Когда я умирала спектакль. Смерть в стиле кантри

Его очень не любили экстремалы-авангардисты: фу, он превратил МХТ в коммерческий театр. Его не выносили суконные «патриоты» - примерно за то же самое: что превыше всего на свете (даже трансляции «скреп») он ценил театральный успех. Его обожала вся огромная, пестрая, в разное верующая и по-разному голосующая страна. За Шелленберга, за Обломова, за кота Матроскина, и десятки других ролей.

На свет появился в Саратове - и город так гордится этим, что не только избрал его почетным гражданином, но и при жизни (три года назад) поставил актеру памятник. Год рождения 1935 многое скажет любому нашему человеку: в комплект входят военное детство и голодная вольница. Семья жила в коммуналке, точнее в коммуналках: комната матери принадлежала одной квартире, комната отца - другой, причем были они в разных подъездах, но разделены только стеной, в которой жильцы продолбили дырку. В войну родители-врачи почти не появлялись на горизонте: отец уехал работать на военно-санитарном поезде, мать сутками пропадала в станционном госпитале. Когда война кончилась, выяснилось, что у отца уже другая жизнь, он ушел из семьи - и это так ударило по мальчишке, что десятилетия спустя взрослый человек не решался оставить семью ради другой любви. Пока не вырастут дети. Компанию, к которой парень прибился после войны, в наше время назвали бы подростковой бандой. И отправился бы Олег по тюремным коридорчикам, если бы не мать, во что бы то ни стало решившая вытащить, оградить от дурного влияния. Спасением стал драмкружок. Он же привел к мысли поступать «на актера» в Москве.

Школа-студия МХАТ, где в юном актере сначала видели «положительного героя», а потом распознали комедийный талант (сильно помог Хлестаков). Пятидесятые, раннее начало «оттепели», общее чувство свободного порыва. Табаков был среди молодых актеров, что создали студию, превратившуюся в «Современник». Театр этот вовсе не собирался устраивать эстетических революций - главной идеей было снятие тупого окаменения сороковых с живой традиции Художественного театра. И в идейном плане - никакого диссидентства: молодые актеры (вкупе с ровесниками, сидящими в зале) верили, что проблема не в коммунистических идеях как таковых, а в дурном их воплощении. Когда юный герой Табакова в фильме «Шумный день» по пьесе шашкой покойного отца рубит с трудом добытую матерью чешскую мебель - это ведь призыв вернуться к идеалам революции, отбросив ценности мещанской жизни. В этот момент Олег стопроцентно совпадает со страной, а страна говорит через актера.

И дальше - такие совпадения продолжаются. Вот только что был идеалист Макар в «Достоянии республики» (1971), а вот уже Шелленберг, умник на службе Рейха (мысль о том, что с властями можно и посотрудничать, ничего такого в этом нет, уже вполне распространяется в 1973-м). Вот Обломов в 1979-м, когда отчетливо звучит в стране мотив «внутренней эмиграции», и один из ее вариантов - эмиграция в классику, а рядом масса замечательных комедийных персонажей (и Людовик XIII в «Трех мушкетерах», и Акакий Ушица в «Ах, водевиль, водевиль», и, конечно, блистательная мисс Юфимия Эндрю в «Мэри Поппинс»). Эскапизм - наше все. Когда страна начала резко меняться, а кинематограф одновременно начал рассыпаться, Табаков сыграл и президента России, и мэра Нью-Йорка, и много кого еще - но жизнь неслась вперед так стремительно, что фильмы за ней не успевали и с реальностью не совпадали. Оттого среди лучших ролей актера в кино - нет работ этих лет. Лучшая его роль стала играться в жизни.

Еще в 1978 году в подвале на улице Чаплыгина был сыгран первый спектакль театральной студии под руководством Табакова, которая потом превратится в один из самых модных театров Москвы. Но официально создание нового театра разрешено лишь в 1986 году - вот тогда и начинается эпоха Табакова-руководителя. Да, с 1970 по 1976 (после ухода в Художественный театр), Табаков директорствует в «Современнике». Но главный режиссер там - друг и коллега , и репертуар, безусловно, определяет она. В «Табакерке» на Чаплыгина Олег Табаков отвечает за все: за афишу, за развитие актеров, стратегию и тактику, ремонт и пожарную безопасность. С его подачи публика узнает таких актеров как Сергей Безруков, - и худрука вполне устраивает их разность. Главное, что все они любимы публикой.

