Первый Манифест футуризма Филиппо Маринетти. Филиппо томмазо маринетти «Первый манифест футуризма Как называется литературный манифест футуристов

Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911

20 февраля 1909 года был опубликован "Первый манифест футуризма".
Футуризм (от лат. futurum будущее) - общее название литературно-художественных авангардистских движений в искусстве 1910-х - начала 1920-х годов. Это течение зародилось в Италии, было теоретически обосновано и получило широкое распространение в Европе, а также и в России. 20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты "Фигаро" был напечатан текст в виде платного объявления под названием "Обоснование и манифест футуризма", подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944).


Основатель и главный идеолог футуризма Филиппо Томазо Маринетти

От этой даты и принято отсчитывать историю футуризма - одного из крупнейших течений европейского искусства начала XX века. В манифесте футуризма, который стал основополагающим документом этого авангардистского течения, была заявлена "антикультурная, антиэстетическая и антифилософская" его направленность.
Основатель движения и главный идеолог футуризма Маринетти заявил, что "Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт". Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей 11 основополагающих пунктов-тезисов футуристической идеи. В нем провозглашался культ будущего и разрушение прошлого; восхвалялось стремление к скорости, бесстрашие, необычные формы; отвергались страхи и пассивность; отрицались все логические, любые синтаксические связи и правила. Основной целью ставилось напугать и встряхнуть обывателя: "Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!". Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.


Антонио Сант"Элиа. Урбанистический рисунок

Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", которая заключалась в том, чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства". Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; упоение войной и разрушением. Текст манифеста вызвал бурную реакцию в обществе, но, однако, положил начало новому "жанру". Футуризм быстро нашел единомышленников - сначала в литературной среде, а потом и практически во всех сферах художественного творчества - в музыке, живописи, скульптуре, театре, кино и фотографии - как самой Италии, так и далеко за ее пределами.

Джакомо Балла. Динамизм собачки на поводке, 1912

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью, строя "искусство будущего" при отрицании всего предшествующего художественного опыта и традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Футуризм начинался с манифестов и деклараций, а вскоре стал важным политическим движением. Очень быстро новые манифесты появились буквально в каждом кружке футуристов разных направлений искусства Италии, России и других странах Европы. А приемы эпатажа широко использовались всеми модернистскими школами, поскольку футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера скандала.

Джакомо Балла. Скорость мотоцикла, 1913

Первая значительная выставка итальянских художников-футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем художественным центрам Европы. Везде она имела скандальный успех, но не привлекла серьезных последователей. До России выставка не доехала, но русские художники в то время сами часто и подолгу жили за границей, теория и практика итальянского футуризма оказались во многом созвучны их собственным исканиям.

Альфредо Гауро Амбрози. Аэропортрет дуче, 1930

В 1913 году итальянский художник-футурист Луиджи Руссоло написал Манифест "Искусство шумов", который был адресован другому видному футуристу Франческо Балилла Прателла.
В своём манифесте Руссоло описывал возможность и необходимость использования различных шумов при создании музыки. Руссоло не остановился на теоретической постановке вопроса и в отличие от того же Балилла Прателла, который оставался довольно консервативен в музыкальном плане, начал конструировать шумогенераторы, которые назвал "intonarumori".

Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете "Вечер" 8 марта 1909. Итальянский корреспондент газеты "Русские ведомости" М.Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В.Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Главное же, к этому времени в русской литературе расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и не зависимым от него. Первое из этих утверждений бесспорно: в русском футуризме были таланты такого масштаба, которых не знал футуризм итальянский.
В России направление футуризма носило название - кyбoфyтypизм, оно было основано на соединении принципов французского кубизма и общеевропейских установок футуризма. Русский футуризм весьма отличался от своего западного варианта, унаследовав лишь пафос строителей "искусства будущего". А учитывая общественно-политическую ситуацию в России тех лет, зерна данного течения упали на благодатную почву. Хотя для большинства кубофутуристов "программные опусы" были важнее самого творчества, но русские авангардисты начала 20 века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества.

