Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством. План урока по литературе на тему: «Н

ГУ «Затобольская средняя школа №1»

Костанайской области, Костанайского района

Конспект урока по литературе
в 6 классе
« Образы низшей славянской мифологии

в повести Н.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством».

Образ черта » .

подготовила

учитель русского языка и литературы

Рагулина Ксения Николаевна

с. Затобольск, 2013г.

Тема: Образы низшей славянской мифологии в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Образ черта.

Класс:6

Цели:

    Раскрытие образа черта в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством»; способствовать формированию понятий: «образ-символ»

    Создание условий для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.

    Воспитание у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре;

Ход урока.

    Вызов. 2 минуты.

Создание колаборативной среды.

Слово учителя. Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать Вас на уроке. Позвольте поздравить всех Вас с наступающими святыми праздниками. Ведь скоро наступит Новый Год, Рождество. В преддверии этих праздников принято загадывать свои самые заветные желания, есть поверье, что они обязательно сбудутся! У вас на столах лежат сияющие звездочки, посмотрите на них, загадайте про себя желание, поднимите повыше, оглянитесь. Какая замечательная создается картина! Вам она ничего не напоминает?

Учащиеся: с описания такой картины, звездной ночи, начинается повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

СЛАЙД: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Учитель: верно! И сегодня мы продолжим работу по этой повести. Ваша активная работа будет проходить в группах. И начнем мы с небольшой разминки на знание текста художественного произведения.

Работа на выявление знаний содержания художественного текста. 3 минуты.

У вас несколько картинок, разбросанных в хаотичном порядке, необходимо верно и последовательно, согласно композиции повести их собрать! Кто же из Вас знает текст лучше и справится быстрее?

Группа, справившаяся быстрее всех выходит сверяться к доске, остальные сверяются с доской. (КОНТЕЙНЕР)

Ребята, у кого не возникло трудностей и ошибок, в листе самооценивания поставьте себе свой первый «+».

    Осмысление.

Учитель: молодцы! Вы отлично справились с заданием! И мы можем обратиться к теме урока. А какой она будет, и какие цели перед нами будут стоять на уроке, вы ответите самостоятельно, если свяжете между собой ключевые понятия урока: СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, ПОВЕСТЬ, «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ», ЧЕРТ . 2 минуты.

Обучающиеся: сегодня на уроке мы рассмотрим образ черта, персонажа из славянской мифологии, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Учитель: совершенно верно! Запишите тему в тетрадь.

Театрализация: внезапно появляется сам черт с обращением к ребятам.

ЧЕРТ: дорогие ребята, помогите мне! На счет моего образа существует много разных мнений, кто-то считает меня очень вредным и злым, кто-то напротив забавным! Я прошу вас быть максимально внимательными и в полной мере раскрыть мой образ. В этом Вам поможет вот эта таблица:

Учитель: вот как! Давайте поможем герою нашего урока. Мы уже знаем с вами, как представлен черт в славянской мифологии. Вспомним?

Ответы учеников. Ученики рассказывают о мифологическом герое, остальные заполняют колонку таблицы «Образ черта в славянской мифологии».

Черт — в славянской мифологии злой дух. ЧЕРТИ -существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Само происхождение нечисти связывается с мифом о падших ангелах (ЧЕРТИ - ангелы, уставшие славить Бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.

ЧЁРТ в народных верованиях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, пытаются заполучить душу человека;

ЧЕРТИ могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, вихри - беснующиеся ЧЕРТИ, чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); ЧЕРТИ особенно опасны в «нечистых» местах и в определенное время суток или года, например, на святки и в канун Ивана Купалы.

Учитель: молодцы! Справились с первой колонкой таблицы! Поставьте себе отметку в лист самооценивания. Переходим ко второй колонке таблицы. Работа над анализом образа черта в произведении. Каждой группе раздается определенный эпизод из текста с участием черта. К эпизоду даны вопросы для анализа, задание составить синквейн. Заранее розданы листы А3, с изображением черта. Учащиеся знакомятся с эпизодом и составляют синквен по образу черта, разукрашивают изображение героя, объясняя затем выбор красок.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему c инквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять c инквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

    Черт

    Хитрый, хваткий

    Вертится, крадется, прячет

    «Несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ».

    «губернский стряпчий»

Литературный прием: сравнение (совершенно немец; мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, ; настоящий губернский стряпчий); используется много глаголов, которые передают активность героя.

СТРЯПЧИЙ стряпчего, м. 1

Губе́рния -

Обучающиеся: мы выбрали черный цвет, так как в данном эпизоде, герой выступает как проказник, который желает навредить Вакуле.

    Черт

    Мелкий, красивый

    Нашептывает, ухаживает, воображает

    «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!».

    Кавалер

Обучающиеся: мы выбрали красный цвет, так как в данном эпизоде черт предстает перед нами, как влюбленный герой, а красный цвет считается цветом любви и страсти.

Литературный прием: антитеза – противопоставление (воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно);

    Черт

    Уверенный, хитрый

    Вылетел, перебежал, начал разрывать.

    «А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад».

    Проказник

Обучающиеся: мы выбрали красно-коричневый цвет, так как посчитали, что он указывает на хитрость героя.

Литературный прием: эпитет – художественное определение (проворный франт; с козлиною бородою; украденный месяц)

-

Обучающиеся: мы выбрали два цвета: бирюзовый и черный, потому что думаем, что в нашем эпизоде сначала черт выступает как очень смелый и хвастливый герой, но потом он становится трусливым и тихим как ягненок.

Литературный прием: эпитет – художественное определение (собачье рыльце); антитеза – противопоставление (скрытая, противопоставлены понятия друг-враг, смелый-трусливый).

Учитель: очень хорошо вы справились и с этим заданием, теперь я попрошу выделить главные, ключевые, схожие моменты всех групп и заполнить вторую колонку. Что у вас получилось? Скажите, а между гоголевским чертом и человеком есть что-то схожее?

Ответы учащихся: да, черт в произведении ведет себя как человек, он мерзнет, заигрывает с Солохой, испытывает человеческие чувства, но одновременно с этим, он умеет перевоплощаться, и имеет соответствующую мифологическому герою внешность.

Образ черта в славянской мифологии.

Образ Гоголевского черта

Образ, оживший на экране образ

Существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.

Вмешивается в жизнь людей, насылают непогоду, метель, причиняют мелкие неприятности .

Мерзкий, но считает себя красивым.

В некоторых ситуациях уверенный. Всегда старается схитрить. Очень активный, хваткий. Но бывает хвастливым. В последнем эпизоде проявляется такая черта характера, как трусость.

Образ черта, совмещает в себе реальные человеческие черты с фантастическими. Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки».

Черт показан как хитрый проказник.

Черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего.

Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» Черт похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости.

Учитель: хорошо, но у нас есть еще одна колонка «Образ, оживший на экране». Как вы сможете ее заполнить?

Ученики: если посмотрим видеофрагмент.

Учитель: смотрим и заполняем третью колонку. Просмотр видеофрагмента.

Выводы по основной части урока. Ребята, мы проделали с вами огромную работу по выявлению и анализу образа такого загадочного персонажа в разных источниках. Я думаю, вы готовы сделать определенные выводы по этой части урока. Свои выводы я предлагаю вам представить в виде эссе, сочинения-размышления на основе материалов урока, они все у вас в таблице.

Эссе может начинаться со слов:

    Как отмечал Д. Мережковский, «Гоголь первым увидел черта без маски, увидел его настоящее лицо……

    Н.В. Гоголь активно использовал образы из славянской мифологии в своих произведениях……

    В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их….»

    Писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом.

Включать в себя такие выражения:

Образ беса в повести, конкретные черты, автор объясняет, наделяет его обаянием, образ не вызывает у нас чувства отвращения или страха.

И заканчиваться так:

Таков образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты с фантастическими.

    Рефлексия.

    Оценивание. Наш урок подошел к концу, вы очень хорошо поработали, весь урок заполняли листы самооценивания, посчитайте свои плюсы и поставьте себе оценку! (Выставление оценок в журнал).

    Итог урока. Вы обратили внимание, что с начала урока на этой доске висят такие же звездочки, как и у вас на партах – это мои пожелания вам! (некоторые ученики подходят, снимают и читают вслух, остальные снимут их, выходя из кабинета)!

Приложение 1.

Группа 1. Эпизод 1. Как черт украл месяц.

Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт. Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

СТРЯПЧИЙ стряпчего, м. 1 . В Московской Руси — придворный, служащий для несения различных хозяйственных обязанностей (истор.).

Губе́рния - высшая единица административно-территориального деления в России

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 2. Эпизод 2. Как черт за ведьмой ухаживал. Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 3. Эпизод 3. Как черт путникам мешал.

Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры. В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 4. Эпизод 4. Как черт сделку с Вакулой заключал.

Черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал:

- Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша, - шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо.

Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! - думал он про себя, - теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде все хвостатое племя, как будет беситься хромой черт, считавшийся между ними первым на выдумки. - Я готов! - сказал кузнец.- Тут он заложил назад руку - и хвать черта за хвост. - Постой, голубчик! - закричал кузнец, - а вот это как тебе покажется? - При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок - Помилуй, Вакула! - жалобно простонал черт, - все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Приложение 2. Лист самооценивания.

ФИ_____________________________________

Отметка о выполнении

Знание текста

Определение целей и темы урока

Заполнение колонки «Образ черта в мифологии»

Заполнение колонки «Образ Гоголевского черта»

    Я читал и пересказывал эпизод

    Я составлял «Синквейн»

    Я выбирал цветовую гамму

    Я объяснял выбор цветовой гаммы

    Я представлял работу классу

Заполнение колонки «Образ, оживший на экране образ»

Список литературы.

      Висленко Л.П. Литература. 5-7 классы: Методическое пособие.- Спб.: «Паритет», 2001.- с.84-87

      «Литература в школе» №10, 2006 г.

      Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. – М., 1976. – Т. 1. –С. 121.

      www. nikolaygogol. org. Ru

      ru.wikipedia.org

      www.liveinternet.ru , Иллюстрация к повести Ночь перед рождеством.

      www.a4format.ru , Иллюстрации. «Ночь перед Рождеством».

Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении.

Цель:

    продолжить знакомство с повестью Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», ее героями, мифическими персонажами, показать их роль в произведении;

    развивать мышление, речь, способность к творческому восприятию текста;

    воспитывать бережное отношение к культурному наследию, любовь к литературе, художественному слову.

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация

    Рабочая тетрадь, задание 48*.

Кого из героев повести можно отнести к нечистой силе? Чем отличаются они от традиционных представителей нечистой силы?

    Рабочая тетрадь, задание 46.

Узнайте героев повести по их описаниям.

    «Сухощавый, высокий, в коротком тулупе, мужик с обросшею бородой,

показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы».

    «Она села на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на

голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое самодовольство выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах».

    «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие

года. Однако она умела причаровать к себе самых степенных козаков и умела искусно обходиться с ними».

    «Несмотря на небольшой рост, он в ширину был довольно увесист. Притом

шаровары, которые он носил, были гак широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице».

    «Он увидел стоявшую перед собой женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все...» Формирование новых понятий и способов действия.

    Рабочая тетрадь, задание 49.

    Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму

    Формирование новых понятий и способов действия.

    Рабочая тетрадь, задание 49.

Кому из героев повести принадлежат эти реплики?

    Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я

думаю, меня всю измарал сажею.

    Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и

лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму.

    Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга. Денег дам, сколько

хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша.

    Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я

до сих пор еще не видала.

    Это я, человек добрый! Пришел к вам на забаву поколядовать немного пред

окнами.

    Беседа.

    Кто из героев олицетворяет в повести добро?

    Назовите героев, воплощающих зло? Посредников между добром и злом?

    Какие черты в описании черта характерны для мифологического персонажа, а какие добавлены автором? Страшной ли изображается в повести нечистая сила?

Она, скорее, изображается с юмором. Иногда черт даже кажется жалким. Солоха выглядит ветреной, хитрой женщиной, сметливой и привлекательной, что вызывает зависть и сплетни деревенских кумушек. Пацюк тоже не производит устрашающего впечатления. Он ленив, прожорлив, хотя и неглуп. Знает всех чертей и имеет славу знахаря. Выступает посредником между Вакулой и чертом.

    Как черт и ведьма пытаются навредить «добрым людям»? Почему им это не удается?

    Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

    Почему Чуб уходит из дома в рождественскую ночь?

Он приглашен к дьяку на кутью.

    Кто пытается помешать его планам и почему?

Черт крадет месяц и вызывает метель, чтобы Чуб никуда не ходил, а сидел дома и караулил свою дочь Оксану. Черту очень хотелось насолить Вакуле, помешав ему встретиться с любгшой девушкой.

    Почему Чуб все-таки уходит из дома? Какие черты его характера проявляются при этом?

Чубу было неприятно в такую ночь уходить из дома, но он действовал наперекор куму, который предложил остаться дома. Чуба как будто что- то дергало идти наперекор. В этом проявляется упрямство и своеволие Чуба.

    Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с Чубом?

Она хотела выйти замуж за Чуба и прибрать к рукам его хозяйство. Если бы Вакула женился на дочери Чуба Оксане, ее планы не смогли бы осуществиться.

    Какую роль играет метель в судьбе Чуба?

Метель, которую устроил черт, запутала Чуба, запорошшш ему глаза, спутала дорогу и привела вместо дома дьяка к дому Солохи.

    Как ведет себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему?

Чуб делает вид, что нарочно разыграл кума, забравшись в мешок. И только когда дьяка вытащили из мешка, изумился и решил, что у Солохи «в каждом мешке сидело по 2 человека».

    Что произошло с ухажерами Солохи? Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах?

Чуб и голова растерялись, не ожидали увидеть друг друга. Оба оказались в глупом положении, не соответствующем их авторитету.

    Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие с мешками?

Чуб убедился в ветрености Солохи, и для него стала невозможна женитьба на ней.

    Применение. Формирование умений и навыков.

    Определить, о ком идет речь в этих описаниях.

    Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади у него висел острый и длинный хвост. У него была козлиная борода под мордой и небольшие рожки на голове.

    Вместе с дымом из трубы она поднялась верхом на метле. Она поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Скоро она набрала звезд полный рукав.

    Работа с текстом.

Какие слова в этих предложениях использованы в переносном смысле? Что такое метафора?

    Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

    От мороза горят щёки.

    Этан информации о домашнем задании

    Найти примеры комического в повести (юмор, ирония).

    Подготовить пересказ эпизода «Вакула во дворце».

    Этан рефлексии

Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

Художественный мир повести «Ночь перед Рождеством» наполнен нечистой силой, ведьмами и чертями. Солоха - мать главного героя, представляется ведьмой. Одним из традиционно описываемых умений ведьм в фольклоре является умение летать. Чтобы доказать это, можно вспомнить Бабу-Ягу, которая умеет летать на помеле, или западноевропейских ведьм, также «практикующих» полеты на метлах. Такое сверхъестественное умение позволяет ведьмам чувствовать себя свободно в воздушной (а значит, небесной) стихии. Это не доступно простому смертному. Кроме всего прочего, Солоха очень привлекательна, ее женские чары распространяются не только на людей, но и на потусторонних существ (черт). В этом прослеживается еще одна особенность фольклорного представления о ведьмах: они очень красивы и способны завоевать сердце любого мужчины.

Мотив, в котором женщина прячет своих многочисленных любовников, связанные с этим казусные ситуации традиционны для фольклора и литературы. Примером может служить сказка «Умная жена» или «Повесть о Петре Сутулове и премудрой жене его», в которых героини проявляли свою хитрость, смекалку и могут превратить трудные жизненные ситуации в свою пользу. Схожий сюжет и характеры героев можно найти в «Декамероне» Боккаччо и в других произведениях мировой литературы.

Следует полагать, что во многом сила и хитрость Вакулы связана с тем, что он приходится ведьме сыном, а значит, имеет некую власть, преимущество перед другими людьми.

Мотив похищения злой силой небесных светил следует рассматривать как традиционный. Черт крадет месяц, этот элемент можно интерпретировать, как попытку посягательства на божественные силы. В апокрифической литературе достаточно распространен сюжет появления так называемых падших ангелов, которые были изгнаны из рая за те или иные проступки. Связь божественных, бесовских сил, а также мира людей, преобразование и возможный переход в другие миры встречается, например, в повести «Сорочинская ярмарка» при описании появления «красной свитки»: черт за какую-то провинность был изгнан из пекла, пьянствовал в мире людей, пропил в шинке все, что имел, и заложил «красную свитку». Или, например, путешествие человека в бесовской мир в «Пропавшей грамоте», где дед Фомы Григорьевича не только становится свидетелем шабаша нечистой силы, но и вступает в коммуникацию с ней.

Следует предположить, что художественный мир рассматриваемых повестей зиждется на трех мирах: мире людей (привычная, обыденная для большинства героев жизнь), мир нечистой силы (куда человек может попасть при определенных обстоятельствах) и божественный мир (который предполагает свое существование в качестве некой оппозиции). Однако божественная сила почти не проявляет себя в рассматриваемых повестях, ее наличие лишь предполагается. В то время как дистанция между миром нечистой силы и людским миром максимально уменьшена, они соприкасаются и постоянно взаимодействуют. Нечистая сила оказывается человеку ближе, понятнее и «человечнее». Следует заметить, что большинство представителей нечистой силы либо антропоморфно, либо полностью имеет человеческий облик.

Также достаточно часто потусторонняя сила изображается с помощью зооморфных деталей: мохнатые руки, собачьи пасти и так далее. В рассматриваемой повести у черта «собачье рыльце», анализ заговоров Малороссии показывает, что собака (волк) часто связана именно с чертом, поэтому данный метонимический эпитет выбран Н.В. Гоголем не случайно и соответствует фольклорным представлениям об образе беса, сочетающем антропоморфные черты с зооморфными фантастическими особенностями. Черт от «черный», цвет, характерный для всей нечистой силы. Черный цвет символизирует пребывание беса в пекле, его сожженную душу.

В повести изображены колядки, святочные народные гуляния, сопровождаемые песнями, традиционными для культуры Малороссии. Неотъемлемой особенностью колядок являются ряженные, которые символизируют духов предков, они приходят во время колядок и желают богатого урожая, добра и блага. Чествование тотемических существ, символами которых и представляются ряженые, является традиционным для языческой веры. Угощение, преподносимой ряженым, представляется жертвенным даром и также уходит корнями в древние поверья. Однако следует заметить, что в Рождестве тесно переплетаются как языческие традиции (колядки, гадания), так и религиозные (сам праздник) традиции. Вакула, заключивший на время сделку с чертом, расписывает стены церкви сценами из Ветхого и Нового Завета, то есть он знает, что представляет из себя нечистая сила. Таким образом, можно сделать вывод, что церковное всегда неотделимо от бесовского.

Следует заметить, что черт изначально невзлюбил Вакулу, поскольку тот изобразил на церковной стене сцену Страшного суда, посрамляющую черта. То есть, бес в художественном мире Гоголя обладает весьма человечным чувством стыда (срама): выйдя из «нечистой» среды он не может полностью погрузиться в мир людей, но и вернуться тоже уже не может, поскольку приобрел черты человека.

Сюжет повести заканчивается счастливой развязкой, что характерно для схемы волшебной сказки, в которой герой, пройдя через ряд испытаний получает в награду жену.

Николенко О. Н., Николенко Е. С. (Полтава, Украина), д. ф. н., проф., зав. кафедрой зарубежной литературы Полтавского национального педагогического университета имени В. Г. Короленко / 2012

Начиная с XVII века, Украина вызывала большой интерес в Европе и в России как край прекрасной природы, самобытных традиций и истории. Этот интерес усилился в конце XVIII — начале XIX веков в связи с развитием романтизма.

Пребывая в Петербурге, Гоголь писал в своих письмах матери и сестрам, чтобы они присылали ему малороссийские истории, народные поверья, описания украинских костюмов и обрядов. Все это он использовал в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был напечатан в течение 1830-1832 годов и имел очень большой успех.

Связь цикла «Вечеров» с народными традициями уже была предметом отдельных исследований на уровне особенностей художественного сознания, отдельных мотивов и литературных приемов (В. Звиняцковский , П. Михед и др.). В последнее время появились серьезные работы по этой проблеме, касающиеся архетипов (А. Гольденберг ) и мифопоэтики (Л. Софронова ) раннего Гоголя. Однако связь творчества писателя с украинским фольклором и народной мифологией остается довольно сложным вопросом гоголеведения, требующим продолжения изучения конкретных текстов цикла.

Диканька как топос была весьма знаковым местом как исторический перекресток (судеб России и Европы в контексте Северной войны), сакральный перекресток (в связи с древними легендами о чудотворной иконе), романтический перекресток (в связи с историей любви Мазепы к Марии Кочубей). Это место стало своеобразным перекрестком судеб людей, связанных с семьей Гоголей (архитектор Диканьской церкви М. Львов и писатели Г. Державин, В. Капнист были женаты на сестрах, Кочубеи занимали видное место в столице). Таким образом, Диканька в художественном сознании Гоголя соединяла в себе его родину и столицу, историческое и сакральное, реальное и мифологическое.

Топос Диканьки четко обозначен Гоголем в предисловии к первой части «Вечеров»: «Про Диканьку же, думаю, вы наслышались вдоволь. И то сказать, что там дом (имеется в виду усадьба Кочубея - авт.) почище какого-нибудь пасичникова куреня. А про сад и говорить нечего: в Петербурге вашем, верно, не сыщете такого...» (I, с. 106) Фома Григорьевич, дьяк диканьской церкви, - один из имплицитных персонажей в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В своей книге Гоголь открывал обществу еще не открытую ранее Украину - не только как часть российской истории и часть российской империи, но и как край, имеющий свое национальное своеобразие, мифологию, фольклор, традиции и обычаи. Гоголь утверждал тем самым не столько экзотичность, сколько культурную уникальность и самобытность Украины, которая, хотя и входила как Малороссия в состав Российской империи, но все-таки имела и некоторые отличия.

В перечень не понятных для читателей слов наряду с экзотизмами и варваризмами - названиями деталей украинского быта и культуры (бандура, батог, жупан, каганец, галушки, гопак, макитра, плахта, сопилка и др.) Гоголь включил наименования, свидетельствующие о национальной идентификации. Например: «кацап - русский человек с бородою», «чумаки - «обозники, едущие за солью и рыбою в Крым» (1 часть), «малороссияне , едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым» (2 часть). Описательное толкование украинских слов (дивчина, парубок, козак и др.) через русский язык свидетельствует, с одной стороны, об ощущении автором причастности к русскому миру, но с другой стороны, это акцентирует также национальное своеобразие созданного Гоголем художественного мира.

В предисловии к первой части сборника содержится указание на то, что «вечерницы» (укр. вечорниці ) похожи на столичные балы, но не совсем: «Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведуться такие шутки, что и рассказать нельзя. Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!..» (I, с. 104).

Традиции украинского фольклора, образы, мотивы и символы народной мифологии повлияли на художественную структуру произведений, собранных в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», что ярко проявилось в повести «Ночь перед Рождеством», которая открывает вторую часть цикла. Еще в предисловии к первой части автор говорил о замысле второй: «Пусть лучше, как доживу, если даст Бог, до нового году и выпущу другую книжку, тогда можно будет постращать выходцами с того света и дивами , какие творились в старину в православной стороне нашей» (I, с. 106).

Мотивы «того света» и «дива» («чуда») являются ключевыми в повести «Ночь перед Рождеством» и восходят к традициям язычества и христианства, нашедшим яркое отражение в украинском фольклоре, мифологии и в украинской обрядовой культуре.

События в повести происходят в «святой вечер» (укр. Свят-вечір, Багатий вечір, Свята вечеря ). В этот вечер готовят двенадцать постных блюд, собираются всей семьей, читают молитвы, поминают усопших, молодые люди носят еду своим крестным матерям и отцам. В этот вечер все ждут первую звезду, чтобы разговеться. Центральным блюдом на предрождественском столе была кутя (в повести Вакула вспоминает про «голодную кутю», то есть постную), приготовленную из даров природы - символ дальнейшего благополучия, процветания и оберег от злых сил.

Издавна считается, что в Свят-вечер происходят удивительные и волшебные события, необычайные превращения и даже встреча с нечистой силой, которая должна отступить перед христианским праздником Рождества. В повести «Ночь перед Рождеством» такие необычайные превращения встречаются повсеместно (ведьма превращается в Солоху, черт - в коня и т.д.). Волшебные события происходят и в земном мире: кузнец Вакула оседлал самого черта, слетал в Петербург, достал у самой царицы черевички для прекрасной Оксаны.

Вечер (и ночь) в романтизме - особое время, время таинственное, время встречи реального и потустороннего миров, Бога и Дьявола, добра и нечистой силы. Гоголь придает романтическим концептам «вечер» и «ночь» сакральное значение и национальный колорит украинской культуры.

Как известно, христианские праздники начинаются еще накануне, поэтому вечер и ночь включены в их сакральное время. Кроме того, ночь в языческой традиции славян считается временем особо магическим и особо действенным, когда вся нечистая сила выползает из темных углом и необходимо ей оказывать активное противодействие. Вечер и ночь - время любовной печали, скорби по несчастливой судьбе. С вечером и ночью связан в народе целый ряд поверий (На ночь не отдают одолженные деньги, не выбрасывают мусор, не выливают воду после купания ребенка и т.д.). Символический атрибут ночи - черный конь (не случайно у Гоголя черт превращается в Петербурге в коня).

Фольклорная структура «вечорниць», акцентированная автором в предисловии к первой части, повлияла на построение произведений из гоголевского сборника. Повесть «Ночь перед Рождеством» ориентирована на устную традицию, то есть на рассказывание некой истории, которое прерывается песнями, шутками, сценками из народного быта - ссорами (укр. сварками ), драками (укр. бійками ), слухами (укр. чутками ). Повесть состоит из отдельных новелл, каждая из которых основана на конкретном эпизоде, но эти новеллы внутренне связаны между собой, а финал каждой из них создает эффект ожидания продолжения, что также характерно для фольклорной структуры украинских «вечорниць».

Отметим еще и то, что «вечорниці» в украинском фольклоре - это некая синтетическая структура, где органично соединены слово, музыка, танец, театрализованные действа, где бытовое может соседствовать с сакральным, мистическим, где смешное и страшное могут присутствовать одновременно. Для «вечорниць» характерно многоголосие, стилевое разнообразие, постоянное обращение к собеседникам, а вернее - к участникам действа. Этот художественный синкретизм наблюдается в повести «Ночь перед Рождеством».

На структуру повести «Ночь перед Рождеством» повлияли также традиции украинского вертепа, где представление разыгрывалось в разных ярусах - верхнем (небесном) и нижнем (земном). В верхнем ярусе показывали религиозные сюжеты, а в нижнем - смешные сценки из народного украинского быта. Традиционными персонажами украинского вертепа были Богородица, Иисус, Ирод, Черт (в верхнем ярусе), Баба, Москаль, Цыган, Шинкарь, Дьяк (в нижнем ярусе). Главным и самым популярным героем вертепа был Козак (Запорожец) - наиболее динамичный персонаж, он всегда выходил победителем во всех сценках.

В повести «Ночь перед Рождеством» представлены знаковые персонажи украинского вертепа - баба (Солоха, ткачиха, Переперчиха), дьяк, Голова, козак, кузнец, красавица (Оксана), царица, кум. За ними закреплены характерные черты: баба хитрая и сварливая, герой смелый и целеустремленный, красавица гордая, царица справедливая и великодушная, козак всезнающий и всемогущий, голова глупый, кум пьяный, дьяк похотливый и т.д.

Верхний и нижний ярусы в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» оказываются взаимопроникающими, образуя органическое единство художественного мира повести. Величественная история о рождении Христа включена в земной мир с его бытовыми приметами и реальними историями. Стирание границ, перемещение из одного мира в другой, взаимопроникновение миров обеспечивается чудесными превращениями персонажей и свободой устного рассказывания (здесь автор-рассказчик выступает как Творец, приводя в движение весь созданный им мир).

В художественной организации повести «Ночь перед Рождеством» проявились также традиции обрядового украинского фольклора.

Колядки - календарно-обрядовые песни, которые исполняли в Украине еще со времен язычества. Название связано с Колядой - богом, который в язычестве начинал новый Круг Солнца (Сварога), то есть новый хозяйственный год. С принятием христианства Коляда ассоциировался с великим праздником Рождества. Обряд колядования состоял в том, что колядники ходили от дома к дому, пели хвалу Богу и добрые пожелания людям, а взамен получали пожертвования в общий мешок, потом эти пожертвования делились среди всех участников процессии. Коляда - символ обновления мира, символ святости и чистоты, победы добра над злом. Само слово «Коляда» происходит от «коло» (отсюда укр. коло, колесо, колядувати ) - символ Солнца. В колядках величали рождение Солнца и самые важные составляющие Вселенной - Огонь и Воду, а также рождение Христа.

Вот колядки, записанные А. Афанасьевым:

За горою крутою,

За рікою бистрою

Стоять ліса дрімучі,

В тих лісах вогні горять,

Кругом вогнів люди стоять,

Люди стоять, колядують.

Ой, Коляда, Коляда!

Ти буваєш, Коляда,

Напередодні Різдва.

Їхала Коляда

В мальованому возочку,

На вороному конику!

Заїхала до Василя у двір.

Василь, Василь! Подаруй Коляду.

Коляд, коляд колядниця,

«Мед і паляниця» - традиционные символы Солнца, «Їхала Коляда» - это также Солнце, поворот которого радостно празднуют люди. Нередко колядники переодевались или выворачивали кожух, изображая волка (для отпугивания злых духов). Среди колядников был и тот, который представлялся чертом, он надевал на себя шкуру, лицо вымазывал сажей, к голове прикреплял рога, к носу - пятачок, в зубы брал горячий уголь. Он был активным участником действа (отельных сценок) во время колядования.

В построении сюжета повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь опирался на обряд колядования, который часто наблюдал на родине. К Оксане приходят колядники, среди которых ее внимание привлекает Одарка и ее новые черевички. Солоха прячет тех, кто к ней приходил в мешки, а Вакула выставляет их на улицу, что приводит к новым сюжетным поворотам. Атмосфера веселого народного гуляния-колядования царит в повести.

Идея единства народа, собравшегося славить Христа в колядках, постоянно звучит в произведении: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкающегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков» (I, с. 220). В радостном единении жители Диканьки и окрестных деревень ожидали праздник рождения Христа, вместе они и встречают праздник в церкви. «Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа...» (I, с. 240).

Даже в самом построении гоголевской фразы, особенно в самом начале, ощущается влияние колядок, где традиционными символами являются звезды, месяц, а также звучит хвала Христу и обращение к добрым людям и ко всему миру. «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру , чтобы всем было весело колядовать и славить Христа » (I, с. 201).

В связи с фольклорной традицией колядования в повесть Гоголя входит тема борьбы света и тьмы, добра и зла, нового поворота жизни и единения народа перед нечистой силой.

Наряду с колядками Гоголь упоминает и другие обрядовые песни украинцев - щедровки (укр. щедрівки ). Автор прибегает к прямому цитированию: «То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кільце ковбаски!

Хохот награждал затейника» (I, с. 220).

Почему же смеялись над тем, кто вдруг запел щедровку?

«Щедрый вечер» (укр. Щедрий вечір ) входит в цикл новогодних и рождественских праздников, но он не совпадает со «Свят-вечером», а наступает на неделю позже. Щедровки (укр. щедрівки ) - это те магические слова, которые должны умилостивить щедрого Бога Спаса и дать в новом году хороший урожай.

Колядки и щедровки, непосредственно введенные Гоголем в повесть «Ночь перед Рождеством», придают произведению атмосферу лиризма, традиционной народной культуры и акцентируют вечные темы и мотивы, которые разворачиваются в повести: поворот к новому хозяйственному году, борьбу света и тьмы, добра и зла, а также приход великого православного празника, ради которого должны объединиться христиане.

В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается еще один жанр украинского фольклора - дума (когда Вакула размышляет об Оксане). В его монологе звучит сомнение, но вместе с тем и уверенность в преодолении трудностей. В уста Вакулы Гоголь также вкладывает народную песню «Мені с жінкой не возиться...». Это часть народной песни «Ой на, ой на горі та й женці жнуть...», в которой звучит тема Запорожской Сечи, походов козаков (там упоминаються Сагайдачный, Дорошенко). То есть в образе кузнеца Вакулы акцентированы также черты козака.

Связь Вакулы с украинским козачеством подтверждается и сценами в Петербурге, где он не идет сразу к царице, а уповает на дружескую поддержку запорожских козаков, которые проезжали через Диканьку. Мотив козацкого товарищества впоследствии станет центральным в повести «Тарас Бульба». Смелость и прямодушне героя при встрече с царицей (что также соответствовало кодексу украинского козака) помогли ему получить заветный предмет - золотые черевички для Оксаны.

В повести «Ночь перед Рождеством» присутствуют отдельные элементы украинской народной сказки: на уровне образов (герой и красавица, два кума, жена и обманутый муж, баба и ее воздыхатели, две сварливые бабы, чудесные превращения персонажей и т.д.), на уровне сюжетных структур (испытание героя красавицей, бабьи увертки, встреча героя с чертом, договор черта с человеком и т.д.), на уровне хронотопа (домашний мир - столица, земное - потусторонее и т.д.), на уровне мотивов (борьба добра и зла, света и тьмы, героя и черта, испытание героя, поиск заветного предмета, необходимого для счастья и т.д.), на уровне стиля и языка (обещание (укр. обітниця), повторы, традиционные эпитеты и метафоры, народные обороты речи и т.д.).

В финале повести «Ночь перед Рождеством» традиционный мотив народной сказки - достижение счастья с помощью заветного предмета, добытого героем, а также преображение героев (Оксане уже не нужны черевички, потому что она поняла, что любовь важнее) связан с христианским мотивом «чуда» во время великого празника Рождества.

Месяц - традиционный славянский симол наряду с Солнцем. Согласно древним верованиям, от союза Солнца и Месяца родились звезды. В древних колядках небесный мир предстает весьма гармоничным: небо называется храмом (чертогом), Месяц - владыка, Солнце - его жена, а звезды - их дети. В украинских легендах месяц, который сияет ночью, пробуждает зерна жизни и придает им плодородности. При стареющем месяце не начинали посевов. Считалось, что если сеять хлеб «на молодика» (то есть при молодом месяце), хлеб будет расти быстрее. С месяцем были связаны и колядки, и песни (посевные), и заговоры (укр. замовляння). Чтобы месяц способствовал благополучию семьи, ему приносили жертву в виде вареников или галушек, которые по форме напоминают месяц. Отзвуки всех этих фольклорных и мифологических представлений находим в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Черт украл месяц, а это несло угрозу всему миру. Пацюк ест галушки и вареники, что связано с мифологическими представлениями о магической силе месяца.

Представители «того света» - ведьма и черт показаны в домашнем пространстве, они приобретают человеческие черты и действуют наряду с персонажами-людьми. Черт имеет черты «яреськовского головы» и «губернского стряпчего». А ведьма превращается в Солоху, которая «причаровывает» мужчин. В украинской традиции и черт, и ведьма имели целый ряд наименований, различных по семантике (страшных, эвфемизмов, комических и т.д.). Это проявляется в повести «Ночь перед Рождеством»: черт - немец проклятый, проворный франт с хвостом и козьей бородою, лукавый, злой дух, лысый, хромой, сатана, кака и др.; ведьма - Солоха, хозяйка, черт-баба и др.

