Серен кьеркегор основные идеи кратко. Философия С


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (КИРКЕГОР)

(1813-1855)

Датский теолог, философ, писатель. Противопоставлял объективизму Гегеля субъективную ("экзистенциальную") диалектику личности, проходящей три стадии на пути к Богу эстетические, этические и религиозные. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датской литературы, в XX веке - на экзистенциализм и диалектическую теологию. Основные сочинения "Или - или" (1843), "Страх и трепет" (1843), "Философские крохи" (1844), "Стадии жизненного пути" (1845)".

"Не только мои сочинения, но также и моя жизнь, причудливая интимность всего ее механизма, станет предметом бесчисленных исследований", - предрекал Кьеркегор. Едва ли можно назвать другого философа, личная жизнь и творчество которого находились бы в столь неразрывной связи, как у Кьеркегора. Одиночество было его стихией: он искал и находил блаженство в том, чтобы "быть одним, буквально одним в необъятном мире…"

Серен Аби Кьеркегор появился на свет в Копенгагене 5 мая 1813 года. Отцу мальчика Микаэлю было 57 лет, матери - 45. Возможно, это было причиной его слабости и хилости при необычной остроте ума. У Микаэля Кьеркегора было семеро детей, но пятеро из них умерли. Старший брат Серена унаследовал не только ум, но здоровье и религиозность родителей, что привело его к сану епископа.

В детстве отец философа пас овец в Ютландии. Двенадцатилетним его привезли в Копенгаген, где он впоследствии разбогател на торговле чулками. Приобретя шесть собственных домов в Копенгагене и скопив крупное состояние, сорокалетний Кьеркегор-отец прекратил торговую деятельность и жил на доходы со своего капитала.

Мать Серена Анна вначале была служанкой в доме его отца. Микаэль вступил с нею в брак вскоре после смерти первой жены, и гораздо скорее, чем полагалось по закону, у них родился ребенок.

"Я родился в результате преступления, я появился вопреки воле Божьей… - писал его младший сын в "Дневнике" незадолго до смерти. Микаэль был угрюмым, мрачным, суровым человеком, религиозным фанатиком, предавшимся после прекращения торговли молитвам и покаянию в грехах. Воспитание юного Серена находилось под контролем отца. "С детства, - писал он впоследствии, - я находился во власти невыносимой деспотии… Будучи ребенком, я подвергался строгому и суровому христианскому воспитанию, говоря по-человечески, безумному воспитанию…"

В шесть лет Серен пошел учиться в школу. Хилый, болезненный мальчик, с искривленным позвоночником и кривыми тонкими ножками, не оставался в долгу перед насмешниками и обидчиками. Задиристого и язвительного Серена отец прозвал "вилкой".

Осенью 1830 года по воле отца семнадцатилетний Серен стал студентом теологического факультета Копенгагенского университета. Зачисленный, как и все студенты, в королевскую лейб-гвардию, он через три дня был отчислен из нее по состоянию здоровья. Да и теология не заинтересовала молодого студента. "Тщетно ищу я, - писал он в начатом в 1834 году "Дневнике", - что-либо, что могло бы оживить меня. Даже звучный язык средневековья не в состоянии заполнить образовавшуюся во мне пустоту". Его больше привлекала эстетика. Занятия на теологическом факультете тянулись целое десятилетие. Недолгое время, будучи студентом, он преподавал латинский язык в одной из гимназий и только в 1840 году сдал последний университетский экзамен.

Кьеркегор вел легкомысленный образ жизни, свойственный молодежной богеме, предпочитая серьезным занятиям и изучению богословских трактатов попойки с приятелями в ресторанах и посещение оперного театра, благо отец терпеливо оплачивал все долги своего "блудного сына". Однако образ жизни фланера и повесы неминуемо привел к неудовлетворенности, разочарованию и депрессии, из которой вывело Серена неожиданное знакомство с четырнадцатилетней Региной Ольсен.

Кьеркегор впервые встретился с ней в мае 1837 года. "Между ней и мною была бесконечная дистанция", - писал он впоследствии. Она - непосредственная, жизнерадостная, оживленная, а он - нервный, ироничный, претенциозный. Но крайности сходятся. Они полюбили друг друга.

"… Я пережил в себе самом за полтора года больше поэзии, чем во всех романах, вместе взятых". Это была его первая и последняя любовь. Три года после знакомства они были помолвлены. А на другой день после обручения, как свидетельствует его "Дневник", Серен уже сожалел об этом. Ровно год спустя неожиданно для Регины она получила обратно обручальное кольцо с прощальным письмом. "Прости человека, который, если и способен на что-нибудь, не способен, однако, сделать девушку счастливой". Регина была в отчаянии. Серен оставался непреклонным. Но расставшись с Региной, он долгие годы тяжело переживал это расставание, до конца жизни сохраняя в душе верность своей единственной любви, "… я люблю ее, никогда другой не любил и любить не стану".

Он искал встреч с ней на улице и в церкви. Писал ей письма. То и дело возвращался к своим переживаниям в дневнике и литературных произведениях. "Ни одного дня не проходило с тех пор, когда бы я не думал о ней с утра до вечера", - писал Серен в "Дневнике" пять лет спустя после расторжения обручения. И еще через три года: "Да, ты была возлюбленной, единственной возлюбленной, я любил тебя больше всего, когда мне пришлось тебя покинуть".

В наброске неотправленного письма к Регине, написанного им в 1849 году, есть такие строки: "Благодарю тебя за то время, когда ты была моею. Благодарю тебя за все, чем я тебе обязан… Благодарю за твою детскость, ты мой увлекательный учитель, благодарю за все, чему я научился, если не благодаря твоей мудрости, то благодаря твоему очарованию". Спустя шесть лет после разрыва Регина вышла замуж за своего бывшего учителя и поклонника Фрица Шлегеля, впоследствии датского губернатора на Антильских островах. "Она вышла замуж… Когда я прочел об этом в газете, меня словно хватил удар…" Кьеркегор обратился с письмом к Шлегелю: "В этой жизни она будет принадлежать вам. В историю она войдет рядом со мною". Он посвятил ей две свои "Назидательные речи". Он завещал ей все свое имущество. Регина Шлегель пережила Кьеркегора на полвека. Она умерла 82 лет от роду. "Он пожертвовал мною Богу", - писала она незадолго до смерти.

