Николай Васильевич Гоголь: список произведений, описание и рецензии. «Историческая тематика в творчестве Гоголя Историческая тема в повестях гоголя

Исторической теме полностью посвящена повесть «Тарас Бульба». В «Вечерах...» есть исторические мотивы - описания полёта Вакулы в Петербург времён Екатерины II, но в целом назвать «Вечера...» произведением на историческую тему было бы неправильно.
«Тарас Бульба» входит в сборник, написанный Гоголем вслед за «Вечерами...». - «Миргород» (1835).
В начале XIX века европейского и русского читателя поразили романы Вальтера Скотта. Русское общество сомневалось: возможно ли создать подобное произведение на материале русской истории? Гоголь доказал, что это возможно, но не стал вторым Вальтером Скоттом: он создал уникальное произведение на историческом материале.
Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно занимался историей, читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боёв, в которых участвовали казаки в ХУ-ХУИ веках. Ему важно было другое: передать живой дух того мятежного времени. как передавали этот дух народные песни, исполняемые путешествующими по Украине бандуристами. В статье «О малороссийских песнях» (опубликована в «Арабесках») Гоголь писал: «Историк не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет испытать дух минувшего века... тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии».
Одно из старинных значений существительного «сечь» - засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название центра организации украинских казаков; Запорожская Сечь. Главное укрепление казаков располагалось за днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье. Остров большой по площади, берега его скалистые, обрывистые, в некоторых местах высотой около сорока метров. Хортица была центром казачества.
Запорожская Сечь - это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке. Когда татары разорили Киевскую Русь, северные территории стали объединяться под властью московских князей. Киевские и черниговские князья были убиты в жестоких схватках, и центральные земли бывшей Киевской Руси остались без власти. Татары продолжали разорять богатые земли, позже к ним присоединились Османская империя, Великое княжество Литовское, затем Польша. Жители, населявшие эти земли, в отличие от татар, турок- мусульман и поляков-католиков, исповедовали православие. Они стремились к объединению и защите своей земли от набегов хищных соседей. В этой борьбе на центральных землях бывшей Киевской Руси складывалась украинская народность.
Запорожская Сечь не была организацией государственной. Она создавалась ради военных целей. До 1654 года, то есть до воссоединения Украины с Россией, Сечь была казачьей «республикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась кошевым атаманом и делилась на курени (курень - войсковое подразделение и его жилое помещение). В разные времена насчитывалось до тридцати восьми куреней.
Сечь вела войну с Крымским ханом, Османской империей и польско-украинскими властями.
Народный характер повести проявился в том, что темой её стала история козака Тараса Бульбы и его сыновей; многие сцены повести близки по содержанию украинским народным историческим песням; герои повести - козаки, которые защищают независимость родной земли от польского владычества
При чтении некоторых эпизодов (описания битв) складывается впечатление, что перед нами не прозаический текст, а героическая песня, которую исполняют народные сказители.
Гоголь создаёт образ повествователя- сказителя, который словно переживает вместе с героями все изменения в ходе битвы и от имени которого звучат сожаления и восклицания: «Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!» Неправильно было бы считать эти строки высказываниями от имени автора.

0

Ninaarc

Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинными богатырями: козаки бьются за родную землю, за христианскую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положило»; «Там, где прошли незамайновцы - так там и улица, где поворотились - так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!»; «И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов».
Фольклорный характер придаёт сцене второго боя троекратное восклицание Тараса Бульбы, наказного атамана: «Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?» Отвечают ему козаки: «Есть ещё, батько, порох в пороховницах».
«Терпи, козак,- атаманом будешь!»- эти слова Тарас Бульба обращает к Андрию, который «заметно скучал» во время осады города Дубно.
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» - говорит Тарас Андрию, предавшему козаков.
Все эти выражения в наше время стали афоризмами. Первое мы произносим, когда говорим о высоком моральном духе людей; второе - когда призываем кого-либо потерпеть немного ради достижения большой цели; третье мы обратим к предателю, которому не помогли его новые покровители.
Тарас Бульба- главный герой повести. Автор так его описывает Тараса: «Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст». Он козак, но не простой козак, а полковник: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия».
В начале мы встречаем его на собственном хуторе, где он живёт в доме с женой и слугами. Дом его простой, убранный «во вкусе того времени». Однако большую часть своей жизни Тарас Бульба проводит на Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену он называет словом «стара» и с презрением относится ко всяким проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба- чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! вот ваша матерь!».

