Были ли наши дохристианские тайные общества. Самые известные тайные общества

На ВВЦ (ВДНХ) после 25-летнего перерыва возобновляет свою работу лекторий. Лекции проходят в Административном корпусе ВВЦ (строение 230), рядом с бывшим Северным входом ВДНХ (на ул. Эйзенштейна) и павильоном № 75.

С 11 ноября до 16 декабря цикл лекций «История латентных (закрытых) структур, или история тайных обществ и организаций»: писатель и историк Андрей Синельников рассказывает о тайных обществах всех времен и народов.

Вводная лекция. Что такое латентная структура? Семь принципов построения латентной структуры. Примеры.
- Краткая обзорная история. Принцип иерархической лестницы и инициации. Система управления обществом через латентные структуры. Теория заговоров в историческом и современном виде. Примеры различных теорий заговоров.
- Тайные общества древней Руси. Фильм «Под властью первого царя». «Волчьи союзы». Создание закрытых обществ варягов и руссов. Приход Рюрика и создание Гардарики. Роль в становлении государства закрытых волховских союзов.
- Тайные общества Средневековья. Фильм «Тайны храма Соломона». Создание орденских структур. Принцип орденского и светского построения государственности. Орденский контроль над светским государством. Принципы оккультного построения власти и мистического влияния на светскую власть.
- Тайные общества средневековой Руси. Фильм «Куликовская битва версии». Русь и Орда. Становление ордынской системы внутреннего построения. Имперская система. Приход касты князей. Сергий Радонежский и общежитские монастыри. Фиванская система.
- Тайные общества до ХVIII века. Фильм «Предыстория Петербурга». Влияние тайных обществ на создание Британской, Французской империй и империи Габсбургов. Создание Российской Империи. Орден Невского и его влияние на историю России.
- Тайные общества ХVIII-XIX века. Фильм «Рыцари Мальты». Влияние тайных обществ и орденских структур на формирование и развитие империй. Реформация. Революции. Наполеоновские войны. Участие в них тайных обществ. Декабристы и Русская Америка. Создание США и участие в этом латентных структур.
- Тайные общества современности. Фильм «Масоны. Гении и злодеи». История основных тайных обществ современности. Масоны, Розенкрейцеры. Каббала. Мемфис-Мицраим. Мифология масонства и других тайных обществ. Тайные общества в России XX века. Советская Россия и тайные общества. Контрреволюционные дела советских тамплиеров, масонов и розенкрейцеров. Оккультный отдел ВЧК.
- Оккультные тайные общества. Фильм «Каббала». История каббалы. Многоликая каббала. Пико де Мирандолла. Книга «Зоар». Другие мистические общества и структуры.
- Латентные структуры в экономике и финансовом управлении. Империя Ротшильдов. Финансовые структуры. Золотая паутина. Мусульманская экономика. Хавала. - Заключительная лекция. Теория управления миром и теория организационного построения управления.

Союз Ватикана и Орды против Руси

Как-то привыкли считать, что любое тайное общество является злом уже само по себе. Тайное почти всегда ассоциируется с чем-то зловредным и опасным. Слово "эзотерика" сразу наводит мысль об оккультизме, а произносящий слова "тайный орден" моментально представляет себе масонов в фартуках и с мастерками.

Но вот с недавнего времени многие патриоты заговорили о "наших", православно-инициатических тайных обществах. Пионером в данной области выступил известный писатель-патриот А. Байгушев (автор романов «Хазары» и «Русский орден внутри КПСС» — прим. IC ), работающий в жанре исторической романистики.

В 1996 году он опубликовал роман "Сатанинские признания закулисного человека" , который больше похож на документальное повествование с явным автобиографическим "уклоном" . Несмотря на огромное количество типично "патриотических" штампов a la "Память", писатель демонстрирует отличную осведомленность в различных эзотерических учениях, в основном в каббале и исихазме (священобезмолвствии).

Последний представляет собой не то чтобы тайную, но все же некую сокровенную, внутреннюю доктрину Православия (ее разделяли Св. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Палама и др. выдающиеся подвижники Веры Христовой). Это мистическое учение о соединении с Богом, о приобщении к нетварным энергиям Его сущности, преображающим дух и плоть (последняя превращается в некое "духовное тело").

Исихасты — священнобезмолствующие — они предпочитают молчать с людьми, больше внимания уделяя разговору с Богом. Исихазм напоминает, в некоторых моментах, индуистскую йогу — хотя бы использованием физических "упражнений" и медитационным повторением религиозных текстов. Однако, сокровенная доктрина Православия в то же время и отличается, причем довольно резко, от индуизма, да и от других мистических учений Востока и Запада. Прежде всего, она отрицает растворение в безличном Абсолюте, в Божественном Ничто . Исихасты идут сами и ведут других к соединению с личностным Божеством, к соединению без растворения.

Указывая на все эти черты исихазма и противопоставляя их прежде всего каббале , Байгушев утверждает о наличии некоего Черного Ордена исихастов , действующего тайно. Сей Орден ставит своей целью борьбу с антихристианскими и антирусскими силами. В определенный момент своего пребывания у власти на его сторону перешел , обеспечивший исихастам доступ к властным рычагам в СССР.

Одним из них являлась т. н. "контрашка" — служба партийной разведки, при помощи которой якобы был устранен Хрущев , проводивший антирусскую и антидержавную политику. (Надо заметить, что сама партразведка — вполне реальный институт, созданный Сталиным как личная спецслужба, независимая от органов НКВД-МГБ, в которых всегда были сильны агенты Запада).

Вряд ли есть смысл пересказывать все произведение Байгушева, изобилующее множеством интересных рассуждений и наблюдений. В данный момент важна сама констатация наличия особого взгляда на тайные общества.

И в этом смысле весьма любопытен документ, приведенный популярнейшим русским православным конспирологом, серьезнейшим исследователем "тайной политики" Ю. Воробьевским в его книге "Путь к Апокалипсису" (сам документ цитировался на заседании одного из православных братств):

"Мы оставляем хронометры на пороге, ибо в Третьей Вселенной, в которой преображенный человек будет жить вечно, времени не будет. Нам предстоит перейти в комнату, где в песочных часах нет ни песчинки. Но прежде чем оказаться в ней, мы останавливаемся у входа. Одной ногой каждый из нас еще здесь, а другой уже ТАМ. Затем мы делаем этот шаг. Глаза устремлены в красный угол. Уста творят Иисусову молитву (главная "мантра" исихастов — прим.).

Таков скромный ритуал православных, живущих в миру Братьев, которых благословил и окормляет достойный Отец. Наше действо не претендует на то, чтобы стать в один ряд с обрядами и таинствами Церкви.

Все мы равны, но первый среди равных входит последним.

Подобных нам много, но нас — ВОСЕМЬ. Восьмерка знак благостной реальности, существующей за пределами семидневного творения.

Все мы — Братья. Между нами — как окно в иной мир — лик Богородицы. В своих руках твердо держит она державу и скипетр, держит со дня отречения от престола последнего из Помазанников Божьих.

Восемь Братьев знают: однажды, чудесно явившись, икона порфироносной Царицы Небесной столь ж чудесно исчезнет. И в тот ж миг обретет Россия последнего Царя.

"И возстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа своего…" (Дан. 12, 1).

Приуготовляя в тишине (указание на священобезмолствие — прим.) трон Михаила II , восемь неведомых миру Братьев откроются лишь однажды, когда…".

На заседании братства выражалась уверенность в наличии православного тайного общества, которому Россия обязана всеми позитивными сдвигами, произошедшими после крушения коммунизма. Возвращение русской национальной символики, восстановление великих святынь русского народа (Казанского собора, Иверской часовни, Воскресенских ворот) — все это не случайно и указывает на "мудрую и незаметную деятельность очень влиятельных сил, организованных православных структур российского, а возможно и международного масштаба".

Порой от имени этих сил распространяются воззвания, насыщенные глубочайшим мистическим смыслом. Так, в августе 1997 года около Дома правительства были вывешены воззвания некоего "тайного монашеского братства", подписанные схиархимандритом Лазарем .

Но вот то, что тайные православные структуры имели место быть, сомнений не вызывает.

Начать надо с того, что несмотря на свою кажущуюся бедность, русская орденская традиция имеет довольно яркую историю. Теперь уже можно с полной уверенностью говорить о наличии военно-религиозного ордена в Древней Руси . Им было братство "калик перехожих" , странствующих богомольцев, певцов и… воинов. Именно в качестве таковых калик изображают некоторые стихи, подчеркивающие наличие у них жесткой организации. В словаре Даля слово "калика" дается и в значении "богатырь", а богатырь Илья Муромец именуется в былинах каликой. В церковном Уставе Владимира калики представлены как люди Церкви, составляющие ее особую структуру . Собственно говоря, богатыри и калики — одно и то же, это рыцари военного, мистического ордена.

Во время монгольского нашествия орден был уничтожен, о чем говорит "Повесть о разорении Русской земли" — согласно ей, почти все богатыри гибнут в сражении на Калке. Не преминем отметить, что само нашествие монгол на Русь было во многом инициировано оккультными кругами Запада (см. Юрий Денисов. Кто заказал татаро-монгольское нашествие? — прим. IC). Есть данные о сговоре монгольской верхушки, папского престола и тамплиеров (инициатической организации, выродившейся в сообщество сатанистов и ростовщиков). Чингисхан не случайно шел под "Боссеаном" — черно-белым знаменем тамплиеров. О многом может сказать и восьмиугольная форма его святилища, очень напоминавшего тамплиерские храмы.

Мы крайне мало знаем о своей древней истории — и о языческой, и о христианской. Говорят — христиане исказили историю с целью замолчать языческие времена Руси. Но тогда почему в христианской "Повести временных лет" почти ничего не сказано о правлении православной княгини Ольги ? Почему там же христианскому периоду правления Крестителя Владимира уделено лишь несколько строк?

И уж тогда к слову о Владимире. Сохранилось несколько средневековых икон, на которых Св. Равноапостольный князь изображен как мученик, погибший от рук убийц. Одна из фресок Успенского собора во Владимире на Клязьме (к. 12 — нач. 13 вв.) он нарисован глубоким старцем, который в правой руке держит малый крест, известный у иконописцев как "мученический". В левой руке Владимир держит обнаженный меч, по лезвию коего обвилась змея — голова ее прижата княжеской рукой к перекрестию эфеса, что, с точки зрения иконописного символизма, говорит о гибели от рук изменников. Кто были этими изменниками, а самое главное — кому понадобилось скрывать сам факт убийства?

Куда пропало огромное количество древнейших рукописей, описывающих нашу истинную историю? Кто заставил потускнеть величественнейшую Древнюю Русь, страну пламенного православного рыцарства — благородного, орденского, дружинного воинства?


Двух мнений быть не может — мировое оккультное зло использовало монгольское разорение Руси в своих, собственных целях . Руками невежественных кочевников было вырезан цвет Святой Руси — ее богатырство. Немногим оставшимся пришлось уйти в сокрытие.

О том, что деятельность Ордена не прекращалась свидетельствуют жизнь и творчество новгородского епископа Василия , носившего характерное прозвище — "Калика". Это был величайший мистик и талантливейший государственный деятель. Именно он стал обладателем знаменитого "Белого клобука" — величайшей православной святыни, свидетельствующей о преемственности от Рима Первого и Рима Второго (интересно, что Байгушев тоже очень много пишет о "Белом клобуке", связывая его с деятельностью Ордена исихастов).

Василий Калика отличался глубинным, нордическим пониманием Православия . Он писал о великой северной стране, где находится "рай земной" и где все наполнено благостью и весельем. По всей видимости, в его лице мы имеем дело с представителем полу-тайного Ордена калик перехожих — столь необычно его христианство, настолько оно проникнуто кшатрийским, нордическим духом , который настойчиво пытаются выветрить из православной русской души уже не одно столетие.

Орден не вышел из сокрытия даже тогда, когда опасность миновала — очевидно, того требовала обстановка. Весьма вероятно, что внутри церковного руководства и аристократической элиты появились влиятельнейшие (и тоже скрытые) антитрадиционные течения, и надежнее было утаить свою деятельность от них.

Но однажды Черный Орден воинов-монахов все же разгерметизировался — хотя и частично. Это произошло во время правления первого Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного , создавшего военно-религиозное братство опричников. И одеяние, и полу-монашеский стиль жизни, и структура братства свидетельствовали о его орденской направленности. Еще больше об этом свидетельствует сама личность Царя.

Грозный Царь не был садистом и мучителем, как это утверждают разного рода либеральничающие историки. Основатель Опричнины являлся глубоким мистиком. Богослов, автор церковного канона "Ангелу Грозному", он сознательно уподоблял современную ему реальность реальности последних времен, готовя Русь к грядущей эсхатологической схватке с ордами Гога и Магога. Опричный дворец в Москве был построен в соответствии с формами и пропорциями, заданными библейской эсхатологией . Его Черное войско символизировало войско времен Конца, войско, уничтожавшее слуг явившегося на землю антихриста. Казни врагов и изменников символически уподоблялись загробным мукам, причем считалось, что погибшие от рук праведных опричников сумеют этих мук избегнуть - в счет страданий, перенесенных на земле.

XIX век в России можно назвать «веком тайных обществ». Идеи мыслителей эпохи Просвещения, которые легли в основу Великой Французской революции, пусть и в значительно меньшей степени, чем в Европе, проникали и в Российскую империю.

Первые годы правления императора Александра I , взошедшего на престол в 1801 году, были отмечены ожиданиями перемен среди передовой части русского общества. В известной степени «тайным обществом» можно было назвать и Негласный комитет, в который входили приближенные молодого монарха, обсуждавшие с ним проекты различных реформ.

Ожидания, однако, не оправдались. С течением времени политика Александра I становилась все более консервативной, что в немалой степени связано с борьбой с Наполеоном , который являл собой изменения, произведенные в Европе Великой Французской революцией.

Но если император пересмотрел свои взгляды, то молодые российские дворяне, заразившиеся идеями вольнодумства, отказываться от них не собирались. Разочарование в возможности проведения «реформ сверху» привело к созданию тайных обществ, в которых обсуждались возможности и методы изменений в России.

Император Александр I. Источник: Public Domain

«Союз спасения»

9 февраля 1816 года в Петербурге было учреждено тайное политическое общество, получившее название «Союз спасения». Это общество считается первой крупной организацией декабристов.

Основателями организации стали члены двух ранее существовавших объединений — «Священной артели» и «Семёновской артели». Эти кружки объединяли молодых дворян, преимущественно гвардейских офицеров, ратовавших за утверждение в России основного закона — Конституции. Среди организаторов «Союза спасения» были князь Сергей Трубецкой , а также гвардейские офицеры Александр Муравьев , Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы . К движению также примкнули и новые члены, не входившие в ранее существовавшие организации, в частности, Павел Пестель .

В 1817 году Общество приняло устав («Статут»), составленный Павлом Пестелем. Согласно уставу, «Союз спасения» был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Целями общества были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этих целей мирным путём, посредством давления на общественное мнение. Меньшинство выступало за вооруженный заговор и даже за цареубийство. Радикальное расхождение в отношении методов достижения целей привело к расколу и роспуску организации.

Павел Пестель. Источник: Public Domain

«Союз благоденствия»

В 1818 году бывшие члены «Союза спасения» создают новую организацию, названную «Союз благоденствия». В организацию входило более 200 членов. Целью «Союза благоденствия» провозглашалось христианское воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Тем участникам общества, что были включены в актив — «Коренную управу» — доверялась настоящая цель, которой являлась ликвидация крепостничества и установление конституционного строя.

Несмотря на то, что общество считалось тайным, о нем было известно императору Александру I, который даже был с знаком с уставом организации — так называемой «Зеленой книгой». До 1821 года он относился к нему лояльно, помня о собственных взглядах в период начала царствования. Однако затем, на фоне очередных революционных потрясений в Европе, Александр I приказал прекратить на территории страны деятельность всех масонских лож и тайных обществ.

«Союз благоденствия», к тому времени столкнувшийся с новыми серьезными противоречиями среди членов организации, принял решение о самороспуске. При этом наиболее доверенным членам было сказано — организация сохранится, но с меньшим числом участников.

«Северное общество»

Распад «Союза благоденствия» привел к созданию сразу двух декабристских тайных обществ — «Северного» в Петербурге и «Южного» в Киеве.

«Северное общество» в Петербурге, считавшееся более умеренным, возглавил Никита Муравьев . Лидер общества создал так называемую «Конституцию Никиты Муравьева». Согласно ей, Россия должна была стать федерацией из 13 держав и двух областей. Новой столицей был назван Нижний Новгород, в качестве законодательного органа должно было действовать двухпалатное «Народное вече». Государственным строем России предполагалась конституционная монархия, главой исполнительной власти объявлялся император, полномочия которого были существенно урезаны. «Конституция Никиты Муравьева» предполагала ликвидацию крепостного права, объявляла свободу слова, собраний, вероисповеданий, а также утверждала принцип равенства всех граждан перед законом.

«Северное общество» организовало и осуществило вооруженное выступление в Петербурге 14 декабря 1825 года.

После разгрома восстания и расстрела восставших полков из орудий, 61 человек из «Северного общества» был предан суду. Два члена «Северного общества» — Кондратий Рылеев и Петр Каховский — были повешены. Лидер «Северного общества» Никита Муравьев был осужден на 20 лет каторги.

Карл Кольман. «Восстание декабристов». Источник: Public Domain

«Южное общество»

Лидером более революционного «Южного общества» стал Павел Пестель, составивший свой проект Конституции, получивший название «Русская правда».