Каких только домыслов ни высказывали кьеркегороведы для объяснения разрыва. Одни объясняли его импотентностью Кьеркегора, другие сравнивали с жертвоприношением Авраамом своего единственного сына. В литературных произведениях Кьеркегора есть некоторые раздумья о браке, которые проливают свет на его экстравагантный поступок. "Немало мужчин стали гениями благодаря девушке, немало мужчин стали героями благодаря девушке, немало мужчин стали поэтами благодаря девушке, немало мужчин стали святыми благодаря девушке, но кто в действительности сделался гением, героем, поэтом или святым благодаря девушке, ставшей его женой? Благодаря ей он становился лишь коммерческим советником, генералом, отцом семейства".

А вот и чистосердечное признание: "Если бы я женился на Регине, я никогда не стал бы самим собой". Таково крупнейшее событие в личной жизни Кьеркегора, биография которого сделалась предметом бесчисленных исследований. Разрыв с Региной произошел спустя две недели после того, как Кьеркегор защитил свою магистерскую диссертацию: "О понятии иронии, с особым вниманием к Сократу". "Магистром иронии" называл себя впоследствии Кьеркегор.

В этой диссертации обнаруживается не только тщательное изучение сократических диалогов Платона, но и знания философии Гегеля, полученные от университетских преподавателей, датских гегельянцев Хейберга и Мартенсена. Но в этой диссертации заметно сказывается влияние датских антигегельянцев Меллера и Сибберна. Прав знаток литературного наследства Кьеркегора Нильс Тульструп, утверждая, что уже и в то время Кьеркегор не был гегельянцем.

Через две недели после разрыва он уезжает в Берлин слушать лекции Шеллинга. По возвращении домой после четырехмесячного пребывания в Пруссии начинается новый этап в его жизни - творческое затворничество. В 1838 году ушел из жизни отец Серена. Еще ранее умерли его мать, все сестры и два брата. Остался в живых лишь один старший брат, будущий епископ. Не случайно критическая статья Кьеркегора о романе X. К. Андерсена озаглавлена: "Из бумаг одного пока еще живого".

В наследство от отца ему осталась крупная сумма, более 30 тысяч ригсдалеров в ценных бумагах, обеспечившая ему не только комфортабельное, расточительное существование до конца жизни, но и позволившая оплачивать издание всех его сочинений. Поселившись в просторном доме, обслуживаемый секретарем и слугой, Серен не отказывал себе ни в хороших сигарах, ни в изысканных винах. Он жил замкнуто, в полном одиночестве.

"Я живу, - писал он в своем "Дневнике", - в своей комнате, как в осаде, не желая никого видеть и постоянно опасаясь нашествия противника, то есть какого-нибудь визита, и не желая выходить". Но каждодневно он выходил на прогулку по улицам Копенгагена, тощий, очкастый, со своим "верным другом" - зонтом под мышкой, с широкополым цилиндром на макушке и сигарой в зубах, обмениваясь ироническими репликами со встречными знакомыми. Вернувшись домой, в свою "осажденную крепость", он принимался за работу.

За исключением нескольких месяцев преподавания латинского языка и кратковременных занятий в пасторской семинарии, Кьеркегор никогда нигде не состоял "на службе". Предназначенный отцом к пасторской деятельности, он не воспользовался окончанием теологического факультета. И хотя Кьеркегор на разных этапах своей жизни намеревался стать сельским священником, он так и не осуществил этого намерения. Не воспользовался он и возможностью университетской деятельности, открывшейся ему после получения ученой степени. Но работоспособность его поистине поразительна.

Стоя у пульта, он писал и писал, денно и нощно, при свечах до рассвета.

"Поэтому я люблю тебя, тишина духовного часа, здесь в моей комнате, где никакой шум и никакой человеческий голос не нарушают бесконечность раздумья и мыслей. Поэтому я люблю тебя, тишь одиночества".

В1843 году вышло в свет крупнейшее произведение Кьеркегора - двухтомная этико-эстетическая работа "Или - или" в 838 страниц. За последующие двенадцать лет (до его смерти) он опубликовал более шести тысяч печатных страниц (пятнадцать томов Собрания сочинений), а его рукописное наследство составляет почти десять тысяч страниц (в том числе "Дневник", начатый им с 1838 года и продолженный до конца жизни), заполнивших двадцать печатных томов. Это эстетические, этические, религиозные (88 "Назидательных речей"!), философские произведения. "Датский Сократ", как любят называть его почитатели, и в этом отношении радикально отличался от своего древнегреческого прообраза, не написавшего, как известно, ни одной страницы.

Вся жизнь Кьеркегора - своеобразное опьянение литературным творчеством. Сам он сравнивал себя с Шехерезадой, спасавшей свою жизнь сказками, то есть творчеством. Однако покоя не было. "Или - или" имела успех (в 1849 году вышло второе издание), и Кьеркегор сделался местной знаменитостью, так как ни для кого не было секретом, кто кроется за псевдонимом Виктор Эремита и за другими псевдонимами быстро следовавших одна за другой его новых книг. Его произведения вызвали негодование обывателей, нескончаемые кривотолки. Сатирический журнал "Корсар" (распространявшийся с большим для тогдашнего Копенгагена тиражом в три тысячи экземпляров) сделал Кьеркегора предметом непрестанных карикатур и издевательств. Писателя изображали то на макаронных ножках, то сидящим на спине девицы. Самому редактору "Корсара", Гольшмиту, травля была вовсе не по душе, он очень ценил заслуги писателя в области религиозного мышления, и он ее в конце концов прекратил.

"Я - мученик насмешек", - записывает Кьеркегор в своем "Дневнике". На улицах в Копенгагене Кьеркегора преследовала брань прохожих. Мальчишки с криками "или - или" гонялись за ним и швыряли в него камнями. Его замкнутость и одиночество еще более усилились. "Если Копенгаген вообще когда-нибудь был единого мнения о ком-нибудь, то я должен сказать, что он был единодушен обо мне я - тунеядец, праздношатающийся, бездельник, легковесная птичка". "Для целого слоя населения я действительно существую как своего рода полупомешанный".

