Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

свежЕмороженый

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

фотОаппарат

автОколонна

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

Предмет: русский язык УМК «Школа Росиии»

Тема урока: Сложные слова.

Цель урока: формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;

Активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;

Создать для развития всех типов каналов восприятия информации.

Воспитательные:

Продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);

Формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);

Прививать уважение к труду, продуктам труда.

Ход урока

    Организационный момент (приветствие).

    Ориентировочно-мотивационный этап.

Чистописание.

    Детям предлагается отгадать загадку.

"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)

Подберите к слову «хлеб» однокоренные слова.

Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Выделение корня.

    Вспомните пословицы о хлебе.

Выяснение смысла пословиц.

Чтение пословиц с доски. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.

3. Подготова к изучению новой темы.

Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе)

К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили изготовить вывеску. Давайте ему поможем. Хлеб? завод. - проблема (на доске надпись)

Что интересного в записи слова? (Два корня).

Как можно назвать слова, которые могут состоять из нескольких основ?

Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове?

Какая тема урока?(открываем тему урока на доске)

Запись предложения и разбор.

Р…бочие хлеб…завода показали уч…никам свою р…боту.

Индивидуально карточка.

В…тер, м…бель, кв…ртира, комн…та, м…газин, р…бота, п…суда, ст…кан, л…пата, м…бель, уч...ник, сах…р.

4. Наблюдение над фактами языка. Обобщение структурных и семантических признаков понятия .

1) Работники хлебозавода приготовили для вас вопрос.

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е?

Понаблюдайте и сделайте вывод: (на доске)

Хлеб…пекарня Масл…завод

Птиц…лов Пеш…ход

Сам…свал Везд…ход

Пыл…сос Сам…вар

Дом…сед Кож…ед

Отчёт групп. Чтение правила в учебнике.

2)

Отгадай загадку, запиши отгадку и разбери по составу. (ответы записываем в тетрадь)

Машина, которая летает сама… (САМОЛЕТ)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. – (МУХОМОР)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало, блестит. – (САМОВАР)

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. – (ВОДОПАД)

Как называется самый первый велосипед? (САМОКАТ)

Физкультминутка.

    Примение понятий и правил.

Выполните упражнение 122, стр. 50

    Прочитайте рифмовку 2 раза, затем запишите слова по памяти.

(работа в группах)

Старомодный,

быстроходный,

сенокосный,

многозвёздный,

многослойный,

землеройный,

тонконогий,

круторогий,

многоместный,

редколёсный,

пешеходный,

всенародный.

Индивидуально карточка.

Соедини части сложных слов.

земле ход

гром сек

мясо отвод

сено мер

везде комбинат

дрово кол

лед косилка

    Итог урока.

Понравился вам урок?

Я узнал?

Я могу?

Оценки:

    Домашнее задание

УМК «Школа России»

Тема: Сложные слова

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цель урока: знакомство со сложными словами и формирование умения находить корень в сложных словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные;

Познакомить со способами образования сложных слов;

Расширять знания о составе слова.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Развивающие:

Развитие речи учащихся, внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Планируемые результаты:

Предметные:

На уроке учащиеся получат знания о сложных словах;

Научатся находить корни сложных слов;

Научатся образовывать сложные слова.

Метапредметные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.

Личностные:

Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день!

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

2.Чистописание.

1) Разминка для рук.

Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Написание букв и соединений (Кк; Нн; на; но; ко; ен; ки; кл; нм; ня; ку; кья; нью)

Дайте характеристику звуков; в каких слогах согласные звуки мягкие, твердые.

3. Актуализация знаний.

Напишите однокоренные слова с корнем –цвет-;

Что такое корень слова? Как пишется корень в однокоренных словах?

4. Постановка цели урока.

Давайте прочитаем стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,

А для чего они – смекай!

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит ПАРОХОД,

В паре ходят ПАР и ХОД.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? (Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.)

