Картины современных художников мира фэнтези. Борис Валеджио

Фэнтези (англ. fantasy - фантазия ) - направление изобразительного искусства, в котором используются образы из художественных фантастических произведений, мифологии и личной фантазии автора. В современном виде, как фэнтези-арт, оно оформилось во второй половине XX века. Праотцами фэнтези по части живописных полотен справедливо считают Михаила Врубеля, Ивана Билибина и Виктора Васнецова, в работах которых появились фантастические персонажи из фольклора и легенд.

Стиль фэнтези в несколько рафинированном виде вбирает в себя все основные идеи, занимающие умы творческой части современного человечества. Любимая многими научная фантастика, но без перегрузки техническими нюансами. Знакомые с детских лет сказочные мотивы, но сознательно очищенные от абсурда, примитивности и откровенной наивности. Загадочные мифы исчезнувших цивилизаций в совокупности с достижениями внеземных миров, неограниченные путешествия во времени и всевозможные формы перемещения материй. Из этого микса фантастики, легенд, фольклора и живого воображения фэнтези оформляется, как направление изобразительного искусства.

Фэнтези в живописи тесно коррелирует со стилем фэнтези в литературе. В этом взаимодействии часто возникают интересные литературно-художественные коктейли от обложек и иллюстраций книг до монументальных полотен с изображением литературных героев фантазийных художественных произведений. Вдохновение для своего творчества художники нередко черпают из литературного фэнтези. Что, правда, не исключает обратного. Борис Вальехо (Boris Vallejo), Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta), Луис Ройо (Luis Royo), Джулия Белл (Julie Bell) - все они стилистически близки к героическому пласту фэнтези, что наглядно отражается в их картинах, напоминающих современную интерпретацию античных идеалов человеческого тела. Но самое большое воздействие на фэнтези-арт произвели произведения Д. Р. Р. Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien), страницы его творений породили целую серию неподражаемых фантазийных иллюстраций и сувениров авторства братьев Грега и Тима Хильдебрандтов (Greg and Tim Hildebrandt), Алана Ли (Alan Lee), Тэда Насмита (Ted Nasmith) и Джона Хоу (John Howe).

Фэнтези, как направление искусства, явление объемное и включает в себя очень многое. Однако, и живописные, и литературные приемы этого стиля имеют свои особенности. Яркой чертой фэнтези является особая манера изложения и изображения в стиле сказочного эпоса, дополненная причудливыми пейзажами и существами из иных измерений, миров и времен. Наиболее частыми штампами стиля являются: магия, война, средневековый уровень развития цивилизации, примитивное оружие, лошади, драконы, эльфы и т.д.

Фэнтези очень близко граничит с некоторыми другими направлениями изобразительного искусства. Весьма созвучен ему фантастический реализм, немало общих мотивов фэнтези имеет с сюрреализмом, символизмом и даже абстракционизмом, оставаясь при этом самобытным прочтением традиционного станкового образа с немалой долей художественных тенденций магического реализма.

Борис Валеджио, или как его еще называют Вальехо - художник современности, чей творческий путь прошел по извилистой тропинке, приведшей его в конечном итоге к всемирному признанию.

Творческое начало

Валеджио был рожден в Перу, но свои художественные таланты он активно проявлял в США, благодаря чему во многих источниках его называют перуанско-американским представителем искусства.

Будет лишним говорить о том, как будущий представитель стиля «фэнтези» с детства любил рисовать, так как на это указывают его предпочтения в выборе учебного заведения. Борис успешно окончил учебу в Национальной Школе Искусств на родине - в Лиме. Его успехи были столь примечательны, что он получил гранд на обучение живописи во Флоренции. Бунтарский дух, который со временем автор «выльет» в свои картины фэнтези, Борис Валеджио основательно проявил, когда отказался от предоставленных ему льгот, и с несколькими десятками долларов отправился за в США.

Юноше пришлось несладко первое время. Он был вынужден скитаться по городам в поисках лучших условия для существования. Первые два года своего пребывания в стране колоссальных возможностей Валеджио провел в качестве наемного работника, а затем смог себе позволить стать свободным художником. Надо сказать, что этот статус был скорее фикцией, так как последующие восемь лет он всячески пытался реализовать свой потенциал, создавая иллюстрации в стили «фэнтези» для крупных издательств страны.

