Интеллектуальная игра «Поговорим о воде. Игра викторина в начальной школе на тему: Вода Викторина что мы знаем о воде

Урок – викторина «Обобщение изученного материала по теме «Вода»

Материал подготовила : Кравченко Татьяна Михайловна, учитель химии ГУО «Средняя школа № 17 г. Гомеля имени Франсиско де Миранды»

Цель урока : поверить уровень усвоения основных понятий, заложенных в содержании предыдущих тем.
Задачи урока :
Образовательные: обобщить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах; о значении воды в природе и хозяйственной деятельности человека;
Развивающие: проверить уровень усвоения основных химических понятий темы «Вода», умение писать уравнения реакций нейтрализации.
Воспитательные: формировать осознание значения воды в жизни человека и охраны водоёмов от загрязнений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы обучения : урок – соревнование (викторина).
Формы деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся.
Межпредметные связи : с биологией и физикой.

План урока:
I Организационный этап
II Ориентировочно – мотивационный этап.
III Операционно – познавательный этап
IV Контрольно – корректирующий этап
V Рефлексивный этап.

Ход урока:

I Организационный этап.
Деятельность учителя: подготовка учащихся к совместной деятельности на уроке, создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке – соревновании.
II Ориентировочно – мотивационный этап.
Учитель начинает урок стихотворными строками Л.Н. Чуешова.
Льётся дождь из серой тучи,
Водопад с высокой кручи.
Чайник на огне стоит –
Пар из носика валит.
Она в капельках росинок,
Она в прелести снежинок.
Из тумана, изо льда получается
ВОДА.
III Операционно – познавательный этап
Учитель организует викторину, в ходе которого учащиеся смогут повторить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах, значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
Для этого создаются две команды, которые заранее придумывают название в соответствии с данной темой и девиз команды. Несколько человек из класса выбираются в команду судей.
В начале соревнования командами исполняется «Гимн химиков ».
Мы рождены разлить все то, что льётся,
Рассыпать то, чего нельзя разлить.
Наш коллектив химическим зовется,
Мы будем вечно химию любить.

Припев:
Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
То следом отправиться сам!

Мы не чета всем физикам – пижонам,
За пояс математиков заткнём,
И по халатам рваным и прожжённым
Мы химиков повсюду узнаём.

Припев.

Пропахли мы аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем взором
И всё на вкус попробовать должны.

Припев.
Материалы для викторины.
1 раунд. «Разминка».
Задание для команд: составить по пять предложений, в которые вложился бы весь материал темы «Вода». За каждое предложение начисляется по 1 баллу.
2 раунд. Конкурс «Домашнее задание»
Вопросы командам предлагается приготовить за неделю до урока. За каждый правильный и полный ответ начисляется по 1 баллу.
Перечень вопросов и ответов на вопросы.
1. Можно ли бегать по поверхности воды?
(Ответ: Можно. Это можно увидеть летом, если посмотреть на поверхность любого пруда или озера. Вес некоторых насекомых очень мал, и поверхность воды выдерживает такое давление.)
2. Какое их свойств воды можно назвать самым важным?
(Ответ: самое важное в мире – это жизнь, а без воды нет жизни)
3. В атмосфере какого металла вода горит ярким пламенем?
(Ответ: вода горит ярким пламенем в атмосфере фтора)
4. Какое влияние на свойства воды оказывает магнитное поле?
(Ответ: магнитное поле изменяет физико – химические свойства воды – величину поверхностного натяжения, электропроводность, плотность).
5. Есть ли опасения, что человечеству грозит нехватка воды?
(Ответ: запасов пресной воды становится с каждым годом всё меньше. Пресные водоёмы с каждым годом всё больше загрязняются).
6. При одинаковой ли температуре замерзает кипячёная и некипячёная вода?
(Ответ: кипячёная вода замерзает, когда её температура ниже 7 С, некипячёная - при 0С)
7. Как происходит самоочищение воды?
(Ответ: вода, благодаря растворенному в ней кислороду и деятельности некоторых бактерий, обладает способностью к самоочищению).
8. Кем и когда был установлен состав воды?
(Ответ: состав воды был установлен А. Лавуазье в 1783 году синтезом из водорода и кислорода).
9. Сколько видов воды может существовать?
(Ответ: может существовать 48 видов воды, в том числе 39 радиоактивных и 9 устойчивых)
10. Может ли быть вода сухой?
(Ответ: недавно учёные сумели приготовить сухую воду. К обычной воде добавили немного тонкого порошка несмачиваемой кремниевой кислоты. Вода сразу становится сухой и сыпучей. Её можно пересыпать, перевозить в пакетах.)
11. Может ли вода помнить? (может)
12. Что такое «лёгкая» вода?
(Ответ: это та самая вода, формулу которой знают все школьники – Н2О. в природе такой воды нет. Её с трудом приготовили учёные в лаборатории).
13. Бывает ли «горячий» лёд?
(Ответ: при сжатии под высоким давлением обычного льда образуются его разновидности. Их всего 7. Одна из них представляет собой лёд, который плавится при морозе – 40С и называется «горячий лёд»)
14. Почему лёд легче воды?
(Ответ: при охлаждении вода расширяется, поэтому лёд легче воды (плотность льда 0,92 г\ дм3)).

3 раунд. Знатоки.
Обе команды выполняют задания на развороте доски. Оцениваются правильность и быстрота выполнения. За каждый правильный ответ начисляется команде по 1 баллу. За быстроту начисляется 1 балл команде, которая первой выполнила задание:
Вода реагирует с:

1 2 3
Примеры формул реагирующих веществ
Продукты реакции

Ответ:
1 2 3
Металлами Основными оксидами Кислотными оксидами
Примеры формул реагирующих веществ Na + H2O BaO + H2O CO2 + H2O
Продукты реакции Основание + водород Основание Кислота

В это время учитель проводит разминку для зрителей – игра «Угадайка ».
1. Меня частенько просят, ждут. А только появляюсь – и прятаться начнут (дождь).
2. Горя не знаем, а только плачем (облака).
3. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а едет, глаз нет, а плачет (туча).
4. В воде не тонет, в огне не горит (лёд).
5. Что вниз вершиной растёт? (сосулька)

4 раунд. «Угадай»
Участники одной команды должны разгадать сценку другой команды. Сценка отображает понятие темы. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
5 раунд. «Художники»
Капитан одной команды читает подготовленное стихотворение. Участник другой команды (на листе бумаги, фломастерами) делает зарисовки и пишет ответ. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Стихотворения:
Эта желтая бумажка
Всё укажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда,
Не изменит цвет тогда (индикаторная бумага).