Пестель видел Россию единой и неделимой республикой, состоящей из 10 областей. Столицей Пестель также предлагал сделать Нижний Новгород. Высшая законодательная власть принадлежала однопалатному Народному вече, которое утверждало исполнительную власть — Державную думу в составе пяти человек.

«Русская правда» предполагала ликвидацию крепостного права, частичный передел пахотных земель в пользу крестьян, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию сословной системы.

В качестве способа достижения цели руководители «Южного общества» рассматривали военный переворот. Предполагалось захватить власть в столице, заставив императора отречься от престола.

«Южное общество» готовило вооруженное выступление в середине 1826 года, однако уже осенью 1825 года замыслы заговорщиков стали известны правительству. Неудачное выступление «Северного общества» в декабре 1825 года заставило «южан» действовать немедленно.

29 декабря 1825 года члены общества подняли восстание в Черниговском полку. В отличие от Петербурга, оно растянулось на несколько дней, но завершилось аналогичным образом — 3 января 1826 года повстанцы были разгромлены верными правительству войсками.

К суду были привлечены 37 членов «Южного общества», из которых трое — Павел Пестель , Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин — были повешены.

Из 4000 солдат, являвшихся рядовыми участниками вооруженных выступлений декабристов, был создан сводный полк, отправленный воевать на Кавказ.

«Кирилло-Мефодиевское братство»

Разгром движения декабристов лишь на время пригасил активность людей, недовольных политической системой России. Кружки вольнодумцев продолжали возникать, несмотря на крайне жесткие меры властей по отношению даже к тем, кто не вынашивал революционных идей.

В 1845 году по инициативе историка, поэта и публициста Николая Костомарова было создано антикрепостническое тайное общество «Кирилло-Мефодиевское братство». Оно объединяло студентов и преподавателей Киевского и Харьковского университетов.

Николай Костомаров. Источник: Public Domain

Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни в Российской империи в рамках панславянского союза народов.

В состав намечавшейся всеславянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем.

Кирилло-мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества. Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.

Тайное общество насчитывало 12 членов, одним из которых стал украинский поэт и художник Тарас Шевченко .

Общество просуществовало около двух лет, и в 1847 году было разгромлено жандармами по доносу одного из студентов. Лидер общества Костомаров был отправлен в ссылку, Шевченко был отдан в солдаты, остальные члены братства также были подвергнуты тюремным наказаниями и ссылкам.

Тарас Шевченко. Источник: Public Domain

Петрашевцы

Одним из самых громких дел о тайных обществах в России в середине XIX века стало «дело петрашевцев» — участников регулярных политических дискуссий, проходивших с 1844 года в доме Михаила Буташевича-Петрашевского .

Петрашевцы не являлись революционной организацией в прямом смысле слова, это был скорее дискуссионный клуб, в котором изучалась запрещенная в России политическая литература и обсуждались идеи реформирования общества. Участники дискуссий пользовались библиотекой Петрашевского, часть которой составляли запрещенные в России книги по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии. Сам Буташевич-Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй.

В число петрашевцев входили молодые литераторы, самым известным из которых является Федор Михайлович Достоевский .

В 1848 году по инициативе Петрашевского участники дискуссий стали обсуждать возможность создания настоящего тайного общества, преследующего революционные цели, однако сформировать его не удалось из-за серьезных разногласий между участниками. Данный факт признало и следствие по «делу петрашевцев».

После раскрытия объединения были арестованы 40 человек, половина из которых была предана военному суду. «Горсть людей совершенно ничтожных, большей частью молодых и безнравственных, мечтала о возможности попрать священнейшие права религии, закона и собственности», — говорилось в судебных документах.

Все подсудимые были приговорены к смертной казни — расстрелу; но, принимая во внимание разные смягчающие обстоятельства, в том числе раскаяние всех подсудимых, суд счел возможным ходатайствовать об уменьшении им наказания. Наказание было действительно уменьшено, но самим приговоренным об этом не сообщили.

22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге состоялась инсценировка казни. Осужденные прошли через все предсмертные процедуры, троим завязали глаза и привязали к столбу. Лишь в последний момент был дан отбой, и приговор зачитан в окончательном виде. Петрашевский был приговорен к бессрочной каторге, Достоевский получил 4 года каторги с последующей отдачей в рядовые. Другие участники общества получили меньшие сроки наказания. При этом инсценировка казни серьезно повлияла на психику петрашевцев, часть из которых затем страдала психическими заболеваниями.

