Античный театр в сиде. Античный сиде - музей под открытым небом

В Сиде сохранились остатки римского театра, вмещавшего почти 20 тысяч зрителей. Он был построен в середине II века н.э. В постройке имеются элементы, которые отличают его от других театров, построенных ранее. Он построен совсем не так, как у эллинов - на склоне горы, а в римском стиле - на ровной площадке, сиденья держатся на сводчатых арках, сами арки - на фундаменте. Зрители входили в него чрез крытые галереи и поднимались на свой ряд по лестнице. Сцена и своды были украшены статуями и изразцами. Все, что осталось сегодня, - это маски Трагедии и Комедии, отколотые головы Медуз, разбросанные по сцене.

Во времена римлян здесь устраивались бои гладиаторов с хищными животными, а также инсценировки морских сражений, для чего сцену наполняли водой. В целях безопасности вокруг сцены была построена стена высотой 1,5 м. В V-VI веках театр стал христианским храмом.

Возле театра в полукруглом здании находится античный общественный туалет на 24 места с канализацией.

Вы когда-нибудь замечали, что настоящие памятники архитектуры со временем становятся только притягательней? Даже какой-нибудь дом построенный в позапрошлом веке, и десятки лет не видевший ремонта порой в разы прекраснее новоиспеченного чудовища, ремонт которого забыли произвести в текущем году. Время как ничто другое способно остро обнажать как красоту, так и уродство. Но особенно притягательны архитектурные шедевры даже не прошлых веков, а прошлых тысячелетий, так как в них не только заложена красота внешних и внутренних форм, но и сила, дух, память минувших столетий. С энергетикой таких мест мало что в мире может сравниться. И сегодня я хочу рассказать об одном из таким мест. Это древний римский театр в турецком Сиде, театр, который когда-то был самым большим в Памфилии.


Я уже рассказывал вам , где мы впервые познакомились с архитектурными шедеврами Сиде античной эпохи. Теперь же мы хорошо выспались, перекусили славным турецким завтраком, пообщались с хозяином и его многочисленными котами и затем уже отправились покорять город. Ну а поскольку мы жили практически рядом с древним римским театром, то он и стал первым объектом нашего дневного исследования.

Расцвет города Сиде пришелся на римскую эпоху, именно при римлянах он стал важной торговой и политической точкой Памфилии. Этот южный регион Малой Азии вошел в состав империи после 133 года д.н.э. Начался расцвет строительства. На то время римляне владели передовыми технологиями, они ограничили использование тесаного камня и повсеместно применяли бетон, который позволял возводить прочные конструкции за более короткое время и при меньших затратах рабочей силы. В которой, впрочем, римляне недостатка не испытывали, работорговля процветала. Да и римские легионеры были не только солдатами, но и строителями.




В 175 году нашей эры, во времена правления римского императора Марка Аврелия Антонина, который был также, по-совместительству, еще и философом, представителем позднего стоицизма, был возведен в Сиде огромный театр, который вмещал в себя до 18 тысяч зрителей. Колоссальное, даже по современным меркам, число. Это население небольшого города. Даже самые большие театры современности ограничены в 6-7 тысяч зрительских мест, а тут почти в три раза больше (фору древнему театру могут дать разве что современные стадионы). Притом, что строение театра позволяет всей этой толпе достаточно удобно разместиться, а акустика и сейчас позволяет слышать все, что произносится внизу с самого верхнего ряда.



Что касается театра в Сиде, то он строился на эллинистической основе, как пишут в различных источниках, так что, возможно, здесь раньше и был небольшой холм. Тем не менее, большая часть уже римского сооружения держится за счет арочных крытых галерей. Структура также типична для театров того времени. Пространство зрительских рядов – театрон, разделен на две равные части диазомой (полукруглым проходом между верхними и нижними рядами). Вверху 29 рядов и столько же внизу. Понятно, что самые именитые и богатые римские граждане сидели ближе к орхестре, тому самому полукруглому пространству в центре, где происходило все действо. Сейчас мы бы назвали его сценой.