В щелочах я очень желтый,
А в кислотах – очень красный,
А в среде нейтральной
Цвет оранжевый, прекрасный,
Индикатор верный ваш.
Как зовут? (метилоранж)

Красный я не от стыда,
Просто в колбе - … (кислота)
Синим стану – в колбе … (щелочь)
Фиолетовым - … (вода).

Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные,
А в растворах щелочей
Становлюсь малиновым –
Ярче всех малин!
Кто я? (фенолфталеин)

IV Контрольно – корректирующий этап
Зрительское жюри подводит итоги соревнования, объявляет победителей игры.
V Рефлексивный этап .
«Радуга настроения ».
На столе у учащихся лежат карточки зелёного, красного и желтого цвета. С каким настроением Вы уходите с урока? Учащиеся поднимают «радугу настроения»: понимаю изученное – зелёный, нужно поработать, чтобы полностью разобраться – жёлтый, ничего не понял – красный.

Список литературы :
1. Примерное календарно – тематическое планирование «Химия 7-11 классы». – Минск: Аверсэв, 2013.
2. Учебная программа для учреждения общего среднего образования с русским языком обучения «Химия. 7-11 классы». – Минск, 2012
3. Химия: учебник для 7 классов учреждений общего среднего образования/ И.Е. Шиманович. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: Нар. Асвета, 2012.


СВОЯ ИГРА « МИР ВОДЫ»
(Интегрированная интеллектуально-познавательная игра для старшеклассников к Всемирному дню Воды, 22 марта)
Подготовила и провела учитель биологии, химии МБОУ «Русско-Акташская сош» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Белоногова И.А.
Нет на Земле напитка лучше,
чем стакан холодной чистой воды.
(В. Песков)
Цели: показать значение воды в природе и жизни человека; развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, желание экономить пресную воду.
Правила игры
1. В игре принимают участие три команды по 5-6 человек, которые, пользуясь табло, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимет сигнальную карточку.
3. При правильном ответе на вопрос на счёт команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
4. В игре встречаются следующие секторы:
- «Кот в мешке». Команда передаёт право ответа на вопрос одной из команд-соперниц.
- «Своя игра». Команда имеет право увеличить стоимость вопроса в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент она располагает.
- «Вопрос-аукцион». Соперники могут перекупить вопрос, поставив на кон большее количество баллов, но не выше суммы баллов, имеющихся на счету команды. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде.
Если команда идёт ва-банк, другие команды могут перекупить этот вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов на их счету больше. В случае игры ва-банк при неверном ответе, на счету команды остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.
5. Количество баллов выбранного вопроса стирается из таблицы.
Ведущий:
Живой может быть и мёртвой,
И жидкою, и очень твёрдой…
Таится может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться!
- Ребята, вы догадались, о чём идёт речь в загадке? (О воде.)
- Не забыли какая сегодня дата?! (22 марта.)
22 марта отмечается очередной Всемирный день воды. Самой обыкновенной воды, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной - потому что без неё мы просто не смогли бы жить. Сегодня мы с вами будем говорить только о воде и о том, что с ней связано. Я объявляю интеллектуально-познавательную игру, посвящённую этому уникальному минералу, которая так и называется - «Мир воды».
Знакомит с условиями игры.
Первый раунд
Планета Вода 10 20 30 40 50
Загадки о воде 10 20 30 40 50
Вода в музыке и литературе 10 20 30 40 50
Вода и её свойства 10 20 30 40 50
Жизнь в воде 10 20 30 40 50
Тема: ПЛАНЕТА ВОДА
Вопросы:
10 баллов. Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (Три четверти, 75 %.)
20 баллов. Какой океан на Земле является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан.)
30 баллов. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?(В Антарктиде.)
40 баллов. Какая часть от общего количества воды на Земле приходится на Мировой океан? (Около 97 %.)
50 баллов. «Кот в мешке».
Перечислите основные части гидросферы? (Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере.)
Тема: ЗАГАДКИ О ВОДЕ
Вопросы:
10 баллов.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому, что невкусна –
И горька, и солона.
(Море.)
20 баллов.
Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра.
Не пищит и не кусает –
Просто так себе летает.
(Снежинки.)
30 баллов.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник.)
40 баллов. « Своя игра».
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса.)
50 баллов.
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман.)
Тема: ВОДА В МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ
Вопросы:
10 баллов. Сколько лет рыбачил на море старик в известной сказке А. С. Пушкина, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и три года.)
20 баллов. Как называется известный балет П.И.Чайковского, посвящённый прекраснейшим водоплавающим птицам? («Лебединое озеро».)
30 баллов. О чём писал Г.Р. Державин в следующих строках?
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребраКипит внизу, бьёт вверх буграми;
От брызгов синих холм стоит,
Далече рёв в лесу гремит.
(О водопаде. Стихотворение «Водопад».)
40 баллов. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…ты самое большое богатство на свете». Назовите автора этих слов. (Французский писатель - лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.)
50 баллов. «Кот в мешке».
Продолжи стихотворение Л.Мартынова:
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало - чистой…
(Дистиллированной воде.)
Тема: ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА
Вопросы:
10 баллов. Какая вода вкуснее: водопроводная или родниковая? (Вода безвкусна, вкус воды зависит от растворённых в воде веществ.)
20 баллов. Почему мокрое бельё на морозе почти высыхает? (На морозе жидкая вода замерзает и превращается в лёд, но бельё всё-таки высыхает, т. к. твёрдая вода зимой в результате процесса испарения может превращаться в пар.)
30 баллов. «Кот в мешке».
Каково свойство воды, из-за которого выветриваются горные породы, крошится гранит, разрываются водопроводные трубы? (Расширение воды при замерзании, увеличение давления.)
40 баллов. Какое свойство воды обеспечивает жизнь в ней водных организмов? (Способность воды растворять многие вещества. Растворённый в воде кислород воздуха обеспечивает жизнь водным организмам.)
50 баллов.
Какое значение для природы имеет высокая скрытая теплота плавления льда? (Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений.)
Тема: ЖИЗНЬ В ВОДЕ
Вопросы:
10 баллов. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. (Плотная среда, недостаток света, ограниченное количество кислорода, слабые перепады температуры.)
20 баллов. Почему в водной среде обитают самые крупные и тяжёлые животные? (В водной среде выталкивающая – архимедова сила позволяет значительно компенсировать силу тяготения.
30 баллов. Поверхностный слой морской воды густо заселён организмами. Как вы думаете, почему? (Это тёплый и хорошо аэрируемый слой воды.)
40 баллов. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах, сопровождается замором рыбы. Объясните это явление. (Цветение воды – это массовое размножение водорослей и цианобактерий. Разложение отмирающих водорослей и бактерий вызывает осирую нехватку кислорода в водоёме. Органические вещества претерпевают бескислородное разложение, в результате чего выделяются метан, аммиак, сероводород – газы, губительные для рыб и других водных обитателей. Кроме того, некоторые сине-зелёные при жизни выделяют ядовитые вещества.)
50 баллов. «Вопрос-аукцион».
Известно, что на глубинах свыше 1000 м водные обитатели живут в полной темноте, поскольку солнечный свет не способен проникать сквозь такую толщу воды. Объясните, почему же среди глубоководных рыб у многих развиты органы зрения. (Развитие органов зрения у глубоководных рыб связано с тем, что многие животные глубин способны светиться. Обычно свечение возникает в результате соприкосновения секрета светящихся клеток с водой, у ряда рыб свечение вызывают симбиотические организмы.)
Тайм – аут.
Второй раунд
Элексир жизни 20 40 60 80 100
Растворы 20 40 60 80 100
Легенды и действительность 20 40 60 80 100
Краеведение 20 40 60 80 100
Экологический мониторинг 20 40 60 80 100
Тема: ЭЛЕКСИР ЖИЗНИ
Вопросы:
20 баллов. Сколько дней человек может прожить без воды? (Максимум 7 дней.)
40 баллов. Биохимики шутят: «Жизнь – это одушевлённая вода». А сколько воды в организме человека? (75 %).
60 баллов. «Своя игра».
Какую воду иногда называют «живой»? (Полученную после таяния льда.)
80 баллов. Как называется целебный напиток из воды, в состав которого входят натуральные компоненты трав, экстракты плодов. (Фиточай.)
100 баллов. Какому известному художнику принадлежат следующие строки: «Воде дана волшебная власть – стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи)

Тема: РАСТВОРЫ
Вопросы:
20 баллов. Каких элементов не хватает в воде во многих районах Татарстана? (Йода и фтора.)
40 баллов. В древние времена римский император приказал бросить в воды этого моря рабов, скованных железными цепями, но они не утонули. О каком море идёт речь, почему в нём не тонут? (Мёртвое море. Исключительная солёность этого моря - в 1 литре воды этого моря содержится более 35 граммов солей - не даёт тонуть.)
60 баллов.
В 1 литре воды этого моря содержится 16 граммов солей: это почти в 2 раза меньше, чем в других морях и океанах. Какое море считается самым «пресным» ? (Каспийское море.)
80 баллов. Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по
3 кг на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драгоценного металла? (В водах Мирового океана, однако добывать золото из морской воды нерентабельно).
100 баллов. «Кот в мешке».
Вопреки утверждениям фирмы о том, что рецепт этого напитка никому не известен, журнал «Натур» опубликовал его состав: 84 % - вода; 3,6 % - углекислый газ; 12 5 – сахар; 0,2 % - жжёный сахар, который придаёт напитку цвет; 0,06 % - фосфорная кислота; 0,2 % - кофеин и небольшое количество растительных экстрактов. Что это за напиток? (Кока-кола.)
Тема: ЛЕГЕНДЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Вопросы:
20 баллов. Как звали бога моря у древних греков? (Посейдон.)
40 баллов. По легенде, она родилась из морской пены. (Афродита.)
60 баллов. У древних народов вода считалась символом плодородия и … (Бессмертия.)
80 баллов. «Вопрос – аукцион».
В средние века алхимики приписывали воде совершенство и обозначали воду именно в виде этой геометрической фигуры. Какой? (В виде перевёрнутого равностороннего треугольника.)
100 баллов. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот храм? (Богу воды.)
Тема: КРАЕВЕДЕНИЕ
Вопросы:
20 баллов. В долине какой реки расположен город Альметьевск? (В долине реки Зай.)
40 баллов. 7 августа 1939 года 1939 года недалеко от села Верхний Акташ Альметьевского района на колхозном поле под трактором СТЗ внезапно провалилась земля. Образовалась воронка глубиной в 52 м. Сегодня это озеро округлой формы и глубиной 28 м. Как оно называется? (Акташский провал).
60 баллов. «Кот в мешке».
Почему «Каму» можно считать главной рекой Татарстана? (Из всех больших рек на территории Татарстана «Кама» имеет наибольшую протяжённость 380 км.)
80 баллов. Две реки с примечательными названиями впадают в «Каму» почти напротив друг друга. Что это за реки (Ик и Иж).
100 баллов. « Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а всё таки до сего дня с любовью помню тихое тёмное озеро», - вспоминает Ф.И. Шаляпин. О каком озере Татарстана идёт речь? (Кабан).
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Вопросы:
20 баллов. Главными загрязнителями Мирового океана являются именно эти вещества. (Нефть и нефтепродукты.)
40 баллов. «Вопрос - аукцион».
Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных. (Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой плёнкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.)
60 баллов. Может ли повлиять вырубка лесов на состояние рек? (Да, произойдёт сокращение водоносности рек.)
80 баллов. Каковы могут быть последствия техногенного загрязнения человеком водоёмов? (Уменьшится содержание кислорода, снизится способность водоёма к самоочищению, сократится численность видов.)
100 баллов. Опишите, в чём преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений. (Даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит её загрязнения.)
Тайм – аут.
Подведение итогов игры, награждение победителей.

Елена Николаевна Чернопазова
«Вода, вода, кругом вода…». Викторина о воде для учащихся начальных классов.

Викторина о воде для учащихся начальных классов.

«Вода, вода, кругом вода…»

Цели: закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира;

развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность;

умение работать в команде.

Ход викторины

1. Организационный момент.

2. Беседа о воде. Сообщения детей.

3. Конкурсы: Загадочный

Название рыб (сообщения детей)

Где используют воду

Сказочная

Конкурс Капитанов

Конструктор

Путаница

Песенный

4. Подведение итогов. Награждение.

1. Организационный момент.

Ученики делятся на команды, дают им «водное» название, выбирают капитанов команд.

2. Беседа.

Как вы думаете, много ли воды на Земле?

(Слайд 3). Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Общая их площадь в 2.5 раза превышает территорию суши.

Сколько всего океанов?

Какие? Перечислите их названия.

Кроме океанов, что ещё нанесено синим цветом?

Какие моря вы знаете?

(Слайд 4).Такой видят космонавты Землю из космоса. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара и слой их имеет среднюю толщину около 4 км. Вода повсюду. И не случайно древние люди представляли себе Землю плавающей в океане на трёх китах - так много воды на планете, что она кажется главным её элементом. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т. д.

А под землёй текут реки?

(Слайд 5).Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Как живут там белые медведи, нерпы, пингвины и др. животные?

(Слайд 6).В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

(Слайд 7). Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

3. Конкурсы

«Загадочный»

На свете нет её сильнее.

На свете нет её буйнее,

В руках её не удержать

И на коне не обогнать.

Летит сова по синему небу

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

На поверхность с мамой всплыл,

Он позавтракал слегка.

За минуту сразу выпил

10 литров молока.

(Китёнок)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

В огне не горит,

И в воде не тонет.

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось-

С неба на землю свалилось.

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

(Снежинки)

Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок.

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

«Названия рыб»

Команды вспоминают названия рыб.

ОТВЕТЫ: окунь, сиг, налим, карась, судак, корюшка, акула, форель, сом, скат, белуга, угорь, тунец, треска, камбала, лосось и тд. Есть рыбы, опасные для человека: белая акула, пиранья, рыба-фугу, скорпена, маринка, скат-хвостокол. Они доставляют людям неприятности и даже могут стать причиной смерти. Для своей защиты рыбы используют шипы, зубы, яд и даже электрический ток.

Сообщения детей о рыбах, опасных для человека (белая акула, скат, пиранья, рыба-фугу).

Где используют воду?»

Человек может прожить несколько дней без еды, а вот без воды он не обойдётся.

Вопрос: для чего ещё, кроме питья, нужна вода человеку?

Для чего нужна вода?

«Сказочная»

Вспомните и назовите сказки о воде и водных обитателях.

«Конкурс Капитанов»

Сказка-загадка «Вода и воздух».

Загадка-вопрос: Почему раньше в океане и в воздухе никто не жил?

Ответы детей: Для жизни нужны и воздух, и вода.

«Конструктор»

За 3 минуты необходимо составить новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове ВОДОМЕРКА.

Ответы детей: вода, море, рак, дом, река и т. д.

«Путаница»

Посмотри на эти 7 слов, в которых перепутались буквы.

Вопрос: Какие рыбы в них спрятались?

Ущка щука

Лимна налим

Кьсраа карась

Нукоь окунь

Бовал вобла

Лптвол плотва

«Песенный»

Вспомнить и пропеть как можно больше песен о воде.

«Жил отважный капитан…»

«Ты -морячка, я -моряк…»

«По синему морю, к зелёной Земле…»

«Море зовёт, волна поёт…»

«Море, море, мир бездонный…»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №58 г.ТОМСКА

Конкурсная разработка внеклассного мероприятия:

Экологическая викторина "Вода и её обитатели"

Предназначена для обучающихся 1-4 классов

Разработала:Уртамова

Елена Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 58 г.Томска

Томск-2016

Экологическая викторина "Вода и её обитатели".

Цель: создать условия для знакомства учащихся с различными водными объектами.

Задачи:

Предметные УУД :

развивать умение анализировать услышанную информацию, совершенствовать умения давать характеристику объекту, совершенствовать умение выстраивать последовательность событий.

Метапредметные УУД :

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в группе; умение выражать свои чувства, содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.

Личностные УУД : создать условия для формирования положительного отношения к природе, понимать и принимать нравственные ценности, как доброта, ответственность за животный и растительный мир природы родного края, воспитывать экологическую культуру.

Технологии: информационно-компьютерная технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология, элементы РКМЧП, групповая технология, игровое обучение.

Методы : словесные (беседа, диалог, монолог), наглядные, практические; объяснительно-иллюстративные, поисково-исследовательские;

Приемы: заполнение кроссворда, «верные и неверные утверждения», прем «точка зрения», определение сказки по главному герою, отгадывание главного героя по музыкальному фрагменту.

Формы организации : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат : учащиеся должны иметь представления о водных объектах своего края; научиться отстаивать личную позицию.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, белый проекционный экран, колонки; литровая банка с водой, пипетка.
Оформление: красочный заголовок мероприятия; мультимедиа презентация «Вода, вода, кругом вода…», книжно-иллюстративная выставка «Чистый голос воды»; запись фрагмента мультфильма «Катерок» (Союзмультфильм, 1970 г.) с песней «Синяя вода» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского, исп. А. Ведищева и детский хор студии «Спутник»); запись мультфильма «Берегите воду» (Экран, 1982 г.) презентация проекта Сороквашиной Светланы.
Ход мероприятия

Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери

-
Здравствуйте, ребята! 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1994 году по предложению Международной ассоциации водопользователей.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда
!

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Рыжова Н. Волшебная вода
Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с героем мультфильма «Катерок» маленьким катерком «Чижик». В нашем путешествии мы посетим несколько островов. На каждом из этих островов вы, ребята, будете отвечать на мои вопросы или знакомиться с водными обитателями. Итак, в путь!

Конкурс 1. Загадочный остров
На Загадочном острове много воды, поэтому жители этого острова подготовили для вас, ребята, загадки о воде и различных водных объектах
.

Вопросы к кроссворду:
1.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

(Вода)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

(Болото)
3.
В земле живёт,
И бежит, и бьёт,
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой

Его не удержит.
(Родник)
4.
Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)
5.
Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается...

Как это зеркало называется?

(Пруд)
6.
Не перина, не подушка,
Положить его под ушко
Не получится никак –

Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт.

(Облако)
7.
Говорю я брату:

- Ох, с неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеётся брат, -

Твой горох ведь это...

(Град)

В выделенных клетках по вертикали получилось слово – ВОДОПАД.
Вниз летит воды каскад!
Это милый водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.

Через край крутых обрывов
Вниз летит с огромной силой.

Водопад всегда шумит:
То тихонечко журчит,
То ревёт раскатом грома,
Под собой создав каньоны.
Андреева-Доглядная М. Водопад

ЭТО ИНТЕРЕСНО


Наша планета Земля – планета воды. Более 2/3 поверхности Земли занимают воды океанов, морей, озёр и льдов, поэтому из космоса наша планета выглядит голубой. Кажется, что беспокоится не о чем – уж чего-чего, а воды хватает. Но странная вещь: не всякую воду мы пьём. Со времён первых мореплавателей самым ценным грузом на корабле была пресная вода. Чем же объяснить жажду человечества при таких огромных запасах воды?
Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Ведущий показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).

Региональная специфика:

На территории Российской Федерации находится много водоемов, в том числе и озер. Самыми крупными из них являются: озеро , Ладожское озеро, Онежское озеро, Чудское озеро, озеро Ильмень, Хантайское озеро, Сегозеро, Кулундинское озеро и Телецкое озеро. Крупнейшим хранилищем пресной воды в России выступает и озеро . В озере Байкал содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Самое большое и глубокое пресное озеро планеты - это озеро Байкал . Озеро находится в , на территории и . Площадь озера составляет 31 500 кубических метров. Байкал – это глубокое озеро, по глубине оно стоит на первом месте. Глубина составляет более 1640 метров. На материке Евразия объем воды в озере Байкал больше только в Каспийском море. Байкал тянется на 636 километра, в ширину озеро достигает 80 километра.

Кулундинское озеро расположено неподалеку от города Славгорода в Алтайском крае. Озеро находится на 99 метрах выше уровня моря. Глубина везде примерно одинаковая – 5 метров. Площадь всего озера равна 600 квадратным километрам. Озеро довольно мелкое, но совсем высохнуть ему не дают впадающие в него реки. Это река Кулунда и река Суетка. Подпитывают озеро и ручьи. Летом вода в озере быстро прогревается. Температура обычно равна 26 градусам тепла.

Телецкое озеро площадью равное 230.8 квадратных километров является самым крупным озером Алтая. Озеро названо так по имени племени телеутов. Иногда Телецкое озеро именуют младшим братом озера Байкал . Озеро самое большое на Алтае. Глубина озера составляет 330 метров. В озеро впадает много рек и ручьев. Из озера течет лишь одна река Бия.

В Томской области насчитывается 18,1 тыс. рек, ручьёв и др. водотоков, общей протяжённостью около 95 тыс. км, в том числе - 1620 рек протяжённостью более 10 км (суммарная длина этих рек составляет 57,2 тыс. км). Главной водной артерией является река Обь. Протяжённость Оби в пределах области составляет 1065 км. Основные притоки Оби, впадающие в неё на территории Томской области: Томь, Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тым.

Сейчас в России пока нет недостатка пресной воды. Во многих мировых странах проблема недостатка воды стоит очень остро. Нехватка воды в России и в мире ожидается в ближайшем будущем. Исследователями приводятся следующие цифры. К 2050 году пресной воды людям будет предоставляться в четыре раза меньше по сравнению с 20 веком. Ученые выяснили, что к 20 годам 21 века один миллиард человек будет ощущать острую нехватку воды.

Катерок «Чижик» снова отправляется в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).


Конкурс 2. Остров Водных животных
На этом острове есть озеро, в котором живут разные животные. Давайте познакомимся с ними поближе. (Дети отгадывают загадки о животных пресных водоёмов, а ведущий рассказывает о них).
1. В водных зарослях живёт,
Страшный хищник пресных вод,
Рыбу ест, лягушек тоже,
Угадайте, это кто-же?
(Щука)

Щука – самый известный и крупный хищник наших водоёмов. Недаром её зовут «водяным волком». В отличие от настоящих волков щука охотится не стаями, а в одиночку. Она караулит добычу в засаде, спрятавшись среди водных зарослей, а затем неожиданно набрасывается на проплывающую мимо беспечную рыбку. Пасть щуки – очень страшное оружие. Зубы у неё острые и загнуты назад. Морда похожа на крокодилью. Из такого капкана добыче уже не вырваться. Щуку часто называют подводным санитаром, так как она питается не только живой, но и мёртвой рыбой. Щуки – долгожительницы. Некоторые из них доживают до 100 лет.

В водах Оби и ее многочисленных притоках водятся крупная щука и судак, окунь, язь, налим, елец, осетровые, плотва и караси, что привлекает сюда множество рыбаков.

2. Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (Окунь)

На теле окуней отчётливо видны чёрные и белые полоски, за это в народе их называют «матросиками» или «морячками». Плавники и хвост у них красного цвета. Окуни в отличие от щук охотятся стаями. Они загоняют в круг свою добычу, а затем хватают сбившихся в панике в плотный ком мальков. Главная их пища - мелкая рыбёшка и икра; крупные окуни любят раков.

3. Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад.(Рак)

У раков пять пар конечностей. Четыре из них – это ходильные ноги, а пятая пара – клешни. Своими клешнями рак защищается и ловит добычу. Усами он ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. У каждого рака имеется своя отдельная нора или даже несколько нор, вырытых в стенке берега. В реках с каменистым дном, раки укрываются под камнями, делая под ними углубления. При опасности, а также на зимовку, они закапываются в ил. Живут раки очень долго - не один десяток лет. Всеядны, но кормятся, в основном, мёртвыми животными, попавшими в воду. Раки могут жить только в чистой воде. Если люди будут беречь водоёмы от загрязнений, то в них будут обитать раки.

4. У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки.(Лягушка)

Весной в прудах и болотах слышно, как поют лягушки. В это время проходят лягушачьи свадьбы. Немного позднее на водных растениях можно увидеть икру лягушек, из которой потом появляются головастики – личинки лягушек. Сначала они совсем не похожи на взрослых лягушек. Но постепенно у них вырастают лапки, исчезает хвост, и они становятся лягушатами. Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом для речных птиц, а ещё лягушки украшают реку своим пением – кваканьем.

В Томской области лягушек обнаружили только в пойме Оби и её крупных притоков – Чулыма, Кети, Парабели и др.. В средней тайге (Нарым) отмечена максимальная численность – 422 особей/га на пойменных островах с обилием водоёмов. Южнее, в Колпашевской пойме численность ниже в 13 раз.

5. Есть такой на свете жук –
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет…(Плавунец)

По названию этого жука можно догадаться, что он хороший пловец. Этот жук – хищник. Сам маленький, а питается головастиками и мальками рыб.
6. Кровь пью,
А жизнь даю.(Пиявка)

Пиявок с древности использовали для того, чтобы убрать «излишки» крови и понизить кровяное давление. Сейчас это делают редко. Раньше во многих странах медицинских пиявок вылавливали и специально разводили тоннами. Вспомните Дуремара из сказки про Буратино, который ловил в пруду пиявок и продавал их. Пиявки, живущие в водоёмах, присасываются медленно. Поэтому, во время купания, бояться их не стоит. К тому же медицинские пиявки сейчас встречаются редко, а другие виды пиявок к человеку не присасываются. Кровь жертвы в кишечнике пиявок переваривается долго, поэтому они способны на длительные голодовки. Медицинские пиявки уже более 30 веков спасают человечество от болезней. В наши дни гирудотерапия возвращает себе былую славу, и совершенно обоснованно. широко используется в качестве эффективного метода лечения и в томских санаториях, например, в санатории «Синий утес».

7. Я в пруду живу,
На себе свой дом ношу.(Прудовик)


Прудовые улитки (прудовики) живут в прудах, небольших озерах или в затонах рек, где, особенно в тихий солнечный день, они оживленно ползают по дну или по прибрежной растительности. Также они часто плавают на поверхности водоёма, повиснув на поверхностной водяной плёнке. Питаются растениями. С помощью мускулистого языка, покрытого шипиками, они скоблят стебли и листья подводных растений. В случае опасности прудовики прячутся в раковину.

8. В воде родится,
А воды боится.(Стрекоза)

Летом над водой можно увидеть много летающих стрекоз. Эти насекомые живут на суше, но размножаются в воде. На водные растения в стоячих или медленнотекущих водоёмах они откладывают свои яйца. Из них потом появляются личинки стрекозы – наяды. Они очень опасные хищники. Охотятся на головастиков, мальков рыб, личинок других насекомых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО


Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. В 525 году до н. э. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях погибло от жажды пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза II – войско, которое не мог одолеть ни один враг. Вот что значит вода в жизни человека!

Продолжаем наше путешествие на катерке.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 3: Остров Водных растений


На этом острове есть небольшой, заросший разными водными растениями пруд. Совершим прогулку на пруд.
На берегу пруда топко. Вода стоит у самой поверхности. Здесь заросли различных осок. Это осока острая. Осоку острую некоторые ботаники ещё называют изящной из-за красивых длинных листьев. Листья у неё длинные, тёмно-зелёные и очень острые. Они крепкие и жёсткие – как лезвия. На краях – мелкие зубчики. Такие листья сорвать невозможно – обрежешь руку.

Посмотрим подальше от берега. Там на ровной водной глади можно увидеть красивые водяные белые лилии. Лилии вернее называть кувшинками, потому что плоды у них похожи на маленькие крыночки-кувшинчики. У них круглые кожистые плавающие листья. Лилии – как часы: к вечеру закрывают цветки и окунаются под воду, а утром снова появляются на поверхности и раскрываются. Лилии растут вперемежку с жёлтыми кубышками. У них листья в отличие от листьев лилий не круглые, а с заострённым кончиком. Ни лилии, ни кубышки в букеты рвать не стоит, так как эти растения редкие. К тому же они, в отличие от наземных цветов, в вазе с водой стоять всё равно не будут, а сразу завянут.
Недалеко от берега можно увидеть растение, которое вы наверняка знаете. Это рогоз широколистный. Он хорошо известен по чёрно-коричневым початкам, которые образуются к осени на верхушке стебля. В народе его часто называют камышом, но это неправильно. В одной известной песне есть такие слова: «Шумел камыш, деревья гнулись». Это, скорее всего, о рогозе. Так как камыш шуметь не может, а вот широкие листья и толстые трубчатые стебли рогоза, колышимые ветром, могут издавать шум.

