Игорь леонидович волгин с женой. Игра в бисер в контексте культуры

Игорь Леонидович Волгин родился 6 марта 1942 году в Перми, куда во время войны семья была эвакуирована из Москвы.

Окончил московскую школу № 626 и в 1959 году поступил на исторический факультет МГУ. В этом же году появились первые публикации его стихов. В 1962 году Павел Антокольский напутствовал молодого поэта в "Литературной газете". Первая поэтическая книга Волгина "Волнение" вышла в 1965 году. Затем было опубликовано еще несколько поэтических сборников и книг переводов.

Окончил исторический факультет в 1964 году, получив диплом с отличием. Еще студентом, стал одним из организаторов и участников знаменитых чтений "на Маяковке". В 1968 году создает Литературную студию Московского университета "Луч", существующую вот уже более 35 лет. Это одно из старейших и самых авторитетных литературных объединений, из него вышла целая плеяда широко известных ныне писателей - Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович, Геннадий Красников, Елена Исаева, Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Вера Павлова, Вадим Степанцов и многие другие.

Игорь Волгин - писатель и историк, создавший собственный неповторимый жанр историко-документальной биографической прозы. Его ставшие уже классическими работы о Достоевском сочетают в себе дух глубокого историзма и смелого научного поиска. Автор книг "Достоевский-журналист. "Дневник писателя" и русская общественность" (1982), "Последний год Достоевского. Исторические записки" (1986, 1990, 1991), "Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах" (1991), "Метаморфозы власти. Покушения на российский трон в XVIII - XIX вв." (1994), "Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом" (1998), "Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г." (2000), "Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания" (2004).

Историко-биографические исследования Волгина широко известны в нашей стране и пользуются мировым признанием, они переведены на многие иностранные языки. "Колеблясь над бездной" и "Пропавший заговор" входили в шорт-лист Антибукеровской премии и Государственной премии РФ, за весь цикл работ о Достоевском Игорю Волгину присуждена премия Москвы в области литературы за 2004 год.

Академик РАЕН, доктор филологических, кандидат исторических наук. Профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького. Член Союза писателей, Союза журналистов, Международной ассоциации журналистов, Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра, член общественного совета журнала "Октябрь" и редколлегий журналов "Человек" и "Литературоведческий журнал". Член научного совета Пушкин-института. Принимал участие во многих международных конференциях и симпозиумах.

Под руководством И.Л. Волгина, основателя и президента Фонда Достоевского, проведены международный симпозиум "Достоевский в современном мире" (2001) и конгресс "Русская словесность в мировом культурном контексте" (2004).

В феврале 2017 года Игорь Волгин стал лауреатом премии Правительства России в области культуры.

И. Л. Волгин родился 6 марта 1942 года в Перми, где его родители находились в эвакуации. Отец, Леонид Самуилович Волгин (1909-2002) - журналист. Мать, Рахиль Львовна Волгина (1912-2002) - корректор. В 1959 году окончил московскую школу № 626, с 1959 по 1964 год - студент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (диплом с отличием).

Литературная деятельность

Ещё во время учёбы в университете стал известен как поэт. В 1962 году его напутствовал в «Литературной газете» Павел Антокольский. Стихи публиковались в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Юность», «Москва», в «Комсомольской правде», «Известиях» и мн. др. Первый сборник его стихотворений «Волнение» вышел в 1965 году. Один из организаторов чтений «на Маяковке». В 1968 году создал (и до сих пор бессменно возглавляет) литературную студию МГУ «Луч», из которой вышли такие писатели, как Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович, Геннадий Красников, Елена Исаева, Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Вера Павлова, Вадим Степанцов и многие другие.

Научная деятельность

Сфера научных интересов И. Л. Волгина - изучение жизни и творчества Ф. М. Достоевского, история русской литературы, история отечественной журналистики XIX в., отечественная история. И. Волгин - автор более 250 научных работ. Кандидатскую диссертацию на тему «„Дневник писателя“ Ф. М. Достоевского. История издания» защитил на историческом факультете МГУ в 1974 году. Степень доктора филологических наук получил в 1992 году на факультете журналистики МГУ (тема диссертации - «Национальный кризис 1879-1881 гг. в контексте русской прессы»), тогда же присвоено звание профессора. Работы Игоря Волгина широко известны не только в России, но и за рубежом. Его исследования входили в шорт-лист Антибукеровской премии и Государственной премии РФ, за весь цикл работ о Достоевском ему присуждена премия Москвы в области литературы за 2004 год. В 1997 году Игорь Волгин создает Фонд Достоевского, целью которого является содействие изучению жизни и творчества русского классика, осуществление научных и культурных программ. Также Игорь Волгин - автор и ведущий телевизионных программ «Николай Заболоцкий» (2 серии), «Жизнь и смерть Достоевского» (12 серий), «Из истории русской журналистики (Чаадаев, Пушкин, Некрасов)» (4 серии). Игорь Волгин - член Союза писателей, Союза журналистов, Международной ассоциации журналистов, Международного и Русского ПЕН-клуба, научного совета Пушкин-института, член РАЕН. Член редколлегий журналов «Октябрь», «Человек» и «Литературоведческий журнал».

