Главные герои в произведениях м горького. Еще о г

Диапазон горьковских типажей широк — от бродяг до ученых, от воришек до богачей, от провокаторов и сыщиков до вождей революции. Кардинальным вопросом при изучении творчества Горького является вопрос о характерах его персонажей. Начиная с первых произведений, с романтической либо реалистической основой, литературные типы в разных по стилистике рассказах одинаковы. Горького привлекали люди, стремящиеся к свободе, воле, не терпящие никакого насилия. Лойко Зобар из цыганской легенды не так уж далек от Челкаша. Каждый из них отвергает любую связанность — женщиной, бытом, хозяйством, чем угодно.

В работах о М. Горьком, уже в первых критических откликах, отмечалось увлечение писателя идеями Ницше. Не выясняя глубины этого увлечения (характерного для многих русских писателей рубежа XX века), заметим, сколь необычны были для литературы персонажи, на которых М. Горький попытался проверить идею сильной личности, возможности человеческой воли и разума. Правда, достаточно быстро писатель понял, что эти люди, привлекательные душевным размахом, независимостью, гордостью, в реальной жизни — как общей, так и своей собственной — ничего не изменят.

М. Горький пристально вглядывался в различные формы противостояния, бунта. К концу века его поиски привели к первому крупному произведению, где в качестве центрального героя оказывался не цыган, не босяк, а сын богатого купца Фома Гордеев (1899). Купеческое сословие было хорошо знакомо писателю, но он выступал не бытописателем и не исследователем нравов, и среди купцов М. Горький увидел людей ярких, «выламывающихся» из жизни, в которой богатство, достигаемое и трудом, и обманом, определяет общественное положение и, в конечном счете, степень свободы человека. От ранних произведений еще сохранилась романтическая готовность героя противостоять миру, устоям, решимость на бунт. Бунт в данном случае чисто психологический, на моральной, а не социальной основе, хотя именно ее будут выискивать советские литературоведы.

Пожалуй, самая большая группа горьковских героев — это персонажи, близкие писателю по жизненной позиции. Прежде всего в эту группу попадают автобиографические персонажи. В различных циклах рассказов это тип «проходящего», человека, наблюдающего жизнь. Разговоры у костра после совместной работы, случайные встречи и случайные спутники — «проходящий» выступает в роли свидетеля и задает вопросы, порой и сам пытается на них отвечать, но чаще предпочитает слушать своих собеседников. К этой группе героев относится и Алексей Пешков из повестей «Детство», «В людях» (1913-1915).

Поиски идеи, ответа на вопрос — как жить? — привели М. Горького к созданию повести «Мать» (1906). Открытая интеллигентами социалистическая идея сначала совершает переворот в жизни молодых героев, а затем и матери. Истовое служение идее сродни религии, отсюда же и определенная доля фанатизма в готовности всем пожертвовать, но нести людям «слово правды». В этом плане «Мать» перекликается с «Исповедью» (1908). Герой «Исповеди» Матвей тоже ищет идею, которая помогла бы обрести Бога в душе. М. Горький попытался революционные идеи соединить с богостроительством, религию с марксизмом. Нельзя не согласиться с английским исследователем И. Уайлом, который при сопоставлении этих произведений подчеркивает, что в «Матери» лозунговость, риторичность губит художественную ткань. Тогда как «Исповедь» более убедительна именно художественным качеством текста.

Среди ищущих истину героев Горького не только те, кто нашел идею. Матвей Кожемякин, а ему тоже дано писателем право повествования от первого лица, многое понимает, видит, но не способен противостоять обстоятельствам. М. Горький сосредоточивает внимание не столько на результате, сколько на процессе поисков, показе «изнутри» российской провинции с ее бунтарями, философами. Неудачник Матвей способен к самоанализу и чуток по отношению к другим людям.

Финалы многих горьковских произведений «открыты», ответов на мировоззренческие вопросы не найдено, хотя связь с людьми помогает героям преодолеть растерянность, опомниться даже после попыток самоубийств.

Особенность автобиографических произведений М. Горького в кажущемся смещении центра внимания с главного героя на тех, с кем он общается, с кем сводит его судьба, кто становится его учителями жизни. Мир его души, обогащаясь впечатлениями и встречами, ничего не теряет, а читателю открывается процесс формирования личности, узнавания жизни в великом разнообразии людских судеб. Перед читателем проходят люди «зимние» и люди «пестрые», скучные и общительные, задумчивые и буйные, ясные с первого взгляда и так и не разгаданные.

Следующая группа литературных характеров — это герои произведений Горького, которые оказались несостоятельными, ненужными обществу, автора они заинтересовали попытками понять, почему их жизнь не удалась. Среди таких персонажей, примирившихся с действительностью, и герой «Жизни ненужного человека», нашедший свое место на службе в охранке, и Клим Самгин, прошедший по жизни соглядатаем, так и не создавший ни дома, ни семьи, человек «полумыслей», «получувств», завидующий всем, кто оригинален, самостоятелен в своих суждениях и поступках.

Однако эти герои интересуют Горького отнюдь не с целью их развенчания и демонстрации несоответствия идеалам. Всю творческую жизнь полемизируя с Достоевским, он именно у Достоевского воспринял тягу к душевному подполью, к выявлению раздвоенности души, несовпадению того, каким человек хочет выглядеть и что он из себя представляет.

Пройдя сложный жизненный путь, воспитав себя интеллигентом, М. Горький неоднозначно относился к интеллигенции. Ценя настоящих ученых, художников, он именно в среде интеллигенции наблюдал людей опустившихся и никчемных, лишенных творческого начала. Талант и способность к творчеству — эти качества он ставил во главу угла, и в размышлениях о русском народе определяющим было представление о его «фантастической талантливости». Однако культ «народушки» не был долговечным. И не только потому, что Ленин после «Исповеди» объяснил М. Горькому несостоятельность «богостроительства».

К героям-интеллигентам произведений Горького принадлежат и общественные деятели, и писатели, которых он изобразил в литературных портретах. Среди них те, кого он знал близко (Л. Андреев) и с кем общался от случая к случаю (Н. Гарин-Михайловский), кого считал своим учителем (В. Короленко) и кому поклонялся (Л. Толстой). Несомненная удача М. Горького в этом жанре — очерк о Л. Толстом.

В литературоведческих исследованиях портреты общественных деятелей (Камо, Красина, Морозова и др.), как правило, завершаются рассмотрением очерка о Ленине, об идеальной дружбе писателя с вождем. Сегодня эта легенда развеивается, мы имеем возможность познакомиться с первым вариантом очерка и узнать о резко негативных суждениях М. Горького о Ленине. В литературном портрете Ленина действительно отражен идеал активной, деятельной личности, способной не просто сопротивляться обстоятельствам, но влиять на них, подчинять себе массы людей, вести за собой. Другое дело, какую оценку М. Горький дает этим действиям. О Ленине как о политике он высказывал по тому времени крамольные мысли, в частности о несовместимости политики и морали. Но в редакции очерка 1930 года, который читали школьники, студенты и все, кого интересовало мнение М. Горького о Ленине, даже намека на это нет.

В разные периоды творчества Горький обращался к повествованию, построенному по биографическому принципу, который давал возможность показать процесс формирования личности («Фома Гордеев», «Трое», «Дело Артамоновых»). Это могла быть биография людей одного поколения, но разных по характерам, или история нескольких поколений. Сохраняя угол зрения героев, во многом не совпадающий с авторским («Жизнь Клима Самгина»), писатель использовал различные способы дополнения и корректировки такого восприятия. Следуя за тем, что привлекает внимание Самгина, что вызывает его отталкивание, какую позицию избирает он для наблюдения («сбоку», «со стороны»), мы можем выявить авторское отношение к герою и характер авторского комментария в произведении.

