Славянские поверья о деревьях. Магия деревьев: установление связи с деревьями Дриз дерево прячет корни в

На ветках дерева не видно разноцветных фантиков с леденцами или маленькими шоколадками , но своеобразные конфеты на нем , без сомнения , растут . Иначе откуда такое необычное название получила ховения сладкая (Hovenia dulcis ) – близкая родственница нашей крушины ?

Внешне ховения еще и напоминает липу : от восьми до пятнадцати метров в высоту , прямой ствол , крона – как шатер , опадающие широкоовальные светло —зеленые листья с зубчатыми краями и заостренными кончиками . Похожи даже цветы . Они чрезвычайно душистые и собраны в полузонтичные соцветия .

Дальше идут отличия . Не цветы , как у липы , не плоды , как у крушины , не используются . Плоды конфетного дерева – сухие маленькие «горошинки », никому даже не придет в голову включить их в рацион : они не съедобны .

Зато конфетное дерево радует своими … плодоножками . Благодаря им оно получила еще несколько «говорящих » названий . «Сладконожник », «изюмное дерево », «кривой финик » – так именуют на родине экзотическое растение . Последнее из названий связано с формой «конфет », которые имеют форму причудливо скрученных карандашей . Длина плодоножки достигает 4 сантиметров , цвет – красновато —коричневый . Вкус – потрясающий . Сладкие дары чуть отдают кислинкой и напоминают ароматную дыню и изюм одновременно . Едят их и свежими , и вялеными , часто кладут под пресс и засушивают . После потери влаги содержание сахара в плодоножках возрастает до 50 процентов – вот и самые настоящие конфеты !

Плодоножками и семенами растения успешно лечат астму , пристрастие к алкоголю , из древесины («красное японское дерево ») мастерят чудесную мебель и музыкальные инструменты .

Обидно только одно : конфетное дерево в природных условиях распространено лишь в «экзотических » странах (Индия , Корея , юг Китая , Индонезия ). А ведь как заманчиво было бы иметь его еще и у себя в маленьком саду под окном …

Игорян не очень удачно разорвал пакет, и ветер старался выдуть из него всю кукурузу, как бы намекая на то, что кукуруза тоже воздушная. Приходилось держать, прижимать. Но пока стояли на светофоре, несколько штук всё же упало на тротуар. На сером очень свежо и ярко смотрелись маленькие застывшие взрывы жёлто-молочного цвета.
- Это не мусор, - сказал Игорян. - От съедобного окружающая среда не пострадает.
В этот момент откуда ни возьмись на упавшую кукурузу упал голубь и проглотил её в два приёма, как бы подтверждая: окружающая среда не пострадает абсолютно.
И я не пострадаю, если прямо на улице зачерпну из рваного пакета несколько воздушных кукуруз. И остановиться на этом будет не так уж просто.
- В каком веке изобрели попкорн? - спросил Игорян.
В каком? Скорее всего, в древнем. Кто-то сделал случайное открытие, а потом рассказал всем. Или не хотел рассказывать, но все и без его рассказа сами подсмотрели.
Я же открыла свой личный попкорн, ещё не зная о том, что он съедобен. Взрослые говорили, что так называется весёлая прыгающая музыка, под которую каждое воскресенье метались и толклись в прозрачной ёмкости шары "Спортлото". Потом один случайный шар катился по специальному жёлобу, и ведущая торжественным голосом объявляла:
- Номер семнадцать: водное поло.
И вся страна (подумать только!), целая страна в этот момент хотела зачеркнуть в своих личных лотерейных билетах №17, а кто-то и в самом деле зачёркивал. Чувствуя, как возрастает его сердцебиение, ждал следующего шара.
Всем, конечно, хотелось угадать шесть из тридцати шести, упасть в счастливый обморок и стать легендой. Но угадывали в лучшем случае на три рубля. Ничего, это тоже надежда. Вот в следующий раз, вот в следующее воскресенье...

понедельник, 12 августа 2019 г.

В августе любят ходить в гости с дыней. Могли бы ходить с арбузом, а ходят с дыней. Как-то изящнее, что ли...
Арбуз вы и сами можете купить. Скажите мужчинам, и они возьмут самый крупный, небрежно показывая лицом, что для них это пустяк. Мужчины жмут арбуз сильными руками, слушают, каков хруст, и умеют отличить арбуз-девочку от арбуза-мальчика. А по мне так все они мальчики в самом расцвете сил - красивые и, как водится, в меру упитанные.
Арбуз брутален и при покупке требует известной мощи. Монументальный, бытовой.
Иное дело - дыня. Дыня по плечу всем слоям населения. Дыня нежна. В дом её приносят на сгибе руки, как ребёнка. И цвет её не поддаётся никакому описанию. Дынный цвет. И сверху сухая тонкая сетка натурального древесного оттенка - сразу видно, что дыня как следует полежала на солнце.
Арбуз - экстраверт, общительный. Звучит звонко и чернозубо. Дыня, наоборот - вещь в себе, матовая, ни с чем не сочетаемая. Прямо так и советуют: ешьте дыню отдельно, ни с чем не мешая и не путая. Дыню дарят.
Когда я с маленькой дочкой шла за фруктами в августе или сентябре, дыня в подарок от яркого южного продавца была обычным делом. Вернее, дынька - маленькая, крепкая, похожая на детский оранжевый мячик "Колхозница". Игрушечная такая дыня, простецкая и сладкая безошибочно.
Но в гости такую не берут. В гости берут задумчивую "торпеду", бледную и непредсказуемую. Нежную и загадочную берут в гости "торпеду". Прекрасную, как незнакомка.
Захочет она - и будет сладкой, насквозь медовой. Полупрозрачной от внутреннего своего солнца. А то вдруг попадётся не очень. Но неизменно нежная и таинственная, и поэтому мы легко прощаем ей это не очень. Как прощаем лето за бесконечные дожди или тяжёлый зной. Как прощаем себя за то, что опять не удалось выбрать лучшее, хоть мы честно старались изо всех сил.

четверг, 8 августа 2019 г.

Вязкой и душной, невыносимой августовской ночью, когда к телу идёт не сон, а изнурительное вращение с боку на бок, и мысли в голове крутятся изнурительные, скудные, боковые. Какие-то ничтожные мысли крутятся, вместо мыслей великих и неисчерпаемых.
Крутятся о том, что в будущей жизни, если она, конечно, есть, ни за что не хотелось бы стать комаром. Одиноким залётным комаром в тёмной и душной комнате. Потому что комара такого немедленно хочется убить.
Да, я хочу убить такого комара - за то, что зудит прямо в ухо, за то, что приземлился лёгкими лапками и приготовился пить мою таинственную ночную кровь...
Хлоп! Мимо.
Комар немедленно испугался и притих. Но через несколько секунд уже забыл об этом, и снова зудит над самым ухом, снова лапки у него...
Хлоп! Мимо. Хлоп! Мимо.
Драгоценные минуты внешней и внутренней жизни уходят на борьбу с насекомым, которое тоже в пищевой цепочке, а значит, необходимо на планете. И зла оно мне вовсе не желает, я сама придумала это зло. И даже не подозревает о том, что я личность, и мне не спится.
Хлоп! Мимо.
И снова комариная песнь над самым ухом. Может быть, кровь с отрицательным резусом считается особым деликатесом у одиноких комаров в ночи? Мне очень жаль, комар, но...
Хлоп!
Чтобы ты не рекомендовал меня своим хоботковым друзьям.
Хлоп! Хлоп!
Я ведь и забыла совсем, комар, что ты одинок.

понедельник, 5 августа 2019 г.