На факультете журналистики МГУ читает курс «История русской журналистики XIX в.», ведет спецкурсы и спецсеминары. В Литературном институте ведет собственный поэтический семинар.

Награды и премии

  • премия Правительства РФ в области культуры (26.12.2011) - за серию книг «Документальная биография Достоевского».

Основные труды

Сборники стихотворений:

Книги и монографии:

  • Последний год Достоевского. Исторические записки. - М.: Советский писатель, 1986.
  • Колеблясь над бездной. Достоевский и русская революция. - М.: Прогресс, 1990.
  • Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах. - М.: Книга, 1991.
  • Метаморфозы власти. Покушения на российский трон в XVIII-XIX вв. - М.: Интерпракс, 1994.
  • Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом. - М.: Изд-во «Центр гуманитарного образования», 1998.
  • Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г. - М.: Либерея, 2000.
  • Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания. - М.: Грантъ, 2004.
Игорь Леонидович Волгин
200px
Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:
Учёное звание:
Альма-матер :
Научный руководитель:
Известные ученики:
Известен как:

исследователь жизни и творчества Достоевского , поэт

Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии: Премия Москвы в области литературы за 2004 год
Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

И́горь Леони́дович Во́лгин (род. 6 марта , Молотов) - советский и российский литературовед и историк , достоевист , поэт. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН , профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и . С 1968 года - основатель и руководитель Литературной студии МГУ «ЛУЧ». C 1997 - основатель и президент Фонда Достоевского, с июня 2010 года - вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского (Internatironal Dostoevsky Society). Член Совета по русскому языку при Президенте РФ и исполкома Русского ПЕН-центра . Ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия-Культура ».

Биография

И. Л. Волгин родился в марте 1942 года в Молотове , где его родители находились в эвакуации. Отец, Леонид Самуилович Волгин (1909-2002) - журналист. Мать, Рахиль Львовна Волгина (1912-2002) - корректор. В 1959 году окончил московскую школу № 626 , с по 1964 год - студент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (диплом с отличием).

Литературная деятельность

Ещё во время учёбы в университете стал известен как поэт. В 1962 году его напутствовал в «Литературной газете » Павел Антокольский . Стихи публиковались в журналах «Октябрь », «Новый мир », «Юность », «Москва », в «Комсомольской правде », «Известиях » и мн. др. Первый сборник его стихотворений «Волнение» вышел в 1965 году . Один из организаторов чтений «на Маяковке». В 1968 году создал (и до сих пор бессменно возглавляет) литературную студию МГУ «Луч» , из которой вышли такие писатели, как Сергей Гандлевский , Александр Сопровский , Алексей Цветков , Бахыт Кенжеев , Евгений Бунимович , Евгения Славороссова , Геннадий Красников , Елена Исаева , Дмитрий Быков , Инна Кабыш , Вера Павлова , Вадим Степанцов и многие другие. (См. Alma mater. Литературная студия Игоря Волгина "ЛУЧ". Поэты МГУ. Стихи. Воспоминания. М.: Зебра. - 2010.

Научная деятельность

Сфера научных интересов И. Л. Волгина - изучение жизни и творчества Ф. М. Достоевского , история русской литературы, история отечественной журналистики XIX в., отечественная история . И. Волгин - автор более 500 научных работ и художественных публикаций. Кандидатскую диссертацию «„Дневник писателя“ Ф. М. Достоевского. История издания» защитил на историческом факультете МГУ в 1974 году . Степень доктора филологических наук получил в 1992 году на факультете журналистики МГУ (тема диссертации - «Национальный кризис 1879-1881 гг. в контексте русской прессы»), тогда же присвоено звание профессора. Работы Игоря Волгина широко известны не только в России, но и за рубежом. Его исследования входили в шорт-лист Антибукеровской премии и Государственной премии РФ [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] , за весь цикл работ о Достоевском ему присуждена Премия Москвы в области литературы за 2004 год . В 1997 году Игорь Волгин создает Фонд Достоевского, целью которого является содействие изучению жизни и творчества русского классика, осуществление научных и культурных программ .

Игорь Волгин - член Союза писателей , Союза журналистов , Международной ассоциации журналистов, Международного и Русского ПЕН-клуба , научного совета Пушкин-института.

На факультете журналистики МГУ читает курс «История русской журналистики XIX в.», ведет спецкурсы и спецсеминары. В Литературном институте ведет собственный поэтический семинар (совместно с Литературной студией "ЛУЧ").

Руководитель международных конгрессов "Русская словесность в мировом культурном контексте" (2001, 2004, 2006, 2009, 2012, 2014, 2015, 2016).

