Князь дмитрий кантемир. Биография

Господарь Молдавского княжества в 1693 и в 1710-1711 годах. Известный молдавский и российский ученый, государственный деятель, писатель.

Детство и юность: турецкий заложник

Дмитрий Константинович Кантемир родился 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень. Его семья происходила из знатного боярского рода. Кантемиру посчастливилось получить прекрасное образование: его учителем и воспитателем стал монах Какавела - автор учебника логики и нескольких антикатолических сочинений. Благодаря кураторству Какавелы Кантемир еще в детстве начал изучение романских и восточных языков, получил фундаментальные познания в исторической и философской науке, занимался архитектурой и точными науками. Именно эта закалка, полученная Кантемиром в раннем детстве, по собственному признанию ученого, и определила его дальнейший жизненный путь, а впоследствии - помогла ему работать в Порте. Хотя обстоятельства, при которых ему открылось его истинное призвание, нельзя было отнести к благоприятным: в 1687 г. Дмитрий в качестве пленника оказался в Стамбуле (бывший Константинополь), где попал в интеллигентную среду. Его собеседниками становились ученые Греко-латинской Академии, высоко ценившие недюжинный ум и способности юного Кантемира. Помимо этого Дмитрий также посещал Академию Падишаха - учебное заведение, предназначенное специально для подданных-христиан и иностранцев. Пребывание юного Дмитрия в Стамбуле служило гарантией верности его отца, князя Константина, на троне.

Вопреки тому, что Дмитрий находился в Стамбуле в качестве заложника, он сумел извлечь выгоду из того положения, в котором оказался. Прирожденный дипломат, Дмитрий в совершенстве овладел искусством убеждения и часто использовал крепнувшие с каждым днем связи для личного продвижения. Так, одним из его ближайших друзей стал турецкий ученый Саади-эфенди. Скрытность позволила Дмитрию сотрудничать с известным российским дипломатом Петром Андреевичем Толстым . С детства увлеченный наукой, он продолжал расширять свои познания, пользуясь сокровищами местных библиотек, совершенствовал знания языков, неустанно читал книги. В общей сложности Дмитрий оставался заложником Константинополя на протяжении четырех лет (с 1687 по 1691 гг.).

Когда в 1693 году скончался князь Константин, Дмитрий, согласно воле умершего, был избран боярами господарем. Но княжение его было отнюдь недолгим: оно продлилось всего три недели и прервалось из-за интриг местного господаря Константина Брынковяну. Султаном сделался Ахмед II. Дмитрий не позволял себе расстраиваться, будучи твердо уверенным в том, что обязательно дождется своего часа. Все эти политические интриги и заговоры он не без иронии впоследствии описывал в одном из своих романов - «Иероглифической истории». Дмитрий на протяжении всего своего жизненного пути отличался редкой продуктивностью, которая позволила ему преуспеть практически в любой деятельности, которой он занимался.

Возвращение в Стамбул

После этого Кантемир вновь оказался в Стамбуле, куда на этот раз он уехал по своей собственной инициативе. В этом городе Дмитрий Константинович с перерывами пробыл до 1710 года, будучи представителем молдавского господаря при дворе. Несмотря на общительность, внешнюю открытость и умение располагать к себе, Кантемир никогда искренне не любил Турцию. К началу восемнадцатого столетия его родное Молдавское княжество уже больше ста пятидесяти лет находилось под гнетом османского ига. Постоянные унижения и притеснения со стороны турок Дмитрий помнил с детства. Несмотря на то, что молдавский народ несколько раз находил в себе силы давать отпор захватчикам, все попытки изменить положение все равно заканчивались поражением. После очередной победы над покоренными, турки облагали молдаван еще большими поборами, которые, несмотря на все свои тяготы, не могли окончательно прекратить борьбу народа за право быть свободными. Основной проблемой Молдавии было отсутствие единства среди правящего класса: предпочтения верхов были неоднородными. Здесь были как сторонники, так и лютые враги турецкого режима. Если класс рабочих относился к турецким ставленникам с ненавистью, то бояре, во многом обязанные своему высокому положению и привилегиям Порте, выступали за протурецкое направление в политике.

Деятельность Кантемира сводилась не только к дипломатии. Так, в 1697 году он принял участие в битве при Зенте. Несмотря на то, что сражение закончилось полным разгромом турецкой армии со стороны австрийцев, Дмитрий Константинович получил бесценный военный опыт и новые связи. В круг его близких знакомых теперь вошли голландский посол Кольер и французский дипломат Ферриоль. Свободное владение несколькими иностранными языками позволяло Кантемиру с легкостью расширять круг своих знакомств, пополнять багаж знаний, читать даже самые сложные для понимания военные, дипломатические и исторические издания.

Меж тем, желание Кантемира освободить свой родной народ от турецкого владычества с каждым годом только возрастало. В 1710 году он был назначен господарем Молдавии. Султан поставил перед ним условие: столь высокий пост Кантемир получает с обязательством подготовить молдавскую армию к войне с Россией . Дмитрию Константиновичу предстояло основательно заняться военными приготовлениями.

Кантемир по-своему распорядился открывшимися перед ним возможностями: он немедленно направил в Россию тайного посла Штефана Луку, который в свою очередь вступил в переговоры с Петром I . Кантемир собирался договориться о совместной войне против Порты. Он в очередной раз проявил себя блестящим дипломатом, когда спустя год, в 1711 году при его участии был составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии. Так называемый Луцкий договор обязывал Кантемира сообщать Петру I все известное ему о турецких делах. Петр в свою очередь гарантировал любую помощь в борьбе против Турции. Договор содержал в общей сложности семнадцать пунктов, одним из которых было то, что господарский престол удерживала за собой династия Кантемиров. Более того, все захваченные турками земли возвращались Молдавскому княжеству, которое, в свою очередь, полностью освобождалось от обязательства выплачивать туркам дань. Большинство населения встретило договор с восторгом и горячо поддержало идею Кантемира о содружестве с Петром Великим против турок. Лишь меньшая часть населения была возмущена разрывом с Портой.

Кантемир прекрасно понимал, насколько выгодным этот договор был для его княжества. После претворения его в жизнь, молдаване освобождались от многолетнего гнета и притеснений со стороны турок, отделялись от угасающей (как в экономическом, так и в политическом отношении) Порты и присоединялись к России, которая по всем признакам обещала стать великой державой. Действительно, пройдет всего несколько лет, и Россия, благодаря своей триумфальной победе над шведами в Северной войне, станет империей, а Петр I - первым русским императором.

Царь Петр I лично возглавил освободительную армию и направился в Молдавию. Состоялось сражение на реке Прут, во время которого русская, 38-тысячная армия столкнулась с турками и крымскими татарами, по численности войск превышавшими ее почти в пять раз. Русские сопротивлялись до последнего. В итоге было заключение мирное соглашение: армия Петра вырвалась из окружения, но взамен была вынуждена уступить Турции Азов , завоеванный Петром в ходе его похода 1696 года. Молдавия по-прежнему оставалась в зависимости от Турции.

Кантемир в России

После неудачного окончания Прутского похода Кантемир вместе с тысячей молдавских бояр отправился в Россию. Здесь он получил княжеское достоинство с титулом светлости и прочие привилегии, предоставленные ему Петром I, среди которых - титул светлости, значительная пенсия, обширные имения на территории современной Харьковской области.

До самой смерти царя Кантемир пользовался его расположением. Петр I не только пожаловал Дмитрию Константиновичу обширные земельные угодья; именно благодаря царю, Кантемир получил высокий государственный пост. Он стал тайным советником и сенатором, а впоследствии участвовал в Персидском походе. Более того, когда Кантемир во второй раз женился (супругой стала Анастасия Ивановна Трубецкая), царь лично держал над его головой брачный венец. Связи с Петром были основаны не только на дипломатическом даровании и редкой для своего времени образованности Кантемира. Дочь Кантемира от первого брака отличалась поразительной красотой, перед которой, по слухам, не устоял Петр I. Молва утверждала, что Мария Кантемир так пленила царя, что он всерьез хотел развестись с Екатериной с тем, чтобы жениться на Марии, которая уже ждала от Петра наследника. Однако мальчик родился мертвым. Вскоре после этого Петр I скончался, а Екатерина, воцарившись на престоле, позаботилась о том, чтобы соперница была отправлена в ссылку.

Всего у Дмитрия Константиновича было восемь детей от двух браков. Примечательно, что почти все из них дожили до преклонных лет, хотя старший сын Дмитрий скончался в младенчестве.

На протяжении всей последующей жизни Кантемир вел литературные дневники, описывая не только текущую политическую ситуацию в стране, но и посвящая время созданию востоковедческих работ. К сожалению, при жизни Кантемира было издано немногое. Но именно благодаря обширным познаниям Кантемира Петр I назначил его заведующим походной канцелярией во время Персидского похода. Знание нескольких иностранных языков было свойственно образованным кругам, но Кантемир, знающий итальянский, русский, молдавский, турецкий, арабский, татарский, персидский и латинский языки сильно выделялся на этом фоне. Персидский поход Дмитрий Константинович в большей степени воспринимал не как военное предприятие, а как возможность расширения познаний, научную экспедицию.