Жалобами на то, что никто, ни один человек его не понимает, пестрят записи в дневниках Кьеркегора. Всю жизнь Кьеркегор чувствовал себя несчастным человеком. Его одолевали меланхолия, ипохондрия, преодолеваемые пароксизмами творческого вдохновения. "Я - в глубочайшем смысле несчастная личность, которая с самых ранних времен была прикована так или иначе к граничащему с безумием страданию." "Кто я есть? Как я явился на свет? Почему меня об этом ранее не спросили?" "Где-то в Англии, - писал Кьеркегор, - имеется надгробный памятник, на котором начертано одно только слово: "Несчастнейший". Я могу предположить, что кто-нибудь это прочтет и подумает, что там никто не погребен и это предназначено для меня".

Каких только анормальностей не нашли специалисты (в кавычках и без кавычек) у датского философа: и шизофрению, и эпилепсию, и эдипов комплекс, и мазохизм, и нарциссизм, и бессознательный гомосексуализм, но чаще всего - маниакально-депрессивный психоз. Последнего диагноза придерживался и знаменитый датский психиатр X. Хельвегоду. По всей вероятности, так и было. Уж очень странный, неуравновешенный, причудливый, эксцентричный человек был Серен Кьеркегор. "Все существующее меня пугает, - признавался он. - От мельчайшей мушки и до таинства воплощения; все для меня необъяснимо, в особенности я сам. Неимоверно мое страдание, безгранично". Это исповедь двадцатипятилетнего студента, предававшегося разгульной жизни.

Все это, безусловно, надо учитывать при изучении творчества Кьеркегора. Но, в то же время, это был человек большой умственной одаренности, владеющий необычайным литературным мастерством. Немного можно назвать философов, обладавших таким стилистическим даром и изобретательностью.

Не только дневники, но и все литературные произведения Кьеркегора - эстетические, философские, религиозные - устремлены на самого себя, обращены внутрь, к собственным переживаниям, преломлены сквозь призму своего внутреннего мира. "Казалось бы, я пишу такие вещи, от которых должны рыдать камни, - писал Кьеркегор в своем "Дневнике", - но они лишь смешат моих современников".

Весьма характерно для литературной манеры Кьеркегора, что все свои основные произведения (исключая религиозные проповеди "Назидательных речей") он публиковал под различными псевдонимами. Уже в 1842 году в начале своей литературной деятельности он поместил в газете объявление, в котором отказывался от авторства "многих остроумных статей". Около двадцати статей обозначены инициалами, но все крупнейшие сочинения изданы под вычурными псевдонимами. Начиная с "Или - или" Кьеркегор выступал под десятком различных псевдонимов, притом даже антитетичных (Климакус и Анти-Климакус). (Иоанн Климакус - живший в VI веке настоятель синайского монастыря, мистик, описавший тридцать ступеней лестницы на пути души к небу). Вопреки нескончаемым сомнениям, одолевавшим Кьеркегора, у него не было сомнения в одном: в своей гениальности.

"Я отлично знаю, - утверждал он уже в начале своей литературной карьеры, - что в данный момент я самая одаренная голова среди всей молодежи…". А через пять лет: "То, что я являюсь писателем, который безусловно окажет честь Дании, это твердо установлено…" И еще год спустя: "О, после моей смерти одного "Страха и трепета" будет достаточно, чтобы сделать мое имя бессмертным".

Название одной из лучших книг философа "Страх и трепет" взято из Ветхого завета - она посвящена рассмотрению философско-нравственных проблем на материале сказания о Аврааме и Исааке. Задумываясь о смысле человеческой жизни, Кьеркегор создает беспредельно пессимистическую картину, связанную с реальной действительностью общества своего времени, но эта картина может быть соотнесена с современной эпохой.

Увы, современники не оценили его гения. Главное философское произведение писателя - "Заключительное ненаучное послесловие" не вызвало ни малейшего интереса и разошлось тиражом в 50 экземпляров. А "Философские крохи", пространным комментарием к которым было это произведение, по собственному свидетельству Кьеркегора, "безо всякого препирательства, без крово-, без чернилопролития эта работа осталась незамеченной, нигде не обсуждалась, нигде не упоминалась…"

Последний год жизни Кьеркегора - это год его бунта, мятежа, восстания против религиозного лицемерия и формальной обрядности протестантской церкви. Поводом для восстания послужила кончина в 1854 году главы датской протестантской церкви епископа Мюнстера, друга и духовного наставника Кьеркегора-отца. Когда его преемник епископ Мартенсен выступил с восторженной апологией своего предшественника как "свидетеля Христа", Кьеркегор взбунтовался. "Рядом статей этой газете ("Отечество") я открыл теперь, говоря военным языком, живой огонь, выступив против официального христианства и тем самым против духовенства в нашей стране".

За полгода на страницах газеты была опубликована 21 статья, а с 24 мая 1855 года начал выходить в свет собственный, издаваемый Кьеркегором на последние оставшиеся от отцовского наследства деньги, листок "Мгновение", всецело посвященный начатой им в "Отечестве" кампании. Философ с негодованием обрушился на официальные церковные установления и их блюстителей, предавших заветы Иисуса Христа. Особенно резким нападкам подвергся глава датской церкви. Клерикалы пришли в бешенство. Последний (десятый) подготовленный Кьеркегором номер не вышел в свет. Огромное нервное возбуждение не прошло бесследно. Кьеркегор, потеряв сознание, упал на улице и через несколько дней скончался в возрасте 42 лет.

Это произошло 11 ноября 1855 года. Чувствуя приближение смерти, философ пожелал причаститься, но не из рук священника, а от частного лица. В этом ему было отказано. Толпа видела в его смерти перст Божий. Своей надгробной эпитафией он задолго до смерти избрал: "Тот Единичный".

Многочисленные сочинения Серена Кьеркегора оставляют 28 томов, 14 из них занимают дневники. В философии Карьеркегора предвосхищены основные моменты современной экзистенциональной философии, которые пронизывают творчество Гуссереля, Ясперса, Хайдеггера, Сартра и Камю.

Серен Кьеркегор называл себя поэтом или писателем, но никогда - философом. Он восхищался народной поэзией: "В ней есть сила желаний. Желания же нашего времени только греховны и пошлы, - у нас все сводится к желанию поживиться за счет ближнего". В начале творчества писатель страдал от несовершенства своего языка и стиля: "Неужели я навек осужден только лепетать?" - и в дальнейшем достиг высокой художественности и поэтичности произведений. Кьеркегор хорошо знал античную философию, на которую ссылался в своих произведениях, и вел серьезную полемику с Кантом и Гегелем.

Наряду со свободой, страданием, грехом и виной одной из основных экзистенциалистских категорий у Кьеркегора является страх - это также одна из неотъемлемых всеобщих форм, атрибутов человеческого существования. Страх находится в нераздельном единстве с грехом, страданием и свободой. Страх - беспредметное чувство, владеющее человеком, страх перед "ничто", тревога, беспокойство. "Страх, - по определению Кьеркегора, - есть отношение свободы к вине". Подлинный страх - это страх грешника перед Богом. Это не низменное чувство, не животный инстинкт, а признак совершенства человеческой природы: "Тот, кто… научился страшиться по-настоящему, тот научился наивысшему". Без страха Божьего нет веры, нет религии. "Уничтожьте страшащееся сознание, - говорит Кьеркегор, - и вы можете закрыть церкви и сделать из них танцевальные залы".

Средоточием страха является страх смерти. Жизнь человеческая - это "жизнь к смерти". "Мне представляется, - гласит запись в "Дневнике" за 1837 год, - будто я раб на галере, прикованный к смерти; каждый раз, с каждым движением жизни, звенит цепь, и все блекнет перед лицом смерти - и это происходит каждую минуту". Все люди смертны, я человек, следовательно, я смертен, неминуемо обречен на смерть - как эхо звучит в его сознании на каждом шагу жизненного пути. Причем смерть для него не отдаленная перспектива. "… В каждое мгновение существует возможность смерти". Неминуемость ее сочетается с неопределенностью смертного часа. Она скрывается за каждым углом, непрестанно угрожает своей внезапностью. Это сочетание еще более обостряет страх смерти, делает его постоянным спутником жизни.

Но если жизнь есть не что иное, как страдание, страх, вина, то есть ли в ней смысл? Оправданна ли привязанность к жизни? Если жизнь лишена ценностей, то не все ли равно, как жить? "Женись, ты об этом пожалеешь; не женись, ты и об этом пожалеешь: женишься ли ты или не женишься, ты пожалеешь в том и другом случае… Повесься, ты пожалеешь об этом; не повесься, ты и об этом пожалеешь, в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости…"

Отчуждение от земных благ, пренебрежение ко всем конечным, земным интересам - это не безразличие, не равнодушие, а выбор, решение, принятое и проповедуемое Кьеркегором. "Первое истинное выражение отношения к абсолютной цели есть отречение от всего…" Монашество, аскетизм для этого недостаточны: решающим является не внешнее проявление, а внутреннее отношение. Слова апостола Иоанна: "Царство мое не от мира сего" - начертаны на экзистенциалистском знамени Кьеркегора. "Христианское учение возвещает, что страдание есть благо, что благом является самоотрицание, что отречение от мира есть благо. И в этом нерв этого учения". Отношение писателя к жизни с предельной выразительностью звучит в словах его последней записи в "Дневнике": "Назначение этой жизни - довести себя до высшей степени презрения к жизни". Тем не менее отчаяние - не последнее его слово.

Отчаяние - не только слабость, но и грех. Сама по себе жизнь бесцельна и бессмысленна. "Страдать, переносить страдания, идти к смерти. Но страдание не цель". Достигнув презрения к жизни, надо жить во искупление вины, обретая в жизни возмездие за грех. Из нужды Кьеркегор делает добродетель. "Христианин не мазохист… поскольку страдание есть средство и трамплин скорее, чем самоцель".

Признавая отчаяние конечным результатом мысли, Кьеркегор противопоставляет мысли веру. Его окончательная альтернатива либо вера, либо отчаяние. Жизнь, полная страдания, приобретает смысл и оправдание как путь к спасению через искупление. Страдание - дорогая цена, за которую всемогущий Бог продает человеку грядущее спасение.

Если разум приводит к отчаянию, вера спасает от него - таково основоположение экзистенциализма. Если разум убеждает в безнадежности, вера дает надежду, служит утешением. Надежду на бессмертие души. Жизни как преходящему, временному страданию противостоит вечное блаженство. Человек стоит на перекрестке. Одно из двух: или временная, земная жизнь, страх и страдание, "или презрение к земному, жертвенностью и страданием возвещая христианство" как путь к потустороннему вечному блаженству.

Страх смерти уступает место ее ожиданию как упоительной надежды, как избавления. "… Смерть есть всеобщее счастье всех людей…". Таким образом, страх смерти устраняется не презрением к смерти, а презрением к жизни, волей к смерти, преклонением перед ней. За этим следует безудержная мистика бессмертия души и загробного блаженства. "… Вполне ли надежно, - задает он вопрос, - что нас ждет вечное блаженство?"

Ответ на этот вопрос ставит нас перед "пропастью, через которую рассудок не может перейти…". Но это не меняет дела, "ибо я, - признается Кьеркегор, - вовсе не намеревался доказывать, что есть вечное блаженство…". Дело в том, что "вопрос о бессмертии по существу своему вовсе не научный вопрос… Объективно вопрос этот вообще не поддается ответу… Бессмертие - самая страстная потребность, в которой заинтересована субъективность, и в этой заинтересованности как раз и состоит доказательство".

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Представители немецкой классической философии - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов революционеров. Появились мыслители, которые не только изучали и объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Карл Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Известный протестантский теолог, писатель и философ Сёрен Обю Кьеркегор, появился на свет в Копенгагене, 5 мая 1813 года.

Биография Сёрена Обю Кьеркегора непродолжительна, но свидетельствует о длительной и серьезной работе.

Кьеркегор происходил из дворянской семьи и получил прекрасное образование. Он обучался в Копенгагенском университете и окончил его теологический факультет в 1840 году. В 1841 он получил степень магистра, защитив диссертационную работу «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», которая была посвящена концепциям иронии в работах романтиков и авторов Древней Греции.

Кьеркегор помолвился с Региной Ольсен, но помолвка была разорвана до 1851 года. После этого события Кьеркегор много работал и написал основные свои труды. После этого автор, чувствуя что сказал все, что был должен, оставил писательскую деятельность.

В 1855 году он принял живое участие в «церковной полемике». Кьеркегор вёл скрытную жизнь, не сближаясь с людьми, но при этом замечательно понимал человеческую природу. Работы философа отличаются психологической глубиной и точностью.