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? (Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику:

Упр. 138 (Стр. 77)

Прочитайте слова, объясните лексическое значение каждого слова.

Сколько корней в этих словах. Почему?

Какие гласные соединяют корни в сложных словах?

Упр. 139 (Стр. 78)

Прочитайте текст. Найдите в нем сложное слово, объясните, почему автор употребил его.

Выполните письменное задание к упражнению (Учащиеся проверяют написание слов с орфограммами).

6. Физкультминутка.

1. На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде "раз".

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде "два!"

2. Руки ставим мы в разлёт:

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда,

Делай "раз" и делай"два".

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

7. Закрепление изученного материала.

Упр. 140 (Стр. 78) (Работа в парах.)

Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор.

(1.Водитель; 2. Лесовод; 3. Вихрь. В остальных словах есть корень –ветер-;

Ветрометр- это сложное слово)

8. Подведение итогов урока.

Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите корни слов.

1) На полу крошка-слон,

На колёсиках он,

Гладит хоботом ковёр,

Будет гладить до тех пор,

Пока всю пыль не втянет

И чистым пол не станет. (Пылесос).

2) Его работа-

В глубине на самом дне.

Его работа –

В темноте и в тишине.

Но кто же он,

Ответь-ка на вопрос? (Водолаз)

3)Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

4) Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Что нового вы узнали на уроке?

Как называются слова, которые имеют два корня?

9. Рефлексия

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Закончите любое из выражений:

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что...

Меня удивило…

Мне бы хотелось...

10. Домашнее задание: Упр. 141 (Стр. 78)

Русский язык считается одним из самых богатых языков мира. Он многогранен благодаря своему , один только словарь В.И. Даля насчитывает порядка 200 тысяч единиц речи, и это не считая словоформ. А так как мир не стоит на месте, то и русский язык прогрессирует вместе с ним, пополняясь новыми лексическими единицами из различных сфер жизни: науки, технологий, промышленности и пр. Ввиду развития отраслей в русском языке для обозначения новых понятий появляются сложносочиненные и трудные в написании слова.

Вконтакте

Что такое сложные слова

Сложное слово складывается из нескольких частей. В русском языке чаще встречаются сложные слова с двумя основами (паровоз, водопад, диван-кровать), но можно встретить с тремя и более (примеры: сливочно-шоколадно-ореховое мороженое, газопаровоздушный, древнецерковнославянский). Написание сложных слов вызывает затруднения даже у тех, кто работает с текстами на профессиональной основе, – редакторов, корректоров, журналистов.

Важно! Одно сложное слово в русском языке может состоять из 20-30 букв! К примеру, рентгеноэлектрокардиографический – 32 буквы.

Сложные для написания выражения часто выступают в роли существительных и , хотя чаще всего образуются от «существительное + глагол» . Многие лексические конструкции в русском языке являются труднопроизносимыми и довольно часто встречаются в повседневной речи. Они настолько общеупотребимы, что мы не задумываемся над их происхождением (самолет, стройматериалы, авиастроение).

Образование

В образование сложных слов происходит следующими способами:

С помощью соединительных гласных: приемозаписывающий, металлорежущий, кашевар, бронетранспортер, кораблекрушение, сумасшедший,

пятикратный, семяпочка, восьмиэтажный, двухмачтовый. Список примеров можно продолжать долго.

