Загробная жизнь у древних греков. История древней греции

ЛИТОВСКИЙ ЭДУКОЛОГИЧЕСКИЙ УИИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ДИДАКТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Выполнил: Вилмантас Пацявичюс Русская филология и межкультурная коммуникация IV курс, 2 группа Вильнюс, 2012 Можно утверждать, что миф - один из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры. Миф - «универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры»1. Миф - единое целое, в нем есть как «реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное»2. В мифе «Пять веков» дается описание пяти веков (поколений людей) из которых каждый последующий был, хуже предыдущего. Охарактеризовать все пять веков я решил в виде таблицы. Характеристика пяти веков Золотой Серебряный Медный Полубогов- Железный героев Жизнь: Жизнь: Жизнь: Жизнь: Жизнь: Долгая; короткая Страшная «счастливая, печальная трудная «безболезненная несчастливая ужасная беспечальная», («изнурительный и счастливая»; полна горя и без печали печали; забот; как неразумная; «вечный пир»; безрадостная. Смерть: Смерть: Смерть: Смерть: как «спокойный, В «подземном «черная смерть» спокойная; на тихий сон» сумрачном «островах царстве» блаженных» труд») далеко от людей Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: счастье; несчастье; горе «гордость и храбрость; зло; неуважение к гармония; война обильная мужественность родителям; покой стонами» героизм неверность («друг не верен другу»); 1 Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации. http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html [Дата обращения: 29.11.2013] 2 Там же. «нелюбовь»; отсутствие правды и добра справедливости и совести; насилие; «гордость да сила»; Люди: Люди: Люди: Люди: Люди: здоровые; неразумные; «страшные и храбрые; неверные; гордые; радостные; несчастливые могучие»; сильные неуважительны по счастливые «огромного отношению к роста и своим родителям; несокрушимой негостеприимны; силы»; жестокие злобные и агрессивные («уничтожали друг друга»); В этом мифе достаточно ярко показан регресс рода людского, когда люди становились все хуже. Как подтверждение моим словам, приведу слова одного из виднейших археологов России Вадима Михайловича Массона, который писал, что этом мифе была представлена «своего рода эволюция с обратным знаком, когда люди постепенно морально разлагались, развращались и становились все хуже и хуже»3. Очень точно отмечено «обратная эволюция». Смена веков - это яркий пример регресса людей. От лучшего все идет к худшему как бы по нарастанию (градация). Другой миф, который нас интересует - «Девкалион и Пирра» Разгневанный на людей Медного века Зевс решил уничтожить все живое и наслал на землю потоп. Девкалион по совету Прометея построил ковчег в виде большого ящика, на котором он и Пирра спаслись во время девятидневного потопа, уничтожившего человечество. На десятый день вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Парнас. Сойдя благополучно на землю и принеся жертвы 3 Массон В.М. Первые цивилизации. - Л. - 1989. - 20 с. Зевсу, Девкалион получил от него совет, как возродить человеческий род. Закутав головы и распустив пояса, Девкалион и Пирра должны были бросать через голову камни. Они исполнили наказ. Из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, из камней Пирры - женщины. Можно сказать, что создателями (прародителями) человечества являются именно - Девкалион и его жена Пирра. Во многих мифах (и в этих двух конечно) самой главной властью является - Бог (чаще всего - Зевс). От него зависит не только судьба отдельных людей, но и всего человечества, что можно доказать на примере мифа «Девкалион и Пирра». Ведь почему произошел потоп, а именно потому, что Зевс разгневался на царя Ликаона, за то, что он принес самому Зевсугромовержцу в жертву заложника. И вообще я считаю, что причиной самого потопа была разрушение миропорядка установленного богами. Богов надо уважать, чтить, они правят миром (…«нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам») и это неуважение развращение людей и послужило толчком для потопа. Мне вот кажется, что эти два мифа (Пять веков и Девкалион и Пирра) связаны между собой. Ведь люди «медного» любили войну были гордыми, иначе говоря, это было «испорченное», «грязное» поколение людей которое надо было очистить. Я считаю, что потоп нужен был быть сам по себе как вид очищения людей. Тут можно подчеркнуть такие свойства воды как «смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой»4. Этот миф вполне можно отнести к антропогоническим мифам, в которых говорится «о происхождении (в том числе сотворении) человека»5 но с другой стороны этот миф тоже я думаю можно отнести и к эсхатологическим мифам, - в которых говорится «о конце мира, временном или окончательном»6. Подведу итог. Можно сформулировать два тезиса: 1. Создателем (прародителем) человечества был - Бог (в мифе «Пять веков» именно он создал «род людской»). 2. Человечество произошло от камней, брошенных Девкалионом (мужчины) и Пиррой (женщины). 4 Тресиддер Дж. Словарь символов. - М., 1999. - 44 с. 5 Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - 87 с. 6 Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., - 2000. - 28 с. Список литературы 1. Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации // http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html [Дата обращения: 29.11.2013]. 2. Массон, В. М. Первые цивилизации. - Л.: Наука, 1989. 3. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. 4. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. ред. С. А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 1. 5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б.(позднейшая форма критского письма (XV-XII вв. до н. э.). Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги. Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

