных картинках рассказано о профессиях, которые наиболее близки для детского понимания. На данный момент в серии есть книги про пекаря , художника , портного , шофера , спасателя .

В книжках рассказано, что делает представитель той или иной профессии, чем он пользуется во время работы, как он обучается, и приведены примеры результатов его работы в реальной жизни. Из книг можно узнать и много интересных нюансов, например, в книге про пекаря нам рассказывают о традиционных хлебах разных стран, в истории про портного можно узнать, как шили одежду много-много лет назад и т.д. Информации много, но она представлена в очень увлекательной форме.

4. Р.Скарри «Город добрых дел» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Еще одна шикарная книга, призванная рассказать ребенку о том, как устроен наш мир. Город добрых дел заселен забавными персонажами, которые на страницах книги оказываются в самых обычных житейских ситуациях. Благодаря ним смешно и интересно узнавать о том, как работает почта, железнодорожная станция, больница, как делают хлеб, строят дороги, дома и выращивают кукурузу. Даже можно получить первое представление о круговороте денег в экономике! Вроде бы все такое привычное и понятное, но для ребенка это же целый мир открытий. И какой увлекательный этот мир! Столько здесь любопытных деталей, которые можно подолгу разглядывать. Но что самое главное, выйдя на улицу, можно увидеть то, о чем читалось, и обсудить это вместе.

У жителей города все время что-нибудь идет наперекосяк: то официант по пути к клиенту суп проливает, то поросенок так старательно мешает тесто, что падает в него с головой. Эта добрая ирония с одной стороны очень притягивает детей, а с другой несет в себе очень ценное послание – мир неидеален и люди тоже могут ошибаться.

К качеству печати книги, да и к тексту можно придраться (текст довольно нескладный, и многое приходится рассказывать от себя). Но я человек не придирчивый, и если книга так сильно увлекает ребенка, то ее недостатки я просто перестаю замечать

Хочу заметить, что эта книга очень похожа на другое творение Ричарда Скарри – «С утра до вечера в городе добрых дел » (о ней я писала в подборке ) – в ней менее детально рассматриваются жизненные ситуации, да и затрагивается меньше сфер нашей жизни, поэтому для ребенка старше 3 лет однозначно лучше выбирать «Город добрых дел».

5. Г. Сапгир «Приключения Кубарика и Томатика или Веселая математика» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Много, очень много книжек и пособий есть с простейшими математическими играми и задачками для малышей. Причем, как правило, большинство из них сосредоточено на запоминании цифр (как «Учимся считать » у Kumon, например). Книга про Кубарика и Томатика не такая, как все остальные. Во-первых, в ней вообще нет таких понятий как цифра и знак. Она не учит ребенка решать примеры и даже считать до десяти. Но зато она учит ПОНИМАТЬ математику. И, во-вторых, это даже не учебник и не пособие. Это приключенческая сказка, в сюжет которой органично вплетены простые логико-математические задачки. Такая уникальная в своем роде художественно-математическая сказка

Кубарик и Томатик во время своих приключений вместе с маленьким читателем усваивают такие важные понятия как один-много, больше-меньше, столько же, длиннее-короче, впереди-сзади-посредине, учатся делить предметы на две равные и неравные части, узнавать формы и т.д. Должно быть, вы скажете, что большинство детей в 3 года с этими понятиями уже знакомы. И я соглашусь с вами. Мы тоже читали эту книжку, когда Таисия уже прекрасно владела всеми этими понятиями. Зато эта книга была отличным поводом наши знания закрепить и применить на практике, что дорогого стоит! А вот читать книгу раньше 3 лет, мне кажется, не стоит, так как сюжет самой сказки будет двухлетнему ребенку не очень понятен.

Недавно, наконец, была выпущена и вторая часть приключений Кубарика и Томатика , в ней уже присутствует знакомство и с числами, и с порядковым счетом. По-моему, она тоже отлично подходит для детей 3-4 лет. И, кстати, истории в книгах не связанные, поэтому при желании можно купить вторую часть и без первой.

6. «ПДД для детей » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вряд ли бы я сама догадалась купить книгу про правила дорожного движения трехлетней Таисии. Но в этом возрасте она так активно начала меня засыпать вопросами относительно движения на дорогах, что мне это сделать просто пришлось. «А почему мы сейчас не едем?», «А почему ты посигналила?», «А почему мы пропускаем пешеходов?». Ну и после небольшого ликбеза: «А мы сейчас на главной дороге?»