Но античная скена (откуда и произошло современное слово сцена) имела несколько иную функцию. Скеной называлось сооружение, которое подобно стене, находилось напротив зрительских рядов, и, как бы, срезало часть орхестры, из-за чего та образовывала неполный круг. На скену крепили различные декорации, если играли трагедию, то это обычно был какой-нибудь храм или дворец, если комедию, то простое жилище, если сатиру, то виды природы, пещеры, деревья. Здесь же, в скене, артисты переодевались, ждали своего выхода.


Уже в более позднее время часть действа из орхестры перешло на проскенион, небольшую выступающую часть скены с плоской крышей. Проскенион несколько возвышался над орхестрой. Но что касается римского театра в Сиде, то в то время гладиаторские бои были куда более популярны, чем трагедии и комедии греческих авторов.



Это была эпоха императора Коммода, пришедшего вслед за Марком Аврелием Антонином в 177 году н.э. Император просто таки обожал гладиаторские бои, в это время проводились бои не только среди гладиаторов мужчин, но и среди гладиаторов-женщин, гладиаторов-карликов. Более того, сам Коммод сражался на арене, где провел 735 боев. И провинция не отставала от Рима, здесь также постоянно устраивались жестокие зрелища, это и обычные бои, и бои с крупными хищниками, и различные морские представления. Орхестра имела возможность наполняться водой и превращаться в, своего рода, бассейн.




Это было жестокое время, когда на арене умирали гладиаторы, когда рабов кидали, ради прихоти толпы, на съедение львам… И сейчас, когда стоишь на верхних ступеньках древнего римского театра картины прошлого на миг открываются перед тобой, и вот ты уже видишь заполненные ряды зрителей, рев толпы, скрежет мечей, раздающийся внизу, кидающихся на своих безжалостных противников львов, в безумном исступлении… Но еще миг и вновь пустота, жаркое полуденное солнце Турции и древние камни, память которых нам просто не дано осознать…

Предыдущие части.

Римский театр размером примерно 100 метров является древнейшим античным театром в Сиде, датированным II веком нашей эры. Театр был построен на месте еще более древнего эллинистического театра.

Вход в театр осуществлялся по лестничным площадкам через крытые галереи. Театр был построен для размещения на своей территории до 18 тысяч зрителей. Такие показатели дают возможность смело утверждать, что театр являлся самым большим во всей провинции Памфилия. Ряды театра сформированы в виде полукруга диаметром 120 метров, а на ровные части их делит горизонтальный проход. Сцену ранее украшали фризы о Дионисе.

Рядом с театром и банями организован Античный музей. Сегодня от реквизитов театра сохранились останки голов Медуз и маски Трагедии и Комедии, которыми пользовались в древние времена для театральных постановок.

Базилика при Римском театре

Базилика при Римском театре находится в западном направлении от колонной улицы Гавани. Это один из прекрасно сохранившихся памятников византийского зодчества в архитектурно-историческом комплексе в Сиде.

Базилика построена в византийском каноне и датируется пятым веком нашей эры. Здание разделено на три секции, что характерно для зданий базиликального типа. План базилики, как и во многих аналогичных зданиях того же периода, представляет собой крест, вписанный в квадрат. К сожалению, кровля здания обрушена, потому составить впечатление о полном облике строения довольно сложно.

Добраться до архитектурно-исторического комплексе в Сиде можно, проехав на рейсовом автобусе до остановки Side Otogar .

Вход на территорию комплекса бесплатный.

Адрес: Sümbül Sk, Side/Antalya, Турция

Множество туристов со всего мира стремятся побывать в Сиде, так как здесь сконцентрировано большое количество исторических памятников. Одним из них является Античный театр, от которого сегодня остались лишь руины. Это сооружение в момент строительства было рассчитано на 20 тысяч зрителей. В 5-6 веке здание театра стало использоваться в качестве христианского храма.

Античный театр Сиде имеет некоторые отличия от остальных аналогичных древних театров. В первую очередь театр возводился на ровной поверхности, в соответствии с римскими правилами. На фундаменте возводили арки, которые удерживали сиденья. Вход в театр осуществлялся через двери галереи, а затем зрители проходили по лестнице к своим рядам. Сцена театра и ее своды обрамлялись изумительными по красоте статуями, а также римскими изразцами. Сегодня от прежнего убранства сохранились лишь отломанные маски Трагедии и Комедии, головы Медуз.

