«Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Восточные славяне

Расселение и быт восточных славян. О расселении восточных славян рассказывает «Повесть временных лет», данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов, образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давашего название всему союзу (поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, ильменские словене и др.).

Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной – подсечно-огневая. С VII – VIII вв. с распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до XIII в. Начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.

VI – VIII вв. – последний этап родоплеменного строя у славян (период военной демократии). Высшим органом управления является народное собрание (вече), но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей (князей). Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родоплеменную. Добровольные подношения соплеменников превращаются позднее в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.

Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.

Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, зарождение городов и рост внешней торговли. Близ резиденций князей и языческих капищ, на торговых путях возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. города. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговые магистрали на восток и на запад, торговый путь «из варяг в греки». Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.

Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые «жили в лесу как звери» и сохраняли древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи (это означало, что человек уплывает в подземное царство), а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жен.

Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далекое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог (бог плодородия), Ярила (бог животворящих сил природы), Перун (бог грозы, войны и оружия), выдвинувшийся вперед в период военной демократии, Хорс (бог солнца), который вместе с Симарглом (богом почвы), пришел из мира иранских племен, и др. Был сильно развит культ предков (Род, Рожаница, Пращур), культ «берегынь», а также духов, олицетворяющих зло (упыри, оборотни). Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.

Соседи славян. Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники cтепей.

Финно-угры (чудь, меря, весь, мурома и др.) – многочисленное, разбросанное по обширным территориям лесной зоны население – занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шел поток славянской колонизации, но конфликты случались редко, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция (смешивание) угро-финнов и славян.

Балты (латгалы, жмудь, ятвяги и др.) жили по юго-восточному побережью Балтики, от Вислы до Западной Двины. В древности их поселения доходили до Припяти, истоков Днепра и Волги. Но под напором славян балты отодвинулись на запад – к Балтийскому морю.

Соседство со степью превратило беспокойный и подвижный мир кочевников Восточной Европы в постоянный фактор славянской истории. Еще в IV в. Восточная Европа приняла на себя удар гуннского нашествия. В VI в. степь населили новые хозяева – авары, которых летопись называет «обрами». С аварами воевало славянское объединение во главе с дулебами, которое историки называют «державой волынян».

Хазары, сменив авар в VII в., создали у границ славянского мира Хазарский каганат, бывший до разгрома Святославом в Х в. самым сильным государством Восточной Европы. Часть славян – поляне, радимичи, вятичи – платили дань хазарам и освободились от нее лишь с образованием Киевской Руси. В то же время Хазария сыграла далеко не однозначную роль в жизни славян. Через нее шла славянская торговля с Востоком. Каганат стал мощным заслоном на пути движения новых кочевников из Азии.

Нужно особо упомянуть о контактах славян со Скандинавией и Византией. С рубежа VII – VIII вв. начинается энергичная и бурная экспансия скандинавских народов в Северную Европу. Война, пиратство, торговля, наемная военная служба были основными занятиями скандинавов в чужих землях. На Руси они были известны под именем варягов. По пути « из варяг в греки» они ходили воевать и торговать с Византией. Славяне нанимали варягов для охраны торговых караванов, борьбы с врагами. Но энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались этой ролью. Они захватывали власть над местным населением и заставляли платить себе дань.

Византия во второй половине I тысячелетия н. э. переживала далеко не лучшие времена. С рубежа V – VI вв. славяне начали теснить могущественного соседа. Косвенно об участии восточных славян в этих походах свидетельствует летописная легенда о Кие, который «ходил к Царю-городу». В VIII – IХ вв. славяно-варяжские дружины усилили натиск на крымские владения Византии (Херсонес, Керчь, Сурож и др.). Один из крупнейших походов состоялся в 860 г. Подойдя к Константинополю морем, руссы высадились у самых стен города. После недельной осады греки пошли на мирные переговоры, уплатили огромную контрибуцию и разрешили беспрепятственно торговать на византийских рынках.

Образование древнерусского государства

Формирование государственности у восточных славян. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племен, их военная активность. Поэтому прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путем «из варяг в греки» и географический фактор. Как отмечал С.М. Соловьев, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших ее племен, «и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними». На образование государства повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.

Образование государства – это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племен, проживавших вдоль пути «из варяг в греки». Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.

Еще в VI – VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древляне, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами (летопись называет их племенными княжениями). Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.

В VIII – IХ вв. племенные союзы объединяются в «суперсоюзы» – более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что один из таких суперсоюзов сложился вокруг Киева («Куявия», «Нижняя Русь»). Другой появился в районе Новгорода («Верхняя Русь», или «Славия»). В земле вятичей («Артания») и вокруг Полоцка возникли аналогичные «союзы союзов». Государство образовалось путем их объединения под властью киевских князей. Сначала Олег соединил северный (Новгородский) и южный (Киевский) центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир – Полоцк. Однако основными все-таки были северный и южный центры формирования государственности.

Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше – на севере или на юге Руси. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник – «Повесть временных лет», составленная лишь в ХII в. Неудивительно, что события трехсотлетней давности она описывает в виде легенд, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплеку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.

В Среднем Поднепровье давно существовало мощное объединение, ядром которого была земля полян, а центром – Киев. Известно, что около VIII – IХ вв. часть здешних племен попала под власть хазар и платила им дань. В тот же период на севере Руси складывается полиэтническое объединение, включавшее в себя ильменских словен, кривичей, а также неславянские народы (чудь, меря, весь). Местная знать нанимала на службу скандинавские военные дружины. Платой за службу, охрану судов была дань.

