Помощь попавшим в трудную жизненную ситуацию. Психологическая помощь женщинам в трудной жизненной ситуации

В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического, социально-политического характера. При этом, пожалуй, самой незащищенной категорией являются дети.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливается, что защита прав детей, находящихся в трудной жизненной, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Реализуемые субъектами Российской Федерации региональные целевые программы являются своего рода ядром решения проблем детей, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эффективность реализации таких программ во многом определяет возможность достижения целей и задач социальной политики государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами культуры.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, систему непрерывного образования.

Социальная защита детства также включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа .

Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в труде, общении, в личной жизни.

Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных», дезадаптированных детей и подростков. Следует отметить, что работа с такими детьми требует совмещения качеств социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица) и качеств социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетними.

Работая с «трудными» детьми, необходимо ориентироваться на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве - в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся гораздо понятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на личности данного ребенка .

Нуждающиеся дети на сегодняшний день могут рассчитывать, прежде всего, на материальную помощь. Ее основной задачей является поддержание приемлемого (необходимого и достаточного) уровня жизни ребенка и семьи в целом, находящихся в социально-трудной ситуации. Материальная помощь – это единовременная выплата в денежной или натуральной форме, выраженная в виде суммы денег, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Основным критерием при установлении права на материальную помощь является малообеспеченность, как показатель нуждаемости. Органы социальной защиты населения решают вопрос о признании нуждающихся малоимущими и об оказании им материальной помощи, а непосредственную работу по оказанию таковой ведут муниципальные центры социального обслуживания. Комиссиями по распределению и оказанию материальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты, рассматриваются вопросы оказания такой помощи с учетом материально-бытового положения обратившегося, состава и дохода семьи, причин и обстоятельств, побудивших к обращению за помощью. К сожалению, для получения материальной помощи нередко требуется целый перечень справок и документов, что создает значительные трудности для малообеспеченных граждан.

Повышение государственных расходов на поддержку семей с детьми сыграло определенную роль в улучшении их материального положения, повышении рождаемости детей. Однако доля затрат в ВВП на поддержку семей с детьми в России по-прежнему намного ниже, чем в развитых европейских странах. Едва ли можно ожидать, что денежное регулирование радикальным образом способно устранить причины, приводящие к неблагополучию детей.

В поиске новых путей управления процессом и стимулирования в регионах необходимых изменений в 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Фонд является новым современным инструментом проведения социальной политики в интересах детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях разделения полномочий между центром и регионами.

Миссия Фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

Направления деятельности Фонда на 2012-2015 годы:

  1. профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
  3. социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, акцентирует внимание регионов на необходимости организации системной, комплексной и межведомственной работы с семьями и детьми и полагает, что программно-целевой подход – наиболее подходящий инструмент организации такой работы .

Следующий вид помощи, оказываемой государством – социальное обслуживание детей-инвалидов на дому. Помощь на дому направлена на повышение уровня и качества жизни инвалидов, нахождение детей в привычной для них среде обитания – в домашней обстановке, защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе.

При центрах социального обслуживания создаются специализированные отделения, занимающиеся обслуживанием на дому. Социальные работники посещают своих подопечных несколько раз в неделю. Перечень услуг, предоставляемых в этом случае, достаточно широк. Это может быть, во-первых, организация питания, быта и досуга.

Во-вторых, социально – медицинские, санитарно – гигиенические услуги (содействие в проведении медицинской помощи, реабилитационных мероприятий, обеспечение лекарственными средствами, оказание психологической помощи, госпитализация и прочее).

В-третьих, содействие в получении образования инвалидами в соответствии с их физическими возможностями умственными способностями.

В-четвертых, правовые услуги (помощь в оформлении документов, содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ и т. д.). А так же содействие в организации ритуальных услуг .

Услуги по социальному обслуживанию дети могут получить в специализированных учреждениях на стационарной и полустационарной основе. На базе полного государственного обеспечения осуществляется обслуживание инвалидов, детей-сирот, детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а так же в случае, когда местонахождения родителей не установлено. На срок не более одного года в стационары могут приниматься дети одиноких матерей, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев.

Стационарная помощь детям оказывается в детских домах-интернатах, школах-интернатах, детских домах санаторного типа, коррекционных детских домах (в том числе коррекционно-психологических), специальных детских домах (для детей с отклонениями). Данные учреждения выполняют функции по созданию благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Там осуществляется медико-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей; освоение образовательных программ, обучение и воспитание; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав их интересов.

В учреждениях социального обслуживания действуют отделения дневного или ночного пребывания. Здесь несовершеннолетние могут получить услуги полустационарного социального обслуживания.

В комплексных центрах социального обслуживания создаются отделения дневного пребывания для детей и подростков. В свободное от учебы время дети посещают отделение дневного пребывания, где производится комплектация реабилитационных групп численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделениях дневного пребывания имеются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой .

Так же остается проблемным и вопрос о безнадзорных детях. На пути решения этой проблемы государством были созданы специализированные учреждения, предоставляющие детям приют временного характера.

Важно отметить, что предоставление временного приюта детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, способствует профилактике и, во многом, предупреждает безнадзорность несовершеннолетних. В этих целях создаются специализированные учреждения временного пребывания – это социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние находятся в подобных учреждениях в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Прием детей (от 3 до 18 лет) производится круглосуточно, они могут обратиться самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) .

Какие же функции выполняют учреждения временного пребывания? Прежде всего, это помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в коллективе сверстников по месту учебы, жительства. Содействие возвращению детей в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи детям и их родителям. Организация медицинского обслуживания и обучения, содействие в профессиональной ориентации и получении специальности и т.д. Такие учреждения, как социальные приюты, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей .

Следующий вид социальной помощи – реабилитационные услуги. В них нуждаются различные категории детей: инвалиды, малолетние правонарушители, безнадзорные, беспризорные дети и т. д.

Процесс реабилитации – сложный процесс, включающий в себя целый комплекс мер: медицинскую, психологическую, профессиональную реабилитации. Подобные меры направлены на сохранение и восстановление здоровья ребенка и среды его жизнеобеспечения.

Одно из основных направлений реабилитации – льготное обеспечение детей-инвалидов протезами, ортопедическими изделиями, средствами передвижения – кресло-колясками. На сегодняшний день существует около 200 предприятий-производителей технических средств, необходимых для реабилитации инвалидов. Не секрет, что реабилитационные услуги в нашей стране находятся на довольно низком уровне – нет достаточных средств для бесплатного обеспечения всех нуждающихся граждан; мало предприятий, специализирующихся на разработке и выпуске протезно-ортопедических изделий; качество подобной продукции также зачастую оставляет желать лучшего.

Законодательство гарантирует детям-инвалидам право на бесплатное получение профессий, которое реализуется в 42 специальных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, там обучаются свыше 7 тыс. человек. Обучение проводится и в общеобразовательных учреждениях. В рамках среднего профобразования осуществляется подготовка по современным специальностям, связанным с менеджментом, финансами, банковским делом, организацией социального обеспечения и т. д.

Дети-инвалиды дошкольного возраста получают реабилитационные услуги в детских дошкольных учреждениях общего типа, а если это исключается по состоянию их здоровья, то в специальных дошколь­ных учреждениях. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Важно отметить, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях обучение детей-инвалидов с согласия родителей производится на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Обучение проводится, как правило, ближайшим к месту жительства ребенка-инвалида образовательным учреждением. На время обучения образовательное учреждение предоставляет бесплатно учебники, учебную и справочную литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. По итогам обучения выдается документ государственного образца о соответствующем образовании .

Таким образом, принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним провозглашен на государственном уровне. Очевидно, что забота о подрастающем поколении – это одна из основных задач государства. Ведь вовремя оказанная помощь способствует возврату ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в русло нормальной полноценной жизни. При этом определяющими являются материальное благополучие, духовное развитие и нравственное здоровье подрастающего поколения. Игнорирование поставленных задач – безнравственно.

Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - N 6. - С. 4.

Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2012. - N 1. - С. 24.


В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации , и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищутвыход из трудной жизненной ситуациис помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает один из ФЗ РФ - «Сложная жизненная ситуация - это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть ». В этом законе приводятся и несколько примеровтрудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом , неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми , порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях .

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты - группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление - действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации , высокий уровень психической саморегуляции , поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны. Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность . В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию , в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления - забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею . Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость ), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д. Этот прием заключается в сознательном применениимеханизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной , он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку . При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями . Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей , как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий . Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции. Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции. Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных. Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации . Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме - путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе , от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие , травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными. Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики » и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить. То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу. Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни. Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта . Не сумев найти выход из сложной ситуации , в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это ?», «Это не самое главное в жизни ») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний . Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация - принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации . Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой », «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский » и т.п.

В жизни каждого из нас бываюттрудные жизненные ситуации . Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями. Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда. Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить. Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример - испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать , отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Социальная поддержка - в самом общем смысле - это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства . Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между людьми.

Социальная поддержка населения - система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемыми законами и иными нормативно правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения . Представленное определение основано на положениях Федерального закона №122-ФЗ «О внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утративших силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятого Государственной Думой РФ 5 августа 2004г. . До принятия данного закона в научной, правовой и деловой литературе, а также в нормативно - правовых документах социальная поддержка трактовалась как одноразовые и (или) эпизодические мероприятия кратковременного характера.

Социальная поддержка семьи рассматривается также и как помощь в денежной и натуральной форме, которая предоставляется с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению .

Существуют следующие виды социальной поддержки семьи:

1. эмоциональная, интимная - забота о другом, доверие и сопереживание ему;

2. инструментальная (материальная) - помощь финансовая, обеспечение ресурсами;

3. информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

4. обратная связь или поддержка в форме оценки - оценка исполнения после разрешения проблемы.

