Почему у ивана васильевича прошла любовь. Рассказ "После бала" Почему Иван Васильевич разлюбил Вареньку и почему не пошёл служить по военной части

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.2. Какое символическое звучание для всего романа имеют слова Пугачева, обращенные к Петруше Гриневу: «Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

2.4. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? В чем истинные причины, изменившие жизнь человека? (По порассказу Л. Н. Толстого «После бала».)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарий к сочинениям

2.1. Согласны ли вы с мнением критика о повести «Княжна Мери» (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»): в ней «французское начало и русское окончание»? Обоснуйте свою позицию.

Не только в русской, но и в мировой литературе Лермонтов один из первых овладел умением улавливать и изображать «психический процесс возникновения мыслей», как выразился Чернышевский в статье о ранних повестях и рассказах Льва Толстого. И если «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души» в полной мере были раскрыты средствами художественной литературы впоследствии уже Толстым, то при всем различии между Лермонтовым и Толстым Чернышевский не случайно назвал среди предшественников Толстого имя автора «Героя нашего времени», у которого «более развита эта сторона психологического анализа». Очевидно, что завязка главы «Княжна Мери» сделана по канонам французских романов тех лет и зритель ожидает определенной концовки, но концовка вырывается из этой шаблонности. Нестандартный герой, нестандартны его отношения к происходящему, в том числе к любви. Нестандартна и развязка: нет счастливого воссоединения влюбленных.

2.2. Какое символическое звучание для всего романа имеют слова Пугачева, обращенные к Петруше Гриневу: «Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

История взаимоотношений Гринева и Пугачева - это прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да, не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища!» И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его... Однако пишет Пушкин: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело... Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное... В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и... уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!» И завязались между героями отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина, ни раба, где враги - братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие? Чем его измерить? Только милостью и милосердием же.

2.3. За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». Гоголь характеризует Башмачкина как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина такая же ограниченная и односторонняя, как и внешняя. Герой не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для героя подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую вещь, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. Но зато «он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», - пишет Гоголь. Накапливание денег на приобретение новой шинели становится для Акакия Акакиевича целью всей жизни. Но не должен человек ограничиваться такими мелкими интересами. Не может он жить, удовлетворяя только физиологические свои потребности. В этом и есть суть наказания Башмачкина - он лишен единственного смысла своей жизни, потому и умер.

2.4. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? В чем истинные причины, изменившие жизнь человека? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Герою-рассказчику из рассказа Л. Н. Толстого «После бала» пришлось пережить в своей жизни одно страшное утро, полностью изменившее всю его дальнейшую жизнь, его будущее. На балу герой восхищается своей возлюбленной, всем тем миром, который его окружает. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле - вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой раскрывает одну из безотрадных сторон жизни николаевской России - положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие рядовых, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека - общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», - рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой - в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Отец Вареньки был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

В рассказе JI.H. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же - злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.

Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Поэта Сергея Есенина подарила нам сама народная жизнь, народная Русь: "рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб". С ранних лет его окружал мир песен, сказаний, преданий и народно-поэтических образов. Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме деда Титова. Бабушка рассказывала любимому внуку сказки, дед часто напевал ему народные песни. В народных сказаниях, поговорках, загадках таилось для молодого поэта неисчерпаемое богатство образов, сюжетов, оборотов речи.
В основе народного творчества всегда лежат песенные мотивы. Точно так же и в основе лирики Есенина лежат народные песни, частушки, запевки:



Звоны резки, звоны гулки, Бубенцам в шлее не счет. А как гаркну на прогулке, Выбегает весь народ. Выйдут парни, выйдут девки Славить зимни вечера, Голосистые запевки Не смолкают до утра.
В есенинской лирике словно находят вторую жизнь постепенно уходящие и вытесняющиеся народные песни, столь любимые русскими людьми. Родными и знакомыми с ранних лет слышатся восторженные слова:
Той ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа...
Стихотворные строки Есенина настолько просты и мелодичны, что словно не читаются, а сами собой складываются в песню: Сторона ль моя, сторонка, Горевал полоса. Только лес, да посолонка. Да заречная коса...
Любовь к народным традициям, к русскому фольклору неразрывно связана с нравственными идеалами поэта - любовью к родине, к простому народу, с понятием о чести, достоинстве, долге.
А образ русской деревни часто становится для автора воплощением настоящего рая на земле. Следует отметить, что православные образы в лирике Есенина органично переплетаются с языческой славянской мифологией и фольклорными началами. И это вполне естественно, поскольку и сама народная лирика - обрядовые песнопения, частушки, лирические песни - несла на себе отпечаток этой славянской языческой мифологии.