В 862 г. между варягами и местным населением произошел конфликт: «изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами собой владеть». Началась усобица, и затем одна из соперничавших славянских группировок пригласила на княжение варяжского конунга. Сведения летописи об этих событиях получили название «варяжской легенды». Согласно ей новгородцы позвали княжить трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал править единолично в Новгороде. Его власть, однако, признали не все. Никоновская летопись упоминает о восстании против Рюрика во главе с Вадимом Храбрым в 864 г.

Историки не раз обращали внимание на легендарный характер летописных сведений. Однако ясно, что правление варяжского конунга в северо-западных землях – исторический факт. Рюрик, вероятно, был историческим лицом, хотя, впрочем, в литературе приведено немало доводов и в пользу его легендарности. Зато его мифические братья Синеус и Трувор – вымысел летописца, неверно истолковавшего слова «свой род» (Синеус) и «верная дружина» (Трувор).

В правление Рюрика началось соперничество Новгорода с Киевом. Два дружинника Рюрика – Аскольд и Дир, – отправившись в поход на Царьград, по пути захватили Киев и остались в нем княжить. Они перестали повиноваться Рюрику и принимали к себе недовольных из Новгорода. В 879 г. после смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к одному из его воевод (или родственнику) – Олегу, так как сын Рюрика Игорь был слишком мал. Олега можно считать первым достоверно известным государственным деятелем Древней Руси. С его именем связано объединение Севера и Юга под властью Киева в 882 г.

Для похода, которому суждено было стать историческим, Олег собрал много варягов, чуди, словен, мерю. Подчинив племена вдоль пути «из варяг в греки», Олег направился к Киеву. Не желая сражения, северный князь прибег к хитрости. Он заявил, что идет в Константинополь, а дружину спрятал в ладьях. Выманив Аскольда и Дира из города, он приказал их убить. Олег сделал Киев столицей своего государства – «матерью городов русских». На то были свои причины. Если север давал военную силу, то Киев, располагаясь на южной оконечности пути «из варяг в греки» рядом с ответвлениями на Волгу и Дон, занимал исключительно выгодное экономическое и политическое положение.

Затем Олег начал присоединять и другие восточнославянские территории. Ему покорились древляне, потом северяне и радимичи, платившие дань хазарам. Можно предположить, что присоединение этих племен привело к столкновению с Хазарией. Подчинение племен сопровождалось строительством крепостей и назначением в новые земли наместников и воевод.

Таким образом, при Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путем насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву и обложения их данью. Формирование продолжится при следующих князьях и завершится при Владимире.

Варяги и Русь. Норманнская теория. В исторической науке с середины ХVIII в. существует иная точка зрения о возникновении государственности восточных славян, получившая название «норманнская теория». Ее создателями считаются немецкие историки Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, работавшие в середине ХVIII в. в Петербургской академии наук. На основе летописного сказания о призвании Рюрика в Новгород они сделали вывод, что славянские племена были диким народом, не способным создать свое государство. Посему государство основал «народ, отличный от славян», – их завоеватели норманны (варяги). Одновременно возник антинорманизм, основоположниками которого были М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. Его сторонники отрицали какую-либо роль скандинавов в создании государства и пытались доказать нескандинавское происхождение летописных варягов – от франков, хазар или западнославянских племен.

Так возник пресловутый «варяжский вопрос», ставший объектом не только академических споров. Историки-монархисты и славянофилы использовали легенду о варягах-князьях для противопоставления России Западу. В Европе, по их мнению, государства создавались завоеванием, а у нас – мирным призванием. Это означало, по их мнению, что в России нет исторических условий для противостояния народа и власти. В то же время некоторые зарубежные историки-норманисты использовали летописное предание для утверждений о неполноценности славян. Это оскорбляло национальные чувства и побуждало отечественных историков к полному отрицанию присутствия варягов на Руси. По сути борьба норманнизма и антинорманнизма была противостоянием двух монархических концепций. Вопрос о происхождении государства был смешан с вопросом о происхождении династии.

Сегодняшняя наука давно осмыслила сущность государства как института, возникающего на определенной стадии общественного развития. В том, что первые русские князья – Аскольд, Дир, Рюрик, Олег, Игорь (кроме полулегендарного Кия) – носили варяжские имена, нет ничего необычного. Например, в Англии с 1066 г. не было ни одного английского по происхождению правящего дома. Приглашение иноземных правителей в период формирования государства в качестве третьей силы могло сгладить остроту противоборства местной знати.

Основав династию, варяги впоследствии влились в формирующийся класс русского боярства, усилив в нем военно-дружинное начало. Они служили дипломатами, воеводами, дружинниками. В какой-то мере их влияние сказалось на системе извлечения прибавочного продукта (походы за данью), предопределив слабую роль земельных пожалований в начальный период Киевской Руси. Может быть, без варяжского беспокойного воинственного элемента, заинтересованного в контроле над путем «из варяг в греки», объединение севера и юга произошло бы позднее.

Письменные источники, свидетельствующие о древних славянах, появились сравнительно поздно и датируются началом новой эры, если не считать несколько отрывочных и неясных мест из произведений авторов, живших еще до нашей эры. Самые ранние источники, содержащие сведения о русах, росах, относятся ко времени не ранее IX в., хотя некоторые исследователи говорят о появлении этого названия в более ранних источниках.