В древности в театре устраивались бои гладиаторов с хищными животными. Если же на сцене театра устраивали инсценировку морского сражения, то сцену предварительно заполняли водой. Чтобы во время представления зрители античного театра не пострадали, сцена окружалась высокой полутораметровой стеной.

Расположение театра Сиде на карте:

Добираться проще всего пешком, если Вы живете в самом Сиде. Причем это даже интереснее, т.к. буквально на каждом шагу встречаются необычные памятники и древние развалины.

Но если Ваш отель расположен далеко от театра, то можно доехать на любой маршрутке, следующей до , а оттуда уже пешком минут за 5 можно дойти. Ну, или самый простой и дорогой способ — на такси.

3. Фотопрогулка по развалинам античного театра

А теперь давайте, наконец, посмотрим, как выглядит древний театр.

Так театр выглядит издалека со стороны дороги — здесь к театру не подойти, он окружен забором:

Не могу никак этого понять, но почему-то в Турции принято использовать древние развалины в современных целях — например, магазинчик открыть в античном театре или кафешку забабахать:

Полки магазина прямо в античных руинах:

Смотрится все это как-то странно и нелепо:

Но оставим этическую сторону вопроса, пойдемте лучше смотреть театр! На входе нужно купить билет и пройти через турникет:

Все билеты в Турции оформляются стандартно — меняется только цена и название объекта:

Вход в театр:

Везде установлены металлические подпорки — видимо, есть риск обрушения:

План-схема античного театра:

Выходим на главную площадку — вот он театр во всей красе:

Вид на сцену — многое разрушено, но некоторые колонны и интересные барельефы сохранились:

Вид с другой стороны — на верхние ряды уже никак не попасть, слишком высоко и нет лестниц:

А вот вниз спуститься можно — правда, лестницы довольно крутые и местами обрушены, так что будьте аккуратны:

Лестницы амфитеатра:

Разрушенная часть лестниц и предупреждение об опасности:

Посмотрите на правую часть театра — видно, как сильно разрушена лестница, ступеньки как будто повылетали:

Слева — сохранившаяся часть, справа — более разрушенная:

Вид на сцену — когда-то здесь была сплошная стена с колоннами:

Сохранившиеся барельефы масок комедии и трагедии:


Некоторые узоры довольно изящны:

Самые интересные куски — из белого мрамора, раскиданы в произвольном порядке, жаль сейчас сложно понять, как это все выглядело в реальности:

Тонкая работа:

Кажется, что местные археологи просто собрали разные куски по округе и составили в произвольном порядке, а раньше, может, все выглядело совсем не так, слишком уж выделяются детали из белого мрамора:

Странно, но на территории амфитеатра почему-то запрещено пользоваться штативом. Причем правил таких нигде нет, но как только мы достали штатив, охранник попросил его убрать. Поэтому только такие кадры удалось сделать:

Так раньше и сидели зрители театра — можно закрыть глаза и представить себя на секундочку на их месте — театр наполнен самыми разными звуками, криками, вокруг толпа и все сиденья заполнены, а на сцене отважные гладиаторы сражаются с саблезубыми тиграми... Открываешь глаза, а вокруг опять тишина и безмолвие:

4. Выводы, впечатления и видео

Несмотря на довольно высокую стоимость посещения, в амфитеатр обязательно нужно заглянуть! Мы уже побывали в еще нескольких античных театрах в других городах Турции, но этот пока что самый впечатляющий и хорошо сохранившийся.

На посещение театра уйдет не больше 30-40 минут, полазить по самим руинам не удастся, можно только спуститься к сцене и пройти вдоль нее. Дальше уже установлены ограждения. А вот с самой высокой точки открываются классные виды на другие достопримечательности Сиде и даже видно кусочек моря. Если выбираете, куда сходить — в театр или музей, то однозначно, лучше в театр. Народу тут немного, так что можно сделать отличные кадры и посидеть в тишине, наслаждаясь атмосферой античности.

А напоследок небольшое видео про амфитеатр Сиде:

Кстати, если вы только собираетесь в Сиде, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать один из этих отелей с хорошим рейтингом: