Каким мы видим петра гринева после суда. Характеристика Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина

Крутяк! 11

В данном сочинение раскрывается характер Петра Гринёва, становление его как личности.

Повесть А.С. Пушкина « Капитанская дочка» была написана в тридцатые годы девятнадцатого века. В этом произведении автор затронул тему нравственного воспитания молодого поколения. Поэтому в качестве эпиграфа к повести Пушкин взял сокращённый вариант русской пословицы: «Береги честь смолоду». На примере Петра Андреевича Гринёва автор раскрыл становление личности, проявление его лучших человеческих качеств.

Главный герой повести Пётр Гринёв был сыном военного Андрея Петровича Гринёва, вышедшего в отставку. В пять лет Пётр был отдан на воспитание Савельичу, крепостному дядьке. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, отец нанял для него француза, который должен был учить Петра французскому, немецкому и другим наукам. Но толку от такого учителя было мало. Француз был «добрый малый, но ветрен и беспутен», за что и был изгнан из имения. На том и закончилось образование Петра.

Жил он недорослем, бегал с дворовыми мальчишками. Так продолжалось до шестнадцати лет. Когда он попал в Белогорскую крепость, жизнь его круто изменилась. Молодой повеса остался в прошлом. В крепости Гринёв встретил свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта. Конечно, были поступки, о которых Пётр вспоминал со стыдом. Это проигранные ротмистру Зурину деньги, грубость и барские замашки в отношении Савельича, который не хотел оплачивать его долг. Своим поведением Пётр хотел доказать, что он взрослый. Но был и поступок, который позже спас ему жизнь. По дороге в крепость, заблудившись во время пурги, Гринёв с Савельичем встретили случайного прохожего, который вывел их к постоялому двору. В благодарность Пётр отдал мужику свой заячий тулуп, не задумываясь над тем, что его доброта оплатится ему сторицей.

Когда крепость была захвачена Пугачёвым, Пётр предпочёл самую страшную казнь, но не предательство, остался верен клятве, которую он дал государыне. Но верный Савельич спас своего господина, напомнив Пугачёву о заячьем тулупе. В разговоре с глазу на глаз Пугачёв назвал Петра человеком чести, так как он до конца стоял за свои идеалы, отличаясь доблестью, достоинством и верностью. И Пётр Гринёв за несколько встреч увидел в бунтовщике и злодее человека, сумел оценить в нём смекалку, влюблённость в волю, талантливость и самобытность.

Он стал понимать обречённость бунтовавших крестьян, научился сочувствовать им.
Находясь в осаждённом Оренбурге, узнав о попавшей беду Маше, он бросился ей на помощь. Конечно, любовь и долг боролись в его сердце. Как дворянин и офицер, он обращался за помощью к генералу, но тот отказал ему, приводя свои доводы. Чувство ответственности, любовь к Маше толкнули его в стан врага. Иного выхода он не видел.

Рискуя своей жизнью, карьерой, дворянской честью, он спас Машу. И даже когда его обвинили в предательстве, он не стал оправдываться перед судом, не желая впутывать в свои неприятности Машу. Это говорит о том, что из недоросля сформировался настоящий мужчина. И хотя Пётр Гринёв не совершил великих подвигов, он остался верным наставлениям отца, для которого самыми главными ценностями были долг и честь. Несмотря на то, что поступки Петра не имеют исторического значения, но человеческие подвиги, совершённые им, важнее любых значимых государственных событий.

Еще больше сочинений на тему: «Характер Петра Гринёва»:

Наряду с другими важными вопросами роман “Капитанская дочка” ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Как же предлагает писатель воспитывать истинных граждан страны? Пушкин слишком умен, чтобы давать готовые рецепты. В образах Гринева и Швабрина он показывает примеры диаметрально противоположных характеров, а выводы должны делать сами читатели.

Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое: “Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”. Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать “Петруше”, в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить.

