«Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря. Восставшая из свято-никольская пепла Что такое корсунский крест

Корсунский крест - русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов.

Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками.

Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых.

Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.

Своей формой восходит к форме креста, по преданию, явившемуся на небе императору Константину перед Мильвийской битвой.

Своё название крест получил на Руси, так как первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес).

Предзнеменовение

Согласно церковному преданию (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина», I, 28), накануне решающей битвы со своим соперником Максенцием у Мильвиева моста недалеко от Рима в 312 году н. э. Константин увидел знак.

Вот как император описал его, в передаче Евсевия:

«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил василевс, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: ἐν τούτῳ νίκα (Сим победиши!)»

Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу.

Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре принял христианство.

Среди дошедших до нашего времени древнерусских выносных и запрестольных крестов встречаются памятники, история которых овеяна

легендами об их «корсунском» происхождении. В фондах Переславль- Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится такое редкое произведение русского декоративно-прикладного искусства - запрестольный крест из собора святителя Николая местного Никольского монастыря. Он поступил в музей в 1923 году, после закрытия обители, и в каталожной карточке значится как «крест корсунскнй четырехконечный. дубовый, византийской формы XVI-XVII вв.». С такой же аннотацией и датировкой крест экспонировался на постоянной музейной выставке «церковных ценностей» с 1923 по 1926 годы. В то же время среди служителей церкви и некоторых краеведов сложилось и до сих пор бытует мнение, что данный памятник является одной из древнейших святынь Ростово-Ярославской епархии, связанной с первыми веками христианства на Руси, едва ли не подлинником «корсунского дела». Эта точка зрения и по сей день остается весьма распространенной в связи с тем, что крест долгое время оставался вне поля зрения специалистов. В данной статье мы попытаемся восстановить историю появления креста в Переславле-Залесском, уточнить его датировку и дать краткую характеристику художественных особенностей памятника.

Переславский «корсунгкий» крест, имея весьма внушительные размеры, производит монументальное впечатление. Его высота - 208 см, ширина - 135 гм. Ветви креста неодинаковой длины, нижняя - заметно длиннее, чем три остальных. Деревянная основа произведения обита золоченой медью и украшена тридцатью серебряными дробницами-мощевиками (по 15 с каждой стороны), обведенными серебряными же картушами. Кроме того, по полю креста, как с лицевой, так и с оборотной

стороны, разбросаны касты с ограненными цветными стеклами и камнями-кабошонами, а также небольшие крестики из полудрагоценных камней - яшмы, лазурита и др. По периметру крест обведен обнизью из крупного речного жемчуга и стеклянных бусин изумрудно-зеленого цвета.

На лицевой стороне креста дробницы с гравированными на них изображениями расположены следующим образом: в средокрестии - Распятие с Богоматерью и Иоанном Предтечей; на концах - Рождество Христово, Сошествие Святого Духа, Положение во гроб и Сошествие во Ад; на ветвях - Дмитрий Солунский, Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча, Святой Василий пресвитер Анкирский, Великомученик Георгий, Апостол Павел, Федор Тирон, Великомученик Виктор, Федор Стратилат, Федор Смоленский и чада его Давид и Константин. На оборотной стороне: в средокрестии - Вознесение Христово; на концах - Въезд в Иерусалим, Благовещение, Успение Богоматери, Сретение Господне; на ветвях - Мученица Христина, Мученик Евстратий, Святой Василий епископ Амасийский, Святой Агафоник, Святой Меркурий, Великомученица Марина, Великомученик Орест, Святой Игнатий Ростовский, Святой Исайя Ростовский, князь Василий Ярославский. К сожалению, еще до поступления креста в музей дробницы были грубо вскрыты и находившиеся в них мощи перечисленных выше святых утрачены. При этом часть дробниц повреждена, а некоторые целиком оторваны от креста и ныне хранятся отдельно (например, центральная композиция лицевой стороны «Распятие с предстоящими» лишь недавно была обнаружена хранителями музея среди других предметов прикладного искусства неизвестного происхождения)2.

Сохранившиеся до нашего времени документы Никольского монастыря не дают никаких сведений о происхождении «корсунского» креста и обстоятельствах его появления в обители3. Сторонники древности этого памятника апеллируют к мнению известного историка церкви и исследователя пере- славской старины А. И. Свирелина, посвятившего кресту отдельную работу, опубликованную в 1900 году в «Трудах Владимирской ученой архивной комиссии».

Отнесение креста к «корсунским» древностям А. И. Свирелин аргументирует его схожестью со знаменитым запрестольным крестом из Успенского собора Московского Кремля: «Если Московский крест считается Корсунским крестом, то и Переславский крест должен быть отнесен к типу Корсунских крестов». Из этого сравнения и ряда отвлеченных историко-богословских рассуждений исследователь сделал неожиданные, ничем более не подтверждаемые выводы: 1) крест, находящийся в переславском Никольском монастыре, есть корсунский, принесенный из Киева в Ростово-Суздальскую землю в конце X или в начале XI века; 2) московский корсунский крест принесен в Москву из Ростова во второй половине XV века; 3) украшения на переславском корсунском кресте выполнены в северной Руси попечением князя Дмитрия Донского и царя Ивана Грозного с супругами; 4) корсунский крест принесен в Никольский монастырь из Суздаля во второй половине XVII века некими почитателями старины.

Что касается формы Переславского креста, то он действительно принадлежит к древнему типу прецессионных и запрестольных крестов, восходящих к кресту императора Константина, явившемуся ему перед Мильвийской битвой. Неизвестный византийский автор конца VIII - начала IX века описывает один из таких крестов, украшавших площадь Константинополя: «В северной части форума стоит крест [такой], каким увидел его на небе великий Константин, позолоченный и с круглыми шарами [яблоками] на концах». Эволюция этой формы креста изучена и подробно описана А. П. Смирновым в статье, посвященной греческому выносному кресту XI-XII веков8. Кресты, подобные Константинову, в период раннего средневековья встречались в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, на Афоне. Вполне возможно, что на Русь такие кресты впервые попали из Византии через Корсунь, и здесь за ними закрепилась традиция именования «корсунскими».

Ветви креста из Никольского монастыря, как и его византийских прототипов, заканчиваются дисками, связанными с концами перемычками, выходящими из середины выемок концов. Из глубокой древности идет и традиция обнизывать крест по периметру бусинами и жемчугом (в некоторых случаях обнизь заменялась чеканным узором из выпуклых бляшек), украшать

кастами с драгоценными и полудрагоценными камнями и снабжать его крючками и кольцами для удобства ношения во время крестных ходов. В средокрестии изображены «Распятие» (с лицевой стороны) и «Воскрссспие» (с оборотной) как ведущие сюжеты литургического действа. Но на этом сходство заканчивается.

В XI-XII веках концы византийских запрестольных крестов обычно украшали чеканные изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Святых Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Федора Стратилата и Николая Мирликийского. В случае с Переславским крестом мы имеем дело с более сложной декорацией, включающей в гебя дробницы с мощами святых Ростовской митрополии, большинство из которых удостоились канонизации только на Макарьевских соборах середины XVI века. На почетных местах на верхней ветви с двух сторон расположены мощевики святых Василия Амасийского и Василия Анкирского, получивших известность как ревнители чистоты христианства и борцы с ересью. Такая программа декорации, несомненно, была обусловлена какими-то особыми обстоятельствами, сопровождавшими историю изготовления данного памятника.

В древности победные выносные кресты должны были убеждать новообращенных язычников и еретиков в торжестве истинного христианства и играли важную роль в религиозных процессиях и действах как на Православном Востоке, так и на Католическом Западе. Неслучайно, такой тип креста был распространен на Руси в первые века ее христианизации.

Интерес к форме большого запрестольного креста, вероятно, возродился на русской почве в середине XVII века. Н. Ф. Каптерев связывал его с деятельностью патриарха Никона. В 1656 году для только что построенного Кийского Крестного монастыря Никон заказал точную копию Креста Господня, для чего даже посылал в Иерусалим иеромонаха. На кресте были устроены мощевики с тремя сотнями частиц различных святынь. По мысли Никона, поклонение новому кресту должно было заменить путешествие в Святую землю: «Аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою того святого Животворящего Креста благодать дается, якоже путешествующим в святые палестинские места».

Деяние патриарха, надо полагать, вызвало подражание в среде ревнителей древнего благочестия. Известно, что подобные кресты появились в это время не только в Московском Кремле, но и в Ярославле, Дмитрове и других городах. Вероятно, эти новые святыни использовались в борьбе с расколом и влиянием идей протестантизма.

Когда же такой крест мог появиться в Переславле? В решении этого вопроса, пожалуй, можно согласиться с А. И. Свирелиным, который связывает его перемещение в Никольский монастырь с деятельностью в обители раскаявшегося расколоучителя Питирима, который с 1704 года был здесь строителем. С 1713 года игуменом. В начале XVIII века Питирим выступает уже в роли яростного борца с расколом, за что заслуживает поставления в 1719 году в епископы Нижегородские. Напомним, что среди мощевиков переславского креста есть ковчежец с мощами Апостола Павла, также пережившего обращение в истинную веру. Ростовской митрополией, в чьей юрисдикции находился переславский Никольский монастырь, в этот период управляли также ревнители официального православия: знаменитый митрополит Димитрий (1702-1709), а затем его преемники архиепископы Досифей (1711-1718) и Георгий (1718-1730).

При игуменстве Питирима на средства бывшего переславского купца, а в то время уже «московского гражданина», Герасима Яковлева Обухова в монастыре строился новый каменный Никольский собор, для которого и предназначалась святыня. Храм был завершен в 1721 году.

В монастырской описи конца XVIII века среди существенного соборного имущества указан «на горнем месте крест большой серебряной обложен медью.»17. О его древности не упоминается. Возможно, в самом монастыре и не питали никаких иллюзий по поводу времени создания святыни. Так, назначенный в 1898 году настоятелем Никольского собора священник Ф. П. Делекторскии в своем описании обители высказался весьма определенно: «в Николаевском монастыре находится замечательный археологический памятник XVII века - так называемый Корсунский Крест». И только ниже, будто спохватившись, излагает версию А. И. Свирелина о его корсунско-киевском происхождении.

Анализ стилистических особенностей декора креста подтверждает версию Ф. П. Делекторского. Изображения на дробницах выполнены в характерной для конца XVII - начала XVIII века «гравюрной» манере. А обрамляющие их картуши с европейскими «императорскими» коронами в верхней части не оставляют сомнений в своей принадлежности к стилю раннего русского барокко. Этому же времени и стилю присуща любовь к украшению предметов декоративного искусства мелко ограненными крупными цветными стеклами и разнообразными полудрагоценными камнями, которыми щедро декорирована вся обитая медью поверхность креста (они художественно «разбросаны» между картушами с мощевиками). Учитывая время строительства храма, для алтаря которого предназначался крест, думается, можно ограничить датировку его создания самым концом XVII - первой четвертью XVIII века.

Жесткая, несколько грубоватая техника исполнения гравировки и чеканки, а также отсутствие пробирных и авторских клейм на деталях декорировки, выполненных из серебра, могут свидетельствовать о провинциальном происхождении памятника. Фигуры людей гравированы контурно, почти без теней, что было особенно характерно для ярославских ювелиров второй половины XVII столетия. Выбор из числа русских святых, чьи мощи были вмонтированы в крест, исключительно тех, кто почитался в Ростове и Ярославле, также позволяет предположительно связать его изготовление с местными серебряниками, выполнявшими церковные и частные заказы на территории Ростовской митрополии.

В 90-е годы XIX века Никольский собор был отремонтирован на средства переславского купца А. А. Варенцова. После ремонта «корсунский» крест переместился из алтаря и оказался «на завороте к левому клиросу»21. Вероятно, сам крест также «реставрировали» в конце XIX или в начале XX века. На месте некоторых дробниц, которые А. И. Свирелин считал утраченными, появились новые - «Благовещение», «Успение», а также был заменен поврежденный мощевик Федора Стратилата (он заметно отличается небрежностью исполнения и примитивностью рисунка от более древних).

Таким образом, «корсунский» крест из переславского Никольского монастыря если и может считаться таковым, то не по происхождению, а исключительно по своей типологической принадлежности. Датировать этот памятник можно концом XVII - первыми десятилетиями XVIII века, и ничто не указывает на его более древнее происхождение. Приблизительно в это же время крест оказался в Переславле, но привезен он был сюда, вероятнее всего, не из Суздаля, а из Ростова или Ярославля. А первый серьезный исследователь креста А. И. Свирелин, видимо, оказался жертвой искушения обрести среди столь высоко ценимых им переславских древностей «настоящую корсунскую вещь», что было свойственно многим «археологам» его времени.

Несколько раз за свою историю Никольская обитель подвергалась полному разорению, но всегда воскресала и вновь сияла миру красотой монашеских добродетелей.

В 1381 году власть в Орде, побежденной на Куликовом поле князем Димитрием Донским , захватил хан Тохтамыш. Он не хотел мириться с независимостью Руси и в 1382 году предпринял поход на Москву. Разорив столицу, ханское войско направилось дальше на север. В числе других городов был разрушен и Переславль. Н.М. Карамзин так описывает гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». В пепелище обратился и Никольский монастырь. Монахи, спасшиеся от гибели, вернулись на это святое место и вновь отстроили родную обитель.

В 1408 году на Русь двинулись отряды эмира Эдигея. Взять Москву врагу не удалось. «Но следы сего ужасного нашествия остались надолго неизгладимыми. "Вся Россия, - пишут современники, - <...> была потрясена сею грозою. Целые волости опустели. Кто избавился от смерти и неволи, тот оплакивал ближних или утрату имения. Везде туга и скорбь. <...> Многие удивительные знамения также возвестили гнев Божий: со многих святых икон текло миро или капала кровь"». Отрядами Эдигея был разорен Переславль, а с ним - сожжен и Никольский монастырь.

Восстановление обители относится ко второй половине XV столетия, ко времени княжения Василия III , когда завершалось собирание российских земель вокруг Москвы в единое государство. Но тогда же, как отмечает историк, «истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. <...> Уверяли, что Ростовское озеро целые две недели страшно выло всякую ночь и не давало спать окрестным жителям. Были и важные, действительные бедствия: от чрезвычайного холода и морозов пропадал хлеб в полях; два года сряду выпадал глубокий снег в мае месяце. <...> Набожность, питаемая мыслию о скором преставлении света, способствовала размножению храмов». Возможно, именно в это время возрождается и Переславский Никольский монастырь.

По сохранившимся документам начала XVI века можно заключить, что в то время Никольский «на Болоте» монастырь был процветающим, имел земли и крестьян, получал жертвы от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился за них. Больше о том периоде истории монастыря ничего не известно.

Смутное время самозванца Лжедмитрия до основания поколебало российскую жизнь, подрывая саму основу этой жизни - Святое Православие. Как и всякая смута, время Лжедмитрия проявило в обществе две грани - предательство и мученичество. О жизни Никольского монастыря в тот период свидетельств не сохранилось. Можно только догадываться, что братия обители защищали свою веру «даже до смерти», потому что в 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских завоевателей.


Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Чтимый образ Никольского монастыря. Ныне находится в музее.

Но пустовала Никольская обитель недолго. В 1613 году на это место пришел старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник. По преданию, еще будучи благочестивым мирянином, он сподобился в сонном видении явления святителе Николая Чудотворца , повелевшего возобновить обитель его имени. Придя на это святое место, усердной молитвой и трудом подвижник начал возрождать монастырь.

Преемник старца Дионисия игумен Варлаам построил с помощью благотворителей каменную шатровую колокольню хорошим подбором колоколов и осуществил в 1680 году закладку соборного летнего храма во имя святителя Николая.


Господь Вседержитель. Икона из Никольского собора. Конец XIX века. Ныне находится в музее.

Устройство этого храма совершалось при игумене Питириме, который управлял монастырем с 1704 по 1719 год. Игумен Питирим до того, как пришел в Никольский монастырь, был раскольником. Благодаря духовному влиянию обители он обратился Православие и принес большую пользу как борец против раскола. При преемнике игумена Питирима в 1721 году было закончено строительство Никольского собора на средства московских благотворителей Герасима Обухова и его супруги Ирины.


Корсунский крест. Святыня Никольского монастыря, ранее находящаяся в историко-художественном музее города Переславля-Залесского. 12 июня 2010 года состоялась торжественная передача Корсунского креста из музея в монастырь.

В середине XVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский крест. Предполагают, что эту великую святыню памятник старины привезли в Переславль из Суздаля паломники. Происхождение корсунских крестов относят к X веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название - «Корсунские». Как известно, корсунскими принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из которых, ранее находившийся в Никольском монастыре, до последнего времени хранился в историческом музее Переславля-Залесского.

чудотворный образ святителя Николая по предположениям, очень древний, относящийся ко времени основания обители, были главными ее святынями.

После игумена Питирима настоятели Никольского монастыря часто менялись. Некоторые из них успевали внести свои лепту в благоустройство обители. При игумене Иакове (Певницком) в 1748 году была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые ворота с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла В 1761 году архимандрит Филарет построил каменную ограду.

С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. Это не могло благоприятно влиять на устройство обители - богослужебная и хозяйственная ее жизнь постепенно пришла в упадок.

К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации.

по святым местам

«Животворящее» путешествие к чудотворным святыням России! Редкая возможность посещения величайшей реликвии Православия - Животворящего Нерукотворного Креста в Годеново , славящегося на весь мир своими чудесами и исцелениями даже от неизлечимых заболеваний. С экскурсией к месту обретения этой нерукотворной святыни - в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте и посещением чудотворных святынь Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском - благоухающего Корсунского креста и чудотворного образа святителя Николая Угодника, известных своими исцелениями и помощью в нужде.

Цена: от 1750 RUB

Храм Иоанна Златоуста в селе Годеново хранит в себе величайшую святыню Православия - огромное деревянное распятие Иисуса Христа . Животворящий Нерукотворный Крест в Годеново обретен в 1423 году, почти шестьсот лет назад непостижимым образом и на протяжении веков свершает невероятные, удивительные чудеса! У Нерукотворного Креста обретают исцеления неизлечимо больные верующие, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, алкоголизмом и самыми страшными недугами. В храме ведется документальная летопись чудес и исцелений, которая постоянно пополняется. Ученые пытались установить возраст и породу дерева, из которого изготовлен Крест и пришли к изумляющему выводу, что такого дерева на земле не существует! Во времена богоборчества Животворящий Крест пытались распилить, разрубить, сжечь, его обливали кислотой и отработанным машинным маслом, много раз пытались перенести в другое место, но непостижимым образом Крест оставался цел и невредим, и даже начал испускать тонкое благоухание! Сегодня вам представится редкая возможность приложиться с верой и молитвой к величайшей святыне (защитное стекло на Животворящем Кресте открывают только по выходным), набрать масла от лампады Нерукотворного Креста.

Экскурсия в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.

Сегодня мы посетим место обретения Животворящего Креста , на котором шестьсот лет назад произошли необъяснимые явления и чудеса. Именно здесь из столпа Света возник Крест, и Глас с Небес повелел воздвигнуть храм… На месте произошедшего Чуда сейчас находится монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте - необыкновенное, благодатное, святое место! В ходе увлекательной экскурсии в сопровождении священнослужителя, вы услышите рассказ об удивительной истории обретения Нерукотворной святыни, побываете на месте ее обретения, где теперь находится колодец со святой, целебной водой, насладитесь незримой, святой благодатью веками намоленной обители. В трапезной монастыря вас ждет простой, постный, но очень вкусный обед. Отправление в Свято-Никольский женский монастырь Переславля-Залесского, к месту обретения нескольких чудотворных реликвий. По пути в монастырь - проездная экскурсия по Переславлю-Залесскому, с осмотром древнейшего Спасо-Преображенского собора, возведенного в XII веке и сохранившимся до наших дней в первозданном облике. В Свято-Никольском женском монастыре находится чудотворный благоухающий Корсунский Крест . Всего десять таких крестов с частицами мощей великих святых, привез святой благоверный князь Владимир в X веке из Корсуни. В монастыре хранятся великие святыни - мощи преподобного Корнилия Переславского Чудотворца, и редкая, почитаемая икона великого Чудотворца Николая Угодника, прославленная своими чудесами, исцелениями и помощью в нужде. находились ранее мощи святого Даниила Переславского. Обновляющее, животворное путешествие к великим Божьим Дарам России!

Время в пути: ≈4 часа.
Ярославское шоссе ≈200 км.
Продолжительность экскурсии ≈14 часов (ориентировочно).

Стоимость программы:
взрослый - 1750руб.
ребенок - 1750 руб.

Сбор в 07:15 ч. Отправление в 07:30 ч. от ст. метро «Медведково» .

Типология «Корсунского» креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с формой креста, чудесно явившегося в небе императору Константину перед победоносной Мильвийской битвой, причем, как упоминают древние авторы (Псевдо-Кодин и Константин Родий, а также анонимный автор VIII-IXвв.), крест этот послужил образцом для установленного в Константинополе на Форуме креста, «позолоченного с круглыми шарами (яблоками) на концах». Быть может, образцом для такого рода украшенных позолотой и драгоценными камнями крестов послужил крест Юстиниана, сделанный для Св. Софии в Константинополе согласно «мере длины Тела Христова», «и украсил его золотом и серебром и драгоценными камнями и позолотил его», или крест, воздвигнутый на Голгофе Феодосием II, украшенный золотом и драгоценными камнями. Такие Кресты являлись одновременно символами жертвы Христовой и его торжества, победы над адом и смертью, открывающей дверь к спасению человечества. Именно как такой двойственный символ помещался драгоценно украшенный крест в алтаре за престолом. Ибо, по словам архиепископа Симеона Солунского (первая половина XV в.) – жертвенный престол – святая трапеза «являет гроб Христов и таинство страдания». «Посему за жертвенником по восточную его сторону стоит и благословенное орудие жертвы – божественный крест». Запрестольные и процессиональные кресты такой же или близкой формы, как Корсунский крест, были довольно распространены в средне-византийский период (X-XII вв.) как в митрополии, так и на периферии. Примером этому могут служить миниатюры Минология Василия II (исполнен между 976 и 1025 г. в Константинополе), где представлен крестный ход в храм Богородицы во Влахернах в память избавления от землетрясения, произошедшего при Льве Исавре.
Из дошедших до наших дней запрестольных крестов, наибольшую близость Корсунскому кресту представляет серебряный крест из Лавры св. Афанасия на Афоне (XI в.), а также медный крест с имитацией из драгоценных камней на чеканном окладе из Новгорода (XI-XII вв.). Оба креста имеют расширяющиеся концы – у новгородского креста, как и у московского, они заостряются по краям – и медальоны с изображениями деисуса и избранных святых (средний медальон с Распятием на новгородском кресте добавлен в XIX в.).
Много общего с формой «Корсунского» креста имеют и два новгородских креста: один в басменном окладе с Распятием в центральном медальоне (деревянная основа – XI-XII в., оклад – XIX в.), другой в серебряном басменном окладе (деревянная основа – XI в., оклад – XIV, XV-XVI в.), с изображениями Распятия (на обеих сторонах), Спаса Нерукотворного и избранных святых на оборотной стороне.
Наконец, еще один крест, почти идентичный московскому и также называемый Корсунским, происходит из церкви Рождества Богородицы в Суздале, откуда он был во второй половине XVII в. Перенесен в Никольский монастырь в Переславле- Залесском. Этот - большого размера крест (247, 5 х 135 см), в медном золоченом окладе, с медальонами на обеих сторонах и изображениями праздников и с серебряными ковчежцами с мощами святых угодников и их изображениями на крышках ковчежцев, которые помещены в центр запон с орнаментом в виде корон барочной формы. По местному преданию, крест был перенесен из Киева в XI в., а украшен при Димитрии Донском и Иване Грозном. Однако, по мнению рестовратора В. В. Игошева (ГЦХРМ), он, по-видимому является копией конца XVII – начала XVIII в. Московского Корсунского креста… (Т. В. Толстая. Святыни Московского).

В конце ХVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский крест. Предполагают, что эту великую святыню и памятник старины привезли в Переславль из Суздаля раскольники. Происхождение корсунских крестов относят к Х веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название. Как известно, «корсунскими» принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из них ныне находится в Никольском соборе монастыря. Торжественная передача Корсунского креста из музея в монастырь состоялась 12 июня 2010года.

Дробницы и ковчеги c мощами, помещенные в Корсунском кресте из Переславль-Залесского Никольского монастыря

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КРЕСТА

Верхняя ветвь
Дробница «Вознесение»Мощи Св. Иоанна Предтечи
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Анкирского
Средокрестие. Дробница с накладкой «Голгофский крест»

Нижняя ветвь
Мощи Св. мч. Феодора Тирона, воина
Мощи Св. мч. Виктора, воина
Мощи Св. мч. Феодора Стратилата, воина (надписи нет)
Мощи Блгв. Кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Дробница «Сошествие во ад»

Левая ветвь
Мощи Св. мч. Димитрия Солунского, воина
Мощи Св. мч. Апостола Иоанна Богослова

Правая ветвь
Мощи Св. апостола Павла
Мощи Св. мч. Георгия Победоносца
Дробница «Положение во гроб»

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА КРЕСТА

Верхняя ветвь
Дробница «Благовещение»
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Амасийского
Мощи Св. мч. Агафоника Никомидийского, воина
Мощи Св. мч. Меркурия, воина
Средокрестие. Дробница «Воскресение»

Нижняя ветвь
Мощи Св. епископа Игнатия Ростовского
Мощи Св. епископа Исайи Ростовского
Мощи Блгв. Кн. Василия Ярославского
Дробница «Сретение»

Оборотная сторона правой ветви
Дробница «Вход в Иерусалим»
Мощи Св. мц. Христины
Мощи Св. мч. Евстратия, воина

Оборотная сторона левой ветви
Мощи Св. мч. Ореста, воина
Мощи Св. мц. Марины
Дробница «Успение»