Собственный стиль

Скрупулезно трудясь над реализацией фантастических персонажей, Вальехо сформировал свою собственную манеру письма. Его основной профиль деятельности заключался в создании иллюстраций к кинофильмам, Со временем художник сумел воплощать свои идеи в виде создания графической рекламы. Картины в стиле Валеджио - это непременно зарисовки с участием фантастических персонажей, которые отличаются реалистичность изображения.

В художественном стиле Бориса относят к писателям в стиле «фэнтези». Глядя на его работы, невольно погружаешься в изображенный им мир добрых грез или разгульных кошмаров.

Главные персонажи

Создаваемые Валеджио картины отображают в основном героические образы людей со сверхчеловеческими способностями. Среди часто встречаемых образов художника можно заметить облики мифических богов, Тарзана, Конана-варвара, мистических существ. Тела героев изображены гротескно, словно все они сутки напролет проводят в спортивных залах и пьют стероиды. Однако это касается только мужских персонажей. Женщины, напротив, обладают объемными формами и выглядят весьма эротично. Впрочем, это один из отличительных признаков стиля «фэнтези».

В основу образов героев никогда не ложатся зарисовки с натуры. Это фундаментальное правило прорисовки картины Валеджио. Фото натурщиков - вот отправная точка для начала работы над полотном. Дело вовсе не в том, что Борису не хватает опыта или терпения. Он немало рисовал с натуры, прежде чем пришел к оптимальной формуле для своей работы. Валеджио берет фото и приступает к его изображению на холсте. По мере появления каждого штриха у мастера появляются образы, позволяющие трансформировать реального героя в того, который сможет взять на себя задачу по спасению мира или прекрасной женщины.

Животные в работах художника

Создает Валеджио картины с поразительной реалистичностью. Его секрет кроется в длительном пути изучения анатомии человека и животных.

При пристальном изучении его творчества нельзя не заметить, что центральными персонажами чаще всего являются которые выглядят как гибриды животного и растительного миров. В них, безусловно, просматриваются и человеческие черты, однако в целом создания выглядят как неведомая миру сущность.

Вся суть творческого пути Валеджио заключается в том, чтобы перенести на холст вымышленный мир с несуществующими героями и подарить им жизнь, придав им биомеханики и мистицизма. Во многих его работах можно отследить уникальную способность художника комбинировать отдельные физиологические аспекты разных животных так, чтобы в конечном итоге зарождался новый биологический вид.

о вечной борьбе добра и зла

Работы художника встречали на своем пути немало отзывов, среди которых были восхищение и откровенная критика. Дело в том, что многие полотна пронизаны откровенным эротизмом, который переплетается с символическими баталиями добра и зла. На его картинах можно увидеть, как злейшие и могущественные нечисти смогли справиться со своим внутренним злом благодаря объятиям обворожительных красоток, пленяющих их совершенством форм. В творчестве художника особую роль играют дамы, которые провоцируют мужчин на совершение подвигов.

При этом они часто выступают в образе дипломатов, которые своей красотой смогли остановить злых монстров. Возможно, просматривается неслучайно в работах Валеджио. Картины во многом создавались при физической и моральной поддержке жены живописца - Джулии Белл, которая неоднократно позировала для отдельных сцен. Их семейный тандем плотно связан художественными узами. Джулия тоже является художницей, пишущей в подобном стиле, что и ее муж.

С художником беседует Трэвис Венгров. Перевёл на русский Алексей Ионов

Много художников трудились над Расширенной вселенной «Звёздных войн», и среди них нет более опытного, чем Дэйв Дорман. Однако наш разговор с ним, состоявшийся на одной из художественных выставок, был посвящён другим, менее известным сторонам его творчества. Мы поговорили о собственной вселенной Дэйва, иллюстрациях к солдатикам G.I. Joe и о том, как важно ставить перед собой цели.

Досье

Дейв Дорман – американский художник, работающий в жанрах научной фантастики, ужасов и фэнтези. Наиболее известен благодаря своим работам по «Звездным войнам».

Дорман – самоучка: большую часть своих знаний он получил в собственной мастерской, тщательно изучая работы более опытных мастеров. Профессиональную карьеру начал в 1979 году, иллюстрируя обложки для комиксов Marvel, DC и - позднее - Dark Horse. Широкую известность обрел в 1983 году после создания обложки для журнала Heavy Metal.