Излюбленным жанром Горького можно считать повесть, хотя он пробовал себя и в жанре романа, рассказа, очерка, воспоминаний. В разные годы обращался он к драматургии. Его привлекали напряженность конфликтов, соотнесение житейских ситуаций и философских идей, прямые столкновения героев без видимого вмешательства автора. Острый социальный конфликт является пружиной действия в первых пьесах, созданных на рубеже XX века: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Из них самая значительная — «На дне». Непривычен был сам ее материал — обстановка ночлежки, люди, выброшенные из своей среды, не имеющие будущего, предстали перед зрителем в роли философов, решающих вечные проблемы смысла жизни. При видимом столкновении Луки и Сатина в их позиции не было принципиального расхождения. Сатин отдавал должное Луке, его знанию людей («старик знал правду»). Сам же призывал уважать человека, не унижать его жалостью,— но высокие слова не подкреплялись у него должным поведением. Принято было считать, что М. Горький, поначалу сам увлеченный правдоискательством Луки, развенчивал его, показывал его духовную несостоятельность. Вместе с тем пьеса интересна не разоблачением «утешительной лжи», а действительной верой в человека.

В пьесах М. Горького проигрывались те мировоззренческие конфликты, которые решались и в прозе. Идея Матери — источника жизни, начала начал — в пьесах «Васса Железнова», «Старик», «Последние». Не могли и не хотели понять друг друга мать полицейского и мать революционера, бабушка и мать — у каждой была своя правда, своя любовь, своя вера. В 30-е годы Горький пишет вторую редакцию «Вассы», в сюжете которой усилена роль Рашели. Васса умирает, казалось бы, в расцвете сил, но в отчаянии от бесцельно прожитой жизни, если не будет наследника, если отберут внука.

Идея зря прожитой жизни звучала и в «Егоре Булычеве». Герой вдруг осознавал, что жил «не на той улице». На этот раз ставилась под сомнение сила Отца. И у отца (отца ли семьи, духовного ли отца) ее нет, нет опоры, нет надежды на будущее, а болезнь — смертельна. Нет больше у Егора Бога, потерял веру он и в себя, и в высшие силы. Трагичность мировосприятия характерна для героев поздних произведений Горького. Очевидно, парадность и внешнее благополучие существования писателя не соответствовали тому, что было в душе. Художественным отражением душевных тупиков и стали книги, созданные в последние годы жизни.

Говоря о месте М. Горького в отечественной литературе, в первую очередь подчеркнем высокий художественный уровень его произведений. Он определялся талантом, знанием людей, чуткостью к слову, умением слышать другого человека, понимать другой тип сознания. Галерея литературных героев произведений Горького расширяет наше представление об особенностях русского национального характера.

О творчестве Максима Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью “О М. Горьком и его героях”, в которой анализировал ранние рассказы Горького, написанные им в 1892-1898 годах. Он пишет о том, что писатель раскрывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького слишком много философствуют. Я считаю, что с этим утверждением трудно согласиться. Ранняя проза Максима Горького пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений. В своем рассказе “Макар Чудра” Горький пересказал легенду, услышанную во время путешествий по средней и южной России. Эта легенда соотнесена с размышлениями Макара о жизни человека. Главным в жизни для старого цыгана является свобода. В подтверждение этого, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красота Радды не поддается описанию простыми словами. “Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?” У Лойко Зобара “очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце… Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!” Герои горячо любили друг друга, но важнее этой любви для обоих была собственная свобода. “Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?” – говорит Радда. Когда Радда требует от Лойко поклониться ей в ноги, тот отказывается и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался достойным ее любви. Автор высказывает мысль о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покориться другому. Герои не показаны как борцы за свободу других людей. В основе рассказа лежит иная идея: прежде, чем бороться за других, человек должен обрести внутреннюю свободу. При этом у Лойко Зобара были задатки народного-героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: “Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было”. Горький сталкивает две стихии – любовь и свободу. Любовь – союз равных, сущность любви – свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное – в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода, в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: “Я знала, что ты так сделаешь!” Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой – ее возлюбленный не разочаровал ее. Для романтических рассказов Горького характерны люди, обладающие сильными характерами. | Писатель различил силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ “Старуха Изергиль”, в который вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко. Легенды в повести противостоят друг другу. Они освещают два различных представления о жизни. Легенда о Ларре – первая из рассказанных старухой Изергиль. Ларра – сын орла и земной женщины – считает себя выше окружающих. Он горд и высокомерен. Ларра убивает девушку – дочь старейшины, которая его отвергла. На вопрос, почему он это сделал, юноша отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки, ноги, а владеет он животными, женщинами, землей и многим еще”. За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в молодом человеке чувство невыразимой тоски. “В его глазах, – говорит Изергиль, – было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”. Ларра был обречен на одиночество, а счастьем считал для себя лишь смерть. Но человеческая – сущность не позволила ему жить в одиночестве, свободно, как орел. “Отец его – не был человеком: а этот – был человек”. И не зря еще “долго он, одинокий, так вился около людей”. Именно поэтому разобщенность с людьми сгубила его. Ларра не хотел становиться человеком, но он и не смог стать вольной птицей, орлом. Оттого и “остался он один, свободный, ожидая смерти”. Невозможность умереть и стала для Ларры самой страшной карой. “Он стал уже как тень и таким будет вечно”. “Вот так был поражен человек за гордость!” В произведении образ Ларры и легенда о нем, как уже было сказано, противопоставляются образу Данко. Главные душевные качества – человеколюбие, доброта, готовность пожертвовать собой ради счастья своего народа. Начало легенды очень похоже на сказку: “Жили в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь”. Горький создает образ дремучего леса, полного опасностей: “…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…” Тем более желанным на этом фоне кажется появление Данко, охваченного идеей вывести людей из болот и мертвого леса. Но неблагодарные люди набрасываются на Данко с упреками и угрозами, назвав его “ничтожным и вредным человеком”, с желанием убить его. Однако Данко прощает их. Он вырывает из груди сердце, горящее ярким огнем любви к этим же людям, и освещает им путь. Поступок Данко в понимании Горького – подвиг, высшая степень свободы от любви к себе. Герой гибнет, но искры его великодушного сердца и сегодня освещают путь к правде и добру. Горький заявлял о необходимости поисков новых путей в литературе: “Задача литературы – запечатлевать в фасках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…”. По моему мнению, Алексей Максимович Горький в своих ранних произведениях эту задачу выполнил.