Славянские языки ныне представлены русским, украинским, белорусским, польским, чешским, словацким, болгарским, сербско-хорватским, словенским, македонским и лужицким, которые входят в семью индоевропейских языков. К этой же семье относятся германские (немецкий, английский, шведский, датский, голландский и др.), романские (французский, итальянский, испан­ский, португальский, румынский и др.), индийские (хинди, урду, непали, бенгали, сингали и др.), иранские (персидский, афганский, осетинский и др.), греческий, армянский, албанский языки.

Кроме того, существовали ныне исчезнувшие индоевропейские языки: латинский, положивший начало романским языкам, распространенным на территории бывшей Римской империи, хеттский – в Малой Азии, тохарский – в Средней Азии и другие, так называемые, мертвые языки.

В настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках, составляют самую многочисленную группу.

В далеком прошлом люди, говорившие на индоевропейских родственных языках, а возможно, на каком-то очень древнем индоевропейском языке, расчленявшемся на диалекты, обитали на сравнительно ограниченной территории, откуда расселялись сотни и тысячи лет. Среди них были далекие предки славян, еще не выделившиеся из массы других племен с индоевропейским языком. Это были не славяне, а лишь их отдаленные физические и языковые предки – протославяне.

Современные филологи и историки считают, что какие-то элементы индоевропейских языков существовали еще в эпоху мезолита (X-V тысячелетия до н.э.). В эпоху раннего матриархата мелкие родовые группы охотников и рыбаков продвигались с юга на север Средней и Восточной Европы вслед за отступавшим ледником. Датируется это временем, отдаленным от нас 10-12 тысячами лет. Период расселения вслед за отходившим на север ледником мезолитических родовых групп охотников и рыбаков был временем распространения в Средней и Восточной Европе древнего европеоидного расового типа.

В несколько более позднее время из Приуралья и Зауралья по северной таежной полосе Восточной Европы проникают на запад вплоть до Прибалтики и даже далее малочисленные группы охотников и рыбаков монголоидного (урало-лапоноидного) типа. На западе мезолитические культуры восточного происхождения доходят до Прибалтики, где стоянка Кунда датируется VII тысячелетием до н.э., восточнее располагаются другие культуры явно зауральского происхождения.

Это продвижение монголоидных элементов с востока на запад, сопровождавшееся смешением и ассимиляцией более древнего европеоидного населения, представляет собой не что иное, как проникновение на запад племен финно-угро-самодийской языковой семьи, древнейшей областью расселения которых были лесные полосы и лесостепь Урала и Зауралья. При этом и европеоидное население, и лапоноидное продвигалось с юга на север, с востока на запад не одновременно, а волнами.

На территории Восточной Европы создавались две основные языковые общности: индоевропейская и финно-угорская. Контакты между их носителями обусловили и метисацию, и древние языковые связи.

В период от XII-X и до VI-V тысячелетий до н.э., в эпоху холодного, субарктического и позднее несколько более теплого и сухого бореального климата, европеоидный расовый тип, продвигавшийся на север, изменял свой облик. Медленно и постепенно, на протяжении многих тысяч лет европеоиды расселялись волнами на север и, попадая в новую среду, в условия умеренного и холодного климата, меняли свой физический тип (посветление кожного и волосяного покровов, а также радужной оболочки глаз, уменьшение высоты лица). Так создавались различные варианты относительно поздно сложившейся малой северной европеоидной расы, сформировавшейся из различных расовых типов, подвергшихся общему для всех процессу посветления в условиях прохладного и влажного климата. Так, в балтийской зоне, в широком смысле слова (Ботнический залив – верхний Днепр-нижняя Висла), начали складываться признаки балтийской расы, оттеснившей и ассимилировавшей древний лапоноидный тип.

В более поздние, неолитические времена в Восточной Европе распространяются содержащий монголоидные черты уральский (на востоке) и европеоидный понтийский (лесостепь и степь) расовые типы.

Что касается центральных областей Восточной Европы, то здесь на древней европеоидной основе складывался расовый тип, получивший наименование восточноевропейского.

Протославяне на разных этапах своей истории сближались то с одним, то с другим народом (Малая Азия, Персия и др.). На морское побережье славяне вышли позднее. Отсюда можно сделать вывод, что они в глубокой древности не жили западнее современной линии Калининград - Одесса. А точнее, речь идет об их жительстве в области Полесья, междуречья Западного Буга и Днестра, верховьев Вислы.

В письменных источниках славяне выступают как венеды . О них еще знали в Древней Греции в VII в. до н.э. Геродот, писавший в V в. до н.э., сообщает о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов). Об индах, из земли которых, лежащей у берегов северного океана, привозят янтарь, добываемый где-то в реке, писал Софокл (V в. до н.э.). Сообщает об энетах Скилах (IV в. до н.э.). Об индах, занесенных бурей к берегам Западной Германии, упоминает в I в. до н.э. Корнелий Непот.

Немного подробнее говорят о венедах римские историки. В Певтингеровых таблицах - дорожниках, составленных в самом начале новой эры при императоре Августе, дважды упоминается племя венедов. Они являются соседями бастарнов, обитавших в Карпатах, итов и даков, занимавших низовья Дуная.

Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря (Венедского залива). Южная граница от северных склонов Карпат шла на восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, в юго-восточной - сарматов.