Кьеркегор резко критиковал выхолащивание христианской жизни, свойственное некоторым направлениям христианства, а именно, желание жить удобной и комфортной жизнью, но при этом считаться добропорядочным христианином. Кьеркегор посвятил проблеме христианского образа жизни экзегетические работы, такие как «Беседы» и «Введение в христианство», а также ряд последних публикаций в издании «Мгновения».

Кьеркегор скончался в 1855 году, во время эпидемии гриппа в Копенгагене.
Основные идеи Кьеркегора заключаются в следующем. Ключевой момент его философского наследия - это учение о трёх этапах человеческого существования, которое впервые было сформулировано философом в работе «Или - или». Идея была окончательно оформлена в виде учения уже позднее, в послесловии к «Философским крохам».

Три стадии, выделенные в человеческом существовании Кьеркегором, таковы:

Эстетическая,
- этическая,
- религиозная.

Рассматривая эти стадии, Серен Кьеркегор классифицирует людей на четыре типа, среди которых: обыватель, эстетик, этик и религиозный человек.
Первый из них, обыватель, живет так же, как окружающие. Он стремится создать семью, носить красивую одежду и хорошо говорить. Этот тип людей подвержен стадному инстинкту. Обыватели плывут по течению и смиряются с внешними обстоятельствами, не задумываясь о возможных изменениях в собственной жизни. О возможном выборе они даже не подозревают.

Эстетик знает о наличии выбора и понимает, что необязательно следовать за толпой. Он выбирает собственный путь, который является жизнью, полной удовольствий. Он любит хорошую еду, вино и красивых женщин. Его не заботят ответственность и чувство долга, а также вопросы правильного и неправильного. Эстетик живет в настоящем времени, он наслаждается жизнью и скучает, когда не происходит ничего интересного. Он знает, что жизнь его пуста.

Через эти переживания человек может перейти этическую стадию, на которой его поступки вдохновляет чувство долга и разум. Эстетик не чувствует в жизни пустоты, у него развита ответственность и чувство долго, он видит разницу между злом и добром и высоко ценит верность. Он стремится исключительно к хорошим поступкам и сторонится плохих. Этическая стадия не уничтожает бесследно эстетическую. Смена двух этих состояний происходит время от времени, колебаниями.

В конце пути человек приходит к осознанию ограниченности этих двух состояний и вновь испытывает отчаяние. В таком случае он может прорваться на последнюю, религиозную, стадию. На этой стадии им руководит вера и сердце, которые неподвластны разуму и чувственности.

Религиозный человек сознает свою греховность и видит совершенство только в Боге. Он стремится к спасению и верит, что Бог дарует ему это спасение.
Кьеркегор отталкивался от догмата о первородном грехе и определял его, как отчаяние, которое сопровождало всю человеческую жизнь. Отчаяние, произрастающее из греховности человечества - это единственный способ пробиться на стадию религиозности и прорваться к Богу.

Кьеркегор поставил в соответствие каждой стадии развития свой тип отчаяния.

«Отчаяние возможного» наблюдается у эстетического типа. Оно связано с жизнью, не соответствующей человеческим ожиданиям. В сознании своем такой человек стремится к подмене собственного Я новым, другим Я, которое обладает преимуществами в красоте, силе и уме. Это отчаяние от нежелания быть собой, оно приводит к такому явлению, как распад самости. Отдельные удовольствия, доступные эстету, фрагментарны, поэтому Я распадается и становится «песком мгновений».

«Мужественное отчаяние» - это тип отчаяния, возникающий как следствие желания обрести самость и непрерывное, цельное Я. Это результат нравственных усилий, которые прилагает человек. «Я» для него уже не является совокупностью случайных удовольствий, оно - это результат формирования личности в свободных условиях. Самонадеянность такого человека, который возомнил себя способным своими собственными человеческими силами воплотить я, приводит к новому виду отчаяния, свидетельствующего о понимании неспособности отринуть или преодолеть свою конечность и возвыситься над людьми, став ближе к Богу.

«Абсолютное отчаяние» свойственно религиозному человеку, который осознает богооставленность мира и собственное одиночество перед Богом. Вера такого человека истинна, она - результат не усвоения религиозных традиций, а абсолютно осознанного, ответственного и свободного выбора в ситуации, когда человек абсолютно одинок.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Кьеркегора Серена представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Все они останутся в памяти, но каждый будет велик относительно своего ожидания. Один стал велик через ожидание возможного, другой — через ожидание вечного, но тот, кто ожидал невозможного, стал самым великим из всех.

Серен Кьеркегор

Cевер мира — место, где издавна селились великаны. Они громоздили одну чудовищ ную глыбу на другую, строя жилища. Они заплывали далеко в океан, где били китов и тюленей. От их дикого смеха лавины сходили с гор. От злых дел нестерпимый холод сковывал землю. Великаны воевали с богами, жестоко мстя за обиду, не смиряясь перед угрозой. Что им боги? На Севере боги смертны, как все живое. На склоне обманного лета жизни грядет Великанская зима, когда перед гибелью мира три года будут длиться холод и мрак, солнце не проглянет сквозь тучи. Вражда и порок пожрут человечьи души. И мир падет, расколется на части. Огромные руки великанов сомнут и раздерут его. Боги умрут. Что властно победить смерть и страх смерти? Чем одолеть дрожь плоти? Мир Эдды Старшей недобр к слабому, сильного же учит мужеству.

В XX веке Европа оборотилась лицом к Северу. Духовную экспансию скандинавской культуры можно уподобить завоеваниям викингов тысячелетней давности, когда Европа тоже поневоле стояла лицом к северному ветру и — глаза в глаза — встречала те разрушения и свежие СИЛУ, что нес ей варварский мир.

Иначе обстояло дело полтораста лет назад. Произведения Серена Кьеркегора не привлекли внимания современников: в XIX веке от скандинавов не ждали философских истин. Между тем с 20-х годов нашего столетия экзистенциальная философия, отцом которой сегодня почитают датского затворника, завладела не только умами теоретиков, но и воображением художников, очарованных прямой постановкой предельных вопросов человеческого бытия.

Отрок вожделеет к женщине: рыжая хромая нянька соблазнила его поцелуями. Он переносит недетский ужас у отцовского смертного одра. Сердце его переполняет ненависть: Александр восстает на деспота-отчима и сокрушает силой проклятия. Безмерная, обольстительная жизнь вовлекла его в борьбу, непосильную для взрослого. Нет преграды между главным героем «Фанни и Александр» и жизнью: он видит ее всю, не наученный отличать существенное от никчемного, вечное от конечного. Он более не полезет под стол, спасаясь от старших: мальчик постиг, что взрослые слабее. Они подвластны рассудку.