Особую роль занимают сети социальной поддержки. Сети социальной поддержки - это структуры, способные оказать человеку, семье помощь. В нашей стране создана целая сеть учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям. В Челябинской области функционирует широкая сеть учреждений, деятельность которых направлена на оказание социальной поддержки и помощи семьям и детям. Это 55 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школы-интернаты), 23 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты и социально-реабилитационные центры), 3 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 центра социальной помощи семье и детям и 1 кризисный центр для женщин .

Социальная поддержка семьи представляет собой сложный процесс, который включает в себя три звена:

1. поиск социальной поддержки (способность семьи находить людей, готовых оказать помощь);

2. наличие сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку);

3. восприятие социальной поддержки (способность семьи принимать помощь от окружающих).

Российская семья нуждается в поддержки государства и общества, но такая поддержка государства и общества не может быть сведена только к материальной, экономической (денежной или натуральной) помощи, она должна включать содействие в организации и других возможных потребностей семьи, в разрешении любых проблем и кризисных ситуаций любой природы, а не только экономической. Как отмечает П.Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи .

Семья - полноправный институт социального воспитания. В целях сохранения и развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов её жизнеобеспечения, а с другой - на формирование эффективной системы социальной защиты социально-уязвимых семей.

Социальная поддержка семьи представляет собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семьям, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот. Отличительными признаками социальной поддержки являются временный или частичный характер; активное участие нуждающегося в решении проблемы; использование принципа возвратности выделяемых финансовых средств. Составным элементом социальной поддержки семьи является социальная помощь. Согласно российскому законодательству, «государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам … социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации»

К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей :

Денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия, субсидии);

Трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

Социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Также российским законодательством определены меры социальной поддержки, на которые имеет право семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию:

1. Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

2. Ежемесячная денежная выплата семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства.

3. Обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания.

4. Обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, без взимания платы.

5. Единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения.

В настоящее время невозможно идти по пути ликвидации малообеспеченности с помощью доплат из бюджета всем семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума. Социальная помощь в современных условиях может быть только конкретной и оказываться в индивидуальной форме как адресная. Только в этом случае весьма ограниченные средства на социальную защиту могут быть использованы оптимально.

Органы социальной защиты охватывают все категории семей: малообеспеченные, неполные, многодетные, неблагополучные и семьи группы риска.

Основными направлениями по социальной защите семьи и детей являются:

1) профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства с внедрением современных технологий;

2) комплексная материальная поддержка семьи и детей, в том числе малообеспеченных и многодетных семей;

3) организация работы по отдыху и оздоровлению детей.

Особой категорией клиентов являются семьи, попавшие в группу риска, или находящиеся в социально опасном положении. В 2011 году на учете в Челябинске состоит 7 000 семей, в 2010 количество таких семей составляло 6 984 . Отделения помощи семье и детям Муниципальных учреждений Комплексный центр социального обслуживания населения города выполняют первичную функцию по выявлению таких семей, их социальный патронаж, подбор программы реабилитации.

Необходимо выявлять проблемную, неблагополучную семью на раннем этапе, когда вмешательство может быть особенно эффективным, активизировать с такими семьями работу, развивать семейно-воспитательные группы в приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Всего на оказание содействия росту реальных доходов семьям с детьми в 2011 году в Челябинской области предусмотрено 2 млрд. 724,1 млн. рублей. Из них на выплату ежемесячного пособия на ребенка ежегодно направляется более 1 млрд. рублей, единовременного пособия при рождении ребенка - 121 млн. рублей. Пособия получат более 330 тыс. семей с детьми .

Система предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе адресной субсидии в связи с ростом платы за коммунальные услуги в 2011 году), которые являются одним из видов оказания государственной социальной помощи, позволяет защитить малоимущие семьи от роста задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и, в конечном итоге, от потери своего жилья. Ежегодно на эти цели выделяется более 1 млрд. рублей. Субсидии в области получают более 100 тыс. семей.

Обеспечению социальной защищенности малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствует выплата единовременного социального пособия. В текущем году объем финансирования на его выплату составит 19,5 млн. рублей .

Главная цель социальной поддержки семьи - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Конкретное содержание социальной поддержки семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Семья -- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Достичь возрождения авторитета российской семьи, укреплению базовых семейных ценностей и традиций возможно путем совершенствования семейной политики, развития содержания социальной поддержки семьи, духовно-нравственного воспитания населения, совершенствования социальных отношений, приобщения детей и молодежи к семейным ценностям, через сохранение культурных традиций и изучение родословия. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Основной целью государственной социальной поддержки семьи и детей является благополучие семьи. Государственная семейная политика должна постоянно развиваться и совершенствоваться, опираясь на научные исследования, вводить новые государственные стандарты, формировать новые механизмы взаимодействия с семьей, тем самым обеспечивая необходимые условия для реализации семьей ее основных функций.