За свою книгу Aliens: Tribes в 1993 году завоевал премию Айснера. Фанаты признали его лучшим художником, когда-либо творившим по мотивам «Звездных войн».

Когда вы поняли, что хотели бы посвятить жизнь карьере художника?

Я любил рисовать с раннего детства, мальчишкой я немало времени провел, срисовывая комиксы о супергероях. Но посвятить жизнь искусству я решил гораздо позже. В старшей школе я был довольно крупным парнем и играл в американский футбол, так что планировал получить спортивную стипендию в колледже и уже потом решить, чем займусь после его окончания. Но затем я получил серьезную травму, и с карьерой футболиста было покончено. Мне пришлось серьезно задуматься, чем же я хочу посвятить жизнь, и, поскольку я по-прежнему любил рисовать, я подумал: а почему бы и нет?

Если раньше рисование было для меня хобби, теперь оно стало работой. Я все свое время тратил на рисунки, на совершенствование техники, на обучение необходимым приемам. Я сразу поставил перед собой несколько целей: «Хочу рисовать иллюстрации, хочу рисовать комиксы».

В колледж я так и не пошел - вместо этого я год проучился в школе графики Джо Куберта. Правда, в этой школе учили рисовать комиксы и почти не рассказывал о работе в цвете, поэтому я стал учиться этому в свободное время. Мне больше нравилось работать над одной картиной в цвете, чем рисовать комиксы - панель за панелью, страница за страницей. Поэтому после окончания школы Куберта я решил сам учиться тому, что мне действительно пригодится. Этот процесс занял у меня пару лет.

Я жил дома с родителями, устроился на временную работу и каждую свободную минуту тратил на самообразование. Я садился за мольберт и учился. Я изучал технику разных художников, спрашивал у них совета, смотрел на их работы и на практике познавал возможности кистей и красок.

И вот спустя где-то три года, то есть примерно через то же время, что я потратил бы в колледже, я стал зарабатывать деньги, рисуя иллюстрации. Чуть-чуть здесь, немножко там. А затем я нарисовал обложку одного крупного журнала, и эта работа принесла мне известность. После этого у меня стало достаточно заказов, чтобы зарабатывать на жизнь. Так что, думаю, мне повезло, что я рано выбрал карьеру художника, поставил себе цели и упорно трудился, чтобы их достичь.

Вы славитесь вниманием к деталям…

Это от любви к рисованию. В детстве я хотел рисовать комиксы, а в них необходимо учитывать мелкие детали. Со временем эта привычка распространилась и на мои иллюстрации. Мои картины издалека бросаются в глаза, но, подходя ближе, начинаешь замечать подробности - например, узоры на ножнах персонажа, вмятины на его броне. Все это обогащает картину и заставляет остановиться и вдумчиво рассмотреть изображение. Такие детали позволяют узнать чуточку больше о герое или о том, что происходит на полотне. А мне всегда хочется рассказать как можно больше одним-единственным изображением.

У вас есть какие-то любимые научно-фантастические или фэнтезийные вселенные?

За свою карьеру я нарисовал очень много иллюстраций к «Звездным войнам». На протяжении двадцати лет я сотрудничаю с Lucasfilm и рисую картины по «Звездным войнам» и «Индиане Джонсу». Мне посчастливилось поработать с Fox над «Чужим» и «Хищником». Я с самого начала был поклонником этих фильмов, и мне было очень лестно и интересно участвовать в развитии этих вселенных.

Также я создал проект «Пустые земли» (Wasted Lands) , для которого придумал всех персонажей, сюжет и вообще весь мир. Недавно у меня вышел графический роман Wasted Lands Omnibus, и я очень надеюсь, что смогу рассказать еще немало историй об этом мире.

Расскажите нашим читателям о мире «Пустых землель».

Эта вселенная родилась около пятнадцати лет назад как составная часть более крупного проекта под названием Projected World («Спроектированный мир»). Это была видеоигра для персональных компьютеров, и, поскольку она появилась как раз в тот момент, когда начали завоевывать популярность консоли, она провалилась в продаже, и о ней быстро все забыли.