Заглавный тезис экзистенциальной философии: истиной нельзя овладеть, ее можно лишь пережить. Бытийная истина не допускает прямого воплощения в законченной теории, не дается в руки, за ней надо гнаться, не останавливаясь, сметая на пути добросовестные конструкции великих теоретиков; здесь, как в Зазеркалье, приходится сломя голову бежать, чтобы остаться на прежнем месте — ибо мир движется. Обрести равновесие в нем — дело нешуточное, и это равновесие движения, не покоя. Помедлишь — собьет с ног, вмерзнешь в лед… перейдешь в неорганику, словом, умрешь. Ведь ты — это твоя душа, то живое, чему покой заказан.

Человек смертен. Достигает ли его жизнь достойного, возвышенного конца или бестолково обрывается, переход «Отсюда — Туда» нелегок, даже если движение длится, когда пульс уже замер. Смерть как немыслимое, непомышляемое, несоразмерное жизни событие — излюбленная тема ранних фильмов Ингмара Бергмана, человека, чья любовь к жизни неиссякаема. Он создал саги о бесстрашных, помысливших смерть. Саги о трусах, не смеющих позабыть о том, что она царит в мире и ведет счет победам. Его фильмы — истории странствий вдоль берега смерти. Кто-то разбился о скалы; другого уносит к блистающему горизонту, но все морские пути ведут к суше… Экзистенциальная философия, чье влияние на режиссера несомненно, карнавально перевернула древнейшую мифологию, поменяв местами определения жизни и смерти: земной путь человека уже не мыслится как тропа, и конец его — как бездна; подвижная стихия экзистенции подобна водному простору, океану, а умирание — прибытию в гавань, вступлению на твердь. Недаром героев «Седьмой печати» гибель настигает в замке, бывшем целью их одиссеи, а в живых остаются лишь бродяги-актеры, чей корабль на колесах не ищет пристани. В фильме «Молчание» конфликт между жизнью и смертью принимает вид противостояния двух сестер. Младшая безжалостна и не желает ничего знать о смерти; старшая с безнадежной завистью следит за ее мгновенными триумфами. Анна только день остается в городке с угасающей сестрой, зрелище болезни ей ненавистно, и она бросает недавнюю спутницу в тихом, как склеп, дорогом отеле. Эстер, смирившуюся со своей участью, огромная пустующая гостиница принимает, как покойная гавань — разбитый корабль. Жизнь, подобно волне, уносится прочь, смерть, как скала, остается на месте.

Что заставляет режиссера столь пристальное внимание уделять самой печальной из тем? Страх? Воистину, не всякий столь силен, чтобы осмелиться бояться. Куда безопасней отвернуться и забыть. Ведь прямой взгляд на то ужасное, с чем примириться невозможно, ведет к одной из худших бед: отчаянию. А что есть отчаяние, как не поражение? И все же в отчаянии всегда мерещилась людям необъяснимая мощь. Подлинно отчаявшийся не подвержен слабости, неуязвим. Отчаявшийся сверх меры подобен великану Севера: он победил свою боль тем, что навеки принял ее. Есть и иной род отчаяния, описанный Кьеркегором, отчаяния освобождающего, а не умертвляющего.

Люди разрушают себя самодовольством. Они слишком сыты собой. Мысль о страдании им претит. Люди попросту не способны ужаснуться по-настоящему, позабыли, что за развлекающими их «страшилками» стоит нечто реальное. Столетие назад Кьеркегор обрушился на их леность всеми средствами, доступными пылкому и умному человеку.

«Я хочу обратить внимание множеств на их собственную гибель. И если они не хотят по-хорошему, я их заставлю по-плохому.»

Он исполнил угрозу, посвятив свою жизнь разработке тем, способных выбить человека из привычной колеи. Он писал о страхе, страдании, отчаянии. Протестовал против самоуверенного, фамильярного отношения к Богу. Он перечитал Библию и не нашел в ней оснований для душевного спокойствия. «Дружить» с Богом? «Жалеть» Бога? «Придумывать» Бога? Любая попытка объять Божество интеллектом или чувственно к нему прилепиться воспринималась датским философом как святотатство. Отчаяние для Кьеркегора — это осознание человеком скудости, неполноты конечного бытия. Какую же дерзость надо иметь, чтобы достичь дна бездны, признать не имеющим цены все, чем только можешь овладеть сам, — и решиться просить милостыни у Того, кто неизмеримо сильнее. А вдруг откажет? Ингмар Бергман осуществляет аналогичный ход, обличая позорную леность нашего сознания, правда, иными средствами. Бергман столь далек от дидактизма, сколь можно пожелать художнику. Вы никогда не услышите его за кадром. Он ставит те же вечные вопросы, но там, где у Кьеркегора вырывается вопль обнаженной страсти, Бергман молчит. Он предельно сдержан. Однако что мы получим, если очертим круг его тем?

Мир владеет человеком. Мир без объяснений насилует его чувства. Кто в силах заступиться помочь, если даже безграничная нежность любящего сердца оказывается бессильной? Жен щина — всего лишь Ева, плод радости и скорби в ее руке, но защитить от карающего гнева Хозяина Сада она не способна. В удел ей достаются муки любви, которая не спасает, безнадежной любви. Такова Катарина («Из жизни марионеток»): ее муж, утратив чувство принадлежности к живой стихии бытия, жаждет расцветить свои будни кровью любимой женщины. Земная любовь не уберегла его от усталости, охлаждения, «утечки» бытия — и ненависти. А Бог? Он слишком огромен, чтобы можно было обратиться к Нему простым человеческим голосом. Если око Его следит неусыпно за каждым — как вынести этот взор? Маленькая девочка исступленно плюет на подушку, где вышит Глаз. Она сходит с ума от страха («Благословенные»).

Страшнее Бога — только его отсутствие. Почему оруженосец Йонс в «Седьмой печати» столь упорно пересыпает речь богохульствами? Все новые оскорбления Господу от частого повторения не теряют ни в силе, ни в смысле: для Йонса его песенки и спичи — не просто упражнение в остроумии; они подобны заклинаниям, это вызов — зов с надеждой на ответ, надеждой, превозмогающей безверие.

Небо Севера особенно холодно, когда пусто, — должно быть, потому скандинавы полны интереса к предельному страданию. Что еще может связать, спаять мир в единое целое, как не воля Художника, следящего путь Трагического Героя?

А впрочем, нуждается ли в едином художник XX века? Раздробленность бытия приятно будоражит фантазию. Какой запас душевного здоровья надо иметь, чтобы не распадаться на части каждую минуту… Кто теперь живописует порыв, освященный поражением? Неизбежным поражением! Ведь жанр высокой трагедии со времен античности предполагает столкновение смертного с Божеством; лишь спор слабого со Всемогущим придает разыгранной истории безмерность и рождает в сердцах трепет, а катарсис одаривает блаженством примирения.

Кто такой Серен Кьеркегор? В первую очередь это человек, чье имя все знают, но мало кто разбирается в том, чем он знаменит. Часто, желая казаться умнее, образованнее, эрудированнее, чем есть на самом деле, молодёжь ссылается на его фамилию, совершенно не понимая, что именно имеет в виду. Особенно когда эта самая фамилия произносится или пишется с ошибками. Итак, кто же он на самом деле?

Биография. Юные годы.

Серен Кьеркегор (дата рождения 5 мая 1813 года) появился на свет в Копенгагене (Дании) в семье крестьянина. Он был самым младшим в семье и поздним ребенком у своего отца. Его родитель переживал экономические спады и подъемы, и на момент ухода в мир иной, не обделил своих отпрысков наследством. Семья была религиозна и всех детей воспитывали в почитании и любви к Богу.

В 17 лет Кьеркегор Серен поступает в университет для изучения теологии, философии и психологии. На восемь лет он погружается в безумный круговорот событий, связанных со студенческой жизнью. В 1838 году происходит резкая перемена мировоззрения, и праздные забавы перестают интересовать будущего философа. Серен Кьеркегор, фото которого как раз запечатлело момент переосмысления тех ценностей, которые были заложены в него с детства, круто меняет свой взгляд на мир. В частности, он подвергает критике свою веру в Бога и бессмертную душу. Для того чтобы найти новые ориентиры и разобраться в католицизме, Кьеркегор Серен решает вернуться к истокам и заново изучает Библию и греческую философию.

Переход к зрелости

Его изыскания приносят определенные плоды через два года - звание по теологии. Одновременно с этим меняется и социальное положение молодого мужчины, он обручается с любимой девушкой и готовится стать пастором. Параллельно Кьеркегор Серен заканчивает работу над диссертацией на степень магистра философии, основой для которой послужила и общие идеи Реформации, рассматриваемые с точки зрения иронии и сократовских догм.

Семейные передряги и философские откровения

В 1841 году надежды стать семьянином покидают философа, так как он не может обрести себя, сомневается в своих религиозных взглядах и решает, что будет только обременять этим свою невесту. Помолвка была расторгнута, а девушка отвергнута. Избегая скандала, молодой человек уезжает в Берлин. Основываясь на своих умозаключениях и ощущениях, он пишет философское сочинение «Или-Или», которое затрагивает вопросы этики и эстетики. Но к издателю в 1843 году оно приходит подписанное псевдонимом, а не настоящим именем - Серен Кьеркегор. Годы жизни в Германии помогают мужчине прийти в себя, но стоило ему вернуться, как случайная встреча с бывшей возлюбленной зажгла былую страсть опять. Но спустя непродолжительное время, мужчина снова сбегает в Берлин и издает сразу две новых рукописи, аллегорически повествующие о его любви. Это и стало моментом, когда начала формироваться философия Серена Кьеркегора. Но еще до выхода своих книг, философ узнает, что его бывшая невеста выходит замуж. Это его отрезвляет.

Период критики и неприятия действительности

Кроме поклонников, Кьеркегор Серен получает и критиков, которые нелестно отзываются на страницах журнала «Корсар» о его произведениях. В ответ на публикует статью, в которой пытается пристыдить и унизить своих критиков. Это сильно вредит его авторитету в глазах общества, появляются обидные карикатуры, злые шутки. Незадолго после этого из печати выходит еще одна книга, где на сотнях страниц рассказана философия Серена Кьеркегора, от самого начала его творческого и научного пути до финальных умозаключений.

Смерть в бедности

Многие годы Кьеркегор выступал в своих книгах как проповедник, разъяснитель основ христианской веры, при этом сам, не будучи ее последователем. По крайней мере, он сам так считал. В 1855 году философ основывает собственную газету, но успевает издать только 10 номеров, перед тем как смертельно заболевает. На 42 году жизни Серен Кьеркегор, биография которого показывает, что даже за такой короткий промежуток времени можно достичь значительных успехов в философии и теологии, высказаться по этому поводу в своих произведениях, получить критические и хвалебные отзывы, умирает в Дании. Он оставил после себя только деньги на погребение и недописанные работы.

Отношение к экзистенциализму

Датский философ Серен Кьеркегор, часто называемый отцом экзистенциализма, в своих произведениях выступал как яростный критик рационализма и приверженец субъективного подхода к философии. По его мнению, именно этим она и отличалась от науки, основанной на общепринятых фактах. Главный вопрос, который задает себе каждый человек: «необходимо ли мое существование?» - имеет тысячи разных ответов. Философ утверждал, что страсть - это и есть субъективность, и есть действительность для каждого отдельного человека. И что предметом для рассмотрения нужно взять неповторимого, уникального индивида, который покажет свой взгляд на мир.

Абстрактное мышление

Исходя из сложной позиции Кьеркегора в этом вопросе, можно сделать вывод, что он полагал существующей только ту вещь, которая не дает себя мыслить. Ведь как только мы о чем-то начинаем задумываться, то вмешиваемся в естественный процесс течения вещей. А значит, этот объект перестает существовать, превращаясь в другой, уже измененный наблюдением. Поэтому в основным способом познания окружающего мира считалось не измышление, а переживание событий, вещей, течение вместе с ними, не прерывая их существования.

Свобода и независимость

Кьеркегор утверждал, в противоречие Гегелю, что общественная история - это одна сплошная лента необходимых событий. То есть у персонажей, вошедших в историю, не было другого выхода, кроме как поступить так, а не иначе. Внутренний же мир человека подчинен только ему, и то, что в нем происходит никак не должно касаться внешних обстоятельств. Совершая каждый день, час, мгновение новый внутренний выбор, человек приближается к Абсолюту, который выше окружающего мира. Но в то же время, за каждое решение необходимо нести ответственность. Если же момент выбора откладывается человеком до неопределенного времени, то за него его делают обстоятельства, и, таким образом, личность теряет свое я.

Философия отчаянья

Приходя в состояние отчаянья, человек теряет веру в самого себя и стремится избавиться от этого чувства. А для этого необходимо убрать себя из бытия, чтобы отчаянье ушло. Но убежать, уйти, устранить себя невозможно. Человек не осознает своего великого предназначения, как духовная единица, но это скорее повсеместное состояние, чем исключение из правила. И, по мнению Кьеркегора, это хорошо. Потому что только отчаявшийся человек может найти в себе силы двигаться дальше, вылечить самого себя. Это тот самый ужас, который делает наши души пригодными для возвышения.

Способы существования

Кьеркегор Серен выделял два способа существования индивида: этический и эстетический.

Эстет, по мнению философа, живет так, как его создала природа. Он принимает свои слабые и сильные стороны, несовершенство окружающего мира и собственное значение в нем, пытается ощутить и принять как можно больше. Главным направлением существования «эстетика» является наслаждение. Но учитывая, что таким человеком всегда руководят внешние обстоятельства, он никогда не бывает свободен внутренне. Еще один минус в существовании эстета, это то, что ему никак не удается достичь состояния полного удовлетворения. Всегда есть нечто большее, к чему можно стремиться, погоня за гедонистическим времяпровождением. Человек-эстет теряет чувство собственного я, растворяясь во внешнем мире и забывая о мире внутреннем. Для того чтобы вновь почувствовать себя целым ему необходимо сделать осознанный выбор.

Человек, выбравший этическую сторону, добровольно лишает себя свободы и удовольствия «плыть по течению» вместе с окружающим миром. Он обустраивает свою реальность, совершая осознанный выбор, делает усилие над своей сущностью, чтобы вписать свое существование в те рамки, которые определил сам. По сути, личность создает себя заново, не переделывает под обстоятельства, но и не пестует свои природные черты, а подстраивает их под выбранную им реальность.

О доброте

Философия утверждает, что борьба и единство добра и зла относительны. Каждый наш выбор определяет ту чашу весов, которая будет наполнена больше. Кьеркегор считал, что добро в человеке обусловлено свободой, а не наоборот. Ведь когда ты внутренне свободен, то сам волен выбирать, быть тебе добрым или нет. Такова позиция эстета. Этический же человек изначально принял правила морали и не может их преступить. Даже когда ему не хочется быть добрым, выбранная им реальность подталкивает его к определённым действиям.

Осознанность веры

Высшей ступенью существования человека Кьеркегор считал «рыцарство веры». Оно было даже выше этических правил, ведь исходило из принятия божьего промысла, а не из морального кодекса. Этика - понятие общественное, вера - индивидуальное, единичное. И рассматривая свою жизнь с такой позиции, человек понимает, что у каждого индивида есть долг перед Богом, и для выплаты этого долга иногда приходится преступать этические законы.

Известно, что в христианской морали отчаянье - это форма греха, но если оно принимает форму покаяния перед Богом и ведет к исцелению, то приветствуется среди рыцарей веры. Кьеркегор понимал веру как высшую способность человека, не отрицая при этом разум и нравственность, которые помогают достичь понимания божественных откровений.

Особая роль отводилась философом сознанию. Он считал, что только через сознание человек может заново обрести свое я, отринуть отчаянье, пережить моральную «смерть» и возродится, как феникс. Сознание также было у него одним из столпов веры и свободы. Оно достигалось в гармоничном равновесии между конечным и бесконечным, материальным и духовным. Именно поддержание баланса помогает человеку оставаться самим собой.

Значение философии Кьеркегора

Современники философа не смогли оценить его по достоинству. Тогда преобладало мышление Реформации, хотелось обновления, новизны, а не погружения в себя и этически-эстетического выбора. Философия Серена Кьеркегора кратко пересказывалась в газетах и журналах, не погружаясь в суть, что извращало смысл сказанного. Находилось немало желающих бросить камень в датского мыслителя. Но он сам полагал, что эта отрицательная слава пойдет на пользу тем, кто действительно заинтересуется его учением. Ведь важно, чтобы они понимали его книги, а не стремились ему подражать и смаковали события его жизни. Серен Кьеркегор, философия которого часто подвергалась критике, смог затронуть сердца более позднего поколения.

После двух мировых конфликтов, которые прошли в ХХ веке, люди снова обратились к работам Кьеркегора и нашли в них то, что искали, иначе взглянув на окружающий мир. Они познали отчаянье и нашли в себе силы возродиться из пепла. Это именно то, о чем писал великий философ Серен Кьеркегор.

Сёрен Обюì Кьеìркегор - датский философ, протестантский теолог и писатель.

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегорвыделяеттристадиичеловеческогосуществования:эстетическая,этическая,религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа : обыватель(следует стадному инстинкту,плывет по течению.незнаетчто у него естьвыбор) ,эстетик(знает что есть выбор,выбирает сам свой путь,выбирает жизнь полну удовольствийего жизнь пустота,живет одним днем) , этик(развито чувство долга отвественности,совершает хорошие поступки.ПРоисходит постоянное колебание межд эстетической и этическойстадиями.) , религиозный человек(человеком руководит вера,человек грешен и нуждается в боге.Бог - совершенен, человек - нет.)

Отчаяние

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного»(стремление подменитьсвое я другим я)

«Мужественное отчаяние»(возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я.однако человеческих сил не достаточно для этого)«Абсолютное отчаяние»(у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.) Свои взгляды он изложил в книге "Страх и трепет". Кьеркегор отрицал единое идеальное начало мира, будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Он выдвинул идею "Экзистенциального мышления".

Вместе с тем Кьеркегор обращал внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть и фиксировал это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет". Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является бессилие мысли, подлинный "скандал для рассудка", а отсюда происходит переход к мифу.

Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, по его мнению, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципам стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями.

Индивид, по Кьеркегору, самоценен и возвышен, но он же одинок и беспомощен в этом мире, как узник, обитающий в камере-одиночке. Каждый имеет свои критерии оценки, поэтому искренне личностное заблуждение может превратить неистину в истину. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия.