Литература конца XIX - начала XX века. Сочинение на тему: Человек и природа в пьесе Вишневый сад, Чехов А


Любое общество состоит из конкретных людей, они, в свою очередь, являются отражением этого общества, эпохи и ценностей, присущих тому времени. Люди придумывают идеологии и правила жизни и сами же вынуждены потом их соблюдать. Несоответствие своему времени всегда выбивает человека из социума, при этом обращая пристальное внимание окружающих на него самого. Проблему человека в обществе поднимают многие поэты, писатели, драматурги. Рассмотрим, как данную проблему решает Чехов в пьесе "Вишнёвый сад".

Антон Павлович пытался отразить общественные противоречия, связанные с изменениями в экономическом устройстве.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Например, Лопахин умело вливается в новую экономическую жизнь страны. Для него важнее всего - иметь деньги. Ермолая Алексеевича можно назвать своеобразным бизнесменом того времени. Он знает, как стоит обращаться с поместьем и вишнёвым садом, практичен, умеет управлять бюджетом, заработать деньги. Для получения большей выгоды Лопахин придумывает план: вырубить сад и разбить его на небольшие участки, которые можно сдавать в аренду. Такой предприимчивый делец и олицетворяет человека, умело адаптирующегося под условия окружающего мира, не упускающего возможности получше устроиться в новом обществе.

Противоположностью Лопахина является Раневская. Любовь Андреевна, привыкшая к жизни в достатке и даже роскоши, не может жить по средствам и, будучи полностью в долгах, всё равно продолжает жить на широкую ногу. Даже когда на продажу было выставлено её единственное оставшееся имение, она всё равно питается в ресторанах, раздаёт чаевые. А когда прислугу нечем было кормить, отдаёт золотой прохожему. Раневская не понимает, что для дворянина недостаточно иметь некий внешний лоск, ещё необходимо с умом пользоваться финансами и управлять имением. Это требует новое время.

Что же мы видим в итоге? Раневская разоряется окончательно, теряя свой вишнёвый сад, а Лопахин теперь богат, и он понимает, что скоро его состояние увеличится. Да, безусловно, нам жаль Любовь Андреевну, но время "раневских" ушло, и таким как она, нужно меняться, чтобы полноценно существовать.

Общество порой жестоко. Чтобы жить в нём хорошо и достойно, нужно стараться быть энергичным, целеустремлённым и, конечно, прогрессивным, ведь сам мир меняется каждый день, а мы должны ему соответствовать.