Давид Давидович Бурлюк. Головы, 1911

1912-1916 годы - это период расцвета футуризма в России, когда прошли сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. Стоит отметить, что кубофутуризм не вылился в целостную художественную систему, и этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда.
Футуристами называли себя члены петербургского "Союза молодежи" - В.Татлин, П.Филонов, А.Экстер; поэты - В.Хлебников, В.Каменский, Е.Гуро, В.Маяковский, А.Крученых, братья Бурлюки; художники-авангардисты - М.Шагал, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова.

Владимир Маяковский. Рулетка


Давид Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского


Казимир Малевич. Жизнь в большой гостинице


Любовь Попова. Человек + воздух + пространство, 1912

Что такое футуризм? Таким вопросом задаются все, кто приступает к изучению стилей и направлений мирового искусства. В этой статье подробно разберем, каким был футуризм в России, расскажем о его представителях и особенностях.

Рождение футуризма

Для того чтобы разобраться, что такое футуризм, исследуем, откуда он возник. Его основоположником и автором самого термина считается итальянский стихотворец, которого звали Филиппо Маринетти. Он жил на рубеже XIX и XX веков. Его самое известное произведение - поэма "Красный сахар". Уже само это название подразумевало под собой дискриминацию настоящего и прошлого и возведение будущего в культ.

В 1909 году в газете "Фигаро" был напечатан манифест футуризма, автором которого стал Маринетти. Текст был обращен к начинающим и талантливым итальянским художникам. Автор провозгласил телеграфный стиль и цель выполнить свою задачу максимум за 10 лет, пока не пришло новое поколение со своими правилами.

Также основоположниками этого направления искусства считаются Джакомо Балла, Франческо Балилла Прателла, Карло Карра, Луиджи Русолло, Умберто Боччони, Джино Северини. Они первыми сформулировали, что такое футуризм. В 1912 году в Париже открылась первая выставка художников-футуристов.

Особенности направления искусства

Среди особенностей футуризма его основатели выделяли категорический отказ от традиционной орфографии и грамматики. Поэты много экспериментировали со словотворчеством, художники часто рисовали движущиеся объекты (автомобили, самолеты, поезда). Даже появился специальный термин «аэроживопись».

Большинство представителей футуризма были в восторге от новинок технического прогресса. Например, мотоцикл объявляли более совершенным произведением искусства, чем работы Микеланджело.

Еще одна особенность футуризма - воспевание революций и войн как одних из самых действенных способов омолаживания мира. Многие современные исследователи рассматривают футуризм как своеобразный симбиоз ницшеанства и манифеста коммунистической партии.

Футуризм в изобразительном искусстве

Изначально футуризм появился в изобразительном искусстве. В живописи он отталкивался от нескольких направлений. Это фовизм, оттуда футуризм почерпнул неожиданные цветовые решения, а также кубизм, у которого перенял смелые художественные формы.

Основными художественными принципами футуризма стали движение, скорость, энергия. На полотнах художники стремились достичь этого различными способами. Для их произведений характерны очень энергичные композиции, на которых фигуры разделены на множество небольших фрагментов, пересекающихся острыми углами. При этом преобладают зигзаги, конусы и мелькающие формы. Эффект движения часто достигается с помощью наложения последовательных фаз на одно и то же изображение. Эта техника получила название «принцип симультанности».

Футуризм в России

Что такое футуризм, в России первым узнали братья Бурлюки. Один из них - Давид - стал основателем колонии футуристов под названием "Гилея", в состав которой за короткое время вошли много ярких индивидуальностей. Например, Владимир Маяковской, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, Алексей Крученых, Елена Гуро.

Они выпустили свой первый манифест, который окрестили "Пощечина общественному вкусу". В нем представители футуризма призывали сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского и всех остальных классиков. Правда, в конце, несколько смягчая свой призыв, отмечают, что тот, кто не забудет первой любви, не познает последней.

Из русского футуризма вышло три настоящих гения - это Маяковский, Пастернак и Хлебников. При этом судьба большинства представителей этого направления искусства оказалась трагичной. Одни были расстреляны, другие погибли в ссылке. Многих обрекли на забвение, как только их слава прошла.

Черты русского направления

В России стиль футуризм унаследовал большинство основных особенностей этого литературного направления, существовавшего в Европе. Но при этом имел и свои уникальные черты.

Представителей отечественной школы футуризма всегда отличало анархичное и бунтарское мировоззрение, они стремились выражать массовые настроения толпы. При этом всячески отрицали культурные традиции, пытаясь создать искусство, устремленное в будущее.

Футуристы в России выступали категорически против устоявшихся норм литературной речи. Экспериментировали в области ритмики, рифмы, сделали частью своего искусства плакаты и лозунги, особенно это относится к Маяковскому. Поэты находились в постоянном поиске раскрепощенного слова, осуществляя эксперименты по созданию собственного, так называемого "заумного" языка.

Развитие

Популярным и известным в России стал футуризм в Серебряном веке. Одним из ярких представителей был Игорь Северянин, который даже издал в 1911 году сборник своих стихов под названием "Пролог. Эго-футуризм".

К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Их сборник "Садок судей 1" увидел свет еще в 1910 году. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Поэтому и основными составителями манифеста "Пощечина общественному вкусу" стали поэты. Они даже сформулировали четыре основных правила для стихотворцев: необходимость расширять поэтический словарь с помощью новых слов, испытывать ненависть к языку, который существовал до них, отказываться от славы, ключевым сделать слово "мы".

Расцвет футуризма

В России расцвет литературного футуризма пришелся как раз на Серебряный век. Именно тогда наибольшей популярности добилось общество "Гилея", основанное братьями Бурлюками. Но главное - это то, что они не были единственными.

Много последователей нашлось у Игоря Северянина, который пропагандировал эго-футуризм. Основные отличия этого направления заключались в массовом употреблении иностранных слов, рафинированности ощущений и показном себялюбии, эгоизме. Среди последователей Северянина можно выделить Сергея Алымова, Василиска Гнедова, Вадима Баяна, Георгия Иванова, Вадима Шершеневича. В основном эго-футуристы базировались в Петербурге.

В Москве выделялось влиятельное обществе "Центрифуга", в состав которого входили Борис Пастернак, Сергей Бобров, Николай Асеев. Свои футуристические группы существовали в Харькове, Киеве, Баку, Одессе.

Закат эпохи "бури и натиска"

Определенный кризис представители футуризма начали испытывать уже в конце 1914 года, когда окончился период "бури и натиска". Как отмечала София Старкина в воспоминаниях о Велимире Хлебникове, футуристы в России добились быстрого и шумного успеха, обрели скандальную известность, которой желали, выпустили несколько десятков стихотворных сборников, организовали несколько оригинальных театральных постановок, а потому быстро сникли. Как будто почувствовали, что их историческая миссия уже выполнена.

К тому же в 1913-1914 годах умерли несколько известных поэтов этого направления. Это Надежда Львова, Василий Комаровский, Богдан Гордеев, Иван Игнатьев.

После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». Она распалась в конце 1920-х годов. Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера. Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма.

Давид Бурлюк

Если рассказывать о конкретных представителях футуризма в России, то начать, прежде всего, нужно с Давида Бурлюка. Именно он считается основателем этого направления в нашей стране.

Бурлюк родился в 1882 году в Харьковской губернии. В детстве лишился глаза, когда играл с братом с игрушечной пушкой. Учился в художественных училищах Одессы и Казани, затем осваивал живопись за границей. В 1907 году вернулся в Россию, вскоре познакомился с Владимиром Маяковским. Вместе они стали одними из самых ярких представителей отечественного футуризма.

Во время Первой мировой войны не подлежал призыву из-за отсутствия глаза. В 1918 году едва не погиб во время погромов, которые устроили в Москве анархисты. После этого уехал в Уфу. Постепенно добрался до Владивостока, откуда эмигрировал в Японию. Написал около трехсот картин на японские мотивы, денег от их продажи хватило, чтобы поселиться в Америке.

