Архангельская область первой приняла участие в конкурсе "живая летопись". Сборник «Живая летопись Из сборника «Добрая память»

Транскрипт

1 ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ» 2017 ГОД 1. ТЕРМИНЫ 1. Конкурс - соревновательное мероприятие по созданию школьниками индивидуальных и коллективных Творческих работ на тему «Судьба семьи в истории страны». 2. Школа - муниципальное учреждение общего и дополнительного образования. 3. Учитель - представитель Школы, координирующий участников на всех этапах проведения конкурса. 4. Участник - ученик Школы, представитель 6-11 классов, создавший творческую работу в рамках и в соответствии с правилами Конкурса. 5. Творческая работа - авторский текст, полученный в результате творческого труда Участника, изложенный в прозе или стихотворной форме. 6. Книга - сборник творческих работ, написанных участниками конкурса. 7. Организаторы - организации и органы государственной власти, осуществляющие подготовку и проведение Конкурса Некоммерческая организация «Институт книги, пропаганды чтения и содействия развитию новых технологий передачи информации» (ОГРН, ИНН, адрес) 7.2. Интеллектуальная издательская система Ridero Общество с ограниченной ответственностью «Издательские решения» (ОГРН, ИНН, КПП, г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д. 19, пом. 309., адрес для переписки: , г. Екатеринбург, а/я 313) Правительство Архангельской области. 8. Оргкомитет - орган, специально созданный для целей проведения Конкурса, подотчетный и подконтрольный Организаторам Конкурса, формируемый из журналистов, деятелей культуры и искусства, общественных деятелей, учителей и педагогических работников, представителей Организаторов. 9. Жюри - Специально привлеченная для целей проведения конкурса группа специалистов, наделенная полномочиями в решении вопросов о выборе победителей и присуждении награды. 10. Председатель Жюри - Лицо, возглавляющее Жюри Конкурса, выбираемое из состава Жюри. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. Конкурс «Живая летопись» (далее Конкурс) соревновательное мероприятие по созданию участниками индивидуальных и коллективных творческую работу на тему «Судьба семьи в истории страны» В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 6-11 классов муниципальных учреждений общего и дополнительного образования Конкурс проводится среди учащихся школ, расположенных в Архангельской области Российской Федерации.

2 2.4. Участие в Конкурсе является бесплатным. Взимание организационных и прочих взносов с участников Конкурса недопустимо В рамках Конкурса каждому участнику предлагается создать творческую работу на тему «Судьба семьи в истории страны» (далее «Творческую работу»), в том числе: собрать информацию о жизни своей семьи; написать Творческую работу в прозе или в стихотворной форме; 2.6. Участник может дополнить Творческую работу визуальными материалами: иллюстрациями в виде фотографий или изображений, присутствие визуальных материалов - дополнительное условие, не являющееся обязательным для участия Допускается совместная работа над одной Творческой работой группы школьников Творческие работы формируются в Книгу и предоставляются на конкурс участниками, при содействии школ. При предоставлении Книги на конкурс участники или учитель указывают необходимую для Оргкомитета информацию, в том числе: какую школу представляет Книга, имя ответственного учителя и т.д Минимальное количество Книг, подаваемых на Конкурс от Школы - 1 Книга Количество Творческих работ в одной Книге - от 5 до 8. Объём текста одной Творческой работы не должен превышать символов с учётом пробелов Количество составителей одной Книги - от 1 до 8 участников. Объем текста книги не должен превышать знаков с учётом пробелов (из расчёта знаков в одной работе на максимальное количество работ в книге 8). 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3.1. Поиск и поддержка талантливых детей Знакомство школьников с историей России ХХ века Патриотическое воспитание молодежи Обращение внимания школьников на современную русскую и зарубежную литературу, посвященную истории России в ХХ веке Воспитание навыков творческого письма у школьников: поиск тем, реферирование информации, написание текстов Уплотнение семейных связей детей Знакомство школьников с возможностями современных библиотек, повышение компьютерной грамотности. 4. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ 4.1. Проведение конкурса обеспечивают и осуществляют Организаторы Конкурса Оперативное руководство проведением Конкурса осуществляет Организационный комитет (далее Оргкомитет), подотчетный и подконтрольный Организаторам Конкурса, формируемый из представителей Организаторов, журналистов, деятелей культуры и искусства, общественных деятелей, учителей и педагогических работников, представителей Архангельской области Оргкомитет утверждает Жюри Конкурса. В состав Жюри входят писатели, журналисты, общественные деятели, деятели культуры и искусств, преподаватели Архангельской области. В Жюри входят не менее трех и не более семи членов Жюри. Жюри Конкурса возглавляет Председатель, избираемый из состава Жюри.