Награды и премии

Основные труды

Сборники стихотворений:

  • Персональные данные. - М.: Время, 2015

Книги и монографии:

  • Достоевский – журналист («Дневник писателя» и русская общественность): Пособие к спецкурсу. // М.: Изд-во Московского университета. – 1982.
  • Последний год Достоевского. Исторические записки. // М.: Советский писатель, 1986. М.: Известия. – 1990.
  • Последний год Достоевского. Исторические записки. // М.: Советский писатель. – 1991.
  • Dostojevskij viimeinen vuosi. / пер. на финн. яз. // Helsinki: SN-Kirjat. // М.: Радуга. – 1990.
  • La derniere annee de Dostoievski. / пер. на фр. яз. // Editions de Fallois, L’Age d’Homme. – 1994.
  • تردد أكثر من الهاوية. دوستويفسكي والثورة الروسية. /пер. на араб. яз. // موسكو: التقدم – 1990.
  • Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах. // М.: Книга. – 1991.
  • Метаморфозы власти. Покушения на российский трон в XVIII–XIX вв. // М.: Интерпракс. – 1994.
  • Колеблясь над бездной. Достоевский и русский императорский дом. // М.: Центр гумманитарного образования. – 1998.
  • Na skraju otchłani. Dostojewski a dwor carski. – Warszawa: Oficyna naukowa, 2001.
  • Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г. // М.: Либерея. – 2000.
  • Достоjевски. Последна година живота. / пер. на серб. яз. // Подгорица: ЦИП. – 2003.
  • Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания. // М.: Грантъ. – 2004.
  • Последний год Достоевского. Изд-е 4-е, испр. и доп. // М.: АСТ. – 2010.
  • Уйти ото всех. Лев Толстой как русский скиталец (в составе книги «Лев Толстой. Последний дневник». // М.: ИКАР (Изд-во ВК). – 2010.
  • Родные и близкие (в составе книги “Хроники рода Достоевских”) // М.: Фонд Достоевского. – 2013.
  • Сага о Достоевском (пер. кит. яз.). Пекин. – 2014.

Напишите отзыв о статье "Волгин, Игорь Леонидович"

Примечания

Ссылки

  • в «Журнальном зале »

Отрывок, характеризующий Волгин, Игорь Леонидович

Он умолял её, заранее зная, каков будет ответ. Он просто не мог оставить её на гибель. Ведь всё было рассчитано так великолепно!.. Монсегюр сдался, но попросил две недели, якобы для подготовки к смерти. По-настоящему же они ждали появления потомка Магдалины и Радомира. И рассчитали, что после его появления у Эсклармонд останется достаточно времени, чтобы окрепнуть. Но, видимо, правильно говорят: «мы предполагаем, а судьба располагает»... Вот она и распорядилась жестоко... разрешив новорождённому лишь в последнюю ночь появиться на свет. У Эсклармонд не оставалось сил, чтобы пойти вместе с ними. И теперь она собиралась закончить свою короткую, совсем ещё не житую жизнь на страшном костре «еретиков»...
Перейлы, обнявшись, рыдали. Им так хотелось спасти их любимую, светлую девочку!.. Так хотелось, чтобы она жила!
У меня перехватило горло – как же эта история была знакома!.. Они должны были увидеть, как в пламени костра будет умирать их дочь. Так же, как мне, видимо, придётся наблюдать смерть моей любимой Анны...
В каменной зале вновь появились Совершенные – пришло время прощаться. Эсклармонд вскрикнула и попыталась встать с кровати. Ноги подкашивались, не желая её держать... Муж подхватил её, не давая упасть, крепко сжав в последнем объятии.
– Видишь, любимый, как же я могу идти с тобой?.. – тихо прошептала Эсклармонд. – Ты иди! Обещай, что спасёшь его. Обещай мне, пожалуйста! Я тебя буду любить и там... И сына.
Эсклармонд разрыдалась... Она так хотела выглядеть мужественной и сильной!.. Но хрупкое и ласковое женское сердце её подвело... Она не хотела, чтобы они уходили!.. Она даже не успела узнать своего маленького Видомира! Это было намного больнее, чем она наивно предполагала. Это была боль, от которой не находилось спасения. Ей было так нечеловечески больно!!!
Наконец, в последний раз поцеловав своего маленького сынишку, она отпустила их в неизвестность... Они уходили, чтобы выжить. А она оставалась, чтобы умереть... Мир был холодным и несправедливым. И не оставалось в нём места даже для Любви...
Закутавшись в тёплые одеяла, четверо суровых мужчин вышли в ночь. Это были её друзья – Совершенные: Хюго (Hugo), Амьель (Amiel), Пуатеван (Poitevin) и Светозар (о котором не упоминается ни в одной оригинальной рукописи, везде просто говорится, что имя четвёртого Совершенного осталось неизвестным). Эсклармонд порывалась выйти за ними... Мать не отпустила её. В этом не было больше смысла – ночь была тёмной, и дочь только помешала бы уходящим.

Такова была их судьба, и встречать её надо было с высоко поднятой головой. Как бы это ни было трудно...
Спуск, по которому ушли четверо Совершенных, был очень опасным. Скала была скользкой и почти вертикальной.
И спускались они на верёвках, привязанных за талию, чтобы, в случае беды, руки каждого оставались свободными. Только Светозар чувствовал себя беззащитно, так как он поддерживал привязанного к нему ребёнка, который, напоенный маковым отваром (чтобы не кричал) и устроенный на широкой папиной груди, сладко спал. Узнал ли когда-либо этот малыш, какой была его первая ночь в этом жестоком мире?.. Думаю, что узнал.

Он прожил долгую и сложную жизнь, этот маленький сын Эсклармонды и Светозара, которого мать, видевшая его лишь мгновение, нарекла Видомиром, зная, что её сын будет видеть будущее. Будет чудесным Видуном...
– Так же оклеветанный церковью, как остальные потомки Магдалины и Радомира, он закончит свою жизнь на костре. Но в отличие от многих, рано ушедших, в момент его смерти ему будет уже ровно семьдесят лет и два дня, и звать его на земле будут Жаком де Молэй (Jacques de Molay)... последним великим Магистром Ордена Тамплиеров. А также последним главою светлого Храма Радомира и Магдалины. Храма Любви и Знания, который так и не сумела уничтожить Римская церковь, ибо всегда оставались люди, свято хранившие его в своих сердцах.
(Тамплиеры умерли оклеветанными и замученными слугами короля и кровожадной католической церкви. Но самым абсурдным было то, что умерли они напрасно, так как на момент своей казни были уже оправданы Папой Клементом!.. Только вот документ этот каким-то образом «затерялся», и никто не видел его до 2002 года, когда он оказался «случайно» вдруг обнаруженным в Архивах Ватикана под номером 217, вместо «правильного» номера 218... И назывался этот документ – Пергамент Шинона (Parchement of Chinon), рукопись из города, в котором провёл последние годы своего заточения и пыток Жак де Молэй).

(Если кого-то интересуют подробности настоящей судьбы Радомира, Магдалины, Катаров и Тамплиеров, прошу смотреть Дополнения после глав Изидоры или отдельную (но ещё только готовящуюся) книгу «Дети Солнца», когда она будет выставлена на сайте www.levashov.info для свободного копирования).

Я стояла совершенно потрясённая, как это было почти всегда после очередного рассказа Севера...
Неужели тот малюсенький, только что родившийся мальчик был знаменитейшим Жаком де Молэй?!. Сколько разных преразных легенд слышала я об этом загадочном человеке!.. Сколько чудес было связано с его жизнью в полюбившихся мне когда-то рассказах!
(К сожалению, до наших дней не дошли чудесные легенды об этом загадочном человеке... Его, как и Радомира, сделали слабым, трусливым и бесхарактерным магистром, «не сумевшим» сберечь свой великий Орден...)
– Сможешь ли рассказать о нём чуть поподробнее, Север? Был ли он столь сильным пророком и чудотворцем, как рассказывал мне когда-то отец?..
Улыбнувшись моей нетерпеливости, Север утвердительно кивнул.
– Да, я расскажу тебе о нём, Изидора... Я знал его много лет. И множество раз говорил с ним. Я очень любил этого человека... И очень по нему тосковал.
Я не спросила, почему же он не помог ему во время казни? В этом не было смысла, так как я заранее знала его ответ.
– Ты – что?!! Ты говорил с ним?!. Пожалуйста, ты ведь расскажешь мне об этом, Север?!. – Воскликнула я.
Знаю, своим восторгом я была похожа на дитя... Но это не имело значения. Север понимал, как важен был для меня его рассказ, и терпеливо помогал мне.
– Только я хотела бы сперва узнать, что стало с его матерью и Катарами. Знаю, что они погибли, но я хотела бы это увидеть своими глазами... Помоги мне, пожалуйста, Север.
И опять реальность исчезла, возвращая меня в Монтсегюр, где проживали свои последние часы чудесные смелые люди – ученики и последователи Магдалины...

Катары.
Эсклармонд тихо лежала на кровати. Её глаза были закрыты, казалось, она спала, измученная потерями... Но я чувствовала – это была всего лишь защита. Она просто хотела остаться одна со своей печалью... Её сердце бесконечно страдало. Тело отказывалось повиноваться... Всего лишь какие-то считанные мгновения назад её руки держали новорождённого сынишку... Обнимали мужа… Теперь же они ушли в неизвестность. И никто не мог с уверенностью сказать, удастся ли им уйти от ненависти «охотников», заполонивших подножье Монтсегюра. Да и всю долину, сколько охватывал глаз... Крепость была последним оплотом Катар, после неё уже ничего не оставалось. Они потерпели полное поражение... Измученные голодом и зимними холодами, они были беспомощны против каменного «дождя» катапульт, с утра до ночи сыпавшихся на Монтсегюр.

– Скажи, Север, почему Совершенные не защищались? Ведь, насколько мне известно, никто лучше них не владел «движением» (думаю, имеется в виду телекинез), «дуновением» и ещё очень многим другим. Почему они сдались?!
– На это есть свои причины, Изидора. В самые первые нападения крестоносцев Катары ещё не сдавались. Но после полного уничтожения городов Алби, Безье, Минервы и Лавура, в которых погибли тысячи мирных жителей, церковь придумала ход, который просто не мог не сработать. Перед тем, как напасть, они объявляли Совершенным, что если они сдадутся, то не будет тронут ни один человек. И, конечно же, Катары сдавались... С того дня начали полыхать по всей Окситании костры Совершенных. Людей, посвятивших всю свою жизнь Знанию, Свету и Добру, сжигали, как мусор, превращая красавицу Окситанию в выжженную кострами пустыню.
Смотри, Изидора... Смотри, если желаешь увидеть правду...
Меня объял настоящий священный ужас!.. Ибо то, что показывал мне Север, не вмещалось в рамки нормального человеческого понимания!.. Это было Пекло, если оно когда-либо по-настоящему где-то существовало...
Тысячи облачённых в сверкающие доспехи рыцарей-убийц хладнокровно вырезали мечущихся в ужасе людей – женщин, стариков, детей... Всех, кто попадал под сильные удары верных прислужников «всепрощающей» католической церкви... Молодые мужчины, пытавшиеся сопротивляться, тут же падали замертво, зарубленные длинными рыцарскими мечами. Повсюду звучали душераздирающие крики... звон мечей оглушал. Стоял удушающий запах дыма, человеческой крови и смерти. Рыцари беспощадно рубили всех: был ли то новорождённый младенец, которого, умоляя о пощаде, протягивала несчастная мать... или был немощный старик... Все они тут же нещадно зарубались насмерть... именем Христа!!! Это было святотатством. Это было настолько дико, что у меня на голове по-настоящему шевелились волосы. Я дрожала всем телом, не в состоянии принять или просто осмыслить происходящее. Очень хотелось верить, что это сон! Что такого в реальности быть не могло! Но, к сожалению, это всё же была реальность...
КАК могли они объяснить совершающееся зверство?!! КАК могла римская церковь ПРОЩАТЬ (???) совершающим такое страшное преступление?!
Ещё перед началом Альбигойского крестового похода, в 1199 году, Папа Инокентий III «милостиво» заявил: «Любой, исповедующий веру в бога, не совпадающую с церковной догмой, должен быть сожжён без малейшего на то сожаления». Крестовый поход на Катар назывался «За дело мира и веру»! (Negotium Pacis et Fidei)...

* * *
Вероломная, нежная, злая,
беспородных болотных кровей,
под разлёты вороньего грая
что ты сделала с жизнью моей?

Что ты сделала с нашим жилищем,
как Рязань, разоренным во прах,
с этим счастьем недолгим и нищим,
с первым словом на детских устах?

Значит, время страшнее, чем Ирод,
если женщина в дикой борьбе,
умножая количество сирот,
пробивает дорогу себе.

Я теперь заодно с листопадом,
с этой ширью, где охра и ржа,
где кружит над заброшенным садом
уязвленная мною душа.

Где подруга последняя – осень
от меня поспешает во тьму.
И под шум переделкинских сосен
так легко засыпать одному.

* * *
Подымался ни свет ни заря.
Пил из крана холодную воду.
Этой осенью, видно, не зря
обещали сухую погоду.

Жгли костры на бульварах – и дым
обнаруживал зону сгоранья.
…Был жестоким и был молодым –
не бессмертья хотел, а признанья.

Между тем приближался момент.
Выползали трамваи из парка.
Разносил телеграммы студент.
Начиналась дневная запарка.

И ничто ни души, ни ума
не смущало, когда без боязни
всё давалось за так, задарма –
как по чьей-то случайной приязни.

* * *
Эта двенадцатилетняя связь –
старой ограды чугунная вязь,

кеды, забитые влажным песком,
желтые листья в пруду городском.

Кто это знает? Никто и нигде,
что отразилось в вечерней воде.

Может быть, некто и помнит про то?
Не обольщайся: нигде и никто.

Значит, тому и названия нет
по минованьи двенадцати лет.

Смысл, к огорчению, неразличим
по истеченьи двенадцати зим.

Ветра круженье, сиротство скамей
предполагают крушенье семей.

Да и прогулки у старых оград
усугубляют лишь горечь утрат.

– Чем же держалась, – ты спросишь, дивясь, –
эта двенадцатилетняя связь –

сон наяву, наваждение, бред…
– Милая, этому имени нет.

Может быть, просто имелись в виду
желтые листья в осеннем пруду,

дождик нечастый, круги по воде…
Но, к сожаленью: никто и нигде.

* * *
Но взгляните на лица детей!
Поглядите на детские лица!
Ни злодей и ни прелюбодей
здесь ни в ком не посмели явиться.

Я не знаю, с чего ты взяла -
хоть опять эти веянья в моде -
что истоки вселенского зла
заключаются в нашей природе.

Ты стучишь на машинке всю ночь.
И подвластная звукам знакомым,
спит твоя годовалая дочь
на диване, что куплен месткомом.