А это камыш озёрный. Он отличается от рогоза – стебли у него без листьев, как трубки, заострённые и закрытые с верхнего конца. На стебле-трубке сбоку как бы прилеплена кисточка тёмно-коричневых сухих плёнчатых цветков. Среди плёнок – тычинки и пестики.

Всю поверхность пруда покрывает тоненькая зелёная плёнка. Это заросли ряски – самого маленького цветущего растения. Ряска представляет собой зелёный лист около 1 см в диаметре, от которого снизу отходит небольшой корешок. Ряска идёт в пищу свиньям, курам и уткам («утиная трава»). Она относится к числу ценнейших кормовых, пищевых и лекарственных растений.

У нас в библиотеке есть много книг о воде, водных растениях и животных. (Ведущий делает обзор книг с выставки «Чистый голос воды»). Все эти книги вы, ребята, можете взять почитать домой.


ЭТО ИНТЕРЕСНО


Тело взрослого человека на 70 процентов состоит из воды. Ещё больше воды в теле ребёнка. При весе 40 килограммов в нем 34 килограмма воды. Вода есть в каждой клетке нашего организма, во всех тканях и органах. Больше всего воды содержится в крови человека. Меньше всего воды в костях.

Катерок «Чижик» вновь спешит продолжить свой путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 4. Сказочный остров
На этом острове собрались герои сказок, которые сами живут в воде или сюжет сказки связан с водой.
1. Какая рыба исполняла желания Емели?
(Щука, «По щучьему велению»)
2. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду?
(Пескарь Иванович)
3. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина?
(Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу?
(«Русалочка»)
5. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала?
(Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
ЭТО ИНТЕРЕСНО


Вода жизненно необходима всем живым существам на Земле: животным, растениям и человеку. Ребята, а вы любите воду? Для чего вам нужна вода? (Чтобы пить и мыться).
Кроме утоления жажды и мытья воду люди используют и для других целей.
Так, большое количество воды применяется в промышленности, особенно при изготовлении бумаги. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.
Вода нужна и в сельском хозяйстве для полива растений и для питья животных.
Реки, озёра и моря используются в качестве транспортных путей, ведь по ним ходят корабли и пароходы.
С помощью воды получают электрическую энергию. Для этого на крупных реках строят плотины и в них размещают гидроэлектростанции (ГЭС). Эти станции производят электроэнергию, которая по проводам поступает к нам в дома.


Нам пора снова отправляться в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 5. Музыкальный остров


Здесь живут сказочные герои, которые любят петь. Отгадайте, кто они. (Звучат фрагменты песен. Нужно отгадать героя и название сказки или мультфильма).
1. Песня лягушки-путешественницы. (В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
2. Песня черепахи Тортилы.
(А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
3. Песня о лягушке-царевне.
(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
4. Песня водяного.
(Мультфильм «Летучий корабль»).
5. Песня Капитошки.
(Мультфильм «Капитошка»).

Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!
Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:
Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –

По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

(Просмотр мультфильма «Берегите воду»).

Ответьте на вопросы:
1. Куда делась вода из реки?
2. Что случилось с рыбами?
3. Что мы должны делать, чтобы такое не случилось на самом деле?
Представьте себе, что вдруг на Земле кончилась вода. Что тогда произойдёт, ребята? (Всё живое погибнет).
Ребята, давайте будем беречь воду: закрывать краны дома, не мусорить на водоёмах и, конечно же, хвалить и благодарить воду. Ведь как говорится: Без воды и ни туды, и ни сюды!

Спасибо за внимание! До новых встреч, ребята!



Литература
1. Вершинина Т. А., Воронина Т. В., Комогорцева М. В. и др. Подводный мир / Т. А. Вершинина, Т. В. Воронина, М. В. Комогорцева и др. ; художн. А. Н. Сичкарь, Л. В. Корнилова. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 72 с. : ил.
2. Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителей / В. П. Герасимов. – М. : Просвещение, 1977. – 191 с. : ил.
3. Лопатина, А., Скребцова, М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2007. – 256 с. – (Образование о творчество).
4. Некрасов, И. Б. Капля камень долбит [Текст] / И. Б. Некрасов // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 83-87.
5. Парамонова, В. И. Кладовая природы [Текст] / В. И. Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 12. – С. 91-95.
6. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с. : ил.
7. 1000 весёлых загадок для детей. – М. : АСТ, 2008. – 382 с.
8. Шустов С. У воды и под водой / С. Шустов. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2012. – 112 с. : ил. – (Иллюстрированная энциклопедия о природе России).

Цели: закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде.

Ход викторины

I. Организационный момент.

Ученики делятся на команды, дают им «водное» название, выбирают капитанов команд.

II. Ответы на вопросы, которые были объявлены заранее.

1. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

2. Какой обитатель океана дышит одной ноздрей? (Кашалот)

3. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)

4. Кто клыками дно пашет? (Морж)

5. Что такое «морская капуста»? (Водоросли)

6. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)

7. Какая пролетающая стая обещает снег? (Стая гусей)

8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

9. У какой рыбы два глаза на одном боку? Почему? (Камбала. Это глубинная, донная рыба. В течение эволюции огромная толща воды как бы «сплющила» эту рыбу)

10. Какая река является самой длинной? (Нил)

11. Где зимуют раки? (В илистых берегах рек)

12. Является ли пингвин птицей? (Да, он откладывает яйца, у него есть крылья)

13. У какой птицы крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)

14. Какое морское животное прикреплено к одному месту? (Коралл прикреплен к кораблям, ко дну морей, океанов)

15. Какое животное ползает задом наперед? (Рак)

16.Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой)

17. Есть ли птичье молоко? У каких птиц? (У пингвинов)

18. Мечут ли икру кит и дельфин? (Нет, это млекопитающие, они рожают жизнеспособных детенышей)

19. Почему рыба быстро плавает? (У нее обтекаемая форма, позади нее не образуется завихрений, которые тормозят движение в воде)

20. Сколько лапок у водомерки? (4)

III. Конкурсы.

1. Конкурс «Загадочный».