Сложные слова в русском языке, для которых правильным является дефисное написание:

  • Сложное существительное с префиксом экс-: экс-король, экс-муж, экс-канцлер.
  • Принцип повторения основ: синий-синий, только-только, вот-вот, жарко-жарко.
  • Конструкции-повторы, имеющие во второй части приставку или суффикс: красавица-раскрасавица, чудесница-расчудесница, фокус-покус, крепко-накрепко, терем-теремок, холодно-прехолодно.
  • Сочетания с полу-: полуфранцуз-полунемец, полуночь-полудень, полулошадь-полуосел, полулежа, полусидя.
  • Близкие по значению слова: гуси-лебеди, путь-дорога, подобру-поздорову, любо-дорого, худо-бедно.
  • Сложносоставные слова с приблизительным указанием: четыре-пять человек, год-другой, в январе-феврале.
  • Сложное слово с аббревиатурой на первом месте: СВЧ-печь (сверхвысокочастотная), ИК-порт (инфракрасный), ДНК-анализ (дезоксирибонуклеиновая кислота), АКДС-вакцина (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная).
  • Сложное существительное, имеющее склоняемую первую часть : ванька-встанька – играть с ванькой-встанькой, ракета-носитель – на ракете-носителе, герой-летчик – звание героя-летчика, писатель-фантаст – писателю-фантасту.
  • Конструкция «главное и зависимое слово»: кот-баюн, красавица-дочка, собака-ищейка, скатерть-самобранка, ботаник-любитель, отец-одиночка.
  • Сложное слово имеет несклоняемую часть : си-минор, соль-диез, ре-минор, иссиня-бледный, багрово-каштановый, брутто-формула (для химических элементов), брутто-ставка (размер страхового взноса), нетто-ставка (доля страхового тарифа), соло-гитара, диско-шар, диско-группа, диско-бар, макси-скутер, макси-гольфы, макси-пазлы, миди-контроллер, мини-рояль, мини-модель, мини-рецензия.
  • Промежуточные стороны света: повернуть на юго-запад, курс на северо-восток, восток-юг-восток.
  • Военные должности и звания с приставками: вице-адмирал, камер-юнкер, контр-адмирал, лейб-драгун, обер-гофмаршал, обер-интендант, статс-секретарь, унтер-офицер, флигель-адъютант, штабс-ротмистр.
  • Слова, имеющие в своей конструкции служебную часть речи: Николаевск-на-Амуре, Калач-на-Дону, цветок мать-и-мачеха, растение иван-да-марья. В эту группу преимущественно входят названия городов, стран и растений .
  • Для написания наименований жителей городов с дефисным написанием часто используется способ слияния основ.
  • Сочетания с приставкой пол- (для слов, начинающихся с гласной или с согласной -л) в родительном падеже: пол-июля, пол-лавки, пол-линии, пол-оврага, пол-огурца.

Словарь русского языка

Образование сложных слов в русском языке без соединительных гласных:

  • Труднопроизносимые слова с приставками без-/бес-, не-, меж-, после-, сверх-, лже-, само-, вне-, вы-, за-, при- и др.: безграничный, безвинно, беспроцентный, бесконечный, беспалубный, неоправданно, непрерывносвязный, непримиримый, неравномерный, межкомнатный, межреберный, межнациональный, послеродовой, послекурсовой, послегарантийный, послешкольный, сверхвысоковакуумный, сверхгодовой, сверхкритичный, сверхустановленный, лжеакация, лжесоциалистический, лженаука, лжерелигия, самосъемочный, самоосахаренный, внеземной, внешнеполитический, вышерассмотренный, вышеизложенный, заготовочный, защитный, запросто, причудливый, причастный.

Обратите внимание! Слова с префиксом лже- с собственными именами в русском языке имеют дефисное написание: лже-Дмитрий, лже-Арья, лже-Нерон.