0

Ninaarc
20.10.2017 оставил(а) комментарий:

Тарас Бульба чувствует себя вольным козаком и ведёт себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: напившись, бьёт в доме посуду; не подумав о жене, решает на следующий же день после прибытия сыновей везти их на Сечь; по своему желанию без нужды начинает подбивать козаков на поход.
Главные ценности в его жизни - это борьба за христианскую веру и товарищество, самая высшая оценка - «добрый козак». Своё отношение к сыновьям он выстраивает на этой основе: действиями Остапа, избранного куренным атаманом, он восхищается, а предавшего козаков Андрия убивает.
Козаки ценят Тараса, уважают его как полководца и после разделения козацкого войска выбирают его «наказным атаманом». Ярче всего проявляется характер и взгляды Тараса, когда он перед боем говорит речь о товариществе, когда ободряет козаков на битву и спешит на помощь своему сыну Остапу. В трагический момент казни Остапа он находит возможность помочь ему, поднять его дух, ответив ему: «Слышу!» И тогда, когда поляки решают сжечь его, он пытается помочь своим выбравшимся из окружения товарищам, крича, чтобы они брали челны и спасались от погони.
Рассказывая о жизни и гибели Тараса Бульбы, автор раскрывает главную свою мысль: именно такие люди отстояли независимость русской земли, и главной их силой была любовь к своей земле и вера в товарищество, братство козаков.
Остап и Андрей - два сына Тараса Бульбы. С каждым эпизодом их характеры прорисовываются всё ярче, и мы видим разницу между сыновьями, которую не замечали раньше.
Антитеза - основной композиционный приём «Тараса Бульбы». Сначала автор противопоставляет долю несчастной женщины и жестокий век, который формирует грубые характеры мужчин, при этом братья описываются почти одинаково, лишь чуть-чуть намечается разница их характеров. Во второй главе эта разница проявляется с ещё большей силой при описании жизни братьев в бурсе. Бурса- название духовного училища или духовной семинарии. Выпускники бурсы обычно с тановились священниками. Гоголь не делает на этом акцент, но мы помним, что основной предмет, который изучался в бурсе, - это Закон Божий.
Описывая жизнь братьев в Сечи, автор говорит нам, что Андрия потрясла казнь, определённая за смертоубийство. Мы видим в нём душу, способную к разнообразным сильным чувствам. Душа Остапа грубее, проще.

0

Ninaarc
20.10.2017 оставил(а) комментарий:

