Коми узоры и орнаменты. Конспект занятия ИЗО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»

Элементы узоров коми – пермяцкого костюма

(учебно – исследовательская работа по искусству)

Исследовательская работа

выполнена: Андровым

Василием Алексеевичем

учеником 4 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Дозморова В.С.

Юксеево, 2015

Содержание

Введение _________________________________________________3

Глава 1. Национальный костюм, его составные части ____________5

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов____________________7

Глава 3. Мои исследования __________________________________8

Выводы __________________________________________________9

Заключение _______________________________________________11

Список используемой литературы ____________________________12

Приложения

Приложение №1. Презентация «Коми – пермяцкий орнамент»

Приложение №2. Вопросы «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде»

Приложение №3. Анкета «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

Введение

Во втором классе я участвовал в районном конкурсе «Коми – пермяцкий орнамент» в номинации «Рисунок». Когда готовился к конкурсу, думал, что обозначают эти символы - «крестик», «ромбик» и другие. Своим вопросом обратился к учительнице Валентине Семёновне. Она объяснила, что каждый узор имеет своё название. Ими коми – пермяки украшали свою одежду. К сожалению, у нас в доме не сохранилась национальная коми – пермяцкая одежда. Но коми-пермяцкие костюмы я видел на фестивале фино – угорских народов в Пармайлово. Выступающие с разных деревень были одеты в национальные коми-пермяцкие костюмы. Это очень ярко, красиво и привлекательно. Узоры на костюмах у групп артистов Большой-Кочи, Бачманово, Юксеево, Кудымкара, Сергеевского, артистов драматического театра были самые разные: и цветом, и фигурой, и символом. Мне стало интересно узнать, какие элементы узоров можно увидеть на коми – пермяцкой одежде и, какие названия имеют эти узоры.

Тема исследования : «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма».

Целью нашей работы является:

изучение особенностей узоров коми-пермяцкой национальной одежды на примере коми-пермяцкого сарафана, мужской рубашки и кушака.

Для достижения этой цели в работе мы решаем следующие задачи :

Изучить литературу по теме;

Проанализировать национальный костюм, его составные части;

Изучить элементы узоров коми – пермяцкого костюма;

Создать слайдовую презентацию и организовать в классе выставку « Коми – пермяцкий орнамент».

Объект исследования : национальный коми – пермяцкий костюм.

Предмет исследования : элементы узоров коми – пермяцкой одежды.

Методы исследования :

* теоретический анализ литературы;

* рассказ моей учительницы, моей бабушки;

* наблюдение;

* опрос – интервью;

* анкетирование учащихся.

Актуальность исследования заключается в том, что мы, современные школьники, мало знаем о национальной культуре коми-пермяков, об одежде наших предков, поэтому, считаю нужным, расширить знания учащихся по данной теме. Мы ведь живем в Коми-Пермяцком округе, значит, обязательно должны знать культуру своего народа, в том числе и коми-пермяцкие узоры, их назначение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы на занятиях, при знакомстве с культурой моего народа, на уроках технологии, искусства, окружающего мира.

Гипотеза : Предполагаю, что данное исследование будет ниточкой связи между изучением прошлого, настоящей современной жизнью и будущим нашей малой Родины; связью между детьми и родителями, бабушками и внуками.

Степень изученности темы:

О коми – пермяцком национальном костюме писали многие. Так об истории коми – пермяцкого национального костюма в книге «Коми – пермяцкий национальный костюм» писали в соавторстве Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. В книге Г.Н.Климовой «Текстильный орнамент коми» освещаются вопросы типового состава орнамента. Все эти обстоятельства свидетельствуют о неподдельном и нарастающем интересе к коми – пермяцкой народной культуре, к коми – пермяцкому национальному костюму, в частности изучению орнамента костюма.

Глава 1. Национальный костюм, его составные части.

Таинственная земля – Парма. Она древняя и прекрасная и относиться к ней надо бережно, с пониманием. Особенным, уникальным является и наш национальный костюм. Национальные костюмы очень красивы и разнообразны. Каждый костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его населения, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой.

У коми – пермяков распространилась мужская рубаха – косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом (Приложение №1, слайд №13).

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. В 19 веке покрой женских рубах поменялся. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх – из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ – из грубого холста (Приложение №1, слайд №14).

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами. В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка – юбка и кофта. В 1920-е г.г. она стала основным видом женского костюма.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона, фартука). При этом применялись два вида передника – только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Священник с. Гайны Н.Попов рассказал в 1848 г. о том, что у мужчин и женщин бытовали два вида костюма – праздничный и будничный. Праздничный костюм выглядел более нарядно (Приложение №1, слайд №13).

Коми – пермяцкий костюм на протяжении многих веков был наиболее стойким, в нем отразились традиции и целесообразно объединенные художественные функции. Он поражает красотой и удобством ношения. Его художественная ценность так велика, что в наше время он необходим для фольклорных коллективов, театрализованных постановок, для познания духа и души народа. Ему, как символу народа, невозможно уйти в прошлое.

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов.

Изучая книгу Галины Николаевной Климовой «Текстильный орнамент коми», я узнал, о названиях орнаментальных мотивов. Показывая свои вещи, женщины обязательно назовут узоры по имени. Приводим некоторые из них.

Узор «Грабли» (см. Приложение №1, презентация «Коми – пермяцкий орнамент»)

- «Крестик» - «Зубья пилы»

- «Перна» («Нательный крестик»)

- «Птица» - «Ягодка»

- «Бараньи рога» - «Сорочья нога»

- «Гребешок»
- «Круг»

По тому, какие понятия передают названия, мы выделили четыре основных групп.

    Названия, соотносящиеся с названиями орудий труда, предметов быта или их частей (грабли, зубья пилы, гребешок).

    Названия, отражающие существенный признак узора (крестик, круг).

    Названия, соотносящиеся с названиями представителей животного мира и их органов (сорочья нога, бараньи рога, птица).

    Названия, соотносящиеся с названиями растений и их частей (ягодка).

Вывод: коми – пермяцкий орнамент заключает в себе названия растений и животных, орудий труда.

Глава 3. Мои исследования.

С целью выявления отношения учащихся к коми – пермяцкой одежде был разработан опрос по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

Были опрошены учащиеся 1 и 4 классов, в количестве 23 человек. Ученики отвечали на 3 вопроса (см. Приложение №2).

Все результаты опроса внесли в таблицу и составили по каждому ответу диаграмму для сравнения.

    Имеется ли у вас в доме национальная коми – пермяцкая одежда?

1 класс

4 класс

Да, имеется

1 чел.

4 %

Нет, не имеется

10 чел.

12 чел.

96 %

    Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

1 класс

4 класс

Да, надевал

1 чел.

3 чел.

17 %

Нет, не надевал

9 чел.

10 чел.

83 %

1 класс

4 класс

Да, знаю

Нет, не знаю

10 чел.

13 чел.

100%

Выводы

На основании полученных результатов опроса сделали следующие выводы:

Из 23 учащихся только у одного в доме хранится национальный женский костюм и надевается во время традиционных праздников;

Надевали национальную одежду учащиеся во время инсценирования сказки на родном языке и в конкурсе чтецов произведений коми – пермяцких поэтов и писателей;

Никто из опрошенных учащихся не знает названия узоров коми – пермяцкого орнамента, но хотели бы узнать.

Далее среди учащихся начальных классов, в количестве 31 человек, провели анкетирование «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах», а среди учащихся средних классов, в количестве 29 человек, и учащихся старших классов, в количестве 13 человек, провели опрос (см. Приложение № 3). Им были предложены следующие вопросы:

    Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Нравятся

97 %

62,1 %

76 %

Не нравятся

3 %

37,9 %

24 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

32,3 %

55,2 %

7,7 %

Народы коми – пермяки

25,8 %

20,7 %

76,9 %

Женщина

41,9 %

24,1 %

15,4 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

12,9 %

Из – за интереса

9,7 %

10,3 %

Для украшения одежды

77,4 %

89,7 %

100 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

На празднике

58,1 %

79,3 %

53,8 %

В библиотеке

19,4 %

17,2 %

38,5 %

Дома

3,5 %

7,7 %

На уроке

22,5 %

все

На основании полученных результатов анкетирования сделали следующие выводы:

Коми – пермяцкие узоры нравятся своей красотой, привлекательностью;

Многие учащиеся не смогли назвать автора коми – пермяцких узоров;

Большинство видели коми – пермяцкий орнамент на одежде артистов во время праздника, а учащиеся средних классов узнали на уроках искусства.

Заключение

В процессе исследования мы пришли к выводам:

В узорах коми - пермяцкого орнамента присутствуют элементы животного и растительного происхождении и орудий труда.

Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом.

В национальной одежде продолжает жить стремление коми - пермяцкого народа к красоте.

Закончив исследование, мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы, оформили выставку работ «Коми – пермяцкий орнамент»

(Приложение №1, слайд №12). Ученики нашего класса узнали много интересного и нового о культуре коми – пермяков, а, значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов коми – пермяков.

Если у кого из вас дома хранится коми – пермяцкая одежда, относитесь к ней бережно, аккуратно. Никогда нельзя забывать искусство наших бабушек и дедушек.

Данная работа мы надеемся, окажет неоценимую помощь для организации работы со школьниками.

Коми – пермяцкие орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдёшь по всей России

Таких узоров и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, –

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из – под иглы, и кисти, и резцы:

Ведь мастера по дереву

В них вкладывали души и сердца.

Список используемой литературы

1.Гуреев М.П. Радуга над Пармой.- Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994.-51с.

2.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми – Перм. кн. изд., 1994. – 130 с.

3. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми – пермяков. – Кудымкар: Коми – Пермяцкое кн. изд., 2005. – 256 с.

4. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми- пермяцкий национальный костюм. - Коми-Перм. кн. изд.,2006; Пермь: Пермское кн. изд., 2006. – 88 с.

Приложение №2

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

1.Имеется ли у вас в доме коми – пермяцкая одежда?

а) Да, имеется

б) Нет, не имеется

2.Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

а) Да, надевал

б) Нет, не надевал

3.Знаете ли вы, что означают узоры?

а) Да, знаю

б) Нет, не знаю

Приложение №3

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

1.Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Нравятся ______

Не нравятся ________

2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?

Не знаю_____

Народы коми – пермяки_____

Женщина ________

3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?

Не знаю _____

Из – за интереса________

Для украшения одежды______

4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?

На празднике ____

В библиотеке _____

Дома _____

На уроке_____

Другое (указать)_____________________

Урок – исследование для учащихся 2 класса на тему

«КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ПРИКАМЬЯ. КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»

Цель: Содействовать развитию познавательного интереса к традиционной культуре народов Прикамья.

Задачи:

Развивающие:

    развивать творческую и познавательную активность

    развивать эмоциональное, эстетическое восприятие, творческие способности.

Воспитательные:

    воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость

    содействовать воспитанию бережного отношение к культурному наследию, к истории и традициям своего края, уважения к людям разных народностей.

Обучающие:

    познакомить учащихся с характерными особенностями орнамента коми-пермяцкого народа.

    сформировать навыки последовательного ведения работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

Приемы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, карта Пермского края, контурная карта Пермского края - на каждую парту, акварельные краски, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: музыка коми-пермяков

Зрительный ряд: электронная презентация «Коми-пермяки и их традиции»

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Учитель: В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, в нашем Пермском крае, расселилось более ста народов. И это не сказка, а самая настоящая быль. Скажешь «Здравствуйте!» - а тебе откликнутся: «Бур лун!» или «Исянмесез!». И это замечательно: ведь чем больше друзей, тем интереснее. Да ещё таких – со своим языком и своей мудростью, своими обрядами и обычаями. Поделятся они с вами ими – и вы богаче станете, словно старинный клад нашли. Одни народы рассеяны по всему Пермскому краю, живут всюду, на севере и на юге, другие сосредоточены в каком-то одном поселении. А вот у коми-пермяков – обширные земли, целый округ.

    ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Учитель: Догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

Дети отвечают

Учитель: А что Вы знаете об этом народе?

Дети отвечают

Учитель: До 2007 года коми-пермяцкий автономный округ существовал самостоятельно, но после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, появился новый субъект РФ - Пермский край. Между округом и Пермской областью есть граница, но только на карте. Пограничников там нет: садись в автобус и поезжай. Найдите на карте самостоятельно коми-пермяцкий округ и его столицу!

Дети работают с географической картой Пермского края

Учитель: Какое название носит самый крупный город коми-пермяцкого округа.

Дети отвечают

Учитель: Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище –“Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяки , коренное население Прикамья. До 1920-х гг. ониназывали себя пермяками, пермичами, пермянами, а после образования в 1925 году Коми-пермяцкого автономного округа – коми-пермяками.

Показ слайда.

    УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Учитель: В старинных коми-пермяцких легендах есть два известных богатыря: Пера-богатырь и Кудым-Ош.

Кудым-Ош - «ош» на языке коми – медведь; Кудым-Ош - племенной вождь, сын медведя, наделён качествами героя: он открыл железо, научил свой народ ремёслам. Кудым-Ош – сильный и мужественный, может превращаться в медведя; медведи «ему родня были, служили его народу».

Показ слайда.

Пера-богатырь – защитник своего народа от врагов. Мног ие предания говорят о помощи Перы русскому народу; о борьбе Перы против угнетателей, в том числе и Строгановых. Пера – отважный богатырь, совершающий подвиги во имя спасения народа от любых врагов.

Показ слайда.

Учитель: Как же жиликоми-пермяки в старину. Устраивали они свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев.

Занятия коми-пермяков земледелием, животноводством, охотой, рыболовством собирали травы, грибы и ягоды.

Хлеб - «нянь» выпекался в русской печи, чаще всего из ржаной или смешанной ржаной и ячменной муки, лишь в зажиточных хозяйствах – из пшеничной. Из муки готовились такие блюда, как оладьи, блины, пресные сочни. Популярны были пироги с разнообразной начинкой: репной, капустной, редечной, грибной. Одним из главных символом коми-пермяцкой кухни считаются пельмени. Происхождение этих названий связывают с коми-пермяцкими словами пель – ухо, нян ь – хлеб – «хлебное ушко».

Показ слайдов.

Учитель: А знаете ли вы, что и все мы часто по коми-пермяцки говорим? Каждое второе название на карте Пермского края нам досталось с древних времён из этого языка. Вода по коми-пермяцки «ва» , и у многих наших рек названия оканчиваются на «ва». Какие реки Пермского края вы знаете с окончанием на «ва»?

Дети называют реки.

Учитель: А теперь я буду называть реки Пермского края, а вы отгадывать, почему они получила такое название!

У нас в крае есть река Шаква, а по коми-пермяцки «тшак»- это гриб!

Показ слайда. Дети отвечают.

Река Юсьва, по коми-пермяцки «юсь» - это лебедь!

Показ слайда. Дети отвечают.

По коми-пермяцки «ур» - это белка! Что это за река?

Показ слайда. Дети отвечают.

По коми-пермяцки «ош» - это ……! Так, что же за река у нас в крае течет с таким названием…?

Дети должны догадаться сами и дать правильный ответ.

Учитель: Вы уже поняли, что в нашем крае большая часть рек получили названия с коми-пермяцкого языка. Итак, какие реки еще у нас есть:

Велва - река, начинающаяся на возвышенности

Вильва - свежая вода

Ивань - божественная река (женские слезы)

Койва - холодная, ледяная (брызгающая) река

Колва - охотничья река

Косьва - мелкая река (вода)

Лысьва - река, текущая через хвойные леса

Мойва - бобровая река

Обва - луговая снежная река

Пожва - мутная вода

Сюзьва - река, текущая, где водятся филины

Усьва - падающая с шумом вода

Чусовая – Чусва - быстрая вода

Учащиеся вместе с учителем ищут на карте названия рек.

Физкультминутка.

Учитель: Сейчас мы с вами немного поиграем и вы выучите несколько коми-пермяцких слов: КИ - это РУКИ, ЧУНЁК - ПАЛЬЧИКИ, КЫРЫМ - ЛАДОШКИ. Я вам буду говорить эти слова на языке коми, а вы должны показывать мне руки, пальчики и ладошки. Я тоже буду показывать эти части тела, но могу периодически вас путать.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще и с коми-пермяцким костюмом. Коми-пермяцкие мастера славятся своим ткачеством и вязанием. Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа, её расшивали повороту, на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. А теперь ответьте мне, как же называется чередующийся и повторяющийся узор, который мы видел на костюмах!

Дети отвечают.

Учитель: Орнаменты народов коми можно разделить на несколько групп:

    С ЖИВОТНЫМ МИРОМ. Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом.

Показ слайда

    СВЯЗАНЫЕ С ОРУДИЯМИ ТРУДА. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.

Показ слайда

    С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ

Показ слайда

    С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ФИГУР ЛЮДЕЙ

Показ слайда

Учитель: Это сейчас мы воспринимаем орнамент как красивое украшение наряда, а в старину люди верили в то, что это обереги, которые их защитят от злых духов, болезней. Вышивались узоры в первую очередь там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.Рукодельницы украшали орнаментом пояса, считалось, что пояс оберегает от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.

Наиболее распространенные элементы национального орнамента коми-пермяков:

    ПЕРНА - имеет древнее происхождение, играет роль оберега, является защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, ПЕРНА служит символом вечности, высоких стремлений и счастья.

    ШОНДИ - символ солнца, добрый светлый оберег, он как солнце оберегает от негативной энергии и защищает от всего плохого в жизни.

Показ слайда

Учитель: Где же мы можем увидеть коми-пермяцкий орнамент?

Дети отвечают, затем педагог показывает слайды с изображением текстильных изделий, на которые нанесен коми-пермяцкий орнамент.

Дети называют элементы орнамента.

Учитель: Сейчас на дворе зима, очень холодно и у всех нас в мороз очень мерзнут руки. Мы с вами нарисуем коми-пермяцкий орнамент на рукавичках, которые я вас сейчас выдам!

Дети обводят шаблоны рукавичек, а затем рисуют на них элементы коми-пермяцкого орнамента.

4. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Учитель: Закончите предложенные фразы:

Мне особенно запомнилось ……

Сегодня я узнал(а) ……

Я научился……

Проходит выставка детских работ. Выявление ошибок, выставление оценок.


Цель: углубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте. Развивающие задачи: * Развивать навык составления узоров из различных элементов. * Способствовать развитию воображения. Воспитательные задачи: *Воспитывать аккуратность. *Вызвать интерес к искусству коми народа.


Орнамент – это украшение изделия (вещи) различными геометрическими, растительными, животными элементами.


Орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение;

Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Пояса были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные; узкие и широкие.





Другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)

Третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)



Растительный

Животный

Предметный


Распредели орнаменты по группам.

Животный

Предметный

Фигуры людей

Ошейник коровы

Бараньи рога

Рога молодого

Рога взрослого

Коровьи рога

Ошейник оленя


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народный коми орнамент.

Цель: углубить представление учащихся о знаках-символах в народном коми орнаменте. Развивающие задачи: * Развивать навык составления узоров из различных элементов. * Способствовать развитию воображения. Воспитательные задачи: *Воспитывать аккуратность. *Вызвать интерес к искусству коми народа.

Орнамент – это украшение изделия (вещи) различными геометрическими, растительными, животными элементами.

Орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение; Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Пояса были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные; узкие и широкие.

В орнаментах встречаются простые геометрические элементы (мотивы): точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются.

Очень распространено было узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента разных цветов вкладываются один в другой. А для чего вывязывали узор? Вещь становилась теплее, и узор выполнял роль оберега.

Орнаменты можно разделить на несколько основных групп: -одни связаны с орудиями труда и другими предметами(зубья, пилы, крест, компас…)

Другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…) -третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)

Четвёртые являлись изображением фигур людей.

Распредели орнаменты по группам. Растительный Животный Предметный

Распредели орнаменты по группам. Фигуры людей Животный Предметный мужчина женщина Рога молодого оленя компас Рога взрослого оленя Коровьи рога Бараньи рога Ошейник оленя Ошейник коровы звезда

Роспись рукавички элементами коми орнамента (работа учащихся).

Литература: 1. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980. 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997. 3.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994. 4.Климова Г. Текстильный орнамент коми. Интернет-ресурсы: foto.mail.ru › Фото › НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ 1/6 части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.

Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания....

Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"

Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...