Хороший учитель – какой он. Что такое учитель? Личностные качества и обязанности хорошего педагога

Один из главных советов в статьях о том, - ориентироваться не столько на ее рейтинг школы, сколько на профессионализм первого учителя. Но какими качествами должен обладать хороший учитель?

Конечно, советы экспертов вы сможете применить на практике уже тогда, когда немного лучше познакомитесь с учителем своего ребенка. Но благодаря ним вы поймете, на что нужно обращать внимание.

Итак, хороший учитель:

Желание узнавать новое - это и есть желание учиться. Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание. Никакие увещевания тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях. Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится.

Хороший учитель - не тот, кто знает все ответы, но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него - это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий! И детей очаровывает это желание узнать.

ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ


Depositphotos

Конечно, есть факторы, которые усложняют работу учителя. Среди них:

  • система образования с ее бесконечными, часто противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма;
  • трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе;
  • конфликт с родителями учеников;
  • отсутствие поддержки со стороны коллег.

Бывает, дети, испытывающие страх перед учебой, маскируют его шутовством и различными провокациями, порождая в учителе ответный - и чаще всего неосознаваемый - страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей необходимой работы познания - возможности размышлять, сомневаться, пробовать.

Галия Нигметжанова, детский психолог

Борис Бим-Бад, доктор педагогических наук

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть в себе желание всегда быть повелителем, находиться в центре. Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИКОВ


Depositphotos

Каждый ребенок сталкивается с трудностями в учебе, связаными с особенностями его личности, чертами характера или же обстановкой в семье. Но если учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они превращаются в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на задний план, предоставляя самим себе. Другой вариант - когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми. Такие учителя не знают, .

Сергей Волков, учитель словесности

Одно из главных качеств в нашей профессии - это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности (которые он сам не всегда осознает) и выбирать для работы с ним адекватные средства. Я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс.

Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки. Но гораздо важнее те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета.

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может считать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

Хороший учитель - это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты - новейшие открытия, исследования, достижения. Хороший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы.

Хороший учитель - это, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель - это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела.

(В.А.Сухомлинский)

Портрет хорошего учителя.

Настоящий учитель учит и словами, и всем своим поведением, а в конечном счете всей судьбой.

Таких учителей зовут Учителями, духовными наставниками.

Качества, которые должны быть присущи хорошему учителю.

1. Хороший психолог.

2. Не стремиться всегда выставлять себя только в выгодном свете.

3. Уметь докатываться до истинного в человеке.

4. Учить всей своей жизнью, всеми поступками.

5. Не вешать головы при неудачах.

6. Желать себе и всем ученикам Добра. Красоты. Здоровья.

7. Улыбаться! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.

8. Стараться хвалить ребенка за любое изменение к лучшему в поведении ребенка.

9. Разговаривать с учеником в ……. уважения и сотрудничества.

10. Избегать пустых угроз.

11. Воздерживаться от криков, угроз и оскорбительных слов - они могут только усилить в детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.

12. Стараться не выражать предпочтения одному из детей.

Золотой кодекс.

1. Учи, ибо ты - учитель.

2. Не суди, ибо ты - не судья.

3. Возлюби коллег своих - всех и всяких.

4. Возлюби и предметы чужие, как свои.

5. Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся.

6. Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу.

7. Не умничай перед родителями учеников своих, ибо они их родители, а не мы.

8. Не жди с трепетом благодарности ни от кого.

9. Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие учителя, а у тебя - ученики.

10. Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет, а чего не будет.

И воистину счастлив будет тот из вас, кого когда-нибудь кто-нибудь назовет своим Учителем. Учителем с большой буквы.

Всегда в памяти держите следующие тезисы:

Время - это не только деньги. Время более значимо, чем деньги. Время - это нечто такое же, как и сама жизнь. Время необратимо. Время нельзя умножить. Время нельзя передать. Время проходит безвозвратно. Самое важное в вашей жизни - это, в конечном счете, ваше время. Каждое утро напоминайте себе: «Сегодня начинается первый день остатка моей жизни!» А раз так, то живите во времени осознанно и находите время для важных дел. Находите время для работы - это условие успеха.

Находите время для размышлений - это источник силы.

Находите время для игры - это секрет молодости.

Находите время для чтения - это основа знаний.

Находите время для дружбы - это условие счастья.

Находите время для мечты - это путь к звездам.

Находите время для любви - это истинное радость жизни.

Находите время для веселья - это муза души.

Найдите время для того, чтобы «заточить свою пилу».

Помните, что и тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь.

Если спросить детей, что такое учитель, они ответят: "Учитель - это тот, кто дает знания". Но они, конечно, были бы рады педагогу, который больше развлекает и меньше задает домашнего задания. Но что же значит быть великим, хорошим учителем? Преподавание - это тяжелый труд, и не каждый педагог развивается, чтобы стать лучше. Они делают необходимый минимум и не хотят выходить из зоны комфорта. А по-настоящему великие учителя работают не покладая рук, чтобы создать благоприятную среду для взращивания юных умов и талантов. Такой педагог не только дает знания и прививает навыки, но и учит на своем примере.

Что такое учитель, и каким он должен быть в школе или колледже?

Уважает учеников и создает чувство общности в классе

В классе должны цениться мнения и идеи каждого ученика. Только тогда ребенок будет чувствовать, что может высказаться, не боясь встретить непонимание или услышать насмешку. Так учитель создает уютную среду для всех учеников.

Взаимное уважение в классе обеспечивает поддержку учащихся и благоприятную атмосферу. В этом небольшом сообществе есть правила, которым все должны следовать, и каждый ученик должен знать, что является важной, неотъемлемой частью группы, и чувствовать свою значимость. Многие учителя позволяют учащимся осознать, что они могут зависеть не только от него, но и от всего класса. "Один за всех, и все за одного" - вот девиз, олицетворяющий это правило.

Доступен для общения

Любит учиться сам и вдохновляет на это других

Этот учитель понимает, что ожидания его учеников существенно влияют на их достижения; он знает: ребята обычно выполняют ровно столько, сколько от них ожидают.

Обладает лидерскими качествами и умеет переключаться

Такой учитель в школе умеет вести за собой и прививает лидерские качества даже самым нерешительным и скромным ученикам.

Если он видит, что не сработал, то умеет на ходу переделать урок так, чтобы тот стал интересен детям. Этот преподаватель оценивает свое умение преподнести знания на протяжении всего занятия и находит новые способы подачи материала, чтобы убедиться, что каждый ученик понимает основные понятия.

Профессионален во всех сферах жизни и открыт для сотрудничества

Когда хороший учитель просит совета или помощи у коллег, он не думает о себе, как о слабом педагоге. Наоборот, он принимает такой вид сотрудничества как способ использовать конструктивную критику для возможности профессионального роста.

Хороший учитель никогда не опоздает на совещание, его навыки и стиль общения с любым человеком, от директора до ученика, являются примером для остальных. За это он заслуживает уважение среди коллег и учеников.

А преподавание - это дар, который, кажется, вполне естественен для одних, другим же приходится работать сверхурочно для того, чтобы его назвали хорошим учителем. Но отдача огромна — и для педагога, и для учеников.

В чем заключается роль учителя?

Педагог должен уметь преподнести материал так, чтобы его понял каждый ребенок. Учителя готовят уроки, проверяют тетради, управляют классом, встречаются с родителями и работают в тесном сотрудничестве с остальным персоналом школы.

Однако быть учителем в современном мире - это гораздо больше, чем просто выполнение плана урока. Сегодня педагог - это многогранная профессия; преподаватели часто пребывают в роли приемного родителя, наставника, советника, образца для подражания, составителя расписания и во многих других родственных ролях.

Первый учитель играет важную роль в развитии учащихся. То, чему человек научился в свои ранние годы, может повлиять на его становление как личности.

Учитель музыки или рисования прививает чувство прекрасного; точных наук - учит логическим вычислениям; гуманитарных - помогает развивать речь учащихся.

Третий родитель

Роль педагога явно больше, чем просто планирование и выполнение планов урока. В каком-то смысле он становится третьим родителем для своих учеников. Первый учитель может быть постоянным положительным образцом для подражания, особенно для детей из неполных семей. Таким ребятам обычно не хватает внимания, так как единственный родитель может быть постоянно озабочен материальным обеспечением ребенка, а на то, чтобы выслушать сына или дочь, возможно, не хватает времени. К неравнодушному педагогу ребенок может прийти с проблемой, о которой постесняется или побоится рассказать родителям, но учитель никому не расскажет и поможет ему. Конечно, в таком случае педагог должен быть очень тактичным.

Что такое учитель в современном мире?

Сейчас роль преподавателя очень многогранна. Его работа заключается в том, чтобы помочь ученикам научиться использовать свои знания и интегрировать их в жизнь, чтобы они стали полноценными членами общества.

  • Ведение уроков в порученных ему классах.
  • Учитель музыки участвует в создании праздничных мероприятий.
  • Оценка способностей ученика, сильных и слабых его сторон.
  • Подготовка учащихся к экзаменам.
  • Общение с родителями и обеспечение их своевременной информацией об успеваемости ребенка.
  • Разработка правил и обеспечение их соблюдения в классе.
  • Контроль детей во внеурочной деятельности (например, обед, детская площадка).
  • Проведение в классе мероприятий.
  • Планирования поездок.
  • Учитель-мастер дает открытые уроки для коллег.

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.