Обновлено: 2018-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Одна из особенностей пьес А.П.Чехова заключается в том, что в них постоянно переплетаются два временных плана. Сценическое время, как правило, представляет небольшой отрезок. В пьесе «Вишневый сад» это несколько месяцев: с мая по октябрь. Но для понимания проблем, раскрывающихся в чеховских драмах, гораздо большее значение имеет вне-сценическое время. Все, происходящее на сцене, по замыслу Чехова, является лишь отдельным звеном в длинной причинно-следственной цепи явлений, истоки которых кроются в далеком прошлом. Так создается ощущение вечно текущей жизни, меняющей мировосприятие человека и реальность вокруг него. А вместе с тем возникает более широкий план повествования, позволяющий соотносить конкретную человеческую судьбу с движением истории.
В пьесе «Вишневый сад» в первом действии Гаев говорит, что книжный шкаф в их имении «сделан ровно сто лет тому назад». Таким образом, внесценическое время простирается с рубежа XVIII-XIX по рубеж XIX-XX веков. Век Екатерины II, предоставившей дворянству различные «вольности», в том числе и отмену обязательной службы, положил начало развитию и расцвету провинциальных имений. Но предки Гаева и Раневской, благоустраивая родовое гнездо и закладывая рядом с домом огромный сад, которому впоследствии суждено будет стать главной достопримечательностью уезда, заботились вовсе не об удовлетворении эстетических потребностей. Для этого при крупных поместьях существовали парки. Фруктовые же сады в то время имели, как правило, хозяйственное значение. Они, как и крепостные, работали на своих владельцев, нередко становясь выгодной доходной статьей. Продукция сада шла на домашние нужды и на продажу. Старый слуга Фирс вспоминает, как «вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, <…> и, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!». Отмена крепостного права сделала громадный сад, лишившийся даровых рабочих рук, нерентабельным. И дело не только в том, что использование наемного рабочего труда не окупилось бы. За полвека сменились и вкусы, и традиции бытовой культуры. В чеховском рассказе «Невеста» маринованная вишня как приправа к горячим блюдам упоминается в качестве старинного бабушкиного рецепта, по которому готовят в доме Шуминых. Но главным образом в первой половине XIX века садовая и лесная ягода, как и яблоки, использовалась для приготовления варенья - традиционного в то время десерта, а также домашних наливок, которые были в большом употреблении даже в столичных богатых домах. Так, приятель А.С.Пушкина С.А.Соболевский, поселившийся в Москве, в одном из стихотворений, адресованных С.Д.Нечаеву, рассказывал, с каким вожделением ожидали друзья возвращения Нечаева из имения, откуда он привозил домашние соленья, варенья и вина для щедрых московских застолий:
Облизывать мы будем губки,
Припасы разъедим все в пух
И осушим с наливкой кубки..?
Не случайно, видимо, хлебосольная Москва являлась одним из главных потребителей урожая вишневого сада. Провинция же покупных вин почти вовсе не знала. Интересный материал дают сохранившиеся в архивах описи провинциальных дворянских и купеческих хозяйств. Например, в описи имения купца Ф.И.Семизорова из города Елатьмы упоминается фруктовый сад при доме и в кладовом амбаре - несколько бочонков с ягодными и яблоневыми наливками2.
В пореформенную эпоху варенье уже было не в почете, подавать его гостям считалось чуть ли не признаком мещанского вкуса, а старинные наливки были вытеснены винами загра¬ничного и российского производства, продававшимися в любой глухомани. Как показывает Чехов, теперь даже слуги знали толк в марках покупного вина. Лопахин для проводов Гаева и Раневской купил бутылку шампанского на вокзальной станции, но лакей Яша, отпробовав его, заявил: «Это шампанское не настоящее, могу вас уверить».
Раневская, готовая схватиться за любую соломинку, чтобы спасти имение, заинтересовалась старинным рецептом сушеной вишни, дававшим некогда баснословные доходы: «А где же теперь этот способ?» Но Фирс разочаровал ее: «Забыли. Никто не помнит». Однако если бы даже рецепт случайно отыскался, он не помог бы хозяевам вишневого сада. Его и забыли-то потому, что в нем давно уже не было надобности. Лопахин просчитал ситуацию по-деловому: «Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает».
В первом действии упоминается, что Гаеву пятьдесят один год. То есть во времена его юности сад уже утратил свое экономическое значение, и Гаев с Раневской привыкли ценить его прежде всего за его неповторимую красоту. Символом этой щедрой природной красоты, которую невозможно воспринимать с точки зрения доходности, становится букет цветов, в первом действии внесенный из сада в дом в ожидании приезда хозяев. По мнению Чехова, гармоническое единение с природой - одно из необходимых условий человеческого счастья. Раневская, вернувшаяся в дом, окруженный расцветшим весенним садом, словно и сама молодеет душой, вспоминая: «В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось со мною каждое утро…» Она и теперь приходит в радостное восхищение: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…» Аня, уставшая от долгой дороги, перед сном мечтает: «Завтра утром встану, побегу в сад…» Даже деловитая, вечно чем-то озабоченная Варя на минуту поддается обаянию весеннего обновления природы: «…Какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!» Гаев, в какой-то мере свыкшийся с мыслью, что построенный предками дом, возможно, пойдет с молотка, в то же время не способен представить себе, чтобы человека можно было лишить природной благодати, дарованной ему Богом, также выставив ее на аукцион: «Да и сад продадут за долги, как ни странно…»
Капиталистический уклад, сменивший крепостническое хозяйствование, оказался к природе еще беспощадней. Если в прежние времена владельцы усадеб разводили сады и устраивали парки, то новые хозяева жизни, стремясь урвать сиюминутную выгоду, энергично вырубали леса, бесконтрольно истребляли лесную дичь, губили реки стоками многочисленных фабрик и заводов, наперегонки выраставших по их берегам. Недаром в написанной ранее чеховской пьесе «Дядя Ваня» доктор Астров с горечью говорит: «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи <…>. Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее». Сады вновь стали расцениваться лишь как коммерческое предприятие. В рассказе Чехова «Черный монах» владелец имения Песоцкий чудесные цветы и редкостные растения, производившие на Коврина «сказочное впечатление», «презрительно обзывал пустяками». Всю свою жизнь он посвятил фруктовому саду, который «приносил Егору Семеновичу ежегодно несколько тысяч чистого дохода». Но вместо того чтобы дарить светлую радость, сад стал для Песоцкого постоянным источником тревог, огорчений, гневного раздражения. Даже судьба единственной дочери волнует его меньше, чем будущность своего доходного дела.
Лопахин тоже смотрит на природу лишь с точки зрения деловой выгоды. «Местоположение чудесное…» - хвалит он имение Раневской. Но это потому, что рядом река и железная дорога. Красота сада его не трогает, он уже подсчитал, что прибыльнее будет его вырубить и сдавать земельные участки в аренду под дачи: «Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину…» Лопахин даже не понимает, насколько бестактны и жестоки его рассуждения об уничтожении сада в то время, как Раневская так радуется встрече с ним. Точно так же в финале пьесы он даже не подумал о том, что не следовало бы начинать вырубку сада на глазах его бывших хозяев, готовящихся к отъезду. Для Лопахина, как и для Песоцкого, дары природы, из которых нельзя выжать солидной прибыли, тоже «пустяки». Правда, он может вспоминать с восторгом, как цвел его мак, посеянный на тысяче десятин. Но это запомнилось ему лишь потому, что на продаже мака он «заработал сорок тысяч чистого», «Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч…» - с удовольствием вновь повторяет он. Даже тихий и солнечный осенний день вызывает у него лишь деловые ассоциации: «Строиться хорошо».
Раневская и Гаев, на первый взгляд, такие беспомощные и непрактичные в том, что касается устройства их жизни, в нравственном отношении неизмеримо глубже Лопахина. Они понимают, что есть высшие ценности на земле, на которые недопустимо поднимать руку даже ради собственного спасения. Недаром они молчат, когда Лопахин толкует о необходимости снести их старый дом, чтобы освободить место для дач (на это они бы еще могли решиться), но дружно вступаются за сад. «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад», - говорит Раневская. «И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад», - подхватывает Гаев. Для них это уже более, чем их собственность, это прекрасное творение природы и человеческого труда, ставшее достоянием всего уезда, самой России. Лишить этого окружающих - все равно что обокрасть их. Для Чехова же участь вишневого сада, падающего под лопахинским топором, трагична еще и потому, что сам автор был уверен: взгляд на природу с коммерческой точки зрения чреват для человечества большими бедами. Недаром в пьесе упоминается имя английского ученого Г.Т.Бокля. «Вы читали Бокля?» - спрашивает Епиходов Яшу. Реплика повисает в воздухе, и за этим следует пауза. Получается, что этот вопрос адресован и зрителям, которым автор дает время вспомнить труд Бокля «История цивилизации в Англии». Ученый доказывал, что особенности климата, географической среды, природного ландшафта оказывают огромное влияние не только на нравы и взаимоотношения людей, но и на их общественную жизнь. Разделял эту точку зрения и Чехов, писавший 18 октября 1888 года А.С.Суворину: «Леса обусловливают климат, климат влияет на характер людей и т.д., и т.д. Нет ни цивилизации, ни счастья, если леса трещат под топором, если климат жесток и черств, если люди тоже жестки и черствы…» Это убеждение стало основой пьес Чехова «Леший» и «Дядя Ваня». В «Вишневом саде» отголоски учения Бокля слышатся в неумелом рассуждении Епиходова: «Наш климат не может способствовать в самый раз…» По чеховскому же убеждению, это современный человек не может соответствовать гармоничным законам природы, бездумно нарушая складывавшееся веками экологическое равновесие, а это может привести к самым гибельным последствиям. Настал момент, когда человек во имя своего будущего должен стать не эгоистом - алчным потребителем, а заботливым хранителем, помощником природы, способным к сотворчеству с ней. Благодатное единство человека и окружающих его прекрасных ландшафтов, ранее доступное лишь социальной элите, по мнению Чехова, должно стать доступным для всех. В пореформенной России конца XIX века то и другое привело лишь к тому, что преуспевающий Лопахин, изначально наделенный «нежной душой», превратился в «хищного зверя». И на собственном примере убедившись, что миллионное состояние не является залогом подлинного счастья, затосковал: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…» Недаром Трофимов призывает к тому, чтобы для людей вся Россия стала садом, и Аня мечтает: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»