Дважды посещал Советский Союз, в 1956 и 1965 годах, стремился издать на родине свои произведения, но безрезультатно. В 1967 году умер в городке Хэмптон-Бейз в штате Нью-Йорк.

Игорь Северянин

Настоящее имя этого поэта - Игорь Лотарев. Он появился на свет в 1887 году в Санкт-Петербурге. Регулярно печататься начал в 1904 году. Его первый знаменитый сборник стихов под названием "Громокипящий кубок" был напечатан в 1913.

Северянин становится одним из самых известных футуристов. Часто выступает перед большой аудиторией. Проводит несколько совместных поэтических вечеров с Владимиром Маяковским.

Получает неофициальный титул короля поэтов на знаменитом выступлении в Большой аудитории Политехнического музея.

В 1918 году уезжает из Петрограда в Эстонию. Вскоре оказывается в вынужденной эмиграции, когда по условиям Брестского мира Эстония отходит Германии. В Россию он больше не вернулся.

Вдали от родины сильно тоскует, пишет много лирических, ностальгических стихов, которые уже нисколько не похожи на его ранние футуристические опыты. В начале 1940-х начал регулярно болеть. Во Вторую мировую войну Северянина хотели эвакуировать в тыл, но не смогли этого сделать. Игорь к тому времени чувствовал себя уже очень плохо.

В октябре 1941 его перевезли в Таллин, где он умер через два месяца от сердечного приступа.

Футуризм появился на свет 20 февраля 1909 года, когда итальянский поэт и писатель Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал на страницах французской газеты «Фигаро» свой «Манифест футуризма».


Любовь Попова - Портрет

«Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее. Музеи - кладбища!.. Музеи - абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен! Мы, молодые и сильные футуристы, не желаем иметь с прошлым ничего общего! Поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!..

Казимир Малевич - Портрет Художника Михаила Васильевича

Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города! Самому старшему из нас 30 лет, так что у нас есть еще по крайней мере 10 лет, чтобы завершить свое дело. Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину - мы хотим, чтобы так оно и было! Они будут бесноваться вокруг нас, задыхаясь от презрения и тоски, а затем они все, взбешенные нашим гордым бесстрашием, набросятся, чтобы убить нас; их ненависть будет тем сильнее, чем более их сердца будут опьянены любовью к нам и восхищением. Мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!»

Джино Северини - Танец "пан-пан" в Монико

Филиппо Томмазо Маринетти призывал к свержению старой культуры, к отказу от традиционной морали, классической литературы и академического искусства и созданию искусства нового - дерзкого, агрессивного и энергичного. «Гоночный автомобиль… прекраснее Ники Самофракийской...», - писал Маринетти, впоследствии также ставший автором романа «Мафарка-Футурист», принесшего ему скандальную, но широкую известность.

Луиджи Руссоло - Восстание

Маринетти настаивал на том, чтобы уничтожить библиотеки и музеи. Он утверждал, что нужно даже отказаться от общепринятого синтаксиса - от использования качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, союзов - и преобразовать язык, сделать его быстрым, живым, лаконичным. По замыслу Маринетти, подобные заявления должны были произвести настоящую культурную революцию, которая бы охватила литературу, музыку, кино, архитектуру, фотографию и даже моду и кулинарию

Умберто Боччони - Сила улицы

Умберто Боччони - Состояние души

Мэтью Гейл.

«Футуриcтов отличает в первую очередь интерес к жизни улицы, повседневной реальности, то возбуждение, которое они ощущали от этой повседневной реальности, - и именно в тот момент, когда взрыв технического прогресса преображал эту реальность. Они, таким образом, сумели привлечь к себе гораздо более широкую публику - тех, кто ездил на поездах и автомобилях или ходил на представление в кабаре. Картины кубистов были гигантским шагом вперед в смысле анализа формы, но они - прекрасные, сдержанные, суровые - оставались всего лишь чисто живописными упражнениями в натюрморте и обнаженной натуре. Футуристов же занимал динамизм повседневной жизни - вот главная их тема», считает Мэтью Гейл.