· «Илиада» и «Одиссея» Гомера

· «Теогония» Гесиода

· Паросский мрамор

· «Толкование снов» Артемидора Далдианского

· «Библиотека» Псевдо-Аполлодора

· «Метаморфозы» Овидия

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах - так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

· присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов

· обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.


Ри́мская мифоло́гия представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. ) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.

Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

Соответствие римских и греческих богов - список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V-VI веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами.

Римский автор III века до н.э Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критическому подходу к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону.

Греция Описание Рим
Аид, Гадес бог царства мёртвых Плутон, Орк, Диспатер
Амфитрита жена Посейдона (Нептуна) Салация
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Феб
Арес бог войны Марс
Артемида богиня охоты Диана
Асканий персонаж мифов (сын Энея) Юл
Асклепий бог врачевания Эскулап
Атлант титан, эпоним океана и гор Атлас
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
Афродита богиня любви и красоты Венера
Борей бог северного ветра Аквилон
Геба богиня юности Ювента
Геката богиня мрака и чародейства Тривия
Гелиос солнечный бог Сол
Гемера божество дня Диес
Гера царица богов Юнона
Геракл герой мифов, сын Зевса Геркулес
Гермес вестник богов, покровитель путников и торговцев, проводник душ умерших Меркурий
Геспер сын Атланта или Астрея Веспер
Гестия богиня домашнего очага Веста
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
Гея богиня земли Теллус
Гигиея богиня здоровья Салюс
Гименей божество брака Талассий
Гипнос, Морфей Бог сна Сомн
Деметра богиня полей и плодородия Церера
Дидона персонаж мифов основательница Карфагена Элисса
Дионис, Вакх бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер
Зевс верховный бог Юпитер
Зефир бог западного ветра Фавоний
Илифия богиня родов Люцина
Ипполит герой, сын Тесея Вирбий
Кибела богиня-владычица гор, лесов, зверей Опс
Кора божество матери Земли Теллус
Кронос титан, бог времени Сатурн
Лето титанида (дочь Кея и Фебы) Латона
Ливия нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна Ливия
Лисса божество безумия Мания
Мегера богиня мести Фурина
Мойры богини человеческой судьбы Парки
Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
Ника, Нике богиня победы Виктория
Никта божество ночи Нокс
Нот бог южного ветра Австр
Одиссей герой, главное действующее лицо «Одиссеи» Улисс
Осса олицетворение молвы, вестница Зевса Фама
Пан бог лесов, охотников и пастухов, всей природы Фавн
Персефона богиня плодородия и царства мёртвых Прозерпина, Карне, Фуррин
Пистис богиня верности клятве Фидес
Плутос бог богатства Плутон
Полидевк герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора Поллукс
Посейдон бог морей и землетрясений Нептун
Селена богиня луны Диана
Семела мать Диониса Стимула либо Либера
Силен божества лесов Сильван
Танатос бог смерти Морс
Тихе, Тюхе, Тиха богиня случая и судьбы Фортуна
Фемида богиня правосудия Юстиция, Эквитас
Фосфор солнечное божество Люцифер
Хариты богини красоты и изящества Грации
Хлорис богиня цветов Флора
Энио богиня войны Беллона
Эос богиня утренней зари Аврора
Эрида богиня раздора Дискордия
Эринии богини мщения Фурии
Эрот, Эрос бог любви Амур, Купидон
Эхо нимфа Мута, Тацита