В «Вишневом саде» состояние природы становится лирической параллелью переживаниям героев. Действие пьесы начинается весной, и расцвет природы созвучен радостному настроению вернувшейся домой Раневской и возникшим надеждам на спасение имения. Однако в ремарке говорится о холодных весенних утренниках, угрожающих цветущему саду, И вместе с тем возникает тревожная нота: «В августе будут продавать имение…» Второе и третье действия происходят вечером. Если в ремарке первого действия говорится: «…скоро взойдет солнце…», - то в ремарке второго указывается: «Скоро сядет солнце». И вместе с тем словно мгла опускается на души людей, все явственней осознающих неотвратимость нависшей над ними беды. В последнем действии осенний холод и в то же время ясный, солнечный день соответствуют драматическому прощанию Гаева и Раневской с родным домом и радостному оживлению Ани, вступающей в новую жизнь со светлыми надеждами. Тема холода, видимо, не случайно становится в пьесе своеобразным лейтмотивом. Она появляется уже в ремарке, открывающей первое действие: «…в саду холодно…» Ремарка подкрепляется словами Епиходова: «Сейчас утренник, мороз в три градуса». Варя сетует: «Как холодно, у меня руки закоченели». Второе действие развертывается летом, но Дуняше зябко и она жалуется на вечернюю сырость, Фирс приносит Гаеву пальто: «Извольте надеть, а то сыро». В финале Лопахин определяет: «Градуса три мороза». Извне холод проникает и в нетопленый дом: «Холодно здесь чертовски». На фоне происходящих событий тема холода начинает восприниматься как некий символ неуютности отношений в человеческом мире. Вспоминаются слова героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»: «А ведь так жить холодно».
Для Гаева и Раневской окружающий пейзаж, как и каждый уголок дома, хранит память о былом. Гаев говорит: «Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь…» А Раневская вдруг вьяве увидела в саду призрак прошлого: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье! (Смеется от радости.) Это она», И Гаев, нисколько не удивленный этой репликой, с какой-то доверчивой надеждой спрашивает: «Где?» Но оказалось, что Раневской все это лишь почудилось: «Направо, на повороте к беседке, белое дерево склонилось, похоже на женщину…» Петя тоже ощущает здесь дыхание прошлой жизни, но ему видится иное, он говорит Ане: «…неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…» Сад помнит и тех крепостных, трудами которых он был выращен.
В каждой пьесе Чехова непременно есть водоем. Это не просто признак усадебного ландшафта. Озеро в «Чайке» или река в «Вишневом саде» таинственными связями соединены с судьбами героев, В реке утонул единственный сын Раневской Гриша. Сама Раневская считает, что это не просто роковая случайность, «это было первое наказание», ниспосланное свыше за ее не вполне добродетельную жизнь, В гибели продолжателя древнего, некогда состоятельного дворянского рода, будущего наследника поместья действительно ощущается нечто символическое, но относящееся не только к судьбе Раневской. Это словно предвозвестие закономерного конца дворянских гнезд, веками существовавших, по словам Пети, «на чужой счет», напоминание о неотвратимом возмездии за сословные, социальные грехи дворянства, у которого нет будущего. И в то же время к реке уходят Петя и Аня, чтобы мечтать там об иной жизни, в которой каждый человек станет «свободным и счастливым». Получается, прав Гаев, произносивший панегирик «дивной» природе: «…ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь…» Сам образ реки по устоявшейся литературной традиции переосмыслялся как символ неумолимо текущего исторического времени, подчиняющего себе человеческие судьбы. В фольклорной же поэтике образ реки часто связывался с темой любви, с поисками суженого. И хотя Петя утверждает: «Мы выше любви», - но по всему чувствуется: в то время, когда они с Аней уединяются у реки в лунную ночь, их молодые души соединяет не только мечта о лучшем будущем России, но и то невысказанное, в чем они стесняются признаться даже себе.
Во втором действии пейзаж, детально описанный в ремарке, настраивает героев и зрителя на глубокие философско-исторические размышления: «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле нее колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую погоду». Заброшенная часовня, могильные плиты наводят на мысль об ушедших поколениях, о хрупкой мимолетности человеческой жизни, готовой бесследно исчезнуть в бездне вечности. И словно продолжение элегических мотивов декорации звучит монолог Шарлотты. Это - тоска одинокой души, потерявшейся во времени («…я не знаю, сколько мне лет…»), не ведающей ни цели, ни смысла своего существования («откуда я и кто я - не знаю»). Как стерлись на старых плитах имена некогда живших здесь людей, так стерлись в памяти Шарлотты образы близких («кто мои родители, может, они не венчались… не знаю»). В этом действии участвуют все герои пьесы, и все они оказались в поле, между виднеющейся усадьбой с вишневым садом и городом. В символическом переосмыслении - это рассказ о России, стоящей на историческом перепутье: еще не изжиты до конца патриархальные традиции прежних времен, а «на горизонте» - новая буржуазная эпоха с процессами урбанизации, с развитием технического прогресса («ряд теле¬графных столбов»). И на этом фоне раскрываются два уровня человеческого мировосприятия. Одни, погруженные в сугубо личные, повседневные заботы, живут бездумно, напо¬миная бессмысленных насекомых. Не случайно в высказываниях Епиходова сначала возникают упоминания о «пауке», «таракане», а в третьем действии прозвучит уже прямое уподобление: «Вы, Авдотья Федоровна, не желаете меня видеть… как будто я какое насекомое». Но сродни «насекомым» оказываются и Гаев с Раневской. Недаром возникший во втором действии разговор о происходящих в России процессах их не трогает. Раневская, в сущности, равнодушна даже к судьбам родной и приемной дочерей, не говоря уже о судьбе своей родины, которую она покинет без сожаления. У других героев открывшиеся их взорам бескрайние земные просторы вызывают раздумья о предназначении человека на земле, о соотнесении кратковременной человеческой жизни и вечности. А вместе с этим возникает и тема ответственности человека не только за то, что происходит вокруг него, но и за будущее новых поколений. Петя утверждает: «Человечество идет вперед, совершенствует свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». В этом контексте образ источника (колодца), возле которого находятся герои, ассоциируется с представлением о томящей их духовной жажде. Даже в Лопахине вдруг заговорила его исконная, мужицкая натура, требующая воли, простора, богатырского дела: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны по-настоящему быть великанами». Но когда он пытается представить конкретное, социальное выражение своей мечты, то его мысль не идет дальше примитивного варианта собственника-обывателя, хозяйствующего на своем маленьком участке. А ведь это - та же жизнь «насекомого». Вот почему Лопахин с интересом вслушивается в рассуждения Пети. Оказывается, и работает Лопахин неустанно вовсе не из одного желания обогащения, а, мучаясь тем, что, как и Шарлотта, потерялся во времени и не может смириться с бессмысленностью и бесполезностью своей жизни: «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».
Природа - это и вечная тайна. Неразгаданные законы мироздания волнуют героев Чехова. Трофимов размышляет: «…Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы». И как подтверждение возможности того, что обычно представляется невозможным, вдруг раскрывается редкий дар гувернантки Шарлотты, вызвавшей изумление гостей Раневской способностью к чревовеща¬нию. Странные совпадения, соединяющие, казалось бы, далекие друг от друга явления, создали целый свод народных поверий и примет. Фирс вспоминает, что перед объявлением «воли», подорвавшей благополучие поместья, в доме обратили внимание на приметы, обычно предвещающие несчастье: «…И сова кричала, и самовар гудел бесперечь», И сами герои сталкиваются с непонятным, встревожившим их явлением. В поле, как только село солнце, в темноте «вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Каждый из героев по-своему пытается определить его источник. Лопахин, мысль которого занята одними делами, считает, что это далеко в шахтах сорвалась бадья. Гаев думает, что это крик цапли, Трофимов - филина. (Тут-то и выясняется, что Гаев и Трофимов, несмотря на все их различия, одинаково мало знают природу и не умеют наверняка различать голоса птиц.) Однако все высказанные предположения о природе странного звука исключаются, когда он вновь раздается в финале, днем, в комнатах покинутого усадебного дома. И автор не собирается прояснять эту загадку. Словно зрителю дано услышать, как рвутся невидимые связи времен. И трудно предугадать, чем обернется это для каждого из героев. Пьеса не случайно открывается темой весны. По мысли Чехова, все в мире объединено едиными, универсальными порядками, и если в природе существует непреложный закон вечного обновления, то и в человеческом обществе рано или поздно должны проявиться аналогичные законы.
Таким образом у Чехова природа и история оказываются созвучными, пересекающимися понятиями. Потому и судьба вишневого сада становится символическим переосмыслением исторических судеб России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Из бумаг С.Д.Нечаева // Русский ар¬хив. — 1894. — Кн. 1. — С. 115.
2ФИЛИППОВ Д.Ю. Провинциальный ку¬печеский мир: Бытовые зарисовки // Рязанская вивлиофика. - Рязань, 2001. - Вып. 3. — С. 49, 52.