Авторитет отца - это основа семьи. Для Петра Гринева - это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

Гринев хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг надо платить. На возражения Савельича Петр Андреич отвечает дерзостью, но деньги Зурину возвращает. Одаривает вожатого заячьим тулупом, то есть, по словам Савельича, ведет себя “как дитя неразумное”, но, на наш взгляд, благородно.

Служба в крепости для Гринева необременительная, а после того, как он увлекся капитанской дочкой, даже и приятная. Дуэль со Швабриным прибавляет положительных черт Гриневу. Он не какой-то неумеха, а человек, имеющий представление, как обращаться со шпагой. И, не сподличай Швабрин, еще неизвестно, как бы закончилась дуэль.

Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее. Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув “злодею”, ждал расправы. “Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мной. Я смело глядел на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей”.

Гринев ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, Петр Андреич даже и не подумал оправдываться Машиным именем. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца. Этот характер, порой по-юношески беспутный, но добрый и стойкий, вызывает симпатию читателей. Гордость охватывает за сознание, что такими были наши предки, одержавшие многие славные победы.

Читая роман, не только восхищаемся его лучшими героями, но им хочется подражать. В этом Пушкин видел главное предназначение литературы.

Источник: www.litra.ru

Главным героем семейно-бытовой части повести является Пётр Андреевич Гринёв. Сын помещика, Гринёв получил домашнее воспитание по обычаю того времени - сначала под руководством дядьки Савельича, потом - француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринёва, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своём сыне настоящего дворянина, как он это понимал.

Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринёв отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он «потянул лямку», стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил своё понимание службы: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Пётр Гринёв стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведёт себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачёва поступить к нему на службу Гринёв после минутного колебания отвечает решительным отказом. «Голова моя в твоей власти,- сказал он Пугачёву:- отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья». Прямота и искренность Гринёва понравились Пугачёву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Однако не всегда долг побеждал в душе Гринёва. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую девушку. И только освободив её, притом при помощи Пугачёва, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина.

Пётр Гринёв разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нём «бунт бессмысленный и беспощадный», а в Пугачёве - разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведёт себя, как помещик-крепостник.

Но по своей натуре Гринёв человек мягкий и добрый. Он справедлив и признаётся самому себе в своём легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, даёт слово впредь слушаться своего дядьки. Гринёв любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачёвцев Бердской слободы. Гринёв доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринёв к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых.

Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачёва, он видит в нём умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. «Зачем не сказать истины?- пишет Гринёв в своих записках.- В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал… спасти его голову…»

Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение, в каждом случае психологически мотивировано. Из изображённых в повести представителей дворянства он - единственное положительное лицо, хотя и остаётся по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.

Источник: www.kritika24.ru

«Береги честь смолоду» - этот завет является главным в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно ему следует Петр Гринев.

Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером.

Петруша получил неважное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками».

Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Он попадает на военную службу – в Белогорскую крепость. Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости – Машу Миронову. Здесь Гринев становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева.

С самого начала героя романа отличает доброта, воспитанность, уважительное отношение к людям: «Муж и жена были люди самые почтенные». Петр больше всего ценит свое доброе имя и честь других людей.

Именно поэтому он не присягает на верность Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Во время общения с ним герой относится к Пугачеву, как к преступнику, который хочет захватить святое – государственную власть.

Очень достойно ведет себя Гринев, даже когда оказывается под следствием. Он держится спокойно, думает не только о себе, но и о честном имени Маши: «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова».

Пушкин показывает, что, только заботясь о своей чести, можно выйти победителем из всех испытаний: в итоге Гринева полностью оправдывают, а Швабрина справедливо приговаривают к заключению.

Таким образом, в романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринев является положительным героем. Он «живой человек», со своими достоинствами и недостатками (вспомним, как он проигрался в карты или обидел Савельича). Но по своим «взглядам» этот герой всегда остается на стороне добра. Именно поэтому автор и мы, читатели, симпатизируем ему.

), Петр Андреевич Гринев – молодой офицер, попавший по месту своей службы в самый разгар бунта и случайно столкнувшийся с самим Пугачевым .

Гринев сам говорит, что «жил недорослем » до шестнадцати лет. Но видно, что от природы он был неглуп и одарен незаурядными способностями, т. к. в Белогорской крепости, не имея никаких других развлечений, занялся чтением, упражнением во французских переводах иногда и сочинением стихов. «Во мне пробудилась охота к литературе, – пишет он. – Александр Петрович Сумароков несколько лет после очень похвалял» его литературные опыты.

Вот все, что мы знаем об образовании Петра Андреевича Гринева; теперь поговорим о его воспитании. Понятия воспитания и образования часто соединяют в одно целое, тогда как, в сущности, это две различные области, и иногда даже возникает вопрос: что важнее для человека, – образование или воспитание? В данном случае – именно воспитание, данное Гриневу его родителями, внушенное ему с детства словами, наставлением, а главное примером, сделали из него человека, создали прочные основы, указывавшие ему в жизни прямой и правильный путь.

Какой же пример видел он в доме родителей? Мы можем судить об этом по отдельным словам, разбросанным по всей повести. Мы узнаем, что родители Гринева были люди честные, глубоко порядочные: отец, придерживаясь сам строгих правил, не допускал и в доме своем, среди своих слуг и подчиненных нетрезвого и легкомысленного поведения. Лучше же всего свидетельствуют о его принципах наставления, которые он дает сыну: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Главное в этих наставлениях – верность присяге. Мы видим, какое значение придавал ей Гринев-отец по его страшному горю, когда он узнал о взводимом на сына обвинении в измене государыне, в участии в мятеже Пугачева . Не ссылка сына в Сибирь на вечное поселение, которой государыня «из уважения к заслугам отца» заменила грозившую ему казнь, повергает в отчаяние старика, а тот факт, что сын его – изменник. «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил!» восклицает он: «Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести »... «Но дворянину изменить своей присяге»... «Стыд и срам нашему роду!» – На самом деле Петр Андреевич Гринев, как мы знаем, никогда не изменял присяге; наставления отца, данные ему перед отъездом, видно глубоко запали ему в душу; во все трудные и опасные минуты своей жизни он никогда не изменял требованиям долга и чести.

На протяжении недолгого времени, описанного в повести (около двух лет), мы видим, как мальчик, «живший недорослем», гонявший голубей, мастеривший бумажного змея из географической карты, под влиянием необычайных событий и сильных переживаний превращается во взрослого человека, порядочного и честного. В начале повести поведение его еще чисто мальчишеское: игра на бильярде с Зуриным, невинное вранье генералу при объяснении выражения «ежовые рукавицы» и т. д.; но любовь к Марье Ивановне , а главное страшные происшествия Пугачевского бунта способствуют тому, что он быстро мужает. Он рассказывает все, что с ним произошло совершенно искренно; не скрывает, что иногда делал глупости – но тем ярче выступает перед нами его личность.

Гринев неглуп и очень симпатичен. Главные черты его характера: простота (он никогда не рисуется), прямота и врожденное благородство во всех поступках; когда Пугачев из-за вмешательства Савельича помиловал его, когда он был на волоске от смерти, – он не может поцеловать руку разбойника, помиловавшего его: «я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Поцеловать руку Пугачева, даровавшего ему жизнь, не было бы изменой присяге, но это было противно его врожденному чувству благородства. В то же время чувство благодарности к Пугачеву, спасшему его жизнь, избавившего Марью Ивановну от Швабрина, никогда не покидает его.

При большой мужественности во всех поступках Гринева в его отношениях к людям сквозит душевность и доброта. В трудные минуты жизни душа его обращается к Богу: он молится, готовясь к смерти, перед виселицей, «принося Богу искреннее раскаяние во всех прегрешениях, и моля Его о спасении всех близких». В конце повести, когда он, ни в чем не повинный, неожиданно попал в тюрьму, закованный, он «прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул», не заботясь, что с ним будет.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Петр Гринев занимает особое место в произведении. Он «автор записок, повествователь. Это выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, оппозиционно настроенного к правительству».