Олег Табаков в фильме «Война и мир»

1 /11

С этого момента и до конца жизни стратегия Табакова-руководителя - поддержка тех артистов и режиссеров, кого любят зрители. И тех, кого, как он видит, они могут полюбить. В 2000 году, после смерти Олега Ефремова, он становится руководителем Московского Художественного Академического театра имени Чехова (когда МХАТ в 1987 году делился на «мужской» и «женский», на «ефремовский» и «доронинский», Табаков безоговорочно поддержал Ефремова). В 2004 году театр возвращает себе прежнее имя: теперь он просто МХТ, без громкого «академизма». И Табаков, приняв театр, где продавалось менее половины билетов на любой спектакль, быстро доводит продажи до девяноста процентов. Потому что чувствует театр как никто другой. И приглашает на работу самых разных - но всегда успешных людей.

У него получает свой шанс . Здесь выпускает самые масштабные свои спектакли . Берет штурмом столичную публику . Растут будущие руководители крупнейших московских театров - Миндаугас Карбаускис (ныне возглавляющий театр им. Маяковского), (худрук театра им. Пушкина). И что-то Табакову в их работах может нравиться, что-то нет (из театра периодически доносятся слухи о выяснениях отношений), но Табаков ориентируется только на успех. И не считает зазорным появление в афише МХТ спектаклей простодушно-коммерческих (вроде «Номера тринадцать» в постановке Владимира Машкова; комикование, говорите? а 18 лет аншлаги).

Табаков лавирует в политике, дружит с провластными людьми, и кажется стопроцентным веселым циником. Но циники не зарабатывают первого инфаркта в 29 лет; не опекают так тщательно учеников, даже чрезвычайно далеких по убеждениям; не позволяют молодым режиссерам ставить вещи, из-за которых возбуждаются «хранители нравственности». Да, идеалист шестидесятых в новом веке стал цепким менеджером, которому в голову не придет портить мебель. Опять-таки полностью совпав со страной.

Оставив массу детей и внуков (и в судьбе каждого он принимал участие, за каждого переживал), в театре он не оставил формального преемника. Оказался в коме после стоматологической операции, то есть не было у Олега Павловича времени подумать о том, что будет после него. Теперь можно ожидать битвы за власть на самых верхах и самых диковинных высказываний претендующих на кресло деятелей культуры. А когда от зрелища этой битвы будет становиться совсем грустно - мы будем пересматривать фильмы с Табаковым.

Сценическая версия романа «As I Lay Dying» (2ч30м)

У. Фолкнер
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Адди Бандрен: Евдокия Германова
Анс Бандрен: Сергей Беляев
Кеш: Алексей Усольцев
Дарл: Андрей Савостьянов
Джул: Алексей Комашко
Дюи Дэлл: Яна Сексте
Вардаман: Александр Яценко
Кора Талл: Полина Медведева
Вернон Талл: Михаил Хомяков
Юла: Яна Есипович
Кэт: Алена Лаптева
Пибоди: Павел Ильин
Армстид: Александр Воробьев
Уитфильд: Роман Кузнеченко
Мозли: Алексей Золотницкий
миссис Бандрен: Луиза Хуснутдинова
и другие С 23.12.2008 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши":