В 1703-1704 гг. он занимался написанием музыкального трактата. Основываясь на арабском алфавите, он описал нотную систему турецкой музыки, а также изложил свои собственные этические взгляды.

Для своего времени он был больше известен как государственный деятель и важное лицо при российском дворе: действительно, очень немногие могли похвастаться таким расположением государя, каким пользовался Дмитрий Константинович. Однако его заслуги не заканчиваются одной лишь административной работой. Литературное наследие, оставленное Кантемиром, бесценно: он проявил себя не только как блестящий востоковед и знаток почти десяти иностранных языков, но и как писатель, географ, философ. Одаренность этого человека подтверждалась тысячами страниц оставленных после его смерти сочинений.

К сожалению, век Кантемира оказался недолгим. Смерть застигла Дмитрия Константиновича в сравнительно молодом возрасте. Долгое время страдая диабетом, он во время Персидского похода почувствовал себя настолько плохо, что оставил свиту. Император позволил своему советнику задержаться в

1673 года в Яссах в семье . Короткое правление не позволило ему проявиться как господар, но блестящее образование и сочинения принесли ему бессмертную славу.

Учился на протяжении многих лет по настоянию своего отца, который умел только ставить подпись, не обладая другими знаниями. Первым наставником Дмитрия Кантемира был Иеремия Какавелла, грек с Крита, получивший образование в знаменитых европейских университетах и призванный Константином Кантемиром в Яссы в 1688 году. Он обучил будущего господаря языкам: греческому, латинскому и старославянскому, и передал ему начатки философских знаний. Дмитрий Кантемир был отправлен заложником в Стамбул, где он пробыл с 1689 по1691 год, воспользовавшись этим временем для обучения в Академии Православной Патриархии («Великая школа нации») Фанара у знаменитых профессоров, изучая языки: турецкий, арабский и персидский, но и культуру, литературу, религию и турецкую музыку. Продолжил изучение философии, в то же время установил отношения с известными дипломатами, культурными и религиозными деятелями столицы Османской империи.

Вернулся в Молдову в 1691 году и оставался в стране до смерти отца (март, 1693). Незадолго до этого бояре избрали его господарем, но пробыл на троне всего 20 дней, потому что турки не признали его правителем, предпочитая видеть в этом качестве , которого поддерживал Константин Брынковяну, господарь Валахии. Кантемир был вынужден уехать в Стамбул, где он продолжил обучение, купив и дворец, в котором он стал жить. Когда его брат стал господарем Молдовы (январь, 1696), Дмитрий Кантемир стал его дипломатическим представителем при Порте. Помимо учения, он интересовался военным искусством и сопровождал османское войско во время осады сербской крепости (1697). В 1700-1710 гг. он находился в Стамбуле, где занимался исследованиями, писательством и музыкой. Дмитрий Кантемир сочинил несколько музыкальных пьес и играл на тамбурине (вид гитары) на пирах высоких османских сановников. Признанный турками великим музыкантом, он был среди первых, кто стал собирать турецкий фольклор, записывая его по системе нотной грамоты собственного изобретения.

Интересы Порты в северной части империи привели к его назначению на трон Молдовы в ноябре 1710 года. Выбор его кандидатуры был обусловлен и соперничеством Дмитрия Кантемира с господарем Валахии Константином Брынковяну, за которым он должен был присматривать. В плане внутренней политики был сформирован Господарский совет из бояр, верных его семье, среди которых были летописец Ион Некулче , великий спэтар, и Николай Костин , великий логофэт, сын Мирона Костина. Господарь существенно сократил размер податей, которые должны были выплатить разные социальные категории, особенно мелкие и средние бояре. Его политической целью было установление авторитарного наследственного правления. Он стремился занять и трон Валахии, считая это оправданным в результате его брака с дочерью бывшего господаря Шербана Кантакузино. Этим объясняется присутствие на его личной печати тура Молдовы вместе с орлом Валахии.

Во внешней политике он сблизился с Россией, считая, что таким образом Молдова будет лучше защищена, и восхищался царем Петром Великим. В апреле 1711 года в Луцке доверенное лицо господаря подписало договор о союзе с Россией против Османской империи. Вскоре после этого разгорелся русско-турецкий вооруженный конфликт, и в решающем сражении у Стэнилешть на Пруте (июль, 1711) турки одержали победу. Кантемир уехал в Россию, живя в Харькове, Москве (1713), затем в Санкт-Петербурге (1719), где он выстроил красивый дворец. Благосклонность Петра Великого принесло ему в 1721 году назначение личным советником царя и членом российского правительства. Несколькими годами раньше, в июле 1714 года он был принят в члены Берлинской академии в знак признания его научных заслуг

На протяжении своей жизни он издал целый ряд значимых сочинений: «Диван, или спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Логика» (1701), «Универсальная физика Ван Гельмонта» (1701), «Трактат о турецкой музыке» (1704), « » (1705), «Естественная история монархий» (1714), « » (1716), «История возвышения и упадка Османской империи» (1716), « » (1718), «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов» (1718), «О сознании» (1722), «Система или состояние мухамеданской религии» (1722), «Хроника давности румыно-молдо-влахов» (1723).

Умер 21 августа 1723 года и был похоронен в храме Св. Константина и Елены в Москве. В 1935 году его останки были доставлены в Ясскую церковь Трех Иерархов. На могильной мраморной плите высечена надпись: «Здесь, вернувшись после долгих и трудных скитаний, выдержанных ради свободы своей страны, покоится Дмитрий Кантемир, господарь Молдовы».

Среди его потомков приобрел известность Антиох Кантемир , младший сын, поэт, посол России в Англии и Франции (1733-1744). Георге Кэлинеску выразительно описал качества Дмитрия Кантемира: «Просвещенный господарь, честолюбивый и высокомерный, книжник и библиотечный аскет, интриган и отшельник, манипулятор людьми и мизантроп, любящий свою Молдову, по которой он тоскует, и авантюрист, [...] берлинский академик, русский князь, летописец, [...] Дмитрий Кантемир - это наш Лоренцо де Медичи».

В 1710 г. турецкий султан Ахмед III (1703-1730) посадил Дмитрия Кантемира на молдавский престол, арестовав политического соперника Кантемиров валашского господаря Константина Брынковяну (1688-1714). Это был, скорее, вынужденный шаг, поскольку сделано это было после того, как началась война с Россией (1710-1713), а правивший в Молдавии князь Николай Маврокордат (1709-1710), хотя и пользовался превосходной репутацией при Османском дворе, не был подходящим лицом во время войны, поскольку не имел ни храбрости, ни знания военного дела.

Дмитрий был возведен на молдавский престол по настоянию великого визиря Балтаджи Мехмета (1704-1706; 1710-1711) и крымского хана Девлет-Гирея II (1699-1702; 1709-1713). Порта даже было освободила нового молдавского князя от дани и подарков, но позже великий визирь потребовал от него постройки моста через Дунай для переправы турецкой армии и значительных сумм денег. Последнее требование крайне возмутило князя Дмитрия, и он 13 (24) апреля 1711 г. в Луцке через своего приближенного боярина Стефана Луку заключил с Петром I договор и, таким образом, de jure принял сторону России.


Историограф XIX века И.И. Голиков передает обстоятельства заключения договора между Петром I и князем Дмитрием следующим образом: «В сию же бытность Государеву в Луцке, Господарь Волошский, Дмитрий Кантемир, прислал к Монарху Греческого врача Поликолу с предложением подданства своего. Государь принял сие предложение и послал к нему диплом за своею рукою, в котором в 17 статьях описаны с одной стороны обязательности Князя, вступавшего в подданство России, а с другой обещаемые ему и потомкам его от государя за верную службу выгоды. Присягу в верности он со всем своим народом тогда учинить имеет, когда Российская армия в его Княжество вступит, и войско его с Российским соединится» . Эта версия событий, по нашему мнению, не соответствует действительности, поскольку, как следует из “The Life of Demetrius Cantemir Prince of Moldavia”, Петр I направил Г. Поликолу к князю Дмитрию, а не наоборот. А Кантемир, вероятно, в свою очередь направил Стефана Луку к Петру I для заключения соглашения от княжеского имени.

Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил приближенным, войску и народу о том, что он порывает с турками и переходит на сторону России. В своем Манифесте он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей, и призывал: «Все люди нашей страны, берите и идите на помощь» . Как пишет в своей «Хронике» Ион Некулче , «тогда все христиане радовались москалям…» .

29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России: «…Петр Великий вступил в Яссы, где Кантемир со своими боярами присягнул ему в верности в самый день Петра и Павла» . Этот день можно считать датой начала российского востоковедения, поскольку у России появился первый востоковед, принесший отечественной науке о Востоке международное признание.

Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были его знания в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий стал советником царя по восточным вопросам. Петр I писал: «Оный господарь - человек зело разумный и в советах способный» . Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению.

Порта была разгневана изменою Кантемира и потребовала от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира в лагере российских войск нет, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести - то же, что не быть государем» .

В результате неудачного для российской армии Прутского похода князь Дмитрий вместе со своей семьей и приближенными, двумя тысячами бояр, офицеров, слуг и прочих, вынужден был переселиться в Россию , навсегда покинув Яссы 16 (27) июля 1711 г. Царь Петр щедро вознаградил его за утрату княжества и всего состояния.

Примечания:
The Life of Demetrius Cantemir Prince of Moldavia. - In: Demetrie Cantemir Historian of South East European and Oriental Civilization. Bucharest, 1973, p. 288.
В настоящее время на территории Украины.
См.: Петр Великий на берегах Прута // Журнал министерства народного просвещения. 1847, январь.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830, с. 659-662.
См.: Кирпиченко Н.П. К вопросу об участии молдавского народа в Прутском походе русской армии 1711 г. // Ученые записки Кишиневского педагогического института им. И. Крянгэ. Т. VIII. 1958; Энгельгардт Р.Ю. Из Прутского похода // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. VI. 1953.
Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Т. 4. М., 1838, с. 226.
Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964, с. 354.
Ион Некулче (1672 – ок. 1745) - молдавский летописец. Его «Летопись Молдавской страны от Дабижы-воеводы до правления Константина Маврокордата» с предисловием и 42 легендами охватывает события 1662-1743 гг. (Neculce I. O samă de cuvinte şi letopiseţul Ţărîi Moldovei. De la Dabija-vodă pină la a doua domine a lui Constantin Mavrocordat. Bucureşti, 1960). См.: Коробан В.П., Руссев Е.М. Летописец Ион Некулче. Жизнь и творчество. Кишинев, 1958.

Neculce I. Cronica. Vol. I. Craiova, 1942, p. 123 (цит. по кн.: Ермуратский В.Н. Общественно-политические взгляды Дмитрия Кантемира. Кишинев, 1956, с. 32).
Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей Русской земли. Ч. 3. М., 1836, с. 37.
Походный журнал за 1711 г. СПб., 1854, с. 49.
Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973, с. X–XI (вступительная статья В.Н. Ермуратского).
Полевой Д. История Петра Великого. Ч. 3. СПб., 1843, с. 183.
Балтаджи Мехмет в 1712 г. за то, что выпустил Петра I из окружения, был сослан на остров Лемнос, где через три года скончался.
См.: Андрианов П.М. Петр на Пруте. СПб., 1911.
По некоторым источникам - до четырех тысяч.
См.: Цвиркун В. Легенды и домыслы о жизни и деятельности Дмитрия Кантемира в России // Молдавский исторический журнал. 1994, № 2.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830, с. 724-726.

Отрывок из книги Павла Густерина «Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир» (М., 2008)

Личное дело

Дмитрий Кантемир (1673 - 1723) родился в селе Силиштень (ныне на территории Румынии). Отцом его был господарь Молдавии Константин Кантемир, матерью - Анна Бантыш, происходившая из древнего боярского рода. В ноябре 1688 года был отправлен в качестве заложника ко двору султана в Стамбул. Там учился в Патриаршей греко-латинской академии, изучил также арабский и турецкий языки. В 1691 году вернулся в Молдавию, где принял участие в осаде крепости Сороки, захваченной польскими войсками. В 1693 году после смерти отца был избран господарем Молдавии, но был у власти всего один месяц, так как его избрание не было утверждено турецким султаном. Он снова отправляется в Стамбул, уже в качестве дипломатического представителя Молдавии при султанском дворе. В это время он активно общается с греческими учеными и создает свои первые труды по философии и богословию: «Спор мудреца с миром или души с телом» (на молдавском и греческом языках), «Неописуемый образ священной науки» («Метафизика»). Тогда же Кантемир заводит связи с русскими дипломатами в Стамбуле, знакомится с послом Петром Толстым.

В 1710 году султан делает Дмитрия Кантемира господарем Молдавии и дает ему поручение подготовить молдавские войска к войне с Россией. Но Кантемир к тому времени решил, что союз с Россией принесет Молдавии независимость от турок. Он послал в Россию с тайным поручением дипломата Штефана Луку. По итогам переговоров в 1711 году в Луцке Кантемир заключил договор с Петром I, о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии и об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров. Однако Прутский поход войск Петра I закончился неудачно, русские чудом избежал полного разгрома.

После этого Дмитрий Кантемир с семьей и еще четырьмя тысячами подданных покинул Молдавию. Он поселился в России, где был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в шесть тысяч рублей. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. После окончания похода жил в своем имении Дмитровка, где умер 21 августа 1723 года.

Чем знаменит

В Молдавии и Румынии Дмитрия Кантемира почитают как борца за освобождение страны от турецкого ига. Он ясно сознавал, что собственными силами Молдавское княжество не сможет отстоять независимость. Поэтому Кантемир, взвесив взаимоотношения стран своего времени, пришел к выводу, что единственной силой, которая в состоянии сломить Османскую империю и освободить Молдавию, станет Россия, интересы которой в это время пришли в противоречие с интересами Турции, и военный конфликт между ними стал неизбежным. Однако надежды Кантемира оправдались только после его смерти.

О чем надо знать

Дмитрий Кантемир

Дмитрий Кантемир был автором трудов в целом ряде наук, от философии до музыковедения. Знания о мусульманском Востоке, которые он приобрел в годы жизни в Стамбуле, позволили ему в последние годы создать труды, благодаря которым он стал основателем сразу нескольких направлений российского востоковедения: «Книга Систима или Состояние мухаммеданския религии», «История возвышения и упадка Османского двора» (в 1734 году вышла в Лондоне в английском переводе и вскоре была переведена и на другие европейские языки). Настоящей энциклопедией стало «Описание Молдавии», также истории родной страны посвящены «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Жизнь Константина Кантемира» и «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов». В 1703-1704 годах Дмитрий Кантемир написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки.

Прямая речь

Румын по происхождению, не забывавший своей национальности, даже писавший книги на румынском языке, князь Димитрий был однако греком по образованию; хотя он знал по латыни и по италиански, однако учился он не в западных школах, а в Константинополе, в существовавшем там греческом училище, где еще сохранялись кое-какия школьныя предания старой Византии, искусно соединявшия наставление в истинах православной веры с изучением классических писателей языческой Греции. <…> Преклоняясь пред этими представителями греческой образованности и вращаясь в их среде, Кантемир усвоил себе то гордое самосознание, которое не покидало греков и под турецким игом. Подобно древним еллинам, презиравшим варваров, новые греки даже в период своего порабощения смотрели на турок свысока, благодаря тому, что успели сохранить за собою религиозную самостоятельность, а верность православию, от котораго они не отделяли своей национальности, поддерживала в них и стремление к независимости политической.

11 фактов о Дмитрии Кантемире

  • При заключении мира первым условием турецкий визирь поставил выдачу Дмитрия Кантемира, на что Петр I ответил: «Я дал ему [Кантемиру] слово сберечь его и не изменю, лучше уступлю туркам землю до Курска: мне остается еще надежда возвратить ее, но нарушение слова невозвратимо».
  • В 1714 году Дмитрий Кантемир был избран членом Берлинской академии наук.
  • Вольтер называл труд Кантемира об Османской империи своей настольной книгой по Востоку.
  • У Дмитрия Кантемира было две дочери и четыре сына. Младший его сын Антиох стал известным русским поэтом XVIII века.
  • Дочь, Мария Кантемир , была любовницей Петра I и родила от него сына. Существовала вероятность, что она станет новой женой императора, но новорожденный мальчик умер.
  • Похоронен Дмитрий Кантемир был в Москве, но в 1935 году по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Румынию. Ныне тело Дмитрия Кантемира покоится Трехсвятительском монастыре в городе Яссы.
  • Среди владений, пожалованных Петром Дмитрию Кантемиру, было подмосковное село Черная Грязь, ныне музей-заповедник Царицыно. В 2014 году на территории музея поставлен памятник Кантемиру.
  • Московские улица Кантемировская и станция метро «Кантемировская» названы не в честь Дмитрия Кантемира, а в честь Кантемировской танковой дивизии. В свою очередь дивизия получила название, отличившись в боях у поселка Кантемировка Воронежской области, которое действительно принадлежало Кантемиру. Однако, по совпадению, район станции «Кантемировская» прилегает к подмосковным землям вокруг села Черная Грязь, также принадлежавшего Кантемиру.
  • В Молдавии в честь Дмитрия Кантемира назван город Кантемир и русский лицей в Кишиневе.
  • В 2007 году президент Румынии Траян Бэсеску открыл в Стамбуле Музей Кантемира, находящийся в районе Фанар, в здании, где располагалось представительство Молдавского княжества при султанском дворе.
  • В фильме «Петр Первый. Завещание» роль Дмитрия Кантемира сыграл Михаил Боярский.

Материалы о Дмитрии Кантемире

История знает не так много примеров, когда один человек мог успешно совмещать талант государственного деятеля с талантом учёного. Дмитрий Константинович Кантемир был редким исключением, хотя в науке ему, возможно, помогла реализоваться его самая крупная политическая неудача.

Дмитрий Кантемир родился 26 октября 1673 года в семье молдавского господаря Константина Кантемира Старого .

Положение господаря Молдавии в этот период было шатким: страна находилась в вассальной зависимости от Османской империи, и турецкие властители регулярно смещали неугодных либо чересчур независимых князей. Нередко это заканчивалось и смертной казнью опальных господарей.

Среди молдавской элиты при этом шла отчаянная борьба за расположение турецкого султана. Всё это очень напоминало внутренние конфликты русских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в период зависимости Руси от Золотой Орды.

Отец Дмитрия, Константин Кантемир, оказался одним из немногих господарей, которые умерли своей смертью, не лишившись власти. Правда, для достижения этой цели Константину пришлось постоянно подтверждать свою верность султану.

Дмитрия это коснулось напрямую — в 1687 году 14-летний подросток был отправлен в Константинополь в качестве заложника. Предполагалось, что в случае неверности отца своим обязательствам перед султаном Дмитрия попросту казнят.

Подобная практика заложников для того времени не была чем-то уникальным, однако вряд ли от этого Дмитрию Кантемиру было спокойнее. Возможно, именно тогда у него и выработалось блестящее умение скрывать свои настоящие мысли и планы, которое потом неоднократно подчёркивали современники.

Жажда знаний

Дмитрий Кантемир с юных лет тянулся к наукам, чем являл полную противоположность своему отцу: Константин Кантемир был неграмотен.

Оказавшись в Константинополе заложником, Дмитрий не скорбел о своей доле, а продолжил обучение. Благо положение заложника такого ранга позволяло ему жить достаточно свободно. Он изучал древнегреческий, новогреческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, богословию и философии, встречался с учёными патриаршей Греко-латинской академии, а также посещал Академию Падишаха — учебное заведение при дворе султана для иностранцев или османских подданных-христиан.

Талант молодого человека отметили при дворе султана, однако место господаря Молдавии после смерти отца он не занял. Несмотря на то, что Константин Кантемир прямо указал на Дмитрия как на наследника, в результате придворных интриг султан его не утвердил.

После того как место господаря занял старший брат Дмитрия Антиох , он стал посланником господаря при дворе султана.

Время, проведённое в Константинополе, очень много дало Кантемиру как учёному — там он начал собирать материалы для своих научных работ. Кантемира интересовала всеобщая история, история Османской империи, нравы и обычаи этой страны.

В Константинополе Кантемир познакомился и довольно близко сошёлся с российским посланником Петром Андреевичем Толстым . Возможно, именно тогда у него и зародились планы, к осуществлению которых он перешёл десять лет спустя.

Союз с Россией

В 1710 году султан Османской империи назначил Дмитрия Кантемира господарем Молдавии. Шаг этот был вынужденным — предстояла война с Россией, и на этом посту нужен был человек деятельный и способный, такой, как Кантемир.

Султан не учёл лишь одного — умения политика скрывать свои планы. Дмитрий Кантемир задумал вывести Молдавию из вассальной зависимости от Османской империи. Для реализации подобных планов необходим был мощный союзник, которого Кантемир увидел в лице России.

К тому времени Россия во главе с царём Петром I отвоевала у турков крепость Азов, а затем в ходе русско-шведской войны разгромила войска считавшегося непобедимым Карла XII под Полтавой.

Шведский король укрылся в Османской империи, и это стало для амбициозного Петра одним из поводов для развёртывания новой военной кампании против турков. Русские войска, по замыслу царя, должны были поднять на восстание христианские народы, жившие под турецким игом. Пётр I рассчитывал, что в результате удастся отколоть огромные территории от Османской империи.

Дмитрий Кантемир, которому, по велению султана, надлежало строить мосты через Дунай для похода турецких войск на Россию, намеревался сделать обратное — вместе с русскими войсками начать войну против султана.

В апреле 1711 года Пётр I и Дмитрий Кантемир заключили Луцкий договор. По нему после победы в войне Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежние обычаи внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров.

Намерения Кантемира вызвали поддержку большинства населения Молдавии и элиты страны, которые считали, что сближение с Россией лучше, чем положение вассала Османской империи.

Слово Петра

Однако Прутский поход, как называют эту военную кампанию Петра I историки, закончился печально. К югу от Ясс 38-тысячное русское войско было прижато к реке Прут союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Положение русских было почти безнадёжным, однако их яростное сопротивление охладило пыл наступающих. Помня об итогах Полтавского сражения, турки предпочли завершить дело миром. Причём его условия оказались даже легче, чем ожидал Пётр I: русским пришлось вернуть Азов и срыть ряд новых укреплений на Азовском море, а также сделать ещё ряд мелких уступок.

Карл XII, узнав об успехе турок, примчался к месту событий уже после заключения договора, возмущался, требовал войско, чтобы разбить Петра окончательно. Однако ехидные турки заметили, что своё сражение с русскими шведский король уже проиграл под Полтавой, и если хочет, то может преследовать Петра I со своими людьми (которых у Карла было очень мало), а другой армии он не получит.

Если Пётр I, что называется, сумел выкрутиться, то для Дмитрия Кантемира всё обстояло крайне печально — турки требовали выдать его, чтобы казнить за измену.

Однако русский царь, несмотря на трудное положение, проявил твёрдость: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружие возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести — то же, что не быть государем».

Так Дмитрий Кантемир с 1000 молдавских бояр, над которыми он сохранил право жизни и смерти, отправился в Россию.

Здесь он получил от Петра I титул князя, огромные земли под Харьковом, поместье под Москвой, а также немалые денежные средства.

Прусский академик и русский сенатор

Несмотря на всё это, другой политик, потерявший государство, возможно, впал бы в отчаяние. Но с Дмитрием Кантемиром оставался его научный талант. И в России он написал свои главные труды, принёсшие ему славу большого европейского учёного. Кантемир, имевший блестящие способности к языкам, помимо тех, которые уже знал, освоил русский, немецкий и французский.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

На латыни им был написан выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора». Работа Кантемира более века считалась самой фундаментальной из тех, что были посвящены Турции. Вслед за этим последовало «Описание Молдавии», «Жизнь Константина Кантемира», «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии», а также другие работы.

Трудами Кантемира восхищались его современники, а Прусская Академия наук избрала его своим членом. Дмитрий Кантемир стал первым учёным Молдавии и России, который был избран членом Академии другого государства. Помимо этого, Кантемир активно способствовал созданию Петербургской Академии наук.

После смерти первой жены Дмитрий Кантемир женился на княжне Настасье Ивановне Трубецкой и переехал в Петербург. Знания и ум Кантермира высоко ценил Пётр, который сделал его советником по делам Востока, а затем назначил членом Правительствующего Сената и возвёл в чин тайного советника.

С этого момента Дмитрий Кантемир стал членом ближнего круга Петра Великого.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

В 1722 году во время Персидского похода Петра Кантемир заведовал походной канцелярией. Он изготовил арабский наборный шрифт, организовал специальную типографию и напечатал на татарском, турецком и персидском языках сочинённый и переведённый им Манифест Петра I к народам Кавказа и Персии.

В переговорах Петра I c властителями прикаспийских территорий Дмитрий Кантемир выступал в качестве переводчика. При этом он оставил литературные заметки о походе, а также описал древний город Дербент и ряд уникальных археологических памятников Кавказа.

Но Персидский поход окончательно подорвал здоровье Дмитрия Кантемира. Осенью 1722 года с разрешения царя он уехал к себе в имение из-за обострения диабета. Дмитрий Константинович Кантемир умер 21 августа 1723 года в 7 часов 20 минут пополудни в своём поместье Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии.

Молдавский след в русской истории

Мало кто знает, но потомки Дмитрия Кантемира могли взойти на русский престол. Дочь молдавского господаря Мария Кантемир была любовницей Петра Великого и даже была беременна от него. Император всерьёз подумывал заменить Марией свою впавшую в опалу жену Екатерину , однако эти планы не осуществились — ребёнок не выжил, и Екатерине удалось избежать участи Евдокии Лопухиной .

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

Один из сыновей Дмитрия Кантемира, Антиох Кантемир , был известным дипломатом, посланником России сначала в Англии, а затем во Франции. Антиох Кантемир известен также как крупнейший русский поэт так называемой силлабической эпохи отечественного стихосложения, которая завершилась после работ Михаила Ломоносова и Васили я Тредиаковского , введших в русское стихосложение силлабо-тонический стих.

Имя Дмитрия Кантемира связано и с событиями Великой Отечественной войны. На землях, которыми в России владел молдавский господарь, появились сначала слобода, а затем посёлок, названные в его честь Кантемировкой.

В 1942 году под Кантемировкой развернулись ожесточённые бои с фашистами, в которых приняла боевое крещение сформированная под Воронежем 4-я танковая дивизия. После освобождения Кантемировки в декабре 1942 года, дивизия стала гвардейской, получив почётное наименование Кантемировская.

Ныне является одним из элитных подразделений Вооружённых сил России. В свою очередь, в честь дивизии была названа Кантемировская улица в Москве.

Дмитрий Константинович Кантемир был похоронен в Москве, в Новогреческом монастыре, рядом со своей первой женой Кассандрой .

В 1935 году, по договорённости правительства Румынии с Советским Союзом, останки великого политика и учёного были перенесены в молдавский город Яссы и перезахоронены в церкви Трёх Святителей.