1) На свете нет ее сильнее.

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать. (Вода)

2) Что бежит без прогону? (Вода)

3) Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю. (Рыба)

4) Чем я только ни богата:

Из меня готовят йод,

И консервы, и салаты.

Я росту в пучинах вод. (Морская капуста)

5) Охраняю я природу,

Санитар озер, болот!

Застоявшуюся воду

Очищаю каждый год. (Ряска)

6) В воде купался,

А сухой остался. (Гусь)

7) На поверхность с мамой всплыв,

Он позавтракал слегка.

За минуту сразу выпил

Десять литров молока. (Китенок)

8) Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

9) Без крыльев - летит,

Без ног - бежит,

Без паруса - плывет. (Облака)

10) В белом бархате деревья,

И заборы и дома,

А как ветер нападет -

Этот бархат опадет. (Иней)

11) Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

12) Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось -

С неба на землю свалилось. (Снег)

13) Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

2. Конкурс «Где мы используем воду?».

Ведущий . В самом начале викторины мы выяснили что пресной воды очень мало, всего 3 % от общего количества воды, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т. д.

Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

Работа в группах.

Детям предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».

Ведущий. Вот как много воды мы тратим, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Ответы детей. Прежде всего, в квартирах и домах не забывать закрывать кран; на отдыхе - не засорять, не загрязнять водоемы, в промышленности человек должен делать очистные сооружения.

3. Конкурс капитанов.

1. Назвать сказки о воде, водных обитателях и т. д. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Садко»; «По щучьему велению», «Русалочка», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

2. С завязанными глазами нарисовать морское животное. Члены команды должны отгадать его.

3. Кто больше? Вспомните название рыб. (Карась, окунь, карп, щука, осетр, сайра, лосось, белуга, тунец, сельдь и другие)

4. Конкурс песен.

Вспомнить и пропеть как можно больше песен о воде.

Ответы:

1. «Жил отважный капитан...»;

2. «Вода, вода, кругом вода...»;

3. Бескозырка белая, в полоску воротник...»;

4. «Море зовет, волна поет...»;

5. «Удивительный вопрос: почему я водовоз?»;

6. «Ты - морячка, я - моряк...»;

7. «Море, море, мир бездонный...»;

8. «Приходи ко мне, морячка...».

Физкультминутка

Рыбки плавают, ныряют (Имитируем движение рыбок)

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

Море волнуется - раз,

(Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа налево)

Море волнуется - два,

Море волнуется - три,

(Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз)

Морская фигура - замри.

Кто это? Что это?

Как угадать?

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Кто это? Что это?

Как разгадать?

(Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево)

Это рыбацкая лодка.

(Ноги на ширине плече. Руки в стороны, кисти подняты вверх. Слегка покачиваемся)

А это морская звезда.

(Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз)

А это улитка.

(Руки в стороны, выполняем круговые движения)

Всех разгадаю вас я.

(Руки разводим в стороны)

5. Конкурс «С улыбкой по стране» (работа с атласом или картой).

Вопросы:

1) Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)

2) В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)

3) Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)

4) Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа)

5) В Калининградской области нет вулканов, но там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)

6) В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием: в нем всего полбуквы. Назовите ее. (Река Пола - пол-А)

6. Сказка-загадка «Вода и воздух».

Жили-были океан (у него было очень-очень много воды) и атмосфера - это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения, в воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения - водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым.

Загадка-вопрос: Почему раньше в океане и в воздухе никто не жил?

Ответ: Для жизни нужны и воздух, и вода. Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как и без воды.

7. Конструктор.

За одну минуту необходимо составить новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове водомерка. Буквы можно повторять. (Дерево, вдова, мерка, ведро, река, вода, водка, рама, дом, кора, мак, мода, рак, арка, кар, кара, ром, род, овод, камера, мама)

8. Отгадайте ребусы.

9. Путаница.

Посмотрите на эти семь слов, в которых перепутались буквы. Какие рыбы в них спрятались?

1. ТОРЕС - осетр;

2. БОВАЛ - вобла;

3. МЛИНА - налим;

4. ГЕМАС - семга;

5. ЦЫБЕР - рыбец;

6. ЗНААС - сазан;

7. ДУКСА - судак.

10. «Знай-ка» (основной блок вопросов).

1. Назовите три состояния воды. (Пар, лед, жидкость)

2. Почему капля круглая? (В падении капля принимает форму шара, так как шар имеет наименьшую площадь, а значит, и сопротивление при данном объеме)

3. Сколько лучей у снежинок? (6)

4. Для чего нужен растениям снег? (Снег сохраняет растение от мороза)

5. Почему лед плавает? (Лед легче воды)

6. Существует ли живая вода? Если да, то как она образуется? (Живая вода - это минеральные воды. Несоленая вода в глубине земли насыщается растворимыми солями и становится минеральной. Всем известны целебные свойства минеральной воды. Поэтому она - живая)

7. Текут ли реки под землей? (Да, текут)

8. Что образуют подземные реки? (Пещеры)

9. Как называется бьющий из-под земли фонтан кипятка и пара? (Гейзер)

10. Как называется простейшее растение, которое встречается только в воде и служит пищей рыбам и водоплавающим? (Водоросли)

11. Сколько на нашей планете океанов? (4)

12. Какой океан является самым большим, а какой - самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

13. Белое, Красное, Черное, Желтое - что это? (Названия морей)

14. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)

15. Как называется начало и конец реки? (Исток, устье)

16. У какого водоема бывают рукава? (Река)

17. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

18. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)

11. Кроссворд.

1. По горизонтали: Водоем. (Озеро)

1. По вертикали: Очень большой водоем. (Океан)

2. Речной обитатель с клешнями. (Рак)

3. Хищница. (Акула)

4. Суп из рыбы. (Уха)

5. Знаменитая минеральная вода. (Нарзан)

6. Древнейшее, самое глубокое озеро в мире с самой чистой водой. (Байкал)

IV. Подведение итогов.