УРОК 6. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

На уроке обобщаются представления учащихся о религии древних греков. Учащиеся вновь встречаются с общей закономерностью: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. В религии греков получили отражение природа Греции, занятия ее населения, общественные отношения (в частности, жизнь родовой знати) (В религии древних греков отсутствуют ясно выраженное освящение неравенства и идея загробного воздаяния ).

Варианты начала урока : I . А; Б 2. II . Б 2. III . Б 1. Вопросы и задания :

А. Составьте рассказ о жизни знатных людей в Греции три тысячи лет назад. Учитель может конкретизировать задание -«Опишите день из жизни вождя племени» - и предложить план ответа: «Утром вождь осмотрел свои владения (Что они представляли собой?), проследил за работами в доме и на полях (Что это за работы? Кто их выполнял?), нанял поденщика (С какой целью? За какую плату?), некоторые работы выполнил сам (например, какие?), участвовал в спортивном состязании (каком?). Вечером он пировал (Как проходил пир? Кто развлекал гостей?)».

На доске до урока желательно написать для учащихся опорные слова: дом, владения, работы, поденщик, вождь трудится, состязание, пир .

Б. 1. Вспомните материал предшествующего урока: а) расскажите о развитии сельского хозяйства и ремесел в Греции в XI-IX вв. до н. э.; б) что вам известно о мореплавании греков? в) расскажите о жизни греческих племен; г) опишите хозяйство знатных людей; д) кому принадлежала власть в греческих племенах? е) какой порядок жизни существовал в Греции три тысячи лет назад?

2. Вспомните причины возникновения религии. Вы знаете, что сотни тысяч лет первобытные люди не имели религиозных верований. Почему возникают эти верования? Учащиеся помнят, что в основе религиозных верований лежит неумение объяснить явления природы. Но от внимания школьников часто ускользает то, что древние люди находились в большой зависимости от сил природы, они объясняли с помощью религии прежде всего те явления, которые влияли на их жизнь. Последняя мысль нуждается в повторном рассмотрении.

Вспомните, какие явления - природы египтяне объясняли с помощью религии. (Учащиеся способны пересказать мифы, в которых получили отражение восход солнца, разливы Нила, суховеи, сезонные изменения в Египте.) Подумайте, почему из множества явлений природы, которые наблюдали египтяне,- они пытались объяснить именно эти явления. Что в них общего? («Они были либо полезны, либо вредны египтянам»,- говорят ученики.) Сделайте общий вывод: какие явления природы находят объяснение в религии? (Те, которые играли большую роль в жизни людей.)

План изучения : 1. Отражение природы и занятий греков в религии. 2. Отражение в ней общественных отношений.

1. В религии греков получили отражение те явления природы, от которых зависела жизнь людей. Эта мысль конкретизируется на примерах.

1) Главным богом у греков был Зевс (учитель либо предлагает рассмотреть рис. 3, стр. 115, либо приступает к работе с аппликациями Ф. П. Коровкина). Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой-удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? (Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?Какой вред и какую пользу они приносили грекам?) Учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар. Развивая мысли, высказанные учащимися, учитель воссоздает типичную для Греции картину.

Представьте себе знойное летнее утро. Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. Греки начинают молиться Зевсу: «О ты, Тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один - барана, другой - козла, третий - кабана, а бедняки - по лепешке. Подай нам дождь!»

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции (не путать с горой Олимп на севере страны). Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал великую победу над своим отцом Кроном.

В далекие времена, говорится в мифе, миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда же родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень... Зевс вырос и возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Великолепный, украшенный колоннами храм производил сильное впечатление (рассматривается рис. на стр. 116). Для него решили создать статую Зевса, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора Фидия. Он.изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла - священной птицы; в правой - фигурку крылатой Ники, богини победы. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса.

Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую объявили одним из семи чудес света (Сохранились развалины мастерской Фидия и, самого храма. Статуя Зевса не уцелела, дошли лишь ее описания и изображения на древних монетах. См.: Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес света ).

2) Бога моря Посейдона изображали могучим обнаженным мужчиной с горделивой и величавой осанкой (либо рассматривается рис. 3 на стр. 115, либо к доске прикрепляется аппликация). Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем - вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Вспомните, кто из героев мифов и как поссорился с Посейдоном. Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав учащихся (они вспоминают о развитии мореплавания в Греции), учитель рисует картину кораблекрушения.

Представьте себе: плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь... Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?

Почему сейчас никто не верит в морских богов? (В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.)

Для проверки усвоения причин возникновения религии можно задать вопросы : «Почему в религии египтян не было ни бога грома и молний, ни бога моря? Чем вы объясните эти факты? (Учащиеся ответят на вопросы, если помнят, что в долине Нила почти не бывает дождей, а море не играло в жизни египтян столь большой роли, как в жизни населения Греции.) Сделайте вывод, какие явления природы древние люди объясняли с помощью религии».

3) Бог Аид - брат Зевса и Посейдона - властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

4) Работа с мифом об Аиде, Деметре и Персефоне (стр. 116) проводится при наличии времени. Желательно показать на уроке фрагменты из цветного диафильма «Мифы древних греков», иллюстрирующие данный миф, а также миф о Дионисе.

Продолжая работу с рис. 3 на стр. 115 (или аппликациями),"учитель показывает на двух-трех примерах (§ 27, п. 2), что в религии греков отразились также и их занятия.

Желательно сказать подробнее о Дионисе - покровителе виноградарства и виноделия. Учитель напоминает, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Изображали его в венке из виноградных листьев, с гроздьями винограда в руках. Греки думали, что Дионис странствует по земле окруженный толпой лесных богов - хвостатых, козлоногих и козлорогих сатиров. Желательно упомянуть о весенних и зимних празднествах в честь Диониса, поскольку из этих празднеств возникли театральные представления.

Скульпторы древней Греции умели высекать из мрамора или отливать из бронзы фигуры людей. Богов изображали в виде сильных и прекрасных мужчин и женщин. Рассматривается рис. 1, стр. 114: вечно юный красавец Аполлон - бог искусства. Он был и богом света; золотыми стрелами грозит Аполлон всему злому, порожденному мраком. С натянутым луком в левой руке изобразил Аполлона греческий скульптор (лук на статуе не сохранился).

По всей Греции почитали Афину - богиню мудрости, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества. Скульптор представил Афину величественной девой в длинной одежде и шлеме. На ее протянутой руке крылатая Ника (победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее). У ног Афины большой круглый щит, внутри которого извивается священная змея.

2. Учитель отмечает, что в религии греков получил отражение порядок жизни людей в древности. Объясняется, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Эта мысль отражена на рис. 3 (стр. 115): выше всех по своему положению Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества - сатиры и нимфы.

Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны. «Приведите из «Илиады» и «Одиссеи» примеры коварства и мстительности богов»,- предлагает учитель (Афина обманула Гектора во время поединка с Ахиллом. Посейдон безжалостно преследовал Одиссея).

Подобно знати, «олимпийцы» большую часть времени бездельничают и пируют, за исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров; в другом - что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

Нужно подчеркнуть, что религия греков, как и религия народов древнего Востока, учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее (§ 27, п. 4).

Обобщение делается по учебнику (стр. 114, жирный шрифт).

Домашнее задание : § 27. Задание (4 или 5) к § 27,

1. Периодизация античной культуры

История античного искусства включает несколько этапов:

1. Крито-микенский. III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.)

2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля.

3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

4. Классический. Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья, следовательно, сенкритизм.

2. Мифология древних греков

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) - Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос, хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

КроносЗевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.Арес (Арис) – бог войны

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.

Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.

Посейдон – владыка морей.

Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.

Деметра (Димитра) – богиня земледелия.

Аполлон – бог света и музыки.

Афина – богиня мудрости.

Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.

Гефест (Ифестос) – бог огня.

Афродита – богиня красоты.

Арес (Арис) – бог войны.