  • Слова с приставками полу- и пол-: полукристаллический, полуторамесячный, полубокс, за полцены, полцарства, полжизни.
  • Сложносоставные слова с префиксами ир-, дис-, им-, транс-, суб-, контр-, гипер-, де-, ре-, пост- и др.: иррациональный, ирригатор, ирреальность, иррелевантный, дискретный, дистанционный, диспозиция, диспропорция, имманентный, иммунобиологический, трансгрессия, трансизомерия, трансконтинентальный, трансатлантический, субатмосферный, субъединица, субъективный, субмарина, контрагент, контригра, контрярус, контрпрогресс, гипергеометрический, гиперфункция, гиперактивный, гипернефроидный, демонтаж, деформация, децентрализация, деградация, демотиватор, реформация, реорганизация, репродукция, постинфарктный, постсоветский, постиндустриальный, поствоспалительный.
  • Трудные слова, частью основы которых является числительное : трехмесячный, пятигранный, двусторонний, столетний.
  • Лексические единицы, оканчивающиеся на -я: семяобрабатывающий, времяпрепровождение, себялюбие.
  • Окончание первой части основы на -и- или -ь-: вертишейка, горицвет, сорвиголова, горидрова. Очень часто в этих примерах допускаются орфографические ошибки.
  • Слова, образованные от дефисных имен собственных: алмаатинец, санктпетербуржец, санпаулец, костариканец.

Сокращенные слова также относятся к понятию «сложное слово», т. к. образованы путем сокращения основ и их слияния : УЕФА, СССР, ВДНХ, замполит.

Написание сложных слов этого типа в русском языке регулируется следующими правилами:

  • Взяты первые буквы слов: мур – Московский уголовный розыск, ФБР – федеральное бюро расследований, ПФК – профессиональный футбольный клуб.
  • Взяты начальные части основ: политраб – политический работник, генплан – генеральный план, сампо – самостоятельная подготовка.
  • Взяты первые буквы одного и начало основы другого слова (совмещены первые два способа): ИНВИССИН – Институт внешнеполитических исследований и инициатив, ИМЛИ – ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры, ЛИТО – литературное объединение.
  • Взята часть основы и целое слово: запчасть – запасная часть, главком – главнокомандующий.

Обратите внимание! Обычно сложные слова относятся к научной терминологии и употребляются в узком кругу специалистов отрасли. Часто расшифровка аббревиатур представляет собой очень непростую задачу, можно просто не знать полного названия или спутать саму аббревиатуру со схожими в написании. Что касается определения рода в сложносокращенных конструкциях, то в русском языке он определяется по главному слову в сложном названии.

Какие бывают сложные слова в русском языке

Примеры сложных слов

Вывод

Как было указано в начале статьи, трудновыговариваемые слова в русском языке встречаются повсеместно и ежедневно. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому важно не только понимать их смысловую нагрузку, но и научиться определять правильное написание сложных слов.

Образуй новые сложные слова

  • книги+любить =
  • Луна+ходить =
  • лист+падать =
  • пар+ходить =
  • лёд+колоть =
  • пешком+ходить =
  • сам+летит=
  • броня+жилет =

Образуй новые сложные слова

  • книги+любить =
  • Луна+ходить =
  • лист+падать =
  • пар+ходить =
  • лёд+колоть =
  • пешком+ходить =
  • сам+летит=
  • броня+жилет =

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22» ИМРСК.

Открытый урок русского языка

2 класс.

Подготовила и провела:

Сорокина Наталья Михайловна

учитель начальных классов.

2013-2014 уч.г.

План-конспект урока

Класс: 2, «Перспективная начальная школа», Н.А. Чуракова «Русский язык», учебник в трёх частях. Под редакцией М.Л.Каленчук, Москва «Академкнига/учебник», 2012г.

Предмет: русский язык

Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать знания детей о составе слова,

Выявить у детей уже имеющиеся знания об образовании слов при помощи приставок и суффиксов,

Формировать у учащихся представления о том, как делаются сложные слова, которые имеют два корня.

Развивающие:

Формирование практического опыта разбора слова по составу,

Содействовать развитию учебно-информационных умений и навыков, умению работать в парах,

Развивать внимание, наблюдательность, память, мышление

Учащихся,

Содействовать развитию речи учащихся,

Развивать орфографическую зоркость,

Развивать умения объективно оценивать свои знания.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо

Учиться,

Воспитывать умение слушать, принимать точку зрения

Собеседника,

Проявлять доброжелательное отношение к товарищам во время

Совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уточнить знания о составе слова,

Уметь распознавать различные части слова,

Верно писать слова на изученные правила,

Находить необходимую информацию в учебнике,

Метапредметные:

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,

Выбирать действия в соответствии с поставленной целью,

Выполнять учебные действия, сопровождая комментированием,

После оценивания своих знаний, вносить необходимые коррективы в свои действия на основе учёта сделанных ошибок.