Земли, лежащие за Вислой и по побережью Варяжского (Балтийского) моря, славяне заняли позже, около начала новой эры, постепенно продвигаясь на запад. Этим объясняется то обстоятельство, что термин «венеды» неславянского происхождения, и сами славяне так не называли себя. Он встречается на территории обитания иллирийцев (современная Венеция), кельтов. По-видимому, такого же происхождения название германского племени вандалов. Возможно, что название «венеды» восходит к такой глубокой древности, которая исключает возможность точного объяснения. Во всяком случае, термины «венеты», «инды», «венеды» появились раньше, чем «славяне» в Повисленье и на берегах Венедского залива. Видимо, соседи славян, германцы и финны, когда заселяли эти края, перенесли на славян название древнего его населения.

Нет также и единого мнения по поводу имени «славяне». Существует предположение, что слово «Словен» или «славян» - от «слово», т.е. говорящий, владеющий языком, в отличие от не-умеющих говорить на языке; от «славы» в значении почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень «слов» или «слав» (по аналогии с русскими волжанами, уральцами, сибиряками). Предполагают, что «слав» означало просто «народ», «племя».

Характерно, что уже Тацит говорит о набегах венедов на земли нынешней Прибалтики и на степи, где проживали сарматы, что является свидетельством подвижности венедов, обусловленной началом их расселения.

Если в древнейших письменных источниках о венедах имеются сообщения всего лишь в виде нескольких не очень ясных строк, то в более поздних источниках число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии, выйдя к берегам Русского (Черного), Адриатического, Эгейского морей, и поселились там, смешавшись с местным населением.

Византии пришлось сражаться и заключать союзы со славянами, приглашать их к себе на службу и поселять на своих землях, уступая им целые области.

Славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова, в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянородного (X в.) констатировать, что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе приняли участие и славяне Восточной Европы.

Следует отметить, что на северо-западе Восточной Европы славяне, в отличие от балтов и финно-угров, обладали более темным цветом волос и радужной оболочки глаз. Не случайно во времена Киевской Руси они называли балтов и финно-угров «чудью белоглазой».

Археологические раскопки показывают, что славяне пришли в Поднестро-вье, Побужье, Приднепровье поздно, не ранее VI в., и, вытесняя и ассимилируя балтов и финно-угров, довольно быстро в VIII - IX вв. заселили обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, озер Нево (Ладожского) и Ильменского, Белого моря.

В IV - V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современных Чехии и Словакии, Австрии, Баварии, Венгрии. В результате исследований было установлено определенное единство культуры славян VI - VII вв. на всей территории, занимаемой славянами. Этой областью единства материальной культуры славян явилась обширная территория, охватывающая Днепровские Право- и Левобережье, Подесенье, Посемье, верховья Оки, Полесье, Поднестровье, Западный Буг, Восточную Румынию (Прут, Серет, нижний Дунай), Восточную и Южную Польшу, Придунайскую Болгарию, Чехию и Словакию (так называемая культура керамики пражского типа).

Славяне продвигались с этой территории довольно быстро во всех направлениях: на юг, где в VI - VII вв., форсировав Дунай, заселяют весь Балканский полуостров, появляются на островах Эгейского архипелага и Ионического моря, в Малой Азии; на запад, где в V - VI вв. переселяются на Лабу (Эльбу), а к IX в. южнее Гамбурга, в Южной Дании, занимают Рану (Рюген), достигают низовьев Рейна, побережья Северного моря.

В «Повести временных лет» (автор Нестор) вспоминается о тех далеких временах («по мнозех же временех»), когда в процессе переселения и расселения славяне, придя откуда-то (откуда - летописец не помнит), «сели по Дунаю, где есть ныне Угорьске земля и Болгарьска». «Угорьска земля» - это территория современной Венгрии, древняя Паннония. Кочевники угры (венгры, мадьяры) пришли в Паннонию с востока, из Великой Венгрии, расположенной где-то в Прикамье, проследовав через степи Восточной Европы лишь в IX в. Здесь они застали славян. До славян в этих землях жили кельты. Летописный рассказ свидетельствует о том, что Дунай не был прародиной славян. Давным-давно славяне пришли откуда-то и обосновались по Дунаю - таково содержание летописного предания.

К временам антов (анты - этноним, применявшийся византийскими писателями VI - VII вв. для обозначения части славян, заселявших территорию от Среднего Дуная до Дона, что соответствует ареалу распространения происко-пеньковской археологической культуры V - VII в.) относится рассказ «Повести временных лет» о трех братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди; согласно легенде, они основали город, названный в честь старшего брата Киевом. Все три брата жили «на горах» у берега Днепра. Это были те времена, когда вокруг еще стоял «лес и бор велик», где охотились обитатели Киева. Кто же такой Кий? До летописцев дошло несколько легенд о Кие. Одна, что Кий - простой перевозчик. Но если бы Кий был простым перевозчиком, рассуждает летописец, то вряд ли он ездил бы к византийскому императору («царю») в Царьград. А Кий ездил, причем «велику честь принял от царя».

Итак, историки установили, что VI - VII вв. - время активного расселения славян на обширных территориях Южной, Средней и Восточной Европы.

Продвижение славян на территории Восточной Европы не встречало таких препятствий, как на юге, где им приходилось преодолевать сопротивление могущественной Византии. Славяне продвигались на восток и север, используя не только и не столько силу. Они жили бок о бок с балтами и финно-уграми, смешиваясь с ними и ассимилируя их. Но для той далекой поры еще говорить о восточно-, южно- или западнославянских языках рано. Их еще не было.

Уже в VI - VII вв. в языке славян Восточной Европы появились особенности, характерные для древнерусского языка IX - XII вв. Как считают историки и филологи, тогда существовал общеславянский язык с диалектными зонами. Их было две - северная (лесная) и южная (степная).

В «Повести временных лет» автор вспоминает некоторые племена славян: моравов, осевших по реке Морава, чехов и белых хорватов (в Прикарпатье), сербов («серобь»), хорутанов (словене), поляков (или ляхов), поморян - в Тюиснобалтийском Поморье, лютичей (жили в низовьях Одера и Эльбы), мазовшан в Прикарпатье, болгар. Летописец повествует о том, как славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие - древлянами, получив свое название от того, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Днепром прозвались дреговичами, обитавшие по берегам реки Полота - полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, стали называться собственным именем - «словене» (ильменские славяне), а обитатели земель по Десне, Сейму и Суле назвались северянами. Кривичи жили в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра.

Каковы же особенности отдельных восточнославянских племен тех времен, когда «имяху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, каждо свой нрав» и жили «особе» ?

Прежде всего о полянах . Поляне, «яже ныне зовомые Русь», по свидетельству «Повести временных лет», жили «особе по горам своим». Летописец выделяет полян: они «мужи мудры и смыслени», «обычай их кроток и тих». Земля полян простиралась от реки Рось на юге до устья Припяти на севере. Главный город - Киев.

Соседями полян на западе были древляне . Древнейшими городами древлян являлись летописные Овруч, Искоростень и Малин. Западными соседями древлян были волыняне . Название их произошло от города Волынь, оно неоднократно менялось (первоначально их называли дулебы, затем бужане). По соседству с волынянами, восточнее, поселились дреговичи (дрягвя - болото).

На северо-западе Волыни жили ятвяги , племена балтийского происхождения, издавна сильно славянизированные, а на западе соседом являлось польское племя мазовшан. Еще дальше на юго-запад лежала земля белых хорватов - в Прикарпатье и Закарпатье, в верховьях Днестра.

На юго-западе восточнославянского мира лежали земли уличей (угличей) и тиверцев, которые тянулись по Днестру и доходили до Дуная и Русского (Черного) моря. Городища тиверцев найдены в Молдавии.

Едва ли не самой крупной этнической группой восточных славян являлись кривичи . Территория расселения их огромна. Земли кривичей раскинулись от Верхнего Понеманья до Костромского Поволжья, от Псковского озера до верховьев Сожа и Десны, от Нарвы до Березины. Восточную часть этой территории кривичи заселили позднее, чем западную. Кривичи, конечно, не были единым племенем. Выделяются смоленские, псковские, полоцкие кривичи.

К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене (славяне). Кривичи с их полоцкой ветвью и ильменские славяне составляли мощный массив северо-западных, северных и северо-восточных славян Восточной Европы.

Что представляла собой юго-восточная группа славян - радимичи, вятичи, северяне?

Летописец Нестор приводит легенду о происхождении вятичей и радимичей от двух братьев Вятко и Радима, указывает, что они пришли с запада от «ляхов», причем Радим со своим «родом» обосновался на реке Сож, а Вятко - на Оке. Хотя летопись и говорит о происхождении радимичей и вятичей от «ляхов», но, по мнению некоторых отечественных ученых, эта версия сомнительна, другие же, ссылаясь на данные археологии и лингвистики, ее подтверждают. Южнее радимичей и вятичей на Левобережье Днепра, по Десне, Сейму и Суле жили северяне (севера, север).

Отдельные группы восточных славян, не составляя компактных масс населения, перед образованием Древнерусского государства и в период его складывания и расцвета появились на юге, юго-востоке и юго-западе: в Белой Веже (Саркел) на Дону, в Тмутаракани (Тамань), Кориве (Керчь), на острове Березань (при входе в Днепровско-Бугский лиман).

Общность культуры славян сохраняется и в средние века. У них единый языческий культ - Перун, или Перунич, Сварог, Волос, или Белее, русалки, или вил, и т.п. Не случайно летописец Нестор подчеркивает, что, несмотря на племенное деление - чехи, ляхи, моравы, лютичи, кривичи, словене, хорваты, хорутане (или словенцы), сербы и др., - «ба един язык словенск».

В VI - X вв. началось обособление восточной ветви славянских языков. В этот период зарождается древнерусский язык. Что касается диалектов восточных славян, то обнаружить их чрезвычайно трудно. Можно говорить о почти полном единстве восточных славян еще в VIII - IX вв. (по некоторым источникам, в X - XI вв.), но сами восточные славяне еще не консолидировались в единую древнерусскую народность, так как хотя язык и является основой любого этнического образования, но стать единственным определяющим признаком народности он не может.

«Повесть временных лет» перечисляет народы, которые платили Руси дань: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь (емь), литва, зимигола, корсь, нарома, либь (ливы). Вряд ли все эти племена были подлинными данниками Руси уже во времена образования Древнерусского государства. В частности, помещая среди данников Руси ямь и либь, летописец Нестор имел в виду современную ему ситуацию, т.е. конец XI - начало XII столетий.

Часть перечисленных племен не была так органически связана с Русью (литва, корель, зимигола, либь, ямь), как другие ассимилированные славянами (меря, мурома, весь). Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности литовскую и эстонскую. Поэтому в основном остановимся на тех народностях, которые были наиболее тесно связаны с Русью.

Племена балтийских народов с самой глубокой древности заселяли Понеманье, Верхнее Поднепровье, Поочье, Верхнее Поволжье и большую часть течения Западной Двины. На востоке балты доходили до нынешних Московской, Тверской и Калужской областей, где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми, аборигенами края. Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних, которая завершилась в период образования Древнерусского государства.

Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя . В пределах нынешней России финны жили, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток.

Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась победой славянства, и в VIII-Х вв. началось обрусение финнов.

Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (чуваши) (названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по Каме и верхней Волгой. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но подвергались русским набегам и были окончательно разорены в XIII в. татарами.

На крайнем северо-западе соседями славян, по летописи, была чудь. Чудью в Древней Руси называли прибалтийские финно-угрские племена. К ним относятся волховская чудь (выходцы из различных племен, привлеченные великим водным путем «из варяг в греки»), водь, ижора, весь (кроме белоозерской), аисты (эсты). Во времена Нестора аистами называли балтов. Лишь с течением времени это наименование перешло на финно-угров в Эстонии. Во второй половине I тысячелетия н.э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами.

Восточнее эстов, на южном побережье Финского залива, жила водь (вакья, ваддя). Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. Это племя, заселив межозерье Нево (Ладоги), Онеги и Бело-озера, вышло на Северную Двину.

Трудно проследить историю карел (корел ) в период, предшествующий образованию Древнерусского государства, и на начальных этапах его истории. «Повесть временных лет» не говорит о карелах. Они обитали в это время на побережье Финского залива (у Выборга) и озера Неро. Основная масса карельского населения концентрировалась в северо-западном Приладожье. В XI в. часть карел вышла к Неве. Это и была ижора, инкери (отсюда Ингрия, Ингерманландия). В состав карелов вошла часть веси и волховской чуди.

Карелы не упоминаются среди данников Руси, видимо, потому, что Карелия никогда не была волостью Новгорода, а была лишь его составной частью (как водь и ижора), его государственной территорией. И как таковая она, подобно Обонежью, была поделена на части.

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. до Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали.

Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкунь - бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. У литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному влиянию.

Меря , по словам летописцев, располагались в Верхнем Поволжье: «на Ростовском озере меря, и на Клещине озере меря же». Но, по более поздним источникам, народы меря заселяли также ярославские и костромские земли, низовья рек Шексна и Молога. Как и меря, полностью обрусели мещеры и мурома - обитатели приокских земель.

Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось следствием не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогащения культуры и языка, причем в результате этого процесса распространялись русский язык и русская культура.

Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва , особенно эрзя. Видимо, от мордовского племенного названия эрзя произошло название Ердзянь, русская Рязань.

Что касается северо-востока (перми, печоры, югры), то появление здесь русских следует отнести ко времени не позже X - начала XI вв., т.е. славяне уже в X в. доходили до Печоры, Югры и гор у Лукоморья (Урала).

Славянское влияние ощущается и среди мари (черемисов, цармисов), и камских, или волжских булгар, и в Хазарии. Обрусело булгаро-хазарское население степей Подонья. Белой Вежей стала после взятия ее киевским князем Святославом хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный и торговый центр, город.

В Поднепровье, на территории Днепровского Левобережья и в Посемье славяне ассимилировали древнее ираноязычное население . Это были аланы - «ясы» русских летописей, потомки сарматов. Несомненно влияние славян на более позднее кочевое и полуоседлое население степей и лесостепной полосы. В 30-е гг. IX в. в степях появляются кочевники венгры (мадьяры). Выходцы из Прикамья, ближайшие родичи югров (хантов и манси), венгры долгое время соседствовали с восточными славянами. Печенеги, торки и берендеи обосновались в Поросье, под влиянием русских переходя к оседлости.

К Руси, несомненно, тяготели так называемые половецкие города: Балин, Чешуев, Сугров и Шарукань. В связи с тем, что эти города населяли в основном христиане, то понятна их духовная близость к русскому народу. Славянское влияние распространялось на Тамань, Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность. На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гетодакийского населения края. Это были далекие предки влахов.

По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами .

Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане.

Влияние ислама и еврейства было особенно сильно; хазарский хан ("каган" или "хакан") со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространен ислам, но были и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели под напором печенегов русские сами стали нападать на хазар и способствовали падению Хазарского государства.

Варяги не были прямыми соседями славян, но жили "за морем" и приходили к славянам "из-за моря". Именем "варягов" ("варангов", "вэрингов") не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли.

Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию.

Сред и же русских славян с середины IX столетия варягов было много. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море" на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно - знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Прежде чем мы начнем говорить о восточных славянах и проследим истоки формирования у них государственности, нам предстоит заглянуть вглубь веков и окинуть беглым взглядом далеких предков славян.

Со второго тысячелетия до н.э. значительные территории от Европы до Азиатских просторов были заселены индоевропейцами, в состав которых входили различные народы или правильнее даже сказать – протонароды: это были германцы, балты, славяне. Они все изъяснялись на одном языке (сложно поверить, но это факт!) и представляли собой единый народный массив.