«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Б. Покровского, 1849 год.

Языческие верования

Впрочем, не все религиозные течения были импортированы в нашу страну, некоторые в ней и родились. Церковь Нави, Троянова тропа, Опричное братство, ОНД «К самодержавию» - это сугубо русский продукт. Все эти церкви и братства появились на родимой почве, воскресив элементы древнего язычества. Некоторые на язычестве и остановились, другие же, начав с поисков корней, пришли к антисемитизму. Наиболее близкие «родственники» всех упомянутых организаций - немецкие фашисты времен Третьего рейха, разве что на место ариев-германцев поставлены арии-славяне. Интересен и путь самих лидеров таких объединений: все они вышли из комсомольских или партийных органов бывшего СССР.

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Языческие верования наших предков Вопрос 1.45Мы до сих пор иногда говорим не «небо», а «небеса».А почему «небеса» во множественном числе? Как это объясняют историки древнерусской языческой мифологии?Вопрос 1.46В Новгороде были найдены древние гусли. На них изображены ящер,

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Языческие верования наших предков Ответ 1.45В древности бытовало представление о «небесной тверди», разделяющей всё надземное пространство на два яруса. В верхнем ярусе находились «хляби небесные» (запасы дождевой воды), а в нижнем, под гигантским куполом «тверди», ходило

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Языческие персонажи Авсень Мифологический персонаж, основное действующее лицо ритуала, связанного с празднованием Нового года или Рождества Христова. Колядки. 1860-е. С рисунка К. А. ТрутовскогоВероятно, его имя восходит к древнерусскому корню «усинь» - «синеватый»,

Из книги Некрещеная Русь [Не верь учебникам истории!] автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 1 ЯЗЫЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА РУСИ Но рос и вырос дух бунтарский, И в сентябре, идя ва-банк, Собрал симпозиум дикарский Народный вождь Арон Гутанг. И. Губерман Далеко ли искать?Еще в VIII в. арабы писали о трех государствах Руси - Куявии, Славии и Артании. «Русы состоят из

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Языческие игрища Праздники в честь богов сопровождались различными играми, процессиями, танцами под песни и музыку, иногда с ряжением. Об игрищах и танцах как составной части языческого богослужения у восточных славян сообщает летописец уже в начале «Повести временных

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

Древнерусские языческие святилища Вопрос о «шестибожии», о пантеоне Владимира и летописных сообщениях обычно проверяется и подтверждается археологическими памятниками. В литературе постоянно фигурируют так называемые «древнерусские языческие святилища» - комплекс,

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§ 1. ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. ДВОЕВЕРИЕ В государстве, сложившемся на пути «из Варяг в Греки», наиболее развитыми в социальном и экономическом отношении были славянские племена, и славянский язык преобладал даже там, где славяне не составляли численного

Из книги Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства автора Ранович Абрам Борисович

III. Языческие «жития» Гонения Гонения, имевшие организованный характер и направленные специально против христиан, исторически засвидетельствованы лишь начиная с III в. При этом, как признает даже богослов Гарнак, сама принадлежность к христианству не считалась

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Языческие корни Итак, готика началась в Сен-Дени – королевском аббатстве, построенном, как считается, на том месте, где умер святой Дионисий, от которого оно и получило свое имя. В аббатстве, отсчитывающем свою историю с IV века, находилась усыпальница французских королей,

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 4. Языческие верования Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются и в наши дни. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Языческие верования восточных славян в X в. К X в. многовековые обычаи и ритуалы, связанные в основном с культом природы и мертвых, постепенно уступают место более организованному культу, в котором появляется иерархия, образованная высшими божествами, чьи имена

Из книги Крещение Руси автора Духопельников Владимир Михайлович

Языческие верования восточных славян В этих верованиях отразилось первобытное представление людей о том, что в окружающем их мире действуют злые и добрые духи. Эти духи находились в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам славяне относили упырей –

Из книги Броня генетической памяти автора Миронова Татьяна

Языческие обряды в русском христианстве Принято считать, что языческие обряды на Руси были жестоко уничтожены христианской церковью. Это не так. Купальские и масленичные игрища, святочные и троицкие народные празднества, сохранившие языческую древность сожжения

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

А) Языческие истоки Асилки. Городище. Детинец. Жертва. Идолы. Инициация. Капища. Обереги. Похоронные обряды. Тотем. Трапеза. Требник. Тризна. Явь, Правь и НавьПонятие «язычество» возникло в церковной среде в первом тысячелетии нашей эры как обозначение всего