Автор рассказывает нам о братьях с точки зрения Тараса Бульбы. Отец гордится старшим сыном. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Хладнокровие, уверенность, осмотрительность, наклонности вождя - вот качества, проявлению которых радуется Тарас. Остап словно сливается с массой запорожцев, выделяясь из неё лишь высокой степенью уважаемых казаками качеств.
Безумная отвага Андрия противопоставляется хладнокровию и разумным действиям брата. Это человек стихии; для него война полна «очаровательной музыки пуль и мечей», он находится под обаянием романтического ореола борьбы за правое дело и, вероятно, не осознаёт, что сеет смерть.
Очень важно понять, что склонность к самоанализу, к размышлению над своими чувствами, над мотивами собственных поступков - это во многом достижение XIX и XX веков. В наше время люди долго и сознательно развивают в себе умение понимать самого себя, управлять своими чувствами. Во времена, описываемые в повести, люди не анализировали свои чувства: луч разума был направлен вовне, как, например, у Остапа, а не вовнутрь. Не человек владел своим чувством, но чувство владело человеком, захватывало его полностью. Человек становился словно рабом своего порыва, не понимая, что заставило его изменить своё поведение.
Остапа держало его хладнокровие и традиция. Андрий не был хладнокровным: его эмоциональность, вспыльчивость, взрывной, холерический темперамент, как сказали бы психологи, диктовал ему другую линию поведения.
Когда войско облегло город и началась длительная осада, татарка передаёт просьбу панночки о куске хлеба для старой матери: «...потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня».
Сострадание, сочувствие, жалость, любовь - те чувства, которые благословляются Евангелием. Андрий клянётся святым крестом в том, что не выдаст тайну существования подземного хода.
За что воевали запорожцы? - сложный вопрос.
Вспомним слова одного из козаков-вестников: «Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши». Запорожцы шли на Польшу, чтобы «отомстить за всё зло и посрам- ленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, пустить пожар по деревням и хлебам и пустить далеко по степи о себе славу». Главная заповедь Христа- «не убий», Господь учит милосердию и состраданию. Война поворачивается к Андрию не романтической, а жестокой, хищнической стороной.
Андрий видит беспечно спящих запорожцев, что съели за раз такое количество каши, которой хватило бы «на добрых три раза», и людей, умирающих от голодной смерти. И возмущение, протест против этой стороны войны заполняет его сердце. Как раньше его целиком охватывало опьянение боем, так теперь его душу захватывает сострадание, жалость и любовь. Картина мира в сознании героя полностью изменилась. Андрий, как в бою, не может остановиться, чтобы разобраться в том, что он испытывает, и весь поток его переживаний и ощущений выливается в готовую, знакомую форму- форму любовной страсти.
Когда Тарас убивает Андрия, тот стоит перед отцом не шелохнувшись. Что происходит в его душе? Две противоположные картины мира - с абсолютно разными, несовместимыми ценностями - стоят у него перед глазами. Выбрать первую он уже не может, выбрать вторую - значит поднять руку на отца, но сделать этого Андрий не может тоже и умирает от его руки.
Интересно высказывание В.Г. Белинского о «Тарасе Бульбе». Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине». Это, безусловно, так, но надо понимать, что любовь к родине в разное историческое время приобретает разные формы.
Когда-то это - война и битвы, когда-то это - мирное строительство, развитие экономики, совершенствование государственного устройства, развитие искусств.

Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Рас­скажите об одном из произведений писателя, связанных тематиче­ски с историей Украины или России.

Ответ

Исторической теме полностью посвящена повесть «Та­рас Бульба». В «Вечерах…» есть исторические мотивы — описания полёта Вакулы в Петербург времён Екатерины II, но в целом назвать «Вечера…» произведением на историческую тему было бы неправильно.

«Тарас Бульба» входит в сборник, написанный Гоголем вслед за «Вечерами…». — «Миргород» (1835).

В начале XIX века европейского и русского читателя пора­зили романы Вальтера Скотта. Русское общество сомневалось: возможно ли создать подобное произведение на материале русской истории? Гоголь доказал, что это возможно, но не стал вторым Вальтером Скоттом: он создал уникальное про­изведение на историческом материале.

Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно зани­мался историей. читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боёв. в которых участвовали казаки в XV-XVII веках. Ему важно было другое: передать живой дух того мятежного вре­мени, как передавали этот дух народные песни, исполняемые путешествующими по Украине бандуристами. В статье «О малороссийских песнях» (опубликована в «Арабесках») Го­голь писал: «Историк нс должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он за­хочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и от­тенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет испытать дух минувшего века… тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии».

Одно из старинных значений существительного «сечь» — засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название цен­тра организации украинских казаков: Запорожская Сечь. Главное укрепление казаков располагалось за днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находит­ся в черте города Запорожье. Остров большой по площади, берега его скалистые, обрывистые, в некоторых местах высо­той около сорока метров. Хортица была центром казачества.

Запорожская Сечь — это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке. Когда татары разорили Киев­скую Русь, северные территории стали объединяться под вла­стью московских князей. Киевские и черниговские князья бы­ли убиты в жестоких схватках, и центральные земли бывшей Киевской Руси остались без власти. Татары продолжали разо­рять богатые земли, позже к ним присоединились Османская империя, Великое княжество Литовское, затем Польша. Жите­ли, населявшие эти земли, в отличие от татар, турок­-мусульман и поляков-католиков, исповедовали православие. Они стремились к объединению и защите своей земли от на­бегов хищных соседей. В этой борьбе на центральных землях бывшей Киевской Руси складывалась украинская народность.

Запорожская Сечь не была организацией государственной. Она создавалась ради военных целей. До 1654 года, то есть до воссоединения Украины с Россией, Сечь была казачьей «рес­публикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась кошевым атаманом и делилась на курени (ку­рень — войсковое подразделение и его жилое помещение). В разные времена насчитывалось до тридцати восьми куреней. Сечь вела войну с Крымским ханом, Османской империей и польско-украинскими властями.

Народный характер повести проявился в том, что темой её стала история козака Тараса Бульбы и его сыновей; многие сце­ны повести близки по содержанию украинским народным исто­рическим песням; герои повести — козаки, которые защищают независимость родной земли от Польскоrо владычества.

При чтении некоторых эпизодов (описания битв) склады­вается впечатление, что перед нами не прозаический текст, а героическая песня, которую исполняют народные сказители.

Гоголь создаёт образ повествователя — сказителя, кото­рый словно переживает вместе с героями все изменения в ходе битвы и от имени которого звучат сожаления и восклицания: «Козаки, казаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!» Неправильно было бы считать эти строки высказываниями от имени автора.

Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинны­ми богатырями: казаки бьются за родную землю, за христиан­скую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положи­ло»; «Там, rде прошли незамайновцы — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок! Так и видно, как ре­дели ряды и снопами валились ляхи!»; «И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов».

Фольклорный характер придаёт сцене второго боя трое­кратное восклицание Тараса Бульбы, наказного атамана: «Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Отвечают ему казаки: «Есть ещё, батька. порох в пороховницах».

«Терпи, козак, — атаманом будешь!» — эти слова Тарас Бульба обращает к Андрию, который «заметно скучал» во время осады города Дубна.

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» — говорит Тарас Андрию, предавшему казаков.

Все эти выражения в наше время стали афоризмами. Пер­вое мы произносим, когда говорим о высоком моральном духе людей; второе — когда призываем кого-либо потерпеть не­много ради достижения большой цели; третье мы обратим к предателю, которому не помогли его новые покровители.

Тарас Бульба — главный герой повести. Автор так его описывает Тараса: «Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст». Он казак, но не простой казак, а полковник: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нра­ва. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил про­стую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товари­щей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно;он считал себя законным защитником православия».

В начале мы встречаем его на собственном хуторе, где он живёт в доме с женой и слугами. Дом его простой, убранный «во вкусе того времени». Однако большую часть своей жизни Тарас Бульба проводит на Сечи или в военных походах на ту­рок и поляков. Жену он называет словом «стара» и с презре­нием относится ко всяким проявлениям чувств, кроме храбро­сти и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! вот ваша матерь!»

Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведёт се­бя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на­пившись, бьёт в доме посуду; не подумав о жене, решает на следующий же день после прибытия сыновей везти их на Сечь; по своему желанию без нужды начинает подбивать ка­заков на поход.

Главные ценности в его жизни — это борьба за христиан­скую веру и товарищество, самая высшая оценка — «добрый козак». Своё отношение к сыновьям он выстраивает на этой основе: действиями Остапа, избранного куренным атаманом, он восхищается, а предавшего козаков Андрия убивает.

Козаки ценят Тараса, уважают его как полководца и после разделения козацкого войска выбирают его «наказным атаманом». Ярче всего проявляется характер и взгляды Тараса, ко­гда он перед боем говорит речь о товариществе, когда ободря­ет козаков на битву и спешит на помощь своему сыну Остапу. В трагический момент казни Остапа он находит возможность помочь ему, поднять его дух, ответив ему: «Слышу!» И тогда, когда поляки решают сжечь его, он пытается помочь своим выбравшимся из окружения товарищам, крича, чтобы они брали челны и спасались от погони.

Рассказывая о жизни и гибели Тараса Бульбы, автор рас­крывает главную свою мысль: именно такие люди отстояли независимость русской земли, и главной их силой была лю­бовь к своей земле и вера в товарищество, братство козаков.

Остап и Андрей — два сына Тараса Бульбы. С каждым эпизодом их характеры прорисовываются всё ярче, и мы ви­дим разницу между сыновьями, которую не замечали раньше.

Антитеза — основной композиционный приём «Тараса Бульбы». Сначала автор противопоставляет долю несчастной женщины и жестокий век, который формирует грубые харак­теры мужчин, при этом братья описываются почти одинаково, лишь чуть-чуть намечается разница их характеров. Во второй главе эта разница проявляется с ещё большей силой при опи­сании жизни братьев в бурсе. Бурса — название духовного училища или духовной семинарии. Выпускники бурсы обычно становились священниками. Гоголь не делает на этом акцент, но мы помним, что основной предмет, который изучался в бурсе, — это Закон Божий.

Автор рассказывает нам о братьях с точки зрения Тараса Бульбы. Отец гордится старшим сыном. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вер­шить ратные дела». Хладнокровие, уверенность, осмотритель­ность, наклонности вождя — вот качества, проявлению кото­рых радуется Тарас. Остап словно сливается с массой запорожцев, выделяясь из неё лишь высокой степенью ува­жаемых казаками качеств.

Безумная отвага Андрия противопоставляется хладнокро­вию и разумным действиям брата. Это человек стихии; для не­го война полна «очаровательной музыки пуль и мечей», он на­ходится под обаянием романтического ореола борьбы за правое дело и, вероятно, не осознаёт, что сеет смерть.

Очень важно понять, что склонность к самоанализу, к размышлению над своими чувствами, над мотивами собст­венных поступков — это во многом достижение XIX и ХХ веков. В наше время люди долго и сознательно развива­ют в себе умение понимать самого себя, управлять своими чувствами. Во времена, описываемые в повести, люди не анализировали свои чувства: луч разума был направлен во­вне, как, например, у Остапа, а не вовнутрь. Не человек вла­дел своим чувством, но чувство владело человеком, захваты­вало его полностью. Человек становился словно рабом своего порыва, не понимая, что заставило его изменить своё поведение.

Остапа держало его хладнокровие и традиция. Андрий не был хладнокровным: его эмоциональность, вспыльчивость, взрывной, холерический темперамент, как сказали бы психо­логи, диктовал ему другую линию поведения.

Когда войско облегло город и началась длительная осада, татарка передаёт просьбу панночки о куске хлеба для старой матери: «…потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня».

Сострадание, сочувствие, жалость, любовь — те чувства, которые благословляются Евангелием. Андрий клянётся свя­тым крестом в том, что не выдаст тайну существования под­земного хода.

За что воевали запорожцы? — сложный вопрос.

Вспомним слова одного из козаков-вестников: «Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши». Запо­рожцы шли на Польшу, чтобы «отомстить за всё зло и посрам­ленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, пус­тить пожар по деревням и хлебам и пустить далеко по степи о себе славу». Главная заповедь Христа — «не убий», Господь учит милосердию и состраданию. Война поворачивается к Анд­рию не романтической, а жестокой, хищнической стороной.

Андрий видит беспечно спящих запорожцев, что съели за раз такое количество каши, которой хватило бы «на добрых три раза», и людей, умирающих от голодной смерти. И воз­мущение, протест против этой стороны войны заполняет его сердце. Как раньше его целиком· охватывало опьянение боем, так теперь его душу захватывает сострадание, жалость и лю­бовь. Картина мира в сознании героя полностью изменилась. Андрий, как в бою, не может остановиться, чтобы разобраться в том, что он испытывает, и весь поток его переживаний и ощущений выливается в готовую, знакомую форму — форму любовной страсти.

Когда Тарас убивает Андрия, тот стоит перед отцом не шелохнувшись. Что происходит в его душе? Две противопо­ложные картины мира — с абсолютно разными, несовмести­мыми ценностями — стоят у него перед глазами. Выбрать первую он уже не может, выбрать вторую — значит поднять руку на отца, но сделать этого Андрий не может тоже и уми­рает от его руки.

Интересно высказывание В.Г. Белинского о «Тарасе Буль­бе». Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к роди­не». Это, безусловно, так, но надо понимать, что любовь к ро­дине в разное историческое время приобретает разные формы.

Когда-то это — война и битвы, когда-то это — мирное строительство, развитие экономики, совершенствование государственного устройства, развитие искусств.

Исторической теме полностью посвящена повесть «Тарас Бульба». В «Вечерах...» есть исторические мотивы - описания полёта Вакулы в Петербург времён Екатерины II, но в целом назвать «Вечера...» произведением на историческую тему было бы неправильно.
«Тарас Бульба» входит в сборник, написанный Гоголем вслед за «Вечерами...». - «Миргород» (1835).
В начале XIX века европейского и русского читателя поразили романы Вальтера Скотта. Русское общество сомневалось: возможно ли создать подобное произведение на материале русской истории? Гоголь доказал, что это возможно, но не стал вторым Вальтером Скоттом: он создал уникальное произведение на историческом материале.
Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно занимался историей, читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боёв, в которых участвовали казаки в XV-XV1I веках. Ему важно было другое: передать живой дух того мятежного времени, как передавали этот дух народные песни, исполняемые путешествующими по Украине бандуристами. В статье «О малороссийских песнях» (опубликована в «Арабесках») Гоголь писал: «Историк не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет испытать дух минувшего века... тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии».
Одно из старинных значений существительного «сечь» - засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название центра организации украинских казаков: Запорожская Сечь. Главное укрепление казаков располагалось за днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье. Остров большой по площади, берега его скалистые, обрывистые, в некоторых местах высотой около сорока метров. Хортица была центром казачества.
Запорожская Сечь - это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке. Когда татары разорили Киевскую Русь, северные территории стали объединяться под властью московских князей. Киевские и черниговские князья были убиты в жестоких схватках, и центральные земли бывшей Киевской Руси остались без власти. Татары продолжали разорять богатые земли, позже к ним присоединились Османская империя, Великое княжество Литовское, затем Польша. Жители, населявшие эти земли, в отличие от татар, турок-мусульман и поляков-католиков, исповедовали православие. Они стремились к объединению и защите своей земли от набегов хищных соседей. В этой борьбе на центральных землях бывшей Киевской Руси складывалась украинская народность.
Запорожская Сечь не была организацией государственной. Она создавалась ради военных целей. До 1654 года, то есть до воссоединения Украины с Россией, Сечь была казачьей «республикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась кошевым атаманом и делилась на курени (курень- войскевое подразделение и его жилое помещение). В разные времена насчитывалось до тридцати восьми куреней.
Сечь вела войну с Крымским ханом, Османской империей и польско-украинскими властями.
Народный характер повести проявился в том, что темой её стала история козака Тараса Бульбы и его сыновей; многие сцены повести близки по содержанию украинским народным историческим песням; герои повести - козаки, которые защищают независимость родной земли от польского владычества.
При чтении некоторых эпизодов (описания битв) складывается впечатление, что перед нами не прозаический текст, а героическая песня, которую исполняют народные сказители.
Гоголь создаёт образ повествователя - сказителя, который словно переживает вместе с героями все изменения в ходе битвы и от имени которого звучат сожаления и восклицания: «Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!» Неправильно было бы считать эти строки высказываниями от имени автора.
Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинными богатырями: козаки бьются за родную землю, за христианскую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положило»; «Там, где прошли незамайновцы - так там и улица, где поворотились - так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!»; «И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов».
Фольклорный характер придаёт сцене второго боя троекратное восклицание Тараса Бульбы, наказного атамана: «Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?» Отвечают ему козаки: «Есть ещё, батько, порох в пороховницах».
«Терпи, козак,- атаманом будешь!»- эти слова Тарас Бульба обращает к Андрию, который «заметно скучал» во время осады города Дубно.
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»- говорит Тарас Андрию, предавшему Козаков.
Все эти выражения в наше время стали афоризмами. Первое мы произносим, когда говорим о высоком моральном духе людей; второе - когда призываем кого-либо потерпеть немного ради достижения большой цели; третье мы обратим к предателю, которому не помогли его новые покровители.
Тарас Бульба- главный герой повести. Автор так его описывает Тараса: «Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст». Он козак, но не простой козак, а полковник: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно,"он считал себя законным защитником православия».
В начале мы встречаем его на собственном хуторе, где он живёт в доме с женой и слугами. Дом его простой, убранный «во вкусе того времени». Однако большую часть своей жизни Тарас Бульба проводит на Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену он называет словом «стара» и с презрением относится ко всяким проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба- чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! вот ваша матерь!»
Тарас Бульба чувствует себя вольным козаком и ведёт себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: напившись, бьёт в доме посуду; не подумав о жене, решает на следующий же день после прибытия сыновей везти их на Сечь; по своему желанию без нужды начинает подбивать ко-заков на поход