На рубеже тысячелетий предки славян точечно расселяются в двух районах Европы (самое время – открыть перед собой карту Европы и внимательно на нее посмотреть). Один из районов – а именно – северную часть Центральной Европы – заселили славяне, которые позже станут называться – западными, территорию же – по среднему течению Днепра (Среднее Поднепровье) стали осваивать наши предки, которые по прошествии веков станут называться восточными славянами.

2. Греческие колонии и скифы

Нашим предкам – восточным славянам приходилось не больно-то легко в налаживании быта и освоении бескрайних просторов, оказавшихся по воле случая в их пользовании. Всему виной – воинственные кочевые соседи с юга и юго-востока — киммерийцы, скифы и сарматы, которые в период с X до VII вв. до н. э. с ужасающей периодичностью совершали набеги на территории расселения славян. Регулярные столкновения с кочевниками стали важным элементов жизни славян и во многом предопределили судьбу и особенности государственности наших предков.

Со временем скифы оказались более предприимчивыми, чем киммерийцы, вытеснили неудачливых соседей и стали на несколько веков наиболее опасными соседями восточных славян.

По своему происхождению скифы были иранскими кочевниками (и снова вспоминаем или смотрим карту), своими поселениями они к IV веку до н.э. заполонили северные берега Черноморского побережья. В это же самое время на южном берегу Крыма уже вовсю обживались греческие купцы, основывая свои первые колонии.

Пройдет время, скифы построят мощное государство, куда войдет и часть территории, населенной нашими далекими предками.

Спустя века, уже после того, как скифы сойдут с исторического Олимпа, проще говоря, канут в безвестность, незадачливые греки станут называть скифами – славян, проживающих на этих территориях.

3. Великое переселение народов и Восточная Европа

С конца IV в. н. э. значительно увеличивают свою активность набравшиеся сил, смелости и, судя по всему, ума — германские племена, которые начинают постепенно переходить от стратегии «набегов» на Римскую Империю к практике «завоеваний» с целью получения богатой добычи в уже освоенных римлянами землях. Так началось Великое переселение народов.

Первыми на территории Восточной Европы сдвинулись со своего места германские племена готов. Готы вообще часто меняли место жительства: сперва они были расселены в Скандинавии, затем собрались прихватить себе территорию Южной Прибалтики, однако в Прибалтике с готами здесь случилась оказия – западным славянам удалось вытеснить эти германские племена с этой территории, после чего готам ничего не оставалось, как двинуться в путь.

Поначалу им удалось добраться до степей на территории современной Украины, где отважные германцы задержались на целых два столетия. Отсюда они атаковали римские владения, а также греческие колонии. Однако своей численностью готы значительно уступали славянам. Во главе готов стоял вождь, имя которого дошло до наших дней — Германарих, который, по некоторым сведениям, дожил до 100 лет.

В 70-х г. IV в. с востока двинулось новая волна – это были гунны. До этого они уже пытались захватить Китай, однако безуспешно. Китайцы соорудили Великую Китайскую стену, заставившую гуннов отказаться от «китайского проекта» и двинуться на запад. Нашествие гуннов было, пожалуй, самым крупным явлением в истории переселения народов. Гунны направились в причерноморские степи и без особых усилий уничтожили готов.

Своей наивысшей славы держава гуннов достигла при их вожде Аттиле, который был, безусловно, талантлив, но вместе с тем груб и беспощаден.

В середине V в. Амбициозные попытки Аттилы завоевать всю Западную Европу с треском провалились. Римская армия полностью разгромила армию Аттилы. Вождю гуннов ничего не оставалось, как увести остатки своего разбитого войска на Дунай.

Вскоре между гуннскими вождями начались распри, и держава гуннов распалась. Но движение народов продолжалось еще несколько столетий.

4. Анты и первое восточно-славянское государство

Славяне также не оказались в стороне от Великого переселения народов, однако включились в этот процесс с опозданием. После того, как держава гуннов пала, были в короткие сроки заселены вновь земли по Дунаю, Днепру, Припяти, Десне, верховьям Оки. Случилось это V-VI вв. н. э. и позволило ученым говорить о демографическом взрыве.

Славяне, осознав, что гуннская угроза миновала, стали постепенно возвращаться на свои исконные земли на юге, а также понемногу продвигаться на восток. В исторической ретроспективе гунны сослужили славянам неплохую службу, расчистив для них территории.

В то же время у славян менялся социальный состав общества, росла роль племенных вождей и старейшин, вокруг них начинают складываться дружины, зарождается социальное расслоение.

Начиная с V в. н. э. на землях, где к тому моменту успела побывать не одна волна кочевников, складывается союз восточнославянских племен, которых называли антами. Греческие авторы уверенно называют антов – славянами.

5. Славянский вождь Кий. Основание Киева

В летописи говорится о том, что один из вождей племени полян, живших по Среднему Днепру, вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город, который был назван в честь старшего брата, Киевом. Затем Кий отправился в Царьград, где сам император принял его с большим почетом.

Археологи подтверждают, что в конце V-VI вв. на Киевских горах уже существовало неплохо укрепленное поселение, а некоторые Киевские горы носили название Шековицы, Хоревицы. Речка же, которая протекала поблизости, называлась Лыбедью.