Артемида – богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Посейдон – владыка морей ГераклНимфы

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ Проект ученицы 6 класса «Л» Цюпка Ольги. Руководитель проекта: Шагунова Ирина Алексеевна.

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность проекта заключается в приобщении к ценностям мировой культуры через изучение мифологии Древней Греции. Мне бы хотелось, чтобы мой проект привлек внимание к устному народному творчеству, дал представление о религиозных представления древних греков.

ЦЕЛИ Познакомить учеников с религией Древней Греции, дать представление о мифе, его природе. Вызвать интерес у учащихся, стимулировать обучающихся к самостоятельному прочтению не представленных в проекте мифов. Формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее и делать выводы.

ЗАДАЧИ познакомиться с религией Древней Греции; расширить представление о происхождении богов; подготовить и продемонстрировать презентацию по выбранной теме; пробудить интерес к изучению дополнительных источников по литературе, мифологии.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Господствующей формой религии в Древней Греции был культ боговпокровителей. Этот культ носил официальный характер и был обязателен для всех граждан. Нарушителям грозило суровое наказание. Обвинительное заключение Сократа, приговоренного к смерти, гласило: "Не чтил богов, которых чтит город, а вводил новые божества".

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ Мифы Древней Греции о богахпокровителях складывались задолго до появления писаной истории. Это предания о древнейшем быте греков, причем достоверные сведения переплетаются в сказаниях о героях с вымыслом. Древнегреческая – одна из наиболее известных мифологий, сохранившихся до наших времен. Она стала основой для возникновения античной, которая считается колыбелью европейской литературы.

ПАНТЕОН БОГОВ Пантеон - группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии. Главой олимпийской семьи богов был Зевс верховное божество, отец богов и людей. Зевс - сын Кроноса и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. Зевс правит на горе Олимп и именуется Олимпийским.

КАКИЕ ОНИ, БОГИ? v v v Боги в сознании древних греков не создавали мир актом своей воли, они были его управителями; Боги Древней Греции не обещали человеку бессмертия, религия была ориентирована на земную жизнь; Согласно религии Древней Греции, боги были способны на хорошие и на плохие поступки; Религия Древней Греции не создала единого комплекса убеждений с обязательным соблюдением; Греческие жрецы не играли никакой роли духовного наставника.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ В Архаическую эпоху Древней Греции еще не существовало храмов. Тогда культовые обряды происходили под открытым небом в священных местах, критерием выбора которых обычно была природная красота. Участники церемоний пили, ели, пели и танцевали.

ЖРЕЦЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ Жречество не являлось в Древней Греции кастой и служение богу было общественным делом. Обязанности жрецов включали повседневное обслуживание культа бога: принесение жертв, украшение статуй и т. п. Некоторые жрецы занимались врачеванием и гаданием. Должности жрецов рассматривались как почетные, не давали никакой власти.

ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В дальнейшем у каждого бога появился собственный храм и жрецы, которые следили за соблюдением всех установленных правил отправления религиозных обрядов, посвященных этому богу.

БЕССМЕРТНЫЕ ЖИТЕЛИ ОЛИМПА В представлении древних греков боги были очень похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Они были одновременно благородные и мстительные, добрые и жестокие. Греческие боги ссорились и мирились, вмешивались в жизнь людей, принимавших участие в войнах. Каждый из богов занимался своим делом, заведовал определенным «хозяйством» в мире.

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ Сказочная, наполненная божественными мифологическими существами религия греков и греческая мифология создали множество легенд и сказаний, в которых подробно рассказывается о жизни богов, героев и простых смертных людей. Эти сказания дошли до наших дней, войдя в сокровищницу мировой истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Данилова Г. И. Мировая художественная культура. М. , 2011 В. М. Федосеенко Боги и люди древнего мира: краткий словарь. – М. , 1995 Михайловский Ф. А. История Древнего мира. Книга для учителя. М. , 2000. http: //zarlitra. in. ua/7 -13. html - миф и литература http: //rushist. com/index. php/mifologiya/2339 -religiya-drevnejgretsii - русская историческая литература, религия Древней Греции http: //www. portalostranah. ru/view. php? id=358 – особенности религии в Древней Греции