Но для меня мир, в создании которого я участвовал, не утратил привлекательности. Придуманные мной персонажи не шли у меня из головы, и я стал время от времени печатать отдельные рассказики в небольших издательствах, шаг за шагом расширяя картину мира. В 2000 году у меня появилась возможность опубликовать графический роман под названием Rail, который должен был стать первым из шести. Однако возникли трудности с издателем, и я решил временно свернуть проект. Пятнадцать лет спустя я наконец-то вернулся в этот мир - с обновленным энтузиазмом, поскольку меня поддержало множество людей. Я переделал оригинальный графический роман, добавил в него новые материалы и собрал все это под одной обложкой – в том самом омнибусе, что увидел свет в июле 2014 года. Думаю, для читателей он станет неплохим введением в мой мир.

Кроме того, мы работаем над настольной игрой с рабочим названием Rail: Iron Wars («Рельсы: Железные войны»), которая служит своего рода предысторией моего романа. Это стратегия, в ходе которой надо сражаться за ресурсы и железные дороги в пустынном краю. Отчасти это карточная игра - армии существуют в виде карт на руках. Другие игроки не знают, какими силами ты обладаешь, и, когда две армии сталкиваются на поле боя, численность и сила противника всегда оказываются сюрпризом. Все как в реальной жизни, и играть так гораздо интереснее, чем банально кидать кубик.

Также мы планируем выпустить несколько текстов, которые выйдут в электронном виде на Amazon и iTunes, подумываем о серии игрушек и другой сопутствующей продукции. Надеюсь, что я смогу поддерживать интерес читателей к миру «Пустых земель» достаточно долго, чтобы рассказать все истории, которые сочинил.

Я слышал, вы встречались с Джорджем Лукасом?

Да, благодаря работе с Lucasfilm мне посчастливилось несколько раз встретиться с Лукасом. Не секрет, что он большой поклонник искусства. Особенно ему нравятся иллюстраторы начала XX века - Норман Рокуэлл, Ньюэлл Уайет, Джозеф Лейендекер, Дин Корнуэлл и другие. Все эти художники потрясали и мое воображение, когда я только учился основам мастерства. Лукас много лет коллекционировал предметы искусства. Некоторые из своих работ я сперва предлагал для его коллекции и был очень польщен тем, что Лукас оценил мои заслуги перед Lucasfilm и купил несколько картин.

Вы ждете чего-нибудь особенного от новых фильмов? (Это интервью мы брали ещё до премьеры «Пробуждения Силы» - прим. МИРФ)

Знаете, нет. Я хочу пойти на них без ожиданий, с готовностью узнать и увидеть что-то новое. Я по-прежнему люблю «Звездные войны», но я не хардкорный фанат, который любит только оригинальную трилогию, или только приквелы, или только «Войны клонов», или только Расширенную вселенную. Это лишь истории, и я с огромным нетерпением жду возможности увидеть, что же придумал Джей Джей Абрамс. Я верю и в Lucasfilm, и в Disney, и в кино я пойду с расчетом получить удовольствие и посмотреть зрелищный приключенческий фильм, где наверняка будет и что-то знакомое, и что-то новенькое.

«В ожидании Инди». Одна из моих любимых статичных картин. Женщина держит шляпу и кожаную куртку и ждёт, когда вернётся Индиана Джонс.

Как вы стали рисовать иллюстрации для G.I.Joe**? (Культовая в США серия игрушечных солдатиков фирмы Hasbro, по ней снят фильм G.I. Joe - «Бросок кобры» - прим. МИРФ)

О, G.I. Joe. Я тогда жил во Флориде, и один мой друг делал миниатюрные скульптуры. Он разъезжал с ними по разным военным шоу, и люди съезжались поглазеть на его выставки. Среди них были и ребята из отдела разработок Hasbro. Мой приятель с ними подружился, и как-то раз один из них упомянул, что Hasbro ищет художника, который рисовал бы солдатиков G.I. Joe в виде настоящих, живых людей. Приятель порекомендовал меня, и я идеально им подошел. Следующие шесть лет я рисовал для Hasbro иллюстрации.

Как это работало? Ребята из отдела разработок придумывали новые модели игрушек, новое оружие или броню, чертили схемы и чертежи, но понятия не имели, как это будет выглядеть в реальном мире. И здесь в дело вступал я. Мне давали наработки, а я создавал на их основе реалистичную картинку. Ведь оружие, которое классно смотрится на бумаге, не всегда применимо в жизни.

