День российской науки. Внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному Дню науки (5 класс)

МБОУ «Веселовская СОШ»

Тематический классный час

«Да здравствует российская наука!»

Провела учитель начальных классов:

Перелазная Раиса Сергеевна

2016 год

Тематический классный час «Да здравствует российская наука!»

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

А.С.Пушкин

Цели:

    Познакомить учащихся с историей возникновения Дня науки, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в различных области науки.

    Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению школьных предметов как основ научных знаний.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Вселенная» , музыкальные композиции, портреты известных ученых, презентация о М.В.Ломоносове, плакаты, посвященные разным областям научных достижений.

НА ДОСКЕ: Я стою и расту-

Я РАСТЕНИЕ.

Я стою, и расту, и хожу-

Я ЖИВОТНОЕ.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю-

Я ЧЕЛОВЕК.

Я стою и чувствую:

земля под моими ногами,

ВСЯ ЗЕМЛЯ.

Опираясь на землю, я поднимаюсь:

И надо мною небо-

ВСЕ НЕБО МОЕ…

Михаил Пришвин

Презентация «Звездное небо, планеты», космическая музыка

Ведущий: 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.

Ведущий: В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» в этот день был учрежден праздник российских ученых.

Ведущий: До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля. День российской науки: Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук (1724)

Ведущий: Между этими двумя указами - огромный путь, пройденный российскими учеными. Российская наука всегда шла в авангарде мирового научного прогресса и дала миру много великих имен и открытий.

Ведущий: Во всем мире известны имена таких ученых, как М.В.Ломоносов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, Л.Д. Ландау, И.В.Курчатов, А.П.Александров, С.П.Королев, многие другие.

Презентация о деятелях российской науки

Ломоносов- наш первый российский «университет»

Науки юношей питают –чтение стихотворения



Исследовать космос, ваять города.

Циолковский К.Э. – презентация и сообщение о нём

Менделеев Д.И. – презентация и сообщение о нем

Гидрогениум два, оксигениум –

Н2О – открывайте кран –

Вот химическое соединенье.

Молекула воды – океан.

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук.

Читая Менделеева

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший водород.

Есть просто кислород, а вместе – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной!

Ведущий: Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Ведущий: И сегодня научный потенциал России остается высоким. Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.

Ведущий: И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года , спустя 22 года после Петра Капицы, российский физик, академик Жорес Иванович Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.

Ведущий: В 2000 году российскими учеными был сделан ряд открытий: открыт 116-й элемент таблицы Менделеева, впервые в мире построена единая «кривая» изменений магнитного поля нашей планеты за последние 600 миллионов лет, колебания которого обнаруживают связь с глобальными изменениями климата;

Ведущий: ученые из Научно-исследовательского кинофотоинститута разработали и изготовили экспериментальную телесистему, которая позволяет смотреть трехмерное цветное изображение без специальных очков;

Ведущий: ученые из Института биофизики клетки РАН обнаружили, что повышенная солнечная активность может провоцировать вспышки эпидемий,

Ведущий: новосибирские ученые открыли механизм старения человека, что позволит через несколько лет решить проблему продления человеческой жизни;

Ведущий: ученые из МГУ и Института биоорганической химии РАН обнаружили, что одноклеточный микроорганизм Tripanosoma Gruzi Chagas синтезирует вещество, которое подавляет и убивает раковые клетки, а здоровье остается целым и невредимым.

Ведущий: Достижения российской науки, изменяющее современные представления о здоровье человека, о причинах возникновения «болезней цивилизации», о реальных возможностях их предотвращения и избавления от них постепенно получают признание в мире.

Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.

Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.

Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!

«Новые идеи»
Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом

К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!

«»
Да здравствуйте российская наука!



Вперед шагами бодрыми идет,

Учитель: Наука в России отнесена к числу одного из приоритетов государства.

Наука прошла большой и сложный путь развития - от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.

Наука могла знать и знала мрачные времена упадка и застоя, но трудно поверить, что ум человеческий мог столько спать. Стремление к знаниям, любопытство, наконец, присуще природе человека. Невозможно представить, что за такой гигантский срок никто не совершил ни одного открытия! Можно долго говорить о тяжелых временах средневековья и инквизиции, но никакие казни не смогли остановить прогресса науки. Может все-таки прав академик математик А.Т. Фоменко, утверждающий, что история ранее второго тысячелетия еще ждет своего изучения.


Да здравствуйте российская наука!
Я с этим днем хочу поздравить вас.
Пускай удача вам протянет руку,
Пускай мечты сбываются сейчас.

Пусть мир научный горестей не знает,
Вперед шагами бодрыми идет,
Пусть ряд открытий новых ожидает,
Все лучшее пускай произойдет.

Основной задачей подобных занятий является ознакомление с жизнью и деятельностью ученых, с тем, что способствовало развитию их способностей и помогло им стать выдающимися; какие качества и черты характера помогли юношам прийти к своей заветной цели, преодолеть жизненные трудности.

На примере выдающихся людей ребята должны понять: чтобы добиться желаемого, мало одного таланта, врожденных способностей. Необходимы сильная воля, целеустремленность, жажда познания, умение преодолевать трудности и большое трудолюбие.

Как правило, День науки является общешкольным мероприятием, которое проводится 11 ноября. Именно с этого дня ежегодно, в течение недели, по призыву специального политического комитета 43-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, во всем мире проводится Международная неделя науки и мира.

8 февраля отмечается День российской науки (установлен Указом Президента РФ в 1999 году - в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук).

День науки отмечается и в третье воскресенье апреля. В этот день учащихся 5-11 классов вместо привычных занятий ожидают классные часы, беседы, тематические занятия и др. мероприятия, посвященные теме науки.

К дню проведения мероприятия можно подготовить силами учащихся своеобразный калейдоскоп научных достижений и открытий XXI века; провести конкурс на лучший реферат или проект, «защитить диссертацию» по какому-либо самостоятельно выбранному вопросу.

Естественно, работы учащихся не должны остаться без внимания. Необходимо создать условия, стимулирующие стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета и самообразованию. Лучшие работы ребят могут быть представлены на общешкольной выставке, посвященной Дню науки, их можно отметить дипломами, билетами на городскую выставку научных достижений, научной энциклопедией и т. п.

Ход мероприятия

На доске выписаны строки, принадлежите Александру Блоку. Блок писал о Менделееве: «Он давно ВСЕ знает...во все проник. Не скрывается от него ничего. Его знание самое важное. Оно происходит от гениальности... Он все и давно знает... даже не видя и не слыша. Это все познание...».

Учитель. Знаете ли вы о том, почему именно 8 февраля провозглашено Днем российской науки? (Заранее, за несколько дней до проведения тематического занятия, целесообразно дать учащимся перечень тех вопросов, которые будут затрагиваться в ходе беседы, а также литературные источники, из которых они бы могли получить нужную информацию. Необходимо, чтобы ребята подготовились к занятию, самостоятельно обдумали и проработали вопросы, смогли не только поддержать беседу, но и высказать свою точку зрения, выразить свое мнение и т. п.)

Предполагаемый ответ учащихся: Эта дата знаменательна для России тем, что в этот день родился великий русский ученый - Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг.). А еще раньше - в 1724 г. - Петр I издал Указ об учреждении Российской Академии наук.

В ознаменование этих памятных дат и было принято российским правительством решение считать 8 февраля Днем российской науки.

1. Какие факторы повлияли на становление личности Дмитрия Менделеева - семья, социальное происхождение, школа, институт или стечение обстоятельств?

2. Какими отличительными чертами характера был наделен мальчик?

3. Какие напутственные слова матери станут для Менделеева девизом всей его последующей жизни?

4. В чем заключается секрет гениальности Д. И. Менделеева?

На классной доске прикреплен портрет ученого в увеличенном виде, рядом запись: «Дмитрий Иванович Менделеев, 1834-1907 гг. - физик, химик, математик, зоолог, ботаник, минеролог и метеоролог. Автор периодической системы химических элементов, изобретатель бездымного пороха, автор ряда открытий и проектов в различных отраслях производства и науки».

Учитель рассказывает о детских и юношеских годах жизни будущего ученого.

Учитель . Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в городе Тобольске (в те времена главном городе Сибири), в семье бывшего учителя гимназии. Отец его рано ушел в отставку из-за потери зрения, и семья жила на небольшую пенсию. Митя был последним - семнадцатым — ребенком в семье, и потому самым любимым и оберегаемым.

Мать, Мария Дмитриевна, оказала большое влияние на воспитание и раннее становление мальчика. Она была женщиной далеко не заурядной: сама выучилась грамоте, много читала и старалась привить своим детям любовь и уважение к книге. Мария Дмитриевна собрала большую библиотеку и не рассталась с ней даже в тяжелые и трудные для семьи времена. Она говорила, что находит в чтении радость и утешение.

Раннее свое детство Митя провел с матерью на стекольном заводе неподалеку от Тобольска. Живя на заводе, мальчик с интересом наблюдал за всеми технологическими процессами изготовления стекла. Детские наблюдения в дальнейшем помогли ему разобраться в сложных вопросах взаимосвязи физических и химических взаимодействий в производственных процессах.

По своей природе Митя был наблюдательным и любознательным ребенком. Он жадно наблюдал за превращением головастика в лягушку в близлежащем водоеме, за появлением нового цветка, за заготовкой сена для заводских лошадей и коров, за пахотой и сбором урожая. Из рассказов матери он узнавал, например, о том, что можно повысить урожайность при помощи удобрений. В дальнейшем, в более зрелые годы, провел ряд исследований с целью улучшения почв российских земель. Одно из своих открытий («Исследование водных растворов по удельному весу», 1887 год) Дмитрий Иванович посвятил памяти своей матери.

В долгие зимние вечера Мария Дмитриевна много читала своим детям, а вскоре и сам мальчик пристрастился к чтению. Он обладал хорошей памятью и наблюдательностью; знания, полученные в детстве, помогли Дмитрию в дальнейшем. Часто бегая с деревенскими мальчишками в лес по ягоды и грибы, он досконально изучил и полюбил природу северного края. Маленький Митя был не по годам развитым ребенком, в свои неполные пять лет он уже мог писать и читать. И поэтому, когда пришло время учить его старшего брата, Мария Дмитриевна, не задумываясь, отдает вместе со старшим сыном и младшего.

В те времена Тобольск был местом ссылки передовой высокообразованной интеллигенции, в том числе декабристов. Многие из ссыльных были частыми гостями в семье Менделеевых. Именно от них мальчик узнал о тяжелой жизни простых русских людей. Слушая разговоры и научно-философские споры, Митя не понимал, как столь культурные и образованные люди, с болью в сердце переживавшие за судьбу своего народа, могли оказаться «преступниками».

Повезло Дмитрию и с учителями. Среди учителей гимназии, в которой он учился, был известный всем нам писатель, автор сказки «Конек-горбунок», Павел Петрович Ершов. Он знакомил своих подопечных с творчеством передовых писателей и мыслителей, таких, например, как Ломоносов, сочинял пьесы для гимназического театра и сам занимался их постановкой.

Учителя истории, физики, рисования и черчения также оказали большое влияние на развитие мальчика. Митя продолжает много читать, берет книги в гимназической библиотеке. Что-то давали и ссыльные. Благодаря общению с ними он основательно изучает иностранные языки.

В гимназические годы Митя не блистал высокими оценками, учился посредственно. Он еще не вступил в ту стадию своего развития, когда количество накопленных знаний переходит в новое качество: быстро проникать в суть незнакомой ранее темы.

После окончания гимназии (1849 год) по желанию отца Дмитрий едет поступать в Московский университет. Мария Дмитриевна продает все свое имущество в Тобольске и едет вместе с сыном в Москву. Там они поселяются у богатых родственников - у дяди по матери Василия Дмитриевича Корнильева, частыми гостями которого были П. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский и другие известные писатели и общественные деятели.

Целый год Мария Дмитриевна пыталась добиться разрешения для сына на поступление в университет, но безрезультатно. Дело в том, что Дмитрий окончил курс в гимназии Казанского учебного округа и мог поступить лишь в Казанский университет. Менделеевы переезжают в Петербург, но по той же причине им отказывают и в Петербургском университете. Деньги подходили к концу, Дмитрий уже не мог рассчитывать на материальную поддержку своей семьи. Он подает прошение в Главный Петербургский педагогический институт, где обучался и его отец. Но и здесь юношу ждало разочарование. Набор должен был осуществляться только через год. После хлопот он наконец получает право на поступление, но с условием, что через полгода снова пройдет первый курс.

Институт готовил учителей для средней школы. Студенты находились на полном казенном содержании, что вполне устраивало Дмитрия. Не пугало его и то, что в заведении все было подчинено жесткому распорядку и строжайшей дисциплине. Он усердно занимается. То, что его однокурсники впервые узнавали из лекций, Мите было давно знакомо, поэтому он пополнял и расширял свои знания самостоятельно. Наряду с химией и физикой, которые преподавали ученые, сделавшие ряд открытий в своей области, юноша серьезно занимается минералогией и зоологией. Его первая научная работа, созданная в студенческие годы, была настолько хороша, что его преподаватель обратился в институтский Педагогический Совет с просьбой об издании работы. Но так как на публикацию не нашлось средств, просьбу отклонили...

Вопрос к учащимся:

Почему будущий химик и физик занимался зоологией, минералогией и другими науками, а не отдался полностью химии или физике?

Предполагаемый ответ: Менделеев считал, что все явления природы связаны между собой и для понимания каждого из них нужно изучать всю природу в целом. Будущий ученый был убежден, что будучи биологом, нельзя не иметь понятия о строении кристаллов, или будучи химиком, нельзя не знать основ астрономии - все науки находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Эти убеждения, огромная работоспособность и упорство позволили ему глубоко изучить не только химию и физику, но и все родственные дисциплины.

Дмитрий охотно посещает лекции по различным дисциплинам, совершает разнообразные экскурсии. Профессора, в свою очередь, старались направить способного и любознательного студента в сторону научного исследования. Зная о стесненных обстоятельствах Менделеева, они старались помочь ему советом, новейшими книгами, частными занятиями для своих детей.

Не все было просто и безоблачно в студенческой жизни Дмитрия. Смерть матери была для него тяжелейшим ударом. Материнским заветом были ее слова о том, чтобы он не обольщался и не останавливался на достигнутом, «настаивал в труде, а не в словах, и терпеливо искал научную правду».

Дмитрий часто и помногу болел, месяцами лежал в больницах, но, несмотря на это, все экзамены сдавал в срок и на «отлично». Казалось, что не было ни одной области знания, которая бы его не интересовала. Например, когда задали сочинение на тему «О школах в Китае», Менделеев прочел всевозможную литературу, посетил все, какие имелись в городе, музеи и выставки в Академии наук. Профессорский состав был просто поражен осведомленностью студента о Китае, в те времена мало изученной и загадочной для всех страны. Студенты других факультетов часто приходили послушать, как экзаменуется Менделеев.

После успешного окончания института и защиты магистерской диссертации Дмитрий получает право поехать для дальнейшего своего совершенствования за границу. Но поездка за неимением денег и сильных покровителей казалась нереальной. После многочисленных хлопот Менделеев, наконец, отправляется в заграничную командировку. В дешевой почтовой карете, под проливным дождем и порывами сильного ветра, проехал он всю Польшу, Францию и Германию. Менделеев посещает различные мастерские по изготовлению научных приборов, заводы химических веществ, соляные копи и другие, самые различные производства. Поселяется он в небольшом немецком университетском городке Гейдельберге. Здесь близко сходится с кругом русских: с химиком и композитором А. П. Бородиным (в дальнейшем близким другом), И. М. Сеченовым - великим физиологом, двоюродной сестрой А. И. Герцена - Пассек и другими.

Менделеев проводит серию опытов с жидкостями. Его работа приносит большие научные результаты. Эдинбургский университет присваивает русскому ученому степень почетного доктора. Это событие стало первой ступенькой к мировой славе. Вскоре Дмитрий получает приглашение принять участие в конгрессе химиков в Карлсруэ (1860 год). Во время научных дискуссий седовласые старцы зашли в тупик по одному из главных обсуждаемых вопросов, и тогда двадцатишестилетний русский ученый, благодаря своей способности ясно формулировать научные вопросы, был выбран в комитет для установления истины и разрешения конфликтной ситуации. Менделеев успешно справился с возложенной на него задачей - обусловил правильные выводы конгресса.

Срок командировки заканчивался, и Дмитрий вместе с Бородиным перед своим возвращением в Россию путешествуют по Швейцарии и Италии. Последующие два года прошли для Менделеева в мучительном ожидании места. Чтобы как-то перебиться и не умереть с голоду, он дает частные уроки, преподает во многих учебных заведениях. Наконец Дмитрий Иванович получает постоянную должность преподавателя в Технологическом институте. Здесь он добивается пристройки новой лаборатории, продолжает свои исследования и вскоре защищает диссертацию о виноделии и способах определения содержания сахара и спирта в водных растворах. Мало кто знает, что именно Менделеев «изобрел» огненную жидкость - классическую водку, что принесло немалый доход в российскую казну и славу Отечеству. За свои успешные теоретические и практические исследования Менделеев получает от Академии наук крупную премию в пять тысяч рублей.

Дмитрий Иванович избирается профессором университета и получает право читать лекции по химии в своем родном институте. Он не был хорошим оратором, речь его была несколько корява и невыразительна: то говорил быстро, почти скороговоркой, то растягивал слова. Тем не менее профессор собирал огромные аудитории - его мысли завораживали и воодушевляли слушателей, вызывали подлинный интерес.

Вскоре он защищает свою докторскую диссертацию (ученый работал над нею двадцать лет - с 1869 по 1889 год) и продолжает свою научную деятельность, делает ряд открытий в различных отраслях науки.

В девяностые годы Дмитрий Иванович был вынужден покинуть институт из-за множества недоброжелателей, чиновничьих придирок, а также за свое сочувствие и поддержку требований своих студентов и принимает предложение морского министерства, а потом и министерства финансов. В лаборатории, при Главной палате мер и весов, находящейся в ведомстве министерства, Менделеев работает над разрешением вопроса о том, что такое всемирное тяготение. В это же время выходят его книги «Об эфире», 1903 г., и «К познанию России» (1906 год). На этот момент Дмитрию Ивановичу было уже за семьдесят, но он был полон сил и энергии и продолжал свою деятельность.

В декабре 1906 года Главную палату мер и весов министерства финансов посетил министр. Провожая его из одного крыла здания в другое, Менделеев простудился и заболел воспалением легких. В январе 1907 года Дмитрия Ивановича Менделеева не стало.

Научные достижения Менделеева велики и разнообразны. Первое полное издание его трудов состоит из двадцати пяти объемистых томов, без включения его черновых бумаг и обширной переписки.

Он был почетным членом многих академий мира, но не был членом императорской Академии наук. Ученый с мировым именем, увы, не снискал уважения на родине и не был почитаем при жизни. Всегда соединяя теоретическую работу с работой практической, производственной, он сделал немало для процветания российской промышленности, но часто испытывал нехватку средств для продолжения своих научных изысканий.

В чем же заключается секрет феноменальности и гения Менделеева? - на этот, довольно непростой вопрос вы должны попытаться ответить сами.

Конечно же, в целеустремленности, громадной жизнестойкости и трудолюбии, вере в собственные силы и уникальность. При наличии всех этих качеств характера и свойств личности человек может добиться многого и даже порой невозможного. Многие жизнеописания выдающихся деятелей, общепризнанных гениев, являются тому примером.

Для того чтобы узнать степень подготовленности и осведомленности учащихся, можно внести в занятие элементы игры, состязания. Например, на карточках с изображением того или иного русского ученого выписывается краткая характеристика его научной деятельности, либо высказывание известного деятеля о личности данного ученого. Ребята должны правильно назвать фамилию, имя и отчество ученого, изображенного на карточке, рассказать все, что они знают о его научной деятельности и открытиях.

Возможен и другой вариант игры. Учитель (или же ученик) дает лаконичную характеристику российского научного деятеля, а ребята должны угадать, о ком идет речь.

Например:

. «... был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом...» (А. С. Пушкин о М. В. Ломоносове.)

Сын рыбака, страстно мечтавший покорить вершины знаний. Преодолев все трудности и жизненные преграды, он осуществил свои юношеские мечты. В конце своей жизни был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Его заслуги перед Отечеством велики: совершил ряд важных открытий в области химии, физики, астрономии; значительно реформировал систему русского языка, заложив основы развития современного стихосложения; отстаивал права низших сословий на образование... (Речь идет о М. В. Ломоносове, 1711-1765 гг.)

Известный русский математик, годы жизни 1792-1856; профессор, член Ганноверской академии наук. Читал лекции в Казанском университете о небесной механике и теории чисел. Автор теории «воображаемой геометрии». По мнению ученых- современников считался (и не без основания) автором «звездной геометрии»... (Н. И. Лобачевский, 1792-1856гг.)

Знаменитый русский ученый-ботаник. Провел исследование роли хлорофилла в процессе усвоения растениями углекислого газа. Сочувствовал революционно настроенному студенчеству, за что царское правительство лишило его кафедры в Петровской сельскохозяйственной академии, носящей сегодня его имя... (К. А. Тимирязев, 1843-1920 гг.)

Великий врач, в 26 лет стал профессором хирургии. Создатель новой науки в медицине - хирургической анатомии; создатель первой в России хирургической клиники, в которой основал еще одно направление медицины — госпитальную хирургию. Автор известных трудов по хирургической анатомии; автор проекта первого в мире Анатомического института, в стенах которого прошло первое испытание эфирного наркоза (в октябре 1846 года). Участник военных действий на Кавказе, в Крымской войне. Благодаря его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи - появились сестры милосердия. Им были заложены основы военно-полевой медицины... (Н. И. Пирогов, 1810-1881 гг.)

Великий русский ученый-физиолог. Создал учение о высшей нервной деятельности. Подвел физиологическую базу под понимание психических процессов... (И. П. Павлов, 1849-1936 гг.)

Внес большой вклад в развитие органической химии. Его открытия дали толчок развитию анилинокрасочной промышленности. Основатель и председатель петербургского Русского химического общества. Член-корреспондент Академии наук (1858 г.), с 1862 г. - действительный член Академии наук... (И. Н. Зинин, 1812-1880 гг.)

Русский эмбриолог, физиолог, бактериолог и иммунолог. Много лет находился во главе Бактериологического института. Удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине (1908 г.) за труды по иммунитету... (И. И. Мечников, 1845-1916 гг.)

Основатель русской школы физиологов. Написал работу о рефлексах головного мозга. Впервые стал объяснять физиологическими законами психическую деятельность человека... (И. М. Сеченов, 1829-1905 гг.)

Дополнительный материал

Как совершались все научные открытия?

Вы думаете, в лабораториях, среди таинственных и непонятных приборов, за микроскопом? Или же, быть может, свои открытия великие мужи науки совершали сидя в глубоком кожаном кресле, за солидным дубовым столом внушительных размеров, приняв при этом глубокомысленный вид? Иногда все происходило намного прозаичнее и будничнее.

Например, известный русский хирург Николай Иванович Пирогов как-то, проходя по рынку, в мясном отделе случайно увидел, как мясники распиливали на части мороженые коровьи туши. Он обратил внимание на то, что на срезе хорошо видно расположение внутренних органов. Ученый применил этот метод, прозванный им «ледяной анатомией», в своих анатомических опытах. Так в медицине появилась новая дисциплина - топографическая анатомия.

Дмитрию Ивановичу Менделееву, долгое время работавшему над классификацией химических элементов, периодическая система в своем завершенном виде приснилась во сне.

Обычный зонт натолкнул французского ученого Себастьяна Ленормана на мысль о создании парашюта. Взяв в руки два больших раскрытых зонта, ученый взобрался на высокое дерево в своем саду и спрыгнул вниз. Зонты затормозили его падение, но удар о землю был ощутимый. Однако Ленорман не сдался. Едва оправившись от падения, продолжил свои эксперименты; решив увеличить зонт в несколько раз, он сшил его из полотна. Получился зонт, напоминающий огромную воронку. К нему Ленорман привязал много тонких шнуров, прицепив к ним сиденье, сплетенное из ивовых прутьев. Свое изобретение ученый подвесил под самой крышей высокой башни. Забравшись через окно на сиденье, он отцепился и... плавно опустился на землю. Так был изобретен первый в мире аппарат, «предотвращающий падение», - парашют.

Михаил Васильевич Ломоносов в юности работал в рыбной артели своего отца. Часто выходил в море с другими рыбаками. Его юношеские наблюдения за природой северного края помогли ему в зрелом возрасте сделать ряд важных открытий в океанологии и разработать грандиозный план освоения Северного морского пути, который был успешно осуществлен через два столетия.

Благодаря досадной случайности появилась на свет такая очень нужная и необходимая вещь, как карандаш. До XVI века для писания использовались свинцовые, серебряные или золотые палочки, вставлявшиеся в металлический футляр. В начале XVI века в Англии были обнаружены залежи графита. Глыбы графита путем выпиливания, отшлифовки превращались в хрупкие стерженьки, которые помещались в красивую оправу из тростника или красного дерева. Этот процесс требовал кропотливой работы и искусного умения, поэтому такие графитовые пишущие палочки считались предметом роскоши. Два столетия спустя чешский фабрикант Гармут рассматривал продукцию своего завода, на котором изготавливались из глины и графита чашки для химических опытов - тигли. Одна такая чашка, выскользнув из рук Гармута, разбилась, осколки же разбитой чашки при падении прочертили четкую линию на бумаге. Фабрикант, заинтересованный происшедшим, решил провести серию опытов с целью найти оптимальное соотношение графита и глины. Вскоре на фабрике из них начали делать стержни для письма. А некоторое время спустя другой французский ученый - Канте - изобрел деревянную «одежду» для пишущего стержня. Вскоре по всей Европе стали открываться фабрики по производству карандашей.

Маленькие курьезы из жизни русских ученых

М. В. Ломоносов, несмотря на свой внушительный и солидный «академический» вид, был от природы веселым и добрым, хотя и вспыльчивым. Однако иногда его вспыльчивость доходила до ярости и полного негодования. Как-то раз трое подвыпивших матросов решили его ограбить, но вскоре пожалели о своем намерении. Один грабитель распростерся без чувств на земле, другой с расквашенным лицом был обращен в бегство, третий сам оказался ограбленным. Ломоносов, недолго думая, снял с бедолаги всю одежду, оставив того не только без куртки, но и без штанов.

Известный ученый-химик Николай Николаевич Зинин в минуты своего отдыха наслаждался чтением... математических работ.

Оказавшись в Париже, молодой, талантливый хирург Николай Иванович Пирогов первым делом направился к известному французскому научному светилу, профессору хирургии и анатомии Вельпо, чтобы засвидетельствовать тому свое почтение и уважение. Каково же было удивление Пирогова, когда, зайдя в кабинет знаменитого медика, он застал его за чтением своего труда «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций»...

И вновь о М. В. Ломоносове. В последние годы жизни он был чрезмерно рассеянным. Погруженный в свои размышления, ученый мог за обеденным столом по привычке засунуть за ухо ложку, которой только что ел горячее. Такие манипуляции Ломоносов частенько проделывал с пером, работая за письменным столом.

Классный час «Всемирный день науки»

Всемирный день науки отмечается ежегодно 10 ноября. Эта важная дата в календаре каждой страны, призванная напоминать обществу о роли и пользе науки в жизни каждого человека. В 2001 году ЮНЕСКО официально учредила Всемирный день науки, провозгласив его на общей конференции. В глобальном масштабе День науки был впервые отмечен 10 ноября 2002 года и с тех пор широко отмечается во всем мире.

День российской науки отмечается ежегодно 8 февраля в день, когда Петром I был подписан Указ об образовании Российской Академии наук и художеств.

Не один только ученый

С мудрою наукой связан,

Умник новоиспеченный -

Многим школьник ей обязан.

Депутаты, инженеры,

Все науке в плен сдаются,

Кадровые офицеры -

Без неё не обойдутся.

Для всех нас важна наука,

В каждой отрасли она,

Сеять мы должны для внуков

Мудрых знаний семена!

Сценка1:

Данная сценка требует лишь характерных признаков у актеров. «Ботан» должен быть в очках и говорить строго, а девушка и ее подружка – выглядеть глупышками, жеманными и восторженными.

Парень, похожий на типичного «ботана», рассказывает своему приятелю:

Представляешь, меня Томка позвала домой посмотреть, что у нее с компом не так! Прихожу, а она, видно, вообще на одном месте сидеть не может! На стуле вертится, вот и намотался шнур на ножку стула. Я выругался, распутал шнур, вставил выскочивший штекер, включил ей комп и ушел.

Томочка, закатывая глаза, восторженно рассказывает своей однокласснице:

Ой, этот Лютиков еще и колдовать умеет!

Да ты что?!

Ну да, он ко мне пришел, пристально посмотрел на комп, поднял руки вверх, что-то прошептал мистическое, повернул мой стул 10 раз против часовой стрелки, пнул компьютер ногой, еще раз что-то прошептал мистическое и ушел. Представляешь, все заработало!

Одноклассница, восхищенно:

Вот это да! Колдун!

Конкурсы:

1. Отгадай сканворд (3 минуты) – максимально 19 баллов

2. English lesson (3 минуты) - максимально 18 баллов

3. Лакомство для зайки (1 минута) (3 балла)

4. Кроссворд по математике (3 минуты)

5. Сравнилки (3 минуты) - по 1 баллу за правильный ответ – до 20 баллов

6. Правда ли, что … (4 балла)

Сценка2. "3=7 и 2=5"

Учитель: Ну что, Петров? Что же мне с тобой делать?

Петров: А что?

Учитель : Весь год ты ничего не делал, ничего не учил. Что тебе ставить в ведомости, прямо не знаю.

Петров (угрюмо глядя в пол): Я, Иван Иваныч, научным трудом занимался.

Учитель : Да что ты? Каким же?

Петров : Я решил, что вся математика наша неверна и... доказал это!

Учитель : Ну и как же, товарищ Великий Петров , вы этого добились?

Петров : А-а, что там говорить, Иван Иваныч! Я же не виноват, что Пифагор ошибался и этот... Архимед!

Учитель : Архимед?

Петров : И он тоже, Ведь говорили, что три равно только трём.

Учитель : А чему же ещё?

Петров (торжественно): Это неверно! Я доказал, что три равно семи!

Учитель : Как это?

Петров : А вот, смотрите: 15 -15 = 0. Верно?

Учитель : Верно.

Петров : 35 - 35 =0 - тоже верно. Значит, 15-15 = 35-35. Верно?

Учитель : Верно.

Петров : Выносим общие множители: 3(5-5) = 7(5-5). Верно?

Учитель : Точно.

Петров : Хе-хе! (5-5) = (5-5). Это тоже верно!

Учитель : Да.

Петров : Тогда всё вверх дном: 3 = 7!

Учитель : Ага! Так, Петров , дожили.

Петров : Я не хотел, Иван Иваныч. Но против науки... не погрешишь!

Учитель : Понятно. Смотри: 20-20 = 0. Верно?

Петров : Точно!

Учитель : 8-8 = 0 - тоже верно. Тогда 20-20 = 8-8. Тоже верно?

Петров : Точно, Иван Иваныч, точно.

Учитель : Выносим общие множители: 5(4-4) = 2(4-4). Верно?

Петров : Верно!

Учитель : Тогда всё, Петров , ставлю тебе «2»!

Петров : За что, Иван Иваныч?

Учитель : А ты не расстраивайся, Петров , ведь если мы разделим обе части равенства на (4-4), то 2=5. Так ты делал?

Петров : Ну, допустим.

Учитель : Вот я и ставлю «2», не всё ли равно. А?

Петров : Нет, не всё равно, Иван Иваныч, «5» лучше.

Учитель : Возможно, лучше, Петров , но пока ты этого не докажешь, у тебя будет двойка за год, равная, по-твоему, пятёрке!

Крутится-вертится шар голубой,

Для человека дом он родной,

Полный загадок, тайн и секретов,

И до чего любопытно все это,

Ньютон, Эйнштейн, Кюри, Ломоносов

Столько к планете имели вопросов,

Столько открытий они совершили,

Но ещё больше загадок открыли,

И нет им ответа, как нет и предела,

Ученые люди всю жизнь в это дело

Без жалости отдали и посвятили,

И труд мы их ценим, мы их не забыли,

С днем науки поздравим ученых,

Ответов, открытий и почестей новых!

Подведение итогов. Награждение победителей.

Оригинальный сценарий Дня Науки для школьников.

Сценарий ко дню науки написан для средней школы, 5-7 классы.

Школьники собираются в актовом зале. Трое ведущих – старшеклассник и двое первоклассников (мальчик и девочка) начинают праздник:
Старшеклассник: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник – мы отмечаем День науки.

Мальчик: А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!

Старшеклассник: А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.

Девочка: Вот я бы хотела быть настоящим учёным.

Мальчик: У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук – как профессор кислых щей в «Денискиных рассказах».

Девочка: Скажешь тоже! Учёные бывают разными – вспомни учёного в разных носках и с оторванной пуговицей из рассказа кота Матроскина. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.

Старшеклассник: Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний праздник-квест!

Школьники делятся на команды примерно по 10 человек. Каждая из команд получает по флажку своего цвета и отправляется в гости к разным наукам (они живут в кабинетах астрономии, химии, физики, математики, биологии и географии), где ребят ждут разнообразные задания и открытия. Задача – собрать 6 частей пазла своего цвета (пазл представляет собой квадрат Никитиных, у каждой команды свой цвет – как на флажке, чтобы не запутаться) и как можно больше бонусных звёзд.

Старшеклассник: Как только все 6 частей пазла будут на руках – встречаемся на этом же месте. Победит та команда, которая быстрее всех справится с заданием и получит больше бонусов. А теперь – в путь!

(У каждой команды свой маршрут, главное – пройти все 6 кабинетов. Каждой команде нужен один провожатый. Порядок прохождения комнат лучше продумать заранее в зависимости от количества команд)

Астрономия. В кабинете астрономии висит карта звёздного неба, на доске прикреплено изображение Солнца. Понадобятся изображения планет солнечной системы и карточки с известными созвездиями.

Ребят встречает «сотрудник центра управления полётами». Он предлагает команде отправиться в космическое путешествие по нашей солнечной системе. Для начала проверяет знания будущих «космонавтов» – просит в качестве разминки ответить на вопросы. Сколько планет в нашей солнечной системе? Как они называются? Что такое созвездие? Млечный путь? Спутник?

Теперь, когда ответы на вопросы получены, можно приступить к заданию. Ребятам раздаются карточки с изображением созвездий, нужно найти это созвездие на общей карте звёздного неба. За каждое правильно найденное созвездие даётся планета (изображение, вырезанное из картона). Когда все 9 планет собраны, ребята должны расположить их верно на доске вокруг Солнца.

Бонусное задание – за него ребята получают звёздочки, которые потом пригодятся при подсчёте результатов – рассказать про каждую планету солнечной системы какой-то интересный факт. Например:

Меркурий
– самая близкая к солнцу планета
– назван Меркурий в честь римского бога, покровителя путешественников и торговцев
– вращается вокруг своей оси медленно (58.5 суток занимает один оборот), а вокруг солнца быстро – за 88 дней.

Венера
– близка по строению к Земле – у неё даже есть атмосфера
– из-за близости к Земле воспринимается нами как яркое светило – её можно видеть невооружённым глазом по утрам
– названа в честь богини любви и красоты

Земля
– единственная планета солнечной системы, на которой есть жизнь
– 30% планеты занимает суша, а 70% вода

Марс
– красная планета
– Марс- бог войны
– у Марса два спутника – Деймос и Фобос

Юпитер
– Галилео Галилей в 1610 открыл 4 спутника, вращающихся вокруг Юпитера, доказав тем самым, что Земля – не центр Вселенной
– самая большая планета солнечной системы
– у Юпитера более 50 спутников

Сатурн
– бог земледелия
– известен своими кольцами, хотя, это не единственная планета с кольцами, но у Сатурна они самые заметные
– самая дальняя планета, которую можно увидеть без телескопа

Уран
– в отличие от других планет вращается в противоположную сторону
– раньше считался не планетой, а звездой

Нептун
– назван в честь бога воды
– на этой планете самые сильные ветра

Плутон
– карликовая планета, некоторые учёные вовсе не считают его планетой
– единственная планета, название которой придуман ребёнок

Выполнив задание, ребята получают часть пазла и звёзды и отправляются дальше.

Биология. В классе на доске нарисован кроссворд, который ребятам предстоит разгадать. Понадобятся стаканчики с землёй, жёлуди.
В кабинете ребят встречает юная девушка – сама наука Биология. У неё для ребят особое задание. Биология – это наука о жизни, значит миссия ребят – жизнь. Но миссия эта очень ответственна, поэтому для начала нужно проверить знания и умения команды.

Игра «вспомни всех» – ребята встают в круг и по очереди называют известных им птиц и животных своего края (можно добавить и растения) . Названия не должны повторяться.

Кроссворд

  • Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
  • Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения (хамелеон)
  • Наука о методах создания и улучшения сортов растений и пород животных (селекция)
  • Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
  • Арабская легенда гласит, что однажды некий пастух заметил, в какое бодрое настроение приходят его овцы и как начинают резвиться, когда поедят листья и плоды этого растения. Он рассказал о своём наблюдении мулле, и тот попросил принести плодов этого дерева, чтобы употреблять их самому и давать своим ученикам, чтобы они не уснули во время молитвы. Теперь из плодов этого дерева готовят популярный напиток. О чём речь? (кофе)
  • Самый быстрый зверь. (гепард)
  • Единственное из четвероногих животных, у которого все четыре ноги равнофункциональны. У других животных одна пара конечностей служит для разгона, другая для торможения. К тому же этот зверь – единственное млекопитающее, кроме человека, которое умеет стоять на голове (слон)
  • Млекопитающее отряда неполнозубых, получившее своё имя за неторопливость (ленивец) .
  • Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
  • Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)

Природу своего края ребята знают хорошо, кроссворд решили, значит можно им доверить важное задание. Каждый получает стаканчик с землёй и сажает жёлудь. Весной ростки ребята пересадят в лес или парк.

Химия. На доске нарисован цветик-семицветик, только у него не хватает трёх лепестков: красного, синего и зелёного. Для заданий будут нужны: насыщенный раствор соли, раствор медного купороса, крахмал, йод, таблетки фурацилина, поднос с содой, разноцветные пищевые красители, разведённые уксусом (в целях безопасности и удобства использования краски должны находиться в пузырьках с капельницей).
Ребят в классе встречает волшебник. Объясняет, что попали они в сказку «Цветик-семицветик», только вот беда – в ней исчезли некоторые цвета. Нужно помочь волшебнику восстановить краски. Вместе с ним ребята делают химические опыты.

  • Крахмал + йод – дают синий цвет.
  • Насыщенный раствор соли + раствор медного купороса – получается зелёный цвет.
  • Измельчённая таблетка фурацилина + всё тот же раствор соли окрашивают раствор в красный цвет.

Сказка спасена! Ребята получают заветный фрагмент пазла. В качестве дополнительного задания предлагается нарисовать «химическую» картину. Для этого на поднос, покрытый тонким слоем соды, нужно капать разноцветные специально приготовленные краски. Ребята делают это по очереди, продолжая рисунок предыдущего человека (у каждого одинаковое количество времени на работу) . Получится интересная шипящая картина.

Математика. Ребята заходят в кабинет, а их там ждёт… клоун с разноцветными воздушными шарами.
– Вы удивлены? Ожидали увидеть здесь учёного-математика? Да, я и есть математик, просто я очень люблю искусство, особенно театр и живопись. Поэтому я приготовил для вас задания математические, но творческие.

Ребята делятся на пары (или тройки ), каждая группа получает карточку с вопросом о каком-либо математическом термине. Ответ нужно показать остальной команде либо пантомимой, либо изобразить в виде ребуса.

  • Утверждение, истинность которого устанавливается при помощи доказательств. (теорема)
  • Величина, характеризующаяся числовым значением и направлением. (вектор)
  • Утверждение, не требующее доказательств. (аксиома)
  • Одна из координат, определяющих положение точки. Находится на оси Х. (абсцисса)
  • Луч с началом в вершине угла, делящий угол пополам. (биссектриса)

В качестве бонусных вопросов ведущий предлагает вот такие задачи.

1. В одном автобусе ехали 18 мальчиков, во втором – 18 девочек. 5 девочек пересели в автобус к мальчикам. Но водитель отказался вести переполненный автобус. Тогда 5 человек (среди них были и мальчики, и девочки) пересели в первый автобус. Вопрос: кого больше – мальчиков в девичьем автобусе или девочек в мальчишеском? (Одинаково. Независимо от того, сколько девочек и мальчиков было среди пересевших в первый автобус. Общее количество детей в каждом автобусе осталось ведь одинаковым.)

2. На Марсе существует гостиница, в ней бесконечное количество номеров. Однажды в гостиницу прилетело 10 сатурнян. Но свободных мест не было. Хозяин гостиницы не растерялся: он попросил всех постояльцев переехать в комнату с номером на 10 больше, чем он жил раньше. Таким образом он освободил 10 первых номеров, сатурняне разместились там. Но вот прилетели юпитеряне. Их было бесконечное количество. Как их разместить в гостинице? (нужно переселить каждого постояльца в комнату с номером в 2 раза большим, чем раньше. Таким образом освободится бесконечное количество нечётных номеров)

*Задачи взяты из книги Мартина Гарднера «А ну-ка догадайся!»

География. В классе ребят ждёт путешественник. Он объехал весь мир. Фрагмент пазла он отдаст только тем, кто хорошо знает свою Землю. Для этого нужно ответить на несколько вопросов.

  • В каком месте Земли находятся самые большие запасы пресной воды? (Северный полюс и Южный полюс)
  • Почему египтяне называли Евфрат «перевёрнутой водой»? (потому что эта река течёт в противоположном направлении Нилу)
  • Аномальная лесная зона в калининградской области, где встречаются танцующие деревья. (Куршская коса)
  • Могут ли в Природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет, они живут на разных полюсах: белый медведь на северном, пингвины – на южном.)
  • Город в России. Его название – самое нежное и приятное слово для каждого человека. (Город Мама)
  • Самый маленький и холодный океан (Северный ледовитый)
  • Континент, где находится одно-единственное государство, и обитают сумчатые животные. (Австралия)

Физика. В кабинете физики ребят ждёт… Золушка. Ей очень хочется поехать на бал, но у неё столько дел, а физику она знает не очень хорошо! Нужно ей помочь.

  • На подносе рассыпаны деревянные и железные опилки. У Золушки есть чайная ложка, сито, магнит и зубная щётка. Нужно отделить деревянные опилки от железных. (Легче это сделать с помощью магнита)
  • Нужно найти скорость игрушечной инерционной машинки – ведь куколки сестёр тоже хотят ехать на свой игрушечный бал. У Золушки есть машинка, рулетка и секундомер. (Расстояние, пройденное машинкой, нужно поделить на время – получается скорость)
  • На полу рассыпаны конфетти – это сёстры репетировали бал. Нужно всё быстро убрать, не трогая конфетти руками, а у Золушки есть только воздушный шарик. (Нужно наэлектризовать шарик и собрать конфетти им)
  • У Золушки есть 3 стакана с водой. Мачеха приказала сделать из них пирамиду. Золушка пробовала накрыть два стакана листом бумаги, а сверху поставить третий, но у неё ничего не получилось. (Лист бумаги нужно сложить гармошкой, тогда он сможет выдержать вес наполненного стакана)

Бонусный вопрос: с чем связан факт, что у рек, текущих с севера на юг или с юга на север больше подмывается правый берег? (Про силу Кориолиса ребятам знать не обязательно, а вот догадаться, что связан этот факт с вращением Земли – можно)

Все части квадрата найдены. Команды встречаются в актовом зале, складывают свой пазл. Ведущие подсчитывают баллы (бонусные звёзды могут помочь при спорных ситуациях или же быть отдельной номинацией)

Победители получают шуточный диплом «учёного-кипячёного» и «профессора кислых щей».

В этот день возможно проведение игры «Наука - это мы», способствующей определению общей эрудиции и проверки знаний, получаемых при изучении школьной программы. В игре принимает участие три команды, так же выбирается жюри, помощники и ведущий. Эту игру можно проводить или в актовом зале или в классной комнате.

Игра для школьников «Наука - это мы»

Ход игры

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня наша игра посвящена науке.

О, сколько открытий чудесных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Наш первый конкурс называется «Что за наука?» Мы сейчас выясним, знают ли наши команды названия различных научных дисциплин. Каждой команде выдается по одной карточке с тремя вопросами и вариантами ответов на них. Команды по очереди зачитывают первый вопрос и пробуют ответить на него. Если они отвечают правильно, то им засчитывается два балла, если не правильно, то у других команд есть возможность ответить. За правильный ответ на чужой вопрос команде прибавляется один балл.

Вопросы для первого конкурса:

1. Наука о звуке - (статистика, звукология, акустика).

2. Наука о мхах - (агрохимия, биология, этнология).

3. Наука, изучающая влияние звезд - (астрология, астрономия, звездочетство).

4. Наука о наследственности человека - (физиология, психология, генетика).

5. Наука о скоростях различных процессов - (механика, статистика, кинетика).

6. Наука о бумажных деньгах - (териология, бонистика, анализ).

7. Наука, изучающая древние рукописи - (палеография, лингвистика, геокриология).

8. Наука о птицах - (методология, орнитология, энтомология).

9. Наука о пещерах - (селенология, краеведение, спелеология).

(Жюри объявляет баллы за первый конкурс.)

Ведущий: Мы с вами переходим ко второму конкурсу, который называется «Недосказанные слова». Сейчас я буду читать записки члена экипажа одного космического корабля, но некоторые слова я не буду произносить. Первое слово должна досказать первая команда, второе - вторая и так далее. Но сложность состоит в том, что недосказанные слова заполняются по алфавиту. То есть первое недосказанное слово начинается на букву «А», второе - на «Б» и т. д. Для облегчения вашей задачи каждой команде помощники раздают алфавит. Внимательно слушайте рассказ и старайтесь вставить не просто слово, начинающееся на нужную букву, но и следите за тем, чтобы оно подходило по смыслу.

Пример рассказа (в рассказе указаны те слова, которые подразумевались автором, но в конкурсе, конечно же, учитывается любой ответ)

Когда мы пролетали мимо темного большого (астероида), внезапно зазвенел (будильник). Он говорил о том, что пора (вставать). Я проснулся и с тоской вспомнил об отсутствующих в данный момент утренних (газетах), которые я с удовольствием читал на Земле, сидя на (диване). Тут я понял, что уже давно хочу (есть), так как что-то заурчало в моем (животе). Чтобы не подвергать опасности свое (здоровье), я направился в каюту с припасами. По пути я остановился возле большого (иллюминатора) и зачарованно поглядел в (космос). Звезда продвигалась по Млечному пути, как (лодка) и я подумал, что в звездах все-таки скрыта какая-то загадка и (мистика). Так, постепенно, наш корабль продвигался к планете, где царствует темная (ночь). Прибыв на планету, мы высадились на небольшой (остров). Похоже, что до нас здесь уже успели побывать космические (пираты). Раскопанные неизвестные породы, следы от космического корабля - все это их (работа). На этой планете никогда не было зимы, а, следовательно, белого пушистого (снега). Внезапно мы услышали (треск), который доносился с горного (утеса). Затем из-за горы выглянула испуганная (физиономия), поспешно спряталась и (хрюкнула) как дикая свинья. Мы подобрались к горе на (цыпочках). На камне сидело существо, внешне похожее на (человека). Вдруг поднялся невероятный (шум) и существо нырнуло в море, как (щука). Ревели двигатели, и в горах раздавалось гулкое (эхо). Когда все стихло, мы заметили у берега необычное судно. Подойдя поближе, мы увидели лишь молодого (юнгу), который махал существу, которое нырнуло в море, и теперь подплывало к судну. Существо поднялось на корабль. Они подняли (якорь) и поплыли к горизонту.

(Жюри оценивает конкурс по 10-балъной системе.)

Ведущий: Итак, мы подходим к нашему последнему конкурсу - «Хронология». Командам необходимо определить в каком порядке появились те или иные предметы, произошли те или иные события: от более ранних - к более поздним. Я буду зачитывать определения, и одновременно помощники выносят табло, где эти определения написаны. Та команда, которая быстрее справится с заданием - поднимает руку и в случае правильного ответа получает три балла. Если команда дала неправильный ответ, то другая команда может попробовать дать ответ, в случае правильного ответа она получает два балла.

Варианты заданий.

1. Ислам, конфуцианство, буддизм. (3, 2, 1)

2. Полтавская битва, Бородинское сражение, Ледовое побоище. (3,1,2)

3. Египетские пирамиды, Великая Китайская стена, римский Колизей. (1, 2, 3)

4. Микроскоп, микрофон, микрокомпьютер. (1, 2, 3)

5. Эйфелева башня, Статуя свободы, Белокаменный Московский Кремль. (3, 2, 1)

6. Акваланг, электрическая лампочка, механические часы. (3,2,1)

8. Серные спички, порох, динамит. (2, 1, 3)

9. Слалом, бадминтон, шахматы. (3, 2, 1)

(Жюри подводит итоги, помощники награждают победителей, ведущий прощается со всеми.)