Конфликт кузнеца Вакулы с чертом является своеобразной интерпретацией известной украинской пословицы «Не так страшен черт, як його малюють». В украинском фольклоре довольно широко распространены сюжеты о различных похождениях черта в земном мире, об ухаживаниях (укр. залицяннях) черта за женщиной (вдовой, чужой женой), о воровстве чертом месяца (солнца, звезд), о договоре (контракте) черта с человеком, о победе героя над чертом. Черт в народной мифологии способен стремительно летать по небу, рассыпаясь искрами, и (как и ведьма) через дымоход влетать и вылетать . Поэтому образ дыма восходит к древним мифологическим представлениям о нечистой силе. Очень часто в украинских народных сказках черт предстает обманутым - герой заставляет его действовать в своих интересах. Черт, как правило, должен помочь герою жениться, достать какой-либо заветный предмет, выполнить невыполнимую задачу. Этот фольклорный мотив прослеживается в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя. В данном случае мотив победы над чертом согласуется с христианской идеей Рождества.

Образы черта и кузнеца Вакулы тесно связаны в произведении Гоголя. Еще в языческих представлениях кузнец (укр. коваль ) наделялся особой магической силой, потому что он был властителем стихии огня. Кроме того, кузнецов считали в некотором роде «жрецами», поскольку «ковати» (укр. кувати ) означало искусство вообще, в том числе и магическое. Во времена христианства ремесло кузнеца приобрело еще большую значимость, потому что кузнецы работали на строительстве церквей. Кузнец Вакула не только умеет работать молотом, но еще умеет рисовать (малевать). Он разрисовал Троицкую церковь картинами Страшного суда, что обусловило его конфликт с чертом, и черт ему мешал не только во время рисования, но и в жизни (стремясь поссорить с Чубом, тем самым не давая жениться на Оксане).

Мотив «малювання» появляется в повести не один раз. Кузнец увидел в покоях царицы Пречистую деву и с младенцем на руках, и это сильно его взволновало. В финале повести уже сама Оксана появляется как Пречистая дева с дитям. Хата у Вакулы и Оксаны «размалеванная». А того черта, что нарисовал Вакула в церкви, бабы показывали детям и говорили: «Он бачь, яка кака намальована» (I, с. 243).

Таким образом, действие «малювання» имело сакральное значение, оно восходит к мифологическим представлениям древних славян о том, что с помощью определенных символов, знаков, цветов можно преодолеть злые силы. В эпоху христианства «малювання» стало еще больше распространено в связи с иконографией. В украинской народной традиции разрисовывали церкви, хаты, пасхальные яйца (писанки), одежду (сорочки, плахты, пояса и т.д. с помощью вышивки), посуду, печи и др., что считалось оберегом от черта.

В повести «Ночь перед Рождеством» используется цветовая символика, основанная на мифологических представлениях народа. Красный цвет («кругом красною краскою») - символ Христа, его крови, а также цвета молодости и любви (у Оксаны сорочка была вышита красным шелком). Зеленый - цвет природы, расцвета, семейного счастья. В зеленый цвет кузнец Вакула выкрасил крылос Троицкой церкви, украсил его красными цветами. Такой рисунок вполне согласуется с традициями украинского барокко. Гоголю было известно, что Троицкая церковь была построена в форме креста (вот еще почему черту там было плохо) в стиле позднего барокко. Поэтому всяческие украшения для нее были вполне естественными, хотя она была однокупольной.

Существует и другая украинская пословица: «Баба гірше за чорта». Она художественно интерпретирована автором в образе Солохи. Ведьма - один из ярких персонажей украинской демонологии. Как известно, ведьма происходить от слова «ведать», то есть она обладала особым знанием и умела ворожить, причаровывать, перевоплощаться. Распознать ведьму среди людей очень сложно: она может быть старой и молодой, представать в различных ипостасях. У Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством» Солоха изображена весьма привлекательной ведьмой, она не вредит главным героям, но некоторым образом влияет на ход событий. Мотивы бабьих уверток, проказ, причарування и ухаживания являются весьма распространенными в украинских народных сказках. А то, что Солоха-ведьма - мать кузнеца Вакулы (который также наделен определенной магией) вполне естественно. В украинском фольклоре довольно частым является мотив, когда герой должен пройти определенное духовное испытание и преодолеть действие злых сил, очиститься и выйти к новой жизни.

Ночь в народной традиции делилась на три части: первая - от захода Солнца до полуночи; вторая - до пения петухов; третья - до восхода Солнца. В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» отражена эта трехчастная временная структура. В начале повести события начинаются с того момента, как выглянул месяц и высыпали звезды на небе. Основные события разворачиваются до полуночи и после. Вакула вернулся из Петербурга в свою хату, когда пропел петух (в народной традиции - символ солнца, света, огня, воскресения, мужской силы, воина против злой силы; в христианстве - символ воскресения, победы доброго духа над злым, покаяния), а потом проспал заутреню и обедню.

В фольклоре время и пространство способны изменять свои границы, (вплоть до их отсутствия вовсе), сжиматься, наслаиваться, взаимопроникать, что и происходит в повести «Ночь перед Рождеством», когда в течение одной ночи происходит так много событий - и бытовых, и фантастических, и смешных, и драматических, но в результате все направлено к одной точке - к достижению победы добра, света и любви.

В финале произведения соединяются христианские мотивы воскресения («Чуб выпучил глаза, когда вошел к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щеголем и запорожцем» (I, с. 242)), возвращения блудного сына (Вакула падает ниц перед Чубом просит прощения), покаяния (Вакула кается во всем), Троицы (три раза Чуб бьет по спине Вакулу) и фольклорные мотивы сватовства (Вакула просит руки Оксаны), подношения даров (Вакула дарит черевички Оксане) и нравственного очищения (Оксана говорит: «Я и без черевиков...»).

Мотив «славы» («славить») закольцовывает композицию повести. Если в начале произведения шла речь о том, как всем было весело колядовать и славить Христа, то в конце повести архиерей, который проезжал через Диканьку и увидел «размалеванную» хату кузнеца Вакулы, произнес: «Славно! Славная работа!». Мотив славы в повести Гоголя распространяется уже не только на небесный мир, но и на мир земной, в том числе на творения рук человеческих, на его искусство жизни. В украинской народной традиции до сих слово «слава» имеет особый магический смысл («Слава Украине!» - «Героям слава» - так приветствуют друг друга люди на больших украинских праздниках).