Мои иллюстрации предназначались исключительно для внутреннего использования. Парни из отдела разработок использовали мои картины для презентаций, с которыми они ходили к начальству. Они показывали мои картины и говорили: «Вот как выглядит этот персонаж», затем показывали дизайн игрушки, а боссы потом говорили что-то типа «Вот этого и этого мы делаем, этих доработать, а об остальных и думать забудьте».

После того, как нужные персонажи уходили в разработку, а остальные – в утиль, необходимость в моих иллюстрациях исчезала, и их просто выбрасывали. Когда парни из художественного отдела об этом узнали, они буквально вытащили их из мусорной корзины и показали коллекционерам. Так и стало известно, что я делаю иллюстрации для G.I. Joe. В основном люди думали, что я рисую иллюстрации на упаковках с игрушками, ведь там обычно не указано имя художника.

Книга Rolling Thunder, вышедшая в 2010 году, охватывает всю вашу карьеру. Но говорят, что в ваших загашниках наберется материала еще как минимум на два таких же издания, причем материала, которого публика даже не видела.

Да, моя тридцатилетняя карьера выдалась насыщенной. Я сам поражаюсь, как много работы я успел проделать. Когда мы собирали материал для Rolling Thunder и я просматривал все эти наброски, папки, фотографии, слайды, я был просто в шоке от масштабов всего этого. Так что да, книга, в которой наберётся свыше двух килограммов искусства, содержит лишь треть от общего объема моих работ. И следующие книги, если они выйдут, сильно удивят фанатов.

Что вы можете посоветовать начинающим художникам?

Знаете, когда я читаю лекции подрастающему поколению, я всегда делаю упор на две вещи: настойчивость и терпение. Нельзя добиться идеала за одну ночь, нужно поставить перед собой цель и постепенно к ней продвигаться. С каждой новой работой уровень вашего мастерства растет, даже если вы недовольны получившимся результатом. Так что, если вы что-то любите, продолжайте этим заниматься. А если разлюбили, попробуйте себя в другой области.

Но продолжайте терпеливо трудиться каждый день. Нельзя рисовать час в неделю и рассчитывать добиться каких-то успехов. Этим нужно заниматься ежедневно, и в конце концов ваши усилия будут вознаграждены. Я считаю себя самым счастливым человеком на земле. Каждый день я просыпаюсь, гляжу на чистый кусок холста и создаю на нем целый мир. Каждый божий день. В мире нет работы лучше.

С художником беседует Трэвис Венгров. Перевёл на русский Алексей Ионов

Много художников трудились над Расширенной вселенной «Звёздных войн», и среди них нет более опытного, чем Дэйв Дорман. Однако наш разговор с ним, состоявшийся на одной из художественных выставок, был посвящён другим, менее известным сторонам его творчества. Мы поговорили о собственной вселенной Дэйва, иллюстрациях к солдатикам G.I. Joe и о том, как важно ставить перед собой цели.

Досье

Дейв Дорман – американский художник, работающий в жанрах научной фантастики, ужасов и фэнтези. Наиболее известен благодаря своим работам по «Звездным войнам».

Дорман – самоучка: большую часть своих знаний он получил в собственной мастерской, тщательно изучая работы более опытных мастеров. Профессиональную карьеру начал в 1979 году, иллюстрируя обложки для комиксов Marvel, DC и - позднее - Dark Horse. Широкую известность обрел в 1983 году после создания обложки для журнала Heavy Metal.

За свою книгу Aliens: Tribes в 1993 году завоевал премию Айснера. Фанаты признали его лучшим художником, когда-либо творившим по мотивам «Звездных войн».

Когда вы поняли, что хотели бы посвятить жизнь карьере художника?

Я любил рисовать с раннего детства, мальчишкой я немало времени провел, срисовывая комиксы о супергероях. Но посвятить жизнь искусству я решил гораздо позже. В старшей школе я был довольно крупным парнем и играл в американский футбол, так что планировал получить спортивную стипендию в колледже и уже потом решить, чем займусь после его окончания. Но затем я получил серьезную травму, и с карьерой футболиста было покончено. Мне пришлось серьезно задуматься, чем же я хочу посвятить жизнь, и, поскольку я по-прежнему любил рисовать, я подумал: а почему бы и нет?

Если раньше рисование было для меня хобби, теперь оно стало работой. Я все свое время тратил на рисунки, на совершенствование техники, на обучение необходимым приемам. Я сразу поставил перед собой несколько целей: «Хочу рисовать иллюстрации, хочу рисовать комиксы».

В колледж я так и не пошел - вместо этого я год проучился в школе графики Джо Куберта. Правда, в этой школе учили рисовать комиксы и почти не рассказывал о работе в цвете, поэтому я стал учиться этому в свободное время. Мне больше нравилось работать над одной картиной в цвете, чем рисовать комиксы - панель за панелью, страница за страницей. Поэтому после окончания школы Куберта я решил сам учиться тому, что мне действительно пригодится. Этот процесс занял у меня пару лет.

Я жил дома с родителями, устроился на временную работу и каждую свободную минуту тратил на самообразование. Я садился за мольберт и учился. Я изучал технику разных художников, спрашивал у них совета, смотрел на их работы и на практике познавал возможности кистей и красок.

И вот спустя где-то три года, то есть примерно через то же время, что я потратил бы в колледже, я стал зарабатывать деньги, рисуя иллюстрации. Чуть-чуть здесь, немножко там. А затем я нарисовал обложку одного крупного журнала, и эта работа принесла мне известность. После этого у меня стало достаточно заказов, чтобы зарабатывать на жизнь. Так что, думаю, мне повезло, что я рано выбрал карьеру художника, поставил себе цели и упорно трудился, чтобы их достичь.

Вы славитесь вниманием к деталям…

Это от любви к рисованию. В детстве я хотел рисовать комиксы, а в них необходимо учитывать мелкие детали. Со временем эта привычка распространилась и на мои иллюстрации. Мои картины издалека бросаются в глаза, но, подходя ближе, начинаешь замечать подробности - например, узоры на ножнах персонажа, вмятины на его броне. Все это обогащает картину и заставляет остановиться и вдумчиво рассмотреть изображение. Такие детали позволяют узнать чуточку больше о герое или о том, что происходит на полотне. А мне всегда хочется рассказать как можно больше одним-единственным изображением.

У вас есть какие-то любимые научно-фантастические или фэнтезийные вселенные?

За свою карьеру я нарисовал очень много иллюстраций к «Звездным войнам». На протяжении двадцати лет я сотрудничаю с Lucasfilm и рисую картины по «Звездным войнам» и «Индиане Джонсу». Мне посчастливилось поработать с Fox над «Чужим» и «Хищником». Я с самого начала был поклонником этих фильмов, и мне было очень лестно и интересно участвовать в развитии этих вселенных.

Также я создал проект «Пустые земли» (Wasted Lands) , для которого придумал всех персонажей, сюжет и вообще весь мир. Недавно у меня вышел графический роман Wasted Lands Omnibus, и я очень надеюсь, что смогу рассказать еще немало историй об этом мире.

Расскажите нашим читателям о мире «Пустых землель».

Эта вселенная родилась около пятнадцати лет назад как составная часть более крупного проекта под названием Projected World («Спроектированный мир»). Это была видеоигра для персональных компьютеров, и, поскольку она появилась как раз в тот момент, когда начали завоевывать популярность консоли, она провалилась в продаже, и о ней быстро все забыли.

Но для меня мир, в создании которого я участвовал, не утратил привлекательности. Придуманные мной персонажи не шли у меня из головы, и я стал время от времени печатать отдельные рассказики в небольших издательствах, шаг за шагом расширяя картину мира. В 2000 году у меня появилась возможность опубликовать графический роман под названием Rail, который должен был стать первым из шести. Однако возникли трудности с издателем, и я решил временно свернуть проект. Пятнадцать лет спустя я наконец-то вернулся в этот мир - с обновленным энтузиазмом, поскольку меня поддержало множество людей. Я переделал оригинальный графический роман, добавил в него новые материалы и собрал все это под одной обложкой – в том самом омнибусе, что увидел свет в июле 2014 года. Думаю, для читателей он станет неплохим введением в мой мир.

Кроме того, мы работаем над настольной игрой с рабочим названием Rail: Iron Wars («Рельсы: Железные войны»), которая служит своего рода предысторией моего романа. Это стратегия, в ходе которой надо сражаться за ресурсы и железные дороги в пустынном краю. Отчасти это карточная игра - армии существуют в виде карт на руках. Другие игроки не знают, какими силами ты обладаешь, и, когда две армии сталкиваются на поле боя, численность и сила противника всегда оказываются сюрпризом. Все как в реальной жизни, и играть так гораздо интереснее, чем банально кидать кубик.