Долго я определялась между «Правилами дорожного движения» Шалаевой и «ПДД для детей ». В итоге не удержалась и купила обе. В общем-то обе книги хорошие, но у Шалаевой немного отпугивают грубоватые иллюстрации и менее четкая подача материала. К «ПДД для детей» у меня вообще нет никаких претензий. В ней раскрыты все основные правила поведения на дороге, которые могут понадобиться ребенку, кратко описываются некоторые знаки дорожного движения, разбирается неправильное поведение героев. Возрастное ограничение издательства, на мой взгляд, явно завышено. Интересно будет с 3 лет. И девочкам, и мальчикам.

7. Е. Качур «Если хочешь быть здоров» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Аудиоэнциклопедии Елены Качур со знаменитым Чевостиком и дядей Кузей – наши верные спутники в пробках и в дальней дороге. Некоторые диски чуть ли не наизусть заучили (). И, конечно, мы были очень рады, когда появилась возможность посмотреть на Чевостика «вживую». Несмотря на то, что диск про здоровье слушали много раз, от чтения бумажного варианта мы тоже получили массу удовольствия.

В книге рассказывается о зарядке, закаливании, умывании, сохранении прямой осанки, полезных и вредных продуктах (сразу скажу, что книга не соответствует представлениям вегетарианцев о здоровой еде). Весь материал преподносится в художественной форме, в виде диалога между Чевостиком и дядей Кузей. Забавному почемучке интересно все, он неустанно задает вопросы, конечно, регулярно ошибается, чем вызывает у Таисии улыбку. В общем, читать интересно и познавательно.

8. Е. Карганова «Который час?» (Лабиринт )

После 3 лет я начала потихоньку знакомить Таисию с часами. Пока что без упоминания минут и прочих сложностей. Только самые базовые представления о том, какая стрелка для чего нужна, и как узнать, сколько сейчас часов. Для трех лет эта задача вполне посильная. И книжка «Который час?» отличный в этом деле помощник.

В стихотворной форме здесь рассказывается, что делают ребята в тот или иной час дня: в 7 просыпаются и завтракают, в 2 часа дня обедают и т.д. Надо сказать, не все упоминания о времени соответствуют нашему режиму, но, как мне кажется, это не так принципиально. Главное, ясна основная суть – день проходит, а с течением дня двигается и стрелка на часах. И самое интересное здесь, что читая, мы можем сами прокручивать стрелки часов на обложке, пользуясь колесиками сбоку.

Иллюстрации в книге, конечно, не самые высокохудожественные, но с главной своей задачей они справляются – отлично видно все дневные заботы ребят. Книга сделана из плотного картона.

Вот еще очень похожая по своей задумке книга от издательства «Мозаика-синтез» — «Тик-так ». В ней мы можем отследить распорядок мишкиного дня и тоже крутить стрелки часов.

9. Серия «Зачем? Отчего? Почему?» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) и «Зачем и почему детям » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Хорошая детская книга – это та, которая родителям НАДОЕЛА! Нет, ну правда, мне кажется, за последний год я перечитала книгу «Лошади и пони » из серии «Зачем? Отчего? Почему? » от корки до корки, по меньшей мере, раз 50! Дочь у меня, как и многие девочки, большой поклонник лошадей, поэтому эта книга для нее была просто воплощением мечты. Информация про лошадей здесь исчерпывающая: начиная от снаряжения лошади и заканчивая тем, как появляется на свет жеребенок. Рисунки красивые, детальные.

Вообще вся серия «Зачем? Отчего? Почему?» очень достойная. Благодаря открывающимся окошкам и великолепным иллюстрациям книги приковывают внимание ребенка и доходчиво раскрывают разные темы. Правда почему-то в серии не издаются стабильно одни и те же книги, издательство постоянно выпускает книги похожие по содержанию, но разных авторов. А недавно даже создали очень похожую серию – «Зачем и почему детям ». Так, например, нашей книги «Лошади и пони » в продаже уже нет, но зато есть вот такие аналоги: «Пони », «Лошади и пони ».

Еще из этой серии у нас была книга «Динозавры », из которой мы получили свои первые представления об этих древних ящерах. На данный момент в продаже есть вот такой аналог – «Динозавры ».

10. «Такие разные динозавры » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Продолжая тему динозавров, не могу не рассказать об этом шедевре. Это самая смешная развивающая книга, которую мне когда-либо доводилось читать, ее просто на цитаты всю можно разобрать! Мы хохотали всей семьей, честно А потом еще очень долго разыгрывали сюжеты из книги в .

Авторы подошли к процессу создания книги творчески и помимо скучных фактов, (которые тоже имеются во второй половине книги), добавили много потешных сцен, где динозавры, обладая голосами, беседуют друг с другом и высказывают свое мнение по тому или иному вопросу. Причем сюжеты-то вроде смешные, но, в то же время, из них мы узнаем совершенно реальные факты из жизни динозавров. Например, про то, как трицератопсы объединяются, чтобы защищаться от хищников, как овиарапторы похищают яйца у травоядных и т.д.

От души советую эту книгу.

11. Л. Тарасенко «Познавательные сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

К своему стыду о жизни муравьев я раньше не знала вообще ничего. Кто бы мог подумать, что у них есть и муравьи-няньки, и муравьи-охранники и даже царица. Об очень продуманной структуре муравейника я лишь отдаленно догадывалась. Сейчас понимаю, как же много открытий я для себя сделала с появлением дочери! Эти открытия почему-то прошли в детстве мимо меня. К счастью, моей дочери повезло больше, сейчас есть столько продуманной литературы, которая просто не даст остаться в слепом неведении.

Вот эта серия – яркий тому пример. Про самые интересные явления природы и животного мира здесь рассказано в форме сказок, понятных даже трехлетке. Иллюстрации очень качественные. В общем, нужно будет очень постараться, чтобы остаться неосведомленным

Нам в этой серии больше всего понравились книжки «Гномик в муравейнике », «Появление муравьишки », «Корабль пустыни », «Домик кенгуренка ».

12. «Энциклопедия животных для малышей» от «Росмэн» (Ozon , My-shop )

Долго не получалось у меня найти энциклопедию о животных, соответствующую всем моим требованиям. Создатели малышковых энциклопедий часто грешат тем, что перегружают свои творения скучными фактами, читать которые захочет только ну очень большой любитель животных. Эта энциклопедия мне понравилась небольшим объемом текста и доступными для детского понимания формулировками. Да и подборка фактов довольно качественная.

Весь текст сопровождается красочными, четкими фотографиями и забавными рисунками. Все это прекрасно сочетается и выглядит привлекательным для детского глаза.

Вот наша книга , вот та же самая, только под новой обложкой .

13. М. Анвин «Кто живет у нас на даче» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Эта небольшая серия книг о животном мире примечательна тем, что на каждой странице автор не выкладывает нам сразу все, что знает о том или ином животном, а создает настоящую интригу. Оказавшись на странице, мы видим, что кто-то здесь только что был и убежал (или спрятался), и нам предстоит разгадать, кто же это, ориентируясь на всевозможные подсказки (следы, изображение части туловища, кусочки оставшейся еды).

Перевернув страницу, мы получаем ответ, а вместе с ним и краткую информацию об этом загадочном животном.

14. Т. Мюллер «Год с ласточками» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

На первый взгляд эта книга может показаться очень простой. Но при более тщательном рассмотрении становится ясно, что это гораздо больше, чем просто книга про ласточек. Здесь целый комплекс природных явлений. Из книги мы узнаем и про смену времен года, и про климатические условия в разных уголках земли, и даже про внутренний компас . Приятный перевод, текст, льющийся как песня, позволяет прямо-таки погрузиться в жизнь перелетных птиц, прочувствовать все их заботы и жизненные перипетии.

О жизни городских птиц можно узнать из второй книги Т.Мюллера – «Год с воробьями » (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

15. Т. Лаваль «Найди и покажи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и, конечно, не обойдется этот обзор и без книг-гляделок. Книжки из серии «Найди и покажи » отличаются от обычных виммельбухов тем, что несут в себе еще и образовательную функцию. Материал в них подобран по разным темам и может быть отличным подспорьем в изучении таких тем, как динозавры , транспорт , животные и др. Мне больше всего понравились книжки «Вокруг света » и «5 континентов », их мы использовали в тематических занятиях по , и других «географических путешествиях». Из этих ярких, детализированных и даже очень потешных картинок можно узнать очень многое о жизни людей и животных в той или иной местности. А еще про них можно придумывать разные истории.

Книги необычного формата – в сложенном виде они узкие и длинные, но разворачиваются в большие красочные картинки. Сделано это неспроста, а специально, чтобы мы могли подглядывать по бокам в шпаргалки – на них указано, кого еще можно найти на странице.

Уже закончив эту статью, я вспомнила, что совсем забыла написать про хорошие пособия для развития речи и артикуляции. Подробно здесь про них писать уже не буду, статья и так получилась огромной, оставлю их для поста о развитии речи. Здесь же просто перечислю пособия, которыми мы пользуемся.

  • Е. Косинова «Уроки логопеда» (Ozon , Лабиринт , My-shop )
  • В. Володина «Альбом по развитию речи» (Ozon , My-shop )
  • Н. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика» (Ozon, Лабиринт , My-shop )
  • Т. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

На этом все! Буду рада, если в комментариях вы расскажете, что вы больше всего любите/любили читать с малышом в 3-4 года.

И не забудьте использовать при заказе книг секретные слова на скидки!

Мы растем, и книги растут вместе с нами… Еще, кажется, так недавно мы “читали” книги, просто разглядывая картинки и листая вперед и назад, в хаотичном порядке. А сегодня уже читаем длинные повести, регулярно ходим в библиотеку и с нетерпением ждем новой книги, чтобы познакомиться с прекрасными и такими разными героями или снова встретиться со старыми любимыми друзьями.

Как быть активным читателем и не разориться?

Прежде чем переходить непосредственно к списку книг, хочу сделать небольшое лирическое отступление, о том, как расширить свой литературный ассортимент с наименьшими затратами.

Как я уже говорила, ближе к 4-м годам мы записались в библиотеку – и постоянно берем там новые книги. Если попадаются не очень интересные, я с облегчением вздыхаю (“хорошо, что не купили” ), а если попадается что-то по-настоящему ценное, что хочется читать снова и снова, то приобретаю такие книги в домашнюю коллекцию, чтобы они всегда были под рукой.

Второй способ – это пользоваться распродажами, купонами, акциями , которые сейчас бывают довольно часто. Я предпочитаю покупать книги через Интернет (это удобно и в плане выбора, и по цене) – поэтому стараюсь отслеживать различные акции, которые проводятся в любимых магазинах. Также существуют интернет-платформы по экономии, на которых собраны многочисленные акции и предложения. Я лично пользуюсь сервисом Cuponation – он предлагает бесплатные промокоды на скидки в различных магазинах, в том числе в известном многим мамам книжном магазине Лабиринт. Если при оформлении заказа ввести секретное слово Лабиринта , можно сэкономить 15% на покупке. Я часто участвую и в распродажах на Озоне . В общем, кто ищет, тот всегда найдет И хотя книги сейчас не дешевые, но это не повод отказывать себе в удовольствии. Ведь книги – это не только радость погружения в увлекательную историю, но и важный фактор развития и воспитания ребенка. Я, например, очень рада, что у нас большой любитель чтения (с Ромой – еще посмотрим) – и вижу, что многому он научился именно благодаря книгам.

И, наконец, третий способ – старый добрый обмен книгами с друзьями и знакомыми.

Наш хит-парад

Начиная список книг-фаворитов для 3-4 лет, хочу вспомнить про те книги, которые плавно перетекли из возраста 1,5-2 года, – это книги для разглядывания, или виммельбухи. Таких сейчас издается немало. Суть этого жанра – в многообразии картинок, обилии любопытных деталей – так что каждую книгу можно смотреть и смотреть сотни и тысячи раз. И даже в хорошо знакомой книге иногда находятся такие новые детали, которые не были замечены раньше. В этом жанре наши любимцы – это книги Ротраут Сюзанны Бернер (Зимняя, Весенняя, Летняя, Осенняя и Ночная книги) и книги Ричарда Скарри (“Книга про машинки”, “Город добрых дел”, “С утра до вечера в городе добрых дел”) .

На этом – прощаюсь и жду ваших комментариев.

Ваша Ольга Бардина