Мучительные похождения покойницы Адди (Евдокия Германова), которую туповатые члены ее семейства никак не могут упокоить, – это одновременно и жутковатая клоунада, и философская притча. Выполняя волю покойной, вдовец и дети, голытьба американского Юга конца 20-х годов, везут гроб на кладбище за сорок верст от родной деревушки. По пути то роняют его в реку, то вытаскивают, обгоревший, из полыхающего сарая. И за девять дней дороги, по сути, проживают свои дурацкие неказистые жизни. Один сын помешается, другой попадет в тюрьму, третий станет калекой – и его, не прерывая путешествия, уложат прямо на крышку материнского гроба. Дочь обнаружит, что беременна, а отец найдет новую жену и на радостях вставит себе зубы. Покойница Адди, с прилепившейся к затылку белой гробовой подушечкой, будет кротко наблюдать за ними, стоя в сторонке или тихо подсаживаясь рядышком. Наши мертвые с нами. Будьте проще, смерть не так страшна, как кажется. Поэтому в спектакле нет ни грана пафоса. Режиссер поставил задачу – никаких сантиментов. Актеры точно ей следуют. А в результате – ком в горле, смех сквозь слезы. И «Золотая маска» за лучший спектакль 2004 года.


Режиссер М. Карбаускис. Художник М. Митрофанова. Художник по костюмам С. Калинина.


Елена Алешина

В спектакле участвуют:

12 марта умер актер и режиссер, художественный руководитель Московского Художественного театра (МХТ) имени А.П. Чехова Олег Табаков. Ему было 82 года

Фото: из личного архива Олега Табакова

Олег Табаков родился в 1935 году в Саратове в семье врачей. Во время учебы в школе начал заниматься в театральном кружке «Молодая гвардия» в Саратовском дворце пионеров и школьников.

Во время войны отец Олега Табакова ушел на фронт, а мать заболела тифом и попала в госпиталь. «В 1943 году мне восемь лет. Мама заболела тифом и никак не могла встать, — вспоминал Табаков. — А потом дядя Толя, который был на войне в это время, устроил маму в госпиталь под Сталинградом, на озере Эльтон. Я (там) пел: «Ночь прошла в боевом лазарете, где дежурили доктор с сес-трой, в полумраке осеннем рассвета умирает герой молодой». Раненые не могли встать, только плакали. Не потому, что я хорошо пел, а потому, что таких же мальчишек оставили у себя дома. Как-то много лет спустя после того, как отец вернулся с фронта, куда ушел добровольцем, хотя и был любимый ученик академика Миротворцева, я вдруг обнаглел и спросил: «Ты зачем пошел воевать? Как все — за Родину, за Сталина?» Он ответил: «У меня была мать-старуха, жена-красавица и ты — выпердыш. За вас и воевал». Вот такой вот мужской разговор».

Кинофильм «Люди на мосту». Олег Табаков в роли Виктора Булыгина

В 1953 году Табаков поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. Будучи третьекурсником, сыграл свою первую роль в кино — в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцера. «Снявшись в 20 лет в первом фильме в главной роли, я заработал на машину — 16,5 тыс. руб. «Победа» стоила. Не могу сказать, что она мне таким уж тяжким трудом далась», — вспоминал Табаков.

Табаков в роли Николая Ростова в фильме-эпопее режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир»

За свою карьеру в кино один из самых популярных советских и российских актеров сыграл более чем в ста фильмах, среди которых «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Человек с бульвара Капуцинов», «Москва слезам не верит» и многие другие. Также Табаков озвучивал мультфильмы, наиболее известная его работа в этой области — кот Матроскин в сериале «Трое из Простоквашино».

Табаков с французскими актрисами Женевьевой Казиль (слева) и Франсуаз Фалькон

В 29 лет Табаков перенес инфаркт. «Слово «инфаркт», если честно, на меня впечатления не произвело. По молодости я даже не бросил привычку курить трубку. Сейчас, конечно, делаю это реже. Но на сцене — бывает, есть два спектакля, где я курю. Так что балуюсь», — признавался актер.

Сцена из спектакля по пьесе Василия Аксенова «Всегда в продаже». Табаков в роли заведующей буфетом Клавдии Ивановны

С 1957 по 1983 год был ведущим артистом студии молодых актеров, впоследствии ставшей театром «Современник». В 1970 году, после назначения Олега Ефремова художественным руководителем МХАТа, стал директором «Современника». «Этот театр возник не как обычно — сверху, а снизу, как добровольное объединение вокруг Олега Ефремова молодых единомышленников, мечтавших о новом гражданственном театре. И пару лет не имел официального признания. Репетировали мы в основном по ночам», — рассказывал Табаков.

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица и Олег Табаков в роли Шелленберга на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»

Табаков — лауреат множества премий и наград, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Главный режиссер театра-студии на улице Чаплыгина Олег Табаков (в центре) с актерами после спектакля

В 1973 году Табаков начал преподавать — под его руководством был создан театральный кружок для старшеклассников при Бауманском дворце пионеров. В 1976-1986 годах выпустил два курса в ГИТИСе, которые стали основой студии Табакова на ул. Чаплыгина, позднее «выросшей» в Московский театр под руководством Олега Табакова. Выпускники студии с успехом гастролировали еще в 1980 году, однако согласие на создание отдельного театра было получено только в 1987 году. «Мне не очень нравится фамильярное название «Табакерка», и я склонен все-таки называть наше во всех смыслах выстраданное дело «Подвальный театр», — рассказывал Табаков.

Олег Табаков и актер Олег Янковский

(Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости)

В июне 2000 года Табаков стал художественным руководителем МXТ имени А.П. Чеxова, с января 2004 года исполнял и обязанности директора театра. «В 2000 году, когда не стало Олега Николаевича Ефремова и меня взгромоздили на этот стул, не думаю, что был хоть один человек, который верил, что это назначение успешное. Знаешь, сколько было зрителей в театре в 2000 году? 42% от вместимости зала. Спустя два года было 90 с чем-то процентов. А через три года стало 95, запятая и еще какая-то цифра. Хотя разное бывало. Я не выпускал спектакли, на которые уже были потрачены деньги на декорации и репетиции. Или снимал с репертуара, не испытывая никакой неловкости. Потому что я всегда думал о зрителях», — рассказывал Табаков.

Наина Ельцина (слева) и Хиллари Клинтон (в центре) с Олегом Табаковым после посещения его театра-студии

(Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости)

В 1986-2000 гг. Табаков был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актерских курса. В 1992 году основал Летнюю школу им. К.С. Станиславского в Бостоне (США), а в 2009 году — Московскую театральную школу.

Олег Табаков (граф Альмавива) и Ирина Пегова (Сюзанна) в сцене из спектакля в постановке Константина Богомолова «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

80-й день рождения Олега Табакова МХТ отметил спектаклем — «Юбилей ювелира». Еще два спектакля — «Дракон» и «Последняя жертва» — шли в театре до декабря 2017 года, когда Табаков попал в больницу.

Олег Табаков с женой, актрисой Мариной Зудиной

Олег Табаков был дважды женат. В браке с актрисой Людмилой Крыловой родились сын Антон (известный ресторатор) и дочь Александра (радиоведущая). В 1995 году Табаков женился на актрисе Марине Зудиной (на фото). У них родились сын Павел (актер) и дочь Мария.

В ноябре 2017 года Табаков был госпитализирован с воспалением легких. 5 января заммэра Москвы по социальным вопросам, заслуженный врач России Леонид Печатников сообщил об улучшении состояния Табакова. Он рассказал, что артист находится в сознании. Однако через два дня СМИ , что состояние актера вновь ухудшилось, его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

В Москве после продолжительной болезни в возрасте 82 лет умер российский и советский актер театра и кино, Народный артист, лауреат Государственной премии СССР Олег Табаков .

Об этом сообщили в пресс-службе МХТ им. Чехова , художественным руководителем которого был артист.

О госпитализации Табакова стало известно 27 ноября - артиста доставили в Первую городскую больницу с диагнозом сепсис. На фоне заражения у актера обострились многие хронические заболевания.

Перед Новым годом СМИ сообщили, что врачи ввели Табакова в искусственную кому, чтобы снизить нагрузку на ослабленный болезнью организм. Несмотря на некоторую стабилизацию, состояние здоровья артиста оставалось тяжелым . Позже отмечалось, что актер пришел в сознание, но никого не узнает.

Табаков родился в Саратове 17 августа 1935 года. В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ , где числился среди лучших студентов. Известен как один из основателей театра «Современник». Артист снискал любовь зрителей, прославившись многими ролями в театре и кино. Известность получили его образы в таких фильмах как «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Двенадцать стульев». Также Табаков озвучивал кота Матроскина в мультфильме «Трое из Простоквашино» и «Каникулы в Простоквашино».

В МХТ им. Чехова сказали, что трагическое событие случилось в понедельник днем. Сотрудники театра, несмотря на то, что Олег Павлович больше трех месяцев находился в больнице, все рано верили в силу его организма. Сегодняшние спектакли в театре отменили.

x HTML-код

Умер Олег Табаков. Любимый актер и режиссер «Табакерки» - Олег Табаков скончался на 83 году жизни

МЕЖДУ ТЕМ

Причина смерти Олега Табакова: у актера остановилось сердце, не справившись с воспалением

С 27 ноября Олега Табаков находился в Первой градской больнице. Информация о его самочувствии приходила противоречивая. Даже его сыновья – Антон и Павел, отбиваясь от журналистов, говорил разное. Один, что у отца воспаление легких, другой, что проблемы с зубами. Потом появилось более внятное объяснение: полгода назад Олегу Павловичу поставили зубные импланты, что было рискованно в таком солидном возрасте. Но делал операцию он у надежных, проверенных врачей. Говорят, не в Москве, но и не заграницей, а в одном из российских городов

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Иван Краско – о смерти Олега Табакова: Вся его жизнь была подвигом

В Москве на 83-ем году жизни скончался народный артист СССР Олег Табаков. По сообщениям СМИ, в последнее время режиссер находился в искусственной коме. Врачи ввели его в это состояние, чтобы снизить нагрузку на организм. ()

Владимир Меньшов: Восхищался Олегом Табаковым с первой минуты, как увидел

Народный артист России , актер, режиссер, педагог и руководитель «МХТ имени А.П. Чехова» и «Табакерки» ушел из жизни на 83 году жизни. Олег Табаков был настоящим тяжеловесом в мире искусства. Он великолепен во всем, к чему имел отношение. ()

Юрий Мамин: «Табаков – одна из вершин актерского мастерства. А вершин не так много»

Смерть Олега Табакова, который скончался сегодня после продолжительной болезни на 83-ем году жизни, стала ударом. Петербургское театральное сообщество скорбит. ()

Кадыров о смерти Олега Табакова: Его знали и любили несколько поколений Рамзан Кадыров присоединился к скорбящим о смерти актера, режиссера и художественного руководителя МХТ имени Чехова, великого Олега Табакова. Огромная потеря огорчила и тронула сердце Чеченского лидера. Об этом он написал в Telegram. - Его знали и любили несколько поколений граждан Советского Союза и России. Олег Павлович был Народным артистом СССР, лауреатом престижных премий и государственных наград. Он вырастил целую плеяду талантливых актёров

Олег Григорьев, заместитель главы Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций:

«Печально и горько. Безбрежного обаяния и таланта человек. Как будто кусок души вырвали».

Режиссер Никита Михалков: Олег Табаков мог превратить любой материал в произведение искусств

Ушел великий артист. Человек, для которого актерская профессия была неотъемлемой и большей частью его жизни, человек, обладающий невероятной способностью любой материал превратить в произведение искусства высочайшего класса. Будь то мальчишка из картины «Шумный день» или Илья Ильич Обломов в «Несколько дней из жизни И.И. Обломова », или Вальтер Шелленберг в «17 мгновений весны». Табаков был одним из тех немногих людей, при виде которых ты сразу ощущаешь их удивительную неповторимую индивидуальность. Но самое главное, он умел не только владеть тем, что ему дал Бог, но и делиться, учить мастерству других. Не перечесть замечательных артистов, имеющих имя и огромный послужной список в отечественном театре и кино, дорогу которым открыл Олег Табаков. Говорят: «Незаменимых нет». Может быть, в каких-то сферах жизни это так, но в данном конкретном случае я не могу представить себе, кто бы мог занять ту нишу, которую всю жизнь в нашем искусстве занимал Олег Павлович Табаков. Ушла целая планета, но уверен, что свет ее еще долго будет освещать дорогу тем, кто хочет заниматься делом, которому Табаков посвятил всю свою жизнь.

Дупак Николай Лукьянович, бывший директор театра на Таганке:

Табаков ушел! Не может этого быть. Мальчишка! Мне сто - ему восемьдесят два, ему бы жить да жить. Помню, как в шестидесятом году увидел его впервые. Озорной, обаятельный пацан, просился в Театр на Таганке посмотреть спектакль. Конечно, я его всегда впускал. А как иначе? Кто мог устоять перед его обаянием? У Табакова было много талантов, но главное и непревзойденное его качество - обаяние. Сколько света и энергии в нем было, словно солнце светило изнутри, словно все человеческие начала в нем слились.

А еще помню, как Современник приходил поздравлять меня с днем рождения. "Вы нам Дупака, а мы вам Табака", - сказали актеры и вынесли ящик для одежды, в котором сидел Табаков.

У него все было и все у него получалось. Был я в его театре и радовался, когда они открывались. Но лишь одно мне не нравилось. Почему, открывая МХТ, он снял доску с именем основателей: Станиславского и Немировича -Данченко . Все хотел я к нему обратиться и сказать. Олег, ну не прав ты... Не успел. Не сказал.

Для меня и для России, для мира - это выдающийся человек. Последний из могикан, последний советский актер, режиссер, руководитель. Во всем, за что он брался он был профессионалом. Пусть земля тебе будет пухом, мальчик, светлый мой человек.

Вдова Вознесенского: Я была уверена, что он будет со мной, по крайней мере, пока я жива

Звонок "Комсомолки" застал Зою Богуславскую , вдову поэта Андрея Вознесенского в кабинете врача. Женщина не могла сдержать рыданий.

Я была уверена, что он останется жив. По крайней мере, пока я жива, – проговорила Богуславская.

С Табаковым их связывало не просто сотрудничество. Олег Павлович был другом семьи. В свое время Богуславская посвятила Табакову одно из своих эссе "Король и клоун". Табаков любил и ценил поэзию Андрея Вознесенского, а после смерти поэта помогал Богуславской в работе фонда Андрея Вознесенского.

Еще несколько дней назад Константин Богомолов утешал меня. Говорил, вот увидите, Олег Павлович не только выживет, но и выйдет на сцену. В то, что он выйдет на сцену, я не очень верила. Но в то, что он останется жить – я надеялась. Знаю, мы все надеялись. Марина Зудина не отходила от него, – призналась женщина.

Ради похорон друга, которые пройдут в четверг, она отказалась от поездки за рубеж на лечение.

Кто-то его сравнивает с котом Матроскиным, кто-то с Обломовым. Эта роль в фильме Михалкова была актерским шедевром, хотя в жизни Олег Павлович был лишен начисто обломовских черт... Столько всего успел. Столько сделал... Понимаете, Олег Павлович верил, что деятельность умножает добро. По крайней мере, в его случае так и было. Извините, не могу дальше говорить. Больно.

Людмила Петрушевская: Для меня Табаков навсегда останется чихающим Поваром

Великий актер, замечательный режиссер, а уж какой он был директор - таких нет. Конечно, в памяти народной он останется как Кот Матроскин. Великолепная, волшебная интонация. А в моей памяти - все роли в молодом "Современнике". Уж на что я не переношу театр, но смотрела его, Табакова. Помню его бессловесную роль Повара в «Голом короле». Боже правый, "Голый король", где играли одни звезды, а он - совсем юный, не потерялся. Помню, как стоял над блюдом с пирожками и отчаянно чихал. Да, мне сказали, что на каждый спектакль придумывает что-то новое. Это была счастливая игра. Я ему благодарна за то, что при нем был поставлен спектакль "Он в Аргентине " режиссером Дмитрием Брусникиным . В этом спектакле играла замечательная Марина Голуб, она погибла через неделю после премьеры. Потом этот спектакль шел четыре года, билетов было не достать и спектакль даже получил премию Олега Табакова.