Также мы планируем выпустить несколько текстов, которые выйдут в электронном виде на Amazon и iTunes, подумываем о серии игрушек и другой сопутствующей продукции. Надеюсь, что я смогу поддерживать интерес читателей к миру «Пустых земель» достаточно долго, чтобы рассказать все истории, которые сочинил.

Я слышал, вы встречались с Джорджем Лукасом?

Да, благодаря работе с Lucasfilm мне посчастливилось несколько раз встретиться с Лукасом. Не секрет, что он большой поклонник искусства. Особенно ему нравятся иллюстраторы начала XX века - Норман Рокуэлл, Ньюэлл Уайет, Джозеф Лейендекер, Дин Корнуэлл и другие. Все эти художники потрясали и мое воображение, когда я только учился основам мастерства. Лукас много лет коллекционировал предметы искусства. Некоторые из своих работ я сперва предлагал для его коллекции и был очень польщен тем, что Лукас оценил мои заслуги перед Lucasfilm и купил несколько картин.

Вы ждете чего-нибудь особенного от новых фильмов? (Это интервью мы брали ещё до премьеры «Пробуждения Силы» - прим. МИРФ)

Знаете, нет. Я хочу пойти на них без ожиданий, с готовностью узнать и увидеть что-то новое. Я по-прежнему люблю «Звездные войны», но я не хардкорный фанат, который любит только оригинальную трилогию, или только приквелы, или только «Войны клонов», или только Расширенную вселенную. Это лишь истории, и я с огромным нетерпением жду возможности увидеть, что же придумал Джей Джей Абрамс. Я верю и в Lucasfilm, и в Disney, и в кино я пойду с расчетом получить удовольствие и посмотреть зрелищный приключенческий фильм, где наверняка будет и что-то знакомое, и что-то новенькое.

«В ожидании Инди». Одна из моих любимых статичных картин. Женщина держит шляпу и кожаную куртку и ждёт, когда вернётся Индиана Джонс.

Как вы стали рисовать иллюстрации для G.I.Joe**? (Культовая в США серия игрушечных солдатиков фирмы Hasbro, по ней снят фильм G.I. Joe - «Бросок кобры» - прим. МИРФ)

О, G.I. Joe. Я тогда жил во Флориде, и один мой друг делал миниатюрные скульптуры. Он разъезжал с ними по разным военным шоу, и люди съезжались поглазеть на его выставки. Среди них были и ребята из отдела разработок Hasbro. Мой приятель с ними подружился, и как-то раз один из них упомянул, что Hasbro ищет художника, который рисовал бы солдатиков G.I. Joe в виде настоящих, живых людей. Приятель порекомендовал меня, и я идеально им подошел. Следующие шесть лет я рисовал для Hasbro иллюстрации.

Как это работало? Ребята из отдела разработок придумывали новые модели игрушек, новое оружие или броню, чертили схемы и чертежи, но понятия не имели, как это будет выглядеть в реальном мире. И здесь в дело вступал я. Мне давали наработки, а я создавал на их основе реалистичную картинку. Ведь оружие, которое классно смотрится на бумаге, не всегда применимо в жизни.

Мои иллюстрации предназначались исключительно для внутреннего использования. Парни из отдела разработок использовали мои картины для презентаций, с которыми они ходили к начальству. Они показывали мои картины и говорили: «Вот как выглядит этот персонаж», затем показывали дизайн игрушки, а боссы потом говорили что-то типа «Вот этого и этого мы делаем, этих доработать, а об остальных и думать забудьте».

После того, как нужные персонажи уходили в разработку, а остальные – в утиль, необходимость в моих иллюстрациях исчезала, и их просто выбрасывали. Когда парни из художественного отдела об этом узнали, они буквально вытащили их из мусорной корзины и показали коллекционерам. Так и стало известно, что я делаю иллюстрации для G.I. Joe. В основном люди думали, что я рисую иллюстрации на упаковках с игрушками, ведь там обычно не указано имя художника.

Книга Rolling Thunder, вышедшая в 2010 году, охватывает всю вашу карьеру. Но говорят, что в ваших загашниках наберется материала еще как минимум на два таких же издания, причем материала, которого публика даже не видела.

Да, моя тридцатилетняя карьера выдалась насыщенной. Я сам поражаюсь, как много работы я успел проделать. Когда мы собирали материал для Rolling Thunder и я просматривал все эти наброски, папки, фотографии, слайды, я был просто в шоке от масштабов всего этого. Так что да, книга, в которой наберётся свыше двух килограммов искусства, содержит лишь треть от общего объема моих работ. И следующие книги, если они выйдут, сильно удивят фанатов.

Что вы можете посоветовать начинающим художникам?

Знаете, когда я читаю лекции подрастающему поколению, я всегда делаю упор на две вещи: настойчивость и терпение. Нельзя добиться идеала за одну ночь, нужно поставить перед собой цель и постепенно к ней продвигаться. С каждой новой работой уровень вашего мастерства растет, даже если вы недовольны получившимся результатом. Так что, если вы что-то любите, продолжайте этим заниматься. А если разлюбили, попробуйте себя в другой области.

Но продолжайте терпеливо трудиться каждый день. Нельзя рисовать час в неделю и рассчитывать добиться каких-то успехов. Этим нужно заниматься ежедневно, и в конце концов ваши усилия будут вознаграждены. Я считаю себя самым счастливым человеком на земле. Каждый день я просыпаюсь, гляжу на чистый кусок холста и создаю на нем целый мир. Каждый божий день. В мире нет работы лучше.

Искусство фэнтези и фантастики

Мастера фэнтези и фантастики

Наверняка все любители интересного чтения помнят, какой невероятный книжный бум был в России в 1990-е годы. Выходило огромное количество новых, никогда раньше не издававшихся или давно забытых книг. Особенно пышно расцвела научная фантастика и фэнтези - жанр, до этого в нашей стране почти неизвестный.

Но не меньше, чем сами произведения писателей, запоминались потрясающие иллюстрации к ним. Обложки книг заполонили мудрые седобородые волшебники, похожие на Гэндальфа, отважные Хайнлайновские пилоты космических кораблей, мускулистые варвары из Говардовских рассказов, очень человечные роботы Айзека Азимова, воинственные эротичные амазонки, космические пришельцы самых немыслимых форм (от маленьких милых пушистиков до огромных динозавров), величественные драконы, будто пришедшие из древних скандинавских легенд…

Конечно, в то время даже фанатам фэнтезийной и фантастической литературы имена авторов этих чудесных иллюстраций, как правило, были неизвестны, но их картины точно никого не оставили равнодушными. Сегодня творения Майкла Уэлана и Ровены Моррилл, Ларри Элмора и Фрэнка Фразетты, Бориса Вальехо (Валеджо) и Луиса Ройо - бесспорная классика фантастической иллюстрации, которая на слуху (и на виду) у всех.

Это они открыли для нас яркие, манящие фантастические миры. Каждая такая иллюстрация - сама по себе - самодостаточное произведение искусства. Колоритные, запоминающиеся персонажи, великолепные пейзажи были настолько живыми и правдоподобными, что просто невозможно было не верить в реальность их существования. Казалось, протяни руку и сможешь прикоснуться к ним. Наверняка многие усаживались за чтение книг благодаря иллюстрациям этих мастеров жанра.

Очень быстро картины иллюстраторов-фантастов сами стали самостоятельными объектами коллекционирования. Вначале распространялись на самопереписанных у друзей CD-дисках с галереями картин, а с развитием скоростного интернета стали гигабайтами качаться из всемирной паутины и обсуждаться на форумах.

Единственное, что огорчало (думаю, не только меня) при просмотре добытых галерей - это отсутствие (в большинстве случаев) названий и подписей, объясняющих, к какому произведению и какого автора относится очередная картина. Уж больно хотелось попасть в нарисованный художником мир (в качестве читателя), узнать побольше о приключениях уже полюбившихся по иллюстрациям персонажей.

К счастью, в последние годы подписанных картин в интернете стало гораздо больше. У себя на сайте мы тоже решили внести свой вклад в исправление ситуации. Названия самих картин и романов, которые они иллюстрируют, здесь указаны почти везде.

Художники - мастера фэнтези и фантастики




Борис Вальехо
(Валеджо) 18+

Луис Ройо 18+

Фрэнк Фразетта

Ларри Элмор

Джулия Белл

Смотрите также истории в жанре фэнтези, фантастики и ужасов, рассказанные языком фотографии, либо фотографии и художественного текста.