Грачева И.В. Литература в школе №10 (..2005)

Научный руководитель: Барнашова Елена Вячеславовна , канд. филол. наук, Кафедра теории и истории культуры НИ ТГУ, Россия, г. Томск


Аннотация.

Данная статья посвящена изучению мироощущения и внутреннего мира человека переломной эпохи конца XIX- начала XX века. Для раскрытия этой темы автор использует анализ произведения А.П. Чехова «Вишневый сад». Эта пьеса была выбрана не случайно, именно в ней писатель наиболее полно раскрывает настроение человека кризисной эпохи, а также дается оценка общей атмосферы того времени.

Ключевые слова: А.П. Чехова, «Вишневый сад», мироощущение человека, эпоха конца XIX-начала XX вв., кризисное мировосприятие.

Данная тема является актуальной для XXI века, так как сейчас прослеживается созвучие эпох. Современный человек находится в похожем состоянии. Окружающая действительность показывает свою нестабильность, ценности быстро устаревают, появляются новые идеи, мнения, предпочтения, мир вокруг стремительно меняется каждую секунду. Исчезает уверенность в стабильном будущем. Как и в конце XIX века, человек не может найти опору, незыблемые идеалы, на которые он мог бы опереться. XXI столетие охватывает особая атмосфера томления, ожидания перемен, усталости от жизни. В связи с этим, автор статьи считает целесообразным изучение произведения А.П. Чехова «Вишневый сад» для выявления особого настроения этой кризисной эпохи и мировосприятия человека. И понимание атмосферы конца XIX-начала XX вв. даст возможность осознать процессы, происходящие во внутреннем мире современного человека.

Антон Павлович пишет пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, за год до своей смерти. Задумкой о новом произведении он делится в письме со своей женой О.Л. Книппер 7 марта 1901 г.: «Следующая пьеса, какую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу» . И уже летом 1902 года писатель четко определяет контуры сюжета, и придумывает заглавие для своей новой пьесы. Однако написание пьесы откладывалось из-за болезни Антона Павловича, но уже в июне 1903 года будучи на подмосковной даче в Наро-Фоминске писатель взялся за написание полноценного сюжета пьесы. И 26 сентября 1903 года пьеса была закончена.

Пьеса создается в непростое для страны время. Эпоха конца XIX-начала XX века ознаменовалась бурными изменениями во всех сферах общества. Общество раздирали противоречия, росли революционные настроения, особенно в среде рабочих. Обострялась социально-политическая обстановка в стране. Старые ценности теряют авторитет у простого народа. Революционные движения, выступая против старого, еще не могут ничего конкретного предложить взамен. Человек оказывается на перепутье.

И именно в это «смутное» время создается эта пьеса. Это последнее произведение, написанное Чеховым, отражает всю суть культурной эпохи того времени и то как себя ощущал в ней человек.

