Актуальные проблемы современного мира в произведении дубровский. Аргументы к сочинению егэ

В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин . В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом. Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.

Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский» .

Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских. Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир. Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.

Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.

В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание. В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает. Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.

«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.

Затрагивается в романе и тема народного бунта . Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину. «Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет» , – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием. Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями. Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения. Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно. Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес. Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.

Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.

Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.

Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.

Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним. Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки. Он без возражений принимает выбор Маши.

Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», - писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.

Говорить об актуальности А.С.Пушкина можно не только применительно к конкретным его произведениям, но и к творчеству поэта в целом, рассматривая его в развитии.

Красота

Главной отличительной чертой пушкинских произведений можно назвать ориентацию на «законы красоты». Его язык удивительно гармоничен и остается таким даже в тех случаях, когда речь идет о каких-то уродливых и даже страшных проявлениях окружающего мира, например, пугачевский бунт в «Капитанской дочке», моральное падение Германна в «Пиковой даме».

Поэт не идеализирует реальность, он судит ее по эстетическим законам. Это его ответ на вопрос, который эстетика ставит уже несколько веков: как именно должно искусство воздействовать на человека. Этот вопрос актуален и сегодня: современное искусство все чаще срывается на попытки шокировать зрителя, слушателя, читателя путем демонстрации чего-то уродливого (вызывающее поведение артистов на сцене, непристойные выражения в литературных текстах и т.п.). Нередко это вызывает у публики бурю протеста, что не останавливает «новаторов». В таких творчество А.С.Пушкина становится примером искусства, которое могло пробудить и мысль, и чувство, не шокируя уродством.

Вечные темы

Произведения А.С.Пушкина проникнуты мыслями и чувствами, которые волновали и будут волновать человека всегда. Поэт воспевает влюбленность, дружбу, любовь к Родине – все это близко и понятно и современному человеку. Не случайно влюбленные юноши могут читать своим возлюбленным «Я помню чудное мгновенье…», а современные патриоты с удовольствием цитируют в социальных сетях «Клеветникам России».

Можно возразить, что за 200 лет эти понятия претерпели изменения, что даже современная любовь отличается от той, которая описывается в произведениях А.С.Пушкина. Действительно, телевидение, журналы, современная литература и другие «каналы информации» создают такое впечатление. Но достаточно поговорить с любой -подростком, чтобы убедиться: она хочет чувствовать себя не вещью, которую используют, а человеком, которого любят, хочет обрести любимого – а не «партнера», хочет красивых романтических отношений, и именно такую любовь воспевал А.С.Пушкин.

Взросление

Примечательно, что в ранний период творчества А.С.Пушкин писал только стихи, но позднее нередко отдавал предпочтение прозе. Прозу часто называют «суровой», противопоставляя . Переход к прозе знаменует собой отход от романтического настроя молодости, все-таки отмеченного некоторой идеализацией мира. Пушкинская проза, как и стихотворные произведения данного периода, более реалистична, чем ранние его стихи, но реалистичность эта не сопровождается разочарованием в идеалах.

Примечательно в этом отношении изображение любви в пушкинской прозе. Не всегда она бывает возвышенной, в ряде случаев диктуется попыткой вырваться из ненавистного быта (любовь Лизаветы Ивановны в «Пиковой даме»). Не всегда юношеское чувство, во многом скопированное с «красивых» романов, может стать основой супружеского счастья. Много лет читатели пытаются понять, почему в финале повести «Дубровский» Марья Кирилловная не вышла из кареты: подчинилась судьбе или поняла, что в тех условиях, которые может предложить Дубровский, крепкой семьи не получится.

Но такое критическое отношение к любви не снижает ее ценности. Любовь взрослеет вместе с человеком. Это взросление сметает все ложное, искусственное – как сметает ветер наивные планы героев в повести «Метель». Истинная же любовь в процессе взросления обретает новое качество, как это происходит с героями «Капитанской дочки».

Такое «взросление чувств» в произведениях А.С.Пушкина помогает повзрослеть и читателю, если он молод, а зрелому или пожилому человеку позволяет оглянуться на прожитую жизнь. И то, и другое будет актуальным всегда.

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» - произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа - Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича - он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом - Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом - судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них - забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него - Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего - старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее - святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

(Актуальность проблемы «отцов и детей» в повести «Дубровский»)

Бурятский республиканский педагогический колледж

Научный руководитель

Ведут войну два поколенья, кровавую войну:

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину!

Дмитрий Минаев

На первый взгляд, кажется, что тема нашей работы избитая, набила оскомину и обсуждать ее не хочется. Но так ли это?

Начиная с 2003 года наша страна стала лидером по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Каждый день 17 детей совершают самоубийство... Порой целые города охватывают эпидемии детских суицидов. Россия занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, и 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов. По данным статистики за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. В России с 1990 по 2010 года было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. Каждый месяц врачи выезжают на 3-5 случаев попыток суицидов среди детей и подростков. Чаще всего предпринимают такие попытки (которые часто, увы, оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти в 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.

Статистические данные вызывают у нас ужас! Поэтому тема нашей работы актуальна как никогда. Тенденция идет в сторону нарастания, то есть разобщенность, отчуждение между «отцами» и «детьми» вырастает в пропасть, бездну, куда бросаются молодые люди.


Цель данной работы – показать актуальность темы «отцов и детей» в повести «Дубровский» в аспекте дня сегодняшнего. Основными методами исследования являются: анализ статистических данных, проблемный анализ текста (по методике), совмещение информации из разных источников, обработка новой информации. Объект исследования: повесть «Дубровский». Предмет исследования: взаимоотношения старшего и младшего поколений.

Для большинства читателей проблема «отцов и детей» связана с одноименным романом «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе. Но тема шире, прямо или косвенно данная проблема существует практически в каждом художественном произведении: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Одним из первых, кто затронул сверхъестественную, сверхъактуальную тему был наш гений.

Типичное решение темы у Пушкина – «Отец им не занимается, но любит» (из «Русского Пелама») – представлено в «Дубровском». Какие же проблемы подняты автором в повести?

На наш взгляд, одна из важных проблем, выдвинутых, слепая «животная» любовь, любовь родителей к своим детям, Троекурова и Маши. Несмотря на любовь к Маше, Кирила Петрович в обращении с ней так же своенравен, порой даже суров и жесток, поэтому меж­ду отцом и дочерью нет доверительных отношений. Чтение романов заменяет Маше живое общение с близким человеком. Мольбы и слезы дочери, принуж­даемой идти замуж за нелюбимого, но богатого стари­ка, не трогают Троекурова. Он остается, тверд в своем намерении и, вступив в сговор с Верейским, хладно­кровно отдает за него Машу. Ведь богатство – выс­шая ценность для Кирилы Петровича, и счастье един­ственной дочери по сравнению с этим – ничто. Разве не об этом говорит в повести «Тарас Бульба»: «Я тебя породил, я тебя и убью»?

Вторая проблема, которую выдвинул, проблема одиночества отцов, заброшенных своими детьми. Вспомним, ведь Дубровский приезжает к отцу только тогда, когда он смертельно болен. Владимир «лишился матери с малолетства, к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями». «Мысль потерять отца: тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного: ужасала его». Но всё же, «Владимир упрекал себя в преступном небрежении» и он срочно выезжает к отцу. Дубровский корил себя за то, что долго не получал письма от родителя, и сам не удосужился спросить о его здоровье.

И третью проблему, которую можно выдвинуть вмешательство отцов в жизни детей в прямой и косвенной форме. Отец, Троекуров, в полном могуществе и всячески принуждает дочь покориться его воле, выйти замуж за старика-князя. А сколько таких случаев в нашей жизни? И дочь готова бежать от отца, хотя потом и подчиняется, но – скорее самой судьбе, а не собственно отцовскому желанию, в котором, заметим, больше собственной спеси, чем заботы о дочери. Подавление личности, свободы подталкивает к разрыву с отцом. показывает преданность детей отцам наперекор своему счастью. Владимир Дубровский, как сказано, «почти не знал отца своего», а Маша совершенно противоположна генералу Троекурову. Тем не менее, отцы, не жалеют ничего плохого для своих детей. Однако Троекуров привык властвовать над своей дочерью, в то время как отец Дубровский предоставил своему сыну полную свободу. По способности видеть в своих детях особенную личность. Становление личности – безусловный авторский идеал, и это уже серьезный поворот темы.


даёт художественную картину, не опровергающую, а подтверждающую житейскую мудрость: дети и отцы поистине едины, их связь лишена лжи и подозрений, хотя не исключает и противоречия. Отец ждёт от сына не слепой покорности, а именно воплощения полноценной личности, - и не троекуровская власть, а свобода является залогом прочной связи отцов и детей, залогом гармонии.

Анализируя повесть «Дубровский» и данные социологического опроса, нами проведенный, можно посмотреть на проблему «отцов и детей» с двух позиций: взгляд на проблему молодого человека и взрослого человека. Молодые люди (возраст 16-20 лет) считают, что родители хотят, чтобы из них «вышел толк». Они сами могут решать свои проблемы. «Нам надоело, что каждый раз нас в чем-то упрекают, дают понять что мы – никто! Это несправедливо!». Мнение взрослых заключается в том, что в жизни каждого ребенка, подростка требуется помощь человека опытного, знающего толк в жизни. И в большинстве случаев таким человеком оказывается родитель или кто-то старше. Взрослые всегда готовы прийти на помощь. Но всегда ли эта помощь уместна, всегда ли старшее поколение способно помочь молодежи? Всегда ли «отцы» бывают правы? Наверное, не знает никто.

Еще (немецкий мыслитель) говорил, «родители продолжают жить в детях…».

Проблема «отцов и детей» - вечный вопрос взаимоотношений старшего и младшего поколений, который всегда будет волновать современного человека. Потому что сегодня он - ребенок (дети), а завтра он – родитель (отцы). Эта смена поколений – вечное философское движение жизни. Мы, современные люди, внимательно перечитав образцы лучшей классики, осмыслив поднятые авторами проблемы, может быть станем чуть-чуть умнее, терпеливее, а значит, и счастливыми?

Библиографический список

1. Аникин семьи в литературе: памятник отцовству//Литература в школе№ 5. – 78 с.

2. Астапович Олег. Что стоит за проблемой отцов и детей?//Школа жизни. – 2005. - № 1. – 60 с.

3. Лабин: 5-6 классы (Комментарий, указатель, учебный материал) /, М.: Эксмо, 2007. – 112 с.

4. , Стрельникова отцов и детей в современном мире//Педсовет. – 2004. – № 5. – 97 с.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема подлости, бесчестия

Швабрин Алексей Иванович - дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Взаимоотношения отцов и детей

Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу

А.С. Пушкин «Дубровский»

Верности данному слову

Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.

АС. Пушкин «Евгений Онегин»

Проблема верности данному слову

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.

Проблема выбора жизненного пути

Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Чинопочитания (человеческого ничтожества)

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью неустанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова.

Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Проблема интеллигентности

В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ .

Воспитание и обучение – основные аспекты человеческой жизни. Своё отношение к ним выразил в монологах Чацкий, главный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Он критиковал дворян, которые набирали для своих детей «учителей полки», но в результате грамоты никто « не знал и не учился». Сам же Чацкий имел ум, «алчущий познанья», поэтому и оказался ненужным в обществе московских дворян. Таковы изъяны неправильного воспитания.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Проблема взяточничества, казнокрадства

Городничий, Сквозник-Дмухановский, взяточник и казнокрад, обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

Н.В. Гоголь«Мертвые души»

Проблема разрушающего влияния денег

Образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Проблема пьянства

Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком.

Проблема духовности в современном мире

Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

Проблема нравственной прочности человека, совести

В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Проблема любви

В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?

Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». По его теории, личность способна творить историю, как Магомет, Наполеон. Они во имя «великих целей» совершают злодеяния. Теория Раскольникова терпит крах. В действительности истинная свобода заключается в подчинении своих чаяний интересам общества, в умении делать правильный нравственный выбор.

ПРОБЛЕМА ПОДЛИННЫХ И МНИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Честь открытия неисчерпаемости человеческой души в мировой литературе принадлежит Ф. Достоевскому. В романе «Преступление и наказание» писатель показал возможность сочетания в одном человеке подлинных и мнимых ценностей. Даже сама фамилия героя романа указывает на неоднозначность личности Раскольникова. Писатель приветствует прозрение героя, ведь его индивидуалистическая теория стала источником его постоянных страданий и внутренней борьбы. При соприкосновении с реальной действительностью обнаружилась несостоятельность мнимых желаний студента.

ЧТО ТАКОЕ ЗЛО И ДОБРО?

Один из героев романа «Преступление и наказание» не борется со злом, хотя страдает от него. Семён Захарыч Мармеладов смирился с ним как с чем-то неизбежным. Безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким. Однако другой человек, Родион Раскольников, не хотел мириться с нищетой. Это привело его к каторге. Ответ на вопрос о том, как противостоять злу, писатель предлагает искать не только вокруг человека, но и внутри него.

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА.

Даже неудачи и разочарования незаурядного талантливого человека значительны для общества. Например, в романе «Отцы и дети» Евгений Базаров, борец за демократию, назвал себя ненужным для России человеком. Однако его взгляды предвосхищают появление людей, способных на более великие дела и благородные поступки.

НЕПОНИМАНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ «ОТЦОВ» И «ДЕ­ТЕЙ». КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ.

Раздумьями о взаимоотношениях родителей и детей, а также о конфликте поколений полны произведения И.С. Тургенева. Писатель чутко угадал назревшие в обществе проблемы и противоречия, а споры «отцов» и «детей» актуальны и по сей день. В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего. Так всегда происходило, когда в обществе назревали перемены. С течением времени всё изжившее себя уступает дорогу новому.

Сменяя друг друга, уходили всегда в небытие одни государства, на их обломках рождались другие. Таков объективный ход истории. Всё в мире течёт и изменяется. Эта мысль очень стара и восходит своими корнями к временам расцвета Древней Греции. Естественно, старое освобождает дорогу не сразу. К этой мысли подводят читателей и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Писатель показал, что замена старого прогрессивным богата конфликтами. К тому же, построить новый мир, полностью и бесповоротно отвергнув ему предшествующий, невозможно. Выход – во взаимном уважении и любви «отцов» и «детей». Как этого добиться? Вечный вопрос!

Конфликт старого и нового обычно происходит на фоне социально-экономических преобразований. Поэтому мировоззренческие позиции людей старшего и нового поколения не совпадают. Эту проблему показал в своём романе И. С. Тургенев. Он противопоставил Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Первый из них не хотел лишаться своего сытого и легкомысленного стиля жизни крепостника. Евгений настойчиво придерживался философии практической пользы. В данной ситуации избежать конфликта было невозможно.

Изображению новых людей и их конфликт со старым обществом особое внимание уделяли писатели-классики. Например, И.А. Тургенев в р. «Отцы и дети» показал правдивую картину борьбы отжившего и реально существующего. В этой борьбе он отдал победу «новому» герою. Таким образом, идейная позиция человека наглядно проявляется в спорах, в совместном поиске истины.

Можно ли избежать конфликта поколений? Этот вопрос волновал И.С. Тургенева. Проблему взаимоотношений «Отцов и детей» писатель показал на примере жестокого спора Павла Кирсанова и Е. Базарова. Первый из них, ссылаясь на прошлое, пытался убедить собеседника в ошибочности нигилистических взглядов. Евгений спокойно и смело обобщал что русскому человеку ни аристократизм, ни устаревшие принципы «даром не нужны». Так, идейные позиции обеих сторон ярко проявились в спорах между старшим поколением и молодёжью. Конфликт неизбежен, так как мнения отцов и детей противоположны, между ними нет ничего общего.

ЧТО ТАКОЕ ЗЛО И ДОБРО?

Евгений Базаров пренебрежительно относится к «старичкам». Он отрицает их нравственные устои. Умирает герой от пустяковой царапины. Этот драматический финал показывает, что у людей, оторвавшихся от «почвы», от традиций своего народа, нет будущего. Ведь прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового. Об этом надо помнить, особенно сейчас.

Проблема самовоспитания

Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».

Проблема отцов и детей, современной молодежи

Базаров – представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирение и единство. Столкновение неизбежно.