На лобном месте погиб дальний предок Гринева, а дед его пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Отец Гринева также с осуждением относится к светским петербургским нравам. Придворный календарь напоминает ему о карьеризме и безнравственности, царящих при дворе. Поэтому сына Петрушу он отправляет не в Семеновский полк, а в армию далекого Оренбургского края: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…» Гринев-отец — типичный помещик. Застой и однообразие жизни рисует Пушкин, изображая семейство Гриневых. Убожество ее для писателя искупается тем, что старый помещик хотя и строг, деспотичен, но справедлив. Вспомним, как он напутствует сына: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных способностей («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками»). По части образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу — Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец, помогли ему выйти из труднейших ситуаций.

Образ Гринева Пушкин показал в развитии: безумный мальчишка, утверждающий независимость юноша, мужественный и стойкий взрослый человек. События, в круговорот которых он попадает, делают его таким быстро. Для Петра Гринева честь — это верность служебному и сословному делу. В знаменитой беседе с Пугачевым мы видим смелого дворянина. Очутившись среди врагов в мятежной слободе, он держится с большим достоинством. По отношению к себе со стороны Пугачева он не допускает даже насмешливого тона. Ему не нужна жизнь, купленная ценой унижения дворянского звания. Любит Гринев тоже по-настоящему. Он спасает жизнь Маши Мироновой, подвергая опасности свою собственную. На суде Петр не называет имя девушки, предпочитая быть осужденным. Ссора с Швабриным говорит о благородстве Гринева, вступающегося за честь Маши, о любви которой к себе и не знает. Пошлость Швабрина его возмущает. Петр старается скрыть свое торжество над побежденным Швабриным. Сталкивая в различных жизненных ситуациях Гринева и Швабрина, писатель показывает, что самое главное в человеке не образование и внешний блеск ума, а преданность убеждениям и благородство.

Рисуя Гринева и Швабрина, Пушкин отрицает возможность союза дворянства с восставшим крестьянством. Люди, подобные Швабрину, присоединяются к восстанию, потому что у них нет принципов, нет чести, совести и ими руководят личные цели.

Классовую психологию Гриневых писатель не думает скрывать. Он показывает, что даже на нравственность самых честных и справедливых помещиков влияет власть крепостника. Те поступки Петра Гринева, которые достойны осуждения, связаны с отношением к крепостным, а прежде всего к верному слуге Савельичу. Помнится, что однажды Петруша чуть не оставил своего дядьку среди врагов.

Гринев все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Он благодарен: «как тебя назвать, не знаю… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Марью Ивановну Гринев отправляет с Савельичем к своим родителям — негде более укрыть осиротевшую капитанскую дочку. Сам вспоминает об офицерских обязанностях и остается в отряде Зурика. Затем — арест, суд… Гринев прекрасно понимает, какое обвинение ему предъявят: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга», «приятельские отношения мои с Пугачевым». Гринев не чувствует здесь большой своей вины, и если не оправдывается, то потому, что не хочет «впутать имя Марьи Ивановны между гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную ставку».

Таков пушкинский Гринев. Несмотря на ошибки героя произведения, перед нами предстает образ честного, отважного человека, способного к большому чувству, верного долгу, но все же легкомысленного в понимании значения тех событий, участником которых он был.

Таким видит себя стареющий помещик Петр Гринев, ведь повествование в романе ведется все-таки от лица самого героя, это он рассказал о событиях своей молодости, о 70-х годах XVIII века.

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!» Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Прочитав произведение, мы понимаем, что образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины — с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего - дворового. «Савельич - чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей - современников Пушкина.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич - раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельнче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барии. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

„Капитанская Дочка“ , вообще, вся насквозь пропитана фольклором ; она насыщена народной речью и народно-поэтическими образами. В ткань повествования щедро вплетены пословицы, поговорки, песни, сказки. Общеизвестно, какое значение придавал

Пушкин эпиграфам. Эпиграфы должны освещать повествование, подчеркивать его основную мысль, пояснять отдельные эпизоды. Из одиннадцати эпиграфов к „Капитанской Дочке“ десять заимствовано из народной поэзии, чем как бы подсказывается и внушается читателю мысль о народной стихии повести. Особенно богата фольклорными моментами речь Пугачева. Да и основное раскрытие облика Пугачева дано Пушкиным в образах и символах народной поэзии, в „любимой песне“ Пугачева и в калмыцкой сказке об орле и вороне, которую он рассказывает Гриневу.

Эти фольклорные моменты в „Капитанской Дочке“ — не просто эстетический прием, но поэтическое выражение определенной политической концепции. В Пушкиноведческой литературе еще до сих пор не изжиты оценки и взгляды М. Н. Покровского. „Историю Пугачева“ Покровский считал произведением „явно неудавшимся“ и к тому же проникнутым ярко выраженными дворянскими тенденциями. „Нельзя забывать ни на одну минуту, — писал М. Н. Покровский, — что «Историю Пугачевского бунта» писал барин «помещик». Это обусловило ряд «противоречий»: барин-Пушкин явился первым идеализатором вождя крестьянской революции и, кроме того, оказывается, что этот барин и „поклонник ультрамонархического историографа“ (Карамзина) „в истории любил больше всего бунтовщиков“. „Но это противоречие, — писал далее М. Н. Покровский, — кажущееся. Для Пушкина Пугачев вовсе не вождь крестьянской революции, направленной сознательно против господ. Пугачев для него предводитель казацкого восстания, к которому пристала чернь, которая пристает ко всякому беспорядку, обещающему облегчение ее положения и грабежи. Но казаки — это совсем не то, что крестьяне. Первый идеализатор Пугачева был в то же время первым идеализатором казачества“.

Здесь с предельной ясностью выражена точка зрения Пушкина. Для него совершенно бесспорен именно народный характер движения Пугачева, и в свете этого примечания становится ясен и смысл фольклорных образов и фольклорного стиля „Капитанской Дочки“. Фольклорная стихия в повести вскрывает и символизирует народный характер пугачевского движения. И весь проникнутый народной мудростью, беспрерывно сыплющий поговорками и пословицами, увлекающийся народными песнями и раскрывающий свои мечты в образах народной сказки, Пугачев для Пушкина является как бы воплощением этой народной стихии, ее вождем и ее символом. Конечно, из этого не следует, что Пушкин был идеологом крестьянской революции. Но Пушкин остро осознал неизбежность крестьянских восстаний при существующем феодальном строе и с исключительной силой и остротой поставил эту тему перед современниками и потомством

Фольклорная стихия „Капитанской Дочки“ проясняет подлинную сущность повести; в образах фольклора раскрывается несомненная для Пушкина — пользуясь его же формулой — народность движения. Вместе с тем здесь отчетливо определяется понимание Пушкиным фольклора как основного художественного средства раскрытия народности. „Капитанская Дочка“ — завершение пути, начатого в „Сказках“, — пути целостного раскрытия через фольклор образа русского народа и его творческой силы. От „Руслана и Людмилы“ — через „Песни о Разине“ и „Песни западных славян“ — к „Сказкам“ и „Капитанской Дочке“ шел путь пушкинского фольклоризма. В эпоху „Руслана и Людмилы“ Пушкин воспринимал, главным образом, литературную сторону народного предания; в южный период — перед ним открылось историческое значение народной словесности; в Михайловском он понял и осознал фольклор как выражение народности и как могучий творческий источник. Последний период знаменуется объединением и творческим синтезом всех этих элементов. Историческое понимание народности, сложившееся теперь у Пушкина, привело его к ориентации в своем творчестве на фольклор, что означало тем самым ориентацию на широкие народные массы и разрыв с дворянско-феодальной ограниченностью.

Старое литературоведение не сумело осознать значения целостного и органического пути Пушкина к фольклору. Обращение к русской народной стихии, казалось, снимало прежнее увлечение Пушкина культурой Запада. Такая ошибка была совершенно закономерна. Не случайно, что и Тургенев не мог понять художественной силы и прелести „Сказок“ Пушкина. „«Сказки» и «Руслан и Людмила» являются самыми слабыми из всех его произведений“, — говорил он в своей речи при открытии памятника Пушкина в 1880 г. При этом он прибавлял: „как известно“, т. е. видимо считал это общим и само собой разумеющимся мнением. Для Тургенева такое суждение было неизбежно, — оно истекало из его понимания сущности народности и народного поэта. Оно коренится в его противопоставлении народа и нации. В той же речи Тургенев утверждал, что простой народ никогда не будет читать Пушкина. „Какой же великий поэт читается теми, кого мы называем простым народом. Немецкий простой народ не читает Гете, французский Мольера, даже английский не читает Шекспира“. „Их читает — их нация“.

И только в свете нашего понимания народности, в свете эпохи социалистического строительства и создания бесклассового общества, отчетливо раскрывается и до конца осмысливается органическое сочетание двух путей Пушкина. Ориентация на народную поэзию и „просторечие“, с одной стороны, и на великих западноевропейских писателей, с другой, были неразрывны в его сознании, и на этом пути он видел будущее русской литературы. Развитие русской литературы мыслилось ему на пути широкого западноевропейского просвещения и вместе с тем глубокого овладения всем достоянием национальной русской культуры. Передовые идеи мировой литературы должны стать общенародным достоянием. Отсюда и стремление к простоте, которое неизменно проповедывал Пушкин. В системе этих идей и заключается смысл и общественно-историческое значение пушкинского фольклоризма.

Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

«Капитанская дочка» - повесть, которая не только воссоздаёт историческую действительность, но и является произведением с глубоким нравственным смыслом. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, которого направили служить в Белогорскую крепость. Оказавшись в крепости, он становится свидетелем событий, которые изменили не только его жизнь, но и его представления о многих идеалах.

Во время пребывания Гринева в крепости, в губернии начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Белогорская крепость взята мятежниками, и в этот момент перед героями повести встаёт трудноразрешимая проблема: изменить присяге и присоединиться к бунтарям или добровольно идти на смерть. Гринёв предпочёл умереть, но случай всё же спас его от верной гибели. Пугачёв оказался тем самым мужиком, которому герой когда-то подарил свой заячий тулупчик.

Гринёв не стал присягать на верность Пугачёву: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Пугачёв отпустил Петра, но с условием, что тот не будет служить против него. Гринев прекрасно понимал, что находился в полной власти этого человека, однако природная честность, ответственность за собственные поступки заставили молодого человека сказать правду: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду».

Искренность и прямота Гринёва поразила бунтовщика. И ему ничего не оставалось, как отпустить юношу.

Удивительно, как в такой сложной ситуации Гриневу удаётся сохранить в себе человеческое начало, в отличие от Швабрина и ему подобных. Я думаю, восстание в данном случае стало тем явлением действительности, которое в большей мере помогло разглядеть истинное лицо каждого из героев. Нравственные ценности, внутренние убеждения самого Гринёва помогли ему стать настоящим человеком. Тогда как Швабрин запятнал честь офицера и стал прислужником бунтовщиков.

Неслучайно эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу: «Береги честь смолоду». Мысли и поступки главного героя полностью ей соответствовали.

Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2 вариант)

Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.
Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести. Пожалуй, Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. "Построил" характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович. Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и "выпрашивать" чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку.
Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет. Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: "Береги платье снову, а честь смолоду". Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь.
В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка. Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная.
Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгрнанная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки. Итог дуэли - Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлось и бесчувственность этого человека.
Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен. Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.

Петр Гринёв – благородный дворянин

В основу повести «Капитанская дочка» легли реальные события: крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Но это произведение нельзя в полном смысле назвать историческим. Факты здесь художественно переработаны автором.
Несмотря на это, Пушкин объективно описывает причины и размах пугачёвского восстания. Он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкирца, виселицы на плотах).
Самое же ценное в повести – нравственные проблемы. Герои попадают в сложные ситуации, где необходимо сделать выбор в свою пользу или ради блага других людей, проявить жестокость или милосердие.
Главный герой повести – Пётр Гринёв – дворянин, офицер. От его лица ведётся повествование. В начале произведения Пётр Гринев кратко рассказывает о своём происхождении и воспитании. Образ жизни Петруши мало чем отличался от жизни других детей дворянского происхождения в 18 веке. В те времена традиционным было определять мальчика на военную службу ещё до рождения. Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом.
Сначала он воспитывался стремянным Савельичем. Затем к мальчику был приставлен француз месье Бопре, который должен был обучать Петрушу языкам и разным наукам. Сам Гринёв с иронией отзывается о своём отрочестве: «Жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
На семнадцатом году Пётр должен был отправиться на военную службу: «Мысль о службе сливалась с мыслью о свободе, об удовольствиях петербургской жизни». Возможно, юноша и познал бы всю прелесть столичной жизни, стал балагуром, кутилой и дамским угодником, как офицер Зурин. Но служба в Белогорской крепости свела Гринёва с разными людьми: честными и подлыми, сильными духом и трусливыми, открытыми и малодушными. Здесь он возмужал, нашёл истинную любовь, друзей, но и врагов.
В разных ситуациях Пётр поступает с неизменным достоинством, всегда защищает свою честь. Он добр, великодушен, несколько вспыльчив, горяч, так как ещё очень молод. Например, по дороге в крепость кибитка Гринёва попала в буран. Ямщик потерял дорогу. К счастью, случайно встреченный мужичок согласился проводить заблудившихся путников на постоялый двор. Пётр из благодарности к проводнику подарил ему со своего плеча заячий тулуп и полтину на водку. Гринёву совсем неважно, какого звания перед ним человек. За добро нужно платить добром.
В Белогорской крепости Гринёва, казалось бы, ждала скучная, тихая служба: голая степь вокруг, совсем нет молодых офицеров, кроме Швабрина, одни старики и инвалиды. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Пётр сразу был радушно принят в семье коменданта Миронова. Здесь он встретил Марью Ивановну, дочь Ивана Игнатьича и Василисы Егоровны, к которой с первого взгляда стал питать тёплые чувства.
Некоторое время Гринёв был в приятельских отношениях со Швабриным. Но тот оказался завистливым, самолюбивым, подлым и хитрым. Гринёв сразу разгадал его низменную натуру.
Зато Пётр сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой. С Машей Гринёв повёл себя благородно. Он искренне полюбил девушку, тут же предложил ей руку и сердце, несмотря на то, что она была бесприданницей.
По ходу романа Гринёв и Пугачёв оказываются во враждебных лагерях, но доброта Гринёва, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходит бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачёва. Мы видим не двух врагов, а двух людей, искренне желающих помочь друг другу. Неслучайно за мгновение до казни Пугачёв видит во враждебной толпе вокруг эшафота Гринёва, взгляд которого по-человечески согревает последние минуты жизни вождя крестьянской войны.
Добро и милосердие оказываются выше ненависти, и для Пушкина это единственный путь решения возникших в обществе проблем. Гринёву удалось сохранить человечность, честь и верность себе в условиях бунта. Герой одинаково не принимает стихию «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и голый формализм казённо-демократического мира, особенно отчётливо проявившегося в сцене военного суда.
Оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачёву. С другой стороны, во время суда, рискуя жизнью, он не называет имя Маши, чтобы та не была подвергнута унизительному допросу.
Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядный, смелый, отчаянный поступок. Поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, честь.
В «Капитанской дочке» великолепно изображены различные стороны жизни 18 века (помещичий быт, жизнь далёкой крепости, образы старика Гринёва, Савельича, капитана Миронова, Пугачёва и его «енералов»), воссоздан и исторический колорит эпохи. Многопланово изображены характеры героев, особенно Петра Гринёва. На дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит ещё неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.

Одним из главных героев повести А. С. Пушкина «Капитан­ская дочка» является Петр Гринев, именно от его лица и ведется повествование, через его восприятие показаны все события по­вести. Так распорядилась судьба, что время его службы в армии совпало со временем крестьянского восстания. Это было серьезное испытание не только для государства, власти, дворян, но и для каж­дого человека.

Именно в критических ситуациях проявляется ис­тинная суть человека, его характер, воля и добродушие. А. С. Пуш­кин как бы бросает своего героя в самую гущу военных событий, проводит его через все перипетии восстания. При этом перед нами раскрывается духовно богатая личность Петра Гринева.

Петруша - молодой дворянин, получивший обычное по тем временам воспитание. И"Хотя его учитель-француз не дал ему глу­боких знаний, тем не менее Петр любил читать и даже сочинял стихи. Желая воспитать своего сына мужественным и стойким, отец решил отправить его на службу в армию, но не в столицу, а в какую-нибудь дальнюю крепость. С того момента, когда Петруша покидает родительский дом, и начинается его самостоятельная, взрослая жизнь. Поначалу ему кажется, что он сможет справиться без помощи Савельича.

В Симбирске Петр легко попадает под вли­яние более опытного ротмистра Зурина, который напоил его пун­шем, обыграл на большую сумму в карты. Петр понимает, что по­ступил беспутно, но долг-это дело чести, так как связан с дворян­ским словом. Конечно, теперь Петруше трудно смотреть в глаза Савельичу, но он получил первый в жизни урок. Нельзя доверять­ся малознакомым людям, не все так доверчивы и бесхитростны, как он. Будучи в Белогорской крепости, Гринев поверил Швабри-ну, что Маша Миронова глупая и скучная девица. Но поверил толь­ко потому, что не допускал и мысли, что дворянин может клеветать и иметь из этого еще какую-то выгоду. Таким образом, можно ска­зать, что Петр Гринев - открытый, честный и порядочный человек.

Самыми главными его качествами являются верность долгу и Честь, которые он считал важными для любого дворянина. Благо­даря этим качествам Петр и смог пройти через все жизненные ис­пытания и опасности. Петруша считал, что для дворянина, прися­гавшего императрице, непозволительно присягать беглому каторж­нику. Он предпочел умереть, чем стать предателем родины и втоп-Тать свою честь и достоинство в грязь. Но Пугачев не забыл доб­роты Петруши, оказанной при первой встрече, помнил заячий ту­лупчик и пощадил юношу.

Гринев ни под каким предлогом не может принять предложение Пугачева служить на его стороне. Он естен перед вожаком восстания до конца и открыто заявляет ему,
что не может не воевать против, ибо это его долг. И Пугачев при­нял этот довод. Мы видим, что такие качества Гринева, как чест­ность, открытость, верность долгу и чести вызывают восхищение у Пугачева. Он уважает Гринева и готов помочь ему, даже когда тот открыто воюет против него. Петр не терпит несправедливости и обмана. Его чувства к Маше чистые и нежные. Он готов вступить­ся за ее честь, открыто вызывает на дуэль Швабрина.

Мы видим, что для Гринева вопрос чести - это вопрос жизни и смерти. Во время допроса по пугачевскому делу Петр не оправдывается, не называет имени Маши, а ведет себя мужественно и стойко.

В образе Петра Гринева А. С. Пушкин показал самые важные личные качества молодого человека. Именно от них и зависит судьба героя, они помогают ему достойно выйти из любой ситу­ации. Честность, порядочность, справедливость и мужествен­ность Гринева могут быть примером для каждого человека, кто начинает самостоятельную взрослую жизнь. Ведь не случайно эпиграфом повести является русская пословица: «Береги честь смолоду».