Это одна из самых интересных и самых обсуждаемых его пьес. До сих пор исследователи не пришли к единому мнению по поводу трактовки этого произведения, при каждом прочтении оно открывает новые смыслы и рождает новые интерпретации.

Сюжет данной пьесы является достаточно бытовым и обыденным. Однако ценность чеховского произведения совсем не в сюжете, а в тонком человеческом психологизме, с которым писатель показывает человека, его переживания и духовные искания. Создается и особая атмосфера произведения, она по сравнению с другими пьесами становится более угнетающей. Здесь мы уже не увидим мечты о счастливой жизни, какого-то чувства неудовлетворенности. В воздухе витает теперь ощущение обреченности. Именно в этом произведение Чехов особенно точно и тонко показывает переломную эпоху и человека, живущего в ней, который пытается найти опору, но никак не может это сделать. Персонажи не могут точно осознать, что их мучает, не могут выразить свои чувства. Они находятся в бесконечном поиске ответов на мучающие их вопросы.

Особенные отношения и между самими персонажами. Отчетливо показано недопонимание между ними. Герои как будто говорят на разных языках, вследствие этого появляются так называемые «параллельные диалоги», когда, например, Раневская и Лопахин разговаривают о продажи имения, помещица как будто не слышит, о чем говорит ее собеседник (или не хочет слышать), она говорит о своем прекрасном детстве, погружаясь в воспоминания она не замечает вокруг себя ничего.

Чехов, уходя от сословности, изображает людей с точки зрения восприятия ими окружающей действительности. И мы видим Лопахина, который смог подстроиться и выжить в этом изменившемся мире, но с другой стороны образ Раневской, человека, который не хочет и не может меняться, она не готова к переменам в своей жизни, и поэтому продолжает жить, как и прежде. В ее образе прочитывается особый страх перед будущим, она выглядит беззащитной и отчаявшейся. Следует отметить, что данный аспект не может быть привязан к социальным аспектам героев, так как тогда бы подчеркивался их статус, однако в пьесе вместо этого внимание акцентируется на душевных переживаниях.

Особое место в пьесе занимает образ Сада, он с одной стороны предстает некоторой метафорой жизни, идеалом, куда все стремятся попасть. Символично, что герои смотрят на сад лишь издалека. Но с другой стороны Сад - это образ прошлого, того счастливого беззаботного прошлого, где все было понятно. Где остались определенные авторитеты, незыблемые ценности, где жизнь текла ровно и размеренно и каждый знал, что ждет завтра. Поэтому Фирс говорит: «В прежнее время, лет сорок – пятьдесят назад вишню сушили…И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная…Способ тогда знали…» . Этот особый способ, секрет жизни, который позволял цвести вишневому саду, утерян и теперь непременно подлежит вырубке и уничтожению. Время движется вперед, изменяется окружающих мир, а значит и должен уйти в прошлое Сад. С ним очень трудно расставаться, но именно это и будет главным импульсом для развития настоящего, а вместе с ним и будущего.

Вместе с этим прослеживается проблема самоопределения человека в новом, постоянно меняющемся мире. Одни находят свое занятие (как Лопахин), другие (Раневская) все еще живут прошлым и бояться взглянуть в лицо будущему. Сначала она действительно боится расстаться с садом, однако после его продажи Гаев говорит: «До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже» , тем самым доказывая необходимость перемен.

Еще одним важным фактором становятся «случайные» звуки. Как, например, звук лопнувшей стрелы в конце. На мой взгляд это предположения о будущем самого автора. Всю пьесу росло напряжение, происходил внутренний конфликт человека с самим собой со своими старыми привычками предрассудками, ощущались неизбежные перемены, которые давили на человека, заставляли принимать его «верное» решение. Герои метались в поиске правды и не хотели ничего менять, но перемены медленно завладевали их жизнями. И в конце сад продан, все уехали, и мы видим пустую сцену слышим звук лопнувшей струны, ничего и никого не осталось, кроме Фирса. Напряжение разрешилось, оставив пустоту, которая призывает читателя увидеть в ней что-то свое. Чехов точно не знал, как будет выглядеть это «будущее», он не знал, что там будет, но он точно предчувствовал неотвратимые перемены, которые уже совсем близко, на столько близко, что мы уже слышим стук топора.

Таким образом, писатель стремился показать внутреннюю жизнь персонажа его чувства и эмоции, внешние бытовые аспекты были не так важны. И поэтому Чехов пытается уйти от обычных социальных характеристик персонажей, он старается более полно описать их внесословные черты. Например, личностные характеристики, индивидуализация речи, особые жесты. Еще одной особенностью «Вишневого сада» является то, что читатель не видит ярко выраженного социального конфликта, нет противоречий или столкновений. Новой становится и речь героев: они часто говорят «случайные» фразы, и при этом не слушают друг друга, ведут параллельные разговоры. Весь смысл произведения проявляется в совокупности этих мелких штрихов, недосказанных словах.

Герои предстают перед читателями так же реалистично, как в жизни, писатель показывает, что нет единственно верной правды, которая может быть принята всеми. У каждого своя истина, свой смысл и образ жизни, в который они искренне верят. Антон Павлович показал всю трагичность ситуации конца XIX начала XX века, когда человек стоял на перепутье. Рушились старые ценности и ориентиры, однако новые еще не были найдены и усвоены. Жизнь, к которой все привыкли, менялась, и человек чувствовал неотвратимое приближение этих перемен.

Библиографический список:

1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / гл. ред. Н.Ф. Бельчиков. – М. : Наука, 1980. – Т. 9: Письма 1900-март 1901. – 614 с.

2. Чехов А.П. Повести и пьесы / А.П. Чехов. – М. : Правда, 1987. – 464 с.

­Человек и природа

Во многих рассказах Чехова звучит обида за непорядок, установившийся в природе, и пьеса “Вишневый сад” не является исключением. Именно природа во многом помогала русским писателям понимать взаимосвязь и единство всего живого на земле, смысл жизненного предназначения. А тема цветущего весеннего сада проходила сквозь всю русскую литературу, не минуя работы Пушкина, Гоголя, Пришвина, Бунина и других писателей.

Совсем по-новому представляется природа в произведении Чехова “Вишневый сад”. На сей раз она становится

Не просто фоном для действий и разворачивающихся событий, а скорее их участником, таким образом, получая символическое значение.

Отношение к вишневому саду и его судьбе сказывается на нравственном облике каждого из героев пьесы, которых условно можно разделить на два лагеря. Первый лагерь состоит из людей старой закалки, берегущих память о саде, в котором выросло не одно поколение. К ним относятся Раевская с Дочерью, Гаев, старый и верный Фирс, Варя.

А ко второму лагерю можно отнести малообразованную гувернантку Шарлотту Ивановну, циничного лакея Яшу, помещика Симеонова-Пищика, который только

И делает, что просит у соседей деньги в долг. Для этих людей не существует прошлого. Им все равно продадут ли вишневый сад или разобьют его на участки для сдачи в аренду.

Отдельно ото всех изображена фигура Лопахина – человека, победившего свое крепостное прошлое. Этот деловитый купец является потомком бывших крепостных, но он своим трудом заработал себе непомерное состояние и стал уважаемым в округе человеком. Ему не безразлична судьба вишневого сада.

Для него он много значит – и хорошего, и плохого. Ермолай Алексеевич оказывается перед затруднительным выбором, который, решает всю его дальнейшую судьбу. С одной стороны, он хочет вытащить Раневскую Любовь Андреевну из долговой ямы, так как она всегда была к нему добра, и с самого детства он рос в ее окружении.

С другой стороны этот вишневый сад и все, что с ним связано, одним своим существованием напоминают Лопахину о его рабском прошлом. Сам он о сложившейся ситуации говорит: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась эта нескладная, несчастливая жизнь”. Его растерянность после покупки сада далеко не случайна. Он с болью в душе ощущает тяжесть своего нравственного преступления.

И когда он говорит, что не прочь дать “топором по вишневому саду”, это в нем говорят боль и горечь от сложившейся ситуации. Он прекрасно понимает, что для Раневской этот сад – воплощение не только красивой природы, но и родного дома. Однако другого выхода нет.

Примечательно то, что образ сада в пьесе неразрывно связан с белым цветом, а цветущие деревья символизируют чистоту, красоту и свет. С их вырубкой словно исчезает целая эпоха. Одна только Аня верит, что будет посажен новый сад “еще лучше прежнего”.

Законы природы неоспоримы: все, что уничтожено, обязательно возродится вновь. Не зря автор уделил столько внимания природе. О могуществе русских пейзажей известно испокон веков и никакие деньги не могли идти в сравнение с ними.

Мне кажется, именно эту идею Чехов хотел передать читателям, как на фоне вечной красоты природы разворачиваются несовершенные человеческие отношения.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Дом “Вишневый сад” – одно из самых известных произведений русского классика А. П. Чехова, которое он написал незадолго до смерти. Примечательно то, что он и сам выращивал сад в Мелихове, а в Крыму рядом со своим домом имел еще один прекрасный южный сад. Таким образом, сад для него, как и для его героев, много значил. […]...
  2. Жизнь и сад Пьеса “Вишневый сад” была написана Антоном Павловичем Чеховым незадолго до его смерти. Она пропитана горечью, предчувствием неминуемого и озабоченностью судьбой своей страны, своего дома, семьи, сада. Читая это произведение, мы понимаем, что под термином “вишневый сад” автор подразумевал всю страну. Так, один из ключевых героев, Петя Трофимов, восклицает: “Вся Россия – наш […]...
  3. ­Любовь к дому В произведении великого русского классика А. П. Чехова “Вишневый сад” центральное место отведено теме дома и родины. ­Подобно вишневому саду, павшему от рук топора, умирает потихоньку и бывшая родина. Или же если посмотреть с другой стороны, не умирает, а возрождается: на смену старому поколению приходит новое, молодое поколение, исполненное веры в счастливое […]...
  4. ­Проблема счастья О пьесах Чехова говорят, что их пробирает некое ощущение постоянного неблагополучия. И, действительно, даже самый невнимательный читатель заметит, что все герои, несмотря на разрешение проблем и очевидные перемены, остаются несчастными. В чем же проблема и что для этих людей счастье? Для кого-то счастье заключается в достижении любви, успеха, признания, справедливости, здоровья, материального благополучия, […]...
  5. ­Спор поколений Пьеса Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” необычна и удивительна. В отличие от других работ драматурга, она ставит в центр всех событий не человека, а лирический образ прекрасного вишневого сада. Он словно олицетворение красоты России былых времен. В произведении переплетаются сразу несколько поколений и, соответственно, возникает проблема разницы в мышлении, восприятии реальности. Вишневому саду […]...
  6. Здравствуй, новая жизнь Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в период существенных изменений в общественной жизни русского общества, а именно в самом начале двадцатого столетия. В воздухе чувствовалась надежда на новую жизнь, обещанную революционерами. Именно эту мысль хотел донести до читателей автор. Не последнее место в тематике произведения занимает вишневый сад и его […]...
  7. ­Нежная душа или хитрый зверь При создании своего последнего произведения Антон Павлович Чехов уделял большое внимание изображению главных героев и их социальной значимости. Одним из главных героев в пьесе “Вишневый сад” является Ермолай Лопахин – внезапно разбогатевший выходец из крепостных. Его отца знала Раневская, а сам Ермолай вырос у нее на глазах. Неудивительно, что именно […]...
  8. ­Кто из героев драмы тронул меня Пьеса “Вишневый сад” – одно из лучших произведений А. П. Чехова, показавшее драму русской интеллигенции в рамках отдельно взятой семьи. Владельцы поместья с вишневым садом люди из уважаемой и ранее состоятельной семьи – Раневская Любовь Андреевна и ее брат Гаев Леонид Андреевич. Помимо этих персонажей в пьесе задействованы семнадцатилетняя […]...
  9. Пожалуй, основным персонажем в пьесе является вишневый сад. Он дорог всем жителям имения, а особенно старшему поколению. Раневской и Гаеву сад напоминает о том времени, когда жизнь казалась веселой и безоблачной, о беззаботном детстве: Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, […]...
  10. Кого из героев называют недотепами? Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” была написана в 1903 году и считается одной из наиболее известных в русской литературе. Она сумела передать старые идеи в новом стиле и стала примером новаторства. Сам автор уверен, что человек в душе глубоко несчастен и беспомощен перед миром. По этой причине в пьесе […]...
  11. Основными Сочинение на темуми пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и Сочинение на тему будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России – в этом заключается […]...
  12. Пьеса “Вишневый сад” – последнее произведение А. П. Чехова. Ее называют пьесой о закате дворянской жизни и о расцвете мнимых и истинных хозяев России. Действие сцены происходит в имении главной героини произведения – Любови Андреевны Раневской. Именно она является одной из представительниц дворянского сословия, которые не смогли адаптироваться к новым условиям жизни, а именно к […]...
  13. Работу над “Вишневым садом” А. П. Чехов завершил в 1903 году. Начало века было переломным для России, начиналась переоценка традиционных ценностей. Аристократия разорялась и расслаивалась. На смену обреченному дворянству приходила предприимчивая буржуазия. Именно этот факт стал основой чеховской пьесы. В “Вишневом саде” представлены персонажи разных сословий, имеющих отличное мировоззрение. Умирающий класс дворянства представлен в образах […]...
  14. Для начала, давайте порассуждаем, что было бы, если сад не продали именно Лопахину. Давайте просто представим, что на торгах ни у кого не было денег, кроме тетки из Ярославля. Дом ушел бы за 15 тысяч, все стали бы радоваться. Но что дальше? Это немного скрасило бы финансовое положение семьи, т. к. грубо говоря, и дом […]...
  15. В середине 1890-х годов А. П. Чехов возвращается к драматургическим произведениям. И кажется, что в пьесе драматург пытается перенести основные принципы “объективной” прозы. Сюжетной остроте идет на смену внешне спокойное течение событий. Такими можно назвать многие пьесы Чехова. Но обратимся к комедии “Вишневый сад”. Здесь перед нами предстает достаточно банальная сюжетная картина, характерная для отражения […]...
  16. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова. В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой […]...
  17. Антон Павлович Чехов – великий драматург русской литературы. Этот писатель привнес много новизны. И прежде чем анализировать одну из его пьес, нужно сказать о том, что же именно было новым в творчестве Чехова. В первую очередь, его новаторство заключалось в том, что его пьесы строятся не на конфликте, а на глубоком анализе характеров героев, их […]...
  18. Пьесу “Вишневый сад” ее автор, известный русский писатель А. П. Чехов назвал комедией. Но с первых же строк произведения мы понимаем, что если это и комедия, то очень грустная. Ведь с самого начала становится понятным, что имение, в которое происходят все события, так же, как и его обитатели, обречено. Раневской, Гаеву, Ане и Варе не […]...
  19. “Вишневый сад” – последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Выработанные им новые стилевые принципы, новые “приемы” построения сюжета и композиции воплотились в этой пьесе в таких образных открытиях, которые возвысили реалистическое изображение жизни до широких символических обобщений, до прозрения будущих форм человеческих отношений в подспудных глубинах текущей […]...
  20. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”) “Вишневый сад” – последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно раз­мышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красо­ту и богатство. Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это […]...
  21. К сожалению, в современном мире люди все больше и больше отрываются от природы. Это грустно и неприятно, но в этом мало удивительного. Концентрация людей, которые проживают в городах, постоянно растет. В свою очередь, города представляют собой места с ограниченным количеством природы. Таким образом, человек отрывается от природы, начинает чувствовать себя чем-то другим, чем природа, хотя […]...
  22. “Вишневый сад” А. П. Чехова оставляет в душе неизгладимое впечатление. До конца пьесы читателя не отпускает чувство беспокойства и смятения. О чем же предупреждает писатель своим произведением? Мне кажется, авторская позиция выражена в самой идее произведения – неизбежности грядущих перемен как для поместного дворянства (на примере судеб аристократов Раневской и Гаева), так и для государства, […]...
  23. В пьесе “Вишневый сад” не прослеживается ярко выраженного конфликта. А. П. Чехов скрыл его за бытовыми трудностями действующих лиц. Ключевым образом драмы, несомненно, является сад, вокруг которого и развиваются события. Мысли и воспоминания героев пьесы связаны с вишневым садом. Действие происходит в конкретном имении, внешний конфликт автор заменил на драматизм переживаний сценических персонажей. Через описание […]...
  24. ­Человек и природа Роман Чингиза Айтматова “Плаха” посвящен философским проблемам добра и зла, а также извечному вопросу сохранения природы. Автор новаторски подошел к теме противостояния человека и природы. Он показал, как люди уничтожают невинных сайгаков в заповедниках Средней Азии, не жалея вертолетов, военных машин, автоматной пальбы. При этом они ни на секунду не задумываются о […]...
  25. Так, в “Трех сестрах” героини высказывают свои сокровенные желания и мечты “по поводу” приезда в город Вершинина, его знакомства с Андреем… Так, дядя Ваня произносит, точнее, выкрикивает свои исповедальные признания о даром прожитой жизни и стреляет в Серебрякова только – по видимости – потому, что тот предложил заложить имение. За этим выстрелом – накопившаяся годами […]...
  26. Тема природы – одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и описать его живо и с чувством. Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, […]...
  27. Многие авторы, так или иначе, затрагивали тему любви в своих произведениях. Эта тема никогда не перестанет быть актуальной. Не обошел ее своим вниманием и Антон Павлович Чехов. В его произведениях тема любви раскрывается глубоко и по-особенному, по Чеховски. Что же говорит нам о любви А. П. Чехов? Обратимся к героям пьесы “Вишневый сад”. Уже на […]...
  28. 1-й конкурс: “Кто это говорит?” Задание: Прочитайте выразительно отрывок, определите героя и дайте ему характеристику. 1. “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. (Пауза.) Подумайте… ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с […]...
  29. Самое страшное в жизни – это быть счастливым в прошлом. Вольтер В большинстве религий, у большинства народов есть понятие рая – места, куда попадают души тех, кто жил в соответствии с религиозными заповедями. Но для большинства людей это понятие гораздо шире и не связано со смертью. Что же мы называем раем? Иногда мы можем слышать […]...
  30. Большинство литературоведов, изучавших творчество известного русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова, отмечали одну из главных особенностей его произведений: безобразным и трагичным явлениям реальной жизни он старался противопоставить прекрасный и гармоничный мир природы. Лирический герой поэмы “Мцыри” становится жертвой беспощадных законов, в основу которых положена дисгармония, насилие, вражда и зло. Мцыри, волею судьбы еще ребенком […]...
  31. “Записки охотника” были событием в литературной жизни начала 50-х годов XIX в. Тургенев показал глубокую содержа­тельность и духовность русского крестьянина, разнообразие ха­рактеров, полнее всего проявляющихся на фоне пейзажа. Природа в “Записках…” выступает в нескольких функциях. Прежде всего Тургенев изображает природу, чтобы показать красоту России, ее величие и таинственность. Писатель создает лирические картины утра, восхода солнца, […]...
  32. ­Человек и природа Тема природы и таежных пейзажей занимает важное место в произведениях В. П. Астафьева. Не исключением стал и рассказ “Васюткино озеро”, в котором тринадцатилетний мальчик провел пять дней наедине с бескрайним лесом. Дедушка мальчика с детства учил его уважать законы тайги. Также он часто отмечал, что прогресс и цивилизация плохо отражаются на природных […]...
  33. А. П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы Чехова, наполненные тонким символизмом и жизненностью. Одним из самых лучших и известных произведений этого жанра считается “Вишневый сад”. Эта пьеса была написана в 1903 году, почти перед смертью писателя. В “Вишневом саде” Чехов раскрывает свои […]...
  34. “Вишневый сад”, несомненно, одна из лучших пьес А. П. Чехова. Здесь затронуты важные философские проблемы – мучительной гибели старого, прихода ему на смену нового, непонятного, угрожающего. Автор показывает драму русской жизни конца 19 века: вишневый сад, который является символом помещичьей России, попадает в руки предприимчивого купца. Так Чехов пытается понять и проанализировать переход от старых […]...
  35. Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Творчеству Михаила Пришвина характерна великая любовь к природе. В своих произведениях он нередко изображал взаимоотношения человека с природой, поведение человека в мире природы. В мире литературы этот писатель славится именно как певец радостной жизни природы. Сказка-быль “Кладовая солнца” не является исключением. В ней он также […]...
  36. План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: А) Что символизирует вишневый сад? Б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы А) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса “Вишневый сад”. Режиссеры все ищут в […]...
  37. Раневская Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”, помещица и хозяйка имения с вишневым садом. Несколько лет тому назад умер ее муж, а затем трагически погиб сын Гриша. После этого она поспешно уехала в Париж, оставив имение, слуг и приемную дочь Варвару. Там она купила дачу в Монтоне, которую впоследствии […]...
  38. Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: “… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения […]...
  39. Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова […]...
  40. Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова отмечали одну из характерных особенностей его поэтики: отвратительным, отрицательным явле­ниям реальной жизни поэт противопоставляет гармоничный, прекрасный мир природы. В обще­стве людей царят зло, вражда, насилие, дисгар­мония, и лирический герой поэмы “Мцыри” ста­новится жертвой этих беспощадных законов. Злою волею оторванный от родной земли, еще ребенком Мцыри осознает весь ужас своего поло­жения. […]...
Сочинение на тему: Человек и природа в пьесе Вишневый сад, Чехов

Человек – это неотъемлемая часть общества. Никто не может жить вне социума. Индивид сможет развиваться, показать свою индивидуальность только в коллективе. По моему мнению, именно окружение формирует человеческую личность. Каждому отдельному человеку приходится жить по общественным правилам, соблюдать моральные нормы общества. Но мир меняется, и общество не стоит на месте.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


На смену старым принципам, ценностям, старым традициям приходят новые. Всем ли по душе эти перемены? Каждый ли готов жить в новых условиях?

Проблема взаимодействия человека и общества волновала многих писателей, среди них и Антон Павлович Чехов. Его пьеса «Вишнёвый сад» описывает представителей разного времени. Каждое поколение резко отличается друг от друга. Я думаю, это связано как раз с динамично меняющимся обществом. В произведении описывается время, когда отменили крепостное право, дворянство уходит в прошлое, на смену приходит новое поколение с иными взглядами на жизнь. К сожалению, не все герои смогли приспособиться к новым условиям. Рассмотрим некоторых из них.

Раневская, хозяйка вишнёвого сада, является представительницей прошлого, уходящего помещичьего строя. Любовь Андреевна привыкла ни в чём не нуждаться. Она легкомыслена, тратит деньги на ветер, помогает прохожим (отдаёт золотой первому встречному), хотя сама на краю гибели. Прошлое является олицетворением самого лучшего в её жизни. Героиня живёт воспоминаниями, тем временем, когда она крепко стояла на ногах. Из-за своей привычки ссорить деньгами Раневская вся в долгах, она разорена.

В отличие от своей бывшей хозяйки Лопахин смог приспособиться к изменениям в общественной жизни. Ермолай Алексеевич был крепостным, он с детства привык к труду и работе. Это практичный, предприимчивый, трудолюбивый и упорный человек. Именно этими качествами характеризуются люди настоящего времени, к которому и относится герой. Лопахин смог встать на ноги, и сейчас он ни в чём не нуждающийся купец, готовый дать в долг.

А вот Фирс, представитель прошлого, как и Раневская не смог самостоятельно жить в изменившемся обществе. Он как был крепостным в имении Раневской, так и остался верной слугой для неё.

Теперь обратимся к поколению будущего. Это личности с революционными идеями. Петя, например, считает, что надо забыть о прошлом, уничтожить его, жить в настоящем и стремиться к будущему. Однако герои этого времени только философствуют, мечтают. Они ничего не делают для исполнения своих желаний.

Таким образом, я доказала, что общество не стоит на месте, оно меняется от одного поколения к другому. Но, к сожалению, не каждый человек может приспособиться к изменениям. Например, дворянство, привыкшее праздно жить и спускать всё впустую, так и осталось в прошлом. Те, кто умеет упорно работать, не умеющие стоять на месте, готовы идти со временем. Новые идеи в социум вносит будущее поколение. То есть можно утверждать, что общество движет молодёжь. Правда, хочется надеяться, что молодое поколение будет что-то делать, чтобы привести свои идеи в жизнь.

Обновлено: 2019-01-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.