Николай Заболоцкий. Кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика? Любовная лирика Заболоцкого Н.А

В 1956-1957 гг. поэт создает лирический цикл Последняя любовь, состоящий из 10 стихотворений. В них развертывается драматическая история взаимоотношений уже немолодых людей, чье чувство прошло нелегкие испытания. По словам А.В. Македонова, “это рассказ о каком-то несчастье, огромной душевной боли, разделившей любящих, временном разрыве; затем, после каких-то, также мучительных колебаний, происходит новое соединение и окончательное примирение...”.

В этих стихах далеко не все так просто и однозначно. Пожалуй, ни о чем здесь не сказано прямо, “открытым текстом”, и драма любви раскрывается прежде всего отраженно, через картины и образы природы, не только изнутри, но нередко и как бы глазами “человека со стороны”.

Глубоко личные любовные переживания неизменно проецируются на жизнь окружающей природы. В теснейшей связи с ней видится поэту то, что происходит в его собственном сердце. И потому уже в первом стихотворении простой “букет чертополоха” несет в себе отсветы Вселенной: “Эти звезды с острыми концами, / Эти брызги северной зари... / Это тоже образ мирозданья...” И одновременно это конкретнейший, пластический и одухотворенный образ уходящего чувства, неизбежного расставания с любимой женщиной: “...Где пучки цветов, кровавоглавы, / Прямо в сердце врезаны мое”; “И простерся шип клинообразный / В грудь мою, и уж в последний раз/ Светит мне печальный и прекрасный / Взор ее неугасимых глаз”.

И в других стихотворениях цикла наряду с прямым непосредственным выражением чувства (“Признание”, “Клялась ты - до фоба...”), оно возникает и отраженно - в пейзажных картинах, живых деталях окружающей природы, в которых поэту видится “целый мир ликованья и горя” и “чуть живое подобье улыбки твоей” (“Морская прогулка”, “Можжевеловый куст”).

Заглавное и, пожалуй, ключевое стихотворение цикла - “Последняя любовь” (“Задрожала машина и стала...”) . В нем есть элементы описания и повествовательности. Это своего рода фрагмент новеллы, рассказ-зарисовка о последней встрече-прощании двух влюбленных. Исследователи отмечали сюжетную и образную перекличку этих стихов с одноименным стихотворением Тютчева из “Денисьевского цикла” 1850-1860-х гг. и рассказом Чехова “Дама с собачкой”.

В стихотворении Заболоцкого действие развертывается на фоне осеннего пейзажа, еще пышно цветущей, но уже обреченной на увядание природы, смены времени суток (“Двое вышли в вечерний простор”), времен года (“Красота уходящего лета / Обнимала их сотнями рук”). Эти пространственно-временные образы в их пластически-живописной конкретике, динамике, психологической насыщенности отражают внутреннее состояние двух любящих: в том, как “трепетали созвездья огней” и “мотор трепетал тяжело”, слышен трепет их сердец. В ярких, ослепительных красках “уходящего лета” столь же отраженно передана вспышка их поздней, последней страсти:

Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут,
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.

При всей важности внутренних ассоциативных ходов, емкости образных деталей композиция стихотворения обладает строгой завершенностью. В финале вновь появляются возникшие уже в первой строфе машина и “утомленный работой шофер”, глазами которого, собственно, мы и видим эту краткую сцену последнего свидания влюбленных:

А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофер улыбался устало.
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни.
Что давно уж их песенка спета,
То, что, к счастью, не знали они.

В заключительных стихотворениях цикла (“Встреча”, “Старость”) драматическая жизненная коллизия разрешается и на смену мучительным переживаниям приходит чувство просветленности и умиротворения. Неугасим в памяти “животворный свет страданья” и мелькающий редкими зарницами “отдаленный слабый свет” счастья, но, главное, все самое тяжелое позади: “И только души их, как свечи, / Струят последнее тепло”.

Готовимся к анализу стихотворения

Задрожала машина и стала,Двое вышли в вечерний простор, И на руль опустился усталоИстомленный работой шофер.Вдалеке через стекла кабиныТрепетали созвездья огней.Пожилой пассажир у куртиныЗадержался с подругой своей.И водитель сквозь сонные векиВдруг заметил два странных лица,Обращенных друг к другу навекиИ забывших себя до конца.Два туманные легкие светаИсходили из них, и вокругКрасота уходящего летаОбнимала их сотнями рук.Были тут огнеликие канны,Как стаканы с кровавым вином,И седых аквилегий султаны,И ромашки в венце золотом.В неизбежном предчувствии горя,В ожиданье осенних минутКратковременной радости мореОкружало любовников тут.И они, наклоняясь друг к другу,Бесприютные дети ночей,Молча шли по цветочному кругуВ электрическом блеске лучей.А машина во мраке стояла,И мотор трепетал тяжело,И шофер улыбался устало,Опуская в кабине стекло.Он-то знал, что кончается лето,Что подходят ненастные дни,Что давно уж их песенка спета,-То, что, к счастью, не знали они.

Изобразительно-выразительные средства

Цикл стихотворений

Николай Заболоцкий

"Последняя любовь"

Цикл "Последняя любовь" (10 стихотворений), написанный в конце жизни поэта (1957) – это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем. Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле “Последняя любовь” чувства выплескиваются без оглядки…

В центре стихотворения – влюблённые: пожилой пассажир и его подруга. Мы не слышим их разговора, а видим, словно со стороны, глазами другого человека “два странных лица”. Эти лица – особенные: “обращённые друг к другу навеки и забывшие себя до конца”. Такая любовь – великий дар и великая трагедия: “ведь давно уж их песенка спета”. Мы понимаем, что это последняя любовь и последняя встреча перед расставанием навсегда. Вокруг праздник красок цветущей клумбы, но это только усиливает ощущение трагической развязки, её неизбежности.

От слова - к смыслу

Ключевые слова стихотворения:

Двое...... пожилой пассажир...... с подругой...

Обращеннх друг к другу...... забывших себя...... два света...... исходят от них...

В неизбежном предчувствии горя...... кратковременной радости море...

Наклонясь друг к другу...... Бесприютные дети ночей...

Молча...

Их песенка спета...... к счастью, не знали...

Николай Заболоцкий - поэт и философ, которого по праву называют одной из самых загадочных и парадоксальных личностей XX века. Он был известен в литературных кругах как талантливый переводчик и самобытный мастер художественного слова. В жизни же представлял собой человека весьма рассудительного и рационального. Однако анализ стихотворений Заболоцкого говорит о том, что автор этих произведений - натура чувствительная и чрезвычайно отзывчивая.

Творческий путь Заболоцкого был труден и тернист, как, впрочем, и жизнь прочих писателей и поэтов начала прошлого века. Сегодня наследие этого автора занимает видное место в литературе. Вопреки неблагоприятным историческим событиям, во время которых Заболоцкий начал свой путь в литературе, он смог ввести в русскую поэзию новые темы.

Периодизация творчества Заболоцкого

В творчестве этого поэта выделяют три периода. Все они существенно отличаются друг от друга сюжетами и темами. Анализ стихотворений Заболоцкого, созданных в 20-х годах, говорит о том, что первому периоду его творчества присущ критический взгляд на бездуховность мещанского мира. В своих ранних творениях русский поэт делал акцент на рельефности и неожиданности изобразительных средств.

На более позднем этапе для Заболоцкого важными стали темы природы. Окружающий мир для него был не чем иным, как живым существом, наделенным разумом. Как и другие поэты, одухотворенные революцией, поэт искренне верил в невероятную силу событий, предшествовавших зарождению нового советского государства. Они, по убеждению Заболоцкого, могли освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.

Главной темой в послевоенной лирике Заболоцкого стала человеческая душа. Чем отличается истинная красота от ложной? На этот вопрос стремился ответить поэт. Анализ стихотворений Заболоцкого, относящихся к позднему этапу, проясняет мнение автора относительно красоты человеческой души.

Что есть красота?

Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических. Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов. Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений. Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее.

Как мог он не видеть сокровище жизни своей?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Жена» дает представление о том, насколько важны для русского классика были женская любовь и верность. Образ любящей женщины в этом произведении - это олицетворение верности и преданности. Взгляд ее робкий и болезненный. Ходит она тихо, беззвучно, пока муж ее пишет. И не знал ни Гете, ни Данте столь смиренной и преданной любви.

Есть лица - подобья ликующих песен…

Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми. Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.

Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями. Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями. Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.

Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.

Душа обязана трудиться…

Для того чтобы понять идейное содержание поздних произведений поэта, необходимо сделать анализ стихотворения «Душа». Заболоцкий не дал произведению названия, но главным образом в нем стал внутренний мир человека, который поэт наделил некоторыми человеческими способностями. Душа, по его мнению, должна трудиться. Ведь душевная лень порождает эгоистичность, черствость и ограниченность. Заболоцкий полагал, что, делая себе поблажку, человек рискует утратить последнее и, быть может, главное в жизни. И даже тот, кто умудрен опытом и прошел немалый жизненный путь, должен непрерывно учить себя доброте, справедливости и состраданию. Важные философские вопросы, актуальные во все времена, поднимает анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…».

Лирика

Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.

К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад. Поэт некоторое время тесно общался с автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя. Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.

Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.

Пожалуй, не найти поэта, который не коснулся бы в своём творчестве темы любви. В произведениях различных авторов перед нами предстают разные лики этого чувства: любовь-счастье, любовь-страдание...

Стихотворный цикл Н.А. Заболоцкого «Последняя любовь» был завершён за год до смерти автора. На излёте жизни поэт пишет о бессмертной любви. Несмотря на жизненные испытания (а их на долю Н.А. Заболоцкого выпало немало), он не утратил интереса к тончайшим движениям души. Описывая в стихах любовные волнения своего лирического героя, поэт побуждает нас сопереживать этому чувству. Когда читаешь «Последнюю любовь» Заболоцкого, полностью погружаешься в мир, созданный поэтом, находишь много созвучного и своим чувствам.

Вместе с героями стихотворений мы проживаем целую жизнь — от юности до старости. В этой жизни есть всё: встречи, признания в любви, разлуки... Однако перед нами не повествование в чистом виде: поэт многое опускает, оставляя лишь самое значительное.

У лирических героев Заболоцкого нет имён: в стихах действуют Он и Она. Называя так героев, поэт подчёркивает символичность происходящего. Речь идёт о двоих, но одновременно и обо всех влюблённых. Главным героем, безусловно, выступает Он: от его лица ведётся рассказ. Сказочной героиней предстаёт Она в «Чертополохе », первом стихотворении цикла. Как заколдованная принцесса, в «высокой темнице», за решёткой ожидает героиня спасения. «Печальный и прекрасный взор её неугасимых глаз» светит герою, как бы указывая путь к темнице, где заточена «радость». Но не радость, а грусть звучит в этом стихотворении:

Но и я живу, как видно, плохо,

Ибо я помочь не в силах ей.

Между героями встала глухая «стена чертополоха». Несмотря на боль (в сердце герою врезается «шип клинообразный»), Он идёт сквозь «чертополох» к «радости»...

В «Морской прогулке », втором стихотворении цикла, герои оказываются рядом. Волна, идущая от белого глиссера, «высока и легка»: она заслоняет их от мира. Сказка продолжается. Волшебным, «диковинным», будто сон, предстаёт мир перед героями.

«Признание » — третье стихотворение цикла «Последняя любовь» Заболоцкого. Признание героя в любви воспринимается как глубоко интимное, и в то же время ему присуще нечто общечеловеческое — оно находит отклик в душе каждого (недаром эти стихи положены на музыку). Героиня, знакомая нам по «Чертополоху» и «Морской прогулке», становится ближе и лирическому герою, и читателю. Она по-прежнему «околдована», «словно в оковы закована», но это уже не сказочная красавица, а земная женщина. Появляются портретные черты: «очи тяжёлые», «брови восточные»... И всё же есть в её облике что-то загадочное, непостижимое для героя. Об этом говорят используемые автором метафоры и сравнения: «С ветром в поле когда-то обвенчана...», «Словно с тёмного неба сошедшая...», «Отвори мне лицо полуночное...».

Загадочная стихия красоты околдовывает героя. Он называет возлюбленную своей «драгоценной женщиной», «звездой сумасшедшей», «горькой, милой», «красавицей».

В четвёртом стихотворении «Последняя любовь » (оно дало название всему циклу) двое обращены «друг к другу навеки» и забыли «себя до конца». Но, предвещая разлуку, уходит лето их любви. Счастье, радость любви непродолжительны. Можно потерять и любовь, посланную на склоне лет...

Предчувствием разлуки наполнено пятое стихотворение цикла «Голос в телефоне ». Разлука только намечается, но становится свершившимся фактом в шестом стихотворении цикла: героиня оставила героя. Его переживания достигают предела:

И кричит душа моя от боли,

И молчит мой чёрный телефон.

Восторженной влюблённости свойственно клясться, но «счастья до гроба не будет». Вместе с болью к герою пришла мудрость: расставание и одиночество были неизбежны...

Но если любовь была, может ли она исчезнуть? Не затаивается ли она в нас, ожидая определённого часа? В седьмом стихотворении цикла она напоминает о себе герою «полумёртвым цветком». На картинах, мимо которых он проходит, цветы искусственные — «в лепестках акварели». А под ногами прохожих — настоящий цветок, пусть «полумёртвый», «без движенья», но живой! Любовь жива, только обернись назад, вглядись, не пройди мимо...

«Можжевеловый куст » — восьмое стихотворение цикла. Опять в грудь герою вонзается «смертоносная игла» любви. Чертополох, можжевеловый куст — образы-символы. Любовь ранит, но разве это останавливает нас? Герой идёт навстречу любви, его влечёт «чуть живое подобье улыбки» героини, что привиделось ему во сне «во мраке древесных ветвей». И зазвучала тема покаяния, прощения. Да, «облетевший садик безжизнен и пуст», но «простит тебя бог, можжевеловый куст!..».

За надеждой на новое свидание приходит сама встреча. Девятое стихотворение цикла так и названо — «Встреча ». Автор предваряет его эпиграфом из «Войны и мира» Л.Н. Толстого: «И лицо с внимательными глазами, с усилием, как открывается заржавевшая дверь, — улыбнулось...», — Наташа Ростова, пережившая чувство к Андрею Болконскому, полюбила Пьера Безухова.

Для героя и героини Заболоцкого открылась дверь в другую жизнь, в другой мир. Да, чтобы заново выстроить отношения, нужно приложить больше усилий, чем в первый раз, но любовь стоит этого. И вот уже «нежданное» счастье становится реальностью: «Снова из её глаз... хлынул свет — не свет, но целый сноп живых лучей, — не сноп, но целый ворох весны и радости...».

За разговорами, улыбками, восклицаньями «теперь горел неугасимый свет» — свет любви, свет её красоты, не увядающей с годами и горестями. На этот «неугасимый свет» летят мотыльки. К этому «неугасимому свету» тянется сердце человека. И ни к чему ворошить прошлое.

И, наконец, «Старость » — завершающее стихотворение цикла «Последняя любовь». К героям приходит осмысление счастья. Герои бережно хранят счастье любви, потому что они обрели его через боль и страдания. Испытав многое, Он и Она идут по жизни вместе, поддерживая друг друга. Как некогда, им снова легко, как некогда, «в одно единое навеки слились живые души их...».

Прочитав эти десять стихотворений, испытываешь чувство благодарности к поэту. Стихи Заболоцкого убеждают в том, что настоящая любовь всё-таки есть на свете, а если она ещё не посетила нас, не стоит отчаиваться — всё ещё впереди.

Николай Заболоцкий. Цикл “Последняя любовь”

Сегодня я хочу Вас познакомить с циклом стихов Николая Заболоцкого «Последняя любовь» (1956–1957), в который вошли 10 стихотворений поэта. Стихотворения изумительно лиричные, тонкие, живые размещены автором в цикле не точно по хронологии развития событий. Лучше всего мы знакомы с третьим стихотворением цикла, которое звучит для нас хорошо знакомой песней:

Зацелована, околдована,


Драгоценная моя женщина!

З накомы-то знакомы, но многие ли из нас могут наверняка назвать автора стихотворения, да ещё и название цикла, в который оно когда-то вошло?

Цикл этот , написанный в конце жизни поэта ( 07.05.1903 – 14.10.1958) – это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем. Только в 2000 году, сын поэта – Никита Заболоцкий, в интервью газете “Труд” открыл тайну этого цикла, отвечая на вопрос журналиста:

“Е. Константинова: Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле “Последняя любовь” чувства выплескиваются без оглядки…

Никита Заболоцкий: – Осенью 1956 года в семье Заболоцких произошел трагический разлад, основной причиной которого стал Василий Гроссман, автор знаменитого романа “Жизнь и судьба”. Поселившись в соседних корпусах на Беговой улице, Заболоцкие и Гроссманы быстро сблизились домами: дружили жены, дети, заинтересованно общались поэт и прозаик. Правда, отношения между этими слишком разными личностями были непростыми. Разговоры с Гроссманом, ядовито-ироничным, резким, всякий раз обращались к тому предмету, который растравлял старые душевные раны Заболоцкого, нарушал с трудом установившееся внутреннее равновесие, необходимое ему для работы. Екатерина Васильевна, как никто понимавшая состояние мужа, тем не менее не могла оставаться равнодушной к силе ума, таланту, мужскому обаянию Гроссмана. С их глубокой взаимной симпатией Заболоцкий мириться не мог. И в конце концов объявил: пусть Екатерина Васильевна уходит к Гроссману, а он найдет себе другую жену. 28 октября Заболоцкий позвонил почти незнакомой красивой молодой женщине из литературного круга – Наталии Александровне Роскиной – и попросил о встрече. Во время второго свидания сделал предложение. Но совместная жизнь не заладилась. Роскиной поэт посвятил нежно-трагическое стихотворение “Признание” (“Зацелована. Околдована…”). В первых числах февраля 1957 года они расстались. Заболоцкий погрузился в работу. А после разговоров с Екатериной Васильевной проникся убеждением, что пройдет время – и она вернется к нему. “Многие мои стихотворения, по существу, как ты знаешь, – писал отец маме в Ленинград 20 января 1958 года, – мы писали с тобою вместе. Часто один твой намек, одно замечание меняли суть дела… А за теми стихами, что писал я один, всегда стояла ты… Ты ведь знаешь, что ради моего искусства я всем прочим в жизни пренебрег. И ты мне в этом помогла”. В сентябре родители снова были вместе.” А в октябре Николай Заболоцкий ушёл из жизни…

Под катом все десять стихотворений:

1. Чертополох
2. Морская прогулка
3. Признание
4. Последняя любовь
5. Голос в телефоне
6. * * * (Клялась ты – до гроба)
7. * * * (Посреди панели)
8. Можжевеловый куст
9. Встреча
10. Старость

1. Чертополох

Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.

Эти звёзды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.

Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетённый из лучей,
Битвы неоконченной пыланье,
Полыханье поднятых мечей.

Это башня ярости и славы,
Где к копью приставлено копье,
Где пучки цветов, кровавоглавы,
Прямо в сердце врезаны моё.

Снилась мне высокая темница
И решётка, чёрная, как ночь,
За решёткой – сказочная птица,
Та, которой некому помочь.

Но и я живу, как видно, плохо,
Ибо я помочь не в силах ей.
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.

И простёрся шип клинообразный
В грудь мою, и уж в последний раз
Светит мне печальный и прекрасный
Взор её неугасимых глаз.

2. Морская прогулка

На сверкающем глиссере белом
Мы заехали в каменный грот,
И скала опрокинутым телом
Заслонила от нас небосвод.
Здесь, в подземном мерцающем зале,
Над лагуной прозрачной воды,
Мы и сами прозрачными стали,
Как фигурки из тонкой слюды.
И в большой кристаллической чаше,
С удивлением глядя на нас,
Отраженья неясные наши
Засияли мильонами глаз.
Словно вырвавшись вдруг из пучины,
Стаи девушек с рыбьим хвостом
И подобные крабам мужчины
Оцепили наш глиссер кругом.
Под великой одеждою моря,
Подражая движеньям людей,
Целый мир ликованья и горя
Жил диковинной жизнью своей.
Что-то там и рвалось, и кипело,
И сплеталось, и снова рвалось,
И скалы опрокинутой тело
Пробивало над нами насквозь.
Но водитель нажал на педали,
И опять мы, как будто во сне,
Полетели из мира печали
На высокой и лёгкой волне.
Солнце в самом зените пылало,
Пена скал заливала корму,
И Таврида из моря вставала,
Приближаясь к лицу твоему.

1956

3. Признание

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,
Словно с тёмного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжёлые,
В эти чёрные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

1957

4. Последняя любовь

Задрожала машина и стала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофёр.
Вдалеке через стёкла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у куртины
Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращённых друг к другу навеки
И забывших себя до конца.
Два туманные лёгкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофёр улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета, -
То, что, к счастью, не знали они.

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесён…
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой чёрный телефон.

1957

6. * * *

Клялась ты – до гроба
Быть милой моей.
Опомнившись, оба
Мы стали умней.

Опомнившись, оба
Мы поняли вдруг,
Что счастья до гроба
Не будет, мой друг.

Колеблется лебедь
На пламени вод.
Однако к земле ведь
И он уплывёт.

И вновь одиноко
Заблещет вода,
И глянет ей в око
Ночная звезда.

1957

7. * * *

Посреди панели
Я заметил у ног
В лепестках акварели
Полумёртвый цветок.
Он лежал без движенья
В белом сумраке дня,
Как твоё отраженье
На душе у меня.

1957

8. Можжевеловый куст

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Лёгкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

1957

10. Старость

Простые, тихие, седые,

Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотёмна.

Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят.

В неясной мгле существованья
Был неприметен их удел,
И животворный свет страданья
Над ними медленно горел.

Изнемогая, как калеки,
Под гнётом слабостей своих,
В одно единое навеки
Слились живые души их.

И знанья малая частица
Открылась им на склоне лет,
Что счастье наше – лишь зарница,
Лишь отдаленный слабый свет.

Оно так редко нам мелькает,
Такого требует труда!
Оно так быстро потухает
И исчезает навсегда!

Как ни лелей его в ладонях
И как к груди ни прижимай, –
Дитя зари, на светлых конях
Оно умчится в дальний край!

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, –
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.

Теперь уж им, наверно, легче,
Теперь всё страшное ушло,
И только души их, как свечи,
Струят последнее тепло.

1956

Заболоцкий Н.А.
Избранное. Кемерово. Кемеровское книжное издательство, 1974