Айвазовский чесменский бой история создания. Описание картины айвазовского чесменский бой

Айвазовский Иван Константинович

Чесменский бой - Айвазовский. 1848. Холст, масло. 193 х 183 см. Музей: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия

Признанный мастер-маринист, художник как никто другой умел изображать море в любом его состоянии и различные корабли — от маленькой лодочки до огромного парусника. На картине изображен момент морского сражения русского флота против турецкого, в котором последний потерпел сокрушительное поражение и потерял множество кораблей и своих опытных моряков.

Полотно отражает решающий момент ночного боя, когда турецкий флот оказался наголову разбит. Это чудовищное и пугающее зрелище — огромные корабли горят и тонут, как щепки, а за остатки мачт и такелажа с трудом цепляются уцелевшие моряки. Невероятную мощь и ужас этого сражения подчеркивают высоко вздымающиеся столбы пламени, так что кажется, что адским пламенем полыхает само море. Вспышки огня выписаны настолько мастерски, что создается ощущение пышущей жаром картины.

Глубину перспективы и объемность картине придает использование контрастных цветов. Общая колористическая гамма очень темная и мрачная, что не только соответствует трагичности события, но и обуславливается тем, что бой проходил ночью, а дым и гарь от погибающих в огне кораблей в буквальном смысле закрыли горизонт. Неба как такового на полотне не видно, оно затянуто плотной завесой черного траурного дыма, на фоне которого четко выделяются огненные всплески красок горящих кораблей и желтая луна, едва видная под покрывалом дымных клубов.

На переднем плане картины видна переполненная людьми шлюпка, которые только что подорвали один из турецких кораблей при помощи своего брандера. От этого взрыва и случился грандиозный пожар, который вскорости и погубил почти весь линейный турецкий флот. С другой стороны полотна на остатках своего затонувшего судна пытается спастись горстка уцелевших в битве турок. Вся их надежда на выживание заключена в том, что их возьмут в плен, не дав утонуть в мрачных водах Эгейского моря.

Эта историческая битва позволила русским войскам не только помешать туркам свободно передвигать свои суда по этому району Эгейского моря, но и установить блокаду Дарданелл, помешавшую основным силам турецкого флота проникнуть в Черное море.

Используя столь ограниченную цветовую гамму, художник сумел не только передать реалии морского боя, но и сделать это так мастерски, что картина смотрится настоящим фоторепортажем с места исторического события, поражая воображение современного зрителя грандиозностью и опасностью морских битв прошлых эпох.

Иван Константинович Айвазовский был всесторонне образованным человеком и интересным собеседником. В юности он часто посещал дом композитора М. И. Глинки, где исполнял на скрипке собственные мелодии. Позднее две из них вошли в оперу Глинки «Руслан и Людмила».

Русский художник Иван Константинович Айвазовский (настоящая фамилия - Гайвазовский) родился в Феодосии, в семье разорившегося торговца. Его отец, по национальности армянин, был хорошо образован, знал несколько восточных языков. В детстве Ваня интересовался музыкой и рисованием - он сам сочинял небольшие музыкальные произведения и исполнял их на скрипке, а также рисовал углем.

У родителей не было возможности дать мальчику хорошее образование. Однако Ване повезло: градоначальник Феодосии А. И. Казначеев заметил талант Айвазовского и похлопотал о его зачислении в симферопольскую гимназию.

Проучившись там два года, в 1833 году шестнадцатилетний Айвазовский был принят в Императорскую академию искусств в Петербурге, в класс М. Н. Воробьева.

Больше остальных Айвазовского интересовала тема моря. Во время учебы будущий маринист даже участвовал в походе Балтийской эскадры и изучал военные корабли. Вернувшись из путешествия, он выполнил несколько картин, которые экспонировались на выставке академии в 1836 году.

В них можно заметить влияние голландских мастеров XVII века, однако талант молодого художника уже ни у кого не вызывал сомнений. Айвазовский окончил академию в 1837 году с Большой золотой медалью, которая давала ему право на заграничную командировку. Однако перед этим по решению Совета академии молодой художник отправился в Крым писать морские пейзажи. Там он не только выполнил много пейзажей, набросков с видами Феодосии, Керчи, Гурзуфа, Ялты, Севастополя, но и принимал участие в десантных операциях Черноморского флота.

В 1839 году он участвовал в одном из военных морских походов в качестве живописца. Результатом его творчества в Крыму стал ряд картин, из которых наиболее удачными можно считать «Лунную ночь в Гурзуфе» (1839) и «Морской берег» (1840).

И. К. Айвазовский. «Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим», 1846, Русский музей, Санкт-Петербург

В 1840 году Айвазовский вместе с другими выпускниками академии приехал в Италию, где довольно быстро завоевал популярность. Он познакомился там с Н. В. Гоголем, а также с художниками А. А. Ивановым и англичанином Дж. Тёрнером. Айвазовский посетил Рим, Венецию, Флоренцию, Неаполь, изучая художественные шедевры. В это время он выполнил работы: «Вечер в Венеции» (1843, Дворец, Павловск); «Кораблекрушение» (1843, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия); «Венеция» (1843, собрание Музалевского); «Неаполитанский залив ночью» (1843, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

И. К. Айвазовский. «Бой в Хиосском проливе», 1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

После Италии он отправился в Германию, оттуда - в Голландию, затем посетил Францию, Швейцарию, побывал в Англии, Португалии и Испании. Во время этих поездок по странам Европы окончательно сложилась художественная манера Айвазовского - он не делал предварительных натурных этюдов и рисунков, довольствуясь только несколькими карандашными набросками, говоря, что «…движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры…» В 1844 году двадцатисемилетний Айвазовский вернулся в Россию знаменитым академиком Римской, Парижской и Амстердамской Академий художеств. Сразу же после возвращения в Петербург он получил звание академика, был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника. Вскоре Айвазовский начал работу над крупным заказом - серией картин с видами городов на побережье Балтийского моря.

И. К. Айвазовский. «Чесменский бой», 1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Выполнив заказ, мастер в 1845 году вернулся в родной город, построил собственный дом и занялся творчеством. В этот период он написал полотна «Одесса ночью» (1846, Русский музей, Санкт-Петербург), «Вечер в Крыму» (1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

В 1848 году Айвазовский выполнил несколько марин на исторические сюжеты: «Бой в Хиосском проливе», «Чесменский бой», «Наваринский бой» (все - в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

На полотне «Бой в Хиосском проливе» художник показал морское сражение, происходящее днем. На переднем плане два корабля: на мачте одного развевается бело-синий андреевский стяг, на мачте другого - красный флаг. На переднем плане в зеленоватых волнах качается обломок мачты с клочком паруса - по всей видимости, все, что осталось от потопленного корабля. На заднем плане в дыму сражения можно разглядеть еще несколько мачт и парусов остальных кораблей эскадры.

На картине «Чесменский бой» мастер изобразил подвиг лейтенанта Ильина, который взорвал свой корабль около вражеских турецких судов.

Сражение происходит ночью - в небе, частично затянутом облаками, видна луна. Несколько кораблей горит, солдаты пытаются спастись в лодке.

В последующих работах Айвазовского можно заметить усиление традиций романтизма («Девятый вал», 1850, Русский музей, Санкт-Петербург и др.).

Во время Крымской войны 1853–1856 годов художник неоднократно бывал в осажденном Севастополе. Впоследствии он запечатлел увиденные события на полотнах «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью» (обе - 1853, Военно-морской музей, Санкт-Петербург). Через несколько лет он выполнил еще одно полотно, посвященное Крымской войне: «Осада Севастополя» (1859, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

В 1867 году художник написал полотно «Остров Крит» (Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия), посвященное освободительной борьбе греков против турецких завоевателей.

В последующие годы мастер выполнил несколько пейзажей с изображением степей, хуторов, а также видов Кавказа. Однако, несмотря на то что художник работал над ними с большим старанием, эти картины все-таки не так выразительны, как его знаменитые марины.

Во второй половине XIX века Айвазовский продолжал писать картины на исторические сюжеты. Особенно интересны работы «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883); «Черноморский флот в Феодосии» (1890); «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями» (1892); «Наполеон на острове Св. Елены» (1897), все - в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

Айвазовский жил в Феодосии, но довольно часто совершал недолгие поездки в другие страны. Например, в 1870 году он в составе русской делегации присутствовал на открытии Суэцкого канала. Вернувшись в родной город и пользуясь только небольшими зарисовками и прекрасной зрительной памятью, он создал полотно «Суэцкий канал».

И. К. Айвазовский. «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», 1892, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Художник работал до конца жизни. В последние годы он выполнил множество великолепных произведений: «Черное море» (1881, Третьяковская галерея, Москва); «Корабль „Мария“ во время шторма» (1892, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия) и др.

Девятнадцатого апреля 1900 года за один день он написал свое последнее произведение «Взрыв корабля» (Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия). В ту же ночь Айвазовский умер.

В своем завещании Иван Константинович Айвазовский написал: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусств, составляли полную собственность Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии».

В истории российского флота Чесменское сражение является одним из славных героических событий. Сам Айвазовский, конечно же, не мог быть свидетелем этих событий, которые разворачивались в ночь на 26 июня 1770г. Но в то же время художник очень достоверно и убедительно смог воспроизвести картину морского сражения на своём полотне. Горят и взрываются корабли, обломки мачт взлетают к небу, поднимающиеся сизо-алые языки пламени смешиваются с облаками, луна невозмутимо созерцает сверху на происходящее. Её спокойный и холодный свет как будто подчёркивает адское смешение огня, моря и воды. Ощущение такое, будто и сам Айвазовский, создавая эту картину, переживал происходящее событие, в ходе которого русские моряки одержали победу. Несмотря на жестокость увиденного на картине, она оставляет впечатление грандиозного фейерверка и мажорности. Сюжетом картины явился один из эпизодов русско-турецкой войны, в которой Россия боролась за господство в Чёрном и Средиземном морях. Турецкий флот на тот исторический период считался самым сильным. Но после нескольких военных сражений он в панике скрылся в Чесменской бухте. Преследуя врага, российские корабли перекрыли выход из бухты, и за одну ночь полностью уничтожили и сожгли весь турецкий флот. Российский флот потерял в ту ночь всего 11 моряков, тогда как турки - 10тыс. человек. Такой победы в истории морских сражений Россия более не испытывала. Командовал событиями граф Алексей Орлов, а Екатерина II, будучи императрицей. Приказала возвести в Царском селе памятник героям, участвовавшим в Чесменской битве. Памятник был выполнен в виде колонны, которая и сегодня возвышается в центре большого пруда. Завершает аллегорическую скульптуру силуэт двуглавого орла, который ломает мраморный полумесяц. Айвазовский, желая ощутить масштаб морского боя, принимал участие в некоторых войнах, после чего создавал немало батальных потетических полотен. В картине Айвазовского «Чесменский бой» продемонстрировано блестящее мастерство живописца, его техника и смелость исполнения. В том же 1848г. Айвазовский написал картину «Сражение в Хеосском проливе», которая составила достойную пару Чесменскому бою, прославляя победу русского флота. Айвазовский являлся самым ярким из последних представителей в русской живописи романтического настроения. Особенно это проявлялось в его пафосных героических морских баталиях.

И.К. Айвазовский - выдающийся российский художник-маринист, коллекционер, меценат. Его полотна по праву считаются шедеврами, а сам автор пользуется славой не только в России, но и за рубежом. Художник был членом нескольких европейских академий, что является лучшим доказательством признания его творчества за рубежом.

Общая характеристика работы

В начале своей карьеры художника Айвазовский находился под сильным влиянием известного российского живописца романтического направления К. П. последнего оказали на молодого и начинающего мастера настолько сильное впечатление, что он поначалу ему просто подражал.

«Чесменский бой» - картина Айвазовского, история создания которой тесно связана с ранним этапом его творчества, является лучшим тому подтверждением. В этом монументальном и масштабном полотне живописец воплотил лучшие принципы своего учителя: смелость и грандиозность замысла, яркость и живость изображения, возвышенный стиль образов. Следуя принципам романтизма, автор не скупился на драматические краски.

Особенности полотна

Картина Айвазовского «Чесменский бой» демонстрирует лучшие достижения живописи в жанре романтизма. Дело в том, что в это время молодой и талантливый художник творил под влиянием эпохи. Для того чтобы подчеркнуть величественность победы русского флота, он пошёл даже на некоторые отступления от исторической действительности, несколько сместив положение кораблей. Художник в первую очередь сделал акцент на изображении пожара, который, несмотря на трагичность ситуации, придаёт полотну мажорный тон.

Картина Айвазовского «Чесменский бой» - одно из первых крупных произведений автора в жанре морской Художник не задавался целью воспроизвести картину боя с документальной точностью, потому что до него этот уже сделал немецкий живописец Я.Ф. Хаккерт по специальному заказу Екатерины II. Этот автор нарисовал расположение всех кораблей и флотов воюющих сторон в строгом порядке, основываясь на документальных свидетельствах, мемуарах, данных судовых журналов.

Поэтому Айвазовский решил несколько отойти от реалий события. Взяв за основу работу своего предшественника и тщательно поработав с документальными материалами, он создал собственное оригинальное полотно, которым прославил победу российского флота. Это было вполне в духе его времени, когда романтическое направление в отечественном искусстве являлось доминирующим.

Исторический сюжет

Одним из основных сражений русско-турецкой войны был Чесменский бой. Айвазовский, картина которого как раз посвящена этому важному событию XVIII века, выбрал объектом для своего полотна именно его по двум причинам. Во-первых, эта победа наглядно продемонстрировала возросшую мощь русского флота, а, во-вторых, имелось немало документов, воспоминаний, а главное - уже существовала аналогичная работа немецкого художника, что оказала влияние на автора.

Кроме того, это сражение произвело резонанс в российском обществе. Знаменита депеша графа Орлова, в которой он докладывал о победе, ходила по рукам. Разумеется, подобный исторический факт не мог не привлечь внимания такого известного мариниста, как Айвазовский, который был художником Главного морского штаба.

Описание

Картина Айвазовского «Чесменский бой» была написана в 1848 году. Как уже было сказано выше, это был ранний период в творчестве художника. Главный элемент работы - это пожар, который производит впечатление страшного, но в то же время эффектного фейерверка. Художник нарочно сделал очертания кораблей несколько расплывчатыми, чтобы зритель не отвлекался от основного замысла работы. Всё внимание должно было быть приковано именно к этому мощному огненному потоку, который взмывает вверх.

Как известно, представители романтизма очень часто играли на контрастах, чтобы тем самым ещё больше усилить впечатление от происходящего. Айвазовский не был исключением. В противовес пылающему морю, которое как будто сливается с ночным небом, из-за облаков выглядывает светло-жёлтая луна. Она бросает тусклые лучи вниз. Они немного оттеняют яркость страшного сражения. Картина Айвазовского «Чесменский бой» изображает на заднем плане фигуры людей, которых, очевидно, выбросило ударной волной за борт кораблей в море. Драматизм происходящего усиливается: зритель, глядя на картину, понимает, что без помощи им не обойтись, а между тем эту самую подмогу им будет очень трудно получить ввиду произошедшей катастрофы.

Значение картины в творчестве художника

«Чесменский бой» - картина Айвазовского, описание которой была посвящена эта статья, занимает видное место в галерее его полотен. Она является как бы промежуточным звеном между его романтическими увлечениями и переходом к монументальной батальной живописи. В ней были намечены принципы изображения красочное воспроизведение боя, особое внимание к изображению водной глади, которая сливается с небом, а также использование ярких, насыщенных красок.

Чесменское сражение – один из самых важных эпизодов русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В течение ночи российские корабли смогли «запереть» в Чесменской бухте и уничтожить большую часть турецкого флота.

И. К. Айвазовский не был участником грандиозного Чесменского сражения, происходившего в ночь с 25 на 26 июня 1770 года, однако на своем полотне он убедительно запечатлел картину морской битвы.

Полотно «Чесменский бой» написано художником в 1848 году и относится к раннему периоду творчества великого мариниста.

«Чесменский бой» - батальное полотно, пронизанное страстной патетикой и драматизмом. На переднем плане – силуэт флагмана русской флотилии. В глубине Чесменской бухты – погибающие от взрывов турецкие корабли. Мы видим, как они горят и тонут – разлетаются обломки мачт, бушует пламя огня, озаряя темную ночь трагическим светом.

Турецкие моряки, чудом уцелевшие после взрыва, хватаются за обломки деревянного корабля, пытаясь удержаться на воде, и взывают о помощи. Поднимаясь вверх, сизый дым пожара смешивается с облаками. Смешение стихии огня, воды и воздуха напоминает какой-то адский фейерверк. Сверху несколько отрешенно смотрит на все, что происходит, луна.

Несмотря на жестокость происходящего, картина «Чесменский бой» производит мажорное впечатление. Видно, что сам живописец в процессе создания полотна переживал чувство радостного волнения, упоения блестящей победой, одержанной русскими моряками. Картина отличается виртуозной техникой, мастерством и смелостью исполнения.

Картина «Чесменский бой» И. К. Айвазовского относится к числу полотен, прославляющих одну из самых славных страниц в истории российского флота.

Помимо описания картины И. К. Айвазовского «Чесменский бой», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.