Каждый раз, когда мы встречались с ним где-нибудь на фуршете, Табаков говорил: пьесу давай. Но больше ничего не сложилось. Все мой характер. Один раз он стал говорить мне на "ты". А я его назвала за это "Леликом". Не люблю, когда меня называют "на ты". На этом наше общение закончилось. Ну что же, у меня характер. У него привычка.... Олег Павлович руководил огромным коллективом, у него было огромное количество дел, в которых он главенствовал и тут я ему замечание сделала...

Вот что странно. Буквально за день до его ухода я вывесила у себя в фейсбуке стихотворение. пусть теперь оно будет в память об Олеге Табакове.

В жизни тогда лишь

Все понимаешь,

Когда уже в горле ком.

Так трудно находишь,

Так быстро теряешь,

Таков закон

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

МНЕНИЕ

Олег Табаков: дар бесконечного обаяния

Денис КОРСАКОВ

О том, что Олег Павлович чувствует себя не очень хорошо, уже давно было известно. В 2014 году он приехал на «Кинотавр» - там показывали «Звезду», фильм Анны Меликян , где первую большую кинороль сыграл его сын Павел. Мелькнул на открытии, похудевший, сильно сдавший - и потом почти не появлялся на публике: говорили, что он не выходит из номера, потому что в сочинской духоте чувствует себя очень плохо. ()

Миндаугас Карбаускис - из тех режиссеров, к которым у меня нет однозначного отношения. Он не бесит вызывающим однообразием и самораскруткой имени как бренда, подобно Серебренникову, не демонстрирует владение технологией при отсуствии душевной работы, как Фокин; но при этом не вызывает у меня столь однозначного приятия, как Чусова, Алдонин или Бутусов. На самом деле много зависит от материала, с которым Карбаускис работает. То есть почерк у него вполне сложившийся и манера узнаваемая: жесткая, сухая, где в центре внимания - композиционная структура спектакля, и гораздо меньше сил уделяется работе над актерскими образами, мизансценами или концептуальной разработкой драматургии. Поэтому удачи Карбаускиса связаны с современной западной, столь соответствующей его режиссерскому темпераменту пьесой: "Копенгаген" Фрейна в МХТ, "Синхрон" Хюрлимана и "Лицедей" Бернхарда в "Табакерке". Но экзерсисы на основе классических текстов Гоголя и Чехова, а также и Фолкнера ему не удаются: выглядят механистичными и пустыми. Таков и спектакль "Когда я умирала" - история смерти и погребения матери среднего американского семейста, рассказанная поочередно всеми героями, включая покойную. В этом хорошо смазанном и неплохо движущемся, но не содержащем потенциальных возможностей саморазвития механизме есть только одна живая клетка - Евдокия Германова. Она играет умирающую, но ее героиня - самое живое лицо в спектакле.

Второй раз за неделю вижу Германову на сцене (2-го ходил на "Вишневый сад" Шапиро, где она играет Шарлотту) и просто поражаюсь ее гению. Это не мастерство актрисы, это гораздо больше: тому, что она делает, нельзя научить и нельзя научиться, это или есть, или нет. Только по неудачному стечению обстоятельств (кризис российского кинопроизводства в 90-е) не позволили Германовой занять достойное место в ряду подобных ей культовых трагических клоунесс - советской (Лии Ахеджаковой) и пост-советской (Ренаты Литвиновой). Выйди фильм "Кикс" в прокат сегодня - была бы бомба погромче "Богини". Но Германова все же не потерялась, и в кино ее время от времени видно, и в театре работает немало. Героиню Фолкнера (а роль, не считая большого монолога в начале второго акта - почти бессловесная и бездвижная, на одной мимике, которой актриса владеет фантастично) Германова играет так, что в ней узнаются ее "дальние родственницы" из "Последнего срока" Распутина или "Материнского поля" Айтматова. Играет не быт и не банальную фантасмагорию, а универсальный мотив, особенно пронзительно звучащий в спектакле, густонаселенном персонажами, родственниками и друзьями покойной:

Человек одинок в смерти. Как, впрочем, и в жизни.