Всю ночь просидели мы с друзьями в электрическом свете. Медные колпаки над лампами, как купола мечети, напоминали в своей сложности и причудливости нас самих. Но под ними бились электрические сердца. Впереди роилась лень, но мы все сидели и сидели на дорогих персидских коврах, мололи несусветную чушь и марали бумагу.

Мы очень гордились собой: только мы одни не спали в этот час, маяки или разведчики против целого скопища звезд, этих наших врагов, устроивших свой яркий лагерь высоко в небе.

Одни, совсем одни вместе с кочегаром у топки гигантского парохода, одни с черным призраком у докрасна раскаленного чрева взбесившегося паровоза, одни с пьяницей, когда он летит домой как на крыльях, то и дело задевая ими за стены!

И вдруг совсем рядом мы услыхали грохот. Это проносились мимо и подпрыгивали огромные, все в разноцветных огоньках двухэтажные трамваи. Будто деревушки на реке По в какой-нибудь праздник, сорванные вышедшей из берегов рекой с места и неудержимо несущиеся через водопады и водовороты прямо к морю.

Потом все стихло. Мы слышали только, как жалобно стонет старый канал да хрустят кости полуразвалившихся замшелых дворцов. И вдруг у нас под окнами, словно голодные дикие звери, взревели автомобили.

Ну, друзья, - сказал я, - вперед! Мифология, мистика - все это уже позади! На наших глазах рождается новый кентавр - человек на мотоцикле, - а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов! Давайте-ка саданем хорошенько по вратам жизни, пусть повылетают напрочь все крючки и засовы!.. Вперед! Вот уже над землей занимается новая заря!.. Впервые своим алым мечом она пронзает вековечную тьму, и нет ничего прекраснее этого огненного блеска!

Там стояли и фыркали три автомобиля. Мы подошли и ласково потрепали их по загривку. У меня в авто страшная теснота, совсем как в гробу. Но тут вдруг руль уперся мне в грудь, резанул, как топор палача, и я сразу ожил.

В бешеном вихре безумия нас вывернуло наизнанку, оторвало от самих себя и потащило по горбатым улицам, по этому глубокому руслу пересохшей реки. То тут, то там в окнах мелькали жалкие тусклые огоньки, которые говорили: не верьте глазам своим, если вы смотрите на мир слишком трезво!

Чутья! - крикнул я. - Дикому зверю хватит и чутья!..

И как молодые львы, мы кинулись вдогонку за смертью. Впереди в бескрайнем лиловом небе мелькала ее черная шкура с едва заметными блеклыми крестами. Небо переливалось и трепетало, и до него можно было дотронуться рукой.

Но не было у нас ни вознесенной в заоблачные выси Прекрасной Дамы, ни жестокой Королевы - а значит, нельзя было, скрючившись в три погибели византийским кольцом замертво пасть к ее ногам!.. Не за что нам было умереть, разве только чтоб сбросить непосильную ношу собственной смелости!

Мы неслись сломя голову. Из подворотен выскакивали цепные псы, и мы тут же давили их - после наших раскаленных колес от них не оставалось ничего, даже мокрого места, как не остается морщин на воротничке после раскаленного утюга.

Смерь была страшно довольна. На каждом повороте она то забегала вперед и ласково протягивала свои костяшки, то со скрежетом зубовным поджидала меня, лежа на дороге и умильно поглядывая из луж.

Давайте вырвемся из насквозь прогнившей скорлупы Здравого Смысла и приправленными гордыней орехами ворвемся в разверстую пасть и плоть ветра! Пусть проглотит нас неизвестность! Не с горя идем мы на это, а чтоб больше стало и без того необъятной бессмыслицы!

Так сказал я и тут же резко развернулся. Точно так же, забыв обо всем на свете, гоняются за своим собственным хвостом пудели. Вдруг, откуда ни возьмись, два велосипедиста. Им это не понравилось, и они оба замаячили передо мной: так иногда в голове вертятся два довода, и оба достаточно убедительны, хотя и противоречат друг другу. Разболтались тут на самой дороге - ни проехать, ни пройти… Вот черт! Тьфу!.. Я рванул напрямик, и что же?-раз! перевернулся и плюхнулся прямо в канаву…

Ох ты, матушка-канава, залетел в канаву - напейся на славу! Ох уж эти мне заводы и их сточные канавы! Я с наслажденьем припал к этой жиже и вспомнил черные сиськи моей кормилицы-негритянки!