личностные:

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи урока.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное формулирование познавательной цели, сравнение и классификация по заданным критериям, анализ слов с целью выделения их признаков, синтез;

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь задавать уточняющие вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать высказанное суждение;

Регулятивные – определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, уметь организовывать своё рабочее место и работу, работать по предложенному плану, корректируя свою работу, ориентируясь на промежуточную оценку уровня усвоения материала;

Личностные – нравственно-этическое оценивание своей работы на уроке, осознание успешности при изучении темы.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, словесный, практический,

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: чтение (чтение заданий в учебнике)

Оборудование: презентация,

Дидактические карточки по теме «Написание слов с непроверяемым написанием».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования.

Слайд№2.

Настраивает учащихся на работу:

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

- Наша задача – активно работать и верно, с хорошим настроением выполнить все задания .

Слушают учителя. Организуют рабочее место.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

II. Постановка темы и цели урока. Самоопределение к деятельности.

Слайд№3.

Учитель задаёт детям проблемный вопрос:

Ребята, отгадайте загадку: Кто один имеет рог? Ну конечно …

Какое слово у вас получилось?

Запишите слово на индивидуальных дощечках.

Разберите его по составу.

Что вы заметили?

Откройте учебник на стр.91, прочитайте название темы урока, над какой мы будем работать сегодня на уроке.

Какие пожелания вы хотели бы высказать мне, которые помогли бы для дальнейшего изучения нового материала на уроке?

У кого из вас есть желание научиться чему-то новому на уроке?

Дети самостоятельно пытаются образовать слово, определить, сколько корней в получившемся слове. При помощи учителя определяют, чему они научатся на данном уроке.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

III. Актуализация раннее полученных знаний.

  1. Проверка домашнего задания. Учитель проходит по классу, просматривает тетради, все ли дети выполнили домашнее задание.
  2. Учитель настраивает ребят на выполнение работы:

Откройте тетради, которые я раздала вам сегодня, запишите:

«Классная работа».

Пишем красиво, аккуратно, выводим правильно, каллиграфично каждую букву.

2. Работа по карточкам «Написание слов с непроверяемым написанием».

Ребята, поменяйтесь карточками. Проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед.

3. Повторение о том, как образуются слова:

Какие способы образования слов вы знаете?

При помощи чего образовываются новые слова?

Какие части слова в этом участвуют?

У ребят открыты тетради, в которых они выполняли домашнее задание.

Дети записывают дату.

Ребята выполняют задания на карточках.

Взаимопроверка.

Фронтальная работа по вопросам.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

IV. Работа над новым материалом.

Работа по учебнику сопровождается слайдами презентации Слайд№4-10.

1. Учитель активизирует работу детей по учебнику.

- Откройте учебник на стр.91. Начинаем читать текст нового материала, стараясь верно выполнить все задания Волшебницы и Анишит Йокоповны.

Спишите слова.

Работа по вопросам на странице 92.(предпоследний абзац)

Давайте попробуем разобрать эти слова по составу.

Сколько корней в новых словах, которые у нас получились?

Какая буква соединяет эти корни?

Чтение вывода на стр 92 -последний абзац.

Работа по учебнику.

Чтение текста с.91-92.

По ходу чтения текста выполняются задания по образованию новых слов.

Ребята списывают слова. С.92 – учебника.

Ребята читают вывод.

Познавательные УУД

Личностные УУД

V. Физминутка.

VI.Закрепление, изученного материала.

1.Учитель настраивает детей на выполнение задания к номеру.

- На стр.93 найдите и прочитайте задание к №102.

Ребята, покажите письменно, как образовались слова лесостепь и лесозавод.

А теперь внимательно посмотрите на доску верно ли, вы выполнили задание?

Слайд№11.

Работа по вопросам упражнения:

Что обозначают слова?
-Что делает лесоруб в лесу?

Что делает лесовоз в лесу?

Какие слова дали жизнь словам лесоруб и лесовоз?

2.Игра «Образуй сложные слова»

Слайд№12

3.Выполнение творческого задания «Образуй новые сложные слова»

Слайд№13.

4.Выполнение задания на развитие творческого мышления «Замени одним словом»

Слайд№14-15.

5. Выполнение задания «Найди сложные слова в тексте». Учитель настраивает детей на выполнение работы.

Слайд№16-17.

6.Самостоятельная работа. №103 с.93 в учебнике. Учитель настраивает детей на работу.

Слайд№18-19.

Работа по учебнику.

Выполнение задания к №102, работая в парах.

Самопроверка.

Коллективная работа устно.

Работа с индивидуальными карточками.

Самопроверка по слайду презентации.

Коллективная работа устно.

У каждого ученика есть карточка с текстом, на которой ребята подчёркивают сложные слова.

Проверка по слайду презентации.

Ребята выполняют задания номера

Самопроверка по слайду.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД

VII. Подведение итогов урока.

Слайд№20.

Учитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребятам сделать вывод о том, чему научились на уроке.

Ребята вместе с учителем делают вывод: чему они научились?

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

VIII. Домашнее задание.

Слайд №21.

Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.

Ребята записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД

Кто один имеет рог? Ну конечно… НОС О РОГ

Как из двух слов лес и парк можно образовать новое слово? лесопарк

Как называется полоса леса, То есть Полоса лесных Насаждений? лесополоса

Как называется земля между лесом и степью? лесостепь

Как называется завод по Обработке леса? лесозавод

К ак называется комбинат по заготовке Леса? лесокомбинат

Как называется Посадка леса? лесопосадка

Лесопарк, лесополоса, л есокомбинат, лесозавод, л есостепь, лесопосадка. о о о о о о

Лес/+ руб / ить=лес о руб Лес/+воз/ ить=лес о воз

Образуй сложные слова ХОД ледо везде море дымо скоро

Образуй новые сложные слова книги+любить = Луна+ходить = лист+падать = пар+ходить = лёд+колоть = пешком+ходить = броня+жилет = Книголюб Луноход Листопад Пароход Ледокол Пешеход бронежилет

Замени одним словом Кофеварка Зверолов Бетономешалка Снегопад П рибор при помощи которого варят кофе? К АК МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЛОВИТ ЗВЕРЕЙ? К АК НАЗЫВАЕТСЯ МАШИНА, КОТОРАЯ МЕШАЕТ БЕТОН? Как можно назвать Явление природы, когда падает снег?

Замени одним словом Людоед Сладкоежка Длинноногий Зеленоглазый Голубоглазый С казочный персонаж, Который ест людей Как можно назвать человека, который много ест сладостей? Как можно назвать человека, у которого длинные ноги? Как называют человека с зелёными(голубыми) глазами?

Найди сложные слова в тексте. Сидит белка на тележке, Раздаёт она орешки: Мишке толстопятому, Зайке косолапому, Коню златогривому, Ежу трудолюбивому.

Я умею работать самостоятельно Выполни задание к № 103.

Проверь! Верно ли ты выполнил задание? Сороконо ж ка. Целых сорок ножек У сороконо ж ки – Вес е ло б е жали По л е сной доро ж ке.

Я знаю… Я научился… Я умею … Я могу …

Домашнее задание №104 с.94.

Использованная литература Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык», учебник в трёх частях. Под редакцией М.Л.Каленчук, Москва « Академкнига /учебник», 2012г.