Сочинение по литературе на тему: Герои ранних произведений Максима Горького

Другие сочинения:

  1. По яркому и точному слову Л. Леонова, рубеж XIX и ХХ в. пересекла “тройка” великих русских писателей: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и А. М. Горький. В этой тройке “коренником” был Л. Толстой, но именно Горькому, самому молодому из Read More ......
  2. Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд Read More ......
  3. В ранний период своего творчества Горький вступил как романтик. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Молодой писатель отрицал безгеройность окружающей его жизни. Серому, мещанскому существованию он Read More ......
  4. Рубеж XIXXX вв. это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема Read More ......
  5. Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, только, кроме свободы и гордости, Горький дарует им необыкновенную красоту. Read More ......
  6. Писателя должно лихорадить От волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник, черной молнии подобный”. Романтические образы М. Горького вырастают из этого Read More ......
  7. Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. “Реальный” мир для Горького не является эстетическим объектом даже Read More ......
  8. В своих ранних произведениях Горький предстает перед нами как истинный романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей на противоборство с миром один на один, предъявляющий окружающим исключительные требования. Он отвергает общество, считая себя выше него, и обречен на одиночество. Поэтому Read More ......
Герои ранних произведений Максима Горького

М. Горький входит в русскую литературу 90-х годов ХIХ века. Вхождение его было очень ярким, он сразу вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей, принадлежавших к элитарному кругу, личность видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на протяжении всего творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. М. Горький вырабатывает новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествующих лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и . Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В рассказе «Макар Чудра» очевидна авторская установка на разрушение традиционных представлений о миропорядке, добре и зле. Созданная в начале рассказа вполне реалистическая картина постепенно трансформируется в антиподовые реальности. Макар Чудра из «старого цыгана» превращается в некое подобие языческого бога, которому известны иные истины. Форма вставленного рассказа о Лойко и Раде не случайно напоминает притчу — самый популярный жанр в Библии. Важную роль в раскрытии авторской позиции играет образ рассказчика: под впечатлением услышанного от Макара Чудры он воспринимает мир по-иному, слышит рокот с моря — гимн сильным и красивым людям, способным жить свободно, не повинуясь ничьей воле. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее — как торжество жизни и воли. В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный для романтизма мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорится: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». Ему противостоит мир романтических героев — красивых, сильных, : «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Взаимоотношения романтического героя и окружающих его людей. Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.

Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан был вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как аллегория: путь людей к лучшей, справедливой жизни — из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства».

Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще почти пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящего сердца).

Однако у Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в особом жанре — песнях («Песня о Соколе»; «Песня о Буревестнике»).

Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы и не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокол, ныне Центроуж»).

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, обывательским сознанием. Эта проблема развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.

53. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека «дна», опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества». В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели ХIХ века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше такие герои вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.

Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов». Уже в самом начале произведения писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную живым умом натуру. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного существования: «Тоска оно, канитель: не живешь, а гниешь!» Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!» Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее в конце концов, трагически погибая. Сродни ему и другой герой Горького из рассказа «Супруги Орловы «. Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».

М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни ХХ века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни.

Сегодня проблемы, поставленные писателем М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

О творчестве Максима Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью “О М. Горьком и его героях”, в которой анализировал ранние рассказы Горького, написанные им в 1892-1898 годах. Он пишет о том, что писатель раскрывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького слишком много философствуют. Я считаю, что с этим утверждением трудно согласиться. Ранняя проза Максима Горького

Пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений. В своем рассказе “Макар Чудра” Горький пересказал легенду, услышанную во время путешествий по средней и южной России. Эта легенда соотнесена с размышлениями Макара о жизни человека. Главным в жизни для старого цыгана является свобода. В подтверждение этого, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красота Радды не поддается описанию простыми словами. “Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?” У Лойко Зобара “очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!” Герои горячо любили друг друга, но важнее этой любви для обоих была собственная свобода. “Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?” – говорит Радда. Когда Радда требует от Лойко поклониться ей в ноги, тот отказывается и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался достойным ее любви. Автор высказывает мысль о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покориться другому. Герои не показаны как борцы за свободу других людей. В основе рассказа лежит иная идея: прежде, чем бороться за других, человек должен обрести внутреннюю свободу. При этом у Лойко Зобара были задатки народного-героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: “Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было”. Горький сталкивает две стихии – любовь и свободу. Любовь – союз равных, сущность любви – свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное – в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода, в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: “Я знала, что ты так сделаешь!” Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой – ее возлюбленный не разочаровал ее. Для романтических рассказов Горького характерны люди, обладающие сильными характерами. | Писатель различил силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ “Старуха Изергиль”, в который вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко. Легенды в повести противостоят друг другу. Они освещают два различных представления о жизни. Легенда о Ларре – первая из рассказанных старухой Изергиль. Ларра – сын орла и земной женщины – считает себя выше окружающих. Он горд и высокомерен. Ларра убивает девушку – дочь старейшины, которая его отвергла. На вопрос, почему он это сделал, юноша отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки, ноги, а владеет он животными, женщинами, землей и многим еще”. За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в молодом человеке чувство невыразимой тоски. “В его глазах, – говорит Изергиль, – было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”. Ларра был обречен на одиночество, а счастьем считал для себя лишь смерть. Но человеческая – сущность не позволила ему жить в одиночестве, свободно, как орел. “Отец его – не был человеком: а этот – был человек”. И не зря еще “долго он, одинокий, так вился около людей”. Именно поэтому разобщенность с людьми сгубила его. Ларра не хотел становиться человеком, но он и не смог стать вольной птицей, орлом. Оттого и “остался он один, свободный, ожидая смерти”. Невозможность умереть и стала для Ларры самой страшной карой. “Он стал уже как тень и таким будет вечно”. “Вот так был поражен человек за гордость!” В произведении образ Ларры и легенда о нем, как уже было сказано, противопоставляются образу Данко. Главные душевные качества – человеколюбие, доброта, готовность пожертвовать собой ради счастья своего народа. Начало легенды очень похоже на сказку: “Жили в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь”. Горький создает образ дремучего леса, полного опасностей: “.каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям.” Тем более желанным на этом фоне кажется появление Данко, охваченного идеей вывести людей из болот и мертвого леса. Но неблагодарные люди набрасываются на Данко с упреками и угрозами, назвав его “ничтожным и вредным человеком”, с желанием убить его. Однако Данко прощает их. Он вырывает из груди сердце, горящее ярким огнем любви к этим же людям, и освещает им путь. Поступок Данко в понимании Горького – подвиг, высшая степень свободы от любви к себе. Герой гибнет, но искры его великодушного сердца и сегодня освещают путь к правде и добру. Горький заявлял о необходимости поисков новых путей в литературе: “Задача литературы – запечатлевать в фасках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни- самое лучшее, самое святое.”. По моему мнению, Алексей Максимович Горький в своих ранних произведениях эту задачу выполнил.

  1. Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом “гуманизм” понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные...
  2. Горький начал писать свои произведения в то время, когда человек, в сущности, обесценился. Он становился рабом вещей, падала ценность личности. В пьесе “На дне” Горький показывает совершенно особый тип людей...
  3. Только красавицы могут хорошо петь, – красавицы, которые любят жить. М. Горький М. Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль” являются...
  4. По-своему сложный путь прошел Михаил Рыбин. Чедовек “с тяжелым убеждением крестьянина”, он инстинктивно тянется к Павлу и его товарищам, но крестьянская ограниченность, суеверия, вера в бога заставляют его еще держаться...
  5. Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя,...
  6. Рубеж XIXXX вв. это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей...
  7. Алексей Максимович Горький в романе “Фома Гордеев” рисует широкую картину жизни “хозяев” этого мира. Перед читателями проходит галерея портретов купцов-капиталистов: Игната Гордеева, Анания Щурова, Маякина. Правдиво и талантливо Горький показал...
  8. Начало нового этапа в творчестве Горького связано с его романом. “Фома Гордеев” (1899), посвященным изображению “хозяев жизни”, представителей русской буржуазии – купечества, с которыми мы уже встречались в некоторых рассказах...
  9. Рассказ “Челкаш” написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала “Русское богатство” за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в...
  10. Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную...
  11. (По роману М. Горького “Мать”) Тема Матери проходит красной нитью через многие произведения А. М. Горького. Так, в рассказе “Рождение человека” прославлена могучая правда о крестьянке-матери, прославлено великое чувство материнства....
  12. Челкаш. Нищий. Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо...
  13. Бог послал своего Сына не для того, Чтобы судить мир, он послал его Спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет Являет их порочность; люди...
  14. Рассказ “Старуха Изергиль” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится...
  15. Роман Горького называется “Мать”, и уже это говорит о том, что Ниловна является, наряду с Павлом, его центральным персонажем. Если “Мать” – это во многом произведение о мучительном процессе изживания...Что есть истина? Истина (в моем понимании) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Думаю, что такой правды быть не...
  16. Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в...
  17. Герои этого романа – представители новой исторической силы – рабочего класса, вступившего в решающую фазу борьбы со старым миром во имя создания социалистического общества. “Мать” – роман о воскрешении человеческой...

М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые сопровождали его творчество на всем протяжении. Это, прежде всего, идея активной личности, ведь Горького всегда интересовала жизнь в ее брожении. В произведениях вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. Этой теме посвящены и романтические, и реалистические произведения начального периода.
Ранние романтические вещи Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей, Опираясь на традицию русской литературы, Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к свободе. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия. Герой-повествователь - носитель общественного сознания реального мира. Ему противостоит мир романтических героев - опять же красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”. В произведении ставится проблема этической направленности романтической личности. Романтический герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе Лар-ры, который открыто нарушил закон человеческой жизни и наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко Горький воплотил образ вождя народных масс. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”. Данко - герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. Здесь писатель реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой: у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, был широко привлекаем официальной идеологией. Однако у Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в особом жанре - песнях (“Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”). На одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание. Это проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием, во многом развитая и в реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека “дна”, опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции. Если ранее люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у Горького все иначе. Его босяки - это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. И отвергающие именно мир обывательской обыденности, пошлости. Пример этого можно видеть в рассказе “Коновалов”. Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя есть профессия, он прекрасный пекарь, им дорожит хозяин пекарни. Но Коновалов одарен живым умом и беспокойным сердцем, ему мало просто сытого существования. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного: “Не живешь, а гниешь!” Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни герой чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве писателя. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел - например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем”.
Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе творчества подметил явление, которое стало одной из проблем послереволюционной российской жизни: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Так судьбы и характеры героев молодого Горького актуальны по сей день.