Данью фольклорной традиции в лирике Есенина являются аналогии, проводимые между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы деревенского быта, явления природы:

Стихотворный слог многих произведений Есенина словно заимствован из древнерусских летописей: его туманы "курятся", "листопад златит холмы", тишина "почивает" в сердце, его нищий - "убогой", "болезный", девки "вяжут... косицы до пят".



Поэт часто использует характерные для фольклора повторы:" заиграй, сыграй, тальяночка...", "Сторона ль моя, сторонка", "Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...", "Гляну в поле, гляну в небо...", "Где ты, где ты, отчий дом...".

Приверженность фольклорным традициям делает Сергея Есенина по-настоящему народным поэтом, произведения которого были и остаются близкими и понятными миллионам людей многих поколений.

Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Центральная тема творчества Чехова - протест против пошлости, обывательщины. Именно она звучит в рассказе “Ионыч”. Это история о том, как способный человек в условиях провинциального буржуазно-мещанского быта превращается в тупого и жадного обывателя.Главный герой, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев, в начале – юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии, увлечен работой. Его интересуют серьезные вопросы, литература, искусство. Он терпеть не может общества “картежников, алкоголиков, хрипунов”. Иногда Дмитрий Ионыч пытается высказать кое-какие свои мысли. Но его серьезные разговоры о прогрессе, политике, науке не встречают понимания.логикой рассказа Чехов пытается нас убедить, что человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против влияния мещанской застойной среды, если он противопоставляет ей свое человеческое “я”. Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Стремление к сытости и богатству оказалось сильнее. В этом заключается причина его нравственного падения.Писатель рисует постепенно погружение Старцева в “тину мелочей». Его интересы и кругозор катастрофически сужаются, человеческая личность на глазах уменьшается. Он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги. За четыре года он растерял все свое былое превосходство над мещанским обывателем. Убедившись в своих посредственных способностях, Котик предлагает Дмитрию Ионычу жениться, но он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, - думает он. В рассказе “Ионыч” словно звучит голос Чехова, призывающий не поддаваться губительному влиянию среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человека, бояться, как огня, накопительства, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)

С. А. Есенин по праву признан одним из луч­ших мастеров пейзажной лирики. Стихи поэта привлекают читателя своей свежестью, непод­дельной искренностью, богатством чувств, нрав­ственным здоровьем и жизнелюбием.

В простых и неказистых родных пейзажах ря­занский поэт сумел открыть такое неповторимое очарование, столько новых и созвучных каждо­му простому человеку чувств, что и спустя столе­тие все новые и новые поколения читателей с упо­ением обращаются к его творчеству.

Природу родного края Есенин знает превос­ходно, в свой тонкий рисунок вкладывает душу настоящего патриота:

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Живо и эмоционально воспринима­ются картины родной природы: они празднично нарядны, здесь доминирует приподнятое, роман­тически окрашенное настроение. Родная приро­да оживает в стихах Есенина, березки и клены, вечера и рассветы, избы и поля - все радуется и грустит по-человечьи. Поэт одухотворяет эти простые и знакомые каждому с детства явления, наделяет своими чув­ствами, настроением. Золотые звезды у него дремлют, «брезжит свет на заводи речные и ру­мянит сетку небосклона», сонные березки улы­баются, растрепав шелковые косы.

Все богатства природы России органически входят в поэзию Есенина - приволье родных про­сторов, полевые запахи, краски и звуки, радост­ная весна, задумчивая осень, жестокая зима. Перед нашими глазами происходят волшебные превращения: зима баюкает мохнатый лес; игри­вые воробушки, словно сиротливые детки, голод­ные, усталые, жмутся поплотней. Им, как и лю­дям, снятся цветные сны: «в улыбках солнца яс­ная красавица весна». Осень - это не просто осень, а рыжая кобылка, расчесывающая гриву. Ее подковки слышны над речным покровом бе­регов. Оживают луна, звезды, вечера и рассветы:

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

В пейзажной лирике Есенина предстают слож­ные, необыкновенно красочные и непривычные образы. Иносказательный смысл этих образов прозрачен, эта символика опирается на реалисти­ческую, преимущественно фольклорную основу: «пляшет ветер по равнинам - рыжий ласковый осленок»; «синь то дремлет, то вздыхает. У лесно­го аналоя воробей псалтырь читает»; «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тиши­ны»; «ягненочек кудрявый - месяц гуляет в го­лубой траве».

Поэзия Есенина - это гимн России, родным рязанским просторам, где, «радуясь и мучаясь», живется все же как нигде хорошо, привольно

«После бала» - небольшой рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Тема рассказа

Главные герои:

  • Иван Васильевич – рассказчик;
  • Петр Владиславович – богатый камергер, полковник Б.;
  • Варенька – дочь полковника.

Произведение начинается с диалога автора и главного героя – Ивана Васильевича. Он заявляет, что вся его жизнь перевернулась после одной ночи, в последний день масленицы - в Прощеное воскресенье. Тогда еще Иван Васильевич был студентом в провинциальном университете (тогда он был молод, сейчас ему за пятьдесят).

В ту ночь и предшествующий вечер с ним произошли два события: бал у воинского начальника Петра Владиславовича; другим же событием стало ужасное зрелище зверского избиения солдата-татарина тем же Петром Владиславовичем под утро уже после бала.

Почему главный герой разлюбил Вареньку, и почему он не пошел служить по военной части

Петр Владиславович баловал дочь, экономил на себе, чтобы ей доставалось самое лучшее. Доказательством этого служили его самодельные сапоги, которые он надел и на бал.

Любовь к Вареньке и уважение к ее отцу, представившемуся Ивану Васильевичу замечательнейшим человеком, окрыляли и вдохновляли главного героя, ему казалось, нет лучше в мире этих людей, и оттого он был счастлив. Но это счастье вмиг разрушили события после бала.

На следующее утро Иван Васильевич отправился к дому семьи полковника Б. и в поле увидел жестокое избиение солдата, пытавшегося до этого сбежать («татарина гоняют за побег»). Истязанием руководил Петр Владиславович; он был самоуверен, грозен и беспощаден, как будто в нем пропало все человеческое; жестокость его казалась герою неоправданной.

Главный герой понял, насколько двуличен Петр Владиславович. С тех пор его любовь к Вареньке пошла на убыль, ему стало неловко и неприятно видеться с ней, он понял, что внешний блеск той семьи – это все напускное и показное. Поступать на военную службу Иван Васильевич также не стал из-за того, что не мог принять и подчиниться суровым, жестоким и беспощадным законам государства. Возможно, они и были справедливы, но главный герой не мог их оправдать, как не мог оправдать и то самое жестокое наказание татарина.

Вариант 1

Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.

А1. Годы жизни Н.М.Карамзина:

а) 1799 - 1837;

б) 1766 - 1826;

в) 1828 - 1910.

А2. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

в) Береги честь смолоду.

А3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

а) ревизор;

б) Городничий;

А4. Хлестаковщина - это:

а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;

б) стремление модно одеваться;

в) погоня за чинами.

А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

а) свадьбой;

б) любовь так и сошла на нет;

в) разводом.

А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?

а) прошлогодний журнал;

б) трость;

в) заячий тулуп.

А7. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

а) романтизм;

б) реализм;

в) классицизм.

А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма-исповедь.

А9. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) композиция.

А10. Композиция произведения – это:

б) завязка и развязка;

в) последовательность частей и элементов произведения.

А11. Трагедия как жанр – это:

а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;

в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.

А12. Образное средство языка:

а) кульминация;

б) эпитет;

А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) метонимия.

А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… тоской // Опять моя заныла грудь»?

а) сравнение;

б) эпитет;

в) метафора.

А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?

а) сравнение;

б) эпитет;

в) литота.

Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.

Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».

Б2. Какому герою произведения М.Ю.Лермонтова принадлежат эти слова:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю.

Всё лучше перед кем-нибудь

Словами мне облегчить грудь,

Но людям я не делал зла…»?

Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!»?

Б4. К кому обращён монолог Мцыри?

Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?

Б6. Укажите год рождения А.С.Пушкина.

Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.А.Блока:

«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега…».

Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «От этих сладостных имён»?

Б10. Какой троп использует С.А.Есенин в следующей стихотворной строке: «Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана »?

8 класс

Литература

Творчество писателей 19 века

Инструкция по выполнению работы

Время выполнения работы - 35 минут.

Работу оформляйте в тетради, ответ на каждое задание пишите с новой строки.