Я встал во весь рост, как грязная, вонючая швабра, и радость раскаленным ножом проткнула мне сердце.

И тут все эти рыбаки с удочками и ревматические друзья природы сперва переполошились, а потом сбежались посмотреть на этакую невидаль. Не торопясь, со знанием дела они закинули свои огромные железные неводы и выловили мое авто - эту погрязшую в тине акулу. Как змея из чешуи, оно стало мало-помалу выползать из канавы, и вот уже показался его роскошный кузов и шикарная обивка. Они думали, моя бедная акула издохла. Но стоило мне ласково потрепать ее по спине, как она вся затрепетала, встрепенулась, расправила плавники и сломя голову понеслась вперед.

Лица наши залиты потом, перепачканы в заводской грязи вперемешку с металлической стружкой и копотью из устремленных в небо заводских труб. Переломанные руки забинтованы. И вот так, под всхлипывания умудренных жизнью рыбаков с удочками и вконец раскисших друзей природы, мы впервые объявили всем живущим на земле свою волю:

1. Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.

2. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.

3. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину.

4. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.

5. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.

6. Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий.

7. Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком.

8. Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.

9. Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.

10. Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

11. Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями дыма; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают свое одобрение.

Не откуда-либо еще, а именно из Италии мы провозглашаем всему миру этот наш яростный, разрушительный, зажигающий манифест. Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее.

Музеи — кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу. Музеи: общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи: абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!

Раз в год паломничество в музей, подобно посещению кладбища в День поминовения усопших, — с эти можно согласиться. Положить раз в год букет цветов у портрета Джоконды — с этим я согласен… Но я против того, чтобы наши печали, наше хрупкое мужество, наша болезненная неугомонность ежедневно выводились на экскурсию по музеям. Зачем травить себя? Зачем гнить?

Да и что можно увидеть в старой картине кроме вымученных потуг художника, бросающегося на барьеры, которые не позволяют ему до конца выразить свои фантазии? Млеть перед старой картиной — то же самое, что выливать эмоции в погребальную урну вместо того, чтобы дать выпустить их на простор в бешеном порыве действия и созидания.

Неужели вы хотите растратить все свои лучшие силы на это вечное и пустое почитание прошлого, из которого выходишь фатально обессиленным, приниженным, побитым?

Уверяю вас, что каждодневные посещения музеев, библиотек и учебных заведений (кладбищ пустых усилий, голгоф распятых мечтаний, реестров неудавшихся начинаний!) для людей искусства так же вредны, как затянувшийся надзор со стороны родителей над некоторыми молодыми людьми, опьяненными талантом и честолюбивыми желаниями. Когда будущее для них закрыто, замечательное прошлое может стать утешением для умирающего больного, слабого, пленника… Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы!

Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!

Самому старшему из нас 30 лет, так что у нас есть еще, по крайней мере, 10 лет, чтобы завершить свое дело. Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину — мы хотим, чтобы так оно и было!

Они, наши преемники, выступят против нас, они придут издалека, отовсюду, пританцовывая под крылатый ритм своих первых песен, поигрывая мышцами кривых хищных лап, принюхиваясь у дверей учебных заведений, как собаки, к едкому запаху наших разлагающихся мозгов, обреченных на вечное небытие в литературных катакомбах.

Но нас там не будет… Наконец они найдут нас, однажды зимней ночью, в открытом поле, под печальной крышей, по которой стучит монотонный дождь. Они увидят нас, съежившихся возле своих трясущихся аэропланов, согревающих руки у жалких маленьких костров, сложенных из наших сегодняшних книг, когда те загорятся от взлета наших фантазий.

Они будут бесноваться вокруг нас, задыхаясь от презрения и тоски, а затем они все, взбешенные нашим гордым бесстрашием, набросятся, чтобы убить нас; их ненависть будут тем сильнее, чем более их сердца будут опьянены любовью к нам и восхищением.

Несправедливость, сильная и здоровая, загорится в их глазах.

Искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью.

Самому старшему из нас 30 лет. Но мы уже разбросали сокровища, тысячу сокровищ силы, любви, мужества, прозорливости и необузданной силы воли; выбросили их без сожаления, яростно, беспечно, без колебаний, не переводя дыхания и не останавливаясь… Посмотрите на нас! Мы еще полны сил! Наши сердца не знают усталости, потому что они наполнены огнем, ненавистью и скоростью!.. Вы удивлены? Это и понятно, поскольку вы даже не можете вспомнить, что когда-либо жили! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

У вас есть возражения?.. Полно, мы знаем их… Мы все поняли!.. Наш тонкий коварный ум подсказывает нам, что мы — перевоплощение и продолжение наших предков. Может быть!.. Если бы это было так! Но не все ли равно? Мы не хотим понимать!.. Горе тому, кто еще хоть раз скажет нам эти постыдные слова!

Поднимите голову! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

Le Figaro, 20 февраля 1909 года.

Текст о Маринетти с большим количеством редких фотографий опубликован на Переменах .

Опубликованный Филиппо Томмазо Маринетти в виде платного объявления на первой странице французской газеты «Фигаро » 20 февраля 1909 года .

Манифест провозгласил культ будущего и разрушение прошлого. В нём восхвалялось стремление к скорости, бесстрашие, необычные формы. Отвергались страхи и пассивность. Отрицались все логические, любые синтаксические связи и правила.

Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей одиннадцать основополагающих тезисов.

Позднее свои, доработанные или же новые манифесты появились буквально в каждом кружке футуристов разных направлений искусства в Италии , России и других странах Европы. Тезисы часто рождались спонтанно, нередко в порывах агрессии. Так, футуристы часто разрабатывали новые манифесты творческими вечерами, эпатажно выступая перед публикой и зачитывая со сцены отдельные пункты. При этом часто возникали бурные споры и драки как друг с другом, так и с публикой. «Сила кулака» со временем придала футуризму скандальную известность .

Постулаты оригинала

Напишите отзыв о статье "Манифест футуризма"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Манифест футуризма

Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.
– Helene, j"ai un mot a vous dire, – говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. – J"ai eu vent de certains projets relatifs a… Vous savez. Eh bien, ma chere enfant, vous savez que mon c?ur de pere se rejouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chere enfant… ne consultez que votre c?ur. C"est tout ce que je vous dis. [Элен, мне надо тебе кое что сказать. Я прослышал о некоторых видах касательно… ты знаешь. Ну так, милое дитя мое, ты знаешь, что сердце отца твоего радуется тому, что ты… Ты столько терпела… Но, милое дитя… Поступай, как велит тебе сердце. Вот весь мой совет.] – И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.
Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comite [маленьком интимном кружке] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.
– Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), – и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. – Dites moi comme vous diriez a une s?ur, que dois je faire? Lequel des deux? [Послушайте, Билибин: скажите мне, как бы сказали вы сестре, что мне делать? Которого из двух?]
Билибин собрал кожу над бровями и с улыбкой на губах задумался.
– Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, – сказал он. – Comme veritable ami j"ai pense et repense a votre affaire. Voyez vous. Si vous epousez le prince (это был молодой человек), – он загнул палец, – vous perdez pour toujours la chance d"epouser l"autre, et puis vous mecontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espece de parente.) Mais si vous epousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mesalliance en vous epousant, [Вы меня не захватите врасплох, вы знаете. Как истинный друг, я долго обдумывал ваше дело. Вот видите: если выйти за принца, то вы навсегда лишаетесь возможности быть женою другого, и вдобавок двор будет недоволен. (Вы знаете, ведь тут замешано родство.) А если выйти за старого графа, то вы составите счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] – и Билибин распустил кожу.
– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c"est que j"aime l"un et l"autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.