6. Борьба с аварами и хазарами

В середине VI в. очередная волна кочевников вышла из глубин Азии - это были авары, многочисленная тюркская орда, которая продвинулась в Восточную Европу, вела постоянные войны с Византией и, в конце концов, осела в дунайских долинах, на склонах Карпатских гор; благоприятный климат, обширные пастбища и плодородные земли давно привлекали сюда многих завоевателей.

Как и 200 лет назад во время гуннского нашествия, удару подверглись южные области восточных славян. Авары были невероятно жестоки, по свидетельству летописца, любили издеваться над славянскими женщинами, запрягая их в телеги вместо волов и лошадей.

Но прошло то время, когда славяне безропотно терпели насилие кочевников. К этому времени сами они уже не раз ходили походами на своих соседей, имели сильные дружины. В течение VI-VII вв. славяне вели с аварами постоянные войны, заключали мирные договоры.

Лишь после того как войска франков в конце VII в. разгромили аваров, начинается быстрый упадок их кочевой державы. Окончательное поражение аварам нанесла тюркская орда с востока - хазары.

В устье Волги была основана столица Хазарии город Итиль. В дальнейшем значительная часть хазар перешла на оседлый образ жизни. С восточнославянскими племенами у Хазарии установились весьма непростые отношения. Через Хазарию шла вся торговля славянского мира с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами, потому что славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

7. Норманнская теория образования Древнерусского государства

Норманнская теория возникновения Древнерусского государства ― теория, согласно которой государство на Русь было принесено извне. Согласно этой теории – восточные славяне не обладали уровнем развития, достаточным для создания государства. Эта теория, помещенная в определенный контекст, может служить подтверждением неполноценности восточнославянских племен, их неразвитости. Так Адольф Гитлер, готовя свой план нападения на СССР «Барбаросса» и чудовищный проект «Ост», руководствовался той же норманнской теорией.

Теорию сформулировали немецкие ученые, прибывшие на русскую «научную службу» в середине XVIII века: Г.Ф. Миллер, Г. З. Байер, А. Л. Шлёцер. Непримиримым противником теории до конца жизни оставался известный российский ученый с энциклопедическими знаниями почти по всем научным дисциплинам М.В. Ломоносов. Известным сторонником теории был не менее известный ученый-историк, автор одного из крупнейших трудов по Отечественной истории — Н.М. Карамзин.

Тот факт, что варяжские дружины и варяжские князья (а понимаются под варягами жители скандинавского полуострова) периодически вовлекались в процессы, происходящие на территории расселения восточных славян, не вызывает сомнения и не оспаривается. Между восточнославянскими племенами и скандинавами существовали прочные экономические связи, что находит свое отражение в источниках различного происхождения (греческие, арабские, собственно скандинавские) Сомнению подвергается положение об определяющем влиянии скандинавов на экономику, политику, общество и культуру восточных славян.

Однако это не подтверждается, во-первых, историческими источниками – в скандинавских сагах Русь предстает перед читателем страной огромных богатств, а военная служба Руси – почетна и может принести славу и богатство.

Во-вторых, археологи свидетельствуют, что количество варягов на Руси в V-IX вв. – не значительно.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни, пример чему мы уже приводили.

Таким образом, у восточных славян предпосылки к образованию государства сложились задолго до призвания варягов, которые в данном случае стали исключительно основателями княжеской династии. Подобная практика привнесения извне династии была характерна для средневековой Европы и здесь нечему удивляться.

Если Рюрик был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени.

В исторической литературе вопрос о месте, которое следует отводить Рюрику, до сих пор остается спорным. Одни историки утверждают, что русская династия имеет скандинавское происхождение, как и само название «Русь».

Их противники называют легенду о призвании варягов плодом воображения летописца, более поздней вставкой в летопись, обусловленной политическими причинами.

Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман.

Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары, потеснив болгар, осели в Поволжье. Образование Хазарского каганата в середине VII в. изменило лицо Восточной Европы. Каганат на два столетия приостановил движение кочевых орд из Азии в Европу, что создало благоприятные условия для славянской колонизации Восточной Европы. В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Вятичи, северяне, поляне и радимичи, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге и Поднеровье, стали платить дань каганату.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны "кочевников моря" - викингов. Период викингов завершил эпоху "великого переселения народов". Ранние славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи. (Это мнение Р.Г.Скрынникова, трудно с ним согласиться, учитывая, что сами викинги называли славянские земли "Гардарикой" (страной городов), а средневековые города были следствием достаточно крупной местной и транзитной торговли ). В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь "из варяг в греки" вел из моря Варяжского "в озеро великое Нево" (Ладожское), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский (Черное море). По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство.

Общественный строй.

Во II-V вв. Только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI - IX вв. пашенное земледелие, известное у антов, продвигается далеко в глубь лесной зоны. К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты - кузнецы, литейщики. Мастера золотых и серебряных дел, позднее - гончары. Создавались ремесленные поселки. Ремесленные мастерские концентрировались на городищах-погостах и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стирались. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.

На протяжении VI -IX вв. продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делало излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новых земель силами отдельных семей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользоваться угодьями, принадлежащими общине.

В пределах общины развивался институт частной собственности. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество. В результате походов на Византию славяне, по словам Иоана Эфесского, «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев», особенно обогатилась племенная знать - князья и бояре. В некоторых Византийских источниках IV - VI вв. имелись известия о пленных, уводимых в страну славян (антов), и о выкупе за них. Удачные походы укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой отличалась по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.

Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства - все это подготавливало возникновение нового, феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.