Таким образом, традиции украинского фольклора и народная мифология повлияли на художественную структуру повести «Ночь перед Рождеством», в частности на сюжет, образную систему, мотивную организацию, художественное время и пространство, а также на жанровое содержание произведения, его стилевое своеобразие и язык. Фольклорные и мифологические структуры в повести Гоголя способствовали утверждению христианских идей и торжества духовных возможностей человека, его единения с Богом, природой и людьми. Кроме того, использование элементов украинского фольклора и народной мифологии способствовало созданию национального образа мира в творчестве Гоголя.

05.01.2015 4538 645 Макушева Елена Геннадьевна

Цели: учебная: обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведении "Ночь перед Рождеством”; формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст;

развивающая: развитие речи, формирование артистических навыков, помочь учащимся проникнуть в мир Н.В.Гоголя на примере изучаемой повести; учить навыкам работы в группах, защищать свой мини-проект;

воспитательная: привитие интереса к литературе; создать ситуацию успеха.

Оборудование: иллюстрации к повести, презентация урока в формате Microsoft Power Point 2007, текст повести,

запись на доске: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина

домашней жизни народа, его маленьких радостей,

его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

(В.Г.Белинский.)

Ход урока:

1.Оргмомент. Объявление темы, целей и задач урока. Мотивация.

· - Психологический настрой.

2.Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении. Поэтизация верности и бескорыстной любви.

Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о герое, которого выбрали для анализа, т.е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы, миром, в котором чудесным образом переплелись реальность и фантастика. Итогом нашей работы будет экспресс-газета, которую вы выпустите к концу урока.

Вы помните, что в этой книге перед читателем предстал украинский народ, носитель благородных и высоких стремлений, с его прошлым и настоящим, самобытной и колоритной речью, пересыпанной пословицами и поговорками. Не случайно многие критики и писатели восхищались необычайной красочностью стиля Гоголя.

В этом можно убедиться, если погрузиться в текст повести «Ночь перед Рождеством», о которой критик В.Г.Белинский писал: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

3.Работа над темой урока.

3.1. Беседа.

Что мы знаем о жизни великого русского писателя Н.В.Гоголя?

С какой книгой мы познакомились? - Сколько повестей входит в ее состав?

Что мы узнали о жизни украинского народа? - Какие черты характера присущи украинцам?

Перечислите предметы народного быта.

3.2.Беседа по содержанию первых страниц повести.

– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?

· (Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)

– Какие фантастические черты несёт пейзаж?

· (Пейзаж одушевлён: «Глянули звёзды», «Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…», «месяц…заглядывал»).

– Кто и почему нарушает эту красоту?

· (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)

– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят (слайды).

– Что делает ведьма?

· (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).

– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).

v Просмотр презентации

· А кто же является главными героями повести? (Оксана и Вакула)

· Какие они? Давайте найдем в тексте описания черт характера героев.

v Работа с текстом.

3.3.Составление кластеров (работа в группах).

Теперь переходим к следующей части нашего урока. Возьмите листочки и фломастеры, которые лежат перед вами. Составим кластеры на героев повести.

v 3.4.Физкультминутка.

Давайте прервем нашу работу и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.

1-ое упражнение – потягивание. Представьте себя в роли черта. Вам нужно собрать как можно больше звезд. Прямо над собой достаем звезду, слева, справа (3 раза)

Следующее упражнение – ходьба на месте. Вы – Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали…

3 упражнение - дыхательная гимнастика. Подул сильный ветер. Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.

4 упражнение – приседание . Наконец-то вы оказались в доме Солохи. Но постоянно в дверь ее хаты кто-то стучится. Солоха вынуждена прятать вас в мешок. А для этого вам надо присесть. Итак, выполняем 10 приседаний.

3.5.Работа по теории литературы.

Учитель: Ребята! Когда Пушкин прочитал "Вечера на хуторе близ Диканьки”, он сказал: "Что за прелесть эти сказки!”.

v Какие элементы сказки встречаются в повести?

1) Чёрт украл месяц; 2) Вакула летает на чёрте; 3) Царица подарила свои черевики.

v А какие слова использованы в переносном смысле?

– Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

– От мороза горят щёки.

3.6. Народные традиции.

– Какой украинский религиозный праздник описывает Гоголь? Ответ : Рождество.

– О каких обрядах вы узнали? 1. Колядование. (Маскарад). 2. Пост. Голодная кутья.

– Что вы узнали о посте?

Ответ: Можно есть только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сметану и другую жирную пищу.

– Да, у русского и украинского народов во время поста нельзя есть пищу животного происхождения для того, чтобы очистить организм. А воздержание и молитвы очищают душу.

Учитель: Ребята, мы познакомились с характерными чертами Гоголевских героев, которые характеризуют типические черты украинского народа.

– А какие черты, по-вашему, характерны для нашего народа? это: гостеприимство, уважение всех национальностей и вероисповедания.

Да, ребята, для каждого народа мира есть характерные типичные черты, которые описываются писателями в своих произведениях.

Ребята, эпиграфом сегодняшнего нашего с вами сотрудничества послужит высказывание знаменитого писателя XIX в. В.Г.Белинского "...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом тут вся поэзия его жизни”.

4.Рефлексия.

4.1. Викторина.

Давайте проверим, удалось ли вам погрузиться в текст повести и оказаться наблюдательными читателями.

(Класс разбивается на две группы)

Представители каждой команды по очереди выйдите к доске и снимите по три звезды. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить.

v Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)

3)кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(Кузнецом)

4) Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полете в Петербург. (Черт)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

6)Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)

7)Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (Сундук)

8)Что спрятал черт в карман? (Месяц)

9)Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)

10)За чем отправился Вакула к царице? (За черевичками)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (Колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (Ухаживать)

-Молодцы!

4.2.Угадай героя .

В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их».

v Поэтому, я думаю, вы легко узнаете героев повести по их описанию.

1)Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… Узенькая мордочка, ноги тонки. (Черт)

2)Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе. (Кум)

3) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

4) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков (Солоха)

5)Лукавый, с тонкими пальцами, его вторая половина сделала из его толстой косы самую узенькую (Дьяк)

6)Несмотря на небольшой рост в ширину был довольно увесист (Пацюк)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.