На свете столько цветов, у которых круглая серединка и тонкие лучи-лепестки во все стороны. В том числе цветов полевых, несмелых, попутных. Но поговорить откровенно люди почему-то выбрали ромашку. Может быть, потому, что она самая милая? Язык не поворачивается сказать что-то плохое о ромашке. Вот крупные, скажем, розы на платье у девушки могут и осудить, и даже сказать, что она "в жутких розочках". А попробуйте сказать: "В жутких ромашках". Это будет неправильно, не по-русски. Это полностью несовместимые друг с другом слова.
Ромашка - больше, чем цветок. Это состояние души. Особое настроение, спонтанный порыв, очень часто абстрактный и безадресный, на всякий случай: вдруг меня кто-то любит? Мелочь, а приятно.
Мы сидели в своём солнечном дворе, в том ещё возрасте, когда тебя вообще-то все безоговорочно любят, но уже начинаешь сомневаться. Тоже абстрактно начинаешь сомневаться, смутно. Но тень предчувствия подступает к сердцу, как облако к солнцу. Поэтому лишний раз уточнить не помешает.
Любит-не любит-любит-не любит?..
Лепестки были очень белые, очень тонкие, очень непредсказуемые. И если вдруг выпадало "не любит", становилось тревожно, как будто и в самом деле не любит. Кто? Да какая разница?
Хорошо, что у нас во дворе было много ромашек.
Любит-не любит-любит-не любит-любит...

суббота, 3 августа 2019 г.

Крапиву, конечно, я в детстве любить никак не могла. Сторонилась, как и все нормальные. Но крапива не сдавалась, и регулярно вставала на пути, желательно в мой полный рост, желательно неожиданно, где-нибудь в тени. Очень часто в малиновых кустах, которые и сами по себе колючие, так что пока тянешься за ягодами, от которых разбегаются глаза, пока изворачиваешься за самыми спелыми, покрывая тонкие коричневые руки тонкими белыми царапинами, а крапива уже тут как тут. По ногам, как по бульвару. Ай, жжётся, ай!
Теперь бы набраться мужества и не чесать укушенные места. Но мужества, как правило, не хватало, и тогда на коже появлялись крапивные волдыри - не очень страшные, но малоприятные.
Без крапивных волдырей не обходилось ни одно лето, как бы виртуозно не обходили мы острые ярко-зелёные углы. Краем уха я слышала, что из этой неприятной травы даже варят приятный и очень витаминный суп. Но у нас такой никто никогда не готовил. У нас готовили со щавелем, и я даже его ела в те летние дни. В те истинно летние, когда была абсолютно счастлива и поэтому могла любить хоть какой суп, даже зелёный. А потом уж больше не любила никогда. Не случилось.
Крапиву я тогда обходила исключительно стороной. В то время я ещё ничего не знала о заброшенных домах и заросших палисадниках. Это знание приходит потом, постепенно. Когда вдруг начинаешь ловить себя на мысли, что крапивный куст здесь смотрится не сорняком, а вполне по-хозяйски. Как будто крапива - это собственное имя. Николай Петрович Крапива. А рядом его Анна Ивановна Крапива. В тесном соседстве существуют с ними Василий Егорович и Марфа Игнатьевна Конопля, и вдова Лебеда Клавдия Захаровна, и сроду не бритый бобыль Макар Степанович Репей. И все вместе они - семейство Сорняковых, и дом теперь полностью их.

вторник, 30 июля 2019 г.

Известно, что некоторые народы в некоторых странах уже с мая перестают есть прошлогоднюю картошку. Картошку тёмную, накопившую в себе тяжёлую энергию и скуку пережитой зимы, картошку пожившую и полежавшую, печальную, как дух земляной.
Мне бы тоже не хотелось есть такую уже с мая, но наша страна - не некоторая. И только ближе к концу июля, где-то в эти дни, на большей части территории начинается первое движение, первая проба.
Желательно в этот миг очутиться в настоящей деревне. По моему глубокому убеждению, всякий русский человек хоть раз в жизни должен очутиться в деревне. Только в деревне можно понять, что в жизни никогда ничего не меняется, и она бесконечна. Нам ведь это близко - когда бесконечно и ничего не меняется.
Уж в детстве русскому человеку без деревни обойтись никак нельзя. В идеале - гладить лоб коровьего сына и мелкие, игрушечные его рога, принимать как норму жизни крик петуха и дым из трубы. В самом конце июля видеть, как отправляется в огород вооружённый вилами кто-то взрослый. Как Нептун в зелёное овощное море. Идёт он с вилами мимо зонтов укропа, мимо высокой огуречной грядки, мимо оперённого лука и усатой клубники - туда, где трепещут на ветру ласковые картофельные волны, до самого заборного горизонта.
Кто-то взрослый критически выберет подходящий куст. Где-нибудь аккуратно, с краю. Примерится вилами - и вот уже лежит поверх земли юное и светлое картофельное семейство, и тёмная сморщенная их прародительница - в центре. Самое наглядное из всех пособий, доказательство бесконечной и неизменной жизни.
Тёмную прародительницу бросят в кучу для перегноя, нежное и наивное семейство заберут с собой. Может, ещё один куст? Может, и куст.

Но стоит только увидеть на розе какого-нибудь свекольного цвета спокойного, отрешённого кузнечика, которому вообще до лампочки и ты, и весь твой большой наставленный телефон, и весь твой богатый внутренний мир - в этот самый миг на ум идёт не Пушкин и все остальные, и уж тем более не детская песенка про представьте себе, а идёт он - величественный и разносторонне гениальный Ломоносов. "Кузнечик дорогой, коль много ты блажен..."
А кузнечик сидит себе дальше - именно блажен и счастьем одарен.
Как же я люблю эти стихи! Больше никакие из всего, что было до Пушкина, не люблю, только эти. "Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твоё..."
Запомнить это стихотворение гораздо легче, чем его название: "Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же".
Я представляю себе сидящего в тряской карете великого человека в неловком напудренном парике, в кружевных манжетах, которые мешают записывать на ходу торопливо пришедшие на ум строчки. Ломоносову пятьдесят, по тем временам он стар, он уже раньше всех всё открыл и смертельно устал бороться с чиновниками и невеждами. Устал просить о подписании привилегий для академии, в нём осталось мало ярости, но всё-таки она ещё осталась, поэтому он едет и едет, пишет и пишет про дорогого кузнечика, который ни о чём не просит и никому не должен.
Кузнечик дорогой... А потом уже будет Пушкин и все остальные.
Но кто знает, что за дела творятся в том насекомом, недоступном для нашего ума царстве? Может быть, кузнечик на свекольной розе отрешён не просто так. Он тоже раньше всех всё открыл, и теперь он устал, и слагает в своём зеленом уме: "Человечек дорогой..." А дальше никак нейдёт, и он бросает на середине строчки, и начинает воспевать свекольную розу и знакомую бабочку - как она крылышками бяк-бяк-бяк-бяк.

Наши далекие предки с благоговением относились к лесу, на который смотрели не иначе, как на живое существо. Рядом с лесами строили селения, в них располагали капища, населяли их доброжелательной (и не очень) нежитью. Лес кормил, давал кров и убежище. Не случайно символом, объединяющим Правь, Явь и Навь стало именно дерево: корни, ведущие из подземного мира, давали ствол - реальность, в которой живем мы с вами, и ветви, крону - обиталище богов.

Благодаря этому дерево стали считать лестницей, по которой можно путешествовать по мирам. У многих славянских народов сохранились поверья, согласно которым в дерево переселяется душа умершего человека. Скорее всего, они возникли уже после крещения Руси, так как в большинстве есть ссылки либо на Библию, либо на христианские кладбища. Впрочем, это тоже часть нашей истории. Согласно этим легендам, скрипучее дерево становилось обиталищем беспокойной души; отсюда же берет свой исток запрет на сбор любого сырья с кладбищ. На могиле сажалось дерево, в котором душа могла найти покой. Именно поэтому запрещалось ломать ветви и рвать плоды с кладбищенских деревьев. Очень наглядный пример приведен в "Божественной комедии": сам о том не подозревая, Данте воплотил на бумаге отголоски славянских поверий: в его Аду, на пятом круге, держат души самоубийц, которые томятся в облике деревьев. Если у такого дерева отломить ветку или сорвать листок - течет кровь, и слышны стенания и плач.

Жизнь тоже неразрывно связана с деревом. Не только славяне, но и многие другие народы считали, что при рождении малыша нужно сажать у дома деревце. Его подбирали особо: для мальчиков "мужские" (дуб, клен, ясень), для девочек "женские" (береза, липа). Есть даже особый гороскоп на этот случай, рассчитанный друидами: по положению Солнца два раза в год (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие) они определяли судьбу и характер человека. Каждый знак их гороскопа имел два периода: например, люди, родившиеся с 23 декабря по 1 января, или с 25 июня по 4 июля, относились к знаку Яблони. Есть там и знаки Пихты, Вяза, Сосны, Липы и другие. Если вы в ближайшее время собрались посадить рядом с домом дерево в честь рождения ребенка, то прежде ознакомьтесь с его свойствами: существует категория деревьев-вампиров, которые не принесут пользы, а только заберут вашу жизненную силу. Умереть дерево тоже должно "по-человечески" - своей смертью.

Не меньше, чем с человеком, дерево неразрывно связано с богами и духами. О том, что нельзя под деревом прятаться во время грозы, мне говорила еще моя прабабушка. Она не имела в виду возможность пожара от молнии - в ее деревне верили, что в грозу нечисть прячется от божьего гнева в деревьях, предпочитая одиноко стоящие стволы. Соответственно, кроме нечисти, можно было получить еще и от божества, которое ненароком промахнется и вместо злобного духа метнет молнию в человечишко. Кстати, это поверье пошло именно от славян: Перун молниями гонял чертей (или в кого он там целился - не сочтите за святотатство, просто вражин у бога хватало), а потом его образ нагло сплагиатили христиане, заместив Перуна Ильей-пророком.

В ряду почитаемых особо выделялись старые деревья с большими дуплами, стоящие отдельно от остальных. К ним обращались за лечением: страждущий привязывал к ветке, прятал в дупле или корнях небольшой подарок; считалось, что такая "жертва" позволяла человеку напитаться древесной жизненной силой и ускоряла восстановление при болезни. К этим же деревьям шли справлять свадебные обряды и другие важные ритуалы: божий суд проводился у их корней, а крона была безмолвным свидетелем клятв и торжественных обещаний. После крещения почитание деревьев преобразилось, но суть почти не изменилась: возле старого дуба теперь не давали клятв, но зато исповедовались ему в случае отсутствия духовника в окрестностях. Вырубка старых больших деревьев вроде дубов или вязов была строго запрещена: славяне верили, что если срубить царь-древо, то не миновать беды - такой проступок сулил мор, засуху, голод или войну.

Известно, что избы славяне ставили из дерева. Однако далеко не весь лес можно было рубить для этой цели. К запретным относили следующие:

  • старые стволы, пережившие не одно поколение;
  • гиганты, которых миновали молнии и ураганы;
  • молодые деревца;
  • кривые, необычно сросшиеся деревья, или стволы с аномально большими дуплами;
  • сухостой (здесь прослеживается древесная "личина смерти": нельзя было вносить домой "умершее" дерево);
  • некоторые народы не рубили деревья в зимнее время;
  • то, что посажено человеком, хранит его память - такие насаждения тоже были защищены от перспективы превращения в сруб.
Есть и соответствующая примета: коли поваленное дерево упало на север, то быть беде.
Отдельной категорией стоят "буйные" деревья, растущие на перекрестках дорог. Они считаются проклятыми, а белорусы называют их "стояросовыми". Их нельзя рубить: дело, в котором планируется использовать ствол, не будет удачным. К проклятым приписывали все деревья, питающиеся энергетикой человека, в частности осину и ель.
А когда выбраны деревья, скажем, на постройку нового дома, то с ними следовало поговорить. Дереву объясняли, для какой цели его берут, и просили духа выйти. Тащить ствол к месту строительства тоже нужно было осторожно: повредив юную поросль, можно было навлечь на себя смертельную череду неудач. И обязательным завершающим ритуалом была баня: какой бы благородной ни являлась конечная цель вырубки, а все же это убийство живого существа, и грех смывали горячим паром.

Особо выделялись у славян следующие деревья:

  1. Дуб - священное дерево Перуна, истинно мужская порода, воплощение силы, мужества и мудрости. В дубовых рощах устраивали капища и божьи суды. Именно дуб считается прообразом Мирового Древа, растущего через три мира сразу с самого момента Творения.
  2. Береза - женское дерево с двоякой трактовкой. С одной стороны, березу почитали как защитницу от злых сил, ставили в доме и раскладывали на чердаках ее ветки, вязали веники для бани. Девицы умывались березовым соком, а беременным и роженицам береза была сильным оберегом. В то же время в нее часто били молнии, место, на котором росла береза, притягивало нечисть, а в одиноких кривых деревьях селились беспокойные души.
  3. Лещина - универсальный кустарник, плоды которого употреблялись в пищу (особенно при ритуалах и обрядах), а из ветвей плели корзины. В дни памяти усопших орехи рассыпали по полу - приманивали таким образом духов покойных родственников. В лещину не била молния, поэтому из нее делали защитные обереги и для людей, и для дома.
  4. Бузина, ель, осина, клен - деревья, несущие негативную нагрузку. Считается, что в них любит селиться нечисть, поэтому их не использовали в строительстве, однако успешно применяли в качестве оберегов от злых сил. Согласно легенде, клен - обращенный в дерево человек; его древесину не использовали на растопку и изготовление гробов.
  5. Ель и в наши дни используется для создания кладбищенских венков - ее "похоронный" смысл протянулся сквозь века. Дерево считается "женским", его нельзя сажать рядом с домом, в котором много мужчин - можно навлечь беду.
  6. Роль колючих кустарников - гонять всякого рода нечисть. Это уже в христианских поверьях растения с колючками были приписаны дьяволу - мол, люди будут за них цепляться и ругаться. А до крещения Руси их использовали как оберег, и для разного рода приворотов. Не зря же терновник связан с Полелем - венок на голове юноши сплетен именно из этого растения, усыпанного цветами.
Это очень приблизительная характеристика. Не сомневаюсь, что предки почти по каждому растению имели свою «базу знаний». Буду благодарна, если поделитесь в комментариях известными вам поверьями касаемо "древесных" примет.

К чему снится залезть на дерево? Сонник зачастую трактует этот сюжет как позитивное предзнаменование. Человека, увидевшего во сне подобный знак, ожидает карьерный рост, успех в личной жизни, отличная прибыль. Есть и несколько негативных толкований, однако они больше связаны со спуском оттуда.

Уважение, хорошие известия

К чему снится залезть на дерево? Сонник утверждает: человек наяву получит уважение, признание. Однако лезть к верхушке часто означает: его тяготит однообразие. Надо разбавить повседневную рутину чем-то интересным - новым хобби, занятием или отдыхом на природе.

Лезть во сне на самую макушку - сновидец получит хорошие новости. Чувствовать при этом страх - он узнает свое будущее.

Приснилось залезть на дерево - на высокую макушку? Украинский сонник говорит: вылезешь в начальство.

Карьерный рост, достаток

Влезать во сне туда - наяву пытаться завладеть инициативой при сложных обстоятельствах. Насколько это будет успешным - зависит от приснившегося развития событий.

Влезать, настойчиво карабкаясь вверх - хорошее предзнаменование. Сонник обещает: предстоит повышение по службе, благодаря чему существенно укрепится благосостояние семьи спящего. Однако надо аккуратнее обращаться с деньгами, поскольку иначе возможны неприятные сюрпризы.

Видеть, будто забрались во сне вверх и сидели там - сюжет, определяющий будущий достаток сновидца. Если сидеть удобно, ветка толстая, надежная - все сложится благополучно.

Целеустремленность поможет достичь успеха

К чему снится залезть на дерево, подняться вверх по стволу и оглядывать окрестности? По соннику, благодаря своей целеустремленности человек достигнет больших успехов. Он сможет осуществить задуманные планы, даже вопреки препятствиям - если приложит к этому максимум усилий.

Во сне видеть себя взобравшимся на миндальное дерево, где есть плоды (орехи) предвещает преуспеяние, богатство уже очень скоро.

Если оно пышно цвело, когда сновидец залез туда - его ожидает успех в личной жизни. Любовные отношения сложатся весьма удачно, осуществив самые смелые мечты.

Будьте внимательны

Приснилось залезть на дерево, которое под вами сломалось? Это означает: вскоре можете сильно заболеть или получить серьезное ранение, травму.

Слезать с него вниз головой - пребывать мысленно в иных мирах. Однако видеть такой сюжет слишком часто - не очень хорошо. Спящий больше времени уделяет чему-то нереальному, иногда упуская наяву важные вещи.

Пришлось во сне слезать оттуда, осторожно нащупывая ветки ногами? Человек не очень уверен в себе, тяготится ответственностью. Он боится не справиться с новой должностью и ищет возможность отказаться от нее.