Задания 1 части теста предполагают либо выбор ответа, либо соотнесение данных.

За каждый правильный ответ - 1балл

При возникновении затруднений можно пропустить задание и вернуться к нему в конце работы.

Задания 2 части предполагают запись ответа. Не забудьте указать номер задания.

Каждый правильный ответ - 2 балла.

3 часть работы состоит из развёрнутого ответа на один из вопросов по -вашему выбору.

Ответ оценивается от 1 до 5 баллов (оценивается содержание, логичность изложения, грамотность).

Выполнив работу, обязательно проверьте свои ответы.

Максимальное количество баллов -45

Отметка «5» - 45-42 баллов

Отметка «4» - 41-34 балла

Отметка «3» - 35- 23 баллов

Отметка «2» - меньше 23 баллов

Просмотрите все задания, все ли вам понятно.

Желаю успеха!

Тест

1 часть

1. Установите соответствия между писателями и произведениями, которые они написали:

1.Н.С. Лесков А) «О любви»

2.Н. В. Гоголь Б) «Шинель»

3.Л.Н. Толстой В) «История одного города»

4. А.П. Чехов Г) «После бала»

5.М.Е. Салтыков - Щедрин Д) «Старый гений»

2. Определи тема поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

А) историческое прошлое Грузии

Б) повествование о монастырской жизни

В) стремление человека к свободе

Г) Борьба за свободу своей Родины.

3. Главным героем в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» является:

А) ревизор

Б) Городничий

В) смех

Г) Хлестаков

4. Хлестаковщина - это:

А) желание казаться значительным, не имея на то оснований, бахвальство;

Б) стремление модно одеваться;

В) умение ухаживать за дамами;

Г) погоня за чинами.

5. Глава «О корени происхождения глуповцев» из «Истории одного города» написана как пародия на :

А) роман

Б) летопись

В) былину

Г) сказку

6. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе «После бала»?

А) сватовством

Б) молодые люди расстались, любовь сошла на нет

В) Иван Васильевич полюбил другую женщину

Г) свадьбой

7. Соотнеси определения и понятие

1.Завязка А) последовательность частей и элементов произведения

2. Кульминация Б) момент возникновения или обнаружения конфликта

3. Сюжет В) образное средство языка

4. Эпитет Г) последовательность событий

5. Композиция Д) намеренное переплетение реального и фантастического

6. Гипербола Е) преувеличение с целью придания выразительности

7. Гротеск Ж)момент наивысшего напряжения в развитии событий

8. Соотнеси название произведений и имена героев

Варенька А) «О любви»

Вор-новатор Б) «Ревизор»

Луганович Анна Алексеевна В)«После бала»

Наденька Г)«История одного города»

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Д) «Старый гений»

Акакий Акакиевич Башмачкин Е) «Шуточка»

Сербский сражатель Ж) «Шинель»

2 часть

А) «Береги честь смолоду»

Б) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»

В) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

Г) «Гений лет не имеет - он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы».

10 Укажите, из каких произведений (название и автор) взяты отрывки:

А) Было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.

Б) Но как-то пришел наш батюшка, отец Иван, и в один присест выпил все мои ликеры; и «Вестник Европы» пошел тоже к поповнам, так как летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до постели и засыпал в сарае, в санях, или где-нибудь в лесной сторожке, - какое уж тут чтение?

В) По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. ..

Г) … один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.

3 часть

13.Дайте развернутый ответ на один из вопросов

Какой художественный приём лежит в основе построения рассказа «После бала»? Докажите.

Дайте характеристику Алёхину из рассказа «О любви». Почему не сложилось счастье героев?

Какое произведение из рассматриваемых в контрольной работе вам больше всего понравилось? Почему?

Ключ к тесту

1 часть

1-д, 2-б, 3 -г, 4- в, 5 -в

2 -в

3 -в

4- а

5 -б

6 - б

Б, 2 - ж, 3 -г, 4 -в, 5 -а, 6 -е, 7- д

1 -в, 2-г, 3 -а, 4 -е, 5 -б, 6 -ж, 7 -д

2 часть

9 а - А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

9б - Н.В. Гоголь «Ревизор»

9в - М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

9г -Лесков «Старый гений»

10 а- Лесков «Старый гений»

10 б- А.П. Чехов «О любви»

10 в - Л.Н. Толстой «После бала»

10 г- Н.В. Гоголь «Шинель»

Литература

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014