3 4.4. Организатор размещает координаты Оргкомитета, а также всю сопутствующую конкурсу правовую информацию на официальной странице Конкурса 5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА 5.1. Конкурс проводится для всех муниципальных учреждений общего и дополнительного образования (Школ) Архангельской области Конкурс проводится для всех участников, соответствующих требованиям, изложенным в разделе 1 Правил, без предварительного отбора В ходе конкурсных состязаний участник создает Творческую работу на тему «Судьба семьи в истории страны» При подготовке Творческой работы участники Конкурса вправе воспользоваться опросником для интервьюирования членов семьи, предложенным Организатором (см. Приложение 1) Участники конкурса объединяются в команды и формируют из собственных Творческих работ единое литературное произведение - Книгу Участники Конкурса или Учитель подают заявку на Конкурс путем загрузки Книги на страницу Конкурса в сети Интернет. При загрузке Книги указываются все авторы (участники), а также указывается, представители какой школы подготовили Книгу Участники Конкурса гарантируют, что созданные ими Творческие работы являются вновь созданными авторскими текстами, свободными от любых прав и притязаний третьих лиц. Организаторы не несут ответственности за нарушение авторских прав, допущенное участниками. Принимая условия Конкурса, участники тем самым дают свое согласие на некоммерческое использование Творческих работ на условиях безвозмездной неисключительной лицензии на срок проведения конкурса, в том числе на публикацию Творческих работ Участник имеет право использовать отрывки иных литературных произведений, которые должны быть оформлены в качестве эпиграфов или цитат, с обязательным указанием авторства цитаты. Не допускается ни в какой форме плагиат, равно как и цитаты, не оформленные должным образом При нарушении правил участия в Конкурсе решением Оргкомитета Книга может быть отстранена от участия в конкурсе, а участникам, являющимся авторами Книги, может быть отказано в дальнейшем участии в Конкурсе Организаторы Конкурса имеют право вносить изменения в правила Конкурса в соответствии с действующим законодательством РФ. 6. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ 6.1. Обязательным условием участия в конкурсе является регистрация на официальной странице конкурса Заявки на участие могут быть поданы только через официальную страницу Конкурса Для получения оперативной информации о ходе проведения Конкурса, участники вправе подписаться на рассылку официальной информации о Конкурсе на странице 7. РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПОВ КОНКУРСА

4 7.1. Подготовка к Конкурсу начинается с 10 апреля 2017 года и включает в себя организацию семинаров, установочных встреч, проведение вебинаров на сайте, распространение рекомендованных опросников для школьников, а также подробных инструкций для регистрации и загрузки работ В рамках первого этапа Конкурса участники создают Творческие работы на тему «Судьба семьи в истории страны». На данном этапе Участниками Конкурса осуществляется также объединение Творческих работ в Книгу и подготовка Книг к загрузке на страницу Срок проведения первого этапа: с 10 апреля 2017 года (00:01 по московскому времени) по 6 сентября 2017 года (23:59 по московскому времени) В рамках второго этапа происходит загрузка Книги на страницу Срок проведения второго этапа: с 14 августа 2017 года (00:01 по московскому времени) по 18 сентября 2017 года (23:59 по московскому времени) В рамках третьего этапа происходит читательское голосование. Срок проведения третьего этапа: С 20 сентября 2017 года (00:01 по московскому времени) по 5 октября 2017 года (23:59 по московскому времени) Голосование осуществляется путем интернет-голосования на странице в сети Интернет, находящейся по адресу: Участником голосования может стать любой посетитель сайта, авторизовавшийся одним из предложенных способов. Один авторизованный пользователь может отдать не более одного голоса за каждую из понравившихся книг за все время проведения читательского голосования Место проведения третьего этапа конкурса В случае обнаружения каких-либо действий, нарушающих правила Конкурса, а также при обнаружении использования при голосовании скриптов, программ, накрутки голосов, иных недобросовестных действий и злоупотреблений, Организатор вправе не учитывать такие голоса, а также исключить работу из Конкурса без какого-либо предупреждения На основании результатов читательского голосования Оргкомитетом выявляется Книга, набравшая наибольшее количество голосов. Участники, направившие на Конкурс, Книгу, победившую в читательском голосовании, награждаются призами Победитель читательского голосования На основании результатов читательского голосования Оргкомитетом выявляется Школа, все Книги которой набрали в сумме наибольшее количество голосов. Представитель Школы, а также сама Школа награждаются памятными дипломами, предоставленными Оргкомитетом Четвертым этапом является работа жюри. Место проведения данного этапа страница Срок проведения: с 7 сентября 2017 года (00:01 по московскому времени) по 8 октября 2017 года (23:59 по московскому времени) Выбор победителей осуществляется жюри на основании собственной субъективной оценки по критериям, указанных в п настоящего Положения Выбор победителей осуществляется на основе прочтения и оценки всех представленных на Конкурс Книг. Жюри выбирает Награждение победителей произойдет не позднее 26 октября 2017 года.

5 7.14. Информация о результатах конкурса, победителях, а также о времени и месте награждения победителей будет опубликована на странице не позднее 26 октября 2017 года (23:59 по московскому времени) Этапы конкурса проводятся последовательно, в сроки, указанные в настоящем Положении. 8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ 8.1 Работы оцениваются жюри по следующим критериям: оригинальность замысла, творческой идеи и её исполнения; грамотность, образность текста; способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на читателя; работа с источниками; общее оформление Книги. 9. НОМИНАЦИИ И НАГРАДЫ 9.1. Каждый участник Конкурса получает свидетельство об участии Каждый представитель Школы, курирующий подготовку работ участников на Конкурс, получает Благодарность Участники, чьи Книги вошли в число 50 лучших книг, получают дополнительные Благодарности участников шорт-листа Номинантами Конкурса становятся три Книги, оцененные Жюри как лучшие, которым присуждаются места с первого по третье Призы не подлежат обмену на денежный эквивалент. 10. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА Финансирование общей координации проведения Конкурса осуществляется за счет Правительства Архангельской области и привлеченных спонсоров. 11. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ УЧАСТНИКОВ Факт выполнения Участником действий, установленных настоящими Правилами, является согласием Участника своей волей и в своем интересе, на обработку персональных данных Организатором в строгом соответствии с целями, установленными настоящими Правилами Цель обработки персональных данных проведение Конкурса в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством РФ Перечень персональных данных, которые предоставляются Участником и обрабатываются Организатором, установлен и ограничивается настоящими Правилами Перечень действий с предоставляемыми Участниками персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных Организатор осуществляет обработку персональных данных Участников в строгом соответствии с принципами и правилами, установленными Федеральным

6 законом от ФЗ «О персональных данных», включая соблюдение конфиденциальности и обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, включая требования к защите, установленные ст. 19 названного Федерального закона Организатор осуществляет обработку персональных данных в срок проведения Конкурса Участник вправе в любое время отозвать разрешение на обработку персональных данных путем направления письменного заявления Почтой России ценным письмом с описью вложения по почтовому адресу Организатора, что влечёт автоматическое прекращение участия в Конкурсе лица, отозвавшего согласие на обработку своих персональных данных.


Полные правила акции «250 баллов при установке приложения»: 1. Общие положения 1.1. Акция «250 баллов при установке приложения» (далее Акция) направлена на привлечение, формирование и/или поддержание интереса

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Дворец молодёжи» (ГАУДО СО «Дворец молодёжи»)

Приложение 1 к приказу 4 от 10.01.18 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении школьного и районного этапов Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика-2018» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет

Министерство образования Пензенской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» (ГАОУ

ПОЛОЖЕНИЕ о городской Олимпиаде для учащихся 3 5 классов «УЧИМСЯ ПО ФГОС: Маленькие исследования методами Больших ученых» I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Городская Олимпиада «УЧИМСЯ ПО ФГОС: Маленькие исследования

Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» 105082, г.москва, ул.большая Почтовая, д.36, стр.10 ОГРН 1137799017135,

УТВЕРЖДАЮ: Директор БУК ВО «Областная научная Т.Н. Буханцева ^ ^ 2 0 1 8 г. ПОЛОЖЕН О проведении О бластного конкурса илл а небе и на земле», посвящ енного творчеству М.М. П риш вина и А.Я. Я ш ина 1.

Правила проведения стимулирующей акции «Дарим смартфоны для бизнеса» 1. Общие положения 1.1. Наименование акции: «Дарим смартфоны для бизнеса». 1.2. Определения: Участник физическое лицо, указанное в сертификате

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» 454081, г. Челябинск, ул. Котина,

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического

Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район» ПРИКАЗ «20» декабря 2016 г. 824 О проведении муниципального этапа V Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» в 2016-2017

2 УТВЕРЖДЕНО приказом ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия» от 28.06.2018 551 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России» в рамках Всероссийского фестиваля

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областного конкурса чтецов «Россия Родина моя», посвященного 80-летию Иркутской области. Учредители: министерство культуры и архивов Иркутской области. Организаторы: ГБУК «Иркутский

Правила проведения Творческого конкурса на лучший рисунок/дизайн на тему «Москва город будущего» для размещения на «Электронной карте в образовании» Организатор Творческого конкурса Закрытое акционерное

ПОЛОЖЕНИЕ О проведении Литературного патриотического фестиваля «Русские рифмы» Во исполнение пункта 2.5.4. плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ об областном конкурсе юных фотолюбителей «Весь мир театр» 1. Общие положения Областной конкурс юных фотолюбителей «Весь мир театр» (далее Конкурс), проводится в рамках реализации государственной

Правила проведения стимулирующего мероприятия «Получи результат, или мы вернем деньги» Правила проведения стимулирующего мероприятия «Получи результат, или мы вернем деньги» 1. Общие положения: 1.1. Стимулирующее

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е П У Р О В С К И Й Р А Й О Н У П Р А В Л Е Н И Е К У Л Ь Т У Р Ы А Д М И Н И С Т Р А Ц И И П У Р О В С К О Г О Р А Й О Н А П Р И К А З от " " 2016 г. г. Тарко-Сале

4.4. К заявке прилагается согласие об использовании персональных данных, оформленное согласно приложению к Положению 5. Номинации Конкурса 5.1. Победитель и призеры определяется в основной номинации «Лучшая

На сегодняшний день Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный детский литературный образовательный проект в России, в котором ежегодно принимает участие более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России. Конкурс направлен на популяризацию чтения среди подростков, расширение их читательского кругозора. Проект способствует духовному и интеллектуальному росту школьников, социализации и объединению на основе общих культурных и духовных ценностей̆.

В приветствии к участникам конкурса Президент России В.В. Путин отметил, что считает реализацию «масштабного, поистине уникального проекта “Живая классика” востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным вкладом в дело популяризации чтения среди детей и подростков». Конкурс проходит под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации.

В рамках конкурса участники из 5-11 классов выбирают отрывок из любимого прозаического произведения и затем соревнуются в декламации любимых текстов. Во время подготовки подростки слушают лекции по современной̆ литературе, художественному слову и психологии (в форме вебинаров и занятий в районных библиотеках), участвуют в мастер-классах по актерскому мастерству. Аналогичная подготовка организуется для учителей и библиотекарей (форум «Живая классика» в Санкт-Петербурге, занятия на базе районных библиотек, вебинары).

Конкурс проходит в несколько этапов: школьный (в школах и учреждениях дополнительного образования), районный (в районных библиотеках), региональный (в учреждениях культуры в столице региона), всероссийский (в международном детском центре «Артек»), суперфинал на Красной площади.

Проект способствует тому, чтобы сделать чтение среди подростков модным. «Живая классика» – это социальный лифт, позволяющий детям из отдаленных уголков России проявить себя на федеральном уровне, попасть в «Артек» и выступить на Красной площади перед зрителями и членами жюри – известными актерами, писателями, деятелями культуры.

За годы проведения конкурса (6 лет) в youtube и социальных сетях появилось множество видеороликов с читающими детьми, чтецкие номинации появились в телевизионных проектах (в передаче «Синяя птица» все чтецы – финалисты конкурса «Живая классика»), ребенок, читающий вслух, стал привычным явлением, появились подростки – блогеры, рассказывающие о книгах. Невозможно утверждать, что все эти достижения принадлежат конкурсу «Живая классика», но 2,5 миллиона участников конкурса ежегодно определенно влияют на возникновение подростковых читательских движений.

Проект «Живая классика» может стать навигатором по читательским предпочтениям современных подростков в разных регионах России, предоставить материал для исследования того, какие книги интересны и доступны современным школьникам.

Важной составляющей проекта является повышение квалификации преподавателей литературы, библиотекарей, педагогов дополнительного образования, задействованных в проведении конкурса. Ежегодно проводится образовательный форум для кураторов конкурса из разных регионов России. Об актуальности проекта свидетельствует принятая Правительством РФ от 3.06.2017 Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

1 октября 2017 года начался прием заявок на VII Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Цели проекта в 2017-2018 гг. – увеличить количество увлеченных чтением подростков в России, повысить статус чтения среди школьников, улучшить качество чтения, cоздать навигатор по читательским предпочтениям современных подростков в разных регионах России.

В связи с тем, что среди читающих школьников есть большое число пишущих подростков, с 2016 года Фондом «Живая классика» совместно с издательством «Рипол классик» реализуется проект «Всероссийская школьная летопись», в рамках которого школьникам под руководством библиотекаря предлагается попробовать себя в роли писателей: создать и издать книгу своего класса. Таким образом, районные библиотеки могут стать издательскими центрами. Для участников проекта организуются мастер-классы, вебинары и лекции.

Три экземпляра книги каждого класса будут бесплатно изданы и поступят в фонд библиотеки, где станут частью Летописи школы, в Российскую книжную палату и в Российскую государственную детскую библиотеку для формирования Всероссийской школьной летописи. Проект ориентирован на детей школьного возраста (1-11классы).

Конкурс «Живая летопись. Судьба семьи в истории страны», итоги которого подвели в Архангельске на прошлой неделе, сложно рассматривать как событие чисто культурное - в этом качестве конкурс эссе о семейной истории, организованный Институтом книги, издательством Ridero и администрацией Архангельской области, выглядит достаточно очевидным. Более интересно в «Живой летописи» неочевидное - возможность наблюдения за трансформацией языка авторов эссе, расходящейся с принятыми представлениями о том, в чем заключается история и что в ней может происходить.


Создатель Института книги Александр Гаврилов, очевидно, отлично понимал практическую гарантированность успеха проекта, который с 2018 года будет масштабироваться (и, видимо, уже при поддержке администрации президента) во многих регионах страны. Бум проектов «частной памяти» в России, в основных чертах схожий с аналогичными историями в Центральной Европе в 20–30-х годах XX века, очевиден, и бессмысленно искать в нем отражение пафоса «нациестроительства» - с этим всегда отлично справляются идеологи и историки. В случае же с «Живой летописью» ценность для исторической науки нескольких сотен эссе, написанных учениками школ Архангельской области на основании семейных рассказов, ограничена: ученые работают с таким материалом принципиально иначе.

Важность происходящего совершенно не в этом. Мы имеем дело с большим корпусом сугубо современных текстов о семейных историях, написанных нынешними молодыми людьми - и притом не в рамках заданных стандартов образовательного нарратива. В этом смысле проект Института книги в большей степени литературный проект, в котором современный язык непрофессионального описания истории в семейном контексте - главное действующее лицо. Последние 20 лет мы имели дело в основном с профессиональными работами антропологов, историков и литераторов, вполне продуктивно соотносящих «семейный» и «государственный» исторические контексты. Архангельские тексты - принципиально иное явление, в какой-то степени обратная сторона таких работ, это то, что остается в языке.

Итоги 2017 года для «Живой летописи» будут представлены в виде книги избранных эссе на московской ярмарке Non/fiction. Часть больших работ Ridero издало в качестве призов для участников конкурса. Пока же имеет смысл рассказывать то, что в будущей большой книге и в этих книгах поменьше отличается от того, что мы привыкли думать о «народной истории».

Первое - предсказуемый, но удивляющий своей категоричностью выбор «исторических событий» в семейном контексте. Глубина семейной истории архангельских текстов стандартно не превышает 150 лет, вообще, «поддерживающаяся воспоминаниями история» в понимании архангельских семей - это достаточно узкий временной отрезок с 20-х по 50-е годы XX века. В нем три крупнейших события: это коллективизация, Вторая мировая с послевоенными годами и Большой террор. Кажется важным отсутствие в текстах, и это что-то вроде межпоколенческого консенсуса, «второй стороны», врага и оппонента,- дело даже не в том, что у репрессий и коллективизации в эссе вообще нет действующих лиц и институтов (как нет в этом тексте и сколько-нибудь заметного «государства», что выглядит поначалу шокирующим). В обязательных эпизодах военно-семейной истории, что ранее было характерно только для нарративов по Первой мировой, собственно нет немцев/фашистов как противостоящей силы. Мало того, хотя семьи-авторы эссе, разумеется, по большей части городские жители, тексты - это в значительной степени «крестьянский» взгляд на большие исторические события, смысл которых в трагическом и непреодолимом вмешательстве безличных внешних сил в нормальное течение самоорганизованной жизни. Сама же жизнь, и это поражает не меньше, в значительной степени не карьерные или политические истории, а истории любви и создания семей, частная жизнь в ее основе; «внешний мир» соотносится с этим нарративом, но никогда обратно. Очень показательно, что эти истории теперь захватывают и «пустые времена» на стыке 1960–1970-х, в России известных почти исключительно по профессиональным работам. Вообще, народная история первых послевоенных десятилетий известна собственно народу в основном в профессиональной обработке, а в общении бытует обычно как некачественный дериватив исторических трудов, дополненный подходящими эпизодами из быта и мемуарной литературы; в конкурсных эссе это совсем не так.

Отдельный интерес в архангельских текстах представляет «неживая» часть нарратива - трактовка и трансформация авторами напластований официальных идеологем различного времени. Можно лишь сказать, что принципиально нового способа взаимодействия с этими конструкциями в архангельских текстах, в общем, нет - это почти всегда заимствованный язык описания, применяемый локально и в основном чужеродный. Отрицательный результат для Архангельской области - региона с многовековой традицией высокой грамотности, религиозного, светского и профессионального чтения, необычно активных внешних контактов с другими культурами - важен. «Живая летопись», как и большинство русских текстов об истории, конечно, несвободна от внешних штампов. Но есть в корпусе и то, что нельзя произвести искусственно - это современный язык для описания личной истории вне общественных штампов, которые тексты воспроизводят, но очень ясно изолируют. Такой язык возможен, как и несколько десятилетий, и несколько веков назад,- в этом можно убедиться, ради этого не нужно ехать на край света, достаточно Архангельска.

Чтобы твоя книга получилась настоящей, тeбe стоит поговорить со своими родителями, бабушками и дедушками, дядями и тётями, со старшими друзьями. В ходе беседы у тебя обязательно появятся свои собственные вопросы — задавай и их!

  1. Откуда родом члены вашей семьи? Из Архангельской области или переселенцы? Что заставило их отправиться в новые места? А те, кто никуда не переезжал, — что и как менялось в их жизни?
  2. Чем занимались и где работали ваши родные 15-30-50 лет назад? Что было с вашими предками 100 лет назад? Как далеко вы можете проследить свою семейную историю?
  3. Про кого из вашего рода в семье рассказывают истории. Кого чаще всего вспоминают? Почему?
  4. Какие у вас есть семейные традиции? Есть ли какие-то исторические даты или события, которые особенно важны для вашей семьи? Почему?
  5. Какой предмет в вашем доме напоминает вам об истории семьи? Это могут быть старые книги или украшения, предметы мебели, награды или сделанные своими руками вещи, фотографии или картины. Это может быть даже дедушкин мотоцикл или сарай, построенный в прошлом веке!
  6. Какое хобби были у членов вашей семьи 15-30-50 лет назад? Многие ли современники разделяли с ними эти увлечения? Есть ли у вас фотографии или вещи, связанные с этими занятиями?
  7. Есть ли у вас в семье воспоминания, связанные с тeатром или живописью, с красивыми вeщами ручной работы, с походами в музeй или чeм-то eщё замeтным в культурной жизни Архангельска и области?
  8. Путешествовали ли вы с семьей по Архангельской области? Что тебе запомнилось в этих путешествиях?
  9. Какое традиционное праздничное блюдо существует в вашей семье и откуда пошла эта традиция?

Возможно, тебе будет интересно вместе с представителями старшего поколения составить генеалогическое древо своей семьи, отметить на нём, кто когда родился, чем занимался, интересовался, как прожил жизнь. Просто разрисуйтe самый большой лист бумаги, отмeтив на нём всeх, кого сможeтe припомнить.

Разумеется, про одни из перечисленных выше вещей разговаривать будет интереснее, чем про другие, а какие-то важные темы здесь вовсе не упомянуты. Не обязательно включать в свою работу их всех, очень круто будет придумать свои. Тем писатель, журналист, летописец и отличаются от бездушного автомата, что ищут и описывают свои собственные истории.
Книги разных авторов могут быть совсем не похожи друг на друга: один человек напишет подробный исторический комментарий к рецепту бабушкиного пирога, другой — расследование о вмятинах на велосипедной раме, третий — историю трёх поколений, а четвёртый — поэму об одном дне. Это нормально! Чем более оригинальным будет твоё сочинение, тем больше читателей увлечёт история вашей семьи.