Мы, возможно, и будем в аду.
Но недаром сей ангел небесный
в деревянную дует дуду
и парит над кромешною бездной.

Он не жалок и он невелик -
он не вырос ещё из пелёнок.
Обобщи человеческий лик
и уверься, что это - ребёнок.

* * *
Мне дочери нынче явились во сне:
все трое – печальны, все трое – одне.

В безвидной пустыне иль мертвых горах,
где ветер вздымает лишь каменный прах,

где бледное небо подобно стеклу,
стоят они, очи вперяя во мглу.

И нету окрест ни листка, ни леска,
и черная птица над ними – тоска.

Я руки в отчаяньи к детям простер.
– Ты плачешь, – сказала одна из сестер. –

– Ты плачешь, – меньшая промолвила дочь, –
но слезы твои превращаются в ночь.

Напрасно ты наше смутил забытье.
Ступай, нам неведомо имя твое.

И дочерь вторая отверзла уста:
– Как этот ландшафт, наша память пуста.

Но вижу души твоей черный астрал.
Пришелец из прошлого, ты опоздал.

В долине безумья, где мертвая падь,
наш сон окормляет безумная мать.

И кто бы ты ни был – надежд не таи:
лишь ада исчадия – чада твои!

Но словно бы луч, проницающий ночь,
шагнула из морока старшая дочь.

В глаза мои, словно в бездонную щель,
взглянула любимая старшая дщерь.

И тень узнаванья прошла по лицу.
И горько она улыбнулась отцу.

И молча три тени склонились ко мне.
– О дети… – шепнул я и умер во сне.

* * *
Давай-ка с тобой потолкуем,
покуда ясны небеса.
Подумаешь, чем мы рискуем –
в запасе ещё полчаса.

Ещё полчаса есть в запасе –
полжизни в запасе, а там,
быть может, погода на трассе
взыграет на счастие нам.

И ты не уедешь в четыре,
поскольку закрыт небосклон,
поскольку идёт над Сибирью
неслыханной силы циклон.

Пока он пытается дунуть
иерихонской трубой,
ты можешь вполне передумать,
как это случалось с тобой…

* * *
Отжевав банальности мякину,
наломав немало в жизни дров,
я, как и положено, покину
вскоре этот лучший из миров.

И, явившись из-за буераков,
в чаяньи бесхозного добра
пять моих детей от разных браков
встанут у отцовского одра.

И в межгалактическую стужу
уносясь от здешних областей,
я свою единственную душу
разломлю на несколько частей.

Нежную, застенчивую с детства –
как её мне страшно отдавать.
Но на это скудное наследство
вряд ли будет кто претендовать.

Скажут по-семейному, без фальши:
«Ты, папаша, доброго добрей.
А не шёл бы ты куда подальше
вместе с филантропией своей!»

И пойдёт сторонкой, не в обидку,
жалкие свершая антраша,
на живую смётанная нитку
в рай моя бессмертная душа.

* * *
Е. В.

Люби меня таким, каков
я есть – иным уже не буду.
Не замолю своих грехов,
врагов прощу, но не забуду.

И той вины не искуплю,
и ни строки не переправлю.
Кого любил – не разлюблю,
пустой надежды не оставлю.

Жизнь, промелькнувшая, как блиц,
такого выдалась замеса,
что появленье новых лиц
не представляет интереса.

Об Авторе:

Игорь Леонидович Волгин родился 6 марта 1942 г. в городе Перми, куда во время войны семья была эвакуирована из Москвы. Его отец, Л.С. Волгин (1909–2002) – в это время военный корреспондент газеты «Гудок», мать, Р.Л. Волгина (1912–2002) – корректор. Окончил московскую школу № 626 и в 1959 г. поступил на исторический факультет МГУ, который окончил в 1964 г., получив диплом с отличием. В 1962 г. Павел Антокольский напутствовал молодого поэта в «Литературной газете». Первая поэтическая книга Волгина «Волнение» вышла в 1965 г. Затем было опубликовано еще несколько поэтических сборников и книг переводов. Будучи еще студентом, стал одним из организаторов и участников знаменитых чтений «на Маяковке», которые позднее были разогнаны властями. В 1968 г. Создает Литературную студию Московского университета «Луч», существующую уже более 40 лет. Создал собственный неповторимый жанр историко-документальной биографической прозы. Автор книг «Достоевский-журналист. «Дневник писателя» и русская общественность» (1982), «Последний год Достоевского. Исторические записки» (1986, 1990, 1991), «Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах» (1991), «Метаморфозы власти. Покушения на российский трон в XVIII–XIX вв.» (1994), «Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом» (1998), «Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г.» (2000), «Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания» (2004). «Колеблясь над бездной» и «Пропавший заговор» входили в шорт-лист Антибукеровской премии и Государственной премии РФ, за весь цикл работ о Достоевском Игорю Волгину присуждена премия Москвы в области литературы за 2004 г. Академик РАЕН, доктор филологических, кандидат исторических наук. Профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького. Член Союза писателей, Союза журналистов, Международной ассоциации журналистов, Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра, член общественного совета журнала «Октябрь» и редколлегий журналов «Человек» и «Литературоведческий журнал». Член научного совета Пушкин-института. Вице-президент International Dostoevsky Society (IDS). Лауреат российско-итальянской литературной премии "Москва-Пенне" (2011), лауреат премии Правительства Москвы и Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2011). Принимал участие во многих международных конференциях и симпозиумах. Под руководством И.Л. Волгина, основателя и президента Фонда Достоевского проведены международные симпозиумы «Достоевский в современном мире» (2001) и «Русская словесность в мировом культурном контексте» (2004, 2006, 2009, 2012, 2014). Фонд Достоевского осуществляет также ряд крупных научных и культурных программ.

С кем ещё, помимо писателей, связан мир литературоведения? Разумеется, с исследователями и учёными-филологами, которые анализируют и интерпретируют художественные тексты, находят в них скрытые, зашифрованные смыслы, делают их максимально понятными для читателя нового поколения. Волгин Игорь Леонидович - не только писатель и историк, но и известный достоевист, который раскрывает миру сложные произведения Федора Михайловича. Об этом исследователе, его биографии и сферах деятельности и пойдёт речь далее.

Краткая справка

Волгин Игорь Леонидович, помимо всего вышеперечисленного, также является кандидатом исторических и доктором филологическим наук. Он - почетный член таких объединений, как Российская академия естественных наук и Международное Общество Ф.М. Достоевского (где является вице-премьером с лета 2010 года). Будучи профессором, проводит многочисленные лекции в высших учебных заведениях, например, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова на факультете журналистики, а также в Литературном институте им. А.М. Горького. Волгин Игорь Леонидович является действующим ведущим в телевизионных передачах «Контекст» и «Игра в бисер», которые транслируются на канале «Россия - Культура».

Основные сведения из биографии

Игорь Леонидович родился в г. Молотове в 1942 году. Сюда его родители, отец, Волгин Леонид Самуилович, журналист по профессии, и мать, Волгина Рахиль Львовна, работающая корректором, были доставлены во время эвакуации. В 1959 году Игорь Леонидович окончил одиннадцатый класс одной из московских школ, после чего поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на исторический факультет. Ещё до начала своей серьёзной научно-исследовательской деятельности, будучи простым студентом, Игорь Волгин, стихи которого пришлись по вкусу обществу, обрёл известность как поэт.

Достижения в литературной сфере

Где же впервые дебютировал Волгин Игорь Леонидович? Его поэзия сначала печаталась в периодических изданиях: «Новый мир», «Октябрь», «Москва», «Известия», «Комсомольская правда», «Арион», «Вопросы литературы» и других. Затем Игорь Волгин, стихи которого становились всё более популярны, выпустил первый сборник под названием «Волнение» (1965 год). Игорь Леонидович также являлся одним из основателей и участников знаменитых литературных чтений «на Маяковке», а также учредителем одного из самых авторитетных объединений писателей и поэтов под названием «МГУ Луч», из-под крыла которого вышли такие современные авторы, как Дмитрий Быков, Евгений Бунимович, Вадим Степанцов, Елена Исаева, Вера Павлова и многие другие.

Подробнее о стихотворениях И.Л. Волгина

Как поэт Игорь Волгин зарекомендовал себя в литературных кругах давно и прочно. В собственных интервью Игорь Леонидович признается, что не может толком объяснить себе и другим такие категории, как «творчество», «вдохновение», «художник». Ссылаясь на цитаты из произведений Пушкина и Ахматовой о поэтах и поэзии, Волгин тем не менее констатирует, что всё это - игра, таинственная, непостижимая, иррациональная, в которой любое слово, действие, явление может послужить импульсом для создания по-настоящему гениального шедевра. Волгин Игорь Леонидович выпустил также сборники стихотворений «Кольцевая дорога» (1970), «Шесть утра» (1975), «Персональные данные» (2015).

Достижения в науке и исследовательской сфере

Наиболее полно и ярко Игорь Волгин, биография которого определяет его как человека неустанно деятельного, выразил себя в научной сфере. Он является автором свыше 250 исследовательских работ, большая часть которых известна не только в России, но и за рубежом, переведена на многие иностранные языки и признана мировой общественностью и различными филологическими объединениями. Основная сфера пристального интереса и внимательного изучения Волгина - это творчетство и судьба Федора Михайловича Достоевского.

Именно этим темам была посвящена кандидатская диссертация Игоря Леонидовича, которая называлась «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского. История издания», а впоследствии и большое количество других трудов, монографий и книг, основными из которых являются «Последний год Достоевского. Исторические записки», «Колеблясь над бездной. Достоевский и русская революция», «Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах», «Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс». Исследования учёного, признанные классическими во всём мире, сочетают в себе тщательный историзм и новаторский, смелый научный поиск.

Что же говорил в многочисленных интервью журналистам Игорь Волгин? О Достоевском он высказывался так: «Достоевский — религиозный писатель, один из глубочайших православных мыслителей, который воплотил православную идею в реальном художественном контексте своих романов». Однако одновременно с этим исследователь призывал не рассматривать творения Федора Михайловича только в этом однолинейном направлении. Для Игоря Леонидовича произведения Достоевского - это центры пересечения сразу многих жизненных сфер. Если усматривать в книгах великого писателя переложение и художественное интерпретирование одних только библейский сюжетов и ситуаций, то существенная часть романов и повестей, да и самого мировоззрения Достоевского, останется нераскрытой, что в корне неверно.

Преподавательская деятельность

Игорь Леонидович, как уже было сказано ранее, является действующим профессором ряда известных московских высших учебных заведений, проводит лекции и семинары, организует активную работу со студенчеством. Он читает курс «История русской журналистики XIX века», проводит и занятия, посвященные литературоведению.

Волгин в своих взглядах на современную молодёжь категоричен. Он считает, что сегодня юношеству, особенно до достижения совершеннолетия, просто необходимо навязывать фундаментальные основы хотя бы того культурного минимума, на котором зиждется государство и его национальное сознание. В противном случае, по мнению Игоря Леонидовича, имеется серьёзный риск потерять молодое поколение, и без того активно выбирающее современные штампованные фильмы и нравственно разлагающие программы, в огромном количестве демонстрируемые на экранах.

Телепередачи с Игорем Волгиным

Игорь Леонидович является ведущим не только таких культурно-развивающих программ, как «Игра в бисер» и «Контекст». Помимо них, Волгин выпустил ряд авторских, небольших по общей продолжительности, проектов. К ним относятся фильм о Николае Заболоцком, состоящий из двух серий, а также передача «Жизнь и смерть Достоевского», включающая 12 выпусков, премьерный показ которых прошёл на телеканале «Культура».

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным - это серьёзная интеллектуальная передача, посвященная вопросам литературы и литературоведения. За один выпуск, продолжительность которого составляет 40 минут, ведущий успевает обсудить с приглашенными гостями, профессионалами в области филологии, критиками, режиссёрами, продюсерами, культурологами, ключевые произведения мировой и отечественной культуры. Главная задача, по мнению Волгина, не рассказать обо всём - сделать это за такое короткое время всё же нереально, учитывая, что настоящие дискуссии, например, о «Войне и мире», «Фаусте», «Божественной комедии» и т. д., могут длиться даже сотни лет, - а пробудить интерес в зрителе, заставить его после просмотра телепрограммы взять в руки книгу и начать её читать. Любопытно, что Игорь Леонидович сам создал список произведений, которые выносятся на обсуждение. Администрация канала может вносить свои коррективы, однако они, как правило, оказываются несущественны.

Какую зрительскую аудиторию охватывает программа «Игра в бисер» с Игорем Волгиным? Сам ведущий утверждает: эту телепередачу, как и «Контекст», который является уже не авторским проектом, а официальным детищем канала, любят смотреть не только врачи, библиотекари, учителя и другие представители общества, традиционно относимые к интеллигенции. Зрители разных социальных слоёв, по мнению Игоря Леонидовича, больше не хотят лицезреть «мыльные оперы», а предпочитают развиваться, просвещаться и узнавать новое.

Награды

За свою активную литературную и исследовательскую деятельность Волгин был награжден Орденом дружбы, который выдается за вклад в развитии отечественного искусства и культуры. Кроме этого, Игорь Леонидович получил премию Правительства России за цикл исследований под названием «Документальная биография Достоевского», национальную телевизионную премию за телепередачу «Игра в бисер», премию «Мыслящий тростник», являющуюся международной, а также ряд других наград.

Семейная жизнь

Игорь Волгин, личная жизнь которого широкому кругу обывателей интересна куда меньше, чем перипетии в отношениях звезд музыки и кино, является хорошим мужем, несмотря на то что его избранница значительно младше своего супруга. По многочисленным видео и фотографиям в социальных сетях становится очевидно, что пара по-настоящему счастлива, несмотря на существенную разницу в возрасте: совместные путешествия, посещение музеев и выставок, постоянное культурное просвещение служат тому доказательством. Что за женщина смогла влюбить в себя такого разностороннего и эрудированного человека, как Волгин Игорь Леонидович? Жена Катя - вот та молодая девушка, которая стала музой для мужчины, значительно старше себя. Любопытно, что в этом Волгин повторил судьбу своего кумира, Достоевского, в биографии которого также имеется любовь к юной особе.

Взгляды на жизнь

Игорь Волгин - человек, который умеет ставить целей и добиваться их. Писатель настаивает на том, что если не удаётся выполнить всё (по его мнению, этого не достигнуть никогда), то нужно сделать хотя бы программу-минимум. Его отношение к миру, жизненная позиция, суть самого существования заключается в трудах, которые посвящены Достоевскому, Толстому и другим знаменитым авторам, поэтому, чтобы лучше понять Игоря Леонидовича, рекомендуется прочитать его исследовательские и публицистические заметки, очерки и монографии.