Интерес Гоголя к исторической тематике (из жизни эпохи европейского Средневековья автор имел уже незаконченную драму “Альфред”) в повести “Тарас Бульба” (1835) - это уже не мифологизация прошлого, что было приоритетным явлением не только в фольклорных произведениях, но преимущественно и в литературе пор романтизма. Собственно историзм “Тараса Бульбы” лишь в героико-пафосном воспроизведении прошлого, в восприятии того романтизма, который не мифологизировал трагическое прошлое, не противопоставлял правду художественную правде исторической, приближаясь к реалистическому осмыслению действительности: миф как эстетичная категория уступал типизации - как образов, так и обстоятельств. Главный персонаж повести Тарас Бульба (эта фигура воплощает в себе лучшие черты бескомпромиссных народных предводителей национально-освободттельных соревнований первой половины XVII ст. - Тараса Трясила, Остряницы,Павлюка и т.п.) - не просто национальный герой, а представитель народного бытия в соответствующую эпоху с определенной социально-политической и духовной ориентацией. Историческая повесть Гоголя, несмотря на краткую сконденсованость событий, четкую определенность магистральной сюжетной линии, эпопейного произведения, прежде всего за масштабностью художественного осмысления человеческих судеб или конкретной личности на фоне столкновенья индивидуального и общенародного, идейно-миротворческих и духовно-этичных конфликтов в выборе веры и общественно-моральных основ. Проблема чувства и обязанности неоднозначная в решении с точки зрения разных моральных и гражданских императивов на протяжении многих эпох (она в фольклоре, философских, религиозных трактатах, в творчестве мировых классиков: В.Гюго, М.Лермонтова, Т.Шевченко, Г.Старицкого, Ф.Достоевского, литературе революционной и постреволюционной - Ю.Яновський, Б.Лавренев, Г.Кулиш, И.Днепровский и т.п.). В “Тарасе Бульбе” Гоголя решается однозначно и бескомпромиссно: мир, где властвует дух лукавого, мир унии и отступничества от пракореньев веры несет духовно-моральное опустошение и разрушение русским людям. (”Русский” у писателя - это собственное русский, которое ассоциируется в сознании автора, персонажей, читателей со словом “православный”: ключевая причина национально-освободительного движения - это оборона веры и социальной справедливости), и потому предательство даже у имени высочайших проявлений человеческих чувств имеет наказываться. Карающая десница отца относительно сына отступника в “Тарасе Бульбе” - это осознание карающей десницы Божьего Суда над топтанием веры и высочайшей правды у имени эгоцентризма, себялюбия, корыстных интересов. Вся церемония приема на Сечи сводилась, прежде всего, к принадлежности к вере, к осознанной защите православной веры как духовной опоры, без которой не возможное существование наций (сегодняшней безыдейной и безыдеологической демократии, замешанной на самом деле на чужих, псевдодуховных концепциях, стоит об этом бы знать), народу, семьи. * “- Здравствуй! Что, во Христа веруешь? * -Верую! - отвечал прихожанин. * -И в Троицу святую веруешь? * -Верую! * -И в церковь ходишь? Хожу! * -А ну перекрестись! Пришедший крестился. * -Ну, хорошо, - отвечал кошевой. * - ступай же в курень. Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готовая была защищать ее до последней капли крови…”. Характерно, что понятие “русский” и “православный” у Гоголя являются тождественными (слово “украинец” не употреблялось даже позднее в творчестве Т.Шевченка), а казацкая Украина ассоциировалась с краем, который был оплотом веры и свободы, самые же запорожцы нигде и ни в коем случае не противостоят Московской Движении - они борются с ляхами, турками, татарами как извечными поработителями (сегодняшнее старание вносить коррективы в историю, собственный насиловать ее, срабатывает не просто против классиков - Гоголя или Шевченко, - а против самого народа как главного носителя исторической памяти). Само же православие, за Гоголем, является верой, которая сплачивает и солидарничает, есть своего рода альтернативой индивидуализму, корыстолюбию, эгоцентризма и тем самым противостоит чужим (прежде всего западным) русской душе ценностям. Слова полковника Тараса о братстве и солидаризме запорожского воинства. “Хочется, мнет вам сказать, господа, что такое есть наше товарищество… Бывали и во вторых землях товарищи, но таких, как на Русской земли, не было таких товарищей…” Выражают не только гордость за те извечные моральные основы, на которые держатся любовь, семья, род, Отчизна, но и боль за будущее, поскольку людности христианской прививаются инородные ценности, поклонение мамону, корыстолюбие, разврат, который в первую очередь будет оказывать содействие порабощению человеческих душ и семьи вообще: “Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стога, скирды да конные табуны их, да были бы цели в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает, какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет, говорит; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их морду, дороже для них всякого братства…” Как видим, авторские раздумья, вложенные в уста казацкого победителя Тараса (защитника сакральных ценностей), направленные не только к современникам, зацикленным на сомнительных земных приманках, на преклонении перед чужими “милостями”. (Позднее Т.Г.Шевченко гениально будет развенчивать за предотвращение перед чужбинскими соблазнами своих “земляков интеллигентов в бессмертному “Послании…”), а и к грядущим поколениям: сегодняшняя, по-своему трагические пор информационной войны - неопровержимое тому подтверждение. Хочется указать, что именно те сакральные ценности, которые провозглашал гоголевский Тарас Бульба, спасали народ наш и в кровавом двадцатом столетии, в частности и в годы второй мировой войны, поскольку вопреки навязанной марксистами чужой идеологии народ основные постулаты коммунизма отождествлял с национально-христианскими основами. Справедливо отмечают анонимные авторы известной современной книги-бестселлера “Проект Россия”, что коммунизм выполнил роль православия без Бог, как, скажем, сегодняшний капитализм является протестантизмом без Бог (в основе протестантских теорий везения в обогащении считается богоизбранностю.) Слова полковника Тараса о том, что “нет уз святее товарищества”, определяют солидаризм и духовные основы русского народа. Собственное то, на чем мог держаться государственный монолит когда-то могущественного Движения. (”…В какой чести была земля наша: и грекам дала знать о себе, и с Царьграда брала червонцы, и города брала пышные, и храмы, и князья. Князья русского рода, свой князь, а не католические «недоверки», а потом раздробленной и плюндрованой чужеземными экспансиями. “Все взяли бусурманы, все пропало”.

"Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» - самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.